ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
Инструменты партнерства в формировании рабочих кадров нового поколения для инновационной экономики
Д. Ю. Гужеля,
проректор по стратегическому и инновационному развитию СевероКавказского федерального университета
e-mail: [email protected]
И. А. Коршунов,
к. х. н., доцент, зам. министра образования Нижегородской области
e-mail: [email protected]
И. И. Витценко,
зам. управляющего директора по интеграции и коммуникациям компании «RM-TEREX», холдинг «Русские машины»
e-mail: [email protected]
Е. В. Перенкова,
к. пед. н., начальник отдела начального профессионального образования министерство образования Нижегородской области
e-mail: [email protected]
Рассмотрены направления подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных предприятий. Определены зоны ответственности и области наиболее эффективного взаимодействия государства, инновационного предприятия и образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: рабочие кадры для высокотехнологического производства, модель тройной спирали в подготовке рабочих кадров, зоны ответственности, заинтересованные стороны, региональные министерства, Минобрнауки России, инновационное предприятие, техникум.
Освоение инвестиций и запуск высокотехнологичных производств ставит перед его менеджерами задачу получения запланированной прибыли в максимально сжатые сроки. В данной фазе инновационного цикла выпуск новой продукции испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах. Эта потребность выше, чем в научных и инженерных специалистах, поскольку при современном отлаженном производстве требования
к изменению задокументированных и выверенных процессов — минимальные. Исследования, проведенные в Нижегородской области — технологически ориентированном регионе — показывают, что востребованность выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в экономике оказывается выше, чем выпускников университетов. Так доля обращений в службу занятости выпускников училищ и техникумов за помощью в трудоустройстве
составляет до 1,0% от общего числа выпускников данного уровня образования, аналогичный показатель для вузов уже — 3,4%.
Анализ ситуации в мире показывает, что потребность в молодых кадрах у промышленно развивающегося государства, находится примерно, в соотношении 65% выпускников, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то есть тех самых высококвалифицированных рабочих, и 35% — выпускников с дипломами бакалавров и магистров. Данное обстоятельство хорошо коррелирует с международной практикой получения населением почти в 60% случаев сначала именно начального или среднего профессионального образования. После длительного использования устаревших материальных активов СССР, инновационная экономика России в целом сегодня, по-видимому, входит именно в фазу запуска новых производственных мощностей. Это подтверждается и данными «ОПОРЫ России» в 2011 г., согласно которым ведущие российские корпорации, конкурентоспособные на российском и мировом технологических рынках, в число своих острейших проблем ставят на первое место потребность именно в рабочих кадрах, и оценивают ее важнее коррупции и административных барьеров [1].
Сложившаяся ситуация стала основанием для формирования кадровых стратегий в крупных высокотехнологических корпорациях. Одной из первых в секторе технологического машиностроения заявила о своем интересе к подготовке рабочих нового поколения компания ОАО «Русские машины», входящая в состав промышленного холдинга «Базовый элемент». На предприятиях этой группы уже несколько лет успешно действует программа «Рабочие нового поколения», направленная на формирование внутренней корпоративной культуры трудовых кадров, и основанная на принципах «бережливого производства». При этом рабочий нового поколения — это именно высококвалифицированный специалист, обладающий целым набором компетенций, навыков и умений, разделяющий миссию, стратегию и принципы развития предприятия, и способный выполнять сложные технологические операции на современном оборудовании с минимальными временными затратами и высоким качеством. Именно высокий объем инвестиций в высокотехнологические направления и необходимость серьезного кадрового обеспечения производственного процесса стали причинами для формирования консорциума предприятия с образовательными учреждениями машиностроительного профиля, федеральными и региональными органами государственной власти.
