ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ
О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров
21 марта 2013 года в Москве состоялись парламентские слушания, организованные Советом Федерации, в ходе которых были обозначены основные проблемы в подготовке кадров для инновационной экономики и предложения, направленные на решение одного из важнейших для общества вопроса - подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации.
ф. г. исламгалиев
кандидат социологических
наук, директор Регионального
ресурсного
центра развития
профессионального
образования Свердловской
области
Екатеринбург
к маю 2013 года будет разработана и утверждена программа реорганизации неэффективно работающих государственных вузов и филиалов, а к концу 2013 года будет определена группа вузов-лидеров, дополнительно финансируемых федеральным бюджетом.
На слушания были приглашены комитеты по образованию Совета Федерации, Государственной Думы, руководители министерств, руководители образовательных учреждений профессионального образования, а также представители ведущих предприятий, занимающихся подготовкой профессиональных кадров.
Думаю, образовательному сообществу Свердловской области будет небезынтересно знать, как законодательные власти оценивают ситуацию и какие практические решения предлагаются.
Бызовы для российской системы инженерно-технического образования: причины и следствия
1. Неспособность большинства работодателей сформулировать заказ системе профессионального образования в части необходимых профессиональных компетенций выпускников
(за исключением отраслей, имеющих продуманную стратегию развития, например: ИТ, ядерная энергетика, авиастроение, нефтедобыча); ослабление интеграционных связей образовательных учреждений СПО и ВПО с реальным бизнесом в силу низкой востребованности результатов научно-технических разработок, ограниченных материальных возможностей профильных отраслей и предприятий, недоверия бизнеса к потенциальным возможностям учебных заведений, и, как следствие, - низкое качество образования и низкий уровень эффективности функционирования системы, слабость связей с работодателями.
2. Отсутствие единой государственной системы прогнозирования кадровых потребностей российской экономики. В большинстве субъектов Российской Федерации прогнозирование
кадровых потребностей или не отвечает критерию системности, являясь результатом случайной выборки, или вообще не осуществляется. Следствие - дисбаланс объемов и структуры подготовки кадров и потребностей рынка труда.
3. Низкий уровень развития общественно-профессиональных организаций. Следствие - отсутствие эффективной системы независимой оценки качества профессионального образования.
Минобрнауки: реакция на вызовы
Реализуемая Минобрнауки России государственная политика в сфере профессионального образования направлена на решение задач, зафиксированных в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы.
1. В целях повышения качества инженерного образования Минобрнауки России проводит качественную, количественную и территориальную оптимизацию вузов. К маю 2013 года будет разработана и утверждена программа реорганизации неэффективно работающих государственных вузов и филиалов, а к концу 2013 года будет определена группа вузов-лидеров, дополнительно финансируемых федеральным бюджетом.
2. Для приведения содержания и структуры подготовки инженерно-технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, развития механизмов взаимодействия системы высшего профессионального образования с реальным сектором экономики Минобрнауки России в настоящее время поддерживает:
- создание высокотехнологичных кластеров, в рамках деятельности которых происходит концентрация ресурсов отраслевых предприятий, учреждений профессионального образования и науки. Основные характеристики кластеров: глобальный масштаб деятельности; интеграция проектно-конструкторской, исследовательской и образовательной деятельности;
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
проведение лидирующих научных исследований и инновационных разработок; высокий уровень актуальности образовательных программ;
- создание базовых кафедр вузов на предприятиях и организациях любых форм собственности как реализация модели практикоори-ентированного обучения за счет привлечения к осуществлению образовательного процесса высококвалифицированных работников предприятий и использования технологических комплексов предприятий;
- создание лабораторий на базе вузов при поддержке корпораций для повышения качества подготовки студентов при изучении прикладных дисциплин;
- создание корпоративных университетов, осуществляющих практический перевод профессиональных знаний в образовательные структуры крупных корпораций;
- развитие целевой контрактной подготовки, обеспечивающей трудоустройство выпускников по специальности.
3. Развитие системы независимой оценки качества (сертификация квалификаций выпускников и общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ) осуществляется путем привлечения к процедурам оценки потребителей образовательных услуг: учащихся, работодателей, объединений работодателей. В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. планируется создание сети отраслевых экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций, а также:
- проведение мониторинговых и аналитических исследований национальных рамок квалификаций стран-участников ВТО;
- разработка национальной рамки квалификаций экономики России и тарифно-квалификационного справочника, включающих квалификации бакалавра и магистра;
- разработка проектов изменений законодательных и нормативных актов по применению национальной рамки квалификаций экономики России и тарифно-квалификационного справочника;
- разработка правил присуждения квалификации и разрешения допуска к профессиональной деятельности;
- разработка правил сертификации квалификации и допуска к продолжению профессиональной деятельности на прежнем или более высоком уровне (формирование профессиональной траектории);
- формирование основ системы оценки качества и компетентностного уровня кадрового потенциала предприятий отраслей экономики.
