УДК 323.15(477.74)
Максименко А.И.,
Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, аспирант кафедры философских и социально-политических наук (Украина, г. Одесса)
Научный руководитель — Яковлева Л.И., Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, доцент кафедры философских и социально-политических наук, к .полит. н., доцент
(Украина, г. Одесса)
УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматриваются вопросы участия национальных меньшинств через их институты гражданского общества в реализации этнонациональной политики в одной из самых многонациональных областей Украины — Одесской. Анализируются деятельность национально-культурных обществ в сфере обеспечения культурных, образовательных, языковых, информационных потребностей этнических меньшинств региона, а также их взаимодействие с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления. Рассматривается позитивный опыт принятия и реализации Программы поддержки развития национальных меньшинств и деятельности национально-культурных обществ, которая нацелена на помощь общественным организациям национальных меньшинств, обеспечение консолидации и роста гражданской ответственности многонациональной общины Одесчины, что позволит избежать межэтничныхконфликтов и будет способствовать межнациональному миру и согласию в регионе.
Ключевые слова: национальные меньшинства, гражданское общество, органы власти, этнонациональная политика, консультации с общественностью, межнациональное согласие.
В процессе становления гражданского общества на первый план выходит национальный вопрос, особенно политика государства по национально-культурному развитию. Южные области Украины не являются исключением. С XVIII века на эти земли начали переселяться иностранцы, что способствовало формированию специфической национальной карты региона. Одесская область имеет свой особый не только в масштабах Украины, но и в масштабах всего мира статус. Вряд ли найдется еще одна область, где проживает такое количество наций и народностей. По статистическим данным, в Одесском регионе проживают представители 133 национальностей.
Одесская область расположена на юге Украины и представляет собой приморский и приграничный регион, занимающий территорию 33,4 тыс. кв. км. В ее состав входят 26 районов и 7 городов областного значения.
По национальному составу население Одесской области существенно отличается от других регионов Украины. При преобладании украинского населения (54,6%) в области проживают русские (27,4%), болгары (6,3%), молдаване (5,5%), евреи (2,6%),
гагаузы (1,0%), белорусы (0,8%), поляки (0,2%), армяне (0,2%), цыгане (0,15%), татары (0,14%), немцы (0,13%), албанцы (0,07%), чехи, греки и другие [1].
Наиболее пестрой в национальном отношении является юго-западная часть региона — междуречья Днестра и Дуная. Здесь преобладает украинское население — 35,8%, болгары — 24,8%, русские — 17,7%, молдаване — 15,2%, гагаузы — 4,6% и др. В северных и центральных районах население более однородно и состоит в основном из украинцев.
Вместе с этим Одесская область — это регион, где в один узел связаны проблемы внутренней этнополитики Украинского государства и его отношения с соседними странами, она имеет целый ряд особенностей исторического, географического и политического характера, которые существенно влияют на развитие межэтнических отношений и рост активности процессов в этнонациональной и языковой сферах.
Одесчина отличается высоким уровнем полиэтничности. На этнополитические процессы существенное влияние оказывает пограничное размещение региона: область граничит с Румынией и Молдовой, имеет морскую границу с Турцией и Болгарией, то есть со странами, которые являются исторической родиной наиболее многочисленных диаспор не только Одесской области, но и в целом Украины. Причем часто расселение национальных меньшинств составляет единый территориальный массив по обе стороны государственной границы Украины.
Определенные этнические сообщества имеют историческую память о несправедливости. Имеются в виду депортации украинских немцев, греков, болгар, армян и других, лишения в свое время некоторых из них права на свои национальные административно-территориальные образования.
Одесская область — это также зона активных миграционных перемещений, ведь сюда возвращаются лица, депортированные по национальному признаку, репатрианты, вынужденные переселенцы из районов вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР, в частности Закавказья, Приднестровья, Северного
Кавказа. Регион занимает одно из первых мест в Украине по количеству беженцев.
Для области характерен высокий динамизм процессов самоорганизации в среде национальных меньшинств. Рождение новых национальных государств, создание автономий в этих государствах по соседству с Украиной и непосредственно с Одесчиной стимулировали процесс консолидации национальных меньшинств, формирование национальных общественных организаций как выразителей интересов соответствующих сообществ. Этот процесс продолжается и сегодня.
