А. Г. НЯГОВА
О ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ. ОПЫТ ГАГАУЗИИ
Ключевые слова: этнокультурное многообразие, гражданское общество, неправительственные объединения, адаптация, трансформационные процессы, социальный капитал, толерантность, солидарность, межэтнические отношения.
В статье, охватывающей три круга проблем, характеризуются особенности становления элементов и институтов гражданского общества в условиях этнокультурного многообразия их на примере автономно-территориального образования Гагаузия как одного из крупных регионов Республики Молдова, образованного на этнокультурной основе.
Особое внимание уделено социальному партнерству, неправительственным объединениям как технологиям адаптации значительных масс населения к современным трансформационным процессам и механизму к утверждению принципов толерантности и солидарности.
A.G. NIAGOVA
ON CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS FORMATION UNDER THE CONDITIONS OT ETHNO-CULTURAL DIVERSITY. THE CACAUSZIAN EXPERIENCE
Key words: ethno-cultural diversity, civil society, organization non-governmental, adaptation, transformation processes, social capital, tolerance, solidarity, inter-ethnic relations.
The article, covering three ranges of problems, characterizes the peculiarities of civil society elements and institutions developing in terms of their ethno-cultural diversity on the example of Autonomous Territorial Entity Gagauzia, like one of the Republic of Moldova large regions, formed on ethno-cultural bases.
Special attention is paid to social partnership, nongovernmental organization, like adaptation technologies of considerable masses of population to modern transformation processes and mechanism for confirming tolerance and solidarity principles.
Опыт социального бытия на стыке XX и XXI вв., в том числе первые итоги трансформационных процессов в государствах постсоветского пространства, придали построению институтов гражданского общества особую актуальность.
При этом принципиальное значение имеет вопрос об исторических судьбах этнической самобытности в государствах и регионах с этнически смешанным населением. Поиски ответа на этот ключевой вопрос современности, по сути, должен раздвинуть горизонты нашего познания в том, откуда и куда мы движемся, какие факторы помогают и затрудняют это движение.
Совершенно очевидно, что в обществах с этнически смешанным населением, в том числе в регионах Республики Молдова, как и России, Казахстана, Украины и некоторых других государствах, на передний план выступают вопросы сочетания принципов коллективизма и индивидуализма, факторов стабильности и мобильности. На заре нового века адаптация значительных масс населения к изменяющемуся миру не только беспокоит исследователей с теоретической точки зрения, но и выступает национальной задачей политиков и практиков, ответственных за разработку и реализацию этнической и региональной политики.
Немаловажным фактором движения к гражданскому обществу, как принято считать в наши дни, является повышением активности трудовых масс, в том числе путем создания различных форм неправительственных объединений и организаций.
Всего лишь 7,0% граждан Молдовы, по итогам российско-американского исследования [18], проведенного в 1998 г., назвали политическую активность и адаптацию к условиям рыночной экономики в качестве необходимых критериев для получения престижной работы. Между тем первые три места в шкале из 12 индикаторов заняли коррупция, т.е. «наличие связей и знакомств» (54,3%), нали-
чие высшего образования (33,4%) и, наконец, «усердный труд» (26,6%). Иными словами, приведенные данные об уровне и масштабах политической и социально-экономической деятельности не дают оснований для вывода о формировании среднего класса как принципиальной структуры гражданского общества.
Оптимизм граждан Гагаузии и ожидания в известной мере опережали сложившуюся к тому времени реальность. Об определенных сдвигах в их менталитете свидетельствует, например, тот факт, что только каждый пятый (18,9%) был категорически против перехода от социалистической к рыночной экономике. Более половины взрослого населения Гагаузии (56,1%) вполне «созрели» для адаптации, полагая, тем не менее, что переход должен быть не форсированным, а постепенным. В этой связи уместно подчеркнуть, что 39,2% считала себя оптимистами, с надеждой вступая в будущее.
К сожалению, деятельность неправительственных объединений (НПО) еще не стала предметом внимания и заинтересованного участия широких народных масс. В 1998 г. лишь 29,5% взрослого населения Гагаузии и 14,2% гагаузов Кишинева знали о деятельности общественных объединений и движений, которые отстаивали социально-экономические и этнокультурные интересы гагаузов.
