Нурахов Нуржан Нурланович, канд. экон. наук, зам. руководителя, n. nurakhov @ gmail. com, Россия, Москва, Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУИПК Минобрнауки России,
Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, директор УТЦ «Энергоэффективность», [email protected],, Россия, Тула, Тульский государственный университет
FRAMEWORK OF THE EDUCATIONAL PROCESS ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY
V.V. Frolov, N.N. Nurakhov, V.M. Stepanov
The structure of the educational process on energy saving and energy efficiency.
Key words: education, services, energy, conservation, efficiency, integrity, integrity, комплектика, demand, rating, offer educational programs.
Frolov Vladimir Viktorovich, head of the center, frolov @ yandex. ru, Russia, Moscow, Center of complex energy efficiency and Federal State Budgetary Institution IPK Ministry of Education of science of Russia energy saving,
Nurakhov Nurzhan Nurlanovich, сandidate of Economic Sciences, deputy head, n.nurakhov@gmail. com, Russia, Moscow, Center of complex energy efficiency and Federal State Budgetary Institution IPK Ministry of Education of science of Russia energy saving,
Stepanov Vladimir Mikhailovich, doctor of technical science, professor, head the chair, director of the training center «Energy efficiency», energy @ tsu. tula. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 372.862
О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
В.В. Фролов, Н.Н. Нурахов, В.М. Степанов
Выделены основные направления формирования региональной модели обучения по энергосбережению и энергоэффективности.
Ключевые слова: образование, услуги, энергия, сбережение, эффективность, целостность, цельность, комплетика, спрос, рейтинг, предложение, образовательные, программы.
Формирование региональной модели обучения по энергосбережению и энергоэффективности должно учитывать следующие направления: [1, 2].
1. Анализ соответствия квалификации выпускников ФГОУ требованиям работодателей. Для определения соответствия квалификации выпускников ФГОУ по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности требованиям работодателей был проведен опрос среди ФГОУ на эту тему.
Среди выпускников, изучавших в период обучения в ВУЗе вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности, доля работающих в данной области крайне мала. Такое положение, объясняется, в частности, тотальным несоответствием полученной квалификации.
Основная причина - в направлениях ВПО еще не сложилась единая целостная нормативно-правовая и научно-методическая основа обучения по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности. Другими словами, у кадрового обеспечения Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности нет надлежащей целенаправленной образовательной поддержки.
Поэтому одна из проблем постоянной кадровой поддержки энергосбережения и повышения энергоэффективности, которую надо решить -сформировать соответствующее образовательное направление ВПО «Энергосбережение и энергоэффективность» (бакалавриат и магистратуру) и на его основе соответствующие программы ДПО.
2. Необходимость единого подхода к кадровому обеспечению энергосбережения и повышения энергоэффективности. Реализация программ энергосбережения и повышения энергоэффективности на каждом предприятии, учреждении, требуют, как правило, инновационных решений от энергоответственного, в процессах энергоменеджмента, энергоаудита, энергетического обследования, энергосервиса, и, в особенности, в процессах разработки и внедрения возобновляемых источников энергии, разработки, внедрения энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п.
3. Инновации и еотрМе-подход в энергосбережении и повышении энергоэффективности. Необходимы инновационные, по сути, программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на каждом предприятии, учреждении, а также ее частные инновационные составляющие - программы энергоменеджмента, энергоаудита, энергетического обследования, энергосервиса, разработки и внедрения возобновляемых источников энергии, разработки и внедрения энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п.
Инновационная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на каждом предприятии, учреждении должна тогда быть целостным объединением всех частных инновационных решений по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности и являться
важным компонентом инновационной программы целостного развития предприятия, учреждения.
Решение подобных задач возможно лишь при целостном кадровом обеспечении формирования и реализации инновационных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятия, учреждения.
