Научная статья на тему 'Этапы развития системного кризиса предприятия'

Этапы развития системного кризиса предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1432
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ (СТАДИИ) РАЗВИТИЯ КРИЗИСА / STAGES OF CRISIS DEVELOPMENT / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА / MODEL OF SYSTEMIC CRISIS DEVELOPMENT / КРИЗИС УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT CRISIS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА / MANAGEMENT EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дягель О. Ю., Энгельгардт Е. О.

В своем развитии системный кризис предприятия последовательно проходит определенные этапы, содержание которых определяет одну из следующих его форм: кризис управления, экономический кризис и кризис финансового состояния. В основе возникновения системного кризиса лежит несоответствие установленным критериям фактически сложившегося качества системы управления, качества управления хозяйственными ресурсами и управления финансами, находящимися в корреляции с определенными этапами системного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of Enterprise's System Crisis Development

System crisis of an enterprise has certain stages of its development according to which it can take one of the following forms: management crisis, economic crisis or financial crisis. The main reason for a system crisis is the failure of the existing management system, economic resources management and financial management to meet the prescribed quality criteria. The mentioned management problems correlate with the certain stages of the system crisis.

Текст научной работы на тему «Этапы развития системного кризиса предприятия»

этапы развития

системного кризиса

предприятия

_Аннотация

В своем развитии системный кризис предприятия последовательно проходит определенные этапы, содержание которых определяет одну из следующих его форм: кризис управления, экономический кризис и кризис финансового состояния. В основе возникновения системного кризиса лежит несоответствие установленным критериям фактически сложившегося качества системы управления, качества управления хозяйственными ресурсами и управления финансами, находящимися в корреляции с определенными этапами системного кризиса.

Формирование концептуальных основ антикризисного развития хозяйствующих субъектов предопределяет первоочередность и необходимость понимания причинно-следственных связей, которые лежат в основе вероятности наступления и развития кризиса.

В предыдущих публикациях нами [5] на основе критического анализа специальной литературы было дано определение следующих понятий, которые следует разграничивать в теории и практике управления антикризисным развитием предприятия:

1) кризис предприятия в широком смысле -этап в жизни системы, в котором представлено диалектическое единство предела и стимула ее развития;

2) кризис предприятия в узком смысле - это критическое состояние, охватывающее всю

Дягель О.Ю.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики [email protected]

Энгельгардт Е.О.

соискатель кафедры экономического анализа и статистики [email protected]

Красноярский

государственный

торгово-

экономический

институт,

г. Красноярск

п

р

и

ч —>

и

н

ы

я X

= -

I I X

— = а

я й я §

I — 0 - —► - С. 5 В

- я ■г - 5 л 5 Я

а

1 -. и = й

с с

5

и

3 ЕС

я

х —

А С

— ч

« у

X &

о Е

Я

э 2 7 «>

X Н

и

5 о

1

о

с

«

к я

в

Е

г |

: я

а 7 9

1 ■и и

о

Фазы (стадии) развития системного кризиса предприятия

И

с

X

0

д

Ликвидация

Реабилитация

Рис. 1. Модель кризисного процесса предприятия

.более

целесообразным

на наш взгляд,

является подход

к изучению

_кризиса на основе

_выделения его фаз

по характеру угроз целям предприятия

систему предприятия и характеризующееся поэтапным формированием (иначе - системный кризис предприятия); 3) кризисный процесс - ход формирования, развития и завершения системного кризиса, представляющий собой совокупность последовательно сменяющих друг друга этапов (см. рис. 1 выше).

Фазы кризиса, кризис управления

Дальнейшее формирование и конкретизация авторского понимания системного кризиса предприятия привели к необходимости его дифференциации в зависимости от фазы развития и возможных его последствий, что является предметом исследования в данной статье. При этом под формой кризиса будем понимать способ выражения или конкретное проявление его содержания (сущности), которое выражается через симптомы. С этой целью нами были изучены широко представленные в литературе классификации фаз (стадий) кризисного процесса предприятия [1, 2, 4, 6, 7, 10, 11, 13 и др.]. Их обобщение в систематизированном виде представлено в табл. (см. с. 73).

С позиций необходимости выявления ранних (скрытых) этапов развития кризиса в сочета-

Таблица

Существующие классификации фаз (стадий) кризисного процесса предприятия

Авторы Признак выделения фаз (стадий) кризиса Выделяемые фазы (стадии)

Ю.В. Яковец фазы экономического цикла латентная фаза; фаза обвала; фаза смягчения; фаза депрессии

И. Адизес, Л. Грейнер, И.В. Ивашков-ская и др. стадии жизненного цикла предприятия кризис основания; кризис роста; кризис зрелости; кризис упадка

У. Кристек возможность преодоления и раннего оповещения потенциальный кризис; латентный кризис; острый преодолимый кризис; острый не преодолимый кризис

Р. Мюллер, Н. Том характер угроз целям предприятия кризис стратегий (стратегический кризис); кризис результатов (успеха; оперативный кризис); кризис ликвидности; банкротство