В сотрудничестве с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Национальным агентством развития квалификаций, инновационными государственными и частными компаниями и корпорациями, Рособр-надзором совместно с Минобрнауки России
ведется работа по созданию пилотных центров оценки и сертификации квалификаций в 12 отраслях экономики (атомная, энергетическая, нефтегазоперерабатывающая, медико-биологическая и фармацевтическая; металлургическая, авиастроительная, машиностроительная, автомобилестроительная, ракетно-космическая отрасли, наноиндустрия, информатика и вычислительная техника, железнодорожный транспорт) и в таких областях деятельности, как юриспруденция, педагогическая деятельность, управление персоналом, государственное и муниципальное управление. К процедуре оценки и сертификации будут привлекаться независимые эксперты, осуществляющие оценку уровня профессиональной квалификации с использованием сертификационных измерительных материалов, сформированных в соответствии с требованиями работодателей.
Независимая система сертификации квалификаций должна стать неотъемлемой частью системы непрерывного профессионального образования рабочих кадров во всех отраслях экономики.
Предложения и рекомендации
По завершении совещания участники парламентских слушаний обратились к российским работодателям и представителям исполнительных органов власти с предложениями и рекомендациями, направленными на решение проблемы кадрового обеспечения промышленных предприятий региона.
Органам исполнительной власти:
- проработать вопрос о формировании отраслевых систем прогнозирования кадровых потребностей.
Работодателям:
- активизировать работу с образовательными учреждениями профессионального образования по созданию кафедр, осуществляющих образовательный процесс, на базе предприятий и организаций различных форм собственности.
Объединениям работодателей:
- в целях синхронизации требований рынка труда и системы образования принять участие в разработке профессиональных стандартов для последующей их трансляции в образовательные программы и стандарты;
- осуществлять поддержку образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в вопросах модернизации учебно-лабораторной базы;
- активизировать работу с образовательными учреждениями профессионального образования по созданию кафедр, осуществляющих образовательный процесс, на базе предприятий и
в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования планируется создание сети отраслевых экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций.
независимая система сертификации квалификаций должна стать неотъемлемой частью системы непрерывного профессионального образования рабочих кадров во всех отраслях экономики.
ОБРАзОВАТЕЛьНАЯ ПОЛИТИКА
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛушАНИЯ
организаций различных форм собственности.
Солидаризуясь с участниками парламентских слушаний, Региональный ресурсный центр развития профессионального образования предлагает Министерству общего и профессионального образования Свердловской области следующее:
- проработать вопрос об учете показателей трудоустройства выпускников при оценке эффективности деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы;
- разработать и реализовать комплексную программу модернизации инженерно-технического образования, предусмотрев вопросы развития соответствующих секторов среднего профессионального образования;
- при формировании государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров предусмотреть увеличение нормативов финансового обеспечения в части затрат на развитие материально- технической базы и кадрового потенциала, совершенствования профессиональных образовательных программ;
- развивать механизмы расширения взаимодействия образовательных учреждений с промышленностью, работодателями, бизнес-сообществом;
- развивать систему стимулов и преференций, в том числе законодательных, для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования;
- до 2014 года разработать и внедрить областную систему оценки качества профессионального образования;
- проработать вопрос о финансировании производственной практики на предприятиях, стимулирующей студентов на выполнения проектов по результатам практик и дальнейшую работу на предприятии;
- провести анализ материально-технической базы образовательных учреждений технического профиля;
- расширить практику создания ресурсных центров с современной лабораторной базой по направлениям подготовки специалистов;
- для обеспечения непрерывной подготовки специалистов (школа - колледж - вуз - предприятие) совместно с отраслевыми министерствами проработать вопрос о создании при ведущих крупных предприятиях и организациях центров дополнительного профессионального образования (для подготовки по рабочим профессиям и повышения квалификации инженеров);
- проработать вопрос об учете показателей трудоустройства выпускников при оценке эффективности деятельности государственных образовательных учреждений в целях эффективности их работы;
- провести анализ востребованности, трудоустройства и занятости выпускников учебных заведений и составить долгосрочный прогноз по подготовке специалистов;
- совместно с объединениями работодателей проработать вопросы создания региональных центров сертификации профессиональных квалификаций;
- принять меры по воссозданию в общеобразовательных учреждениях, домах творчества молодежи кружков технического направления.