УДК 630*23
РАЗВИТИЕ ЛЕСНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЕ РОЛЬ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛЕГАЛЬНОСТИ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ
© С.А. Корчагов, д-р с-х наук, проф. И.Н. Лупанова, асп.
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина, ул. Панкратова, 9-а, корп. 7, с. Молочное, г. Вологда, Россия, 160555; е-mail: kors45@yandex.ru
Одним из многолесных регионов России является Вологодская область, где сохраняются высокие темпы развития лесопромышленного комплекса. По вкладу в экономику региона лесная промышленность занимает лидирующие позиции, уступая лишь черной металлургии и химической промышленности. Лесобумажная продукция из области экспортируется более чем в 50 стран мира. Основные ее потребители -страны Европейского союза: Финляндия, Эстония, Германия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Франция, Дания, Бельгия, Польша, Литва, Чехия. Не смотря на успехи в лесном секторе экономики, проблема незаконных рубок остается нерешенной. В настоящее время невозможно выявить районы с отсутствием нелегальных заготовок древесины. Случаи нелегальной заготовки не исключаются и на территории существующей сети особо охраняемых природных территорий. Нелегальные рубки причиняют материальный ущерб экономике региона и создают предпосылки для угрозы экологической безопасности в масштабах государства. Значительные объемы незаконных рубок вызваны отсутствием эффективной лесной охраны и должного учета лесопользования, обилием лесов с неясным статусом, ухудшающимся социально-экономическим положением сельского населения. К сожалению, действующее российское законодательство пока не способно обеспечить эффективную борьбу с нелегальными рубками и оборотом древесины. Одним из направлений, способствующих уменьшению нелегальной заготовки древесины, является внедрение добровольной лесной сертификации по системе Лесного попечительского совета. Движущим фактором активной сертификации в России стало введение в США поправок к закону Лейси, а также принятие соответствующего регламента странами Евросоюза. В Вологодской области постепенно увеличиваются площади сертифицированных лесов, возрастает число предприятий, сертифицирующих цепочки поставок. В области сертифицировано 2,4 млн га, или около 7 % от площади сертифицированных лесов России по системе Лесного попечительского совета. Сертификаты цепочки поставок древесины имеют 18 лесопромышленных предприятий. Это подтверждает легальность происхождения лесобумажной продукции, позволяет компаниям беспрепятственно вести внешнеэкономическую деятельность и снижает риск появления древесины нелегального происхождения на внутреннем и внешнем рынках.
Ключевые слова: добровольная лесная сертификация по системе Лесного попечительского совета, лесопромышленный комплекс, экспорт лесопродукции, незаконная рубка древесины.
Лес - основное природное богатство Вологодской области. Леса занимают площадь 11,7 млн га, что составляет 80 % территории региона. Лесосы-рьевой потенциал позволяет без ущерба для природных ресурсов наращивать объемы заготовки и переработки древесины за счет интенсификации лесопользования. Наличие лесных ресурсов, развитой транспортной инфраструктуры, относительная близость зарубежных рынков лесной продукции предопределили образование значительного числа крупных лесопромышленных производств, а также предприятий среднего и малого бизнеса.
В последние годы в области сохраняются высокие темпы развития лесопромышленного комплекса. Лесная промышленность по вкладу в экономику региона продолжает занимать третье место после черной металлургии и химической промышленности. Общий объем лесопользования в 2012 г. составил 12,9 млн м3, что является самым высоким показателем освоения лесосечного фонда за последние 10 лет. Кассовый план поступления платежей за использование лесов в федеральный бюджет выполнен на 106,1 %, в бюджет области - на 129,0 %.
Ведущими видами лесобумажной продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, являются круглые лесоматериалы, пиломатериалы, фанера, древесные плиты, картон. Среди регионов России область занимает второе место по производству необработанной древесины и древесностружечных плит, третье место - по выпуску клееной фанеры, четвертое место -пиломатериалов. Темпы производства лесопродукции за 2012 г. по отношению к 2011 г., %: необработанная древесина - 101,6; пиломатериалы - 102,3; фанера клееная - 104,8; плита древесностружечная - 115,2; целлюлоза - 105,0; бумага и картон - 101,0. В области реализуется 18 приоритетных инвестиционных проектов с общей суммой инвестиций 12,5 млрд р.
Лесобумажная продукция экспортируется более чем в 50 стран мира. По данным пресс-службы Вологодской таможни в 2010 г. лесопромышленные предприятия области экспортировали лесопродукции на сумму 172,6 млн долларов США. В 2011 г. этот показатель достиг 203,9, в 2012 г. - 201,0 млн долларов. Крупнейшие потребители лесопродукции - страны Европейского союза (Финляндия, Эстония, Германия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Франция, Дания, Бельгия, Польша, Литва, Чехия).