Аналогично сбалансированной модели тройной спирали с участием университетов [2], в состав данной модели взаимодействия были включены четыре ключевых участника: инновационные предприятия, учреждения среднего профессионального образования (далее — колледжи и техникумы) и государство, представленное двумя уровнями — органами власти субъекта федерации, которым с января 2012 г. переданы полномочия по управлению данным уровнем системы начального и среднего профессионального образования, и органами государственной власти
Рис. 1. Модель тройной спирали в применении к подготовке рабочих кадров. Наиболее высокая эффективность в подготовке конкурентоспособных рабочих для инновационных производств достигается при пересечении интересов предприятия, образовательного учреждения и государства
федерального уровня (Минобрнауки России, Минз-дравсоцразвития России и Минэкономразвития России), обеспечивающие общее курирование вопросов в части подготовки кадров в приоритетных отраслях экономики, формирование стратегий развития отраслей экономики на государственном уровне и, соответственно, общих стратегий подготовки кадров для этих отраслей (рис. 1).
Алгоритм формирования взаимодействия с промышленным партнером, разработанный нами на основе опыта взаимодействия образовательных учреждений Нижегородской и Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Хакасия, региональных органов власти, Минобрнауки России и ОАО «Русские машины» в рамках проекта «Рабочие нового поколения» включал следующие четыре основных этапа.
Этап 1. Формирование кадрового заказа на 2012-2014 гг. работодателями, выраженного в количественных и качественных показателях, с указанием необходимых смежных получаемых профессий и представленную модель ключевых компетенций по каждой группе профессий и специальностей.
Этап 2. Определение групп стратегического партнерства: предприятие — ведущее учреждение профессионального образования, обеспечивающее подготовку кадров для данного предприятия с участием регионального органа управлениям образования.
Этап 3. Разработка программы сотрудничества. Ключевым элементом при этом стало формирование надстройки для взаимодействия между предприятием, образовательным учреждением и региональной властью в виде совместной рабочей группы и/или трехстороннего Партнерского совета (предприятие -колледж - региональное министерство).
Этап 4. Привлечение дополнительных ресурсов для реализации заказа на подготовку кадров, включая существующие и действующие программы на территории РФ и региона, грантовую помощь на реализацию
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
инновационных проектов модернизации учреждений профессиональных образований, с учетом складывающихся отраслевых образовательных кластеров. Катализатором этой работы являются мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (далее — ФЦПРО), основной программы Минобрнауки России (www.fcpro.ru). В рамках ФЦПРО были запущены проекты по модернизации региональных систем профессионального образования в 30 субъектах Российской Федерации. В трех из них такая работа начата в области машиностроения с участием ведущего работодателя ОАО «Русские машины».
По содержанию управленческих решений были сформированы три сферы: зона ответственности образовательного учреждения, зона ответственности предприятия и зона ответственности органов власти (Российской Федерации и субъекта РФ), которые дополняют и расширяют друг друга.
Взаимодействие на межрегиональном уровне обеспечивалось двумя каналами. Работодателем (ОАО «Русские машины»), являющимся основным потребителем «продукта» проекта и обеспечивающим единую технологическую основу и формирование критериев и требований к процессу, и Минобрнауки России, обеспечивающим методическую, методологическую и административную поддержку между всеми участниками процесса на региональном уровне.
Зона ответственности образовательного учреждения включает следующие направления деятельности:
1. Адаптация образовательной программы учреждения под потребности кадрового заказа предприятия с целью включения в нее следующих трех основных групп характеристик.
1.1. Профессиональные параметры.
• Основные и смежные специальности: обучение необходимого количества студентов по требуемым специальностям — основной и смежным (при необходимости — восстановление или введение новых специальностей).
• Повышенный разряд: обучение на повышенные разряды.
• Формирование корпоративной производственной культуры, в нашем случае культуры «Бережливого производства» как общепрофессионального стандарта всех выпускников требуемого профиля. При этом культура прививается в самом образовательном учреждении, в том числе через включение соответствующих модулей в учебный план, программу практики, итоговую аттестацию, курсовые и дипломные работы.
1.2. Методические параметры.
• Дуальное компетентностное обучение: 50% от
общего времени учебного плана — практика на производстве, доведение общего соотношения теории и практики до соотношения 40:60 Данное соотношение было получено на основе изучения мирового опыта, а так же исходя из потребностей работодателя в получении высококвалифицированных кадров, обладающих высоким уровнем именно практических знаний.
