УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Анастасия Александровна СТЕПАНОВА,
младший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права РАН ecolaw@igpran.ru 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10
ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ИСТОЩЕНИЕМ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрена возможность использования лесной сертификации в качестве инструмента борьбы с истощением лесных ресурсов в России. Дана историческая справка о развитии лесной сертификации в мире. Для обоснования ее использования приводятся примеры ужесточения контроля за импортируемой продукцией в ряде зарубежных стран. Описан процесс развития лесной сертификации в России, приводятся примеры альтернативных способов учета и проверки продукции из лесоматериалов, введенных отечественным законодателем, а также проведено сравнение, между сертификацией и иными способами учета и проверки. В качестве примера применения института лесной сертификации за рубежом приведен опыт Финляндии, в том числе в части мер, принятых на государственном уровне для стимулирования ответственного ведения лесного хозяйства. Показаны плюсы и минусы интенсификации производства в лесопромышленной отрасли Финляндии. Дана характеристика лесной сертификации как способа борьбы с сокращением малонарушенных лесных территорий России. Определены положительные и отрицательные стороны применения лесной сертификации в Российской Федерации. Предложены возможные пути решения проблемы сокращения территорий малонарушенных лесов с помощью лесной сертификации.
Ключевые слова: добровольная лесная сертификация, сертификация лесоуправления, лесная сертификация, лесной сертификат, сертификация, устойчивое управление лесами, устойчивое развитие, лес, лесопромышленность, лесное хозяйство, лесопользователи, биоразнообразие, малонарушенные леса, FSC, PEFC.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.53.1.176-185
© А. А. Степанова, 2019
"Т^ЕСТНИК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
eZZl^^ имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Степанова А. А.
Добровольная лесная сертификация как способ борьбы с истощением лесных ресурсов в России
177
A. A. STEPANOVA, Research assistant of the Sector of Environmental Land and Agrarian Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ecolaw@igpran.ru 119019, Russia, Moscow, ul. Znameka, 10 VOLUNTARY FOREST CERTIFICATION AS A WAY TO COMBAT THE DEPLETION OF FOREST RESOURCES IN RUSSIA Abstract. The article considers the possibility of using forest certification as a tool to combat the depletion of forest resources in Russia. The historical information about the development of forest certification in the world is given. To justify its use, examples of tighter control over imported products in a number of foreign countries are given. The article describes the process of forest certification development in Russia, provides examples of alternative methods of accounting and verification of timber products, conducted by the domestic legislator, as well as a comparison between certification and other methods of accounting and verification. As an example of the application of the Institute of forest certification abroad is the experience of Finland, including the measures taken at the state level to promote responsible forest management. The pros and cons of intensification of production in the timber industry in Finland are shown. The characteristic of forest certification as a way to combat the reduction of intact forest areas of Russia is given. Positive and negative aspects of forest certification application in the Russian Federation are defined. Possible ways of solving the problem of reducing the territories of intact forests with the help of forest certification are proposed. Keywords: voluntary forest certification, forest management certification, forest certification, forest certificate, certification, sustainable forest management, sustainable development, forest, forestry, forest users, biodiversity, intact forests, FSC, PEFC.
Российская Федерация является одной из наиболее богатых природными ресурсами стран, а также имеет самый большой потенциал лесных ресурсов в мире. Тем не менее данные, показывающие быстрые темпы сокращения территорий леса, уменьшения количества малонарушенных лесов России, а соответственно и уменьшения биоразнообразия, не могут не вызывать опасений. Причин для такого положения вещей много: несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей использование и воспроизводство лесов, нелегальная вырубка леса, низкая актуальность сведений о лесных ресурсах, ухудшение положения с кадрами в лесохозяйственной отрасли, отсутствие стимулов развития глубокой переработки древесины, а также недостаточно эффективные способы лесовосстановления, охраны и защиты лесов. В качестве одной из мер, направленных на решение данных проблем, ряд зарубежных стран избрали доброволь-
"0 И Б У Н А
□
Л □
Д □
□
УЧЕНОГО
s
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
ную лесную сертификацию (систему подтверждения экологической и социальной ответственности управления лесами).
