ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
THE BACKGROUND OF INTERNATIONAL ACTIVITY ORGANIZATION IN THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
УДК 378.1
В.П. Жежерова
О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАМЧАТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ВИТУСА БЕРИНГА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
V.P. Zhezherova
VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY INTERNATIONAL ACTIVITY:
TRIAL AND PERSPECTIVES
Abstract
The current stage of the development of the educational system strongly requires the participation of any university in international activities. This article deals with the problems of organization of international activities in higher educational establishments. The article regards the basic principles of international activities of higher education, discusses the key ideas of international cooperation of universities. The experience of organizing international activities in Kamchatka State University named after Vitus Bering is described. The problems and their solutions in order to build effective international activity and international cooperation at the university are identified.
Кардинальные изменения, происходящие в последние десятилетия в экономической и социальной сферах, императивы информационного общества, стремительное развитие научных знаний, информационных и коммуникационных технологий ставят качественно новые задачи перед вузами.
Современный этап развития образовательной системы настоятельно диктует необходимость участия любого вуза в международной деятельности. В качестве основополагающих принципов организации международной деятельности высшей школы выделяются: комплексный характер организации международной деятельности; приоритетность и самостоятельность вуза в вопросах международной деятельности; равноправное партнерство с зарубежными организациями; всемерное содействие сохранению главных достижений и традиций
российской высшей школы; ориентация на мировые стандарты подготовки специалистов. Расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования идет по направлениям, определяемым основными функциями высшей школы: по пути интернационализации как учебного процесса, так и научно-исследовательской деятельности.
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга осуществляет международное сотрудничество в области учебной, научной, культурной и инновационной деятельности согласно указанным приоритетам. Основной целью международного сотрудничества вуза является интеграция в международное научно-образовательное сообщество. Процесс интеграции в мировое образовательное пространство рассматривается не как дань тенденциям, а как глобальная цель, реали-
зуемая в рамках стратегии развития университета. Основными задачами международного сотрудничества КамГУ им. Витуса Беринга являются:
- установление и развитие связей с зарубежными образовательными, научными и общественными организациями;
- содействие расширению внешнеэкономической деятельности;
- утверждение университета в качестве одного из центров региональной научнотехнической политики и международного сотрудничества;
- использование потенциала международного научного сотрудничества для укрепления зарубежных культурных контактов, повышения уровня подготовки и квалификации научно-педагогических кадров;
- расширение информационного обмена и знакомство с международным банком данных по приоритетным направлениям НИД в области фундаментальных и прикладных исследований;
- привлечение средств зарубежных источников финансирования для научной, образовательной и культурной деятельности КамГУ им. Витуса Беринга.
Международное сотрудничество КамГУ им. Витуса Беринга осуществляется по следующим направлениям:
- участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами и докторантами;
- участие в международных программах обмена специалистами высшей школы, подготовка и стажировка научных кадров;
- участие в разработке и реализации международных научно-технических программ и проектов;
- создание совместных международных культурных центров, научных организаций и подразделений, обеспечение их функционирования;
- проведение совместных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других научных мероприятий.
Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических кон-
тактов российских вузов, использовании международного опыта в целях модернизации высшей школы России играет взаимодействие с международными и региональными организациями. Как показал опыт последнего десятилетия, активно сотрудничающие с зарубежными университетами, организациями, фондами и программами российские вузы успешно реформируют свою деятельность: управление вузом, систему подготовки специалистов (особенно в области экономики, права, гуманитарных и общественных наук), обеспечивающую адекватность содержания новым экономическим и политическим реалиям России, создают системы управления качеством образования, внедряют современные обучающие технологии. КамГУ сотрудничает со следующими международными фондами и центрами:
1. Корейский культурный центр (г. Хабаровск).
2. Фонд «Japan Foundation» (Япония).
3. Международный центр культурных обменов и повышения квалификации преподавателей японского языка (г. Осака, Япония).
4. Научно-образовательный и издательский центр «Вестник Евразии».
5. Фонд им. Фридриха Эберта (Германия).
6. Либеральный фонд Фридриха Науманна (Германия).
7. Американские советы по образованию в США.
8. Германская служба академических обменов DAAD.
