ЭНЕРГЕТИКА, ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ, ЭЛЕКТРОПРИВОД
УДК 372.862
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
В.В. Фролов, Н.Н. Нурахов, В.М. Степанов
Рассмотрена структура образовательного процесса по энергосбережению и энергоэффективности.
Ключевые слова: образование, услуги, энергия, сбережение, эффективность, целостность, цельность, комплетика, спрос, рейтинг, предложение, образовательные, программы.
В соответствии и Государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» к концу 2020 года энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) должна снизиться на 13,5 процента; для кадрового обеспечения реализации Государственной программы в 2011 - 2020 годах будет обучено не менее 450 тысяч специалистов по вопросам повышения эффективности использования энергии.
Кадровое обеспечение повышения эффективности использования энергии невозможно без значительного количества высококвалифицированных специалистов для таких видов деятельности, как энергетическое обследование и энергоаудит, энергоменеджмент, энергосервис, разработка и внедрение возобновляемых источников энергии, разработка, внедрение энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий по системам тепло-, водо-, электроснабжения, системам кондиционирования и вентиляции и т.п. [1-4].
Для кадрового обеспечения реализации данной Государственной программы необходимо создать единство образовательных программ по всем направлениям повышения эффективности использования энергии. В связи с этим важен мониторинг рынка образовательных услуг в области
повышения эффективности использования энергии, выявление проблем, связанных с предоставлением и потреблением образовательных услуг, формирование предложений, постановка задач, разработка и реализация методик для решения комплекса выявленных проблем.
Подпрограммой «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» указанной Государственной программы предусмотрена следующая структура образовательного процесса по энергосбережению и энергоэффективно сти:
- «проведение обучения специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций с участием представителей государства и муниципальных образований, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и специалистов других организаций по вопросам повышения эффективности использования энергии»;
- «содействие формированию бережливой модели поведения населения, включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».
- обучение студентов ВУЗов, учащихся колледжей и школ по вопросам повышения эффективности использования энергии;
- специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций с участием представителей государства и муниципальных образований, ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и специалисты других организаций по вопросам повышения эффективности использования энергии;
- население;
- учащиеся школ, колледжей;
- студенты ВУЗов;
- преподавательский состав школ, колледжей, ВУЗов.
В сфере энергосбережения и энергоэффективности спрос на образовательные услуги многократно превышает предложение практически по всем федеральным округам.
В 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации и Центром комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России была проделана большая работа по внедрению энергосбережения и повышению энергоэффективности образовательных учреждений.
В конце 2012 года был разработан Ведомственный стандарт администрирования процессов и структур создания и развития энергоменеджмента для повышения энергоэффективности системы профессионального образования Российской Федерации. Он объединил лучшее, что может
предложить система энергетического менеджмента по международному стандарту ISO 50001, с учетом российского законодательства. В нем отражены приоритеты в реализации деятельности по повышению энергоэффективности образовательных учреждений.
На основе Ведомственного стандарта в каждой подведомственной организации должна быть сформирована система энергоменеджмента, то есть единого процесса управления энергосбережением. Энергоменеджмент включает в себя разработку политики энергосбережения для образовательного учреждения, назначение лица, ответственного за энергосбережение, определение энергетической базовой линии, проведение регулярных энергетических обследований, формирование программ по энергосбережению, их реализацию и систему контроля. Структура функционирования системы управления энергосбережением позволяет контролировать и корректировать процесс на каждом этапе его реализации.
Важнейшим элементом структуры стало создание сети Комплексных центров обучения в области энергосбережения при поддержке ведущих производителей энергоэффективного оборудования на базе ведущих вузов России. Их основной задачей является объединение возможностей образования, науки и производства. Кроме того, они позволяют успешно решать вопросы профориентации студентов и их трудоустройства по специальности.
На сегодняшний день в России уже создано 8 Комплексных центров, расположенных во всех федеральных округах. Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России является головным предприятием и реализует общее руководство. Создание такой сети позволит реализовывать работы по единым стандартам и обогащать деятельность Центров методическими и техническими разработками.
