Научная статья на тему 'Научно-исследовательские программы магистров: зарубежный опыт'

Научно-исследовательские программы магистров: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HIGHER EDUCATION / MASTER DEGREE / SPECIALIZATION TRAINING / SPECIALTY / INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироненко Надежда Викторовна

В статье расмотрены общемировые изменения в сегменте магистерских программ мирового рынка образовательных услуг. Автор рассматривает направления модернизации высшего образования в соответствии с современными требованиями по модернизации системы высшего образования. В частности, большинство университетов активно расширяют сферу международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мироненко Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the global changes in the segment of Master Programms of the world market of educational service. The author considers the direction of modernization of higher education in accordance with modern requirements for the modernization of higher education. In particular, most universities are actively expanding the scope of international cooperation.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательские программы магистров: зарубежный опыт»

УДК378.22:378 DOI :10.12737/17879

Мироненко Надежда Викторовна, кандидат экономических наук, доцент,

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ, Орловский филиал

(Российская Федерация, г. Орел), e-mail:[email protected]

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

(работа выполнена в соответствии с Государственным заданием РАНХиГС при Президенте Российской Федерации на 2015 год)

В статье расмотрены общемировые изменения в сегменте магистерских программ мирового рынка образовательных услуг. Автор рассматривает направления модернизации высшего образования в соответствии с современными требованиями по модернизации системы высшего образования. В частности, большинство университетов активно расширяют сферу международного сотрудничества.

Ключевые слова: высшее образование, магистратура, направления подготовки, научно-исследовательские программы, международное обрзовательное пространство.

Mironenko N.V. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch (Russian Federation, Orel)

RESEARCH MASTER PROGRAMS: FOREIGN EXPERIENCE

(The work is done according to the State task of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration for 2015)

The article describes the global changes in the segment of Master Programms of the world market of educational service. The author considers the direction of modernization of higher education in accordance with modern requirements for the modernization of higher education. In particular, most universities are actively expanding the scope of international cooperation.

Keywords: higher education, Master Degree, specialization training, specialty, international educational space.

Сегодня иностранный язык наряду с национальным, является не только базовым элементом системы образования, но и наиболее востребованным сегментом мирового рынка образовательных услуг. В условиях интеграции в международное научное и образовательное пространство владение иностранными языками

становится одной из важнейших компетенций современного человека.

На личностном уровне владение иностранным языком - предпосылка готовности к межкультурной коммуникации, кадровой мобильности и профессиональной успешности. Не случайно задача общеевропейской политики плю-

ралингвизма состоит в том, чтобы придать процессу преподавания иностранных языков статус универсального инструмента формирования базовых компетенций, востребованных в мировом сообществе и необходимых каждому для получения образования, работы, осуществления культурного взаимодействия и реализации своего личностного потенциала.

Конечно, положительным фактором является усиление академической мобильности, которая, несомненно, способствует развитию науки, преодолению ее замкнутости и изолированности. Однако проблема в том, что доминирующее преимущество в таких условиях имеют вузы США, Канады и других англоязычных стран. В то же время число иностранных студентов, скажем, в России минимально, и причина не столько в качестве, сколько в языке учебного процесса.

В настоящее время все больше неанглоязычных стран начинают предлагать магистерские программы на английском языке. Примерами являются Скандинавские страны, а также Голландия, Китай, Япония, Израиль и т.д. В России предпринимаются попытки перехода к преподаванию на английском и есть примеры достаточно успешной работы вузов. Но пока не приходится говорить о системной подготовке магистерских программ в нашей стране.

Главное достоинство магистратуры за рубежом - возможность бесплатного или частично оплачиваемого обучения за счет получения грантов и различных стипендий. Перечислим основные виды международных программ, позволяющих получить грант или стипендию на образование в зарубежных университетах на английском языке:

- Fulbright - программа грантов на обучение в магистратуре США в течение 1-2 лет. Финансируется полностью американским Гос. Департаментом и направлена на укрепление международных связей с РФ. Конкурс проходит в три тура: подача заявки, собеседование и сдача TOEFL и GRE в формате компьютерного тестирования. Успешные кандидаты получают грант.