9. Головной центр тестирования Министерства образования Российской Федерации (г. Москва).
Дальневосточная общественная организация преподавателей английского языка FEELTA. В апреле 2010 г. создан филиал организации на базе университета. Общее количество членов Камчатского отделения ассоциации составляет на данный момент 40 человек.
Хотелось бы обратить внимание на необходимость активизировать деятельность сотрудников научных и учебно-научных подразделений края по вступлению в профессиональные ассоциации и организации с целью ин-
формационного обмена в различных областях знания и расширению сети партнеров вуза в области образования и науки. Этот вид деятельности поможет привлечь финансовые средства из зарубежных источников для реализации научно-исследовательской деятельности университета и мотивирует сотрудников научных и учебно-научных подразделений университета на повышение профессионального мастерства.
В настоящее время при определении приоритетных географических направлений международной деятельности КамГУ им. Витуса Беринга учитывается такой фактор, как сложившееся в начале 90-х гг. региональное сегментирование рынка образовательных услуг. Вследствие своего географического положения и внешнеэкономических связей Камчатского края университет прочно занял нишу сотрудничества со странами АТР (прежде всего с КНР, Японией и Республикой Корея). В последнее время эта ниша расширяется за счет интереса к международной кооперации с университетами таких стран, как США, Германия и др.
В настоящее время университет имеет официальные договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными вузами, а именно:
1. Соглашение о сотрудничестве в области науки и образования между КамГУ им. Витуса Беринга и Университетом Аляски (г. Фэрбэнкс, США).
2. Договор о сотрудничестве в области науки и образования, обмене студентами и преподавателями с университетом г. Хэйхэ (КНР).
3. Соглашение о сотрудничестве в сфере науки и образования с Цзямусским университетом (КНР).
4. Соглашение о сотрудничестве в сфере науки и образования с Муданцзянским университетом (КНР).
5. Соглашение о связях в области науки и образования с университетом Синсю (Япония).
6. Меморандум об обмене студентами с университетом Синсю (Япония).
7. Соглашение о сотрудничестве в области науки и образования с Хоккайдским педагогическим университетом (г. Кусиро, Япония).
8. Меморандум о программе обмена студентами с Хоккайдским педагогическим университетом (г. Кусиро, Япония).
9. Соглашение о сотрудничестве между Учебным объединением «Анабуки гакуэн» (префектура Кагава, г. Такамацу, Япония) и КамГУ им. Витуса Беринга.
10. Соглашение о сотрудничестве в сфере науки и образования с университетом Дон-ы (Республика Корея).
11. Договор об обмене студентами между КамГУ им. Витуса Беринга и Университетом Дон-ы (Республика Корея).
12. Соглашение с Государственным центром просвещения Республики Корея в г. Хабаровске о создании в КамГУ им. Витуса Беринга «Центра корейского языка и культуры».
13. Соглашение с Посольством Франции о создании в КамГУ им. Витуса Беринга ресурсного французского Центра.
К сожалению, пока значительная часть договоров носит рамочный характер, т. е. в них декларируются наши планы, например, по обмену преподавателями, студентами, организации совместных образовательных программ, но в силу разных причин отсутствует наполнение намерений конкретным содержанием. Следует стремиться к тому, чтобы сферы сотрудничества на основании существующих договоров расширялись, чтобы договоры стали действующими, а не формальными документами.
Тем не менее примеры реального сотрудничества нашего университета с зарубежными вузами существуют. Так, на протяжении последних нескольких лет в период летних профильных лагерей в рамках российско-американского проекта РЖЕ реализуется обмен студентами, изучающими геофизику, геосъемку и геологию, между КамГУ им. Витуса Беринга и Университетом Аляски (г. Фэрбенкс, США). В настоящее время наиболее активным следует назвать сотрудничество с вузами Китая, куда дважды в год направляются группы студентов факультета иностранных языков (до 40 человек) под руководством сотрудников нашего университета. Помимо ознакомительных, культурных
и обучающих целей программа стажировки содержит четкую научную составляющую: студенты выполняют научно-исследовательский проект по востоковедению и по окончании стажировки представляют результаты работы на кафедре. Целью таких поездок должно стать выстраивание взаимодействия в учебной работе и научных исследованиях. Такие контакты дают стажерам уникальную возможность быть вовлеченными в международное сообщество, совершенствовать профессиональные навыки (и разговорный иностранный язык), знакомиться с системой образования и культурой разных стран изнутри, (учиться) устанавливать деловые контакты.
