УДК371: 351
Иванов Александр Степанович
Соискатель кафедры педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университет имени И.Я.Яковлева, Чебоксары
Петрова Татьяна Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор Чувашского государственного педагогического университет имени И.Я.Яковлева, [email protected], Чебоксары
о модели программы реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений
Аннотация. В статье раскрываются особенности реструктуризации муниципальной образовательной системы, которая включает несколько обязательных стадий. Эти стадии соответствуют тем общим представлениям, которые детерминированы процессным подходом с точки зрения технологической, но содержательно имеют специфику, характерную для разработки проектов, рассматриваемых как способ управления изменениями в таких сложных социальных системах, как муниципальная образовательная система, региональная образовательная система. Авторы отмечают, что при разработке модели программы важно, чтобы модель отразила семь опорных признаков реструктуризации, структурные и функциональные компоненты проекта, характеристики и особенности образовательной системы как объекта воздействия и изменений. Сопоставление опорных признаков реструктуризации и структурных и функциональных компонентов программы/проекта реструктуризации образовательной системы (ОС) представлены в табличной форме. В процессе исследования были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы, синтез и сравнение, моделирование и проектирование, научные подходы к изучению и обобщению опыта работы по обозначенной проблеме.
Ключевые слова: проект, программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, моделирование и проектирование, опорные признаки реструктуризации, структурных и функциональных компоненты реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Чувашской Республики.
Ivanov Alexander Stepanovich
Competitor of the Chair of Pedagogical Sciences and Yakovlev-knowing Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev, Cheboksary
Petrova Tatyana Nikolaevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pro-rector for Research and Innovation, Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev, [email protected], Cheboksary
about the model of the restructuring program for the secondary schools network
Abstract. The article reveals the features of the municipal educational system restructuring which includes several mandatory stages. These stages correspond to the general concepts that are determined by the process approach in terms of technology, but the content has the specificity typical for projects development, considered as a way to manage changes in such complex social systems as a municipal education system and regional educational system. The authors note that when developing the program it is important to model reflected the seven reference signs of restructuring, structural and functional components of the project, characteristics and features of the educational system as an object of influence and change. Comparison of reference signs of restructuring and structural and functional components of the program\project of restructuring the educational system are presented in tables. During the research we used the following theoretical and empirical methods: the analysis of scientific literature, synthesis and comparison, modeling and projection, scientific approaches to the study and generalization of experience on the problem.
Keywords: project, restructuring program for the secondary schools network, modeling and projection, reference signs of the restructuring, structural and functional components of the restructuring for the secondary schools network in the Chuvash Republic.
Модернизации региональной системы общего образования в основе своей строится на изменениях, которые претерпевают муниципальные системы образования. Для осуществления задуманных преобразований муниципальные органы управления образованием разрабатывают программу реструктуризации. Именно посредством разработки и реализации в последующем такой программы муниципальные органы управления образованием стремятся преодолеть ряд проблем, которые препятствуют развитию образовательной системы, выстроить видение будущей муниципальной образовательной системы.
В процессе исследования были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы, синтез и сравнение, моделирование и проектирование, научные подходы к изучению и обобщению опыта работы по обозначенной проблеме.
В ряде статей Т. И. Пуденко отмечает особенности органов управления образованием муниципальных образовательных систем, которые осуществляют управленческую деятельность на стыке отраслевых и территориальных интересов; представляют и отстаивают разносторонние интересы - своего ведомства. территории, образовательных организаций, свои собственные (так как тоже являются своеобразной организацией). Это порождает множество проблем, которые Т. И. Пуденко условно объединяет в пять групп [1, 78-87]:
1) проблемы реализации отраслевых целей и задач;
2) проблемы реализации территориальных целей и задач в области образования;
3) проблемы взаимоотношений с образовательными учреждениями;
4) проблемы «на стыке» интересов (отраслевых и территориальных; территориальной системы образования - с образовательными учреждениями; территориальных с органом управления образованием и т.д.);
5) проблемы, связанные с эффективностью функционирования и развития самой муниципальной системы управления образованием.
Разработка программы/проекта реструктуризации позволяет в каждой из пяти указанных проблемных областей выделить наиболее значимые для конкретной муници-
пальной образовательной системы проблемы, которые становятся ключевыми точками разрабатываемой и реализуемой программы/проекта.