С. Финк этапы течения «болезни бизнеса» продромальная (предварительная) фаза; фаза обострения кризиса; фаза хронического кризиса; фаза ликвидации кризиса

И. Кац степень развития кризисного процесса ранняя; промежуточная; поздняя

А.С. Евсеев, Н.Н. Мочалин степень касания интересов участников процесса кризис для собственников; кризис для кредиторов; этап законодательного регулирования

С.Г. Беляев, В.И. Кошкин с позиций стадий банкротства скрытая стадия банкротства; финансовая неустойчивость; явное банкротство

З. Айвозян, В.Кириченко содержание и последствия снижение рентабельности и объемов прибыли («кризис в широком смысле»); убыточность производства; истощение или отсутствие резервных фондов; неплатежеспособность

ют

Ключевые слова:

этапы (стадии) развития кризиса, модель развития системного кризиса, кризис управления, экономический кризис, финансовый кризис, эффективность менеджмента

нии с позицией системного подхода, более целесообразным из всех представленных, на наш взгляд, является подход к изучению кризиса на основе выделения его фаз по характеру угроз целям предприятия. Это связано с тем, что данная классификация кризисов позволяет рассматривать собственно кризис не как статическое состояние, а как процесс. Согласно данному подходу, различают следующие фазы развития кризиса (по Мюллеру): стратегический, кризис «успеха» и кризис платежеспособности (он же кризис ликвидности).

Стратегический кризис выражается в допущении ошибок управления предприятием (нерациональность организационной структуры предприятия, распределения функциональ-ых задач подразделений, отсутствие системы онтроля и получения достоверной информации и т.д.), в этой связи данную форму кризиса нами предлагается обозначить как кризис управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономический кризис и финансовый кризис

Кризис «успеха» проявляется в сокращении эффективности капитала, выраженного через показатели деловой активности предприятия, в относительном перенакоплении ресурсов. Проявлением данной формы кризиса является снижение прибыли и показателей рентабельности, особенно в части основного вида деятельности. С учетом данного обстоятельства рассматриваемую форму кризиса считаем целесообразным называть «экономический кризис», то есть кризис результатов финансово-хозяйственной деятельности, что, на наш взгляд, наиболее точно характеризует его сущность.

Кризис неплатежеспособности (ликвидности) в отличие от двух первых форм является внешним проявлением нарушений в функционировании организации. Учитывая, что понятия «платежеспособность» и «ликвидность» не являются тождественными [3, 5], необходимо уточнить название данной

российское предпринимательство, 2010, № 1 (1)

формы кризиса, определив ее как «финансовый кризис» (кризис финансового состояния организации), разграничив ее на два самостоятельных вида: кризис ликвидности и кризис платежеспособности. Поясним содержание каждого.

Кризис ликвидности характеризуется увеличением доли заемных средств в целях восполнения дефицита финансовых ресурсов при отсутствии (или при недостаточности) собственного капитала, складывающегося в условиях экономического кризиса (вторая форма кризиса). Это приводит к тому, что основная часть оборотных средств или вся их сумма направляется на погашение убытков и (или) обслуживание возросшей задолженности перед кредиторами.

В случае перманентного характера кризиса ликвидности формируется кризис платежеспособности, характеризующийся формированием и ростом неоплаченных в срок обязательств перед кредиторами, а также возникновением реальной угрозы остановки или прекращения деятельности предприятия.

Взаимодействие изложенных в нашем видении фаз развития системного кризиса проявляется в их последовательной преемственности (см. рис. 2 на с. 76), в связи с чем считаем возможным толковать их и в качестве этапов его развития. Вероятным исходом последнего этапа может явиться банкротство предприятия [5], в том числе возникающее по причине снижения эффективности менеджмента.

Keywords:

stages of crisis development, model of systemic crisis development, management crisis, economic crisis, financial crisis, management effectiveness

Эффективность менеджмента и этапы системного кризиса

Эффективность менеджмента как управляющей системы означает результативность, успешность деятельности организации, оптимальное управление ею, обеспечивающее достижение целей ее деятельности. При этом эффективность менеджмента определяется, как правило, следующими факторами:

1-ая форма (этап) кризис управления

я 1 с.

Угроза будущему потенциалу развития или его потеря вследствие ошибок менеджмента,

низкого качество системы упражнения

нерациональная организационная структура управления;

низкий профессионализм администрогивно-

управленческого персонала;

НКЗКОе качество орган Iнации м управления

технологическим процессом:

низкий уровень информационного обеспечения

процесса управления и т.д.

