Научная статья на тему 'Методы формирования этической культуры у детей младшего школьного возраста'

Методы формирования этической культуры у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

В статье поднимается проблема формирования этической культуры. Предлагаются оптимальные методы формирования этической культуры у детей младшего школьного возраста и пути их применения в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы формирования этической культуры у детей младшего школьного возраста»

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...

- больше двух раз за одно и то же достижение;

- из-за жалости;

- из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, далеко не всегда становится любимым. Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще.

В нашей работе мы крайне редко использовали осуждения. Что же может заменить данный метод? Ведь не всегда идет гладко работа в школе, бывают и неприятности. Если мы начнем читать моральные нотации, то вряд ли чего добьемся, ребенок еще сильнее отдалится от нас. Во-первых, мы старались понять мотивы поступка ребенка. Не всегда все то, что лежит на поверхности является правдой, бывают и скрытные мотивы. Тактом и деликатностью старались выяснить цель совершенных действий младшего школьника. Ставили себя на его место и предлагали ребенку поставить себя на место учителя. Как бы он поступил, что бы он предпринял, чтобы не возникало таких неприятных моментов? Пусть он сам, но с вашей помощью решит, как стоит поступить в данном случае. Не ставили себя выше ученика, в позицию ученик-учитель, мы были для него другом, товарищем и только таким подходом добивались уважения в глазах детей. Однако, это результативно лишь на стадии когда коллектив сформировался. Тогда же, когда это всего лишь группа людей, где каждый сам за себя, такая позиция учителя не всегда применима. На первоначальных стадиях развития коллектива педагогу молено использовать и авторитарный стиль поведения. Но опять здесь должна быть мера и не стоит «перегибать палку». Признание педагога учениками самое приятное и главное для нас.

В чувашской народной педагогике использование осуждений также отличается многообразием, многие из них получили применение в нашем исследовании. Оно включает в себя индивидуальное осуждение, осуждение в присутствии товарищей, лишения детей некоторых удовольствий. Осуждение проводится в различных формах. В иных случая в использовании данного метода имеются элементы угрозы, в других случаях, не разбирая последствий того или иного поступка, просто осуждают ребенка, совершившего плохой поступок. Так, например, известна поговорка, содержащая осуждение: «Сет шале таканман, чёлём туртма вёреннё» - «Еще не выпали молочные зубы, а уже выучился курить». В осуждении родителей встречаются выражени такого рода: «Сын ачи пек пулмарар» - «Вы не как дети других». В данном случае родители разбирают какой-либо поступок детей и, порицая их, ставят им в пример их же товарищей, чаще всего ровесников. В иных случаях осуждение по адресу детей постарше содержит даже элемент проклятья: «Пархатар курмар» - «Не увидишь добра» (в значении: «не будешь добрым, благонравным»). Нередко осуждая какого-либо ребенка за его поступки в присутствии товарищей, говорят, обращаясь к ним: «Малашне те 9аплах юлсан, ашшё-амашне нумай йёртё-ха вал. Ун пек ан пулар» -«Останется таким же, он еще много раз заставит родителей слезы лить. Не будьте такими».

К осуждениям учителям, в нашей учебно-воспитательной работе, приходилось прибегать в тех или иных педагогических ситуациях, но каждый раз они задумывались над тем, как нельзя этого делать, и в этом отношении вывели для себя множество рекомендаций, среди которых важнейшие сводились к следующим:

- осуждение не должно вредить здоровью - ни физически, ни морально;

- если есть сомнение: стоит или не стоит применять осуждение, то следует его избежать;

- за один раз — одно осуждение (если даже одновременно было совершено несколько проступков);

если время упущено, то запоздало осуждать не следует.

Анализ научно-методической литературы показал, что учителю следует придерживаться ряда условий при применении одобрений и осуждений:

Не переоценивать значение этих методов в процессе воспитательной работы. В хорошо воспитанных учебных коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без осуждений вообще.