Утрата веры в политику государств, направленную на предотвращение экстенсивной вырубки тропических лесов и сохранение нетронутых бореальных массивов, формирование экочувствительных рынков, а также требования о подтверждении использования щадящих и неистощительных для экосистем методов добычи и производства лесной продукции со стороны потребителей лесоматериалов Европы и Северной Америки стали толчком к развитию систем по добровольной лесной сертификации.
Лесная сертификация — это процедура, в ходе которой качество лесо-управления оценивается по критериям определенного стандарта. Если качество соответствует стандарту, то управляющей лесами организации выдается подтверждающий сертификат1. Проверка и выдача сертификата производятся независимой компанией-аудитором, аккредитованной международным органом по лесной сертификации.
Сегодня лесная сертификация используется также для улучшения конкурентоспособности на рынке и поддержания репутации среди потребителей. Если раньше поставщиков лесной продукции выбирали, основываясь на оценке качества, по уровню затрат и надежности, то теперь одним из важнейших критериев функциональности и эффективности для выбора поставщика служит соблюдение требований по охране окружающей среды, подтверждением которой является экологический сертификат Помимо безопасности для окружающей среды самого товара компании обращают внимание на так называемые «дружественные» по отношению к окружающей среде методы производства и добычи сырья для изготовления товаров.
При анализе ситуации на экологочувствительных рынках можно прийти к выводу, что продукция, имеющая сертификаты соответствия требованиям устойчивого лесопользования, реализуется по лучшей цене, нежели продукция, не имеющая сертификатов, что окупает процесс сертификации. Но в первую очередь лесная сертификация призвана позволить представителям заинтересованных сторон (лесопромышленники, организации по защите окружающей среды и государство) договориться о принципах и критериях управления лесами и осуществления лесопромышленной деятельности, а также отметить производителей, чья продукция и процесс производства соответствуют данным критериям.
На необходимость перехода от экстенсивного лесопользования к интенсивному впервые обратили внимание на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), в декларации которой был отражен принцип устойчивого развития2. Изначально планировались разработка и принятие
1 См.: Карпачевский М. Л., Тепляков В. К., Яницкая Т. О., Ярошенко А. Ю. Основы устойчивого лесоуправления : учеб. пособие для вузов. М. : Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2009. С. 135.
2 См.: Редникова Т. В. Реализация принципов устойчивого развития в правовом и социальном государстве: правовая охрана биологического разнообразия // Стратегия устойчивого развития: экологические права и другие компоненты : материалы международной научно-практической конференции / отв. ред Т. А. Сошникова, Н. В. Колотова, Е. Е. Пи-рогова. М., 2018. С. 182—189.
ЕСТНИК Степанова А. А.
УНИВЕРСИТЕТА Добровольная лесная сертификация как способ борьбы 17^3
УНИВЕРСИТЕТА ^
имени o.e. кугафина(мгюА) с истощением лесных ресурсов в России
Всемирной конвенции по лесам, содержащей положения, обязательные для соблюдения всеми странами-участницами, но в связи с различным уровнем экономического развития развитых и развивающихся стран был принят документ, имеющий рекомендательный характер — «Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов» (далее — «Лесные принципы»), являющийся первым международным правовым актом в сфере устойчивого развития лесопользования, предполагающий сотрудничество государств в мировом масштабе3. Также огромную роль в развитии лесной сертификации сыграли Монреальский процесс по бореаль-ным лесам и Хельсинский процесс по лесам Европы, в которых также приняла участие и Россия. В ходе их проведения были установлены принципы, критерии и индикаторы для достижения устойчивого управления лесами. Данные критерии так же, как и «Лесные принципы», легли в основу большинства международных и национальных систем сертификации лесов.
Развитые страны готовы отказаться от поставщиков, которые не могут подтвердить легальность и экологичность своей продукции. К примеру, в Америке введена уголовная ответственность за импорт несертифицированных лесоматериалов (закон «Лэйси»)4, в Великобритании также запрещен ввоз сырья из «неправильно управляемых лесов»5. В октябре 2010 г. в целях предотвращения ввоза на территорию ЕС лесной продукции, полученной в результате нелегальных лесозаготовок, Европейский парламент и Совет одобрили Регламент ЕС № 995/2010, в соответствии с которым ввоз на территорию Евросоюза продукции из древесины без маркировки или сертификата был запрещен. Регламент вступил в силу 03.03.20136. С этого момента все импортеры лесоматериалов и продукции из древесины на европейский рынок должны продемонстрировать систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов7. Страны Азии также стали требовать от поставщиков лесоматериала подтверждения ответственного производства лесоматериалов. Например, заинтересованность Японии в легальности лесоматериалов проявляется в обязательном наличии на продукцию так называемых «сертификатов цепочек поставок» и лесных сертификатов.