Кадровое обеспечение предполагает наличие кадров, обладающих технологиями единого мышления и практики. В основе технологий целостного мышления и практики лежит модель целостной сошрМе-триады «субъект - объект - результат». Для данного случая целостная сошрЫе-триада может быть представлена в виде «формирование целостных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности - целостная реализация программ энергосбережения и повышения энергоэффективности - целостные результаты программ энергосбережения и повышения энергоэффективности».
Область деятельности «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» требует профессионалов высокой степени квалификации, обладающих технологиями целостного мышления и практики с широким спектром компетенций, умеющих ориентироваться в потоке поступающей информации, способных грамотно и мобильно решать сложные производственные задачи при постоянно изменяющихся условиях. Однако кадровый состав предприятий указывает на отсутствие необходимого количества квалифицированных работников. На это имеется ряд причин:
4. Единое образовательное направление. Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является образовательный стандарт высшего профессионального образования, в который включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.
Для области энергосбережения и повышения энергетической эффективности такой стандарт отсутствует, как отсутствует и само направление «Энергосбережение и энергоэффективность». При этом, всеобщий курс на энергосбережение и повышение энергетической эффективности требует и долгие годы будет требовать огромного числа специалистов с высшим и дополнительным образованием в данной сфере. Нужны направления подготовки бакалавров и магистров по образовательному направлению «Энергосбережение и энергоэффективность» со специализациями по энергоответственности, энергоаудиту и энергетическому обследованию, энергоменеджменту, энергосервису, энергосервису, разработке и внедрению возобновляемых источников энергии, разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции.
Без соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) бакалавриата, магистратуры подготовка необ-
ходимого числа специалистов для кадрового обеспечения Государственной программы по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности невозможна. ФГОС по направлению высшего профессионального образования «Энергосбережение и энергоэффективность» должен быть направлен, в первую очередь, на формирование технологий целостного мышления и практики выпускников по всем специализациям подготовки. Каждый из этих специалистов должен воспринимать единое взаимодействие всех частных видов деятельности по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, знать и уметь решать вопросы своей частной деятельности в целостном единстве со всеми другими видами деятельности по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
5. Единство дополнительного профессионального образования. Отсутствие типовых (стандартизованных) образовательных программ по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в программах дополнительного профессионального образования также не способствует созданию надлежащего кадрового обеспечения программ энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий, учреждений.
Содержание образования и технологии обучения не позволяют реализовать подготовку конкурентоспособного выпускника на рынке труда. Эта проблема уже привела к появлению огромного количества образовательных программ образовательных учреждений по подготовке энергоаудиторов, в частности. Появляются новые энергоаудиторские компании, проводящие энергетические обследования на низком, непрофессиональном уровне. Результатом работы с такими компаниями могут явиться поддельные энергетические паспорта, программы мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности не соответствующие реалиям заказчика и т.д.
Необходима типовая, а затем и стандартизованная программа дополнительного профессионального образования «Энергосбережение и энергоэффективность» с такими же специализациями, как и в предлагаемом направлении высшего профессионального образования. Эта программа должна быть направлена также и на формирование технологий целостного мышления и практики выпускников по всем специализациям.
6. Необходим единый комплекс учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Недостаточны как число учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, так и численность профессионалов-преподавателей по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности. Даже если ежегодно обучать (из 450 000 требуемых) 45 000 специалистов, число преподавателей должно быть не менее 450-ти, в лучшем случае.
Необходимо организовать повышение квалификации и переподготовку преподавателей по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности со всеми необходимыми специализациями.
Играет роль, конечно, и демографический фактор: работоспособное население в России составляет примерно 50 % от его численности.
Необходим единый комплекс учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также корпус отечественных преподавателей, обладающих технологиями целостного мышления и практики преподавания по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Реализацию данных предложений можно рассматривать как вид «инвестиции в будущее предприятия».