• Широкое использование компетентностных методов обучения: оценка качества подготовки — выполнение реальных заданий, демонстрирующих овладение ключевыми компетентностями (конкретных трудовых функций); работа с реальными образцами техники и продукции, осознанное использование информационно-коммуникационных технологий, компьютерных имитационных программ, средств дистанционного обучения, разработка индивидуальных траекторий, проектноисследовательская и игровая деятельность, интерактивные методы и т. д.
• Модульно-компетентностньий подход: по каждой компетентности, специальности, разряду разрабатываются образовательные модули, нацеленные на освоение ключевых профессиональных компетенций в сжатые сроки и учитывающие все параметры адаптации образовательной программы. Часть этих модулей сформирована таким образом, чтобы проводить обучение на натурных объектах, с использованием ресурсов работодателей.
1.3. Личностные параметры развития человека.
• Программа духовно-нравственной и социальной зрелости, включая формирование духовнонравственной организационной культуры человека.
• Программа укрепления здоровья на основе внедрения здоровьесберегающих технологий.
• Широкий спектр программ дополнительного образования, включая проектно-исследовательскую деятельность, инженерно-техническое проектирование, в том числе «Робототехника».
2. Разработка и реализация программы повышения квалификации и поддержки педагогических кадров.
Разработка и внедрение системы материального стимулирования лучших педагогических работников, в том числе за счет средств работодателей. Система освоения преподавателями и мастерами производственного обучения новых знаний и технологий носит модульный характер, который включает в себя следующие направления: повышение уровня компетентности по профилю преподавания; освоение новых образовательных и производственных технологий путем прохождения стажировок на высокотехнологичном производстве; внедрение основ корпоративной культуры производства, в том числе бережливого производства, внедряемого в компании ОАО «Русские машины».
3. Разработка программы модернизации материально-технического обеспечения образовательного процесса, включающая в себя создание современных ресурсных центров, оснащенных высокотехнологичных учебным и производственным оборудованием.
4. Разработка и реализация программы профориентации и мероприятий по привлечению лучших выпускников школ для обучения по программам начального и среднего профессионального образования, в том числе внедрение комплекса мероприятий по повышению престижа рабочих профессий. Содержание и организационные формы программ предполагают применение современных
форм и методов организации профориентационной работы, в том числе проведение с работодателями профессиональных мастер-классов на высокотехнологичном производстве, областных ученических и студенческих олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, фестивалей творчества, выставок достижений, социальных акций, способствующих позиционированию учреждений профессионального образования как инновационных центров формирования трудового потенциала региона.
В настоящее время Минобрнауки России прорабатываются вопросы об апробации программ ранней профориентации школьников, начиная с 6-7 класса общеобразовательной школы. Это позволит обеспечить осознанный выбор профессий и специальностей в старших классах и по окончанию школы.
5. Содействие трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Определение мест дальнейшего трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования строится на основе формирования индивидуальной траектории обучающегося и развития дальнейшей карьерной траектории, для чего на предприятии за каждым студентом закрепляется наставник (тьютор), который помогает эффективному освоению профессии. В большей степени эта задача решается еще на этапе формирования контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования, складывающихся на основании анализа совместных трехсторонних договоров, заключенных с работодателями. Обеспечение стопроцентного трудоустройства — одна из важнейших задач, стоящих перед системой образования.