Их использование эффективно только в комплексе с убеждением (переубеждением), поручением (упражнением), примером, требованием.

Ведущим должен быть метод одобрения, вспомогательным - осуждение. Это помогает сформировать определенную линию: постоянно опираться на те лучшие качества личности школьника, которые есть в нем, развивать эти качества, проектируя постепенно новые, еще более ценные.

Они должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуацию. Такт в одобрении и осуждении - необходимый элемент. Нужно стимулировать школьника давать самооценку своему поведению.

Осуждение применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом.

IV группа методов воспитания - методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения, которые помогали изучить уровень сформированности этической культуры младших школьников. К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за детьми, устный контроль (индивидуальный и фронтальный опрос), письменный контроль (сочинения, творческие работы и т. п.), тестовый контроль, анализ результатов общественно-полезной деятельности, самоконтроль учащихся.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что применение методов воспитания должно согласовываться с условиями протекания педагогического процесса, с конкретными жизненными ситуациями.

Как показало наше исследование, у педагогов нет ни хороших, ни плохих методов формирования этической культуры. Все методы находят применение, как в урочное, так и во внеурочное время. Все зависит от реально поставленной педагогом цели. Чем глубже педагог понимает причины, по

МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ...

которым следует использовать тот или иной метод формирования этической культуры, тем правильнее намечает пути воспитания.

Библиографический список

1. Подласын, И. П. Педагогика [Текст]: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2 - 256 с.

УДК 37.016: 33

Торсунова Элина Рафаэльевна

Преподаватель кафедры общих гуманитарных, социально-экономических н естественнонаучных дисциплин Пермского института экономики и финансов, [email protected], Пермь

МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Torsunova Elina Rafaelevna

Lecturer of the chair ofnatural-science and mathematical disciplines, Perm Institute of Economics and Finance, [email protected], Perm

MONITORING OF FACTORS FORMING ECONOMIC CULTURE OF SENIOR PUPILS

В настоящее время общество переживает переход в новую культурную эпоху - постиндустриальную, доминирующим субъектом которой является человек с автономно-гуманистическим типом сознания. Личность нового типа характеризуется наличием рефлексивного сознания, основанного на нравственных, гуманистических ценностях, способностью осуществлять ответственный выбор в сложных ситуациях [2].

В связи с этим наблюдаются важные изменения в образовательной стратегии. В частности они связаны со значительным расширением содержания образования. Если ранее оно сводилось к системе научных знаний, умений и навыков, то в настоящее время доминирует представление о содержании образования как о педагогически адаптированном социальном опыте. Речь идет о сформированном человечеством опыте материальной и духовной деятельности, составляющим всю отечественную и мировую культуру.

Такое видение содержания образования соответствует культурологическому подходу в образовании, согласно которому содержание образования — «педагогически адаптированная культура в целом» [2, с. 8], цель образования — «приобщение к культуре», а учебный процесс направлен на «приобретение учеником опыта различных видов деятельности и отно-

щений» [3, с. 3]. Актуальной задачей школы является формирование общей культуры личности.

По мнению многих исследователей в области педагогики, составной и существенной частью общей культуры выступает экономическая культура [1; 4; 6]. О необходимости формирования экономического сознания в образовательном процессе пишет И. В. Видт [2, с. 153].

Современные социально-экономические условия выдвигают требования к формированию личности, готовой к эффективному экономическому поведению. В период развития рыночных отношений экономическое образование становится особенно актуальным. Поэтому оно должно рассматриваться как необходимое направление общего образования. Экономическое образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания, результатом которого является формирование экономической культуры школьников.

В настоящее время в средней школе реализуются различные подходы к экономическому образованию учащихся:

- академический, согласно которому школьное экономическое образование рассматривается как упрощенное высшее и предполагает освоение учащимися системы экономических понятий и концепций;

- практикоориентированный, в рамках которого сведения об экономике передаются учащимся в виде практических рекомендаций, направленных на формирование навыков эффективного поведения в хозяйственной жизни;

- культурологический, в соответствии с которым целью экономического образования является формирование «представлений об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности» [6, с. 319], при этом акцентируются ценностные ориентации как фактор адекватного поведения в реальной экономической жизни.

