Губин В.А.
канд. экон. наук, старший научный сотрудник,
доцент кафедры производственного и регионального менеджмента,
Губин Г.В.
студент
Кубанский государственный технологический университет
арбитр спешит на помощь
о концептуальных подходах
к антикризисному управлению современным субъектом предпринимательства
Термин «кризис» прочно вошел в жизнь современного предпринимательства. Сегодня он рассматривается как основная угроза экономической безопасности субъектов российского бизнеса. Под кризисом традиционно принято понимать незапланированный, нежелательный, ограниченный во времени переломный момент в последовательности процессов, событий и действий, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия.
По внутреннему содержанию кризис - это революционный взрыв, нарушающий эволюци-онное развитие системы и способствующий ее переходу в новое, более совершенное качество. В функциональном плане кризис имеет двойственную природу, одновременно разрушая старую хозяйственную систему и созидая условия для развития предприятия в новом качестве.
В крайней форме своего проявления кризис не возникает неожиданно, а является результатом развития определенных процессов, инициированных как внешней рыночной средой, так и самим
субъектом предпринимательства. В этом плане с позиции антикризисного управления центральным представляется определение кризиса в широком смысле как перманентного процесса развития конфликта организации с внешней средой, обусловленного столкновением их противоречивых интересов. Индикатором глубины конфликта выступает пока-затель достаточности оборотных средств организации или ее платежеспособность. Когда денежных средств достаточно, то кризис носит неявные формы. Если же налицо факт нехватки денежных средств организации для погашения ее текущей
российское предпринимательство, 2008, № 4 (1)
хозяйственной и финансовой потребности, то кризис переходит в явную или острую фазу. Сообразно этому предлагается выделять следующие стадии развития кризисной ситуации:
- потенциальный кризис;
- скрытый кризис;
- острый преодолимый кризис;
- острый непреодолимый кризис. Представляется, что для каждой стадии кризиса свойственна своя направленность и специфика реализации антикризисных процедур. На ранних этапах (потенциальный и скрытый кризисы) речь идет о недопущении конфликта, на стадии острого преодолимого кризиса - о разрешении конфликта через удовлетворение взаимных интересов сторон. На стадии острого непреодолимого кризиса разрешение конфликта обеспечивается посредством подавления интересов предприятия, не обеспечившего удовлетворение претензий кредиторов.
Антикризисные процедуры на стадии потенциального кризиса ориентированы на предвиде-ние и профилактику кризисных ситуаций на предприятии. Они реализуются с момента создания субъекта предпринимательства и включают в себя:
- определение экзогенных и эндогенных элементов, сфер и источников активации кризиса; разработку сценариев возможной активации кризиса;
- моделирование поведения предприятия в рамках этих сценариев. Направленность антикризисных процедур на стадии скрытого кризиса предприятия состоит в своевременном распознании и предуп-
реждении кризисных тенденций. Поэтому в состав данных процедур входят оценка вероятности банкротства предприятия и разработка меро-приятий, минимизирующих эту вероятность.
О вероятности банкротства с достаточно высокой степенью условности свидетельствуют количественные показатели, которые можно сгруппировать в ряд контуров. Первый контур характеризуется кумулятивным нарастанием отрицательной динамики показателей деятельности предприятия. К симптомам кризиса обычно относят снижение прибыльности, сокращение доли рынка компании и потерю ею ликвидности. Показатели второго контура позволяют более объективно отслеживать негативные тенденции в деятельности предприятия. К их числу относится ряд объемных и структурных финансовых индикаторов (в части чистого денежного потока, структуры капитала предприятия, состава активов, текущих затрат и финансовых обязательств по срочности их погашения, уровня концентрации финансовых операций в зоне повышенного риска), а также коэффициент прогноза банкротства и цена предприятия. На практике формирование кризисной ситуации на предприятии явля-
к симптомам кризиса компании обычно относят снижение прибыльности,
ликвидности, сокращение доли рынка
ется результатом одновременного воздействия целой гаммы факторов. Поэтому более объективно об угрозе несостоятельности позволяют судить мультипликативные показатели, характеризующие совокупное влияние указанных факторов. Именно эти показатели могут быть объединены в третий контур оценки вероятности банкротства. Четвертый контур представлен показателями структуры баланса:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами;
- коэффициент восстановления платежеспособности;
- коэффициент утраты платежеспособности.
