Научная статья на тему 'Проблемы внедрения и перспективы развития Болонского процесса в вузе (на примере Красноярского агроуниверситета)'

Проблемы внедрения и перспективы развития Болонского процесса в вузе (на примере Красноярского агроуниверситета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / BOLOGNA AGREEMENT / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL ACTIVITY / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Н. В., Шмелёва Ж. Н.

В статье рассматриваются вопросы, возникающие при внедрении положений Болонского соглашения в образовательный процесс на примере Красноярского государственного аграрного университета. Авторы предлагают свое решение выявленных проблем, опираясь на практический опыт ведения международной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues that arise when introducing the Bologna agreement regulations in the educational process on the example of Krasnoyarsk state agrarian university are considered in the article. The authors offer their own solution to the revealed issues, relying on practical experience of the international activity conducting in the institution of higher education

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения и перспективы развития Болонского процесса в вузе (на примере Красноярского агроуниверситета)»

5. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2007. - 448 с.

--------♦'-----------

УДК 378.1 Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелёва

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТА)

В статье рассматриваются вопросы, возникающие при внедрении положений Болонского соглашения в образовательный процесс на примере Красноярского государственного аграрного университета. Авторы предлагают свое решение выявленных проблем, опираясь на практический опыт ведения международной деятельности в вузе.

Ключевые слова: Болонское соглашение, высшее образование, международная деятельность, стратегия развития.

N.V. Antonova, Zh.N. Shmeleva THE IMPLEMENTATION ISSUES AND DEVELOPMENT PERSPECTIVES OF BOLOGNA PROCESS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK AGROUNIVERSITY)

The issues that arise when introducing the Bologna agreement regulations in the educational process on the example of Krasnoyarsk state agrarian university are considered in the article. The authors offer their own solution to the revealed issues, relying on practical experience of the international activity conducting in the institution of higher education.

Key words: Bologna agreement, higher education, international activity, development strategy.

Последние десятилетия развития мирового сообщества характеризуются значительными переменами как в экономической, так и социальной сферах, стремительным развитием научных знаний, информационных и коммуникационных технологий. Все это ставит качественно новые задачи перед мировым сообществом [7].

В условиях значительных перемен неизмеримо возрастает роль образования, высшего образования в частности. Высшее образование и наука становятся самыми значительными факторами общественного развития, а также наиболее важными национальными и общемировыми приоритетами, выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций M-4]http://www.rtiabc.vsu.m/artide inz.htm - 1#1.

Актуальность данной работы заключается в том, что деятельность в России по претворению в жизнь положений Болонского соглашения подразумевает активные изменения в системе высшего образования Российской Федерации. В настоящее время разрабатывается и успешно внедряется в жизнь система государственного управления данным процессом в российских вузах. Особое внимание уделяется международной деятельности в системе высшего профессионального образования. Формирование единого европейского пространства в сфере высшего профессионального образования невозможно без осуществления международной деятельности в вузе. Данная деятельность регламентируется российскими и региональными законами, в частности, Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (22 августа 1996 г.), Законом об образовании (10 июля 1992 г.) и Законом Красноярского края о региональной научно-технической политике Красноярского края (28 октября 2003 г.).

В современных условиях утверждение, что вуз может работать только на местном рынке и поэтому не нуждается в международной деятельности, неправильно. Национальные границы становятся все более прозрачными, и рынок образовательных услуг в этом иногда опережает другие сферы экономики. Все российские вузы в той или иной степени работают в условиях международной конкуренции [5, 6]. Даже если их абитуриентам и студентам не предлагаются образовательные программы зарубежных вузов, выпускаемые вузом специалисты будут работать в условиях международной конкуренции, следовательно, вузы участвуют в международной конкуренции на рынке труда.

Расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования идет по направлениям, определяемым основными функциями высшей школы: по пути интернационализации учебного процесса и интернационализации научно-исследовательской деятельности [8].