Хотя НПО, как ростки демократизации, и придают одному из регионов Республики Молдова пока еще смутные оттенки гражданского общества, они, оставаясь преимущественно в сфере экономики, пока еще не блокируют другие сдерживающие факторы и, прежде всего, так называемый человеческий (психологический) фактор. На схожую ситуацию в России уже указывалось в литературе. По мнению К. Райс: «Сдвиги же культурного характера, которые в конечном счете и создают условия для потребления полноценного гражданского общества и рыночной экономики, могут растянуться на время целого поколения» [22].
В Республике Молдова вовлечение граждан в решение культурных, социальных и политических проблем является одним из немаловажных индикаторов демократической системы, отражающих намерение руководства двигаться путём построения демократии и гражданского сообщества.
К сожалению, указанная проблематика, плотно ассоциированная с вопросами становления гражданского общества в республике Молдова, в том числе в Гагаузии, не получила обстоятельного освещения в литературе. Едва ли не единственная работа В.И. Аникина [1] в этой области не утоляет интереса политиков и практиков к данной тематике. В ней дано панорамное изображение процессов становления и функционирования неправительственных объединений в Республике Молдова, но перед ученым не стояла специальная задача детального анализа опыта Гагаузии.
Сложный путь проходит в процессе своего становления демократия в Республике Молдова. Романтические настроения начала 1990-х годов, связанные с демократическими изменениями в обществе, развеялись при столкновении с реальностью. Эксперты полагают, что решение многих социальных и экономических проблем в нашей республике зависит от развития общественного сознания. Ценностные ориентации, традиции, привычки, установки меняются очень медленно - именно в этом главный тормоз преобразований в молдавском обществе. Тем не менее есть сферы, которые притягивают людей инициативных, способных активно влиять на изменения в обществе. Такой сферой, где гражданская инициатива населения проявляется особенно ярко, выступает сфера деятельности общественных организаций.
1. Проблемы возрождения и сохранения этнокультурного многообразия региона.
Краеугольным камнем в развитии процессов демократизации и становления гражданского общества в Гагаузии, как и в Молдове, является рост граж-
данской инициативы и «третьего сектора». Третий сектор составляют организации, которые характеризуются как «неправительственные» и «некоммерческие». Неправительственные организации, созданные инициативными людьми в соответствии с Законом об общественных объединениях, представляют собой новую форму диалога граждан и власти на основе совпадающих интересов, для реализации сбалансированных целей. Они действуют на добровольной основе для решения проблем, не охваченных другими структурами общества. Граждане обретают шанс путем саморегулирования приобщаться к решению реальных задач их жизнедеятельности.
Позитивная динамика элементов гражданской активности выражается в том, что в 1996-1998 гг. в Гагаузии было зарегистрировано 29 НПО, в 2006 г. их число достигло 189 (по Республике Молдова - более 3000). По мнению ученых, глобальный рост третьего сектора в мире на рубеже веков по важности сопоставим с процессом становления национальных государств в конце XIX в.
На современном этапе развития гражданского общества активными выразителями интересов, своеобразным барометром социального самочувствия трети населения полиэтничной Молдовы являются общественные объединения национальных меньшинств. Они воспринимаются как феномен общественной жизни Молдовы, как знаковый фактор становления гражданского общества. Эти организации осуществляют одну из демократических функций гражданского общества - создание неполитических каналов для выражения интересов особых групп населения, к каковым (в соответствии с международной практикой) относятся национальные меньшинства.
Закон Республики Молдова о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций был принят в 2001 г. В нем утверждаются основные международные принципы и стандарты, включенные в Рамочную конвенцию о защите прав национальных меньшинств и другие международные акты.
Согласно ст. 1 Закона Республики Молдова о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций, под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, в настоящем законе понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения -молдаван, и осознающие себя лицами иного этнического происхождения [11].
В соответствии с Законом государство обязуется содействовать созданию необходимых условий для сохранения, развития и выражения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, могут осуществлять свои права как индивидуально, так и объединяясь в соответствии с законом в организации (землячества, общины, содружества, общества и т.п.) просветительского, культурного, религиозного и благотворительного характера [11, ст. 17].
Организации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, имеют права, предоставляемые общественным объединениям в соответствии с действующим законодательством. Ни одна из организаций, принадлежащих к национальным меньшинствам, не может претендовать на монопольное представительство интересов соответствующего меньшинства.
Гагаузия представляет собой полиэтничный регион, в котором согласно переписи населения 2004 г., проживает 155,5 тыс. человек, в том числе 83% -гагаузы, 5% - болгары, 5% - молдаване, 4% - русских, 3% - украинцев, 1% -других национальностей.