Вместе с этим компактный характер расселения большинства национальных меньшинств при ухудшении социально-экономических условий их жизни, а также под влиянием внешнего фактора может определенным образом стимулировать процесс политизации национальных движений.
Кроме того, на уровне государства приобретают вес вопросы развития некоторых национальных групп, в частности цыган. Неграмотность большинства цыганского населения, психологическая неготовность детей к обучению в общеобразовательных школах способствуют тому, что значительный их процент оставляет школу после 4 — 5-го классов. Профессиональная неподготовленность порождает массовую безработицу. Все вместе приводит к быстрой криминализации цыган. Низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и самообслуживания способствует высокому уровню заболеваний, особенно среди детей.
Требует внимания соблюдение баланса между общенациональными, региональными и этническими интересами. Медленно решается проблема обеспечения национально-культурных обществ помещениями. Требует укрепления материально-техническая база учреждений образования и культуры, обеспечение национально-воспитательных заведений учебниками, справочной и другой литературой.
Следовательно, обеспечение условий для развития национальных сообществ, реализации их представителями политических, экономических, социальных и других прав и свобод, содействие сохранению этнокультурной самоидентичности при
открытости процессам модернизации, а также деятельности национальных общественных организаций выступает на первый план при реализации в Одесской области государственной этнонациональной политики. Учет этнонационального фактора и адекватное реагирование на изменения предстают как обязательное условие в процессе проведения государственной социально-экономической и гуманитарной политики, административной реформы, укрепления национальной безопасности.
С целью создания условий для устойчивого сбалансированного развития национальных сообществ, реализации их внутреннего потенциала, координации усилий органов исполнительной власти и местного самоуправления в реализации в регионе государственной этнополитики решением Одесского областного совета впервые была принята Программа поддержки развития национальных меньшинств и деятельности национально-культурных организаций Одесской области на 2008 год.
Следующая такая Программа была принята на 2010 — 2012 годы. При её разработке учтены определенные международные документы, ратифицированные Украиной, в частности Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств. Средства были предназначены для празднования национальных и религиозных праздников, проведения фестивалей, «круглых столов», научно-практических конференций, семинаров, литературных вечеров, а также в память выдающихся деятелей национальных культур, знаменательных исторических событий и т.д.
26 декабря 2012 на сессии Одесского областного совета была принята новая Программа поддержки развития национальных меньшинств и деятельности национально-культурных обществ на 2013 — 2015 годы, в которой увеличено количество мероприятий. Основные направления деятельности Программы — это: организационно-координационная и научно-образовательная деятельность; историко-культурные мероприятия, поддержка печатных изданий по предложениям национально-культурных обществ, информационно-просветительская работа [2].
Необходимо обратить внимание на то, что национально-культурные общества Одесской области принимали непосредственное участие в разработке положений указанных программ, что позволило в значительной степени учитывать реальные запросы этнических сообществ Одесчины. Такой механизм принятия управленческих решений является позитивным явлением в системе взаимодействия региональных органов публичной власти с общественными организациями национальных меньшинств.
Одесская область в этническом плане уникальна ещё и тем, что здесь компактно проживают представители албанской, болгарской, гагаузской, молдавской, русской и других национальных меньшинств.
Общественные объединения указанных общин активно взаимодействуют как с центральными, так и с местными органами государственной власти. С центром в Одессе действует Ассоциация болгар Украины, Всеукраинская национально-культурная молдавская ассоциация, Конгресс болгар Украины, гагаузское национально-культурное общество "Бирлик", общественная организация "Русская национальная община Одессы "Русич", региональная национально-культурная община албанцев "Илирия" и Одесский болгарский культурно-просветительский клуб "Огнище". В районах области действуют культурные центры этих обществ.
Значительное внимание вышеупомянутые организации уделяют укреплению и развитию национального самосознания, сохранению языка, культуры, традиций, обычаев этнических общин. Проводятся различные мероприятия, фестивали, национальные праздники и т.д. Материалы о событиях освещаются в таких национальных еженедельниках, как, например, "Роден край" (болгарский), "Лучафэрул" (молдавский).
Эффективные, насыщенные формы и средства деятельности национально-культурных обществ характерны также для работы организаций других национальных меньшинств Одесской области, в частности евреев, белорусов, армян, цыган, поляков, немцев, чехов, грузин, итальянцев, азербайджанцев, осетин, афганцев, индусов и многих других.
