УДК 37.016:33 ББК 74.200.53
Торсунова Элина Рафаэльевна
преподаватель г. Пермь Torsunova Elina Rafaelevna
Lecturer
Perm
О факторах формирования экономической культуры старшеклассников About the Factors of Senior Pupils’ Economic Culture Forming
В статье рассматривается экономическое образование старшеклассников в контексте культурологического подхода; исследуется роль факторов формирования экономической культуры старшеклассников, проявляющих интерес к профессиям в сфере экономики и управления; приводятся результаты экспериментального исследования данных факторов с помощью математических методов.
The article deals with the economic education of senior pupils within culturological approach; the role of forming factors of the economic culture of senior pupils who are interested in professions in the sphere of economics and management is analyzed; the results of experimental researches of the above mentioned factors with the help of mathematical tools and methods are presented.
Ключевые слова: экономическое образование, экономическая культура личности, фактор формирования экономической культуры личности.
Key words: economic education, economic culture of a person, forming factors of a person’s economic culture.
В настоящее время общество переживает переход в новую культурную
эпоху - постиндустриальную, доминирующим субъектом которой является человек с автономно-гуманистическим типом сознания [2].
В связи с этим наблюдаются важные изменения в образовательной стратегии. В частности они связаны со значительным расширением содержания образования. Если ранее оно сводилось к системе научных знаний, умений и навыков, то в настоящее время доминирует представление о содержании образования как о педагогически адаптированном социальном опыте. Речь идет о сформированном человечеством опыте материальной и духовной деятельности, составляющим всю отечественную и мировую культуру.
Такое видение содержания образования соответствует культурологическому подходу в образовании, согласно которому содержание образования - «педагогически адаптированная культура в целом» [2, с. 8], цель образования -«приобщение к культуре», а учебный процесс направлен на «приобретение
учеником опыта различных видов деятельности и отношений» [3, с. 3]. Актуальной задачей школы является формирование общей культуры личности.
По мнению многих исследователей в области педагогики, составной и существенной частью общей культуры выступает экономическая культура [1, 4, 5]. Современные социально-экономические условия выдвигают требования к формированию личности, готовой к эффективному экономическому поведению. В период развития рыночных отношений экономическое образование становится особенно актуальным. Поэтому оно должно рассматриваться как необходимое направление общего образования. Экономическое образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания, результатом которого является формирование экономической культуры школьников.
В настоящее время в средней школе реализуются различные подходы к экономическому образованию учащихся:
- академический, согласно которому школьное экономическое образование рассматривается как упрощенное высшее и предполагает освоение учащимися системы экономических понятий и концепций;
- практикоориентированный, в рамках которого сведения об экономике передаются учащимся в виде практических рекомендаций, направленных на формирование навыков эффективного поведения в хозяйственной жизни;
- культурологический, в соответствии с которым целью экономического образования является формирование «представлений об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности» [5, с. 319], при этом акцентируются ценностные ориентации как фактор адекватного поведения в реальной экономической жизни.
Из выше сказанного следует, что и академический, и практикоориентированный подходы являются однонаправленными. Наиболее приемлемым в плане экономического образования является культурологический подход, поскольку наиболее полно решает задачу социализации личности.
Уже со школьной скамьи необходимо формирование навыков эффективного экономического поведения - умений действовать в ситуациях постоянного выбора из ограниченных ресурсов с целью удовлетворения собственных потребностей, потребностей семьи, общества. При этом существенной является проблема стоимости собственного выбора. Рациональное экономическое поведение предполагает поиск оптимального решения, состоящего в минимизации расходов и максимизации прибыли. Но при этом возникает другая проблема -не затрагивает ли полученное решение интересов других людей. Насколько собственное экономическое поведение соответствует нравственным принципам. В связи с этим и возникает необходимость акцентирования эмоциональноценностного и личностного компонентов.
Целью экономического образования в средней школе является формирование экономической культуры школьников. Высокий уровень экономической культуры обуславливает социальную защищенность, экономическую свободу, является необходимым атрибутом конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.
Экономическая культура личности включает: экономические знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения в сфере экономики, качества личности, важные для экономической деятельности. Можно выделить четыре составляющие экономической образованности: когнитивную, деятельностную, эмоционально-ценностную, личностную.
Экономическая культура является необходимым условием формирования общеобразовательных социальных компетенций в средней школе, а также социальных компетенций, являющихся универсальными для всех специальностей, в профессиональной школе. А для студентов экономико-управленческих специальностей экономическая культура является также условием формирования профессиональной компетентности.
Таким образом, на современном этапе возникает проблема, связанная с расширением содержания образования. Можно выделить два аспекта этого из-
менения. Первый аспект связан с добавлением все новых направлений общего образования: правовое, экологическое, политическое, экономическое и пр. Второй аспект детерминирован дополнением традиционного понимания структуры содержания образования, в том числе, экономического. Учащимся необходимо не только усвоить экономические знания, умения и навыки действовать по алгоритму, но и умения принимать нестандартные решения в новых, проблемных, неоднозначных экономических ситуациях. Также у школьников необходимо формировать опыт эмоционально-ценностных отношений в сфере экономики, положительные экономические качества личности: трудолюбие, рациональность, бережливость, предприимчивость, эмпатию. Оптимальному решению этой проблемы способствует исследование факторов, определяющих эффективность образования. В частности, возникает задача определения факторов, обуславливающих формирование экономической культуры личности.