Сегодня в Гагаузии, являющейся, как отметил Президент Республики Молдова В. Воронин на Первом Всемирном конгрессе гагаузов, горячим сердцем Молдовы [6], зарегистрированы и действуют многочисленные этнокультурные организации. Общественные объединения, сформированные на основе национально-культурной общности их членов, являются проводниками и яркими выразителями идей этнического ренессанса в Гагаузии, важным институтом нарождающегося гражданского общества.
В ходе своей многоплановой и плодотворной деятельности они реализуют одну из главных задач, определенных Концепцией национальной политики Республики Молдова, - образование и воспитание молодого поколения в духе уважения к истории, культуре и языкам совместно проживающих этнических сообществ, их общим духовным ценностям [10].
Свои общественные объединения имеют представители национальных меньшинств: Движение содействия культуре Гагаузии, Союз молодежи Гагаузии, Центр гагаузской культуры и традиции, Гагаузский национально-культурный центр «Международный дом гагаузов», Ассоциация женщин Гагаузии, Русская община Гагаузии, Цыганская община Гагаузии, Община россиян Ча-дыр-Лунгского района, Белорусская община Гагаузии, Община болгар Гагау-зии, Польская община и др.
Анализ проблематики и программатики действующих в регионе этнокультурных организаций позволяет выделить, как в той или иной формулировке в числе приоритетных задач представлены пропаганда истории своего народа, сохранение его культуры, быта, традиций, организация культурно-массовых мероприятий, просветительная работа среди населения по поддержанию и усилению национального самосознания, сохранение и организация изучения языка своей национальности, укрепление интернациональных традиций, традиций толерантности и взаимообогащения культур.
В рамках объединений существуют самобытные художественные коллективы, в межнациональных проектах участвуют деятели культуры разных национальностей. НПО инициируют проведение множества мероприятий, целью которых является сохранение традиционных обрядовых праздников, поддержка самодеятельных фольклорных коллективов и исполнителей, развитие родных языков. Общественный резонанс многих акций, организованных национальными объединениями, становится традиционным, бесспорно влияет на формирование толерантности и культуры межнационального общения.
Таковы, например, ежегодно проводимые в течение многих лет праздники «Неделя славянской письменности», «Международный день ромов», «Польская весна в Молдавии», этнокультурные фестивали народов Гагаузии, фестивали исполнителей гагаузских песен «Гагауз тюркюсю», День вина и др. Усилиями общественных организаций, представляющих интересы этнических общностей в области культуры, образования, сохранения культурного наследия, с участием органов местного публичного управления создан целый пласт культурной жизни в Гагаузии и в республике в целом.
Благодаря инициативе и поддержке НПО практикуется повышение квалификации учителей по языкам национальных меньшинств в Российской Федерации, Украине, Турции, Болгарии, действуют центры по изучению языков национальных меньшинств, организуются поездки по историческим местам указанных стран.
Органы местного публичного управления оказывают поддержку, в том числе и финансовую, этнокультурным организациям для реализации их уставных целей.
Практически все этнокультурные организации поддерживают связи с дипломатическим представительствами стран своих этноисторических родин, различными благотворительными организациями, организациями зарубежных государств, занимающихся поддержкой своих диаспор, учебными заведениями и др.
Общественные организации инициируют и проводят в регионе научные конференции, семинары, круглые столы, участники которых активно обсуждают и анализируют проблемы этнокультурного развития автономии.
Анализ работы общественных организаций национальных меньшинств позволяет утверждать, что в настоящее время этнокультурные организации содействуют реализации права граждан на сохранение, развитие и выражение культурной, языковой, религиозной и этнической идентичности, гарантированного Конституцией страны; инициируют привлечение внимания государства к языковым, образовательным, культурологическим проблемам, с которыми сталкиваются национальные меньшинства; участвуют в защите прав своих членов в социальной, экономической, научной, информационной и иных сферах жизни государства; выражают и представляют интересы соответствующего меньшинства, а также представителей всех национальных меньшинств в целом; являются посредниками в диалоге между национальными меньшинствами и властью [16].