- Chevening Scholarships - британская система грантов на обучение талантливых студентов с лидерскими качествами. Поддержка

студентов спонсируется Британским правительством и дает возможность бесплатного обучения и развития в британских вузах. Оплачивается все, от перелета до проживания и питания.

- Стипендии французского правительства -программа поддержки академической мобильности талантливых студентов. Ежегодно выделяется свыше 200 стипендий по различным специальностям для оказания финансовой поддержки студентов, планирующих обучение во Франции.

- DAAD - при российском правительстве работает немецкая служба международных обменов, куда отправляются заявки на стипендию на годовое или двухгодичное обучение в зависимости от специализации.

- Глобальное образование - российская программа финансирования студентов, самостоятельно поступивших в зарубежные вузы. В программе уже участвует более 200 университетов в 27 странах.

Если по международным программам поступление в университет и стипендия предоставляются единовременно, то российский грант дается только тем, кто уже поступил в зарубежный вуз, но хочет оплатить свое обучение за государственный счет.

Большое внимание в договорах уделяется программам академического обмена, программам двойных дипломов в магистратуре, школам русского языка и межкультурной коммуникации для иностранных студентов, летним профессионально-направленным школам за рубежом (Великобритания, Швейцария, Германия). Также российские вузы стали более активно приглашать преподавателей из университетов Германии, КНР, Польши, США, Франции, Эстонии, других стран.

Важно рассматривать отечественные проблемы именно с учетом общемировых изменений уже сегодня. В соответствии со стратегическими задачами развития университетов России и современными требованиями по модернизации системы высшего образования большинство университетов активно расширяют сферу международного сотрудничества, активно заключают договоры о сотрудничестве с

научными и образовательными учреждениями из стран Европы, Азии, Америки, стран ближнего зарубежья.

На современном этапе развития научной мысли и междисциплинарных контактов совершенно естественным является процесс международного сотрудничества и партнерства не только в сфере торговых и экономических отношений, но и в сфере создания передовых научных разработок. Необходимость поддержания высокой конкурентоспособности ставит перед российскими учеными следующие задачи: владение теоретическими знаниями, знакомство с последними разработками в сфере своих научных интересов, изучение опыта не только российских, но и зарубежных коллег. Не секрет, что для достижения последней цели отечественным ученым приходится читать статьи из зарубежных научных изданий, у которых нет переводов на русский язык.

Нередко случается и так, что разработки в той или иной области еще находятся в зачаточном состоянии в российских лабораториях, и, следовательно, более опытными коллегами в данном вопросе выступают именно иностранные ученые. Помимо этого, в последние годы упрочились международные контакты среди ученых по всему миру, а в связи с тем, что среди шести мировых языков английский становится наиболее универсальным языком общения, знание этого языка и умение писать на нем научные тексты могут расширить границы распространения научного знания, упрочить международные контакты и ускорить прогресс в различных областях науки.

В последнее время получили большое развитие магистерские программы МВА на английском как универсальном языке мирового научного сообщества.

Как правило, рейтинг бизнес школ - MBA в России и за рубежом, составляется на основании анализа следующих показателей: наличие международной аккредитации и востребованность выпускников школы; наличие форм обучения - Distance MBA, Full-time MBA, Part-time MBA; необходимость прохождения тестов TOEFL, GMAT или GPA; средний размер зар-

платы выпускников бизнес-школы через три года после прохождения ими программы MBA; увеличение заработной платы выпускника по истечении трех лет после прохождения им обучения; рейтинг отдачи вложения; трудоустройство выпускников; количество языков, включенных в программы обучения; количество преподавателей, обладающих докторскими научными степенями; количество выпускников, получающих степень доктора делового администрирования; уровень научной активности.

Рассмотрим более подробно. Наличие международной аккредитации и востребованность выпускников школы ведущими компаниями рынка. Наивысший уровень аккредитации называется Triple Crown Accreditation, что в переводе с английского языка означает «Аккредитация Тройной Короны». Данная аккредитация состоит из официального признания бизнес-школы тремя авторитетными структурами в сфере бизнес-образования во всем мире:

- фондом EFMD - European Foundation for Management Development - Европейский фонд развития менеджмента - авторитетная международная ассоциация по европейской аккредитации бизнес-школ, находится в Брюсселе (Бельгия), работает в сфере аккредитации более 30 лет и аккредитует не только бизнес-школы, как единый комплекс, но и также программы MBA, корпоративные университеты и технологии электронного обуче-ния(http://www.e-xecutive.ru/ wiki/index.php/8F_EFMD);

- ассоциацией AMBA - международная организация, основана в 1967 г., занимающаяся аккредитацией бизнес школ и программ MBA, расположена в Великобритании -(http://www.mbaworld.com/accreditationcriteria);

- ассоциацией AACSB - Association to Advance Collegiate Schools of Business, американская компания была основана в 1916 году для развития качества образования в сфере управления по всему миру через их аккредитацию и руководство: (http://www.aacsb.edu/ accreditation/standards.as).

