О лесной сертификации в России
В.В. Бескищенко, Е.С. Мартемьянова
Биологический факультет МГТУ, кафедра биоэкологии
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние лесных ресурсов Земли, лесопользования и управления лесами. Дана оценка наиболее успешных национальных систем лесной сертификации экономически развитых стран, систем международной лесной сертификации. Оценено состояние лесного хозяйства России с позиций устойчивого управления лесами и сертификации лесопромышленной продукции.
Abstract. The modem state of the Earth forest resources has been shown in the paper. The authors have estimated different systems of the forest certification, forest management and production of different countries. The main part of the research is the problem of the forestry in Russia and its comparison to the International standards of the forest management.
1. Введение
Лес - одна из самых важных составляющих среды обитания человека. Сокращение площади лесов на планете ведет к негативным последствиям, имеющим глобальное значение: увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, уменьшению биоразнообразия, эрозии почв. Проблемы обезлесения и деградации лесов стали международными, для их решения требуется информация и меры, принимаемые всеми странами. Устойчивое, неистощительное лесопользование предполагает наличие соответствующих технологий и адекватной системы управления лесным хозяйством. Под устойчивым лесопользованием подразумевается такое управление и использование лесных ресурсов, при котором удовлетворяются потребности производства и населения в продукции лесного сектора, выполняются экологические функции леса и не ущемляются интересы будущих поколений.
Система определенных мероприятий в целях установления соответствия практики ведения лесного хозяйства принципам его устойчивого развития и гарантиям экологической, социальной и экономической надежности лесохозяйственных работ называется лесной сертификацией. Сертификация вошла в практику современного лесного хозяйства в последнем десятилетии XX в., когда в индустриально развитых странах сформировался спрос на экологически чистые товары с безупречной "зеленой" репутацией, и к лесопользователям стали предъявляться требования "экологической чистоты". Тогда же широкое распространение получили понятия "экомаркировка" и "экосертификация". Цель лесной сертификации - поддержание экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного лесопользования. Этому механизму контроля - сертификации - будет в перспективе подвергаться значительная часть лесоматериалов, предназначенных для международной торговли. По этой причине ряд крупных потребителей лесоматериалов на экологически чувствительных рынках Европы и Северной Америки стали требовать подтверждения того, что продукция, которую они закупают, заготовлена неистощительным для лесных экосистем способом. Требование, которое предъявляет международный сертификат к странам в части экологии, - обязательное условие заготавливать лес из расчётной лесосеки с сохранением подроста, почвы, ландшафта, гнездовий птиц и т.д. Сертификация даёт производителю возможность выходить на международные рынки и продвигать там свою продукцию. Потребитель же получает гарантию того, что он имеет дело с продукцией, которая поступила легально. В социальном плане сертификат требует безусловного выполнения правил охраны труда, наличия квалифицированных работников, достойной зарплаты. Уже в 2006 г. страны Евросоюза ограничивают ввоз древесины и изделий из неё, если происхождение леса не обосновано, и он не прошел сертификацию (когда нет ни международного, ни национального сертификата на лесопродукцию).
В России независимая лесная сертификация имеет огромный потенциал как для продвижения наших товаров на европейские рынки, так и для совершенствования лесоуправления и лесопользования. Кроме того, наличие сертификата имеет значение для привлечения в лесной сектор инвесторов, которые воспринимают сертификат как индикатор устойчивости и перспективности компании. В пользу лесной сертификации говорит и тот факт, что частично можно будет решить проблему незаконной вырубки леса в России, так как несертифицированное нелегальное сырье сложнее будет сбыть. По данным министерства природных ресурсов, ущерб от нелегального лесопользования в России составляет 5,5 млрд руб. в год при общем доходе от лесной деятельности в 45 млрд руб. Оценки Всемирного фонда дикой природы (WWF), учитывающие упущенную государством выгоду за аренду леса, налоги и таможенные платежи, еще более впечатляют: при годовом обороте российского лесного рынка в 6,5 млрд $ ущерб составляет 1 млрд $ (Устойчивое..., 2004).
2. Лесные ресурсы Земли и современное состояние проблемы лесопользования и воспроизводства лесов
Впервые лесные ресурсы мира были оценены в 1947 г. В этой оценке содержались лишь некоторые общие показатели, характеризующие площади лесов и запасы древесины. Полный учет лесных ресурсов планеты был выполнен в 1980 г., следующие циклы глобальной оценки лесных ресурсов (ГОЛР) происходили в 1990 г., в 2000 г. (Филипчук, 1999). Участие России как крупнейшей лесной державы в этом мероприятии имеет большое значение, так как от качества и достоверности российской информации о лесах во многом зависит точность и полнота данных о лесах планеты.
