Научная статья на тему 'Информационная компетентность старшеклассников в условиях социокультурных изменений'

Информационная компетентность старшеклассников в условиях социокультурных изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / MODEL OF SENIOR PUPILS' INFORMATION COMPETENCE FORMING / COMPETENCE / COMPETENCY / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Александровна

В данной статье говорится о различных подходах к определению информационной компетентности, ее компонентах, критериях и уровнях. Уделяется внимание особенностям информационной компетентности старшеклассников в условиях социокультурных изменений. Описана модель формирования информационной компетентности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior Pupils' Information Competence Under the Conditions of Socio-Cultural Changes

The article deals with various approaches to the definition of information competence, its components, criteria and levels. Special attention is paid to the peculiarities of senior pupils' information competence under the conditions of socio-cultural changes.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность старшеклассников в условиях социокультурных изменений»

УДК 373.1.013 ББК 74.202.5

Новикова Елена Александровна аспирант г. Смоленск Novikova Elena Alexandrovna

Post-graduate

Smolensk

Информационная компетентность старшеклассников в условиях социокультурных изменений Senior Pupils’ Information Competence Under the Conditions of Socio-Cultural Changes

В данной статье говорится о различных подходах к определению информационной компетентности, ее компонентах, критериях и уровнях. Уделяется внимание особенностям информационной компетентности старшеклассников в условиях социокультурных изменений. Описана модель формирования информационной компетентности старшеклассников.

The article deals with various approaches to the definition of information competence, its components, criteria and levels. Special attention is paid to the peculiarities of senior pupils’ information competence under the conditions of socio-cultural changes.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационная компетентность, модель формирования информационной компетентности старшеклассников.

Key words: competence, competency, information competence, model of senior pupils’ information competence forming.

Современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как

завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и морали. Базовым ресурсом становится информация, это неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения не только к самой информации, но и к умению ее добывать, обрабатывать и использовать.

Скорость происходящих перемен, постоянное появление новых технологий, быстрое изменение требований рынка труда и быстрое изменение требований к характеру трудовых операций, к компьютерной грамотности работников приводит к тому, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности.

Это требует от личности нетрадиционных методов решения нестандартных ситуаций, представления обществу качественно иного интеллектуального продукта.

В современном обществе востребованы выпускники школы, которые способны:

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

— самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

— грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявлениям решения новых проблем);

— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. [6].

Все вышеупомянутые знания и умения должны быть получены в рамках достижения целей обучения, получения квалификации, которой овладели учащиеся к концу обучения.

В условиях социокультурных изменений в основу обновления содержания общего образования положен компетентностный подход, целевую установку которого отражает ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах (А.В. Хуторской, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя).

Основными категориями компетентностного подхода выступают «компетенция» и «компетентность» в разном их соотношении друг с другом. В научной литературе понятия «компетенция» и «компетентность» в большинстве случаев различаются.

Понятие «компетенция» Э.Ф.Зеер трактует, круг прав, обязанностей, область задач, на которые распространяются полномочия. Несколько иначе трактует понятие «компетенция» С.Е.Шишов: как «возможность установления связи между знанием и ситуацией; способность обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы»[10].

Компетентность определяется по мнению Э.Ф.Зеера как глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

В свою очередь С.Е.Шишов считает, что компетентность является комплексной, интегративной характеристикой личности, включающей когнитивную, операционально-деятельностную, мотивационную, этическую составляющие и эмоционально-ценностное отношение к деятельности [10].

Отметим, что, согласно устоявшимся в педагогической науке представлениям, информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей (с точки зрения важности для успешной социализации личности).

Поэтому, формирование компетентности старшеклассников в сфере информационной деятельности представляет собой длительный процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению новых. Этот процесс протекает в условиях трансформации информационного поведения школьника, интеграции информационной и учебнопознавательной сфер деятельности. Однако, по нашему мнению, информационная компетентность является одной из наиболее значимых среди других компетентностей, поскольку информация формирует материальную среду жизнедея-

тельности человека, определяет его социокультурную жизнь, служит основным средством реализации межличностных отношений.

В связи с этим необходимо обеспечить формирование у старшеклассников ключевых компетентностей, которые им необходимы для успешной самореализации и адаптации в социокультурной среде.