Не смотря на определенные успехи в лесном секторе экономики, проблема незаконных рубок леса в регионе остается нерешенной. В настоящее время практически не представляется возможным выявить районы с абсолютным отсутствием нелегальных заготовок древесины. Слова руководителя одного из областных государственных лесничеств о том, что устали бороться с ветряными мельницами, очень точно характеризуют ситуацию с нелегальными рубками леса в большинстве районов Вологодской области.
В областном правительстве отмечают, что незаконные рубки - это серьезная проблема, которая не только причиняет материальный ущерб экономике региона, но и создает предпосылки для угрозы экологической
безопасности в масштабах государства. Полностью восстановить лесной фонд, утраченный в результате незаконных рубок, практически невозможно. Помимо того, что на это потребуется от 40 до 120 лет, оно влечет за собой большие материальные затраты. Если в 2010 г. размер ущерба, причиненного Вологодской области незаконными рубками, составлял почти 190 млн р., то в 2011 г. он вырос до 257 млн р. При этом средний объем одной такой рубки увеличился на треть [1]. В 2012 г. (по отношению к 2011 г.) число выявленных нарушений лесного законодательства уменьшилось в 0,8 раза, количество рассмотренных административных материалов и лиц, привлеченных к административной ответственности, - в 0,7 раза, сумм наложенных административных штрафов - почти в 0,8 раза. Случаи нелегальной заготовки древесины не исключаются и в существующей сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Вологодской области, общая площадь которых достигает 902,8 тыс. га (по данным на конец 2012 г.) [2].
По мнению губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, значительное количество незаконных рубок объясняется отсутствием реального наказания. Так, в 2011 г. из 120 осужденных по статье 260 Уголовного кодекса (УК) РФ только 5 были приговорены к реальному сроку лишения свободы, в 2012 г. из 138 - только 1.
Согласно ст. 260 УК РФ, незаконная рубка в особо крупном размере, совершенная группой лиц по предварительному сговору, наказывается «лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового». Именно эту меру наказания предложил пересмотреть губернатор Олег Кувшинников, увеличив срок лишения свободы от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот же срок.
Кроме отсутствия реального наказания, значительные объемы незаконных рубок и высокая доля относительно дешевого «ворлеса» на лесном рынке также обусловлены отсутствием эффективной лесной охраны и должного учета лесопользования. К негативным факторам относятся также обилие лесов с неясным статусом в сочетании с ухудшающимся социально-экономическим положением значительной части сельского населения.
К сожалению, действующее российское законодательство не способно обеспечить эффективную борьбу с нелегальными рубками и оборотом древесины, а правоприменительная практика в этой области отличается слабостью. Внесение изменений в старый Лесной кодекс РФ в 2004-2005 гг. и принятие нового Лесного кодекса РФ в 2006 г. привело к тому, что классическая государственная лесная охрана, основанная на системе лесных обходов, исчезла. В декабре 2010 г. в Лесной кодекс РФ были внесены изменения, которые восстановили лесную охрану «на бумаге» - путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, исполняющих, прежде всего, иные обязанности и не обладающих для охраны лесов ни временем, ни необходимыми ресурсами. Фактически
леса России, за исключением отдельных особых случаев, до сих пор остаются крупнейшей в мире беспризорной и неохраняемой территорией. Это послужило одной из главных причин катастрофической ситуации с незаконными рубками. Кроме того, обилие дешевой древесины незаконного происхождения делает лесное хозяйство во многих регионах экономически бесперспективным [2].
Имеется и ряд других отягчающих обстоятельств: длинные и непрозрачные цепочки поставок древесины, заготовка пород, занесенных в Красную книгу и в перечень пород, заготовка которых не допускается; вырубка малонарушенных лесов; низкий уровень жизни в селах, вынуждающий местное население на совершение нелегальных рубок; высокий уровень коррупции и др.
Сокращению объема нелегальных рубок леса способствует добровольная лесная сертификация. В соответствии с требованиями сертификации предприятия-обладатели сертификата должны создавать эффективную систему по пресечению и выявлению случаев незаконных рубок и других несанкционированных действий в арендуемых ими лесах. Они не должны закупать древесину неизвестного происхождения, заготовленную незаконным путем, а также в охраняемых природных территориях, малонарушенных и социально значимых лесах. Для подтверждения законности происхождения древесины предприятия должны внедрить систему контроля своих поставщиков и проводить их регулярные проверки с выездом на места лесозаготовок.