Общая площадь лесных земель в мире - 5,120 млрд га, из них площадь лесов - 3,442 млрд га, запас древесины - 384 млрд м3, ежегодный прирост - 114 м3/га. Отмечаются значительные различия в распределении лесов по странам и континентам. Поэтому ГОЛР проведена отдельно по развитым и развивающимся странам. Запас древесины в развитых странах оценивается примерно в 170-200 млрд м3. Общий запас древесины в эксплуатационных лесах развитых стран - 112 млрд м3, из них 45 % находилось в бывшем СССР и 34 % - в Северной Америке. Средняя лесистость планеты - 27 %. Показатель лесистости варьирует от 77 % в Финляндии, 69 % (Швеция и Япония) до 10 % и менее в Исландии, Ирландии, Израиле, Нидерландах, Великобритании. На хвойные породы приходится 68 %, но их доля в разных странах существенно различается: в Австралии и Венгрии - 85 %, в северных странах Европы, Австрии и России - около 80 %, Канаде - 75 %, в бывшей Югославии - 70 %, во Франции и Румынии - около 60 %, США - 43 % (Устойчивое..., 2004).
Широко варьирует и показатель запаса древесины в расчете на 1 га, что зависит от условий произрастания, а также от практики и целей ведения лесного хозяйства. В эксплуатируемых лесах развитых стран он в среднем равен 125 м3 (в некоторых частях Центральной Европы превышает 300 м3), тогда как в районах с менее благоприятными условиями произрастания не достигает 100 м3. Чистый ежегодный прирост лесов развитых стран составляет 2,7 млрд м3, из них 968 млн м3 в Северной Америке, 994 млрд м3 - в России, 577 - в Европе и 163 млн м3 - в развитых тихоокеанских странах. В естественных спелых или перестойных насаждениях, характерных для России и Канады, естественный отпад часто равен приросту. Это объясняет низкий ежегодный прирост в этих странах - соответственно 1,7 и 1,9 м3/га (в развитых странах - в среднем 2,6 м3/га, в Европе - 4,3, США - 3,9 м3/га). По запасам древесины на корню в расчёте на 1 жителя лидируют Канада и Россия (табл. 1). При этом лесные площади на душу населения составляют: в Канаде - более 17 га; в Швеции - 3,3; Германии, Италии, Японии - 0,1-0,2; Великобритании - 0,04; Нидерландах - 0,02 га; в среднем - 0,6 га.
Таблица 1. Запасы древесины на корню (м3) в расчёте на 1 жителя развитых странах
Страна Канада Россия Финляндия США В среднем по миру
Запасы, м3 570 561 370 83 65
Таблица 2. Динамика объёма потребления круглого леса в мире (млн м3 / %)
Вид лесопродукции Развитые страны Развивающиеся страны
1961 г. 1991 г. 2010 г. (прогн.) 1961 г. 1991 г. 2010 г. (прогн.)
Дрова и древесный уголь 256/ 23 236/ 16 278/ 13 623/ 78 1594/80 2117/ 73
Промышленный круглый лес 844/77 1210/84 1875/87 177/ 22 389/ 20 799/ 27
Мировое потребление круглого леса выросло с 1900 млн м3 в 1961 г. до 3429 млн м3 в 1991 г. (табл. 2). В развивающихся странах преобладающей его формой было потребление в виде дров и древесного угля (около 80 %), в развитых странах - в виде технической древесины. За последние 25 лет характер лесопользования не изменился.
Структура собственности на леса и прочие покрытые лесом земли в развитых странах различна. Практика управления лесным хозяйством в странах, сравнимых с РФ по запасам лесных ресурсов, показывает, что там отсутствуют обособленные организационные структуры на государственном уровне. В некоторых странах Центральной и Восточной Европы все леса находятся в общественной собственности, в Западной Европе около 2/3 - в частной. Средняя площадь отдельных лесовладений невелика (в Западной Европе менее 4 га, Северной Европе - около 40 га). В Швеции, Финляндии, Канаде и США большие площади лесов принадлежат холдинговым компаниям. Во Франции и Швейцарии крупными собственниками леса являются муниципалитеты или региональная администрация. Существует заметная разница между Канадой, где 94 % лесов и прочих покрытых лесом земель находится в общественной собственности, и США, где в федеральной собственности лишь 28 %. В Канаде на федеральном уровне руководство отраслью осуществляет Министерство природных ресурсов через Лесную службу Канады. Подавляющее большинство лесных ресурсов находится в ведении администрации провинций и территорий, и лишь 6 % лесов принадлежит частным владельцам. В США отсутствует специальное
государственное ведомство по управлению лесным хозяйством страны. Из 72 % частных лесов США 15 % принадлежит лесопромышленным компаниям, а в собственности штатов и муниципалитетов - 6 %.
Мировыми тенденциями динамики лесов на Земле являются:
• уменьшение общей площади лесов планеты, особенно в развивающихся и тропических странах; в целом лесной покров сохранился лишь на 1/3 первоначальной площади лесов;
• на долю развитых стран приходится 42 % площади лесов планеты;
• уменьшение площади тропических лесов, по-видимому, основная причина сокращения биоразнообразия. Стабильность лесов зоны умеренного климата вряд ли компенсирует этот процесс;
• с ростом населения планеты площадь леса, приходящаяся на одного жителя, уменьшается: от 1,2 га в 1960 г. до 0,6 га в 1990 г. и до 0,2 га по прогнозам ФАО к 2020 г. Ожидаемый рост населения планеты, особенно в развивающихся странах, потребует увеличения площадей сельскохозяйственных земель. Если в развитых странах возможна интенсификация сельскохозяйственного производства, то в развивающихся единственный реальный путь - увеличение сельскохозяйственных земель за счет лесных. Таким образом, рост численности населения - один из важнейших факторов потенциальной деградации лесов планеты.