Зона ответственности предприятия включает в себя следующие направления деятельности:
1. Адаптация образовательной программы учреждения профессионального образования к потребностям предприятия и выражается в следующей совокупности требований:
• систематическое и своевременное формирование среднесрочного и долгосрочного заказа образовательному учреждению на подготовку кадров с учетом количественных и качественных показателей. Тесное взаимодействие работодателей и образовательных учреждений позволит предприятию решить возникающие проблемы, связанные с заполнением вакансий, в том числе за счет трудоустройства обучающихся по временным договорам на работу по профилю образования в период своей производственной практики, а учреждению — обеспечить максимальное трудоустройство по специальности своих выпускников;
• разработка и проведение рецензирования представителями работодателей совместно с педагогическими работниками перечня ключевых компетенций для каждого курса/модуля/программы по каждой профессии и специальности с учетом получения квалификационного разряда;
• организация и проведение практик, стажировок, экскурсий на предприятии. Эффективность проведения мероприятий определяется следующими алгоритмическими действиями: составление графи-
ка, определения предмета и ожидаемого результата, списки учащихся, ответственные от предприятия и образовательного учреждения; реализация мероприятия, проведение оценки достижений поставленных целей и ожидаемого результата;
• предоставления мест и оплаты обучающимся в период производственной практики, обеспечение студентам специальной практики и дипломного проектирования по культуре производственной деятельности на данном предприятии;
• оформление минимального перечня необходимых документов/допусков техники безопасности, противопожарной безопасности и др.;
• участие в деятельности малых учебных предприятий;
• предоставление наставников и специалистов предприятия для проведения учебных занятий (практических и лекционных) на базе учебного заведения;
• обязательное участие в государственной (итоговой) аттестации выпускников и квалификационных экзаменах.
2. Разработка программы повышения квалификации и поддержки педагогических кадров, которая включает в себя следующие направления:
• подготовка наставников (мастеров, бригадиров) для проведения стажировок и производственной практики на высокотехнологичном оборудовании, в том числе с учетом требований стандартов нового поколения;
• подготовка преподавателей из числа работников предприятия для ведения профессиональных модулей, отдельных практических занятий;
• повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, в том числе, за счет стажировок на российских и зарубежных предприятиях;
• учреждение грантов и премий лучшим педагогическим работникам.
3. Участие в модернизации материально-технической базы образовательного учреждения по следующим направлениям:
• предоставление возможности обучения студентов на производственных площадках работодателя, передача высвободившегося оборудования в образовательное учреждение;
• содействие в создании эталонных и стандартизированных рабочих мест в мастерских и лабораториях на принципах «Бережливого производства»1.
4. Разработка и реализации программы профориентации, включая следующие основополагающие направления: реализация комплекса мероприятий
1 Бережливое производство — концепция менеджмента, созданная в компании Тоуо1а и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. В соответствии с данной концепцией всю деятельность предприятия можно классифицировать на: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Все, что не добавляет ценности для потребителя, классифицируется как потери, и должно быть устранено. При этом бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
профориентационной работы в школах, включая экскурсии, мастер-классы, конкурсы, реализация предпрофильного и профильного обучения в рамках школьной программы, а также РИ-кампанию по повышению престижа рабочих профессий, включая публикацию успешных кейсов, лучших практик.
5. Разработка и реализация программы сопровождения студентов и трудоустройства выпускников, которая включает в себя:
• закрепление наставника (тьютора) за каждым перспективным обучающимся (студентом), составление индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся (студентов) и карьерного роста;
• информирование образовательного учреждения и обучающихся (студентов) о системе оценивания, критериях способностей и структуры тестов, используемых при трудоустройстве на предприятия и аттестации работников;
• установление квоты на трудоустройство молодежи и выпускников учреждений профессионального образования;
• проведение конкурсов профессионального мастерства молодежи;
• учреждение грантов и премий обучающимся (студентам).
6. Инициирование создания Партнерского совета. Зона ответственности органов государственной власти представляет собой двухуровневую систему.
На первом уровне находится зона ответственности непосредственного учредителя образовательного учреждения — органов региональной власти в лице министерств образования. Эта зона включает в себя следующие мероприятия.
1. Адаптацию образовательной программы образовательного учреждения к потребностям региональной промышленности. В том числе: методическая и финансово-экономическое сопровождение адаптации образовательных программ; поддержка программ воспитания и мероприятий по нравственному и физическому развитию; выделение квот и средств для обучающихся (студентов) на летние лагеря, тренинги, семинары; поддержка учебно-производственных консорциумов; развитие программ дополнительных профессиональных образования в регионе с привлечением вузов.
2. Разработка и реализация программы повышения квалификации и поддержки педагогов:
финансирование, организация программ повышения квалификации; учреждение программ материальной поддержки педагогов в виде грантов, премий;
3. Разработка и реализация программ оснащения образовательного учреждения: модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования; обеспечение программными и учебными материалами.