Нами было проведено исследование с целью выявления структуры факторов, обуславливающих успешность обучения недавних выпускников школ в экономическом колледже. В эксперименте приняли участие 105 студентов АНО ВПО «Финансово-экономический колледж». Выборка состояла из студентов I курса, которые только что поступили в колледж. Это значит, что оценивался результат школьного образования. Набор показателей определялся так, чтобы представить все основные сферы, к которым могут относиться факторы, влияющие на успешность овладения экономической культурой. Факторизация осуществлялась по методу главных компонент. В итоге выделилось три фактора. Общая доля воспроизводимой ими дисперсии переменных - 65%.
Первый фактор мы обозначили «Предпосылка экономической компетентности». Он имеет вес 44% и положительно коррелирует с оценками экономических умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений в области экономики, с показателями, характеризующими качества личности: ответственность, инициативность, исполнительность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, трудолюбие, рациональность, бережливость, предприимчивость, эмпатия. Можно предположить, что прояви-
лась направленность учащихся на продолжение образования в учебных заведениях экономического профиля.
Второй фактор - «Готовность личности к профессиональному самоопределению» (вес 13%) положительно коррелирует с показателями, характеризующими когнитивный, оценочно-рефлексивный, операционально-действенный компоненты готовности личности к профессиональному самоопределению, а также с показателем общей готовности личности к профессиональному самоопределению и оценкой экономических знаний учащихся.
Третий фактор - «Способности к логическому и аналитико-
синтетическому мышлению» (вес 8%) положительно коррелирует с оценками за выполнение теста Амтхауэра (субтесты: «Задачи», «Ряды») и оценкой результатов единого государственного экзамена по математике.
Второй и третий факторы являются предпосылками успешности обучения в целом, они не связаны со спецификой формирования экономической культуры.
Таким образом, на готовность к овладению профессиональными компетенциями оказывают влияние такие факторы, как «Предпосылка экономической компетентности», «Готовность личности к профессиональному самоопределению», «Способности к логическому и аналитико-синтетическому мышлению».
Выделение в качестве первого фактора предпосылки экономической компетентности свидетельствует о его главной роли в комплексе анализируемых показателей и их взаимосвязей. Структура данного фактора включает основные компоненты экономической культуры: деятельностный, эмоционально-
ценностный, личностный. Их можно рассматривать как силы, действующие в одном направлении, которые дополняют друг друга и ведут к успеху в деятельности. Фактор характеризует потенциальные способности учащихся к овладению экономическими компетенциями в профессиональной школе. Положительная корреляция с эмоционально-ценностной составляющей экономической культуры, свойствами личности, выражающими волевые качества, отношение человека к общественно-трудовой деятельности отражает экономически осознанное отношение личности к окружающей действительности, определенный
уровень сформированности мировоззренческой позиции по отношению к экономическим объектам, явлениям, процессам. Тем самым выражает некую внутреннюю личностную составляющую, характеризующую экономическое сознание. В первый фактор с наибольшими факторными весами вошли также показатели, характеризующие деятельностную компоненту экономической культуры школьников. Фактор оказался статистически не взаимосвязан с оценками уровня сформированности экономических знаний. Таким образом, на наш взгляд, этот фактор характеризует способности школьников к овладению экономическими компетенциями. Он может быть проинтерпретирован как проявление синергии во взаимоотношениях деятельностной, эмоционально-ценностной составляющих экономической культуры, качеств личности, важных в сфере экономической деятельности, выражающейся во взаимной направленности этих компонентов на обеспечение успешности овладениями экономическими компетенциями.
Второй фактор вобрал в себя комплекс показателей, характеризующих готовность личности к профессиональному самоопределению и оценку экономических знаний. На наш взгляд, выделение этого фактора свидетельствует о важной роли внутренней готовности личности к построению траектории собственного развития в профессиональном плане в формировании экономической культуры учащихся.
Выявление третьего фактора показывает, что способности к логическому и аналитико-синтетическому мышлению, а также успешность овладения школьниками математикой, имеют большое значение в плане формирования экономической культуры школьников.
Высокий уровень экономической культуры абитуриентов способствует эффективной профессиональной адаптации, формированию социальных и профессиональных компетенций, готовности к профессиональному становлению.
Полезно оценить степень сформированности каждого фактора, влияющего на формирование экономической культуры. Так, в рассматриваемой выборке в ходе диагностирования были получены данные (табл. 1), согласно которым
большинство учащихся обладают низким или средним уровнем сформирован-ности факторов.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня сформированности факторов экономической культуры учащихся
Фактор Уровень сформированности Кол-во учащихся, %
Предпосылка экономической компетентности низкий 17,14
средний 62,86
высокий 20
Готовность личности к профессиональному самоопределению низкий 15,24
средний 68,57
высокий 16,19
Способности к логическому и аналитико-синтетическому мышлению низкий 16,19
средний 66,57
высокий 17,14
Но при этом следует учесть специфику исследуемой выборки - направленность на получение профессионального экономического образования. Возникает вопрос о степени сформированности этих факторов у старшеклассников, не проявляющих интереса к профессиям экономической сферы. Предполагается такое сравнение осуществить.