3. Состояние лесного хозяйства России с позиций устойчивого управления лесами
Россия обладает почти одной четвертой частью мировых запасов леса и более чем половиной всех бореальных лесов. Лесной фонд РФ занимает около 69 % территории страны. Исторически в России земли, где произрастают леса, охвачены государственной системой лесного хозяйства. Эти земли образуют государственный лесной фонд, и считается, что на 1/3 лесного фонда могут вестись коммерческие лесозаготовки. Лесопромышленный комплекс (ЛПК) является одним из важнейших секторов экономики России. В структуре промышленности России доля ЛПК в производстве продукции составляет 3,4 %, а в объеме экспорта - 3,9 %. В составе ЛПК функционирует более 23 тыс. предприятий, при этом в 45 субъектах РФ лесной сектор экономики является приоритетной отраслью промышленности. В его структуре 17 % составляет лесозаготовительная промышленность, 40 % - деревообрабатывающая и 43 % -целлюлозно-бумажная и лесохимическая. Промышленными лесозаготовками, переработкой древесины и торговлей лесоматериалами, включая мебель и бумажную продукцию, заняты более 30000 предприятий. В итоге от леса прямо и косвенно зависит около 5 млн работников ЛПК и лесного хозяйства. Лесная торговля, особенно экспорт лесоматериалов, являются важным источником доходов государственного бюджета России. Объём валютных поступлений в бюджет от экспорта лесоматериалов занимает третье место после газа и нефти и достиг в 2003 г. 3,8 млрд $ (Устойчивое..., 2004).
Государственная политика России в сфере лесного хозяйства сформулирована ст.2 Лесного Кодекса РФ (ЛК): "Лесное законодательство РФ направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования". Государственный лесной кадастр (ГЛК) содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Эти сведения используются при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями (ст. 68 ЛК).
С учетом экологически и социально значимых функций лесов производится их деление на три группы, согласно критериям отнесения лесов к указанным группам ст. 56-58 ЛК. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.
В лесном фонде, находящемся в ведении Рослесхоза, преобладают (70 %) леса III группы (рис. 1). В последние годы сохраняется тенденция увеличения площади лесов первой группы, выполняющих в основном природоохранные функции. Общая площадь лесов, возможных для эксплуатации, составляет около 300 млн га. Большая часть доступного лесосечного фонда находится в девяти регионах РФ: Красноярский край (55 млн м3), Иркутская область (54 млн м3), Республика Коми
(26 млн м3), Хабаровский край (25 млн м3), Архангельская область (20 млн м3), Амурская область (16 млн м3), Вологодская область (15 млн м3), Читинская область (14 млн м3), Кировская область (13 млн м3). Запас (ресурсы древесины) основных лесообразующих пород, по данным государственного учета лесного фонда 2004 г. (ГУЛФ), составлял 84 млрд м3. Общий годичный прирост древесины составляет 993,8 млн м3, из них: хвойных (сосна, кедр, ель, пихта, лиственница) - 78,1 %, мягколиственных (береза, осина, липа, тополь, ива, ольха) - 19,1 %, твердолиственных (береза каменная, дуб, бук, ясень, клен, вяз, граб, саксаул и др.) - 2,8 % (рис. 2). В возрастной структуре лесов России преобладают спелые и перестойные насаждения (43 %), так как расчетная лесосека используется всего на 22 %, а по хвойным лесам - на 27 % (рис. 3). Наибольший объем недоиспользованной лесосеки ценной древесины приходится на вышеперечисленные субъекты РФ. Для лесного хозяйства, с учетом процессов возобновления лесных ресурсов и необходимости перспективного и неистощительного лесопользования, большое значение имеет не только наличие древостоев спелых и перестойных возрастов. Не менее, если не более важную роль для потребностей будущих поколений играют молодые леса. Средний прирост насаждений основных лесообразующих пород по России составляет 1,35 м3/га. Однако лишь 55 % всей площади лесов представляют производственный интерес, т.е. рентабельны в промышленной эксплуатации. Преобладающая часть этого массива, расположенная на Европейском Севере и вдоль Транссибирской магистрали, значительно истощена в результате интенсивного лесопользования в течение последнего столетия.
Один из основных кадастровых показателей леса, учитываемый при его экономической оценке и лесной сертификации, приведен в табл. 3.