4. Разработка и реализация программ профориентации школьников и повышения престижа рабочих
профессий: обеспечение единых подходов к реализации программ профориентации школьников; организационно-методическое сопровождение мероприятий.
5. Разработка и реализации программ содействия трудоустройства выпускников: организация конкурсов профессионального мастерства; оказание поддержки и содействия молодым специалистам. Вторым уровнем в данной системе следует выделить участие федеральных органов государственной власти — Минобрнауки России, включающее в себя комплекс иных мероприятий.
1. Методическое сопровождение процессов взаимодействия работодателей, органов управления образованием субъектов РФ и образовательных учреждений профессионального образования.
В том числе: сбор лучших практик и методик многосторонних взаимодействий на уровне субъектов РФ и распространение их на другие субъекты, а так же отрасли промышленности; совместная разработка программ и методик обучения, отбор лучших программ и методик и распространения их в другие субъекты РФ.
2. Административная поддержка процессов модернизации системы начального и среднего профессионального образования на федеральном уровне. В том числе: включение в работу новых работодателей и образовательных учреждений; помощь в налаживании взаимодействия между работодателями федерального уровня и органами управления образования субъектов РФ,
3. Софинансирование программ модернизации профессионального образования на уровне субъектов РФ за счет выделения субсидий из федерального бюджета в рамках ФЦПРО. Вышеизложенная концепция многостороннего
взаимодействии позволила реализовать на практике несколько инновационных проектов. Так, в 2011 г., благодаря тесному взаимодействию министерства образования Нижегородской области с ОАО «Русские машины», Нижегородская область стала победителем конкурсного отбора на предоставление субсидий из федерального бюджета на поддержку реализации мероприятий ФЦПРО по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем про-
Рис. 2
Рис. 3
фессионального образования субъектов Российской Федерации» по отрасли машиностроение. При этом образовательными учреждениями совместно с работодателями, входящими в группу ОАО «Русские машины» были разработаны проекты, обучение на которых позволило бы вести подготовку рабочих кадров непосредственно для высокотехнологических производств предприятий-партнеров (рис. 2-4).
Реализация инновационных проектов предполагала многоканальное финансирование как со стороны федерального и областного бюджетов, так и со стороны работодателей. На внедрение в учреждениях профессионального образования инновационных проектов из федерального бюджета на развитие учреждений профессионального образования было выделено 8,5 млн руб.
По результатам проведенных мероприятий были выбраны 4 лучших инновационных проектов:
• «Региональный образовательный комплекс по подготовке кадров для предприятий машиностроения» (ГБОУ СПО «Нижегородский индустриальный колледж» — ОАО «Группа ГАЗ»);
• «Создание бюро профессионально-инновационных технологий по проектированию и моделированию деталей» (ГБОУ СПО «Павловский машиностроительный техникум» — ОАО «Павловский автобус»);
• «Инновационный подход к подготовке специалистов «гибридов» в области машиностроения» (ГБОУ СПО «Выксунский политехнический колледж» — ОАО «Завод корпусов»)
• «Создание учебно-производственного центра конструкторско-технологической подготовки производства для машиностроительного комплекса «Техноцентр»» (ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» — ОАО Арзамасский машиностроительный завод»). Благодаря четким согласованным действиям со
стороны Минобрнауки, министерства образования Нижегородской области, Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, ОАО «Русские машины» и других ведущих предприятий, учреждений профессионального образования в Нижегородской области были достигнуты следующие результаты:
Рис. 4
• модернизировано содержание профессионального образования: обновлены учебные планы и программы на основе компетентностного подхода для машиностроительной отрасли;
• оснащены уникальным высокотехнологичным оборудованием учебные лаборатории и мастерские, позволяющие выпускать кадры для предприятий партнеров без переобучений и стажировок;
• значительно расширился сегмент рынка образовательных услуг, который охватывает весь спектр потребностей предприятия в кадрах нового поколения;
• повысился уровень ожиданий предприятий машиностроительной отрасли реальному качеству подготовки выпускников.
• обеспечен доступ обучающихся к современным информационно-технологическим ресурсам, что позволило погрузить их в современную технологическую среду.