На сегодня почти все общества взаимодействуют с органами государственной власти, принимают активное участие в разработке предложений к проектам законов Украины "О национальных меньшинствах в Украине", "О Концепции государственной этнонациональной политики Украины", "О реабилитации и обеспечении прав лиц из числа национальных меньшинств, которые подверглись репрессиям и были депортированы с территории Украины", других государственных документов, а также различных региональных программ и мероприятий.
Таким образом, общества национальных меньшинств своей деятельностью способствуют, с одной стороны, сохранению этнокультурного многообразия Одесской области, которое сложилось исторически и является фактором ее устойчивого развития, а с другой — формированию общегражданской идентичности, межнационального сотрудничества, утверждению толерантности, уважения к культурам, традициям, обычаям разных народов и религий. Эта работа активизировала общественную и культурную жизнь всего украинского народа, ведь духовные достижения каждого этноса обогащают культуру Украины, закладывая прочный фундамент для межэтнического согласия, межкультурного взаимодействия, сотрудничества и взаимопонимания [3].
Из вышесказанного можно определить основные направления совершенствования взаимодействия национально-культурных обществ с органами публичной власти:
— обеспечение информационной открытости со стороны органов публичной власти, своевременное информирование о подготовке политических решений;
— содействие расширению и повышению качества работы совещательных органов при органах публичной власти;
— активизация порядка проведения общественных консультаций на постоянной основе;
— расширение границ контроля национально-культурных обществ за деятельностью органов публичной власти;
— охват механизмами общественного контроля, общественной экспертизы,
мониторингов, консультаций с общественностью вопросов этнонациональной политики. Это прежде всего оценки эффективности соблюдения законодательства, использования бюджетных средств, выполнения государственных, общенациональных и местных программ развития этнических сообществ и т.п.;
— контроль со стороны государства за деятельностью национально-культурных обществ и недопущение нарушения уставных положений.
Следует подчеркнуть, что эффективность взаимодействия национально-культурных организаций с органами публичной власти требует дополнительного привлечения административных, организационных, финансовых, кадровых и ресурсных возможностей органов государственной власти.
Остановимся на проблемах, требующих решения в сфере удовлетворения национально-культурных, образовательных и информационных потребностей национальных сообществ Одесской области:
• Остается серьезной проблема оттока за границу молодого интеллекта Одесчи-ны. Лучшие выпускники средних учебных заведений с национальным составом учащихся выезжают на дальнейшее обучение на свою историческию родину и, как правило, обратно не возвращаются (Болгария, Греция, Израиль, Молдова, Румыния).
• Недостаточное обеспечение национальных школ учебниками, учебно-методической и художественной литературой, особенно украиноязычной.
• Большинство общественных объединений национальных сообществ не имеют помещений для уставной деятельности.
• Немецкие и греческие общественные организации поднимали вопрос о необходимости усиления контроля за сохранностью и надлежащим уходом мест исторической памяти национальных меньшинств, в частности захоронений жертв войны и политических репрессий.
• Изучение этнической ситуации на территории компактного проживания болгарского, гагаузского, молдавского меньшинств в Одесской области выявило ряд факторов, которые при сохранении действующих тенденций могут привести
к росту социально-политической, а затем и межэтнической напряженности. Речь идет о наличии определенного разрыва в социально-экономическом и социально-культурном статусе, в качестве жизни различных этнических общностей. Резкое ухудшение экологической ситуации ведет к разрушению среды обитания меньшинств, формированию миграционных потоков, которые угрожают изменением сложившейся этнической структуры населения. Неадекватность темпов реализации законодательства о языках реальным общественным потребностям, в т.ч. потребностям изучения украинского языка, неоправданные препятствия свободному общению людей одной национальности, проживающих по разные стороны государственной границы.
• Российское меньшинство представляют 5 общественных объединений, которые в острых дискуссиях между собой решают проблему лидерства. Собственных помещений нет. Несмотря на внутренние противоречия, они выдвигают одинаковые требования, чтобы русскому языку был предоставлен статус второго государственного, а также чтобы преподавание в учебных заведениях русского языка и литературы проводилось в одинаковых объемах с украинским языком и литературой.