Рис. 1. Распределение площади земель лесного фонда России по группам лесов
Рис. 2. Основные лесообразующие породы по России
Рис. 3. Возрастная структура лесов России
Таблица 3. Плотность различных древесных пород (р, кг/ м )
Порода р2 - при стандарте р0 - абсолютно Русл (условная = отношению
влажности 12 % сухой древесины массы р0 к объему сырой)
Дуб 690 650 550
Бук 670 640 530
Лиственница 660 630 520
Берёза 630 600 500
Ольха 520 490 420
Сосна 500 470 400
Осина 495 470 400
Ель 445 420 360
Кедровая сосна 435 410 350
Пихта 375 350 300
Среди проблем лесного хозяйства РФ в настоящее время наиболее острыми являются:
• обеспечение восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов, восстановление ценных твердолиственных насаждений;
• обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей;
• недостаточное использование основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов. Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного
хозяйства, особенно на территориях, подверженных аэротехногенному загрязнению, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации и управления лесными ресурсами. На решение этих проблем была направлена Федеральная целевая программа (ФЦП) "Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.", подпрограмма "Леса". ФЦП "Леса России на 1997-2000 гг." не решила указанных проблем. Она проводилась в условиях резкого спада использования расчетной лесосеки: при
расчетной лесосеке в 500 млн м3 заготовка древесины осуществлялась в объеме около 100 млн м3, что сказалось на доходах бюджетов всех уровней. Целью новой ФЦП является "сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента ОПС на основе рационального и неистощительного лесопользования" (Федеральная..., 2002). Однако и эта программа была досрочно прекращена (О завершении..., 2004).
4. Лесная сертификации в экономически развитых странах
Разочарованные результатами усилий правительств по предотвращению истребления тропических лесов и последних девственных массивов бореальных лесов, крупнейшие неправительственные организации в союзе с потребительскими ассоциациями ряда стран Европы и Америки стали развивать независимый механизм контроля за управлением лесами. Этому механизму контроля - сертификации - будет в перспективе подвергаться значительная часть лесоматериалов, предназначенных для международной торговли. По этой причине ряд крупных потребителей лесоматериалов на экологически чувствительных рынках Европы и Северной Америки стали требовать подтверждения того, что продукция, которую они закупают, заготовлена неистощительным для лесных экосистем способом. Документом, дающим вход на такой рынок, стал сертификат международного образца, который выдан независимой компанией-аудитором, аккредитованной международным органом по лесной сертификации. Таким органом в 90-х годах ХХ века стал Лесной Попечительский Совет (FSC), расположенный в Оахаке, Мексика. Его 10 глобальных принципов стали де-факто международным стандартом хорошего управления лесами, так как поддержаны ведущими странами-экспортерами и потребителями лесоматериалов. К маю 2005 г. было выдано 698 сертификата ЛПС (FSC), в 66 странах мира просертифицировано более 54 млн га леса.
Несмотря на природные, экономические и региональные особенности стран, под девизом "Одна глобальная программа" была разработана и принята Европейская лесная программа WWF, которая объединяет участников из десятков европейских государств. Она состоит из трех направлений: СОХРАНЯТЬ (to protect), УПРАВЛЯТЬ (to manage), ВОССТАНАВЛИВАТЬ (to restore). Много внимания в программе уделено лесной сертификации и устойчивому управлению лесами, охраняемым территориям и лесам высокой природоохранной ценности, нелегальным рубкам. Относительно новым направлением работы являются проекты по восстановлению лесных ландшафтов. Внимание всех участников программы обращено на необходимость использовать возможности для интеграции лесной программы с другими глобальными программами WWF, прежде всего, с климатической и водной. Другой проблемой, имеющей глобальный характер, являются нелегальные лесозаготовки, присутствующие практически во всех странах. Для ее решения необходимы специфические подходы.
В мире имеется ряд национальных систем лесной сертификации, а также две международные системы. Национальные системы существуют в Швейцарии, Австрии, Бельгии, Финляндии, Канаде и др. Проведем сравнительный анализ наиболее распространенных пяти систем сертификации: Американской лесной и бумажной ассоциации, Канадской ассоциации по стандартам, обязательной лесной сертификации России, международных систем ISO, ЛПС (Птичников, 2000).
Американская Система SFI разработана в 1996 г., объединяет свыше 90 % лесных земель и охватывает большую часть продукции лесозаготовки и ее переработки в стране. SFI обязательна только для членов ассоциации, однако ее успех в стране огромен. Стандарты состоят из серии принципов, целей и индикаторов выполнения. В системе SFI ведется аудит второй стороной, планируется аудит третьей, (независимой) стороной. Экомаркировка продукции отсутствует.
Канадская система С&А. Канадская ассоциация по стандартам в 1996 г. по заказу индустрии разработала две серии стандартов CAN/CSA-Z808-96 и CAN/CSA-Z809-96, основанных на стандартах серии ISO 14000. Первый стандарт описывает систему лесоуправления, включающую природоохранные, экономические, социальные и культурные аспекты; второй - требования по ведению лесного аудита. Система CSA базируется на критериях и индикаторах Монреальского процесса, ведется аудит третьей стороной.
Система ISO 14001. Международная организация по стандартизации ISO возникла в 1993 г. согласно решениям конференции в Рио (Пашков, 1997). По организационной сути это негосударственная федерация национальных структур по стандартам, вовлеченных в добровольное техническое сотрудничество. Стандарт 14001 предназначен для оценки устойчивого управления лесным хозяйством и проведения сертификации систем управления компанией. Дополнительно разрабатывается стандарт 14061 по управлению лесными землями. Стандарт 14001 использовался в Бразилии, Швеции, Финляндии, Индонезии. Недостатками системы являются: 1) лесная продукция не получает сертификата, поэтому ISO не является товарным знаком, что затрудняет ее применение в торговле; 2) четко не
определена планка требований к экологическому и социальному "качеству" лесопродукции; 3) в разработке стандартов ISO принимают участие не все заинтересованные стороны, а только государство и лесопромышленники.