Основным назначением процесса международной деятельности в ФГБОУ ВПО «КрасГАУ» является деятельность, направленная на повышение конкурентоспособности на международном рынке научных и образовательных услуг, повышение конкурентоспособности выпускников, международное признание дипломов, обеспечение академической мобильности студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей. Основными задачами в связи с этим являются:

^ анализ потребностей и формирование предложений по развитию международной деятельности как части стратегии университета;

^ активизация участия коллективов университета в конкурсах на получение международных грантов и проектов, научно-технических программ, консультирование по правилам подачи заявок и по порядку выполнения международных проектов [9];

^ активизация участия университета и его сотрудников в международных образовательных организациях и сетях, таких, как Европейская ассоциация университетов, Европейская академическая сеть деканов и др.;

^ формирование международного облика университета посредством различных информационных мероприятий в России и за рубежом;

^ организационная поддержка командирования за рубеж студентов и сотрудников КрасГАУ для обучения, прохождения стажировок, участия в конференциях, семинарах и т.п.;

^ работа по привлечению иностранных студентов в университет для прохождения на платной основе полных образовательных программ, программ включенного обучения, краткосрочных образовательных программ и ознакомительных практик;

^ создание программ обучения на основе согласованных учебных планов с зарубежными университетами для обеспечения возможности включенного обучения студентов КрасГАУ и получения ими дополнительно иностранных дипломов;

^ разработка совместно с финансовым управлением учета и отчетности КрасГАУ, принципов финансового менеджмента средств, передаваемых университету для выполнения международных проектов.

Научно-методическим руководством и координацией всех видов работ по процессу «Международная деятельность» занимается Центр изучения иностранных языков и бизнеса при Институте международного менеджмента и образования Красноярского государственного аграрного университета [10,11].

Для организации процесса международной деятельности в течение 2008 - 2010 гг. были разработаны следующие материалы:

^ Концепция развития международной деятельности ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет».

^ Концепция подготовки студентов, магистрантов и аспирантов КрасГАУ в области иностранных языков.

^ Информационная карта по системе качества «Международная деятельность».

^ Методика проведения заочных международных конференций.

^ Положение о стажировках и практиках студентов, магистрантов, аспирантов КрасГАУ.

^ Инновационная программа в области международной деятельности.

^ Внесение предложений в проект НИУ.

Проблемы внедрения Болонского соглашения в вузе. В ходе внедрения Болонского соглашения в образовательную деятельность вуза авторами были выявлены следующие проблемы:

1. Кадровые. Большая часть преподавателей и сотрудников университета не имеют достаточной языковой подготовки; не знакомы с протокольными правилами приема официальных делегаций; недостаточно знакомы с нормативными документами Минвуза РФ и Министерства экономики РФ (финансирование заграничных командировок; прием официальных делегаций).

2. Проблемы, связанные с набором иностранных граждан на учебу (отсутствуют всероссийские модели экспорта образовательных услуг; нет тесной кооперации между вузами региона по вопросам экспорта образовательных услуг; слабо изучены потенциальные рынки образовательных услуг).

3. Недостаточный уровень развития академической и студенческой мобильности (слабая языковая подготовка профессорско-преподавательского и студенческого состава; недостаток финансирования; слабое умение подготовки заявочных материалов на грант).

4. Недостаточная известность научных работ сотрудников университета за рубежом (недостаток финансирования на заграничное патентование и публикации в известных зарубежных издательствах),

что мешает вхождению в мировое научное и образовательное пространство.

5. Отсутствие опыта коммерциализации НИР (недостаточное умение научных сотрудников создавать конечный продукт НИР и ОКР, пользующийся спросом на внутреннем и внешнем рынках).

8. Отсутствие в университете хорошо подготовленных project-managers, т. е. специалистов по подготовке заявочных материалов для участия в совместных международных проектах, например, TACIS/TEMPUS, INTAS и т. д.