Из выше сказанного следует, что и академический, и практикоориентированный подходы являются однонаправленными. Наиболее приемлемым в плане экономического образования является культурологический подход, поскольку наиболее полно решает задачу социализации личности.

Уже со школьной скамьи необходимо формирование навыков эффективного экономического поведения - умений действовать в ситуациях постоянного выбора из ограниченных ресурсов с целью удовлетворения собственных потребностей, потребностей семьи, общества. При этом существенной является проблема стоимости собственного выбора. Рациональное экономическое поведение предполагает поиск оптимального решения, состоящего в минимизации расходов и максимизации прибыли. Но при этом возникает другая проблема - не затрагивает ли полученное решение интересов других людей. Насколько собственное экономическое поведение соответствует нравственным принципам. В связи с этим и возникает необходимость акцентирования эмоционально-ценностного и личностного компонентов.

Таким образом, целью экономического образования в средней школе является формирование экономической культуры школьников. Высокий

МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ...

уровень экономической культуры обуславливает социальную защищенность, экономическую свободу, является необходимым атрибутом конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.

А. С. Нисимчук вводит понятие «экономическая культура подростка» как «качественную характеристику участия школьников в решении экономических задач, связанных с деятельностью ученического коллектива, уровня их экономических знаний, навыков и умений элементарного хозяйствования, развитости экономического мышления и сознания». Также он отмечает, что «экономически культурный работник обладает высоким уровнем разумных потребностей, развитым экономическим мышлением, умением выявлять резервы, производить больше продукции, лучшего качества и с меньшими затратами, определять наиболее эффективные пути решения производственных задач, рационально использовать материальные ресурсы, свое рабочее время» [4, с. 44].

В Современном экономическом словаре приводится следующее определение: «экономическая культура - система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.» [5, с. 478].

Экономическая культура личности включает: экономические знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения в сфере экономики, качества личности, важные для экономической деятельности. Можно выделить четыре составляющие экономической образованности: когнитивную, деятельностную, эмоционально -ценностную, личностную.

Изучение экономики в старших классах ориентировано на «...развитие способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение, способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях; воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности» [7]. Экономическая культура является необходимым условием формирования общеобразовательных социальных компетенций в средней школе, а также социальных компетенций, являющихся универсальными для всех специальностей, в профессиональной школе, А для студентов экономико-управленческих специальностей экономическая культура является также условием формирования профессиональной компетентности.

Таким образом, на современном этапе возникает проблема, связанная с расширением содержания образования. Можно выделить два аспекта этого изменения. Первый аспект связан с добавлением все новых направлений общего образования: правовое, экологическое, политическое, экономическое и пр. Второй аспект детерминирован дополнением традиционного пони-

мания структуры содержания образования, в том числе, экономического. Учащимся необходимо не только усвоить экономические знания, умения и навыки действовать по алгоритму, но и умения принимать нестандартные решения в новых, проблемных, неоднозначных экономических ситуациях. Также у школьников необходимо формировать опыт эмоционально-цеиност-ных отношений в сфере экономики, положительные экономические качества личности: трудолюбие, рациональность, бережливость, предприимчивость, эмпатию. Оптимальному решению этой проблемы способствует исследование факторов, определяющих эффективность образования. В частности, возникает задача определения факторов, обуславливающих формирование экономической культуры личности.

Нами было проведено исследование с целью выявления структуры факторов, обуславливающих успешность обучения недавних выпускников школ в экономическом колледже. В эксперименте приняли участие 105 студентов АНО ВПО «Финансово-экономический колледж». Выборка состояла из студентов I курса, которые только что поступили в колледж. Это значит, что оценивается результат школьного образования. Набор показателей определялся так, чтобы представить все основные сферы к которым могут относиться факторы, влияющие на успешность овладения экономической культурой. Факторизация осуществлялась по методу главных компонент, В итоге выделилось три фактора. Общая доля воспроизводимой ими дисперсии переменных - 65%.