Система FSC. Лесной попечительский совет (ЛПС) сформирован в 1993 г. при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF). По определению Всемирной Сети Торговли Сертифицированными Лесоматериалами (GFTN), лесоматериалы, прошедшие независимую сертификацию, - это продукты, полученные из лесов, прошедших независимую экспертизу и получивших сертификат - письменно оформленный документ, удостоверяющий, что ведение лесного хозяйства и лесопользование в конкретном районе соответствуют определенному стандарту системы лесоуправления. Единственной системой, заслуживающей доверия в настоящее время, WWF считает систему лесной сертификации по схеме ЛПС (FSC). Совет директоров ЛПС состоит из представителей трех секторов: экологического, экономического и социального - с одинаковым весом при принятии решений. ЛПС разработал десять универсальных принципов устойчивого управления лесами, конкретизированных в 56 критериях и индикаторах Хельсинского и Монреальского процессов. FSC предоставляет рамочные условия для выработки стандартов, проведения экспертизы, выявления происхождения лесной продукции и ее маркировки, которые можно признать универсальными для всех стран. FSC также обеспечивает организацию выработки стандарта сертификации системы лесоуправления, по которому, наряду с экономическими и экологическими соображениями, предусматривается учет культурных ценностей и потребностей местного и коренного населения. Сертификация цепочки "от заготовителя к потребителю" гарантирует, что маркированные товарным знаком FSC товары, лежащие на полках магазинов, получены из лесов с экологически ответственной системой лесоуправления. Целью FSC является поддержка экологически ответственного, социально ориентированного и экономически жизнеспособного управления лесами путем разработки общепризнанных заслуживающих доверия стандартов работы в лесу. Ключевым моментом системы FSC является наличие товарного знака (ecolable) - обозначения, служащего для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Этот знак ставится на конечную продукцию и сообщает потребителю о том, что продукция поступает из хорошо управляемых лесов, в которых не нарушаются требования природоохранного законодательства, лесопользование базируется на ресурсосберегающих и энергосберегающих технологиях, а местное население участвует в процессе лесоуправления. Сертификация на соответствие требованиям FSC предполагает две схемы сертификации: а) качества лесоуправления, б) "цепочки поставок лесопродукции от заготовки до потребителя". Дополнительно рекомендовано создавать национальные и региональные стандарты.
Различают три типа сертификата:
1. Сертификат лесоуправления и лесопользования (FM). Осуществляется оценка предприятия, ведущего лесное хозяйство или осуществляющего лесопользование (анализ документации, полевой контроль). Предприятие получает сертификат, но не получает права на использование товарного знака.
2. Сертификат цепи поставок "от производителя к потребителю" (CoC). Оцениваются все входящие в цепь поставок предприятия, начиная с лесных хозяйств и заканчивая розничными торговцами, которые перерабатывают и/или закупают сертифицированную продукцию и желают продавать ее как сертифицированную. Это требование не касается только предприятий розничной торговли, продающих изделия непосредственно конечному потребителю. Системы контроля цепи поставки вместе с соответствующей документацией позволяют проследить каждый шаг обработки лесопродукции. Предприятие получает сертификат и право использовать товарный знак.
3. Совместный сертификат (FM-CoC). Выдается предприятию, ведущему лесное хозяйство или осуществляющему лесопользование и проходящему сертификацию не только лесоуправления, но и цепи поставки. В этом случае предприятие обязано доказать, что движение древесины в рамках лесозаготовительного предприятия гарантирует несмешение сертифицированного и несертифицированного сырья. Предприятие получает сертификат и право использовать товарный знак на продукцию.
В 1998 г. ЛПС официально одобрил стандарты Швеции и Великобритании, затем Германии и других европейских стран. В некоторых крупных странах - Канаде, США - разработка стандартов ведется по регионам. Например, в 11 штатах США введены свои региональные стандарты. ЛПС разработал также правила сертификации небольших лесопользователей и систему частичной (процентной) сертификации, когда изделия состоят из несертифицированных и сертифицированных составляющих. Стандарты ЛПС являются наиболее динамично развивающимися. Способ создания стандартов ЛПС является наиболее репрезентативным, так как предусматривает согласование точек зрения всех партнерских организаций. Это единственная в мире система, основанная на аудите третьей стороной, оценивающей уровень ведения лесного хозяйства.
5. Развитие лесной сертификации в России
В России проблема лесной сертификации возникла 10 лет назад. Сдерживала сертификацию леса дороговизна процесса. Затраты на сертификацию складываются из двух составляющих: оплаты работы аудитора, проводящего оценку, и стоимости выполнения процедурных моментов системы. Несертифицированная продукция России сегодня стоит на 15 % дешевле, и разница в цене будет постоянно увеличиваться. По прогнозам специалистов, потенциальная стоимость сертификации может составлять 10 центов на гектар.