Наличие у учащихся ключевой информационной компетентности является необходимым условием эффективности учебной деятельности в школе, а затем и в вузе, что позволяет рассматривать формирование информационной компетентности как приоритетную задачу современной школы, а следовательно и как актуальное направление научных исследований.

Анализ различных подходов к трактовке понятия «информационная компетентность» показывает, что данное понятие на сегодняшний день не является однозначно определенным. Информационную компетентность рассматривают, с одной стороны, как составляющую профессиональной компетентности, а с другой стороны, как составляющую информационной культуры личности.

Так, например, О.Н.Беришвили считает, что информационная компетентность - это совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных качеств субъекта, позволяющая ему достигать высоких результатов в профессиональной деятельности в условиях быстрого изменения информационной инфраструктуры организации в единстве с глобальными тенденциями информационного по ведения человека [1].

Ряд исследователей: Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова,

И.Л.Скипор, Ю.С.Зубов категорию «информационная компетентность» рассматривают во взаимосвязи с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности.

В свою очередь Нахметов И.Н. определяет понятие «информационная компетентность старшего школьника» как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к ней [8].

Опираясь на мнение Нахметова И.Н., мы в своем исследовании рассматриваем информационную компетентность как составляющую информационной культуры личности, которая, в свою очередь, связана с общей культурой личности.

По нашему мнению информационная компетентность старшеклассника - это готовность личности применять накопленные знания, проявляющаяся в способности овладевать и критически перерабатывать информацию, гибко адаптироваться в постоянно изменяющихся жизненных ситуациях с целью саморазвития и самоопределения в условиях социокультурных изменений.

Исходя из того, что компетентность - это не только владение компетенциями, но и личностное отношение человека к предмету деятельности и опираясь на теорию организации содержания образования[6] мы выделили следующие компоненты информационной компетентности старшеклассника: когнитивный, алгоритмический, ценностный.

Когнитивный компонент предполагает усвоение школьниками системы информационно-познавательных знаний, а также готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями В данный компонент мы включили знания о составе, функциях и возможностях использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебной деятельности; аппаратных и программных средствах, необходимых для реализации учебного процесса; алгоритмы поиска, обработки и хранения информации; алгоритмы освоения пакетов прикладных программ. При этом под системой информационно-познавательных знаний понимается целостность взаимосвязанных элементов знаний информационно-познавательной направленности, способных образовывать новое интегративное знание и позволяющих адекватно действовать в стандартных и нестандартных учебных ситуациях.

Алгоритмический компонент предусматривает овладение старшеклассниками основными алгоритмами работы с информацией, использование их в учебной деятельности; умение создавать новые алгоритмы решения нестандартных задач при работе с информацией; развитие самостоятельности и твор-

ческой активности. Старшеклассники должны уметь осуществлять поиск и обработку информации, применять компьютерные и телекоммуникационные средства в своей учебной деятельности.

Ценностный компонент связан с пониманием старшеклассником роли информационных технологий в различных областях человеческой деятельности; формированием у него ценностного отношения и познавательного интереса к информационно-коммуникационной деятельности; стремлением к приобретению информационно-познавательных знаний, умений и навыков. Определяет уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде, и уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в учебно-познавательной деятельности.

Рассматривая структуру информационной компетентности старшеклассника как единство ее компонентов, можно оценить степень её сформированно-сти по следующим критериям: ценностно-смысловой, деятельностно -

алгоритмический, рефлексивный. Каждый критерий формируется следующими показателями:

1. Ценностно-смысловой:

a. Интенсивность информационных потребностей, которая характеризует частоту предпринимаемых усилий для получения необходимой информации;

b. Интерес к информационной деятельности, определяющий мотивационно-ценностное отношение к овладению информационной компетентностью.

c. Адаптация в постоянно изменяющихся жизненных ситуациях.

2. Деятельностно-алгоритмический:

a. Полнота и действенность знаний, выраженные в овладении содержанием информационных знаний и алгоритмами информационных умений;

b. Критичность мышления, характеризующая степень владения анализом предъявляемой информации, ориентированными на понимание скрытой со-

ставляющей информации;

3. Рефлексивный:

а. Рефлексия деятельности, раскрывающая уровень владения учащимися способами самоконтроля, самоанализа, самооценки, а также оценки и анализа своей информационной деятельности и её результатов.

