Научная статья на тему 'О формировании ценностно-смысловой направленности личности в современной культурной среде'

О формировании ценностно-смысловой направленности личности в современной культурной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании ценностно-смысловой направленности личности в современной культурной среде»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

Направления изучения комплексной проблемы безопасности человека

Составляющие безопасности человека Ракурс научного анализа Основные задачи

Ситуативная безопасность Философский Выявление сущности феномена безопасности человека

Социологический, политологический, экономический Изучение причин, последствий, путей снижения социальной напряженности

Естественно-научный, медицинский Исследование биологических, физических, химических факторов опасности и механизма их влияния на человека

Психологический Изучение проблем информационно-психологической безопасности человека, выявление факторов, влияющих на поведение человека в ситуации опасности

Педагогический Выявление закономерностей, содержания, методов обучения безопасности жизнедеятельности

Личностная безопасность Философский Построение модели личности «безопасного типа» и ее развития

Психологический

Педагогический Выявление педагогических условий воспитания личности «безопасного типа»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лызь Н.А., Непомнящий А.В. Безопасность как характеристика личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Материалы научно-технической конференции - Медицинские информационные системы - МИС-2002». Таганрог. 2002. № 5 (28). С.168-173.

2. Надеев А.Т. Грядет социальный взрыв - управляемый или неуправляемый // Информационный сборник «Безопасность». 1997. № 3-4. С.5-28.

3. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинско-го, В.Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996.

4. Ходаковский Е.А. Системология безопасности (применение системного анализа к явлениям безопасности) // Информационный сборник «Безопасность». 1997. № 7-9. С.178-185.

ББК 88.4

Н.А. Познина

О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В докладе рассматривается проблема влияния современной культуры на

формирование ценностно-смысловой направленности личности. Рассмотрение

осуществляется с применением следующих понятий и положений:

♦ ценностно-смысловая ориентация личности показывает ориентиры проявления внутреннего мира личности в ее внешней активности;

♦ личностные ценности являются неотъемлемой составляющей этого мира;

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

♦ превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и «укореняется» личностная ценность - идеальное представление о мире и жизнедеятельности в нем, выступающее источником личностных смыслов [1], или, как говорит традиция Абхидхармы, нравственно определяющей коренной причиной.

Сегодняшняя социально-культурная ситуация в России убеждает, что основным источником ценностей для подрастающего поколения является массовая культура, чрезмерно широко представленная в качестве некоего эталона средствами массовой информации (Интернет, ТУ, кино и «бульварной» литературой). Квазикультура занимает место истинной культуры, и начинает выполнять ее основную функцию - аксиологическую. Пропитанный духом массовой культуры, человек становится носителем таких негативных качеств, как отчужденность, агрессивность, непримиримость, неуверенность, незащищенность. Приобщаясь к чуждой культуре, минуя свою, человек проходит процесс идентификации, основанной на иных образах, ценностях, ином поведенческом коде. Негативная социальная идентичность создает основу для дезорганизации впечатлений личности относительно окружающего мира, собственного образа и образа значимой социальной группы, что препятствует адекватному поведению человека, ощущению внутренней и внешней гармонии. Истинные человеческие ценности подменяются ложными [2].

Рассматривая тенденции развития цивилизации и современного общества, а также основные противоречия существования человека в нем, многие философы и социологи обращают внимание на конфликт между культурой и цивилизацией, который, по их мнению, угрожает именно личности, т. к. она (личность) превращается в придаток сложных технологических процессов. Превращаясь в элемент сложной организационной технизированной системы, человек чувствует себя бессильным и одиноким в мире, где подлинно человеческие ценности заменяются ценностями техники, квази- и псевдокультуры.

Именно поэтому деятельность современных образовательных учреждений должна быть направлена на развитие гуманитарного мышления, которое выражается в стремлении к высокой культуре, признании общечеловеческой системы ценностей, многомерности понимания процессов и явлений окружающей действительности.

Необходимо предотвратить подмену истинных ценностей человечества ценностями человечества, «роботизированного» им же созданной техносферой. Эта подмена осуществляется путем тотального воздействия СМИ на массовое сознание, вследствие чего происходит экспансия псевдокультуры в пространство культуры того или иного народа. Упрощение культурно-ценностного мира путем своего рода культурологической глобализации являет собой первый признак коллап-сирующей системы - ее упрощение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. 64с.

2. Психология и педагогика развития личности: Монография / Под ред. Е.Н.Шиянова (ответственный редактор), С.В. Бобрышова, О.И. Лепилкиной, В.А. Яшуткина. Москва: Илекса, 2002. 568с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.