Студенческая мобильность - одна из главных задач, которую ставит перед собой КамГУ им. Витуса Беринга для достижения высокого качества в образовательных программах. В перспективе следует стремиться к разработке новых учебных планов и программ совместно с вузами Европы, США и стран АТР. Сопоставимость наших и зарубежных учебных планов и программ позволит выпускникам университета продолжать образование за рубежом или осваивать включенную программу, а также привлекать иностранных студентов к учебе в КамГУ им. Витуса Беринга.
Важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза, признанием его престижа на национальном и международном уровнях является наличие иностранных студентов. В настоящее время можно говорить о наличии опыта привлечения учащихся из стран АТР и успешной реализации образовательного курса «Русский как иностранный», где в основном обучаются студенты из Китайской Народной Республики. Учащиеся из Республики Корея и Японии на данном курсе пока являются лишь исключением. Необходимо расширять географию за счет приема американских и европейских студентов, а также за счет привлечения граждан и бывших соотечественников из стран СНГ.
Стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к совершенствованию
системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда; к повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонент», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, взаимозависимого мира; и в конечном счете - к превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы. Кроме того, подготовка специалистов для других стран - это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны. Правительства государств оказывают серьезное содействие своим вузам, стимулируют, в том числе и финансируют, их деятельность по привлечению иностранных студентов. Возможность получить дополнительные средства приобретает особую актуальность и в связи с проявляющейся во многих странах тенденцией снижения доли государственного финансирования. Для вузов России существенное увеличение количества иностранных студентов - это также возможность смягчения последствий демографического провала, когда число студенческих мест, предлагаемых вузами, будет почти в два раза превышать число выпускников средних школ [1, с. 15-18].
Расширение экспорта образовательных услуг - важнейшая стратегическая задача, успешное решение которой зависит прежде всего от повышения качества образования, предлагаемого российскими вузами, соответствия профессиональных умений выпускников требованиям национальных государств. На вузовском уровне система формирования контингента и обучения иностранных студентов требует реформирования в целом ряде направлений, среди которых расширение спектра предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным за рубежом; существенное увеличение удельного веса различных форм послевузовской подготовки иностранных граждан (аспирантура, докторантура, стажировка, в том числе на европейских языках) [4, с. 226-227]; активизация информационно-рекламной деятельности с исполь-
зованием Интернета и других современных информационных систем; создание за рубежом сети постоянных партнеров, организационных структур, обеспечивающих набор, а в отдельных странах и предварительную подготовку контингента для обучения в вузах; объединение усилий вузов (на уровне города, региона) для совместной деятельности по организации набора через создание профессиональных, в том числе межвузовских, маркетинговых служб; создание за рубежом филиалов вуза, организация совместной подготовки специалистов с вузами-партнерами [3, с. 198-199].
По мнению специалистов, дальнейшее взаимодействие российских вузов и международных организаций, фондов и программ требует ориентации на решение следующих задач: содействие участию российских вузов в крупных международных, научных и образовательных проектах; создание в университетах систем управления и контроля за качеством образования с учетом мирового опыта; освоение новых информационных и обучающих технологий; создание региональных информационных сетей, обеспечивающих, с одной стороны, предоставление зарубежным пользователям разносторонней информации о вузах, их экспортных предложениях в области образования и науки, а с другой -оперативное обеспечение вузов сведениями о зарубежных партнерах и их возможностях.
Стремительно набирающей силу тенденцией является интернационализация высшего образования, приобретающая в последнее время все более реальный характер. По мнению, экспертов, в наибольшей степени процессам интернационализации содействуют (в %): прямое сотрудничество с зарубежными вузами - 85, создание единых информационных сетей - 70, изучение и использование зарубежного опыта управления университетом - 65. В сфере высшего образования «наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике» [2, с. 2]. Возрастают требования к специалистам, прежде всего
к мобильности выпускников, качеству их профессиональных знаний, владению иностранными языками, новыми информационными технологиями.
