УДК 378.6:343.83
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КРЫМОВ,
доктор юридических наук, доцент, начальник академии (Академия ФСИН России), e-mail: apu-fsin@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)
Реферат: образовательные организации ФСИН России обладают огромным потенциалом для развития личности курсантов, который предоставляет образовательная среда. Период обучения наиболее важен для молодого человека в плане происходящего в это время реального становления его как личности в процессах профессионального и личностного самоопределения. Так как ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности, то соответственно одна из важнейших задач воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России состоит в последовательном расширении и углублении представлений курсантов о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.
Одной из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России, где всегда обучались курсанты разных национальностей, является полиэтничность. Работа по формированию межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России должна проводиться как в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, так и во внеаудиторное время. На решение поставленных задач должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников воспитательных аппаратов, а также кураторов учебных групп и индивидуальных наставников курсантов.
Ключевые слова: образовательные организации ФСИН России, развитие личности курсантов, межэтническая и межконфессиональная толерантность.
Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство. Разнородность и многообразие этнического состава населения составляет культурное богатство России [в настоящее время на территории Российской Федерации проживают представители более 180 национальностей (этнических групп)], которое всегда таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на национальной почве. Перед российским обществом стоит непростая и ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий обеспечения национальной безопасности и движения вперед. Предпосылкой ее решения в многонациональном обществе является воспитание, утверждение и культивирование в массах населения национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения.
Проблема формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России в последние годы приобретает особую значимость, так как ее решение позволяет сотруднику уголовно© Крымов А. А., 2016
исполнительной системы (УИС) осуществлять свою деятельность конструктивно.
Сегодня наше общество оказалось перед лицом надвигающейся нравственной катастрофы. Глубокую тревогу вызывают безудержное падение нравственности, стремительный рост преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, разрушающих душу и тело, саму личность человека и в конечном итоге угрожающих самоуничтожением нации. Причина этих и многих других проблем нашего общества имеет духовный характер.
О важности создания и применения в образовательных организациях ФСИН России программ, направленных на формирование межэтнической толерантности у курсантов, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу, говорится в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.), проекте Концепции развития поликультурного образования, приказах Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, материалах всероссийских конференций, посвященных
вышеуказанной проблематике, а также ведомственных нормативных актах.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.) отмечается, что система образования должна воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, воспитать граждан, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважающих традиции и культуру других народов, развить культуру межэтнических отношений.
В настоящее время на базе образовательных организаций ФСИН России осуществляется подготовка специалистов для подразделений и служб уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по целому ряду специальностей и направлений подготовки. Анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) показывает, что независимо от профиля специалиста УИС этнокультурная компетентность признается ведущей личностной и профессиональной характеристикой. Под этнокультурной компетентностью понимается степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия. Подобное формирование этнокультурной толерантности сотрудника уголовно-исполнительной системы должно осуществляться на основе многовековых нравственных устоев и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства.
Одной из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России является полиэт-ничность. В вузах ФСИН России всегда обучались курсанты разных национальностей. Анализируя национальный состав курсантов вузов ФСИН России на примере Академии ФСИН России в хронологической последовательности, можно сделать вывод о том, что полиэтнический состав учебно-строевых подразделений становится более разнообразным. Если в 2000 г. в академии обучались курсанты 30 различных национальностей, в 2005 г. -37, то уже в 2015 г. данный показатель достиг 40 (статистические данные службы организации работы по противодействию коррупции и инспекции по личному составу отдела по работе с личным составом Академии ФСИН России). Таким образом, прослеживается тенденция к увеличению числа курсантов различных национальностей, обучающихся в академии. В культурном смысле вузы ФСИН России представляют собой закрытую сре-
ду, в которой происходит смешение культур различных национальностей и конфессий.
На сегодняшний день в образовательных организациях ФСИН России обучаются курсанты не только различных национальностей, но и различных вероисповеданий. Так, в Академии ФСИН России обучаются курсанты христианского вероисповедания: украинцы, белорусы, русские; мусульманского вероисповедания: татары, башкиры, аварцы и др.; буддисты: калмыки, буряты, тувинцы.
Работа по формированию межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России, по нашему мнению, должна проводиться как в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, так и во внеаудиторное время. На решение поставленных задач должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников воспитательных аппаратов образовательных организаций ФСИН России, а также работа сотрудников, являющихся кураторами учебных групп и индивидуальными наставниками курсантов.
Следует отметить, что признаки интолерантно-сти у курсантов образовательных организаций ФСИН России можно наблюдать уже на стадии формирования учебных коллективов по следующим критериям: язык (неосознанно в разговоре друг с другом курсанты употребляют оскорбительные выражения и намеки); стереотипы (негативные обобщения в разговорах о религиозных и национальных группах, отличающихся от них); предубеждения; сегрегация (тенденция собираться, общаться группами, сформированными по религиозным и национальным признакам). Замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в значительной мере осложняют межнациональное взаимодействие курсантов и тем самым могут спровоцировать возникновение конфликтов на национальной и религиозной почве. Подобные неудачи в межэтническом взаимодействии следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» противоречий, а в первую очередь как отсутствие определенных знаний и умений, способствующих эффективности данного процесса и межэтническому взаимопониманию.
Анализируя работу Академии ФСИН России по формированию межэтнической толерантности среди курсантов, считаем, что в содержание таких дисциплин, как «Культурология», «История», «Религиоведение», «Философия», «Педагогика», необходимо включить этнокультурную проблематику в значительно большем объеме. Кроме того, работа с обучающимися по формированию межэтнической толерантности во внеаудиторное время
представляет собой разрозненные мероприятия, не носящие системный характер, что, в свою очередь, определяет необходимость выработки общей концепции осуществления данного направления деятельности.