Благодаря активной и плодотворной деятельности неправительственных организаций палитра социально-культурных событий в автономии стала многоцветнее. Участие граждан в подобных мероприятиях, организуемых на различных уровнях от районного до республиканского, - позволяет не только сохранить интерес к своему народу, его истории, языку и культуре, но и воспитывает уважение к судьбам других народов, что является важным элементом в системе формирования толерантности, доверительности и солидарности в межэтнических отношениях. Как подчеркивалось в 2006 г. на Всемирном конгрессе гагаузов - этническое, культурное и языковое многообразие, взаимная терпимость и межэтнический мир сегодня являются главным достоянием Молдовы. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что именно неправительственные организации в силу их независимости и динамики развития являются на сегодня носителями нового демократического мировоззрения и мышления в Гагаузии, активно влияют на развитие позитивных элементов гражданского общества.
Успешная деятельность НПО в немалой мере определяется конечным результатом, что находит свое выражение в выработке механизмов приспособления граждан к меняющимся условиям жизни, в том числе в масштабах изменения социокультурной среды или в приспособлении себя к ней.
2. Роль социального партнерства в построении гражданского общества.
Адаптация в переводе с лат. adaptation - прилаживание, приноровление, приспособление [23]. В словаре по социологии - адаптация - это форма социальной активности, позволяющая системе приспосабливаться к внешним для нее требованиям и тем самым обеспечивать самосохранение и возможность успешного развития в дальнейшем [2].
Общепризнано, что глобализация и модернизация активизируют адаптационные процессы в разных культурах, национальных образованиях, государствах, мировой системе в целом и в этой связи адаптационная нагрузка на социум как бы удваивается: идет адаптация людей к новым рыночным и либеральным ценностям и реалиям и одновременно к новым информационным технологиям и стандартам жизни [15, с. 30].
НПО Гагаузии, как видно из итогов их деятельности в первые полтора десятилетия, выступают как социальные адаптеры, позволяющие акцентировать общественное внимание на той или иной проблеме и, соответственно, объединять усилия отдельных граждан на определенных направлениях общественной жизни, представляют собой авангард гражданского общества, его инициативную и организационно оформленную часть, активно влияющую на развитие позитивных элементов гражданского общества.
Становление и развитие гражданского общества - это особый период в истории человечества, в оптимизации отношений между органами государства и
его гражданами. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его в относительно самостоятельную сферу общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. Формирование и развитие гражданского общества, как подчеркнул В. Мишин, - длительный процесс. Можно сказать, что этот процесс еще в активной фазе и не завершен ни в нашей стране, ни, наверное, в мировом масштабе [17, с. 14].
В Республики Молдова создана и действует достаточно серьезная законодательная база, обеспечивающая функционирование институтов гражданского общества.
Но, будучи динамичной системой, главной характеристикой которой являются самоорганизация и наличие постоянной общественной дискуссии, гражданское общество нуждается в наличии постоянного диалога власти и общества. Идея такого постоянного диалога содержится в «Концепция сотрудничества с гражданским обществом», инициированной Правительством и Парламентом Республики Молдова в 2005 г. Это знаковый документ, значимость которого определяется также тем, что проект концепции обсуждался не в только кабинетах парламента, но и в открытом диалоге с представителями НПО. Еще в ходе обсуждения этого проекта на открытии семинара «Принципы сотрудничества гражданского общества и публичных властей в Республике Молдова» Председатель Парламента Мариан Лупу заявил, что именно неправительственные организации должны активнее вовлекаться в процесс законодательных консультаций, особенно на этапах, когда их предложения могут оказать влияние на развитие законодательных инициатив [21]. Таким образом, основная цель Концепции -налаживание постоянного, открытого и эффективного сотрудничества между Парламентом и гражданским обществом во имя построения общества на основе подлинных демократических ценностей.
Значимость Концепции определяется и тем, что в ней предложен ряд механизмов для достижения заявленной цели. Так, сотрудничество должно осуществляться в следующих формах: через создание экспертных советов при постоянных парламентских комиссиях исходя из их основных направлений деятельности; через размещение проектов законодательных актов на официальном веб-сайте Парламента, что предоставляет возможность заинтересованным организациям гражданского общества получать свободный доступ к информации и направлять постоянным комиссиям экспертные заключения, анализ последствий предлагаемых инициатив, мнения, оценки, предложения и другие материалы; через организацию тематических совещаний для проведения консультаций по конкретным проблемам, стоящим на повестке дня Парламента, и по другим проблемам, представляющим национальный интерес; через организацию, не реже чем раз в год, каждой парламентской комиссией открытых слушаний для консультаций с организациями гражданского общества; а также через организацию ежегодных конференций для оценки уровня сотрудничества и принятия решений относительно новых направлений сотрудничества.