Особенностью последних лет является целенаправленная совместная деятельность европейских стран по формированию общеевропейской системы образования в рамках так называемого Болонского процесса, по созданию к 2010 г. «европейского пространства высшего образования», где «национальные особенности и общие интересы могут взаимодействовать и усиливать друг друга для выгоды Европы, ее учащихся и в более общем смысле - граждан» [14].
Наиболее крупными общеевропейскими программами, оказывающими существенное финансовое содействие развитию академического сотрудничества университетов, являются Кометт (Comett), Эразмус (Erasmus), Лингва (Lingua), Сократ (Socrates), (Leonardo da Vinci). Некоторые программы ЕС в сфере высшего образования открыты для России, в частности программа Темпус / Тасис (Tem-pus / Tacis), в рамках которой осуществляется научно-педагогическое сотрудничество российских и европейских университетов, обмен преподавателями, студентами, исследователями, финансирование специальных программ институционального развития вузов [14].
Итак, сегодня современное высшее образование во всем мире характеризуется взаимной интеграцией и глобализацией образовательного процесса. Как и для большинства российских вузов, для КамГУ им. Витуса Беринга задача вхождения в международную образовательную сеть является очень актуальной, но, к сожалению, пока еще отдаленной перспективой. Основными объективными препятствиями для этого являются прежде всего различия в образовательных системах. Российская система образования, находящаяся в рамках отечественных стандартов, не всегда может оперативно реагировать на требования международного рынка образовательных услуг. Прежде всего, необходимо глубоко изучить сущность системы двойных дипломов и возможности выдачи приложения европей-
ского образца к диплому о высшем образовании. Европаспорт - новый для Европы комплект документов, обеспечивающих прозрачность квалификаций и компетентностей обладателя документов. В комплект входят: Европейское резюме, Паспорт мобильности Европаспорта, Приложение к диплому, Приложение к сертификату и Европейский языковой портфолио. Следует изучить условия адаптации и применения указанных документов в российских условиях и влияние внедрения документов на развитие экспорта российских образовательных услуг, а также донести эту информацию до выпускников, учащихся, сотрудников, сотрудников управления по работе с персоналом и т. п. Этот вопрос в условиях современной глобализации - всего лишь вопрос времени.
В обозримой перспективе в качестве первого шага в этом направлении следует уделить внимание внедрению европейской системы обмена кредитами через краткосрочные образовательные курсы и летние школы на английском языке. Ближайшую перспективу решения задачи привлечения большего числа иностранных студентов мы видим в разработке программы «Летний университет», которую можно рассматривать как средство привлечения иностранных студентов с целью развития студенческого обмена и системы двойных дипломов. По окончании программы студенты получают необходимое количество кредитов для продолжения учебы в своем вузе.
Информационное и организационно-методическое обеспечение международного сотрудничества КамГУ им. Витуса Беринга осуществляется Отделом международных проектов (ОМП) согласно Положению об Отделе международных проектов. ОМП осуществляет организацию и курирует всю международную деятельность КамГУ им. Витуса Беринга.
В ближайшем будущем ОМП планирует расширить деятельность по привлечению иностранных студентов в следующих направлениях:
1. Рекламно-информационная сфера - деятельность, связанная с привлечением иност-
ранных граждан для обучения в университете (участие в разработке рекламных проспектов и буклетов на иностранных языках, включая китайский, японский, корейский и т. д.; участие в международных выставках и ярмарках; работа с зарубежными агентствами по набору студентов для обучения за рубежом; информационная поддержка специализированных Web-сайтов и др.).
2. Учебно-методическая сфера - внесение предложений по организации учебного процесса согласно программам предвузовской подготовки перед поступлением на основной цикл обучения; организация обучения русскому языку по различным формам и срокам подготовки (от одного месяца до 2-3 лет); изучение вопроса по включенному обучению на основных факультетах университета и обучению русскому языку при наличии общежития; организация языковых стажировок, летних языковых школ, программ «Летнего университета»; взаимодействие с общеобразовательными и специальными кафедрами, которые могут быть задействованы в обучении иностранных студентов.