Процесс формирования ценностных ориентаций межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов Академии ФСИН России осуществляется по следующим направлениям: в учебной - через содержание учебных дисциплин; во внеучебной - через содержание воспитательных мероприятий; организацию работы по проведению праздников, концертов, конкурсов, проведение дней национальных культур, выставок; деятельность научных кружков; организацию и проведение спортивных мероприятий; служебную деятельность (во время несения службы в суточном наряде); участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию (торжественные церемониалы и др.). В рамках дисциплинарной практики в работе с обучающимися необходимо неукоснительно соблюдать принцип равенства перед законом, то есть не допускать дискриминации на почве вероисповедания и национальности. Наиболее эффективны при этом формы «непрямого воздействия», в рамках реализации которых акцент делается на то, что естественным образом сближает: досуг, спорт, дух здорового соперничества и состязательности, различные направления волонтерства, проще говоря, на те формы общения, которые создают позитивный эмоциональный фон и при этом способствуют формированию общих ценностей на базе близости возрастных предпочтений и интересов.
Необходимо обратить особое внимание на работу кураторов учебных групп, деятельность которых играет одну из ведущих ролей в воспитательном процессе. Одной из форм внеучебной воспитательной деятельности куратора является кураторский час, задача которого - помочь курсантам и студентам сориентироваться в потоке событий, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость. Кураторский час способствует решению следующих задач: формирование и развитие коллектива группы; усвоение курсантами умений и навыков познавательной и практической деятельности; содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностных отношений личности курсанта; формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности курсанта. Именно куратор имеет возможность сформировать и закрепить у молодых людей такие ценностные установки, как уважительное отношение к личности, патриотизм, социальная ответственность, профессиональная идентичность.
Считаем, что назрела необходимость пересмотреть содержание рабочих программ дисциплин по реализуемым образовательным программам высшего и дополнительного образования в образовательных организациях ФСИН России («Религиоведение», «Педагогика», «Философия», «Политология», «Культурология», «Профессиональная этика и служебный этикет») в части, касающейся освещения вопросов межэтнической и межконфессиональной толерантности. Повышение общекультурной компетенции по данной проблематике позволит обучающимся в процессе освоения образовательной программы формировать устойчивое конструктивное поведение, выражающееся в способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия. При модернизации дополнительных образовательных программ, реализуемых в вузах ФСИН России, необходимо включить для обязательного рассмотрения тему «Противодействие радикализации населения России». Целью изучения данной темы должно являться повышение этнокультурной компетенции и формирование устойчивого конструктивного поведения сотрудника при встрече с проявлениями радикализма в профессиональной деятельности.
В Правительстве Российской Федерации находится проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». В случае принятия данного закона должны быть внесены изменения и принят ряд ведомственных нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих условия недопущения заключения и своевременного расторжения контрактов о службе в уголовно-исполнительной системе с лицами, имеющими недостаточный уровень межэтнической и межконфессиональной толерантности, выражающийся в первую очередь в проявлениях деструктивного радикализма. Такой контракт может содержать специальные условия его расторжения при совершении лицом административного правонарушения, затрагивающего конституциональные права граждан, в том числе право на свободу совести и свободу вероисповедания.
Резюмируя изложенное, отметим, что образовательные организации ФСИН России обладают огромным потенциалом для развития личности курсантов, который предоставляет образовательная среда. Обусловлено это тем, что, во-первых, именно здесь обучающиеся получают специальные знания, умения и навыки, накапливают опыт социальных и профессиональных отношений, у них формируются определенное мировоззрение и про-
фессионально-ценностные ориентации; во-вторых, в среде образовательных организаций молодые люди, приобщаясь к определенной культуре, становятся ее носителями. Именно период обучения наиболее важен для молодого человека в плане происходящего в это время реального становления его как личности в процессах профессионального и личностного самоопределения. Так как ценност-
ные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности, то соответственно одна из важнейших задач воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России состоит в последовательном расширении и углублении представлений курсантов о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.
ALEXANDER ALEKSANDROVICH KRYMOV,
doctor of juridical science, associate professor,
head of the Academy (Academy of the FPS of Russia), e-mail: apu-fsin@mail.ru
FORMATION OF INTERETHNIC AND INTERRELIGIOUS TOLERANCE AT CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA (BY THE EXAMPLE OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA)
Abstract: the educational establishments of the FPS of Russia have the huge potential for development of the identity of cadets which is provided by the educational environment. The period of training is most important for cadets in respect of his real formation happening at this time as persons in processes of professional and personal self-determination. As valuable orientations serve as the regulator of actions, acts and behavior of the personality, respectively one of the most important tasks of educational work in the educational establishments of the FPS of Russia consists in consecutive expansion and deepening of ideas of cadets of values and valuable orientations in various spheres of life of society.
Polyethnicity is one of the main features of the educational organizations of FPS of Russia where cadets of different nationalities always studied. Work on the formation of interethnic tolerance at cadets of the educational establishments of FPS of Russia has to be carried out both in the course of teaching humanitarian disciplines, and in the extracurricular. Efforts of the faculty, the management of educational and front divisions, employees of educational devices, and also curators of educational groups and individual mentors of cadets have to be directed to the solution of objectives.
Key words: educational establishments of the FPS of Russia, development of the identity of cadets, interethnic and interreligious tolerance.
© Krymov A. A., 2016