Степень развития этих показателей у конкретного школьника и будет определять его компетентность. Приведенные критерии и показатели сформиро-ванности информационной компетентности служат исходными данными для определения уровней развития этого качества у старшеклассников. Таким образом, можно выделить четыре взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности старшеклассника: первоначальный, алгоритмический, эвристический и творческий.

Первоначальный уровень сформированности информационной компетентности отличается слабо выраженными степенью интенсивности информационных потребностей и интересом к информационной деятельности, знания характеризуются поверхностью, действенность знаний отличается низкой степенью мобильности, критическое мышление сформировано частично, наблюдается неосознанный уровень рефлексии деятельности.

Информационная компетентность старшеклассника сформирована на алгоритмическом уровне, если фиксируется средняя степень интереса к информационной деятельности, интенсивность носит стихийный характер, проявляющийся на уровне любознательности, степень полноты знаний - частичная, действенность знаний характеризуется проявлением элементов самостоятельного поиска алгоритмов информационной деятельности, критичность мышления проявляется в отдельных ситуациях, рефлексия деятельности отличается частичным уровнем осознанности.

Эвристический уровень отличается достаточной степенью интенсивности информационных потребностей, интереса к информационной деятельности, полноты знаний, действенностью знаний, характеризующейся, в основном, проявлением самостоятельных путей информационной деятельности, достаточ-

ной степенью сформированности критичности мышления, осознанным уровнем деятельности.

Для творческого уровня сформированности информационной компетентности старшеклассника характерны сильно выраженная степень интенсивности информационных потребностей и интереса к информационной деятельности, высокая степень полноты и действенности знаний, характеризующаяся проявлением полной самостоятельности в информационной деятельности, критичность мышления, рефлексия деятельности на уровне управления ситуацией.

Следует сказать, что информационная компетентность развивается, переходя от одного уровня к другому. При этом каждый раз её состояние можно диагностировать, исходя из соответствия структуры и содержания информационных знаний и умений определенному уровню развития. По мере продвижения школьника от уровня к уровню формируется новое мышление и как результат -информационная компетентность старшеклассника.

Информационная компетентность рассматривается нами как составляющая информационной культуры личности. Формирование информационной компетентности старшеклассников возможно через моделирование процесса, определяемого методологическими подходами. Методологической основой нашего исследования стал комплексный подход. Сущность комплексного подхода позволяет осуществить исследование процесса формирования информационной компетентности старшеклассников и построить модель данного процесса.

Результатом нашего теоретического исследования явилось построение модели формирования информационной компетентности старшеклассников. Мы опирались на точку зрения профессора Н.Я. Яковлевой, остановив свой выбор на структурно-функциональной модели. Разработанная модель процесса формирования информационной компетентности старшеклассников детерминирована целью исследования. Это позволяет проследить процесс формирования информационной компетентности как целостной системы, так и различных сторон изучаемого явления через функциональные связи между ее блоками.

Предлагаемая нами модель рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных блоков: целевой, включающий цель и педагогические принципы формирования информационной компетентности личности; содержательный, характеризующий структуру информационной компетентности старшеклассника; организационный, характеризующий формы, методы и средства, используемые для формирования информационной компетентности; результативный, характеризующий критерии и уровни сформированности информационной компетентности старшеклассников (рисунок 1).

Предложенная структурно-функциональная модель реализуется на каждом этапе формирования информационной компетентности старшеклассников и предполагает подбор содержания педагогического воздействия на протяжении всего образовательного процесса в соответствии с изменением уровня информационной компетентности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что успешное функционирование модели формирования информационной компетентности старшеклассника возможно при реализации совокупности педагогических условий: применение педагогических технологий на основе личностно-ориентированного педагогического процесса; использование алгоритмического метода обучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся за счет применения в процессе обучения активных методов и заданий творческого характера, способствующих активной самореализации личности в ее информационной учебно-познавательной деятельности; использование новых информационных технологий в информационной учебно-познавательной деятельности учащихся на старшей ступени общего образования в целях их самосовершенствования.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Целевой блок

Цель: формирование информационной компетентности старшеклассников Педагогические принципы: целостности, преемственности, непрерывности, индивидуализации,

диффенцированного обучения

Содержательный блок

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ]