В России независимая лесная сертификация имеет огромный потенциал, с одной стороны, для продвижения наших товаров на европейские рынки, а с другой - для совершенствования лесоуправления и лесопользования. Кроме того, наличие сертификата крайне привлекательно для привлечения инвесторов в лесной сектор, которые воспринимают сертификат как индикатор устойчивости и перспективности компании. Следовательно, говоря о необходимости новой лесной политики России, имеется ввиду воссоздание эффективных механизмов получения лесного дохода страны в условиях рыночной экономики, при сохранении государственного управления лесами. В отсутствие новой лесной политики и механизма её реализации - федерального министерства лесов России - инвестирование иностранного капитала в лесопромышленный сектор экономики России происходит на основе односторонних выгод для инвесторов, так как инвестируют в лесозаготовки и первичную лесопереработку, т. е. туда, где есть немедленная отдача. Но чтобы вырастить новый лес, нужно работать 100 лет, а на Севере и все 200 лет (Лямеборшай, 2004).
Лесное законодательство РФ предусматривает проведение обязательной сертификации лесных ресурсов (Лесной..., 1997; Об обязательной..., 1998). Согласно ст. 71 Лесного кодекса (ЛК), лесная сертификация осуществляется в целях обеспечения осуществления экологически обоснованного, экономически выгодного, социально эффективного управления лесами. Предполагается, что лесная сертификация будет состоять из сертификации процесса лесоуправления и лесопользования и сертификации цепочки поставок готовой продукции потребителю, но процедура пока находится в стадии разработки. Объекты сертификации — участки лесов, на территории которых ведутся лесное хозяйство и лесопользование, субъекты - лесохозяйственные организации, лесозаготовительные предприятия, имеющие в аренде участки лесного фонда, а также лесоперерабатывающие предприятия и иные заготовители, торгующие лесными ресурсами (лесом на корню, второстепенными продуктами). Обязательной лесной сертификации на уровень содержания радионуклидов подлежат древесина и второстепенные лесные ресурсы, заготовленные на территории лесного фонда, подвергшейся радиационному загрязнению. Сертифицироваться также должна производственная цепочка "от заготовителя - до потребителя". Государственная российская политика - переход от реализации древесины на корню к её продаже в заготовленном виде. Сертификация даёт производителю возможность выходить на международные рынки и продвигать там свою продукцию. Потребитель же получает гарантию того, что он имеет дело с продукцией, которая поступила легально.
В 2003 г. после принятия "Концепции развития лесного хозяйства РФ" и утверждения Системы сертификации лесопромышленной продукции (Об утверждении..., 2002) был создан Национальный совет по лесной сертификации, который, согласно Положению о Системе сертификации ГОСТ Р, должен разрабатывать организационно-методические документы: процедурные Правила проведения сертификации лесопромышленной продукции; предложения по уточнению номенклатуры продукции, требования к управлению лесами, ведению документации, маркировке продукции и т. д. (Номенклатура., 2002; Правила..., 2001). В 2004-2005 гг. с учётом специфики российского лесного сектора были разработаны принципы, критерии и индикаторы лесопользования в соответствии с критериями и индикаторами Панъевропейского совета и ЛПС, которые планируется доработать и зарегистрировать в международных организациях.
Сертификация лесного хозяйства и лесопользования в России по международным стандартам устойчивого лесоуправления FSC была впервые инициирована в 1999 г. в республике Коми проектом "Модельный лес «Прилузье»" псковской лесозаготовительной компанией "СТФ-Струг", являющейся дочерним предприятием шведско-финского лесопромышленного концерна Stora Enso. Это был самый крупный лесной массив в России и первая в республике Коми сертификация типичного таежного лесхоза, получившего Сертификат устойчивого лесоуправления. "СТФ-Струг" является официальным партнером проекта WWF "Псковский модельный лес" и использует в арендованных лесах новую технологию устойчивого лесопользования. Во время сертификации независимые аудиторы изучали документы Проекта и компании "СТФ-Струг", включая ландшафтно-экологический план ведения лесного хозяйства, методику расчета лесопользования, систему определения и сохранения биоразнообразия, новые нормативные акты, арендный договор. Кроме этого, проводили полевые обследования, встречались с общественными партнерами Проекта. Получение FSC сертификата
существенно улучшает имидж компании "СТФ-Струг" и позволит беспрепятственно выходить на экологически чувствительные рынки Европы.
Хотя процесс лесной сертификации у нас в стране начался еще в конце 1990-х годов (FSC с 1998 г., а национальная система с 2001 г.), в России пока нет официально одобренных международными сертификационными системами представительств, групп по стандартам и самих стандартов. В системе FSC работают национальная рабочая группа, две региональные группы - в Коми и Красноярске, а также две региональные инициативы (на Дальнем Востоке и в Архангельске). Однако чтобы поставлять производимую лесную продукцию на наиболее устойчивые рынки Западной Европы, им необходимо пройти FSC-сертификацию по схеме "цепочка от заготовителя до потребителя" (рис. 4).