Важным движущим фактором активного развития сертификации для лесных регионов России, в том числе и Вологодской области, стало введение в США поправок к закону Лейси, требующих подтверждения легального происхождения всей продукции из древесины, поступающей в страну. В октябре 2010 г. Европейский союз (EC-EU) принял законодательство по лесоматериалам и продукции из древесины (EU Timber regulation 995/2010), согласно которому с 3 марта 2013 г. запрещается продажа древесины и лесобумажных материалов незаконного или неподтвержденного происхождения на рынке ЕС.
В Вологодской области в последнее десятилетие добровольная лесная сертификация по системе Лесного попечительского совета (FSC) развивается довольно активно. Процесс сертификации по международным стандартам в области начался в 2004 г., когда FSC-сертификат получили две лесопромышленные компании: ЗАО «Белый Ручей» и ОАО «Белозерский ЛПХ». В 2006 г. было сертифицировано лесозаготовительное предприятие ООО «Автодорлес» и группа предприятий ОАО ЛХК «Череповецлес»: ООО «Белозерсклес», ОАО «Вашкинский ЛПХ», ОАО «Бабаевский ЛПХ»; в 2007 г. - ОАО «Сямженский ЛПХ». В конце 2008 г. сертифицировала свои арендуемые участки группа предприятий: ОАО «ЛПК «Кипелово», ЗАО «Северлеспром», ОАО «Ковжин-ский ЛПХ», ООО «Кирилловский ЛПХ», ОАО «Устьялес», ОАО «Сокольский ДОК» (с 2011 г.), входящих в лесопромышленный холдинг ЗАО «Инвестлес-пром». В 2010 г. свою систему лесоуправления сертифицировала крупнейшая региональная холдинговая компания «Вологодские лесопромышленники»: ООО «Ломоватка-Лес», ЗАО «Онегалесопром», ООО «Лесозавод № 2»,
ООО «Верховажьелес» и ЗАО «Вожега-Лес». В 2012-2013 гг. прошли сертификацию ЗАО «Мега», ИП Горблянский М.Д., ООО «Макарцево-лес», ИП Иванов О.Л., ООО «Альтернатива» [3].
В настоящий время в области сертифицировано 2,4 млн га, что составляет около 7 % от площади сертифицированных по системе FSC лесов России.
Среди лесоперерабатывающих предприятий Вологодчины в настоящее время имеют FSC-сертификат цепочки поставок от лесозаготовителя - к потребителю 18 предприятий: «Премиум-лес», «Череповецлес», лесопильный завод «Белозерского ЛПХ», фанерный комбинат «Новатор», «Вологодские лесопромышленники» и «Австрофор», спичечная фабрика «ФЭСКО», «Сокольский ДОК», лесоперерабатывающий комплекс «Вожега» («Аватар», ФСО «Развитие» и «Вологдалес»), «Харовсклеспром», «Лесозавод № 2», ООО «Бе-лозерсклес», ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», ООО «Сто-ра Энсо Форест Вест», ООО «МЕГА-ТРАНС», S-Prom LLC [4, 5].
Лесопромышленные предприятия посредством сертификата на систему лесоуправления и цепочку поставок подтверждают легальность происхождения своей лесобумажной продукции, что позволяет им беспрепятственно вести свою внешнеэкономическую деятельность. Использование в технологическом процессе этими компаниями древесного сырья, закупаемого у несертифициро-ванных субпоставщиков, требует обязательного подтверждения легальности его происхождения путем оценки риска районов заготовки древесины и контроля субпоставщиков до уровня лесосеки.
Таким образом, Вологодская область продолжает оставаться одним из многолесных регионов России. Ее лесной сектор, наряду с государственным и внутриобластным потреблением, ориентирован на экспорт древесины и древесной продукции на экологически чувствительные рынки мира. В Вологодской области имеются проблемы с незаконными рубками леса, часть незаконной заготовки древесины осуществляется в лесах высокой природоохранной ценности. Одним из путей борьбы с нелегальными рубками и незаконным оборотом древесины является внедрение системы добровольной лесной сертификации. Компании, не участвующие в процессе сертификации и не развивающие корпоративные системы обеспечения легальности и устойчивости заготовки древесины, исключают для себя возможность выхода на экологически чувствительные рынки ЕС. Учитывая общий тренд развития рынка лесоматериалов, направленный на экологизацию и предъявление потребителями более жестких требований к легальности и устойчивости заготовки древесины, подтверждение выполнения этих требований компаниями - поставщиками лесобумажной продукции из Вологодской области является практической необходимостью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В Вологодской области ужесточат наказание за незаконную вырубку леса. Режим доступа: http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=25-09-2012&newsid=170064
2. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2012 г. / Правительство Вологодской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Вологда, 2013. 260 c.