__________1 I ^_________

Когнитивный компонент ) [ Алгоритмический компонент [Ценностный компонент

Система информационнопознавательных знаний

Система алгоритмов работы с информацией

Ценностное отношение, Мотивационные побуждения, Саморегуляция личности, Гибкая адаптация

Организационный блок

Организация процесса формирования информационной компетентности

* |

1 _ _ >1 _ 1

Формы Методы Средства

лекции алгоритмиче ский компьютер

семинары эвристический интернет

практикумы исследовательский системы мультимедиа

консультации

учебно-методическое обеспечение

и

Результативный блок

Критерии

г

-----------^ т I----_

Рефлексивный 1Г Деятельностно-алгоритмический ][ Ценностно-смысловой

Рефлексия

деятельности

!1Е

Полнота и действенность знаний

и:

Интенсивность

информационных

потребностей

Критичность мышления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тг

Интерес к информационной деятельности

Уровни

[ Творческий [ Эвристический ' Алгоритмиче ский

~ 5

Первоначальный

Результат: сформированная информационная компетентность

Педагогические условия: Применение педагогических технологий на основе личностноориентированного педагогического процесса, Использование алгоритмического метода обучения, Применение информационных технологий, Использование заданий творческого характера

Рис. 1. Модель формирования информационной компетентности старшеклассника

Совокупность данных условий способствует реализации разработанной модели формирования информационной компетентности старшеклассников, что подтверждено во время проведения опытно-экспериментальной работы.

Библиографический список

1. Беришвили О.Н. Подготовка студентов сельскохозяйственного ВУЗа к использованию компьютеров в будущей деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2000. -

с.17.

2. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие - 2-е изд., перераб. / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И. Л. Скипор, Г.А. Стародубова — М.: Школьная библиотека. 2003. — с.296.

3. Дахин А.Н. компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? /

A.Н.Дахин // Народное образование. - 2004. - №4. - с.136- 144.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2003. - с.384.

5. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. -М.: 1994. - с.5-11.

6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995

7. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах /

B.В.Краевский, А.В.Хуторской // Педагогика. - 2003. - №2. - с.3-10

8. Нахметов И.Н. Интернет-поддержка учебного процесса как фактор становления ключевой информационной компетентности старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - с.10.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции / А.В.Хуторской // Народное образование. -2003. - №5. - с.55-60.

10. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте проблемы качества образования /

C.Е.Шишов, В.А.Кальней // Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998 - с.78-107.

Bibliography

1. Berishvili, O.N. Preparation of Higher Agricultural School Students to Use of Computers in Their Future Activity: Abstract .. .Cand.of Ped. - Samara, 2000. - 17 p.

2. Dakhin, A.N. Competency and Competence: How Many do the Russian Schoolchildren Have? / A.N.Dakhin // National Education. - 2004. - №4. - 136-144 p.

3. Gendina, N.I. Formimg of a Person’s Information Culture in Libraries and Higher Educational Establishments: Study Guide - 2-d Ed., Corrected / N.I.Gendina, N.I.Kolkova, I.L.Skipor, G.A.Starodubova - M.: School Library. 2003. - 296 p.

4. Khutorskoy, A.V. Key Competences / A.V.Khutorskoy // National Education. - 2003. -№5. - 55-60 p.

5. Klarin, M.V. Innovation in World Pedagogics. - Riga, 1995

6. Kraevsky, V.V. Subject and General Subject in Educational Standards / V.V.Kraevsky, A.V.Khutorskoy // Pedagogics. - 2003. - №2. - 3-10 p.

7. Nakhmetov, I.N. Internet in Educational Process as a Factor of Forming Key Information Competence of Senior Schoolchildren: Synopsis .Cand.of Ped. - Saint Petersburg, 2006. - 10 p.

8. Shishov, S.E. Competence Notion in the Context of Education Quality Problem / S.E.Shishov, V.A.Kalney // Monitoring of Education Quality at School. - М., 1998 - 78-107 p.

9. Zimnyaya, I.A. Pedagogical Psychology / I.A. Zimnyaya. - M.: «Logos» Publishing Centre, 2003. - 384 p.

10. Zubov, Ju.S. Informatization And Information Culture // Problems of Information Culture: Collected Works. - M.: 1994. - 5-11 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.