3. Культурно-воспитательная сфера - организация культурно-массовой и воспитательной работы: сотрудничество с землячествами иностранных учащихся, организация помощи в социально-культурной адаптации иностранным студентам, курирование соответствующей деятельности факультетов и кафедр.
4. Организационная сфера - переписка с кандидатами, их отбор, прием заявок на обучение. В рамках этого направления рассматривается вопрос о создании бюро сервисных услуг для гостей университета, преподавателей, сотрудников и студентов университета. Деятельность такого бюро должна явиться вспомогательным механизмом осуществления международного сотрудничества КамГУ им. Витуса Беринга: оно непосредственно участвует в совместной организации международной деятельности. В функции сотрудников бюро может входить организация отдыха иностранных студентов и гостей в Камчатском крае, совмещенного с образовательными целями. Кроме того, сотрудники бюро
могли бы заниматься программами летнего трудоустройства студентов за рубежом (например, по программе Work & Travel, довольно популярной среди студентов факультета иностранных языков), а в перспективе производить целый комплекс услуг, например: оформление загранпаспортов, виз, бронирование авиабилетов и гостиниц.
В рамках осуществления международного сотрудничества Отдел международных проектов выполняет несколько функций: протокольную, аналитическую, консульскую, практическую. По сути, речь идет о широком спектре задач в международной научной и образовательной деятельности. В частности, ОМП занимается вопросами развития сотрудничества с вузами-партнерами из других стран: содействует кафедрам университета в проведении международных семинаров и конференций, приглашении и организации пребывания иностранных участников мероприятий; развивает программы студенческого обмена; разрабатывает предложения по внедрению программ обучения иностранных студентов; готовит и технически обеспечивает проведение официальных встреч, переговоров на международном уровне (обеспечение проживания, питания, предоставление транспорта, организация экскурсий, подбор помещений для проведения мероприятий, а также подбор переводчиков соответствующего уровня и т. д.); оказывает визовую поддержку иностранным делегациям, представителям зарубежных университетов; готовит заявки на гранты международных образовательных и научноисследовательских программ и т. д.
Сотрудники научных и учебно-научных подразделений КамГУ им. Витуса Беринга участвуют в международных семинарах, симпозиумах, конференциях, выставках, совместных научных экспедициях и других проектах. Успешная реализация университетом инициативных международных проектов, участие в сторонних международных проектах, а также в проектах на базе вуза позволяет КамГУ им. Витуса Беринга еще раз подтвердить статус крупного научно-образователього центра Камчатского края. Приобретенный опыт поз-
воляет говорить о затруднениях и проблемах, возникающих при организации международной деятельности в университете.
По мнению экспертов, к числу основных причин, тормозящих развитие международных связей российской высшей школы, относятся:
- фактическое отсутствие единой государственной политики;
- недостаточное бюджетное финансирование;
- слабое информационное обеспечение международного сотрудничества;
- отсутствие стабильных связей с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки;
- малый опыт международной деятельности у некоторых вузов [5].
Наша позиция состоит в том, что для жизнеспособности системы международных связей университета недостаточно только существования соответствующего отдела. Как показывает практика, успех международной деятельности зависит от инициативы, активности, командного духа каждого подразделения университета. Подразделения университета при организационной поддержке ОМП должны вести самостоятельную работу по развитию двусторонних отношений с другими вузами, участвовать в совместных с отечественными и зарубежными фондами программах научных исследований, проведении международных научных форумов и т. д. Также считаем необходимым активное привлечение студентов к международной деятельности в университете. Такой вид деятельности, как работа студенческих волонтерских групп, также может курироваться подразделениями. Нами создана концепция волонтерской группы по поддержке международной деятельности, разработаны принципы привлечения студентов к организации международных мероприятий, система поощрений. Такая группа студентов, которые на добровольных началах оказывают языковую и прочую помощь ОМП в подготовке международных мероприятий (сопровождение иностранных гостей с целью выполнения несложных поручений, рекламноинформационная помощь, проведение экскур-
сий по городу и т. д.), просто необходима. Эта группа может быть самоуправляемой, иметь руководителя, работать летом в период организации международных летних лагерей и пр.