Общей тенденцией по республике сегодня можно считать изменения во взаимодействии власть - общество. Одним из важнейших направлений сотрудничества между гражданским обществом и властью является сотрудничество между органами местного публичного управления и общественными организациями. На современном этапе развития как государство, так и органы местного публичного управления должны быть заинтересованы во взаимодействии с неправительственным сектором, на наш взгляд, в силу ряда причин.
Во-первых, большинство общественных организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и местные публичные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных основным законом страны. Именно общественные объединения, существование которых и обусловлено тем, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, способны мобилизовать и организовать местные сообщества, заполняя все социальные и культурные функциональные ниши, которые полностью монопольно занимало советское государство со своими мощными инструментами агитации и пропаганды. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.
Во-вторых, в ряде случаев, как показывают исследования, неправительственные организации действует мобильнее, успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. Поэтому, как показывает опыт, сотрудничество государства и органов местного публичного управления с общественными организациями способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств, в особенности выделяемых на социальные нужды.
В-третьих, само по себе укрепление демократического государства и развитие местного управления решающим образом зависит от формирования современного гражданского общества. Так как именно неправительственные организации на современном этапе являются тем стержнем, той «несущей конструкцией», усилиями которых растет инициативность граждан, способность населения к самоорганизации, которые, по мнению исследователей, и являются тем принципиальным признаком, по которому можно и нужно судить о возможностях становления и развития зрелого гражданского общества в той или иной стране, в том числе и Республике Молдова.
Пример Гагаузии, как региона Республики Молдова, интересен тем, что в ней накоплен немалый опыт совместной реализации проектов и программ неправительственных организаций и органов местной власти, особенно в социальной сфере. Эффективное привлечение и использование этих ресурсов, как заметил Директор программ Центра «Contact» - Комрат Сергей Нейковчен, может стать одним из важных механизмов консолидации усилий общества в решении задач обеспечения социально-экономической стабильности в регионе [19, с. 3].
Согласно ст. 17 Закона АТО Гагаузия «Об общественных объединениях» именно органы публичной власти выступают гарантом соблюдения прав и законных интересов общественных объединений, оказывают поддержку их деятельности, законодательно регулируют предоставление им льгот и преимуществ. Органы публичной власти могут оказывать общественным объединениям поддержку в порядке целевого финансирования по их заявкам отдельных общественно полезных программ в виде заключения договоров на производство работ и предоставление услуг, а также в виде социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе [12].
Смена ценностей и переход к рыночной экономике привели к проблеме адаптации населения к новым условиям. Национальный Центр информационной и технологической поддержки НПО Молдовы КОНТАКТ взял на себя, в контексте данного процесса, роль посредника. С целью мобилизовать людей, изменить их отношение к локальным проблемам, научить их, как справляться с этими проблемами, Центром КОНТАКТ был осуществлен ряд проектов, таких как проект «Развитие Сообществ (ПРС)», проект «Развитие Ассоциативного сектора в Республике Молдова», одной из задач которого яв-
ляются развитие способностей и улучшение эффективности деятельности НПО Гагаузии. Координатор проекта в Гагаузии В. Бурлака во время его презентации в апреле 2004 г. заявил, что проект направлен на усиление потенциала гражданского общества и улучшение взаимосвязей между организациями гражданского общества различных регионов Молдовы, а также взаимосвязей с руководством регионов и другими органами власти [5].
Свидетельством укрепления и утверждения ассоциативного сектора в регионе, признания его роли со стороны публичной власти является создание по инициативе примара м. Комрат Н.Х. Дудогло в 2005 г. Партнерского совета по развитию города, в состав которого вошли 18 наиболее активных НПО, функционирующих в различных сферах общественной жизни и заинтересованных в сотрудничестве с местной администрацией. С созданием Партнерского совета общественный сектор получил возможность напрямую работать с руководством столицы по разработке и реализации своих и совместных проектов, связанных с развитием города. До этого, как заметила председатель Партнёрского совета А. Вакарчук, организации региона действовали разрозненно [4, с. 3]. Партнерский совет успешно функционирует в регионе в течение двух лет, реализуя проекты в различных направлениях. Примечательно, что в годовой отчет примара за 2006 г. включен и раздел о совместной деятельности Примэ-рии и Партнерского совета с констатацией уже проделанной работы [20].