Идея введения добровольной экологической сертификации получила распространение в России в начале 2000-х гг. Уже в 2016 г. на территории нашей страны было сертифицировано порядка 35 % лесов, а место в рейтинге по пло-
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/forest.shtml (дата обращения: р
06.11.2018). Б
См.: Редникова Т. В. Организованная экологическая преступность в России и за рубе- Н
жом: криминологическая характеристика и меры противодействия // Lex Russica. 2018. № 9 (142). С. 98—111.
□
URL: http://www.ogirk.ru/news/2016-09-14/lesnaya-sertifikatsiya-put-k-ustojchivomu-razvitiyu. html (дата обращения: 06.11.2018).
См.: Шуплецова Ю. И. Перспективы и направления развития лесного законодательства
Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 3 (129). С. 72—79. □
URL: https://ru.fsc.org/preview.no-995-2010.a-1955.pdf (дата обращения: 06.11.2018). УЧЕНОГО
>
3
4
6
7
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
щади сертифицированных лесных территорий варьировалось между 5-м и 6-м8. В основном ее используют крупные отечественные производители-экспортеры.
Для малого и среднего бизнеса лесная сертификация пока не является доступной, в основном из-за небольших оборотов и отсутствия возможности выйти на международный рынок. В России еще не сформировался достаточно высокий спрос на экотовары, чтобы окупить расходы на сертификацию. На уровне государства нет механизма эффективного контроля и надзора за арендаторами лесных участков в связи с недостатком квалифицированных кадров. Не предусмотрены поощрения и льготы для лесопромышленников, ведущих ответственное лесное хозяйство. Таким образом, среди лесопромышленников до сих пор нет заинтересованности в интенсификации своего производства и в надлежащем уходе за уже освоенными лесными территориями.
Вся промышленность рассчитана на быстрое достижение результатов без учета перспективы использования эксплуатируемых ими лесных участков в будущем. При вырубке леса не сохраняется жизнеспособный подрост и молодняк ценных пород деревьев, необходимые для естественного лесовозобновления. Зачастую практикуется сплошная рубка, затрагивающая водоохранные зоны. В 2016 г. нормы по воспроизводству лесов выполнены на 31 % от годового планового объема9. Лесовосстановительные мероприятия зачастую проводятся с большой просрочкой10. Лесопользователи, даже выполняя свои обязательства по восстановлению лесов на местах рубки, не производят последующего ухода за вновь высаженными деревьями. Отношение к лесу как к долгосрочному проекту не сложились ни у государства, ни у лесопромышленников, все направленно лишь на краткосрочные и быстродостижимые результаты.
Помимо того, что сертификация способствует продвижению наших товаров на международных рынках, она влияет и на развитие ответственного лесоуправ-ления и лесопользования в стране.
Толчком к развитию лесной сертификации в России послужило принятие зарубежными странами ряда нормативных актов, предусматривающих обязательную маркировку ввозимой в данные страны продукции (например, обязательная маркировка продукции, ввозимой в Европу). Наиболее популярной системой сертификации в России является FSC11. По данной схеме сертифицировано 73 %
8 URL: http://www.ogirk.ru/news/2016-09-14/lesnaya-sertifikatsiya-put-k-ustojchivomu-razvitiyu. html (дата обращения: 06.11.2018).
9 URL: http://priroda.samregion.ru/press_center/news/29.07.2016/18948/(AaTa обращения: 06.11.2018).
10 Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / М.В. Андросов , А.Л. Бажайкин , И.Ю. Бортник [и др.] // СПС «ГАРАНТ».
