Научная статья на тему 'О диагностике уровня развития гуманитарной культуры будущих учителей математики'

О диагностике уровня развития гуманитарной культуры будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ / CULTURE IN THE HUMANITIES / CRITERIA OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF CULTURE IN THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Екатерина Пурбуевна

В статье предложены критерии уровня развития гуманитарной культуры будущего учителя математики, рассматриваются уровни развития гуманитарной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On diagnostics of the development of level of culture in the Humanities in the future teachers of mathematics

In the article criteria of the development level of culture in the Humanities in the future teachers of mathematics have been proposed, students ’ levels of development of culture in the Humanities are considered.

Текст научной работы на тему «О диагностике уровня развития гуманитарной культуры будущих учителей математики»

ность, когда педагог для осужденного становится «значимым другим», оказывая преобразующее влияние на последнего.

Таким образом, общеобразовательное обучение осужденных способно обеспечить пенитенциарную тенденцию развития личности осужденного, если будет разработана и внедрена гуманистическая модель обучения, предполагающая пенитенциарно ориентированное содержание обучения, личностно-ориентированную систему методов обучения и воспитания, достижение другодоминантности между педагогом и осужденным.

Литература

1. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. - Рязань, 1993.

3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2007.

Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ. Тел. 8 (3012) 21-97-57.

Лаврина Роза Николаевна, учитель математики, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3, аспирант кафедры алгебры БГУ, e-mail: [email protected].

Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, Ulan-Ude, ph. 8 (3012) 21-97-57.

Lavrina Roza Nikolaevna, teacher of mathematics, evening (shift) secondary school №3, postgraduate student, department of algebra, Buryat State University, Ulan-Ude, email: [email protected].

УДК 378:51 © Е.П. Миронова

О диагностике уровня развития гуманитарной культуры будущих учителей математики

В статье предложены критерии уровня развития гуманитарной культуры будущего учителя математики, рассматриваются уровни развития гуманитарной культуры студентов.

Ключевые слова: гуманитарная культура, критерии уровня развития гуманитарной культуры.

E.P. Mironova

On diagnostics of the development of level of culture in the Humanities in the future teachers of mathematics

In the article criteria of the development level of culture in the Humanities in the future teachers of mathematics have been proposed, students' levels of development of culture in the Humanities are considered.

Keywords: culture in the Humanities, criteria of the level of development of culture in the Humanities.

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема подготовки специалиста, имеющего потребность в непрерывном культурном развитии. Одним из путей решения данной проблемы может являться гуманитаризация образования, в частности математического. Задача гуманитаризации математического образования - это приближение математической деятельности к самому человеку, к естественным для него формам и существу деятельности. Приняв за основу значение владения математическими знаниями в развитии личности, можно решить задачу организации обучения студентов математике, способствующей развитию компонентов гуманитарной культуры.

Модель развития гуманитарной культуры студентов в процессе изучения математики включает в себя следующие компоненты: 1) целевой (цель, задачи); 2) содержательный; 3) процессуальный; 4) технологические принципы, функции, формы и методы, педагогические условия, подходы; 5) диагностика; 6) результат [1].

В качестве критериев развития гуманитарной культуры выбираются: 1) информационный (уровень общекультурных знаний); 2) рефлексивный (уровень сформированности рефлексивного отношения к общекультурным знаниям, своей деятельности, к себе как субъекту деятельности); 3) деятельностный (уровень использования общекультурных знаний в самообразовательной деятельности); 4) коммуникативный (уровень развития коммуникативного компонента гуманитарной культуры); 5) конатив-ный (уровень стремления студента к самосовершенствованию) [2]. Каждый критерий был раскрыт через показатели.

Показателем информационного критерия является объем знаний об определенных терминах и понятиях, именах и фактах, связанных с математикой, культурой, предметными знаниями.

Коммуникативный критерий характеризуется следующими показателями: умение выслушать партнера, воспринять другую точку зрения, выработать совместно новый подход к решению проблемы; умение взаимодействовать в группе, терпимость, готовность к компромиссу; умение ясно, логично и последовательно выражать свои мысли, выразительность и грамотность речи; владение диалогической формой общения и культура речи.

Показателями сформированности деятельностного компонента являются способность самостоятельно определить и осуществить разные виды деятельности, осмысление знаний и умение применить их на практике.

Рефлексивный критерий может быть описан следующими показателями: умение интерпретировать, оценивать общекультурные знания; умение выявлять собственные проблемы, связанные с недостатком общекультурных знаний, умений, навыков, личностных качеств; умение фиксировать «знание о незнании и неумении»; умение запрашивать недостающую информацию.