Процесс проектирования, разработки программы/проекта от замысла до документа, который может быть представлен как собранию депутатов для экономического обоснования, так и в региональные органы управления образованием для управленческой экспертизы и анализа, включает несколько обязательных стадий. Эти стадии соответствуют тем общим представлениям, которые детерминированы процессным подходом с точки зрения технологической, но содержательно имеют специфику, характерную для разработки проектов, рассматриваемых как способ управления изменениями в таких сложных социальных системах, как муниципальная образовательная система, региональная образовательная система.
Разными авторами состав и структура стадий/этапов проектирования, разработки программы строятся по-разному как в сфере системного анализа, так и педагогического проектирования. Наиболее разносторонне и с доступными пояснениями структура стадий и этапов фазы проектирования приведена в работе Новикова А. М., Новикова Д. А. «Образовательный проект (методология образовательной деятельности)». Структура программы/проекта «...выстраивается как бы в двойной логике одновременно: как последовательность действий проектирования, с одной стороны; и по уровням абстракции и конкретизации (сверху вниз) - с другой стороны.
Итак, фаза проектирования включает следующие стадии:
1. Концептуальная.
Состоит из этапов: выявление противоречия; формулирование проблемы; определение проблематики; определение цели; выбор критериев.
2. Моделирования.
Состоит из этапов: построение моделей; оптимизация моделей; выбор модели (принятие решения).
3. Конструирования системы.
Состоит из этапов: декомпозиция; агрегирование; исследование условий; построение программы.
4. Технологической подготовки» [1, 30-31].
На основе данной разработки, а также
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2/ 2014
185
представлений других авторов из разных областей науки о таком явлении как «проект» мы сделали попытку представить программу-деятельность в виде структурной модели, которая демонстрирует составляющие ее компоненты, которые практически равны разделам программы-документа.
При разработке модели программы мы сочли важным исходить из того, что эта модель должна, во-первых, отразить семь опорных признаков реструктуризации, во-вторых, структурные и функциональные компоненты проекта, в-третьих, учесть характеристики и особенности образовательной системы как объекта воздействия и изменений.
Для начала сконцентрируем все три группы рамочных ограничивающих требований к модели программы. Далее сопоставим рамочные ограничивающие требования и структурные и функциональные компоненты программы реструктуризации образовательной системы. Благодаря данному сопоставлению мы проясняем содержание программы, требования к необходимой для разработки программы информации. Результаты сопоставления представим в виде таблицы «Сопоставление опорных признаков реструктуризации и структурных и функциональных компонентов программы/проекта реструктуризации образовательной системы» (Таблица 1).
В результате сопоставления мы получаем последовательную структуру разделов программы/проекта реструктуризации сети общеобразовательных школ муниципальной или региональной образовательной системы.
В эту структуру входят следующие нижеперечисленные разделы. Мы расположили их в последовательности, которая наиболее часто встречается в требованиях к программам/ проектам, сохранив использованный в таблице идентификационный номер компонента.
Таким образом, схема программы реструктуризации должна содержать такие разделы, как:
1) анализ ситуации (3);
2) образ желаемой ОС (4);
3) проблема(ы), на решение которой направлена программа (5);
4) цель (1);
5) задачи (2);
6) результаты (7);
7) параметры и показатели результатов (8);
8) нормативная и правовая база (6);
9) календарный план-график («дорожная карта») (9);
10) финансово-экономическое обоснование (11);
11) последствия и эффекты (10).
В каждом из структурных компонентов программы/проекта содержательно раскрываются опорные признаки реструктуризации. Такая модель программы предопределяет характер запрашиваемой информации, позиции экспертной оценки ситуации, выбор измеряемых параметров, критерии и показатели результативности и многое другое. Здесь мы не пытаемся открыть Америку, это известно многим управленцам-практикам. Но хотелось бы обратить внимание на то, что при анализе ситуации и определении программных действий и конкретных ожидаемых результатов, как показывает наше исследование, упускается важный компонент - мотивация персонала (кадров), учет психологического состояния людей (12), которых затрагивает реструктуризация. Мы не выделили этот компонент в отдельный раздел программы, так как этот аспект изменения реструктуируемой образовательной системы должен быть интегрирован практически во все структурные части, чтобы заручиться поддержкой и специалистов органов управления образованием, и работников школ, а самое главное - учеников и их родителей. Нужна целенаправленная работа по мотивации целевой аудитории в процессе реструктуризации, чтобы государственная идея повышения качества и доступности качественного образования для детей независимо от места их проживания и достатка их семей была принята населением и учителями.