9. Недостаточно развитое внедрение дистанционных технологий при обучении студентов КрасГАУ, что связано с неполной обеспеченностью учебного процесса электронными учебно-методическими комплексами.

10. Финансовые проблемы, а именно отсутствие валютного счета, что тормозит участие международных экспертов в конференциях КрасГАУ.

11. Трудности, связанные с вопросом об ученых степенях Ph.D., кандидат и доктор наук. Сейчас Ph.D. приравнивается к кандидату, но на самом деле кандидатская степень выше. Кроме пройденных курсов и сданных экзаменов, наш кандидат должен провести исследование, обязательно опубликовать свои результаты, его работа обязана иметь новизну. Степень магистра в Европе дается за учебную нагрузку. Что касается с докторской степени, мы считаем, что она должна быть сохранена, поскольку докторская степень

- национальное достояние России.

12. Престиж Российского регионального образования. Не вызывает сомнения факт, что многие российские студенты, обучающиеся в рамках единого европейского пространства, с удовольствием поедут продолжать обучение в вузах Европы. Однако поедут ли европейцы в вузы, скажем, Новосибирска, Рязани, Красноярска? Или они предпочтут столичные вузы?

Для решения этих и многих других проблем, мешающих успешному развитию международного сотрудничества университета, как раз и создан отдел международных и научно-технических программ КрасГАУ, который является фактором усиления научно-образовательного потенциала университета.

Таким образом, в международной деятельности КрасГАУ прошел, как и многие другие вузы страны, через три основных этапа:

• начало 1970-х годов - 1990 г. (период государственного регулирования международной деятельности вуза);

• начало 1990-х годов (период перехода на контрактные формы сотрудничества с зарубежными партнерами);

• середина 1990-х годов и до настоящего времени (период вхождения в мировое образовательное пространство).

В настоящее время при определении приоритетных географических направлений международной деятельности КрасГАУ учитывается такой фактор, как сложившееся в начале 1990-х годов региональное сегментирование рынка образовательных услуг. Наш университет вследствие своего географического положения и внешнеэкономических связей Красноярского края прочно занял нишу сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего, это Япония, Южная Корея и Китай) и Германией. В последнее время эта ниша расширяется за счет интереса к международной кооперации с КрасГАУ таких стран, как Франция, Великобритания, Мадагаскар, Монголия, США и др.

Мероприятия по совершенствованию и развитию Болонского процесса. Проанализировав ситуацию в вузе в области внедрения Болонского соглашения в образовательный процесс, мы предлагаем следующие мероприятия по совершенствованию работы.

Проблему недостаточной языковой подготовки большей части научных сотрудников, преподавателей и студентов университета следует решать за счет расширения программ языковых центров КрасГАУ, за счет организации постоянно действующих семинаров для преподавателей, читающих лекции на иностранном языке, приглашение зарубежных преподавателей и бизнесменов.

Проблему недостаточного знания протокольных аспектов приема зарубежных гостей и нормативных документов, касающихся финансовой стороны приема иностранных делегаций и заграничного командирования сотрудников и студентов КрасГАУ, следует решать за счет разработки комплекта методических документов "для внутреннего пользования" и проведения тренинг-семинаров для лиц, отвечающих за международную деятельность в институтах.

Проблему снижения уровня набора иностранных студентов следует решать за счет:

• разработки целевой программы по набору иностранных учащихся;

• развития связи с агентствами по набору за рубежом;

• размещения рекламы в сети IEAE, на сайте ALMA MATER, разработки комплекта рекламных материалов на различных языках: английский, монгольский, турецкий, китайский, корейский;

• разработки новых образовательных программ, пользующихся спросом на рынке;

• разработки совместных с зарубежными вузами-партнерами подготовки специалистов с выдачей дипломов двух университетов; разработки образовательных проектов на иностранных языках, в том числе ориентированных на европейских студентов специализированных программ "учеба + отдых".