В целях изучения всех проблем и аспектов социального партнерства в Гагаузии при реализации социально и общественно значимых проектов неправительственной организацией «Центр социо-культурного развития и сотрудничества» был инициирован и осуществлен проект «Социальное партнерство -шаг к развитию гражданского общества и местного сообщества» в 2005-2006 г. Организаторы проекта рассчитывают в дальнейшем на основе полученных результатов от проведенных исследований начать разработку и внедрение социальных технологий в развитие проблем местных сообществ.
Таким образом, сегодня в Гагаузии наблюдается тенденция к сотрудничеству между местной властью и гражданским обществом. Нарастает вклад неправительственных организаций в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защиты населения. Для более успешного развития Третьего сектора, поднятия социальной активности граждан все же необходимо совершенствовать адаптационные возможности граждан, улучшать сотрудничество и взаимодействие неправительственного сектора, региональных и местных властей, разработать совместный план действий, активизировать действия, направленные на развитие разнообразных инициатив граждан.
Как отметил Председатель Парламента Республики Молдова Марианн Лупу, подводя итоги на годовой конференции, посвященной «Сотрудничеству между Парламентом и гражданским обществом» в декабре 2006 г.: пусть Молдова - государство молодое, которое хоть и не может похвастаться старыми демократическими традициями, вместе с тем должно справиться с современными вызовами, развивая механизмы гражданского участия и навыки гражданского самоутверждения, используя для достижения этой цели все имеющиеся в наличии ресурсы [14, с. 24].
3. Наращивание социального капитала - путь к оптимизации межэтнических отношений.
Важным социально-психологическим условием гармонизации межнациональных отношений является внедрение принципов этнической толерантности, доверительности и солидарности.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность -
это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира [8]. Показательно, что этническая толерантность входит в число наиболее устойчивых повседневных жизненных установок «пестрой смеси» народов, проживающих в АТО Гагаузия, и в этом, на наш взгляд, нашла свое выражение многолетняя практика постоянного межэтнического взаимодействия народов, населяющих автономию. Согласно данным этносоциологического опроса 2006 г., 67% респондентов отметили, что у них отсутствует негативное отношение к представителям других национальностей, показательно, что в этом одинаково единодушны респонденты всех представленных национальностей (гагаузы -67,2%, болгары - 64,4%, русские - 64,8%, другие - 70%), определенно о своих антипатиях в сфере межэтнических отношений по инерции с первым постсоветским десятилетием заявило - 20% респондентов и 13% затруднялось ответить.
Как видно из данных этого же опроса, с тезисом, что деление этносов на лучшие и худшие биологически обусловлено, не согласно еще большее количество респондентов - 77,1%. Таким образом, доля респондентов, считающих, что люди одних национальностей от природы лучше других, невелика, она колеблется в интервале 8-10%.
При этом подчеркнем, что % населения автономии немалое значение придают своей национальной принадлежности, рассматривая такую принадлежность в качестве ценности, выделяя этничность в качестве важного фактора самоидентификации. В качестве аргумента приведем распределение мнений респондентов о значимости для них национальной принадлежности.
Сопоставляя данные опроса по национальному признаку и возрастным группам, можем сделать вывод, что национальная принадлежность в той или иной степени значима для всех этносов, проживающих в регионе, - это отметило 82,4% респондентов.
Особенно актуально, на наш взгляд, что не существует больших различий в оценке значимости национальной принадлежности и признания ее как ценности по возрастным группам. Другими словами, молодежи известны межэтнические проблемы, и у них выработалась определенная точка зрения на них. Таким образом, осознание своей этнической принадлежности позволяет представителям национальных меньшинств определить свое положение в обществе, найти свои корни, осмыслить свою принадлежность к определенному сообществу.
Именно потребность обрести своеобразную защиту, «чувство локтя», способствовала возникновению ряда различных этнических сообществ, ставших для национальных меньшинств Молдовы центрами их культурной жизни, обучения языку исторической Родины, приобщения к традициям и обычаям своего этноса, считает Л. Брага [3, с. 172].