Участие поставщиков энергоэффективной продукции даст возможность Комплексным центрам самостоятельно проводить энергетические обследования, реализовывать энергосервисные контракты, а также осуществлять дилерскую деятельность. Это позволит не только получать дополнительные средства для дальнейшего развития, но и готовить специалистов-практиков, востребованных на современных предприятиях.
2013 год стал завершающим для многих проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществленных в рамках реализации мероприятия «Распространение во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».
Минобрнауки России и Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения активно выявляют и поддерживают инновационные технологические и гуманитарные разработки молодых ученых в области
энергосбережения. В 2012-2013 годах был проведен Конкурс лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и энергоэффективности среди студентов и аспирантов с помощью информационно-коммуникационных технологий «Энергоидея».
Всего на Конкурс поступило 323 заявки от ребят из более 150 вузов более 60 городов страны. Свыше 80 призеров конкурса получили в качестве награды стажировки в подразделениях ведущих энергетических компаний 20 крупных городов России. Еще 20 человек совершили ознакомительные поездки за границу в известные компании и корпорации США, Франции, Казахстана и других стран. По результатам стажировок ряд но-минантов получили предложения воплотить свои проекты в жизнь, а несколько студентов были трудоустроены на предприятиях.
Основной задачей реализации Программы распространения современных проектов энергосбережения являются следующие мероприятия:
1. Организовать систему информационного взаимодействия подведомственных организаций по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
2. Расширить перечень реализуемых проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
3. Разработать единый механизм реализации энергосервисных контрактов в подведомственных организациях.
4. Стимулировать подготовку ВУЗами специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
5. Активно внедрять ведомственный стандарт администрирования процессов повышения энергоэффективности.
Список литературы
1. Степанов В.М., Косырихин В.С. Подготовка и переподготовка инженерных и научных кадров в области энергоресурсосбережения // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 6. В 2-х ч. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Ч. 1. 291 с.
2. Фролов В.В., Нурахов Н.Н. Подготовка и переподготовка учебных и научных кадров // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 12. В 3-х ч. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Ч. 3. 299 с.
3. Фролов В.В. Энергоэффективность 2013: тенденции и приоритеты // Вестник «Энергоэффективности», 2013, № 3.
4. Нурахов Н.Н. Целостность управления инновациями и Кадастр ИНСО. М.: МСТ, 2010. 156 с.
Фролов Владимир Викторович, руководитель центра, [email protected], Россия, Москва, Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России,
Нурахов Нуржан Нурланович, канд. экон. наук, зам. руководителя, n. nurakhov @ gmail. com, Россия, Москва, Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России,
Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, директор УТЦ «Энергоэффективность», [email protected],, Россия, Тула, Тульский государственный университет
FRAMEWORK OF THE EDUCATIONAL PROCESS ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY
V.V. Frolov, N.N. Nurakhov, V.M. Stepanov
The structure of the educational process on energy saving and energy efficiency.
Key words: education, services, energy, conservation, efficiency, integrity, integrity, комплектика, demand, rating, offer educational programs.
Frolov Vladimir Viktorovich, head of the center, frolov @ yandex. ru, Russia, Moscow, Center of complex energy efficiency and Federal State Budgetary Institution IPK Ministry of Education of science of Russia energy saving,
Nurakhov Nurzhan Nurlanovich, сandidate of Economic Sciences, deputy head, n.nurakhov@gmail. com, Russia, Moscow, Center of complex energy efficiency and Federal State Budgetary Institution IPK Ministry of Education of science of Russia energy saving,
Stepanov Vladimir Mikhailovich, doctor of technical science, professor, head the chair, director of the training center «Energy efficiency», energy @ tsu. tula. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 372.862
О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
В.В. Фролов, Н.Н. Нурахов, В.М. Степанов
Выделены основные направления формирования региональной модели обучения по энергосбережению и энергоэффективности.
Ключевые слова: образование, услуги, энергия, сбережение, эффективность, целостность, цельность, комплетика, спрос, рейтинг, предложение, образовательные, программы.
Формирование региональной модели обучения по энергосбережению и энергоэффективности должно учитывать следующие направления: [1, 2].