11 Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет (международный неправи-
тельственный орган), созданный в 1993 г. по инициативе лесопромышленных и торговых компаний, правовых и природоохранных организаций. Тогда же возник и знак, символизирующий ответственное отношение к использованию леса, был разработан добровольный стандарт ответственного лесопользования. Совет создан общественными экологическими и социальными организациями, крупными торговыми сетями США и Европы при поддержке представителей государств, на территориях которых находилась основная
"7^ЕСТНИК Степанова А. А. ЛОЛ
Л УНИВЕРСИТЕТА Добровольная лесная сертификация как способ борьбы 1^5 1
имени o.e. кугафина(мгюА) с истощением лесных ресурсов в России
производителей и поставщиков лесной продукции. 17 % сертифицировано по двум системам (FSC, PEFC). По PEFC12 сертифицировано только 10 % производителей и поставщиков лесной продукции. Такое соотношение связано с тем, что FSC задает более высокие требования к сертификации13 и подходит для сертификации лесопользователей, эксплуатирующих большие по площади лесные участки, а также в силу того, что продукция, сертифицированная по данной системе, обладает конкурентным преимуществом на рынке. Так как в России еще не развито устойчивое управление лесами, потребитель предпочитает выбирать древесину, сертифицированную по программе с более высокими требованиями, чтобы снизить вероятность рисков, быть уверенным, что древесина с таким сертификатом не получена в результате незаконной вырубки. При этом РБС обеспечивает большую прозрачность, так как протокол аудита той или иной фирмы, проверенной по системе совета, выкладывается на сайте в общем доступе.
Обе организации создали национальный стандарт лесоуправления для использования на территории РФ в целях упрощения процесса его имплементации.
Законодатель пошел иным путем. С 2013 г. были введены новые положения в Лесной кодекс РФ об учете и маркировке древесины и ее транспортировке14. Предусматривается, что древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, подлежит учету до ее вывоза из леса. Учет осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, за исключением учета древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, который осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан15.
С 2015 г. в России действует Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее — ЛесЕГАИС). Программа была создана для обеспечения прозрачности лесозаготовки. Но она касается исключительно сделок по купле-продаже древесины, продуктов первичного лесопиления и пиломатериалов, позволяет осуществлять контроль за оборотом лесоматериалов, уменьшить количество неконтролируемой древесины
13
15
часть тропических лесов. Сертификат по программе Лесного попечительского совета был призван блюсти экологические, экономические и социальные интересы общества в процессе ведения лесного хозяйства.
Programme for the Endorsement of Forest Certification — Программа поддержки лесной р
сертификации (независимая неправительственная организация), учреждена в 1999 г. ^
как конкурент для FSC, так как сертификация по системе попечительского совета мало приспособлена для оценки мелких участков лесного фонда, а также предъявляет высокие требования и имеет высокую стоимость.
URL: http://www.papfor.com/news/18-russian-forest-pefc-fsc/ (дата обращения: 07.11.2018).
14 Щуплецова Ю. И. Указ. соч.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных право- □
нарушениях». УЧЕНОГО
>
т-1
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
на рынке. Осуществляется такой контроль посредством регистрации в системе ЛесЕГАИС участников сделки, внесения декларации по каждой осуществленной сделке, создания сопроводительных документов для древесины. Регистрации в системе подлежат 24 вида древесины и пиломатериалов16. Хотя эта система и позволяет вести учет оборота древесины, она никак не контролирует соблюдение экологических норм при осуществлении хозяйственной деятельности на лесных участках и не обеспечивает полную прозрачность процесса производства лесоматериалов и сделок с ними.
В зарубежных странах для развития устойчивого лесопользования были созданы механизмы стимулирования и поощрения лесопользователей, проводящих сертификацию производства, а также лесных земель. Например, законодательство Финляндии направлено на стимулирование экономических, социальных, экологических и культурных аспектов устойчивого лесного хозяйства, способствует формированию благоприятных условий для развития деятельности в области лесного хозяйства. Сертификация и стремление к устойчивому развитию лесопользования получают также политическую поддержку со стороны государства. Об этом говорит уже то, что Национальная программа сертификации лесов является частью программы правительства страны, а основы устойчивого развития и интенсивная модель лесопользования закреплены на законодательном уровне.