7. Единство и продуктивность мышления и практики энергоответственного. Вопросы формирования единого и продуктивного уровня мышления и практики рассмотрим на примере обучения энергоответственного, работающего в сложной и большой среде деятельности. В процессе получения образования обучаемому энергоответственному необходимо сформировать свою индивидуальную технологию продуктивного целостного мышления для будущих условий профессиональной работы. Другими словами, для решения каждой конкретной профессиональной проблемы будущему энергоответственному надо научиться перерабатывать знания, получаемые по изучении различных дисциплин, и формировать новое знание, пригодное для целостного продуктивного решения данной проблемы.
Единство мышления и практики - качество, на формирование которого направлена комплектика [1-4]. Усвоение комплетики позволяет организовать имеющиеся знания в целостный комплекс моделей и технологий. Обладающий целостностью мышления и практики работник умеет инвентаризировать имеющиеся знания, выделить из них полезные, преобразовать их в целостный комплекс моделей знания и технологий их практического применения для решения поставленной проблемы. Продуктивность мышления и практики позволяет работнику создать новый комплекс моделей знания и технологий, наилучшим образом отвечающий конкретной проблеме.
Такое мышление позволит ему интегрировать свои знания для решения проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности (создание комплекса моделей знания и технологий) и дифференцировать их для решения отдельных задач энергосбережения и повышения энергоэффективности (применение определенных моделей знания и технологий из данного комплекса).
В практике любой организации, предприятия каждая конкретная профессиональная проблема уникальна, представляет собой комплекс про-
блем. Для ее решения нет готовой методики, нет готовых методологий и теорий, нет, нередко, и профессионального мировоззрения. Здесь непригодно репродуктивное мышление, основанное только на применении ранее полученных знаний для решения проблем. Здесь необходим целостный и продуктивный методологизм профессионала - работника [1,2].
В образовательном процессе надо содействовать обучаемому в прохождении пути от начального «природного» уровня продуктивной целостности мышления и практики до уровня продуктивной целостности мышления и практики профессионала. Здесь необходима некоторая базовая дисциплина, позволяющая объединить возможности разных дисциплин образовательной программы для этой цели, а также и метод формирования продуктивной целостности мышления и практики при преподавании отдельных дисциплин.
Организация сети центров энергосбережения и повышения энергоэффективности Минобрнауки России. Для управления формированием и функционированием сети центров Минобрнауки РФ по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо внедрение целостного complete-менеджмента [1,2].
Распределенная сеть комплексных образовательных центров позволит проводить работы по разработке совместных предложений по формированию образовательных стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности, аккредитации образовательных учреждений, привлечению специалистов разного профиля для проведения образовательных и научно-внедренческих работ, сотрудничать с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, энергетическими компаниями.
Создание распределенной сети комплексных образовательных центров по энергосбережению и энергоэффективности способствует формированию Госзаказа, заказа от промышленных, отраслевых компаний на подготовку специалистов по энергосбережению и энергоэффективности.
Внутри такой сети возможно построение кадастра интеллектуальной собственности, содержащего юридический, финансовый, управленческий и другие блоки для возможности определения статуса, стоимости объектов интеллектуальной собственности. Формирование кадастра объектов интеллектуальной собственности способствует привлечению заказчиков на проведение научно-исследовательских и внедренческих работ, а также формированию полезного информационного пространства, основанного на самых актуальных информационных продуктах.
Для качественной работы сети центров обучения и энергоэффективности, а также, для вовлечения в работу таких центров большого числа ФГОУ необходимо создание системы мотивации, которая ставит своей целью способствовать улучшению (появлению, укреплению) бренда подведомственной организации и его эффективному позиционированию. Целостная система мотивации включает как возможности поощрения со сто-
роны Минобрнауки РФ, так и привлечение внебюджетных инвестиций на реализацию образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, налаживание взаимодействий между подведомственными организациями для обмена опытом, стимулирование совместного проведения образовательных и внедренческих работ.