• Болгарское меньшинство наиболее структурировано. В Одесской области активно действуют организации со всеукра-инским, областным и районным статусами. Большинство из них имеют помещения для уставной деятельности. На достаточном уровне удовлетворены их информационные потребности. Выступают с требованиями постепенного перехода преподавания всех предметов на родном языке в средних учебных заведениях с болгарским составом учащихся.
Национально-культурное возрождение многочисленной (168 тыс. чел.), компактной, хорошо структурированной болгарской диаспоры, которая в 1925—1930 годах имела собственные национальные административно-территориальные единицы, требует постоянного внимания органов исполнительной власти и местного самоуправления.
• Молдавское меньшинство представляют: Всеукраинская национально-культурная молдавская Ассоциация и Одесская областная национально-культурная Ассоциация молдаван. Молдавский этнос находится под постоянным воздействием извне. Инспирируются сепаратистские настроения со стороны некоторых националистических организаций Румынии и Молдовы. Для противодействия внешнему влиянию издается газета "Лучафэрул" на молдавском языке, транслируются радио-и телепрограммы на молдавском языке "Плаюл Натал".
• В Одессе существует широкая сеть еврейских обществ разных направлений. Крупнейшие из них: Одесское региональное еврейское культурно-просветительское объединение и Одесское общество еврейской культуры. Главной целью их деятельности является самоидентификация евреев, возвращение еврейства к его историческим истокам, языку, литературе. Сегодня эта работа финансируется главным образом извне, поэтому национально-культурные общества не всегда могут повлиять на ситуацию, складывающуюся в еврейском движении.
Большое влияние на еврейское население имеют религиозные еврейские общины, которые являются первичными базовыми ячейками национальной самоорганизации, через них проводится работа на местах. Одновременно с религиозной, просветительской, культурологической функциями они выполняют задачи популяризации иммиграционных проектов государства Израиль, рассчитанных в основном на молодежь еврейской национальности. Финансирование этих проектов осуществляется за средства "Сохнута" и государственного бюджета Израиля.
В Одесской области издаются еврейские газеты "Ор-самеах " (на русском), "Шамрей шабос" (на русском), "Одесская еврейская газета" (на идиш), журнал "Родная речь" (на идиш).
Действуют Израильский культурно-информационный Центр и Благотворительный Центр "Гмилус Хесед".
• Армяне. Наиболее влиятельным армянским национально-культурным объ-
единением является Одесское общество армянской культуры. Для удовлетворения религиозных потребностей обществом была построена армянская церковь в Одессе. За счет средств общины действуют воскресная школа и детский сад.
• Интересы греков в Одесском регионе представляют Областная община греков и греческий областной клуб "Эллада". Греческие общества решают вопросы национально-культурного возрождения и имеют тесные связи с исторической родиной.
• Интересы гагаузов в Одесском регионе представляет областное гагаузское национально-культурное общество "Бир-лик". Основной проблемой гагаузов является языковая ситуация, которая сложилась при переходе Молдовы, в том числе Автономии Гагауз-Ери, на латинскую графику, в то время как гагаузы Украины имеют графику на кириллице. Отсутствие достаточного количества учебников на родном языке заставляет гагаузских лидеров совместно с государственными органами решать вопросы постепенного перехода к латинской графике. Это позволит получать учебники и другие печатные средства из Гагауз-Ери, которая, в свою очередь, печатает их на средства Турции. В этом случае можно ожидать усиления влияния Турции в Одесском регионе. Одесское областное гагаузское национально-культурное общество "Бирлик" имеет помещения для осуществления уставной деятельности.
• Интересы поляков Одесской области представляет Одесское им. А. Мицкевича отделение Союза поляков в Украине, которое проводит плодотворную работу по изучению обычаев, культуры и языка. Определенное влияние на диаспору имеет католическая церковь. В целом польское движение можно рассматривать как фактор национальной толерантности в Одесской области.
• Интересы цыган (ромов) представляют 6 общественных организаций, областной статус имеет Одесский областной цыганский конгресс "Бахтало дром". Организации пытаются направлять свою деятельность на интегрирование цыган в социально-политическую и экономическую жизнь области, на сотрудничество с ор-
ганами власти, местного самоуправления и социальными структурами, от которых ромы традиционно пытались дистанцироваться.