После "обкатки" в пилотных регионах эта система будет применяться на всей территории РФ. Сертификация основана на законодательных и ведомственных актах, может иметь два уровня: федеральный и региональный, должна проводиться по специальной программе. Сертификат на процесс лесоуправления должен выдаваться хозяйствующему субъекту, осуществляющему управление лесами и лесопользование, а сертификат цепочки "от заготовителя - до потребителя" - каждому предприятию (от лесозаготовителя до продавца готовой продукции), подтвердившему соблюдение требований стандартов. Наличие сертификата дает право предприятию сопровождать свою продукцию знаком соответствия.
В настоящее время отечественная сертификация разработана для внутреннего рынка, т.е. она не предназначена для сертификации продукции на экспорт на экологически чувствительные рынки, что неприемлемо для лесоэкспортирующих регионов. Недостатки российской системы, по сравнению с международными, состоят в следующем:
• сертифицируется только древесина, продаваемая на корню;
• стандарты сертификации основаны на существующих нормативных актах;
• разработка стандартов и процедура сертификации будут производиться ведомственными организациями, а не третьей, независимой, стороной;
• экономические и социальные аспекты учитываются недостаточно;
• стоимость проведения сертификации определяется ведомственной инструкцией.
Таким образом, лесная сертификация, планируемая в России, малопригодна для международной торговли. Наибольшую проблему представляет принцип независимости организации-сертификатора, зафиксированный в законе "О сертификации продукции и услуг". Не меньшей проблемой является обязательность, а не добровольность процедуры сертификации, заложенная ЛК РФ, что противоречит критериям ВТО.
В России в настоящее время активно развивается сертификация по системе ЛПС, а также работают две параллельные инициативы по созданию национальной системы лесной сертификации. Кроме того, некоторые предприятия прошли сертификацию по системе ISO 14001, а ряд крупных компаний имеют системы отслеживания происхождения древесины, позволяющие выявлять экологически и социально "нежелательную" продукцию. Все это свидетельствует о том, что идеи устойчивого лесопользования перешли в практическую плоскость. Однако необходимо отметить, что у нас они развиваются пока еще недостаточно быстро по сравнению с такими лесными державами, как Канада, не говоря уже о Скандинавских странах. Так, в Швеции и в Финляндии сертифицирована
большая часть коммерческих лесов, в Канаде к 2007 г. ожидается 130 млн га сертифицированных лесов (из 560 млн га), а в России всего 7-10 млн га (из 780 млн га лесопокрытых площадей или из 100 млн га в аренде). Таким образом, Россия занимает седьмое место в Европе по площади лесов, сертифицированных по международным стандартам ЛПС (0,3 % площади лесов), а в Швеции, Германии, Финляндии, Австрии сертифицировано уже 10 % площадей, в Польше - больше половины, к этому же показателю стремятся прибалтийские страны.
В настоящее время сертификатами владеют 20 компаний, расположенных на северо-западе Европейской части, юге Сибири, Дальнем Востоке (табл. 4) (Лесная..., 2004).
Уже в 2006 г. отсутствие сертификации может стать барьером для вхождения России на мировой рынок. Именно с этого года страны ЕС ограничат пропуск на рынок продукции, если происхождение леса не обосновано, и он не прошел сертификацию. По предварительным оценкам, к 2007 г. доля сертифицированной продукции должна составить в России не менее 70 %. В настоящее время в РФ к проведению сертификации привлечены аудиторские компании из США, Великобритании, Германии и Швейцарии. Две зарубежные аудиторские компании Nepcon и GFA Terra System создали в России свои представительства. Они используют свои внутренние стандарты сертификации процесса лесоуправления и цепочки поставок. Предприятия лесной отрасли РФ, проводящие сертификацию своих ресурсов, сталкиваются с проблемой отсутствия в России аудиторов, аккредитованных при международных центрах сертификации, вынуждены нести издержки на выполнение экологических требований. В России нет ни одной консалтинговой или аудиторской компании, аккредитованной при международных центрах сертификации, поэтому можно говорить о том, что сертификаты, получаемые нашими компаниями, не имеют легитимной основы на мировом рынке.
Таблица 4. Российские предприятия, имеющие сертификаты на цепочку поставок по схеме Б8С
Компания Регион Материнская (партнерская) компания Номер, тип и срок действия сертификата Компания-аудитор
Косихинская и Налобихинская лесопилки Алтайский край "Тимбер продакшн Прайсбэтч лтд.", Косихинский сельский лесхоз SA-COC-1137, 2000-2005 Soil Association Woodmark
"Тимбер продакшн Прайсбэтч лтд." Алтайский край Косихинская и Налобихинская лесопилки, Косихинский сельский лесхоз SA-COC-1138, 2000-2005 Soil Association Woodmark
"Лузалес" Республика Коми "Човьюлес", Прилузский лесхоз, модельный лес "Прилузье" SGS-FM/COC-1040, 2003-2008 Smart Wood Program
Ношульский ЛЗК Республика Коми Прилузский лесхоз, модельный лес "Прилузье" SW-C0C-1073, 2003-2008 Smart Wood Program
Сыктывкарский фанерный комбинат Республика Коми Сыктывкарский фанерный комбинат SW-COC Smart Wood Program
ЧП Костышев Н.М. Алтайский край ЧП "Костышев Н.М." SW-COC Smart Wood Program
Новоенисейский ЛХК Красноярский край Новоенисейский ЛХК SW-COC Smart Wood Program
6. Заключение
При лесопользовании должен быть заложен принцип многоцелевого, непрерывного, неистощимого пользования лесным фондом в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции. И в то же время - экосистемный принцип сохранения средообразующих и иных полезных природных свойств леса в интересах здоровья человека. Переход к природо- и ресурсосберегающим технологиям в лесном комплексе является единственным путём, который может обеспечить как потребности экономики, так и требования по охране природы. На это должны быть направлены все меры по изменению системы лесопользования, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.