В этом случае нельзя не согласиться с тем утверждением, что идентичность как способ самопознания и форма самоутверждения приобретает особую актуальность, особую востребованность в моменты самоизменений конкретного человека или же во времена крутых перемен, происходящих в обществе [7, с. 51].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время бояться надо не роста национального самосознания, поскольку оно может успешно служить и позитивным целям, а его гипертрофированного выражения в особо агрессивных формах. Рост этнонационального самосознания связан не только с деятельностью «конструкторов этничности», но и с объективными процессами, происходящими в политической, социально-экономической, духовной сферах. Его замалчивание может восприниматься этносами как дискриминация и будет не уменьшать, а увеличивать этническую интоле-
рантность [9, с. 97]. В Молдове задача национального возрождения была выдвинута в качестве конструктивной идеи во времена перестройки, что и породило, по мнению В.С. Зеленчука, своеобразный «национальный ренессанс» не только у молдаван, но и у представителей других национальностей [13, с. 143].
Общественные организации национальных меньшинств, возникшие в результате институциализации национальных движений, с одной стороны, демонстрируют уровень национального самосознания людей, с другой - отражают многие аспекты национальных отношений. Главные задачи, стоящие сейчас перед национальными общественными организациями, - консолидация межнациональных отношений, этизация национального чувства и воспитание взаимопонимания, становление цивилизованных демократических институтов.
Литература и источники
1. Аникин В.И. Гражданское общество в Республике Молдова: состояние, проблемы, перспективы / В.И. Аникин. Кишинев, 1999.
2. Бачинин В.А. Социология. Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. СПб., 2005.
3. Брага Л. Национальные меньшинства и проблема языка в республике Молдова / Л. Брага // Правовое государство и вопросы национальных меньшинств: материалы междунар. науч.-теорет. конф. 2002. 11-12 янв.
4. Вакарчук А. Создан партнёрский совет по развитию города / А. Вакарчук // Столица Комрат. 2005. № 1. 15 марта.
5. Волков А. С целью продвижения публичной политики / А. Волков // Вести Гагаузии. 2004. 23 апр.
6. Горячее сердце Молдовы. Речь Президента РМ В. Воронина на Первом Всемирном конгрессе гагаузов от 20 июня 2006 г. // Независимая Молдова. 2006. 1 авг.
7. Губогло М.Н. Идентификация идентичности / М.Н. Губогло. М., 2003.
8. Декларация принципов толерантности UNESCO. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 г.
9. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости / Л.М. Дробижева // Московское эхо Кавказа. М., 1997. (Этнодиалоги).
10. Закон № 546-XV от 19.12.2003 г. об утверждении Концепции национальной политики Республики Молдова.
11. Закон РМ О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций. № 382-XV от 19.07.2001 г. Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 107/819 от 04.09.2001.
12. Закон АТО Гагаузия «Об общественных объединениях». 2001. Ст. 17.
13. Зеленчук В. Национальное возрождение и проблемы этнической идентичности / В. Зеленчук// Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999.
14. Итог первого года сотрудничества // Парламентский вестник. 2007. № 1(4).
15. Корель Л.В. Социология адаптаций / Л.В. Корель. Новосибирск, 2005.
16. Левандовская Т. Национальные меньшинства Республики Молдова и этнокультурное общественное движение / Т. Левандовская // Organizatiile nonguvernamentale §i impactul lor asupra proceselor de transformare. Chisinau, 2004.
17. Мишин В. Правовые аспекты становления гражданского общества в Молдове: реальность и перспектива: материалы междунар. науч.-теорет. конф. «Правовые аспекты гражданского общества: реальность и перспективы», 2003. февр. / В. Мишин. Кишинев.
18. Национальные процессы, языковые отношения и идентичность / авт. и рук. Д. Лейтин (США), М. Губогло (Москва).
19. Нейковчен С. Взаимодействие НПО и государство / С. Нейковчен // Вестник НПО. 2005. № 2.
20. Отчет о проделанной работе // Столица. 2007. № 5(47). 16 марта.
21. Парламент разработал концепцию сотрудничества с гражданским обществом // Независимая Молдова. 2005. № 215-216. 11 ноября.
22. Райс К. Во имя национальных интересов / К. Райс // Pro and Contra. 2000. Т. 5, № 2. С. 115116; Цит. по: Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М., 2004. С. 449.
23. Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 24.
НЯГОВА АННА ГЕОРГИЕВНА родилась в 1970 г. Окончила Кишиневский государственный университет. Старший преподаватель кафедры общественных дисциплин Комратского государственного университета. Область научных интересов - этнология и история гагаузского народа. Автор 13 научных публикаций.