Сертификация лесов в Финляндии — добровольное мероприятие, при этом сертифицировано более 95 % лесов Финляндии. Большая часть лесопромышленников получила сертификат по FFCS (Finnish Forest Certification System), которая была создана на основе PEFC, а позднее стала ее частью. Использование именно паневропейской программы сертификации объясняется тем, что в Финляндии большинство лесов является частной собственностью, сосредоточенной в руках частных владельцах и лесопромышленных корпораций (около 70 % от общей площади лесов страны, 14,7 млн га), и только около 25 % (около 6,5 га) являются государственными, 4,5 млн га являются землями особо охраняемых природных территорий (расположены в основном на севере Финляндии)17. В лесах, принадлежащих частным владельцем и корпорациям, ведется интенсивное лесное хозяйство с использованием уже освоенных лесных территорий, а также с использованием древесины, полученной в результате рубок ухода18. Такой метод позволяет снизить темпы освоения девственных лесов, что является несомненным плюсом.
При том, что лесная сертификация в Финляндии не является обязательной, она выступает гарантом выполнения принципов и норм международного права.
16 URL: https://rg.ru/2013/12/30/drevesina-dok.html (дата обращения: 07.11.2018).
17 URL: https://wwf.ru/resources/news/lesa/chastnaya-sobstvennost-na-lesa-zlo-ili-blago-opyt-finlyandii/ (дата обращения: 07.11.2018).
18 Рубка ухода — это вырубка нежелательных древесных растений, которая осуществляется периодически в течение выращивания насаждения, обеспечивает создание благоприятных условий роста перспективным деревьям, формирование и сохранение высокопродуктивных качественных насаждений, улучшение полезных свойств леса, использование древесины деревьев, подлежащих удалению из насаждения. К ним относят осветление, прочистку, прореживание, проходную рубку, рубку обновления (обновительную), рубку переформирования.
в
ЕСТНИК Степанова А. А.
УНИВЕРСИТЕТА Добровольная лесная сертификация как способ борьбы имени o.e. кугафина(мгюА) с истощением лесных ресурсов в России
Государство осуществляет финансовую поддержку долгосрочных инвестиций в лесное хозяйство, таких как строительство лесной инфраструктуры, проведение мелиоративных и лесовостановительных мероприятий, а также использование древесины в качестве биотоплива (древесные гранулы и пеллеты)19.
Минусом интенсификации производства является сокращение биоразнообразия на территориях, на которых применяются принципы устойчивого лесопользования, так как используется весь биоматериал, полученный в процессе рубок, включая ветви, опилки и даже лесную подстилку. Также на состояние биоразнообразия пагубно влияет короткий срок оборота рубок. Вследствие интенсификации лесопользования, которое повлекло за собой уменьшение биоразнообразия на территориях лесосек, из их экосистем практически исчезли виды крупных хищных птиц, видов, жизнь которых была в первую очередь связана с сухостоем, старыми деревьями и валежником: дятлов, насекомых, микроорганизмов и растений, а также таких хищников, как рыси. Чтобы затормозить процесс сокращения биоразнообразия, Финляндия приобретает в государственную собственность экологически ценные участки леса, выкупая у частных владельцев. Данная деятельность обеспечивает относительный успех в снижении темпов сокращения биоразнообразия, но ситуация еще далека от идеальной.
Разработка системы лесной сертификации в Российской Федерации должна осуществляться с учетом особенности структуры государственного управления в сфере лесопользования, основанной на совместном ведении природными ресурсами Российской Федерации и ее субъектов, а также особенностях природных и климатических условий различных регионов страны. При этом опыт Финляндии в данной сфере, с учетом выявленных положительных и отрицательных сторон лесной сертификации в этой стране, может быть использован в части применения некоторых вариантов экономического стимулирования устойчивого лесопользования, формирования ответственного ведения лесного хозяйства.
И тем не менее большинство субъектов РФ в качестве решения проблемы истощения лесных ресурсов видят внедрение системы добровольной лесной сертификации.
Одним из минусов сертификации можно считать то, что она зависима от потребительского рынка. В случае роста интереса со стороны потребителей к продукции, сертифицированной по иной системе (к примеру, РЕРС вместо РБС), производитель рискует потерять клиентов, а также понести большие убытки из-за того, что процесс сертификации не окупится.