Подводя итоги сравнительного анализа систем лесной сертификации экономически развитых лесных стран и России, принципов, на которых основаны действующие законодательные и нормативные акты в сфере лесопользования; а также оценки соответствия нормативной и методической базы государственного управления в сфере лесопользования принципам устойчивости и интересам участников лесных отношений, можно заключить следующее. В сфере лесопользования России отсутствует четко сформулированная система принципов экономической, экологической и социальной устойчивости, положенных в основу действующих законодательных и нормативных актов и обязательных для всех участников лесных отношений (Писаренко, Страхов, 2001; Рахманин, 2003). В
настоящее время при сертификации используются международные нормы и правила, а своей национальной системы в России до сих пор не создано. Нормативно-методическая база российской системы лесной сертификации находится в начальной стадии формирования. Предсертификационным аудитом занимаются исключительно иностранные компании.
Национальному Совету РФ по лесной сертификации необходимо:
• объединить усилия для создания отечественных аудиторских компаний по лесной сертификации;
• создать необходимые условия в подготовке кадров и экспертов по лесной сертификации;
• использовать возможности и процедуры сертификации для разработки механизмов контроля и борьбы с нелегальными рубками.
Рейтинг российской лесной сертификации невысок для экологически чувствительных мировых рынков. И работа над национальными стандартами лесной сертификации должна быть продолжена с учетом экономических и социальных аспектов и адаптацией к региональным особенностям устойчивого лесопользования. Поставленная задача является предметом дальнейшей разработки авторов.
Литература
Бескищенко В.В., Мартемьянова Е.С. К вопросу о лесной сертификации в России. Сб. статей IX
Междунар. научно-практич. конферен. Пенза, Пензенский госуниверситет, с.36-39, 2006а. Бескищенко В.В., Мартемьянова Е.С. О лесной сертификации в России. Материалы Междунар.
Научно-технич. конференц. Мурманск, МГТУ, с. 82-85, 2006б. Лесная сертификация в России. Приложение к журналу "Лесопромышленники и лесоэкспортеры
России". Новгород, Центр лесной сертификации, 19 с., 2004. Лесной Кодекс РФ. Федерал. закон от 29.01.1997 г. № 22 (с изм. от 21.07.2005). Российская газета, № 37, 18 с., 2005.
Лямеборшай С.Х. Основные принципы и методы экологического лесопользования. М., ВНИИЛММПР, 282 с., 2004.
Малькова Т.Н., Пешев Н.Г. Лесные ресурсы Кольского севера: эколого-экономические аспекты
лесопользования. Апатиты, ИЭПКНЦРАН, 125 с., 1997. Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодат. актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация. Постановление Госстандарта России № 64 от 30.07.2002. Российская газета, № 41, 18 с., 2002.
Об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов.
Постановление Правительства РФ № 131 от 02.02.1998. Российская газета, № 3, с.5, 1998. Об утверждении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами РФ. Приказ Федеральной
Службы лесного хозяйства № 21 от 05.02., М., Мин-во природных ресурсов, 11 с., 1998. Об утверждении системы сертификации лесопромышленной продукции. Постановление Госстандарта
России № 92 от 23.09. 2002. Российская газета, № 43, с.7, 2002. Пашков Е.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления. М., изд-во
стандартов, 395 с., 1997. Писаренко А.И., Страхов В.В. О лесной политике России. М., Юриспруденция, 90 с., 2001. Положение о Системе сертификации ГОСТ Р. Постановление Госстандарта РФ № 11 от 17.03.1998.
Российская газета, № 18, 5 с., 1998. Правила проведения сертификации лесопромышленной продукции. Постановление Госстандарта РФ,
№ 37 от 28.11.1997 (с изм. от 18.06.2001). Российская газета, № 21, 5 с., 2001. Птичников А.В. Леса России: независимая сертификация и устойчивое управление. Серия публикаций Департамента природоохранной политики и экспертизы Российского представительства ВВФ. Выпуск 1. М., WWF, 160 с., 2000. Рахманин Г.А. О состоянии разработки и внедрения Национальной системы добровольной лесной сертификации в России (ОАО "ЦНИИМЭ"). Тр. V Междунар. Лесопромышлен. Форума. СПб., с.19-32, 2003. Устойчивое лесопользование. М., WWF, 187 с., 2004.
Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы (2002-2010 гг.)". Постановление Правительства РФ № 860 от 7.12.2001. Подпрограмма "Леса России". М., Мин-во природных ресурсов, с.87-95, 2001. Филипчук А.Н. Лесные ресурсы Земли. Лесное хозяйство, № 6, с.34-45, 1999.