Что касается КамГУ им. Витуса Беринга, то здесь необходимо отметить, что ОМП приходится решать следующие первоочередные задачи, сдерживающие развитие международного сотрудничества:
1. Недостаточная языковая подготовка большей части научных сотрудников, преподавателей и студентов университета. Отсутствие навыков общения как минимум на английском языке (а в условиях глобализации уже говорят о необходимости знания нескольких иностранных языков) затрудняет интеграцию в международное научное и образовательное пространство как для студентов, так и для преподавателей. На данный момент ОМП проводит просветительскую и агитационную работу, разъясняя необходимость изучения иностранного языка, что стало уже не пожеланием, а необходимостью. В перспективе эта проблема может найти свое решение за счет корпоративного обучения иностранному языку. Интересно с этой точки зрения расширение сети офисов зарубежных образовательных организаций и центров, расположенных на территории университета, а также создание языковых центров, организуемых различными юридическими лицами на конкурентной основе.
2. Недостаточное знание протокольных аспектов приема зарубежных гостей университета и нормативных документов, касающихся финансовой стороны приема иностранных делегаций и загранкомандировок сотрудников и студентов КамГУ. Эта проблема находит решение за счет разработки комплекта методических документов для внутреннего пользования. Проведение тренингов и семинаров для лиц, отвечающих за международную деятельность на факультетах, и рабочих групп конкретных международных мероприятий также является эффективным способом решения указанной проблемы.
3. Низкий уровень стратегического планирования международной деятельности в под-
разделениях. Проблема решается за счет прозрачности стратегического планирования международной деятельности университета, доступности и ясности для общественности университета основных направлений плана международной деятельности, обсуждения итогов и перспектив развития международных связей в средствах массовой информации и на сайте университета; за счет передачи полномочий и распределения ответственности за осуществление отдельных проектов и программ по горизонтали: Отдел международных проектов - факультет (научное подразделение) - кафедра - рабочая группа.
4. Низкий уровень набора иностранных студентов. Эта задача решается за счет разработки целевой программы по набору иностранных учащихся; развития связи с агентствами по набору за рубежом; размещения рекламы в сети Internet на тематических сайтах, разработки комплекта рекламных материалов на различных языках (английском, японском, китайском, корейском и т. д.), а также разработки новых образовательных программ, пользующихся спросом на рынке; разработки совместных с зарубежными вузами-партнерами подготовки специалистов с выдачей дипломов двух университетов; разработки образовательных проектов на иностранных языках, ориентированных также на европейских студентов специализированных программ «учеба + отдых», в том числе организуемых в международных летних профильных лагерях на территориях природных парков Камчатки.
5. Недостаточное финансирование академической и студенческой мобильности. Данная задача решается за счет целенаправленного поиска и подбора различных зарубежных программ, грантов и стипендий, финансирующих развитие мобильности, а также за счет развития обменных студенческих программ и практик с зарубежными партнерами КамГУ им. Витуса Беринга. Необходимо введение системы отслеживания и оперативного распространения информации о конкурсах грантов, формирование базы данных о международных организациях, фондах и программах.
6. Низкая известность результатов научных исследований сотрудников КамГУ за рубежом. Решение данной проблемы предполагается за счет финансирования международных конференций, симпозиумов, семинаров, проводимых в КамГУ им. Витуса Беринга или за рубежом при участии университета как соорганизатора мероприятия. Решение этой проблемы невозможно без налаживания информационного потока в этом отношении, своевременного сбора информации, активности сотрудников университета в изучении иностранных языков и в целом понимания сотрудниками необходимости публикации результатов исследований за рубежом. Показательно, что зачастую за рубежом не столь важно, является ли преподаватель кандидатом или доктором наук, главное требование - наличие публикаций в международном журнале и показатель индекса цитирования.
Итак, развитие международной деятельности вуза требует нового мышления, новых подходов, новых навыков, но кроме того, и значительного финансирования. Необходимо отметить, что в целом дальнейшему развитию международного сотрудничества университета, превращению его в международный научно-образовательный комплекс будут способствовать:
1. Разработка новой концепции и программы международной деятельности университета на ближайшие пять лет.
2. Изучение опыта других вузов страны, а также зарубежных вузов.
