Секция психологии и безопасности жизнедеятельности
УДК 331.101.1
Н.А. Лызь
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ НАУКИ
Противоречивые тенденции развития современного общества - технократи-зация, информатизация, гуманизация - обостряют научный интерес к проблеме обеспечения безопасности человека, а также повышают практическую значимость таких исследований. Сложность, комплексность проблемы безопасности человека обусловливается, с одной стороны, интегральностью феномена человека, отражающейся в многообразии ракурсов его рассмотрения (как существа биологического, психосоциального, космического, духовного), с другой - разнообразием смысловых содержаний понятия «безопасность», не сводимых к отсутствию внешних опасностей или угроз жизни человека. Задача настоящей работы - сделать обзор направлений научных исследований в этой области и создать дифференцированное представление о сфере безопасности человека в ее научном отображении.
Анализируя безопасность как характеристику человека и его бытия, мы выделили следующие составляющие безопасности человека [1].
1. Ситуативная безопасность - такое состояние жизнедеятельности человека, при котором не снижается во времени вероятность достижения его жизненных целей.
2. Личностная безопасность как характеристика личности, отражающая ее возможности и готовность к поддержанию и повышению потенциала собственного здоровья, а также здоровья всех систем, в которые она включена (общество, природа). При этом здоровье рассматривается как многоаспектный феномен в единстве четырех взаимосвязанных компонентов: физического, психического, психологического и духовно-нравственного. Физическое и психическое здоровье есть характеристики индивида, отражающие устойчивость гомеостаза, адаптивность к природной и социальной среде. В их оценке преобладает нормоцентриче-ский подход. Психологическое и духовно-нравственное здоровье характеризуют личность, индивидуальность человека с точки зрения ее внутренней согласованности, целостности, а также соответствия ее развития собственной сущности и всеобщим ценностям.
Выбор конкретных аспектов ситуативной безопасности человека и ракурс их рассмотрения, в первую очередь, зависят от системы, в которую включается человек, и которая является источником угроз.
Так, в системе «человек-природа» основные изучаемые вопросы концентрируются вокруг трех групп проблем: во-первых, определения предельной антропогенной нагрузки на биосферу и способов снижения существующей нагрузки, сохранения устойчивости отдельных экосистем и биосферы в целом; во-вторых, влияния экологических факторов на здоровье человека и разработки мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в-третьих, нахождения путей коэволюции
природы и общества, переориентации общественного развития от потребительского к устойчивому обществу. Первая группа проблем изучается в рамках прикладных ветвей экологии и отраслевого природопользования, вторая - преимущественно в рамках экологии человека, санитарии и гигиены. Исследования, относящиеся к третьей группе проблем, нацелены на кардинальное разрешение экологической ситуации, а не на ликвидацию симптомов неблагополучия техногенной цивилизации и включают работы по философскому осмыслению экологического кризиса, его причин и путей выхода из него (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, В.С. Степин, А.И. Субетто и др.), а также работы по воспитанию экологического сознания, экологической культуры подрастающего поколения (С.Д. Дерябо, А.Н. За-хлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин и др.).
Рассматривая социальные системы («человек-человек», «человек-общество», «человек-государство»), выделяются такие угрозы, как война, агрессия, экспансия другого государства, насилие, тирания, репрессии, противоправные действия других граждан. К комплексным понятиям, отражающим состояние жизнедеятельности человека по показателю «опасность - безопасность», относится понятие социальной напряженности (А.Н. Сухов, А.Т. Надеев и др.). В рамках таких исследований выявляются уровни и функции социальной напряженности, а также создающие ее внешние и внутренние факторы. К числу внешних относят ресурсные ограничения, экологическую ситуацию в мире и политические интересы наиболее крупных стран, к внутренним - общественные идеологии, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень развития культуры, науки и образования, демографическую ситуацию, доходы граждан, механизмы распределения общественных благ, уровень преступности и др. [2]. Большое значение придается нравственному здоровью каждого человека и общества в целом, рассматриваемому как источник национальной и общественной безопасности (В.Т. Ганжин, А.И. Субетто, И.В. Явчуновская и др.).