Далее, наличие в спектре реализуемых бизнес-школой программ MBA возможности пройти любую из них во всех трех возможных

формах обучения - Distance MBA, Full-time MBA, Part-time MBA. Также, важным моментом является наличие программ уровня Executive MBA, ориентированных на менеджеров среднего и высшего звена. Еще один вид программ, наличие которого свидетельствует о крайне высоком уровне преподавания в бизнес-школе, это DBA. Фактически, это докторантура делового администрирования. Данная программа рассчитана на обучение топ-менеджеров крупных корпораций и холдингов, а также представителей высшего эшелона государственной власти.

Следующий фактор, также имеющий значение, - продвижение в карьере и успешность в достижении целей. Данный показатель демонстрирует изменения в карьерах выпускников. Каждый выпускник, после обучения по программе MBA получивший более высокую должность, приносит образовательному учреждению дополнительное очко рейтинга. Чем на большее количество карьерных ступенек вырос менеджер, тем более высокий вклад он внесет в рейтинг бизнес-школы. Кроме того, учитывается, достиг ли специалист заявленных им целей, с которыми он поступал на обучение.

Авторитетные бизнес-школы каждому из своих выпускников предоставляют рабочие места, в зависимости от того, насколько менеджеры довольны полученной работой. В случае, если бизнес-школа не в состоянии предоставить рабочие места своим выпускникам, рассматривается показатель того, насколько легко им удалось получить достаточно высокую должность самостоятельно.

Следует отметить, что аналитические и исследовательские компании, организовывающие рейтинг, проводят опрос выпускников бизнес-школ с целью получения от них отзывов об уровне реализации программ MBA этими бизнес-школами.

Безусловно, имеет значение и мобильность выпускников, то есть количество выпускников, после обучения получивших достойную работу в стране, которой не принадлежит их бизнес-школа. Также изучается количество заграничных стажировок в процессе обучения.

Особое внимание в российском информационном пространстве уделяется рейтингам

Eduniversal (http://www.eduniversal-ranking.com). Данное агентство оценивает деятельность бизнес-школ, обладающих международными амбициями в девяти географических зонах от Западной Европы до Северной Америки. Российский MBA ranking 2015 по версии Eduniver-sal, таков:

- Высшая школа менеджмента СП(б)ГУ (ранг - universal business schools with major international influence);

- Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова (ранг такой же, как и у предыдущей бизнес-школы);

- МВШБ «МИРБИС» (ранг - top business schools internationally known);

- Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ (ранг аналогичен «МИРБИС»);

- СП(б)МИМ (ранг такой же, как и у предыдущей бизнес-школы.

Кроме того, определенным доверием общественности в РФ пользуются и рейтинги MBA, составляемые российской газетой «Известия». По итогам 2014 года, данным изданием был создан новый рейтинг MBA в России, топ-5 списка бизнес-школ в котором выглядит так:

- Высшая школа менеджмента СП(б)ГУ;

- Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ;

- МИ «Московская школа социальных и экономических наук» РАНХиГС при Президенте РФ (сотрудничает с Кингстонским университетом);

- ММВШБ «МИРБИС»;

- ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ1 .

Международная конкуренция в сфере образования сейчас происходит именно на уровне магистратуры. Поэтому необходимо учитывать, что в современных условиях глобализации английский язык стал, по сути, lingua franca мировой науки в целом. Человек получает минимальное базовое высшее образование в форме бакалавриата на национальном уровне, а дальше, естественно, имеет право выбора. И такой выбор в условиях преобладания англий-

1 Рейтинги MBA в России и во всем мире. - URL: http://edunews.ru/biznes-obrazovanie/MBA/rejtingi-mba-v-rossii-i-v-mire.html (дата обращения 10.10.2015)

ского языка отдается преимущественно англоязычным программам.