Таблица 1

Модель развития гуманитарной культуры в процессе изучения математики

ЦЕЛЬ

Развитие гуманитарной культуры студентов в процессе изучения математики

ЗАДАЧИ

1) расширить и углубить знания студентов о гуманитарной культуре, ее компонентах;

2) выявить исходный уровень гуманитарной культуры студентов;

3) развивать у студентов умение оформлять свои мысли, обмениваться ими, запрашивать недостающую информацию с помощью вопросов;

4) развивать у студентов речь - важный компонент гуманитарной культуры;

5) развивать у студентов умение управлять самообразовательной деятельностью, умение осознавать необходимость самообразования;

6) использование прикладной направленности курса математики, историзма, объектов, процессов, явлений, отношений и ситуаций реальной действительности и соответствующих им математически формализуемых предметных моделей, содержательной и методологической связи курса математики с практикой, в том числе производством, техникой и т. д., а также межпредметных связей математики с другими учебными дисциплинами;

7) создание комфортной среды на занятиях математикой, способствующей активности, интересу к изучению математики.

ПОДХОДЫ Личностноориентированный, личност-но-деятельный, коммуникативный

ПРИНЦИПЫ

научности, системности, гуманизации, дифференциации и индивидуализации, вариативности, синергетики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1) формирование у студентов общеобразовательного и глобального кругозора;

2) пополнение содержания математического образования культурологическим материалом;

3) реализация личностноориентированного, личностно-деятельностного, коммуникативного подходов к организации учебно-воспитательного процесса;

4) создание комфортной среды на занятиях по математике, предполагающей необходимую гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса с целью целенаправленного формирования у студентов основ гуманитарной культуры;

5) формирование активной позиции студента в выборе и осуществлении самообразовательной деятельности.

г

3

СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ МЕТОДЫ

Информацион- Массовые (лекция, наблюдение, анке-

ный, рефлексив- практические и семи- тирование, тести-

ный, деятельно- нарские занятия); груп- рование, опрос,

стный, коммуни- повые (консультации, моделирование,

кативный, кона- беседы); индивидуаль- эксперимент,

тивный компо- ные (индивидуальное создание про-

ненты консультирование, блемных, дискус-

самостоятельная рабо- сионных ситуа-

та). ций.

Диагностика

Результат: более высокий уровень развития гуманитарной культуры студентов

Показателями конативного критерия являются стремление к познанию окружающего мира и себя в нем; способность к самопознанию и самоанализу, раскрытию в себе новых черт; развитие индивидуальных способностей.

Для оценки эффективности предложенной модели была проведена опытно-экспериментальная работа (ОЭР) на базе Бурятского государственного университета, в которой приняли участие 56 студентов.

Одной из задач поисково-констатирующего этапа являлось определение исходного состояния гуманитарной культуры студентов. Поскольку в науке пока не разработана методика определения уровня гуманитарной культуры, то каждый компонент гуманитарной культуры изучался в отдельности, на основании установленных критериев.

Даны качественные характеристики всех перечисленных компонентов гуманитарной культуры студентов и определены три уровня их развития: низкий, средний, высокий. Покажем это на примере деятельностного компонента.

Опираясь на данные, полученные на констатирующем и формирующем этапах при помощи методов наблюдения, анкет, бесед, мы смогли дать качественную характеристику уровней развития деятельностного компонента.

Низкий уровень деятельностного компонента. Студент самостоятельно не определяет содержание своей деятельности. Отсутствует сознательное управление самообразовательной деятельностью. Ставит цели самообразовательной деятельности только с помощью преподавателя. Самоконтроль осуществляется редко, чаще всего на стадии констатации результатов своей деятельности, сам же процесс деятельности контролируется слабо. Активность стимулируется внешним побуждением.

Средний уровень деятельностного компонента. Преобладает профессиональный мотив. Иногда испытывает трудности в сознательном управлении самообразовательной деятельностью. Цели самообразовательной деятельности выдвигает с преподавателем, безотлагательно включается в дело. Осмысленно, своими словами излагает суть работы. Способен объяснить, обосновать свои способы действия, отказаться от прежних, привычных способов. Проявляет настойчивость в достижении целей саморазвития и самообразования.