• Немецкое национальное меньшинство. Сейчас в Одесской области зарегистрировано 4 немецких национально-культурных объединения. Фактически действуют два: Одесское немецкое национально-культурное общество "Видергебурт" и немецкий благотворительный фонд "Баварский дом "Одесса". Необходимо учесть, что в 1920 — 1930-е годы в Одесской области были сформированы Зельцський и Спартаковский национальные районы, немецкие сельсоветы действовали и в других районах области.
Сейчас немецкие общества занимаются вопросами этнокультурного и религиозного развития и никаких политических требований не предъявляют. Важное значение имело восстановление кирхи — центра общественной и религиозной жизни немцев Одессы.
Подчеркнем, что именно Программа поддержки развития национальных меньшинств и деятельности национально-культурных обществ Одесской области нацелена на поддержку общественных организаций национальных сообществ, обеспечение консолидации и роста гражданской ответственности многонациональной общины Одесчины.
Реализация Программы позволяет решать основные задачи:
• Содействие соблюдению баланса между общенациональными, региональными и этническими интересами.
• Создание условий для сохранения и развития самобытности представителей разных национальностей.
• Поддержка деятельности национально-культурных обществ.
• Обеспечение информационных потребностей представителей разных национальностей.
• Содействие расширению сети образовательных учреждений путем создания воскресных национальных школ.
• Оптимизация научных исследований в этнонациональной сфере.
• Привлечение внимания к развитию традиционных народных ремесел.
Основу Программы составляют конкретные меры по реализации приоритетных направлений развития и достижению ожидаемых результатов.
Мероприятия Программы могут быть детализированы и скорректированы в региональных целевых и ежегодных программах социально-экономического развития Одесской области.
Механизм реализации программы является целостной системой, которая включает в себя:
— организационное обеспечение реализации;
— информационное обеспечение;
— нормативно-правовое обеспечение;
— финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы, а также работа по осуществлению определенных Программой мероприятий координируется управлением культуры и туризма, национальностей и религий Одесской областной государственной администрации.
Библиографический список
1. Национальный состав населения Украины и его языковые признаки по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года / Государственный комитет ста-
тистики Украины. Под ред. А.Г. Осауленко. Отв. за вып. Н.С. Власенко, Л.М. Стельмах. - М., 2003. - 245 с.
2. Программа поддержки развития национальных меньшинств и деятельности национально-культурных обществ на 2013-2015 годы. Принята на семнадцатой сессии Одесского областного совета 26 декабря 2012. Архив Одесского областного совета. - Одесса.
3. Лойко Л. И. Общественные организации этнических меньшинств Украины: природа, легитимность, деятельность. -Киев, 2005. - 634 с.
Bibliography
1. The national structure of the population of Ukraine and its linguistic features according to the Census 2001 / The State Statistics Committee of Ukraine. Ed. A.G. Osaulenko. Ans. for. N.S. Vlasenko, L.M. Stelmach. - M., 2003. - 245 p.
2. Program to support the development of national minorities and of cultural associations for 2013-2015. Adopted at the seventeenth session of the Odessa Regional Council, December 26, 2012. Archives of the Odessa Regional Council. - Odessa.
3. Loyko L.I. Social organizations of ethnic minorities in Ukraine: the nature, legitimacy, activity. - Kyiv, 2005. - 634 p.
Maksimenko A.I., e-mail: [email protected]
Odessa Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, graduate student of Philosophy and Social and Political Sciences (Odessa, Ukraine); supervisor Yakovleva L.I., Odessa Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Associate Professor of Philosophy and Social and Political Sciences, k.polit.n., Associate Professor (Odessa, Ukraine)
PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS NATIONAL MINORITIES IN THE IMPLEMENTATION OF ODESSA ETHNIC POLICY
The article addresses the participation of national minorities through their institutions of civil society in the implementation of ethnic policy in one of the most diverse regions of Ukraine — Odessa. The activity of the national-cultural societies in the field of cultural, educational, linguistic, ethnic menshinstv information needs of the region, as well as their interaction with the local executive authorities and local self-government. We consider the positive experience of the adoption and implementation of programs to support the development of national minorities and of cultural associations, which aims to help public organizations of national minorities, ensuring the consolidation and growth of the civil liability of a multinational community Odeschiny that mezhetnichnyh will avoid conflicts and promote inter-ethnic peace and harmony in region.
Key words: national minorities, civil society, governments, ethno-national policy, public consultation, international harmony.