Выявленные факторы детерминируют наиболее актуальные сферы формирования экономической культуры школьников:
- когнитивную (формирование системы базовых экономических знаний);
- ценностно-ориентировочную (формирование ценностных отношений к объектам, процессам социально-экономической деятельности);
- операционально-деятельностную (формирование опыта решения практических задач репродуктивного, поискового, творческого характера экономической тематики);
- интеллектуальную (развитие логического мышления учащихся);
- сферу профессионального самоопределения (формирование готовности к профессиональному самоопределению).
Результаты исследования актуализируют необходимость комплекса мероприятий, направленного на формирование факторов, обуславливающих успеш-
ность последующей профессиональной подготовки. Особенно это актуально для классов экономического профиля.
Нами предложен комплекс мероприятий для формирования экономической культуры школьников (табл. 2), направленный на создание дополнительных педагогический условий за счет внесения корректив в содержательный и технологический аспекты учебного процесса, а также проведения дополнительных внеучебных мероприятий.
Таблица 2
Комплекс дополнительных учебно-воспитательных мероприятий
для формирования экономической культуры учащихся
Направление Перечень мероприятий
1 2
Учебная работа. Содержательный аспект 1. Включение в содержание учебных дисциплин проблемных экономических ситуаций, требующих активизации мыслительной деятельности учащихся для поиска рационального решения из множества возможных. 2. Включение экономических заданий провокационного характера, требующих обоснования решения не только с помощью математических расчетов экономической эффективности, но и исходя из нравственных ценностей. 3. Увеличение доли математических заданий, направленных на развитие способностей к логическому и аналитикосинтетическому мышлению.
Учебная работа. Процессуальный аспект 1. Внедрение форм обучения, стимулирующих творческую активность учеников, предполагающих возможность альтернативного выбора. 2. Внедрение исследовательских, проектных, игровых методов обучения, направленных на формирование предпосылки экономической компетентности. 3. Подготовка учащихся в области научной организации труда: овладение теоретическими основами, практическими навыками научной организации учебного, общественно-полезного труда.
Внеучебная работа 1. Проведение профориентационной работы, направленной на формирование готовности к профессиональному самоопределению. 2. Включение в содержание классных часов дополнительной информации, расширяющей представление учащихся о профессиях экономико-управленческой сферы; ярких примеров жизненного успеха. 3. Организация трудовой деятельности. 4. Включение в план работы научного общества учащихся проведение научно-практических конференций экономической тематики. 5. Акцентирование внимания учащихся на ценностносмысловых проблемах.
Полученные в ходе факторного анализа результаты дают возможность сформировать систему критериев, лежащих в основе разработки технологии мониторинговых процедур, позволяющих отслеживать динамику формирования экономической культуры учащихся. Кроме этого, своевременное выявление факторов, измерение степени их сформированности, способствует усилению влияния факторов на экономическую культуру школьников.
Библиографический список
1. Алексеев, Н.А. Комплексный мониторинг эффективности опытно-экспериментальной работы в системе дошкольного и общего среднего образования (методические рекомендации) [Текст] / Н.А. Алексеев, В.И. Загвязинский, И.Г. Захарова, О.А. Селиванова, Т.А. Строкова - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 308 с.
2. Видт, Е.И. Образование как феномен культуры: монография [Текст] / Е.И. Видт -Тюмень : Печатник, 2006. - 200 с.
3. Иванова, Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / Е.О. Иванова. // Интернет - журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа : http : // www.eidos.ru / journal / 2007 / 0930 -23. htm.
4. Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников : книга для учителя [Текст] / А.С. Нисимчук. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
Bibliography
1. Alekseev, N.A. Complex Monitoring of Experimental Work Efficiency in the System of Pre-School and General Secondary Education (Methodic Recommendations) [Text] / N.A. Alekseev, V.I. Zagvayzinsky, I.G. Zakharova, O.A. Selivanova, T.A. Strokova. - Tyumen: Publishing House of Tyumen State University, 2007 - 308 p.
2. Ivanova, E.O. Competence Approach in Correlation with Knowledge-Oriented and Culturological / E.O. Ivanova // Internet Journal “Eidos” [Internet Resource]. - Access Mode: www.eidos.ru/ journal / 2007 / 0930 - 23. htm.
3. Nisimchuk, A. S. Economic Education of Senior Pupils: Teacher's Book [Text] / A. S. Nisimchuk. - Moscow: “Prosveshchenie”, 1991 - 160 p.
4. Slastenin, V.A. Pedagogics [Text]: Text-book for Senior Students / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiaynov. - Moscow: “Akademia” Publishing Center, 2007 - 576 p.
5. Vidt, E.I. Education as a Cultural Phenomenon: Monograph [Text] / E.I. Vidt. - Tyumen: “Pechatnic”, 2006 - 200 p.