В современных условиях зарубежная стажировка является одним из конкурентных преимуществ, привлекающих магистрантов. Однако остается малоизученным вопрос о том, каковы индикаторы этого опыта?

Необходимо подчеркнуть, что программы магистратуры и аспирантуры обычно являются более специализированными и сфокусированы на профессиональных дисциплинах, таких как право, медицина, бизнес, а также на образовательных науках или социальной работе. Все это влияет на организацию, реализацию и оценку результатов программ исходящей мобильности для магистрантов и аспирантов.

Интересен опыт США, использующих два виды стажировок для получения международного опыта: краткосрочные программы обмена, предоставляющие возможности для самостоятельного обучения за рубежом; стажировки для исследователей в рамках групповых научных проектов, программы двойных дипломов.

Наряду с тем, что магистранты и аспиранты - люди более взрослые, у некоторых из них за плечами годы профессионального и жизненного опыта. Средний возраст аспиранта в США -34 года, это на 7-10 лет больше, чем в России и европейских странах.

Обычно подобные программы длятся не дольше месяца и участвуют в них от 6 до 20 студентов одновременно. Знание иностранного языка очень редко является обязательным требованием для участия в программе.

Американские студенты, участвующие в этих программах, уезжают учиться в 59 стран, чаще всего в Китай, Францию, Бразилию, Германию, Италию, Великобританию, Аргентину, ЮАР, Японию, Гану и Индию.

Приезжая на стажировку, студенты обычно живут в отелях или мини-гостиницах. Подобные программы необходимы для того, чтобы наладить связи с зарубежными исследователями и помочь студентам в подготовке к построению международных карьер и научному росту (научной самореализации), а также, чтобы распространять информацию о своих вузах, разви-

вать международное партнерство, способствовать увеличению количества студентов, выезжающих за рубеж, и расширению их кругозора.

По данным исследования Университета штата Мичиган «Опыт и результаты обучения в магистратуре и аспирантуре за рубежом» (Graduate Learning Experiences and Outcomes study)

(http://education.msu.edu/ead/outreach/gleo/), посвящённого изучению возможностей по обучению в магистратуре и аспирантуре иностранных вузов, вузы США в основном предлагают краткосрочные программы исходящей академической мобильности по магистерским программам (длительностью 3-4 недели). В результате онлайн-исследования, в котором принимали участие 15 исследовательских университетов, расположенных на Среднем Западе, а также Нью-Йоркский университет, был проанализирован опыт 172 студенческих групп магистерского и аспирантского уровня, участвовавших в программах международной мобильности.

Однако апробация научно-исследовательских магистерских программ из Азии проводится в крупных англоязычных странах, которые славятся своей системой образования: США, Великобритании, Канаде, Австралии; а также продолжают быть популярными Франция, Германия и другие страны.

Так, принимающие страны все чаще рассматривают иностранных студентов, в первую очередь, как источник дохода. Наиболее агрессивная в этом плане политика у британских и австралийских вузов, которые предоставляют образовательные услуги иностранным студентам по более высокой цене, чем для своих (за исключением студентов из стран - участниц Болонского соглашения, обучающихся в Великобритании), пытаясь таким образом залатать дыры в бюджете в условиях сокращения финансирования высшего образования. Университеты как минимум двух американских штатов -Нью-Йорк и Вашингтон - и ряд вузов из других штатов также переняли эту стратегию. Законодательное собрание штата Вашингтон предложило ввести для иностранных студентов 20-

процентную наценку, а два ведущих университета, расположенных на Среднем Западе США, уже берут с иностранцев дополнительную плату.

Следует отметить, что и апробация научно-исследовательских проектов магистров стала, в том числе доходным бизнесом: Великобритания и США зарабатывают на этом примерно по 24 млн. долларов США в год.

Студенческая академическая мобильность

- очень затратное мероприятие для студентов и их семей, а в определенном смысле и для правительств их стран. Так, почти 80% всех аспирантов из Индии и Китая, получающих степень PhD в вузах США, не возвращаются домой сразу после завершения аспирантуры.