Проблему недостаточного финансирования академической и студенческой мобильности следует решать за счет целенаправленного поиска и подбора различных зарубежных программ, грантов и стипендий, финансирующих развитие мобильности, а также за счет развития обменных студенческих программ и практик с зарубежными партнерами КрасГАУ.

Проблему недостаточной известности результатов научных исследований сотрудников КрасГАУ за рубежом следует решать за счет:

• финансирования расширяющегося количества международных конференций, симпозиумов, семинаров, проводимых в КрасГАУ или за рубежом при участии КрасГАУ как соорганизатора мероприятия;

• финансирования публикаций трудов международных симпозиумов и передачи их в библиотеку Конгресса США в рамках контракта с IEEE, США, а также в библиотеки других стран.

Проблему низкого уровня коммерциализации НИР можно решить за счет создания совместных с зарубежными партнерами центров высоких технологий и отдела коммерциализации НИР.

Проблему отсутствия в КрасГАУ хорошо подготовленных project-managers следует решать за счет направления специалистов ОМНТП на обучение в Российский университет дружбы народов, Институт международных программ, предоставляющих полный спектр курсов по повышению квалификации специалистов, занятых международной деятельностью.

Проблему недостаточно развитого внедрения дистанционных технологий при обучении студентов КрасГАУ необходимо решать либо путем дополнительного стимулирования ППС при подготовке ЭУМК, либо путем закупки недостающих ЭУМК в вузах Российской Федерации.

Финансовую проблему следует решать совместно со специалистами финансовой службы и бухгалтерии, которые подготовят необходимую документацию по открытию валютного счета.

Трудности, связанные с вопросом об ученых степенях Ph.D., кандидат и доктор наук, на наш взгляд, являются наиболее сложными, и нам видится, что в Болонском процессе следует участвовать только на тех условиях, при которых не будут утрачены достоинства отечественного образования.

Престиж российского регионального образования стоит повышать за счет разработки программ подготовки полностью на английском языке (данный вид деятельности уже начат в ИММО и ИАЭМ КрасГАУ), а также за счет использования технологий продвижения вуза во всемирной сети.

Разумеется, что внедрение Болонского соглашения и развитие международной деятельности вуза требует не только нового мышления, новых подходов, новых навыков, но и значительного финансирования. Университет, понимая важность развития международного сотрудничества для усиления своего научнообразовательного потенциала, последовательно будет решать эти задачи, сдерживающие его международную активность. Но поскольку такие же задачи в той или иной степени стоят перед большинством российских

и, в частности, сибирских университетов, для их успешного решения, для прорыва региональных вузов на рынке экспорта образовательных услуг требуется объединение усилий. Красноярский государственный аграрный университет планирует создание некоммерческого международного университетского комплекса с центром в городе Красноярске. Учредителем комплекса будет Красноярский государственный аграрный университет, соучредителями - университеты Европы и Азии. КрасГАУ планирует зарегистрировать данный комплекс в России, все партнеры в данном комплексе будут иметь равные права. В настоящее время в КрасГАУ имеется магистратура и докторский совет по экологии, поэтому планируется начать с сотрудничества в данной отрасли. Это будет подготовка магистров и Ph.D в области логистики и экологии. КрасГАУ располагает материально-технической базой для обучения магистров и их проживания.

В последующем университетский комплекс может заниматься обучением по программе MBA российской бизнес-элиты, причем возможно теоретическое обучение топ-менеджеров в России, а практическое обучение - в странах Европы и Азии. На начальном этапе сотрудничества предполагается работать по следующей схеме:

- обмен преподавательским составом;

- организация летних академических лагерей и т.д.;

- создание студенческой научно-исследовательской команды «Россия - Европа - Азия»;

- совместная деятельность в Международной академии управления - некоммерческом международном университетском комплексе.