Общую модель мотивации деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности можно представить в виде функциональной триады мотивации «субъект мотивации - объект мотивации - результат мотивации» [1,2].
В качестве объекта мотивации деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности мы рассматриваем:
- коллективы сотрудников и учащиеся подведомственных организаций и таких частей организаций, как подразделения, службы, управления, департаменты, факультеты, институты, кафедры, цеха и др.;
- энергоаудиторов, энергоменеджеров, специалистов по энергосервису, по разработке и внедрению возобновляемых источников энергии, по разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п.
По отношению к объекту мотивации субъект мотивации осуществляет мотивацию деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности. В качестве субъекта мотивации мы рассматриваем:
- отдельные физические лица - представители Министерства образования и науки РФ, руководство ФГОУ, энергоответственные,
- юридические лица (напр., учреждения, подведомственные Ми-нобрнауки РФ, и их части - подразделения, службы, департаменты и др.,
- объединения и группы лиц (коллективы менеджеров верхнего, среднего, нижнего звеньев, саморегулируемые организации и др.),
- руководители групп энергоаудиторов, энергоменеджеров, специалистов по энергосервису, по разработке и внедрению возобновляемых источников энергии, по разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п..
Объект мотивации, под координацией субъекта мотивации, производит определенный результат - улучшение энергосбережения и повышение энергоэффективности и таким образом выполняет законодательство РФ в части энергоэффективности. Под влиянием совместной деятельности субъекта и объекта мотивации результат приобретает необходимые свойства, форму, состояние, соответствующие заданиям Госпрограммы энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Наличие сошрЫе-триады мотивации «субъект мотивации - объект мотивации - результат мотивации» позволяет рассматривать мотивацию как цельность и целостность с позиций целостного метода [1, 2, 3].
Такое рассмотрение дает возможность, в частности, выделения общего и особенного во вкладах каждой составляющей объекта и субъекта мотивации в результат деятельности триады «субъект - объект - результат» по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Список литературы
1. Степанов В.М., Косырихин В.С. Подготовка и переподготовка инженерных и научных кадров в области энергоресурсосбережения // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 6. в 2-х ч. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Ч. 1. 291 с.
2. Фролов В.В., Нурахов Н.Н. Подготовка и переподготовка учебных и научных кадров // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 12. В 3-х ч. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Ч. 3. 299 с.
3. Фролов В.В. Энергоэффективность 2013: тенденции и приоритеты // Вестник «Энергоэффективности», 2013, № 3.
4. Нурахов Н.Н. Целостность управления инновациями и Кадастр ИНСО. М.: МСТ, 2010. 156 с.
Фролов Владимир Викторович, руководитель центра, [email protected], Россия, Москва, Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России,
Нурахов Нуржан Нурланович, канд. экон. наук, зам. руководителя, n. nurakhov @ gmail. com, Россия, Москва, Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России,
Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, директор УТЦ «Энергоэффективность», Россия, Тула, Тульский государственный университет
ABOUT THE FORMATION OF REGIONAL EDUCATION MODEL ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY
V.V. Frolov, N.N. Nurakhov, V.M. Stepanov
Main directions of formation of a regional training model for energy conservation and energy.
Key words: education, services, energy, conservation, efficiency, integrity, integrity, kompletika, demand, rating, offer educational programs.
Frolov Vladimir Viktorovich, head of the center, frolov @ yandex. ru, Russia, Moscow, Center of complex energy efficiency and Federal State Budgetary Institution IPK Ministry of Education of science of Russia energy saving,
Nurakhov Nurzhan Nurlanovich, сandidate of Economic Sciences, deputy head, n.nurakhov@gmail. com, Russia, Moscow, Center of complex energy efficiency and Federal State Budgetary Institution IPK Ministry of Education of science of Russia energy saving,
Stepanov Vladimir Mikhailovich, doctor of technical science, professor, head the chair, director of the training center «Energy efficiency», energy @ tsu. tula. ru, Russia, Tula, Tula State University