Отдельная тема исследований - насилие над личностью, рассматривающая как явные (физические) формы насилия, так и скрытые - духовное принуждение, морально-психологическое давление, информационно-психологическое воздействие, приобретающие в современном мире все более широкое распространение. В связи с этим закономерно появление большого количества исследований, посвященных вопросам информационно-психологической безопасности человека (В.Д. Аносов, А.В. Брушлинский, Г.В. Грачев, А.К. Грязнов, В.Е. Лепский, С.П. Расторгуев, С.Ю. Решетина, С.К. Рощин, Г.Л. Смолян и др.), в частности вопросам негативного влияния на индивидуальное и общественное сознание средств массовой информации (А.А. Журин, М.Л. Князева, И.К. Мельник, Е.Ю. Митрохина и др.), различным видам манипулятивного воздействия в межличностном общении (Е.Л. Доценко и др.), проблеме психологического здоровья личности (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, Т.И. Колесникова, А.Г. Маклаков, А.Б. Орлов и др.). На информационно-психологическую безопасность человека оказывают влияние политические, социально-экономические и духовные факторы. Особое значение в современных условиях придается последним, таким, как: кризис государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей и, как следствие, утрата критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий; появление новых форм и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий СМИ, компьютерных технологий и т.п.; недооценка национальных и культурно-исторических традиций России и проникновение в общественное сознание западной массовой культуры; деструктивная роль нетрадиционных религиозных конфессий, рост исламского фундаментализма
и религиозного сектантизма; ослабление важнейших социокультурных институтов государства - науки, образования, воспитания и культуры; неразработанность системы этических норм в сфере информационной деятельности [3].
В системах «человек-производство», «человек-техника» безопасность изучается через вопросы производственного травматизма, условий труда (физические, химические, биологические, психофизиологические факторы, воздействующие на организм работающего). Если первые три вида факторов традиционно рассматривались охраной труда, к которой, собственно, и сводились вопросы безопасности человека на производстве, то сегодня, как не менее значимые, выдвигаются факторы напряженности трудового процесса, эргономичность орудий труда и интерфейса программных продуктов, социально-психологический климат в коллективе и пр., что свидетельствует об изменении представлений ученых о человеке, отказе от сведения человека к его функциональной роли в производственном процессе.
Особое место в изучении человека как субъекта и объекта безопасности в системах «человек-техника» занимают инженерно-психологические исследования процессов энерго-информационного взаимодействия человека с техническими системами и, в первую очередь, возможностей приспособления человека к технике и техники к человеку (В.П. Зинченко, М.А. Котик, Б.Ф. Ломов, Ю.К. Стрелков и др.).
К сфере безопасности человека в системах «человек-производство» можно отнести и весьма актуальные исследования влияния факторов учебного процесса на здоровье школьников (В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, Н.А. Заруба, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Н.К. Смирнов, Л.Г. Татарникова и др.), имеющие, как правило, комплексный медицинско-педагогическо-психологический характер и относящиеся к области педагогической валеологии.
Следует отдельно отметить вопросы безопасности человека при чрезвычайных ситуациях, традиционно изучающиеся комплексно, вне зависимости от причины ситуации: природной или техногенной.
В настоящее время формируется новая отрасль философского знания, изучающая безопасность как явление объективного мира: сущность безопасности, закономерности ее познания, отражение явлений безопасности в основных мировоззренческих системах, проявление безопасности в различных сферах бытия (Е.А. Ходаковский, А.В. Непомнящий, П.И. Сатлейкин и др.). В таких исследованиях обозначена интегральная основа безопасности человека - способность к выживанию, обусловленная основными характеристиками, позволяющими человеку осуществлять свое назначение, переходить в своем развитии от одного качественного уровня к более высокому [1, 4].
Очевидно, что сам человек в силу его активности должен рассматриваться двояко: как объект и как субъект безопасности. Это означает, что в ситуативной безопасности необходимо выделять личностный аспект - элементы опыта субъекта, складывающиеся в способность и готовность к распознаванию, предвидению, уклонению и преодолению опасностей, предполагающие, как минимум, владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности. Традиционно считается, что формирование такого опыта и представляет собой основную цель подготовки детей и юношества в области безопасности жизнедеятельности. Однако, по нашему мнению, эта цель должна быть гораздо шире и включать развитие интегрального свойства человека - личностной безопасности. Иными словами, в первом случае мы учим человека распознавать, преодолевать и
избегать опасности, а во втором - воспитываем в нем качества, позволяющие не создавать опасности для себя, окружающих людей, природы, т.е., образно говоря, становимся на путь предупреждения, а не лечения болезни (следует отметить, что это давно осознано в сфере экологической безопасности).