Все вышеперечисленные мероприятия приведут к реализации основной цели в области международ-

ной деятельности в КрасГАУ, которая будет осуществляться через следующие мероприятия:

^ продолжение работы по интеграции института в международное образовательное пространство, доведение количества договоров с зарубежными образовательными учреждениями до 32;

^ увеличение количества мероприятий с международным участием до 22 ежегодно;

^ продолжение работы по совершенствованию мобильности преподавателей и студентов в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона;

^ увеличение диапазона государств, из которых прибывают зарубежные студенты на обучение в КрасГАУ;

^ международные научные исследования и разработки - 2 научные группы ежегодно;

^ мобильность преподавателей и студентов с целью повышения квалификации 50 преподавателей и 2 групп студентов ежегодно;

^ международные академические обмены - участие в международных научных мероприятиях - 150 человек ежегодно;

^ экспорт образовательных услуг - 1 страна ежегодно;

^ международные согласованные программы - 1 программа ежегодно;

^ международные гранты - 10 грантов ежегодно.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что современный университет только тогда может ответить на вызовы времени, когда станет "интернационализированным" вузом, международным научнообразовательным комплексом, а международный компонент в деятельности вуза будет возрастать.

Для данной модели, на наш взгляд, характерно:

• наличие в стратегических программах цели превращения вуза в международный научнообразовательный комплекс;

• включение международных компонент во все сферы (образовательную, научную, управленческую и др.) своей жизнедеятельности;

• наличие эффективной системы управления качеством образования, созданной на основе международных требований, стандартов и опыта, внедрение системы учета трудоемкости учебной работы и переза-чета кредитов ЕСТЭ или совместимой с ней;

• формирование у преподавателей и студентов новых компетенций с учетом глобальных изменений в экономике, политике, социальной и культурной сферах;

• осуществление на постоянной основе научно-педагогических связей с зарубежными вузами, научными центрами и международными организациями, академического обмена преподавателями, студентами и исследователями, участие в международных образовательных и научных проектах и программах;

• формирование специфической культуры, аккумулирующей и репродуцирующей наряду с национальными общемировые ценности;

• обеспечение выпускников профессиональными знаниями, обогащенными международным компонентом, навыками межкультурного общения и готовностью к жизни и профессиональной деятельности в условиях «международного сотрудничества и конкуренции», способностью самостоятельно в течение всей жизни осваивать и применять новые знания и технологии, обладающих видением взаимосвязанности национальных и мировых проблем;

• наличие постоянного и значительного контингента иностранных студентов, аспирантов и стажеров;

• наличие специализированных структур, осуществляющих организацию международной деятельности вуза;

• успешное внедрение положений Болонской декларации в образовательную деятельность вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Федеральный закон от 24.10.2007г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования). - М., 2007.

2. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта». - М., 2007.

3. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». - М., 2007.

4. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 308-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки». - М., 2007.

5. Галаган А.И. Сравнительный анализ демографических условий развития образования в России и зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 4. - С. 68-69.

6. Коропченко А.А. Подтверждение и признание документов об образовании как фактор академической мобильности // Науч. вестн. МГТУ ГА. - 2003. - № 67. - С. 22-26.

7. Национальная доктрина образования Российской Федерации. - М., 2000.

8. Садовничий В.А. Университеты: Настоящее. Будущее // Год планеты. Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. - М., 2000. - С. 392-399.

9. Фомина Л.В. Система менеджмента качества высшего образования в контексте Болонской декларации // Проблемы современной аграрной науки: мат-лы заоч. науч. конф. - Красноярск, 2010. - С. 330 -334.

10. Цугленок Н.В., Матюшев В.В., Бастрон Т.Н. Реализация Болонской декларации в Красноярском ГАУ

// Проблемы современной аграрной науки: мат-лы заоч. науч. конф. - Красноярск, 2009. - С. 265-267.

11. Цугленок Н.В., Цугленок Г.И., Матюшев В.В. Агробизнес инкубатор - интеграция науки, образования и производства // Проблемы современной аграрной науки: мат-лы заоч. науч. конф. - Красноярск, 2009. - С. 267 - 269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.