Изучая причины, по которым страны развивают научно-исследовательские программы подготовки магистров, мы обнаружили ряд сходств. Наиболее распространенная причина

- заинтересованность в формировании компетентных кадров в ключевых областях знания (в первую очередь в естественных и технических науках) в условиях нехватки или отсутствия возможностей для этого внутри страны. Это неудивительно, учитывая тот факт, что все рассматриваемые страны стремятся в той или иной мере ускорить экономический рост и повысить свою международную конкурентоспособность.

Необходимо отметить, что некоторые страны импортирующие образовательные услуги, в последние пять-десять лет, становятся принимающими. Например, Малайзия, в которой сейчас учится около 58 тыс. иностранных студентов, позиционирует себя как «образовательный узел», и при этом почти 54 тыс. малайзийских студентов обучаются за рубежом. К таким узловым центрам относятся также Сингапур и Гонконг.

Еще одна важная цель развития магистерских научно-исследовательских программ-улучшение образовательной инфраструктуры и системы госуправления. Например, программа по поддержке реформы госуправления в Индонезии открыта исключительно для нынешних чиновников, критерии отбора на подобные программы абсолютно ясны, основаны на оценке профессиональных заслуг и не носят дискри-

минационного характера. В Индонезии действует также стипендиальная программа SPIRIT, благодаря которой сотрудники 11 государственных агентств имеют возможность получить образование за границей.

Также, Индонезия и Вьетнам отправляют нынешних и будущих вузовских преподавателей в зарубежную аспирантуру, потому что к настоящему моменту ученых, которые бы имели степень PhD, в этих странах мало.

Особое место на мировом рынке научно-исследовательских программ подготовки магистров и аспирантов занимает Бразилия, где создана довольно развитая крупномасштабная система высшего образования, куда входят университеты и вузы разных типов, из которых около 100 - это государственные университеты (федерального и регионального уровней). Университеты являются площадкой для реализации большинства исследовательских проектов и образовательных программ и привлекают все больше студентов из других частей Латинской и Северной Америки, из португалоговорящих стран Африки, из Европы и даже с Востока, например, из Китая и Южной Кореи.

В настоящее время Бразилия является лидером континента в вопросах науки, а также по качеству образования для магистрантов и аспирантов, занимая 13-е место в мире по количеству научных публикаций (2,6% от общего числа). Хотя в 1980 году этот показатель составлял всего 0,2%, и это наглядно показывает, как быстро страна развивается1 .

Наибольшее число иностранных студентов, приезжающих в Бразилию, учится в Университете Сан-Паулу. Так, в 2012 году там обучалось 1300 магистрантов и аспирантов, подавляющее большинство из них (1042 человека) составляли граждане других латиноамериканских стран, 16 - Анголы, 28 - Мозамбика.

1 См. подробнее: Баранов И. Publish or perish?-URL: https://www.google.ru/url?sa=.104317490,d.bGg; Милованова О. Библиометрический анализ тенденций развития российской науки// Социосфера - Портал психологических изданий PsyJournals.ru-URL: http://psyjournals.ru/sociosphera/2011/n1/41544_ full.shtml (дата обращения 10.10.2015).

В 2013 году Университет Сан-Паулу объявил о предоставлении в ближайшее время магистерских образовательных программ с использованием онлайн-технологий.

Следующим примером международной интеграции магистерских научно-исследовательские программ является подписание первых межкультурных соглашений между США и Чили. Чили стала первым латиноамериканским государством, присоединившимся к ОЭСР. Это одна из наиболее развитых стран региона по совокупности социально-экономических и политических показателей, включая высшее образование. В основном это связано с тем, что около 60% выпускников чилийских школ поступают в университеты и почти 30% молодежи в возрасте 25-34 лет имеют высшее образование, что является довольно высокими показателями, значительно превышающими средние по региону.

Об этом свидетельствует и огромное число чилийцев, которые в настоящее время учатся в вузах США, и большое количество совместных публикаций, подготовленных чилийскими и американскими учеными. В 2009 году был подписан обновленный Чилийско-калифорнийский план сотрудничества, а в 2011 году стартовала программа взаимодействия между Чили и штатом Массачусетс.