Библиографический список
1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.
2. О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2011/2012 учебный год. Информационный доклад. - Чебоксары, 2012 г. - 204 с.
3. О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики, 2012/2013 учебный год. Публичный доклад. - Чебоксары, 2013. - 188 с.
4. Пуденко Т. И., Казакова Ю. В. Модерниза-
Таблица 1 - Сопоставление опорных признаков реструктуризации и структурных и функциональных компонентов программы/проекта реструктуризации образовательной системы (ОС)
з "в
Стадии реструктуризации Опорные признаки реструктуризации Структурные и функциональные компоненты программы реструктуризации образовательной системы
1 2 3
Собственно реструктури- Цель/необходимость Цель (I2)
зация организации Задачи (2)
Объект (масштаб) Анализ ситуации (3)
Образ желаемой образовательной системы (4)
Проблема(ы), на решение которой направлена программа (5)
Нормативная и правовая база (6)
Субъект воздействия Результаты (7)
Параметры и показатели результатов (8)
Тип: оперативная Календарный план-график («дорожная карта») (9)
тактическая Параметры и показатели результатов (8)
Социальные риски (9)
стратегическая Нормативная и правовая база (6)
Социальные риски (9)
Последствия и эффекты (10)
Вид: реструктуризация организацион- Образ желаемой образовательной системы (4)
ной структуры Параметры и показатели результатов (8)
Последствия и эффекты (10)
реструктуризация функциональ- Образ желаемой образовательной системы (4)
ной структуры Параметры и показатели результатов (8)
Последствия и эффекты (10)
реструктуризация кадров Образ желаемой образовательной системы (4)
Нормативная и правовая база (6)
Финансово-экономическое обоснование (11)
Параметры и показатели результатов (8)
Последствия и эффекты (10)
Мотивация персонала,
психологическое состояние целевой аудитории (12)
>
О О
9
0 £
сл
я
1
Н 8
00 ~4
1 Для обозначения одинаковых компонентов в скобках мы ввели идентификационный номер по порядку упоминания.
й о н ь
ель
теа
в о
з
а р
б о й о м ае
л е
*
п
а
р
ю1
О
в
ать
льу
и
р
К
н §
©
и р
и р
уртук
у
©
и й
оки
о н
и и
дл я о а « иа ц з а
§ 9 рк
ут
р
се ер рк
д и
т
а б ая
в о
оав пра
и
р о
К
Н й он
и ц
а
иза
ани
гр ро Оф
ция образования: новая система координат // Материалы Международной конференции «Наука и образование: архитектура, градостроительство и строительство» (6-10 сентября 2010, Волгоград). - Волгоград: ВолгГАСУ - 2010. - С. 2-11.
5. Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению создания и функционирования образовательных учреждений, интегрирующих различные виды, уровни и формы образовательной и социально-культурной деятельности. -М.: ГУ - ВШЭ, 2006. - 143 с.
6. Реморенко И. М. От логико-структурных схем в управлении к качеству образования в школах. // Технология разработки, представления и анализа проектов системных изменений в образовании: Логико-структурный подход. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 2004. - С. 81- 89.
7. Реструктуризация сетей и эффективность бюджетного сектора / И.В. Абанкина, Т.В. Абан-кина, Н.Я. Осовецкая. - М.: ГУ - ВШЭ, 2006. -157 с.
8. Сартакова Е. Е., Петухова Л. В. Основания модернизации сельских систем образования в России //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. -№ 11. - С. 43-47.
9. Сельские школы: комплект методических рекомендаций по нормативно - правовому и организационно-экономическому обеспечению создания и функционирования перспективных моделей реструктуризации сети образовательных учреждений / Под ред. Т.В. Абанкиной. -М., Издательство НИСОЦ, 2005. - 110 с.
10. Сельские школы: результаты эксперимента по реструктуризации / Под ред. Т.В. Абанкиной. - М., Издательство НИСОЦ, 2004. - 490 с.
11. Симаева И. Н., Шерри Н. С. Стратегические цели и задачи для управления образованием в регионе: теоретический анализ // Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта. - 2009. - № 1. - С. 58- 66.
12. Стратегия развития образования в Чувашской Республики до 2040 года. Газета «Вести Чувашии» от 03.04.2008 г. - № 12.