Для того, чтобы избежать подобной ситуации, некоторые производители используют несколько сертификационных систем. В России, как указывалось, 17 % сертифицированных лесопромышленников имеют сертификаты сразу по двум Б
системам (FSC и РЕРС). Другим выходом может служить разработка национальной сертификационной системы, признанной на международном уровне и при- > держивающейся жестких рамок международных принципов и критериев устойчивого управления лесами.
□
Е
□
19 См. подробнее: Оленина Т. Ю. Особенности лесного законодательства России и Фин- □
ляндии // Общество и право. 2013. № 4 (46). С. 54—58. УЧЕНОГО
~0
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
Хотя добровольная сертификация имеет и отрицательные стороны, плюсов от ее применения наблюдается больше:
— во-первых, страны, имеющие самые лучшие показатели по устойчивому лесопользованию, пользуются лесной сертификацией, чего невозможно было бы добиться без государственного стимулирования ответственного ведения лесного хозяйства. Отсутствие поддержки со стороны государства, а также взаимодействия между участниками сектора лесного хозяйства в целом привело к полному отсутствию инвестиций в данную отрасль;
— во-вторых, предприятия лесоперерабатывающей промышленности обеспечивают рабочими местами местное население. В лесоперерабатывающей отрасли функционируют более 30 тыс. крупных, средних и мелких предприятий, которые поддерживают существующие лесные поселки, причем в населенных пунктах с падением производства численность работающих в лесозаготовительной промышленности сократилась в 1,5 раза, уровень оплаты труда в лесном комплексе ниже на 20 %, чем в целом по промышленности, и в 2—3 раза, чем в добывающих отраслях. Возобновление леса проводится не повсеместно, а только на тех участках, где норма по возобновлению леса была выполнена. Ситуация усугубляется отсутствием дальнейшего ухода за насаждениями;
— в-третьих, добровольная лесная сертификация способствует соблюдению законодательства и международных обязательств РФ, неистощительному лесопользованию, рациональному и эффективному использованию лесоматериалов, применению технологий, обеспечивающих экологическую безопасность производства, сохранению жизнеспособности лесов, сохранению таких функций леса, как: почвозащитные, водорегулирующие и защитные, выявлению высокоценных лесов и обеспечению их сохранения, обеспечению прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов. Сертификация предполагает разработку долгосрочных проектов лесопользования, а также по итогам проведенных проверок по ведению лесного хозяйства предоставляет методические рекомендации с учетом действующего законодательства, международно-правовых актов. Повсеместное внедрение добровольной лесной сертификации отечественных производителей должно способствовать повышению конкурентоспособности на международном рынке. Материалы, собранные в процессе мониторинга и проверки на соответствие стандартам, способствуют составлению и соблюдению Лесного плана.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / М.В. Андросов , А.Л. Бажайкин , И.Ю. Бортник [и др.] // СПС «ГАРАНТ».
2. Карпачевский М. Л., Тепляков В. К., Яницкая Т. О., Ярошенко А. Ю. Основы устойчивого лесоуправления : учеб. пособие для вузов. — М. : Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2009. — 143 с.
3. Оленина Т. Ю. Особенности лесного законодательства России и Финляндии // Общество и право. — 2013. — № 4 (46). — С. 54—58.
в
ЕСТНИК Степанова А. А.
УНИВЕРСИТЕТА Добровольная лесная сертификация как способ борьбы имени o.e. кугафина(мгюА) с истощением лесных ресурсов в России
4. Редникова Т. В. Реализация принципов устойчивого развития в правовом и социальном государстве: правовая охрана биологического разнообразия // Стратегия устойчивого развития: экологические права и другие компоненты : материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред Т. А. Сошникова, Н. В. Колотова, Е. Е. Пирогова. — М., 2018. С. 182—189.
5. Редникова Т. В. Организованная экологическая преступность в России и за рубежом: криминологическая характеристика и меры противодействия // Lex Russica. — 2018. — № 9 (142). — С. 98—108.
6. Шуплецова Ю. И. Перспективы и направления развития лесного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. — 2015. — № 3 (129). — С. 156.