2-ая форма (этап) -жоночн ческип кризис

3-ая форма (згап) -финансовый кризис

Угроза целям и результатам деятельности по причине Снижения качества управления хозяйственными ресурсами

Угроза финансовой состоятельности по причине снижения ка част ва у правлен ия финансовыми ресурсами

замедление оборачиваемости ресурсов; снижение производительности труда; снижение рентабельности ресурсов и рентабельности продаж; образование убытков

кризис Ликвидности

дефицит собственных средств;

превышение краткосрочных обязательств над оборотными активами

кризис платежеспособности

образование просроченных краткосрочных и дoJ иосроч н ых обязател ьств перед кредиторами

Системныи кризис предприятия

1. Качество менеджмента, под которым в специальной литературе [8, 9] в широком смысле понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность системы управления способствовать достижению целей деятельности организации. Другими словами качество менеджмента -это качество системы управления, которое оценивается рациональностью организационной структуры, качеством процесса управления, качеством (профессионализмом) персонала и т.п., то есть характеризует то, каким образом организация добивается определенных результатов.

2. Качество управления ресурсами, которое определяет эффективность деятельности организации и оценивает то, что делает предприятие [8, 12]. При этом в зависимости от видов используемых ресурсов различают:

- качество управления хозяйственными ресурсами (материально-техническими и трудовыми), оценивающее собственно экономическую эффективность менеджмента (здесь под экономической эффективностью понимается соотношение затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности);

- качество управления финансовыми ресурсами, которое предполагает оценку финансового состояния организации, то есть финансовую эффективность менеджмента. Принимая во внимание вышеизложенное, отметим, что каждая из рассмотренных характеристик эффективности менеджмента лежит в основе формирования соответствующих форм (этапов) системного кризиса предприятия: качество системы управления

- в основе управленческого кризиса; качество управления хозяйственными ресурсами

- в основе экономического и качество управления финансовыми ресурсами - в основе финансового кризисов.

Убеждение авторов в том, что возникновение и развития системного кризиса нахо-

^ Рис. 2. Модель развития системного кризиса предприятия

в случае перманентного характера кризиса ликвидности формируется кризис платежеспособности, характеризующийся формированием и ростом неоплаченных в срок

обязательств перед кредиторами

дится в корреляции с несоответствием установленным критериям фактически сложившегося качества функционирования системы управления, качества управления хозяйственными ресурсами и управления финансами, предопределяет необходимость формирования авторского видения методики его диагностики. Решение данной задачи будет являться предметом последующих публикаций авторов.

взаимодействие

изложенных

в нашем видении

системного кризиса „проявляется в их

последовательной преемственности,

_в связи с чем

_считаем

возможным толковать их и в качестве

этапов его

Литература

1. Адизес И.Управление жизненным циклом корпорации. - Изд-во «Питр», 2009. - 384 с.

2. Айвозян З. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти / З. Айвозян,

B. Кириченко // Проблемы теории и практики правления. - 1999. - № 4. - С. 94-100.

Банкротство: учет, анализ и аудит: учебное пособие / О.Ю. Дягель, Т.П. Сацук, Т.Э. Неупокоева, С.Г. Татаринцева, Е.О. Энгельгардт; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск,

2008. - 174 с.

4. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник С.-Петербургского ун-та. Менеджмент. - 2002. - № 4. -

C. 76-92.

5. Дягель О.Ю. Кризис в деятельности предприятия: формирование понятия на основе системного подхода / О.Ю. Дягель, Э.О. Энгельгардт // Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции преподавателей. - Пермь,

2009.

6. Ивашковская И.В. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации / И.В. Ивашковская, Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович // Российский журнал менеджмента. - 2004. - № 4. - С. 19-34.

7. Кац И. Антикризисное управление предприятием // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 2. - С. 82-85.

8. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: учебное пособие. / Дж. К. Лафта. -М.: Русская Деловая Литература. - 1999. - 179 с.

■г/Ц

российское предпринимательство, 2010, № 1 (1)

9. Сыроежин И.М. Система показателей эффективности и качества / И.М. Сыроежин. - М.: Экономика, 1980. - 192с.

10. Теория и практика антикризисного управления: учебник для вузов / под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - 469 с.

11. Том Н. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. - 1998. -№ 1. - С. 68-74.

12. Эффективный менеджмент: учебное пособие для вузов. - И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге / Под общ. Ред. И.И. Мазур. - М.: Высшая школа, 2003. - 555 с.

13. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы, Прогнозы. -М.: Наука, 1999. - 448 с.

...каждая

из рассмотренных характеристик эффективности менеджмента лежит в основе формирования соответствующих форм (этапов) системного кризиса предприятия...

Dyagel O.Yu.

Cand. of Econ. Sci, Associate professor, Chair of Economic Analysis and Statistics,

Krasnoyarsk State Institute of Economics and Trade, Krasnoyarsk Engelgardt E.O.

Applicant, Chair of Economic Analysis and Statistics, Krasnoyarsk State Institute of Economics and Trade, Krasnoyarsk

Stages of Enterprise's System Crisis Development

Abstract

System crisis of an enterprise has certain stages of its development according to which it can take one of the following forms: management crisis, economic crisis or financial crisis. The main reason for a system crisis is the failure of the existing management system, economic resources management and financial management to meet the prescribed quality criteria. The mentioned management problems correlate with the certain stages of the system crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.