Точная, всеобъемлющая, своевременная диагностика состояния хозяйствующего субъекта служит основой для разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на преодоление негативных тенденций развития предприятия и разработку программы его стабильного развития. Эта задача решается, прежде всего, за счет консолидации усилий менеджмента, направленных на сокращение затрат, избавление от избыточных активов и усиление контроля за движением денежных средств. Все эти мероприятия являются неотъемлемыми атрибутами вводимого на предприятии режима жесткой экономии. Одновременно проводится комплекс мер по реструктуризации дебиторской задолженности. Несвоевременное выявление признаков кризиса, а также непринятие должных мер по его предотвращению могут привести к переходу предприятия на следующую,
более глубокую и явную стадию -стадию острого преодолимого кризиса. К числу неотложных мер, реали-зуемых компанией на этом этапе, принято относить: досудебную санацию, оперативные меры по увеличению денежной наличности, реструктуризацию кредиторской задолженности, чрезвычайные организационные мероприятия. Исключительно ограниченные сроки реализации этих процедур определяют тот момент, что осуществляются они практически в параллельном режиме, хотя приоритет при этом должен отдаваться тем из них, которые являются по своим последствиям для предприятия наименее пагубными. В том случае, если должник оказался не в состоянии самостоятельно решить возникшие у него проблемы платежеспособности, на помощь ему могут прийти уполномоченные независимые специалисты, осуществляющие антикризисные процедуры уже в рамках рассматриваемого арбитражным судом дела о несостоятельности или банкротстве юридического лица. Арбитражный режим предусматривает разрешение взаимных претензий при трудовых конфликтах и имущественных спорах в бизнесе, когда окончательное решение принимает независимый эксперт (арбитр). В условиях острого преодолимого кризиса в таком режиме осуществляются антикризисные процедуры наблюдения, мирового соглашения, финансового оздоровления и внешнего управления. Если в результате осуществления всех антикризисных процедур предприятие не решило имеющиеся у него финансовые проблемы, то
российское предпринимательство, 2008, № 4 (1)
/О
решением арбитражного суда оно признается банкротом и вступает в стадию острого непреодолимого кризиса. На этом этапе к должнику применяется процедура конкурсного производства, направленная на продажу имущества и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет вырученных средств.
Таким образом, стабильная работа современного субъекта предпринимательства в значительной степени обеспечивается за счет своевременной реализации антикризисных процедур, применяемых для предотвращения и (или) разрешения конфликтов с внешней средой. Данный конфликт носит перманентный характер и проходит в своем развитии стадии потенциального, скрытого, острого преодолимого и непреодолимого кризиса. Для каждой стадии кри-
зиса свойственна своя парадигма антикризисного управления.
Литература
1. Губин В.А. Управление хозяйствующим субъектом: исходные основы и прикладные аспекты. -Краснодар: Крайбибколлектор,
2002. - 426 с.
2. Губин В.А. Антикризисное управление. - Краснодар: Фирма НСС,
2003. - 93 с.
3. Губин В.А. Алуян В.С., Лобанов А.В. Антикризисное управление пищевым предприятием. - Краснодар: Компания Атриум, 2005. - 170 с.
4. Губин В.А. Организационные формы предпринимательства. -Краснодар: Компания Атриум, 2005. - 313 с.
5. Губин В.А. Антикризисное управление предприятием. - Краснодар: Юг-Инфо, 2007. - 183 с.
V.A. Gubin
Cand. Econ. Sci., senior researcher, Docent, Department of Industrial and Regional Management, Kuban State Tech-nological University
G.V. Gubin
undergraduate, Kuban State Technological University
On conceptual approaches to crisis management of modern business entity
In its broader interpretation, the crisis should be understood to mean the ongoing process of evolu-tion of such conflict of business entity with the external environment as is caused by the collision of their conflicting interests. It is proposed to single out corporate crisis situation evolution stages such as potential crisis, latent crisis, major controllable crisis and major uncontrollable crisis. Each of the above crisis stages has typical manifestations, signs of commencement and completion, scope, content and characteristic aspects of implementation of crisis management procedures.