Эти инициативы реализуются при участии двух важных партнеров - Массачусетского технологического института, который совместно с чилийскими учеными планирует реализовать 24 исследовательских проекта, и Гарвардско-чилийской инновационной инициативы, в рамках которых реализовано 12 совместных проектов в 2013-2014 г.г. Согласно сделанному в 2012 году заявлению министра экономики Чили, новая массачусетская программа стала самой успешной программой технологического обмена за всю историю страны. В полной мере оценить ее значение можно будет только через некоторое время, т.к. пока ее реализация находится в начальной стадии.

Количество научных публикаций и их им-пакт-фактор в соотношении с численностью населения также делают Чили региональным

лидером по реализации магистерских и аспирантских научно-исследовательских программ. Обзор данных международных рейтингов за 2013 год, таких как Рейтинг латиноамериканских университетов QS и Шанхайский рейтинг, позволяет сделать вывод о том, что наибольшее число высококачественных вузов региона сосредоточено именно в Чили.

Библиография/ References:

1. Розовски Г. Исследовательские университеты: американская исключительность? // Вопросы образования. - 2014. - № 2. - С. 8-19.

2. Заварыкина Л.В., Лопатина А.С., Перфильева О.В. Сравнительный анализ международных методологий ранжирования высших учебных заведений // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2012. - №1(36). - С. 70- 121.

3. Айжанова Г.К., Ергазина А.А. Методологические подходы к изучению проблемы формирования интеграционной модели выпускника магистерской образовательной программы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - №4. - С. 93-96.

5. Financial Times global masters in management 2015 Лучшие 80 программ мира - URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/201 5/09/14/608560 (дата обращения 10.10.2015).

10. Жуков В.И. Высшая школа России. Исторические и современные сюжеты. - М.: Союз, 2000.

11. MBA Programs in Japan.-URL: http://www.mba.today /programs/japan. (дата обращения 10.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Business schools in Japan sorted by popularity- URL: http://find-mba.com/schools/asia/japan (дата обращения 10.10.2015).

14. Баранов И. Publish or perish? -URL: https://www.google.ru/url?sa=.104317490,d.bGg (дата обращения 10.10.2015).

15. Милованова О. Библиометрический анализ тенденций развития российской науки// Социосфера —URL: http://psyjournals.ru/sodosphera/ 2011/h1/41544_full.shtml - (дата обращения 10.10.2015).

1. Rozovski G. Issledovatel'skie univer-sitety: amerikanskaia iskliuchitel'nost'? // Voprosy obra-zovaniia. - 2014. - № 2. - S. 8-19. (In Russ).

2. Zavarykina L.V., Lopatina A.S., Per-fil'eva O.V. Sravnitel'nyi analiz mezhduna-rodnykh metodologii ranzhirovaniia vysshikh uchebnykh zavedenii // Vestnik mezhdunarodnykh organi-zatsii: obrazovanie, nauka, novaia ekono-mika. -2012. - №1(36). - S. 70-121. (In Russ).

3. Aizhanova G.K., Ergazina A.A. Metodolo-gicheskie podkhody k izucheniiu problemy for-mirovaniia integratsionnoi modeli vypusknika mag-isterskoi obrazovatel'noi programmy // Istoriches-kaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl'. - 2015. -T. 7. - №4. - S. 93-96. (In Russ).

5. Financial Times global masters in management 2015 Luchshie 80 programm mira - URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/201 5/09/14/608560 (data obrashcheniia 10.10.2015). (In Russ).

10. Zhukov V.I. Vysshaia shkola Rossii. Is-toricheskie i sovremennye siuzhety. - M.: Soiuz, 2000. (In Russ).

11. MBA Programs in Japan.-URL: http://www.mba.today /programs/japan. (data obrashcheniia 10.10.2015). (In Russ).

13. Business schools in Japan sorted by popularity- URL: http://find-mba.com/schools/asia/japan (data obrashcheniia 10.10.2015). (In Russ).

14. Baranov I. Publish or perish? - URL: https://www.google.ru/url?sa=.104317490,d.bGg(d ata obrashcheniia 10.10.2015). (In Russ).

15. Milovanova O. Bibliometricheskii analiz tendentsii razvitiia rossiiskoi nauki// Sotsiosfera -Portal psikhologicheskikh izdanii PsyJournals.ru — URL: http://psyjournals.ru/sociosphera/ 2011/n1/41544_full.shtml - (data obrashcheniia 10.10.2015). (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.