3. Расширение экспорта образовательных услуг.
4. Проведение международной сертификации и аккредитации образовательных программ.
5. Существенное расширение обучения иностранных граждан по послевузовским формам подготовки. Эффективным может быть совместное научное руководство аспирантами, профессорами КамГУ им. Витуса Беринга и зарубежных вузов.
6. Осуществление работы по внедрению ЕСТS и выдаче европейских приложений к диплому.
7. Создание филиалов университета и центров предвузовской подготовки за рубежом.
8. Продвижение результатов НИР на международные рынки научно-технической продукции, организация совместных исследований.
9. Активизация работы по содействию вхождения ученых университета в международные и зарубежные национальные научные и профессиональные общества.
10. Вхождение в международные образовательные и научные программы, расширение мобильности преподавательских кадров, являющейся источником обогащения педагогическим опытом, повышения качества подготовки специалистов.
11. Разработка совместных программ с целью интеграции в международное научное и образовательное пространство.
12. Организация научного туризма (участие в экологических, археологических, фольклорных экспедициях).
13. Создание Сервисного бюро на базе КамГУ им. Витуса Беринга.
14. Изучение вопроса по составлению Европаспорта студентов и выпускников российских вузов.
15. Активное участие студентов в конкурсах, стипендиальных и грантовых программах.
16. Развитие отношений с международными фондами и организациями.
17. Привлечение граждан и бывших соотечественников из стран СНГ для учебы в КамГУ им. Витуса Беринга.
18. Изучение вопроса о франчайзинге в образовательной сфере.
19. Создание совместных структурных подразделений и организаций с зарубежными партнерами.
20. Публикация результатов научной деятельности сотрудников университета в зарубежных изданиях.
Таким образом, расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования осуществляется по направлениям, определяемым основными функциями высшей школы: по пути интернационализации учебного процесса и научноисследовательской деятельности. На основании приведенных рассуждений можно сделать вывод о том, что международный компонент в деятельности вуза будет возрастать.
Библиографический список
1. Вербицкая Л.А., Касевич В.Б. О модернизации
российской высшей школы: сегодняшние
проблемы и возможные решения // Вопр. образования. - 2004. - № 4. - С. 10-22.
2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. - Париж, 1998. - С. 2.
3. Высшая школа в 2000 г.: ежегодный докл. о развитии высш. проф. образования. - М., 2001. -
С. 198-199.
4. Галаган А.И. Сравнительный анализ демографических условий развития образования в России и зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 4. - С. 226-227.
5. Зорников И.Н. Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rciabc.vsu.ru/article_inz.htm (дата обращения: 02.05.2010).
6. Сагинова О.В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект (на примере Рос. эконом. акад. им. Г.В. Пле-
ханова) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.marketologi.ru/lib/saginova/vuz_strateg.html (дата обращения 26.06.2010).
7. Цой Е.Б., ГущинаА.М., Белова Т.И. Международная деятельность как фактор усиления научнообразовательного потенциала НГТУ (проблемы и перспективы управления) // Университетское управление. - 2003. - № 4 (27). - С. 50-56.
8. Эланд Р. Наднациональные организации и транснациональное образование // Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий. - 2000. - № 3. - С. 26.
9. Convention of European Higher Education Institutions. Salamanca, March 29-30, 2001 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.msmt.cz/ Summit/Salamanca%20Conclusions.pdf (дата обращения: 20.06.2010).
10. Ditter J-G. The Tempus Programme in the Russian Federation (1993-2000) // Проблемы и перспективы интеграции высш. шк. России в мировую систему образования и науки. -Воронеж, 2001. - Ч. 1. - С. 32.
11. Ellingboe B.J. The Most Frequently Asked Questions About Internationalization. - Minneapolis, MN: University of Minessota, 1997. - 20 p.
12. Lorange P. New Vision for Management Education: Leadership Challenges. - Amsterdam; London: Pergamon, 2002. - 384 p.
13. The European Higher Education Area: Joint Dec-
laration of the European Ministers of Education. Convened in Bologna on the 19th of June 1999 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.
ntb.ch/ SEFI/bolognadec.html (дата обращения: 15.07.2010).