3. FSC FM сертификаты в РФ. FSC COC сертификаты в РФ. Режим доступа: http://www.fsc.ru/.
4. Корчагов С.А., Конюшатов О.А. Нормативно-правовая база для интенсивного лесного хозяйства на федеральном и региональном уровне (на примере Вологодской области) // Интенсивное устойчивое лесное хозяйство: барьеры и перспективы развития: сб. ст. / Под общ. ред. Н. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России, 2013. С. 45-83.
5. Корчагов С.А., Конюшатов О.А., Малышева Н.А. Развитие добровольной лесной сертификации в Вологодской области / Вологодский лесной журнал. 2009. №2 (13). С. 32-33.
Поступила 24.03.14
UDC 630*23
Development of Forest Certification in the Vologda Region and its Role in Ensuring the Wood Felling Legality
S.A. Korchagov, Doctor of Agriculture, Professor I.N. Lupanova, Postgraduate Student
Vologda State Dairy Farming Academy named by N.V. Vereshchagin, Pankratova, 9/7, Molochnoe vil., Vologda, 160555, Russia; е-mail: kors45@yandex.ru
The Vologda region is one of the forested regions of Russia, where the high paces of development of a timber industry complex are maintained. Forest industry in its contribution to the economy of the region occupies a leading position, behind only ferrous metallurgy and chemical industry. Timber and paper products from the Vologda region are exported to more than 50 countries of the world. The main consumers of timber - European Union countries: Finland, Estonia, Germany, Sweden, Netherlands, United Kingdom, France, Denmark, Belgium, Poland, Lithuania, Czech Republic. Despite the success in the forest sector of the economy, the problem of illegal cutting remains unresolved. At present it is impossible to identify areas with lack of illegal wood felling. Cases of illegal logging are not excluded on the territory of the existing network of protected territories. Illegal cutting causes material damage to the economy of the region and create the preconditions for threats to environmental security in the country as a whole. Significant volumes of illegal logging are caused by the lack of effective forest protection and proper accounting of forest management, abundant forests with unclear status, deteriorating socio-economic situation of the rural population. Unfortunately, the current Russian legislation, are not able to ensure an effective fight against illegal logging and timber turn-round. One of the directions, contributed to reduction of illegal logging, is the introduction of forest certification according to Forest Stewardship Council system. An important driving factor of the active adoption of certification in Russia was the introduction in the USA the amendments to the Lacy Law, as well as the adoption of the relevant regulations by the European Union. In the Vologda region gradually increases the area of certified forests, the amount of enterprises, certifying their supply chains. At the present time in the region is certified 2.4 million ha of forests, representing about 7 % of the area of certified forests in Russia according to the Forest Stewardship Council system.
Certificates of supply chain of timber have 18 enterprises. Forestry enterprises, participating in the process of certification, confirmed the legality of the origin of timber and paper products. This allows companies to freely conduct their export activities and reduces the risk of advent of illegal origin timber on the domestic and foreign market.
Keywords: voluntary forest certification under the Forest Stewardship Council, timber industry complex, export of timber, illegal wood logging.
REFERENCES
1. V Vologodskoy oblasti uzhestochat nakazanie za nezakonnuyu vyrubku lesa [The Punishment for Illegal Deforestation will be Toughen in the Vologda Region]. Available at: http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=25-09-2012&newsid=170064.
2. Doklad o sostoyanii i okhrane okruzhayushchey sredy Vologodskoy oblasti v 2012 godu [Report on the State and Protection of Environment in the Vologda Region in 2012]. 2013. 260 p.
3. Forest Stewardship Council FM certificates in Russian Federation. Forest Stewardship Council COC certificates in Russian Federation. Available at: http://www.fsc.ru/
4. Korchagov S.A., Konyushatov O.A. Normativno-pravovaya baza dlya inten-sivnogo lesnogo khozyaystva na federal'nom i regional'nom urovne (na primere Vologodskoy oblasti) [Legal Framework for Intensive Forestry at the Federal and Regional Level (the Vologda Region)]. Intensivnoe ustoychivoe lesnoe khozyaystvo: bar'ery i perspektivy razvitiya: sb. statey [Intensive Sustainable Forestry: Barriers and Prospects of Development: Collected Papers]. Moscow, 2013, pp. 45-83.
5. Korchagov S.A., Konyushatov O.A., Malysheva N.A. Razvitie dobrovol'noy le-snoy sertifikatsii v Vologodskoy oblasti [Development of Voluntary Forest Certification in the Vologda Region]. Vologodskiy lesnoy zhurnal, 2009, no.2, pp. 32-33.
Received on March, 24, 2014