В 2012 г. при формировании государственного заказа министерством образования Нижегородской области были согласовано введение пяти новых профессий и специальностей для потребностей инновационной экономики региона, в том числе для предприятий ОАО «Русские машины»: Наладчики станков и оборудования в механообработке, монтажник технологического оборудования, автоматизация технологических процессов и производств, информационные системы, техническая эксплуатация электронной техники.
Всего по модернизированным программам в рамках проекта будет готовиться более 250 человек в год. Опыт, достигнутый при реализации программы, был представлен на межрегиональном семинаре, который прошел с участием всех заинтересованных сторон в декабре 2011 г. в г. Арзамасе.
Данная работа будет продолжена и в 2012 г., в том числе с включением переданных из федерального ведения учреждений профессионального образования. ГБОУ СПО Заволжский автомоторный техникум разрабатывает проект с ООО «Завод гусеничных тягачей» (под выпуск гусеничного болотохода), ГБОУ СПО Нижегородский автомеханический техникум с ОАО «ГАЗ», ГБОУ Кулебакский металлургический колледж с ОАО «Русполимет», ГБОУ Городецкий
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
ИННОВАЦИИ № 8 (166), 2012
губернский колледж с ОАО «Судостроительная судоремонтная корпорация» — «Городецкая судостроительная верфь».
Таким образом, сложившиеся система трехстороннего стратегического партнерства на основе тесного взаимодействие предприятий, учреждений профессионального образования и органов власти позволяет решать стратегические инициативы кадровой политики на новом уровне, обеспечив при этом подготовку кадров нового поколения, способных эффективно осуществлять свою деятельность на высокотехнологичных и наукоемких производствах.
Список использованных источников
1. К. Латухина. Капитализм без рабочих. Как в условиях рынка повысить престиж рабочих специальностей//Российская газета, Федеральный выпуск № 5667 (291) от 26.12.2011.
2. Г. Ицковиц. Модель тройной спирали//Инновации, № 4, 2011.
Tools of partnership in the formation of a new generation of skilled workers for the innovation economy
D. Yu. Guzhelya, Vice rector for Strategic and innovative development of the North Caucasus Federal University.
I. A. Korshunov, PhD, Associate Professor, Deputy Minister of Education of Nizhny Novgorod Region.
I. I. Vitcenko, Deputy Managing Director for Integration and Communications, «RM-TEREX», «Russian Machines».
E. V. Perenkova, PhD, Head of primary vocational education the Ministry of Education of Nizhny Novgorod Region.
The directions of training skilled workers for high-tech enterprises. Defined areas of responsibility and of the most effective interaction between the state, innovative companies and educational institutions of primary and secondary vocational education.
Keywords: working personnel for the high-tech manufacturing, the triple helix model in the preparation of the workforce, responsibilities, stakeholders, regional ministry, Russian Ministry of Education, an innovative enterprise college.
V »
■
*■ і-1' -1-" /- 'V,
Петербургский
Международный
Инновационный
Форум
Уважаемые Дамы и Господа!
С 26 по 28 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге пройдет V Петербургский международный инновационный форум.
За годы проведения инновационный форум стал одним из важнейших событий в деловой жизни России и Санкт-Петербурга. Его участники — представители власти, бизнеса, образования и науки, общественных организаций из многих регионов России и зарубежных стран обсуждают стратегические задачи внедрения инноваций в различные отрасли экономики.
В 2011 году в работе форума приняли участие более 13 тысяч специалистов из 20 стран мира. Свои экспозиции представили около 400 российских и зарубежных компаний, было подписано семь соглашений и меморандумов. Этот внушительный результат подтверждает высокий статус Петербургского форума.
Тематика форума всегда актуальна для Санкт-Петербурга — ведущего инновационного центра России. В этом году в центре внимания участников будут вопросы инноваций в городской среде, а также различные аспекты государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Приглашаю вас принять участие в работе V Петербургского международного инновационного форума.
Желаю вам плодотворной работы и ярких впечатлений от встречи с нашим прекрасным городом.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г. С. Полтавченко