Первый фактор мы обозначили «Предпосылка экономической компетентности». Он имеет вес 44% и положительно коррелирует с оценками экономических умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений в области экономики, с показателями, характеризующими качества личности: ответственность, инициативность, исполнительность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, трудолюбие, рациональность, бережливость, предприимчивость, эмпатия. Можно предположить, что проявилась направленность учащихся на продолжение образования в учебных заведениях экономического профиля.

Второй фактор - «Готовность личности к профессиональному самоопределению» (вес 13%) положительно коррелирует с показателями, характеризующими когнитивный, оценочно-рефлексивный, операционально-действенный компоненты готовности личности к профессиональному самоопределению, а также с показателем общей готовности личности к профессиональному самоопределению и оценкой экономических знаний учащихся.

Третий фактор - «Способности к логическому и аналитико-синтетичес-кому мышлению» (вес 8%) положительно коррелирует с оценками за выполнение теста Амтхауэра (субтесты: «Задачи», «Ряды») и оценкой результатов единого государственного экзамена по математике.

Второй и третий факторы являются предпосылками успешности обучения в целом, они не связаны со спецификой формирования экономической культуры.

Таким образом, на готовность к овладению профессиональными компетенциями оказывают влияние такие факторы, как «Предпосылка экономической компетентности», «Готовность личности к профессиональному самоопределению», «Способности к логическому и аналитико-синтетичес-кому мышлению».

Выделение в качестве первого фактора предпосылки экономической компетентности свиде тельствует о его главной роли в комплексе анализируемых показателей и их взаимосвязей. Структура данного фактора включает основные компоненты экономической культуры: деятельностный, эмоционально-ценностный, личностный. Их можно рассматривать как силы, действующие в одном направлении, которые дополняют друг друга и ведут к успеху в деятельности. Фактор характеризует потенциальные способности учащихся к овладению экономическими компетенциями в профессиональной школе. Положительная корреляция с эмоционально-ценностной составляющей экономической культуры, свойствами личности, выражающими волевые качества, отношение человека к общественно-трудовой деятельности отражает экономически осознанное отношение личности к окружающей действительности, определенный уровень сформированности мировоззренческой позиции по отношению к экономическим объектам, явлениям, процессам. Тем самым выражает некую внутреннюю личностную составляющую, характеризующую экономическое сознание. В первый фактор с наибольшими факторными весами вошли также показатели, характеризующие деятельностную компоненту экономической культуры школьников. Фактор оказался статистически не взаимосвязан с оценками уровня сформированности экономических знаний. Таким образом, на наш взгляд, этот фактор характеризует способности школьников к овладению экономическими компетенциями. Он может быть проинтерпретирован как проявление синергии во взаимоотношениях деятельностной, эмоционально-ценностной составляющих экономической культуры, качеств личности, важных в сфере экономической деятельности, выражающейся во взаимной направленности этих компонентов на обеспечение успешности овладениями экономическими компетенциями.

Второй фактор вобрал в себя комплекс показателей, характеризующих готовность личности к профессиональному самоопределению и оценку экономических знаний. На наш взгляд, выделение этого фактора свидетельствует о важной роли внутренней готовности личности к построению траектории собственного развития в профессиональном плане в формировании экономической культуры учащихся.

Выявление третьего фактора показывает, что способности к логическому и аналитико-синтетическому мышлению, а также успешность овладения школьниками математикой, имеют большое значение в плане формирования экономической культуры школьников.

Высокий уровень экономической культуры абитуриентов способствует эффективной профессиональной адаптации, формированию социальных и профессиональных компетенций, готовности к профессиональному становлению.

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.