Ситуативная и личностная безопасность являются взаимодополняющими (аналогично двум сторонам одного явления) и частично «перекрывающими» друг друга понятиями, поскольку центром в обоих случаях является человек. Однако при рассмотрении ситуативной безопасности мы идем от ситуации к человеку, а говоря о личностной безопасности, подчеркиваем активную роль самого человека, его потребностей, личностных качеств, ценностных ориентаций, привычек в организации жизнедеятельности, а потому идем от человека к ситуации, а затем снова к человеку.
К исследованиям в области личностной безопасности можно отнести: философские теории человека и его здоровья (В.Е. Давидович, В.П. Казначеев, В.М. Розин, А.Е. Чекалов и др.); психологические и педагогические исследования формирования личностных особенностей, позволяющих человеку минимизировать количество и величину создаваемых им самим опасностей для окружающей среды, других людей, себя; проектирование системы развития личности «безопасного типа» (Л.И. Шершнев и др.).
Обращаясь к безопасности как свойству личности, необходимо изучить возможности, условия, способы его формирования и развития. Наши исследования позволяют предположить, что этот процесс должен включать четыре компонента, реализуемые в целостном педагогическом процессе:
♦ нравственное воспитание - приобщение растущего человека к культурным ценностям, поддержка ценностно-смыслового самоопределения на путях, одобряемых социумом, развитие добродетелей (В.Д. Шадриков), гуманности и других качеств (представляет собой не столько компонент, сколько «сквозную» линию, пронизывающую все компоненты);
♦ психологическое образование - формирование психологической культуры человека, помощь в самопознании, самопринятии и самосовершенствовании, организация овладения умениями саморегуляции, освоения безопасного для себя и других стиля жизни в обществе, коллективе, семье;
♦ валеологическое образование - формирование способности и готовности растущего человека к поддержанию и укреплению своего физического, психического, психологического здоровья;
♦ экологическое образование - развитие экоцентрического экологического сознания, формирование экологической культуры человека.
Итак, при изучении комплексного феномена безопасности человека необходимы философский, социологический, естественно-научный, медицинский, психологический, педагогический и другие ракурсы его рассмотрения (см. таблицу). Очевидно, что такое разделение предпринято не для дезинтеграции знаний, а в целях всестороннего анализа рассматриваемого феномена. Предполагается, что использование предложенной классификации позволит упорядочить научные исследования в области безопасности и наметить пути дальнейшего изучения проблемы безопасности человека.
Направления изучения комплексной проблемы безопасности человека
Составляющие безопасности человека Ракурс научного анализа Основные задачи
Ситуативная безопасность Философский Выявление сущности феномена безопасности человека
Социологический, политологический, экономический Изучение причин, последствий, путей снижения социальной напряженности
Естественно-научный, медицинский Исследование биологических, физических, химических факторов опасности и механизма их влияния на человека
Психологический Изучение проблем информационно-психологической безопасности человека, выявление факторов, влияющих на поведение человека в ситуации опасности
Педагогический Выявление закономерностей, содержания, методов обучения безопасности жизнедеятельности
Личностная безопасность Философский Построение модели личности «безопасного типа» и ее развития
Психологический
Педагогический Выявление педагогических условий воспитания личности «безопасного типа»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лызь Н.А., Непомнящий А.В. Безопасность как характеристика личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Материалы научно-технической конференции - Медицинские информационные системы - МИС-2002». Таганрог. 2002. № 5 (28). С.168-173.
2. Надеев А.Т. Грядет социальный взрыв - управляемый или неуправляемый // Информационный сборник «Безопасность». 1997. № 3-4. С.5-28.
3. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинско-го, В.Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996.
4. Ходаковский Е.А. Системология безопасности (применение системного анализа к явлениям безопасности) // Информационный сборник «Безопасность». 1997. № 7-9. С.178-185.
ББК 88.4
Н.А. Познина
О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В докладе рассматривается проблема влияния современной культуры на
формирование ценностно-смысловой направленности личности. Рассмотрение
осуществляется с применением следующих понятий и положений:
♦ ценностно-смысловая ориентация личности показывает ориентиры проявления внутреннего мира личности в ее внешней активности;
♦ личностные ценности являются неотъемлемой составляющей этого мира;