Высокий уровень деятельностного компонента. Преобладает мотив саморазвития, самообразования. Сознательно управляет самообразовательной деятельностью. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности (самостоятельно определяет содержание самообразовательной деятельности, сам ставит цель, планирует этапы реализации). Характерна высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой осуществляется самоконтроль. Осознает собственную роль и принимает личную ответственность за самообразование.

Анализ результатов изучения исходного и конечного состояния дея-тельностного компонента гуманитарной культуры позволил определить уровневые группы (табл. 2).

Таблица 2

Уровни развития деятельностного компонента гуманитарной культуры

Уровни Исходный уровень Конечный уровень

Высокий 6 чел. (11%) 8 чел. (14%)

Средний 15 чел. (27%) 17чел. (30%)

Низкий 35 чел. (63%) 31 чел. (56%)

Каждому уровню развития гуманитарной культуры личности поставим в соответствие (по следующим критериям: информационный, рефлексивный, деятельностный, коммуникативный, конативный) коэффициенты успешности: низкий уровень - коэффициент успешности 0, средний уровень - коэффициент успешности 1; высокий уровень - коэффициент успешности 2. Таким образом, суммарный балл по обобщенному результату меняется в пределах от 0 до 10. Мы выделили три уровня развития гуманитарной культуры студентов: низкий - от 0 до 4, средний - от 5 до 7, высокий - от 8 до 10.

Определив уровни развития гуманитарной культуры студента, мы получили возможность оценить динамику процесса по формуле:

где СП - средний показатель; а, Ь, c - количество студентов, имеющих соответственно низкий, средний и высокий уровень развития гуманитарной культуры.

Результаты нулевого и контрольного срезов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты нулевого и контрольного срезов

Срез Уровни СП

низкий средний высокий

Нулевой 35 чел. 15 чел. 6 чел. 1,48

Контрольный 21чел. 23 чел. 12 чел. 2,39

Анализ полученных данных показал, что повысился средний показатель уровня развития гуманитарной культуры студентов.

Характеристику уровня развития гуманитарной культуры студентов позволяет получить расчет таких показателей вариации, как средняя арифметическая, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

Среднее арифметическое высчитывается по формуле:

где хI - количество баллов, характеризующих уровень развития гуманитарной культуры каждого студента, N - количество студентов (56 студентов), X ~ знак суммирования.

а

Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле:

где - количество баллов, характеризующих уровень развития гуманитарной культуры каждого студента, N - количество студентов (56 студентов), X - среднее арифметическое исследуемой группы. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Среднее арифметическое и среднее квадратическое отклонение

Средняя арифметическая Среднее квадратическое отклонение

До ОЭР Л" =6,4 «X = 49,92

После ОЭР =7,27 = 27,29

Теперь находим 1 значение по формуле:

Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением ^распределения Стьюдента с учетом степеней свободы, равных

числу испытуемых минус 2: ^ ~ ^ + ^у ~ ^ — НС

Табличное df = 11 при допущении риска сделать ошибочное суждение в пяти случаях из ста или 0,05 приблизительно равно 1,98. В расчетах 1=4,1, табличное - 1,98, следовательно, 4,1>1,98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это дает нам право сделать вывод о том, что реализация комплекса предложенных педагогических условий способствует повышению у студентов вуза уровня гуманитарной культуры.

Литература

1. Миронова Е.П. Модель формирования и развития гуманитарной культуры будущего учителя математики [Текст] // Вестник Бурят. гос. ун-та. - Вып. 15.

Теория и методика обучения. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. -С. 40-44.

2. Миронова Е.П. Об уровнях развития гуманитарной культуры будущих учителей математики // Геометрия многообразий и ее приложения: материалы науч. конф. с междунар. участием. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. -С. 196-204.

Миронова Екатерина Пурбуевна, аспирант кафедры психологии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Mironova Ekaterina Purbuevna, postgraduate student, department of psychology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 159.922 © К.А. Морнов, О.Л. Подлиняев

Педагогические условия развития личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов

В статье рассматривается личностно-профессиональная компетентность педагога и реализация на основе личностно-центрированного подхода комплекса педагогических условий, содействующих развитию данной компетентности у студентов вуза.

Ключевые слова: личностно-профессиональная компетентность, педагогические условия, самоактуализация и саморазвитие, фасилитация.

K.A. Mornov, O.L. Podlinyaev

Pedagogical conditions for the development of personal and professional competence of the future teachers

The article considers personal and professional competence of teacher and realization of pedagogical conditions promoting this competence development in higher education students on the basis of the personality-centered approach.

Keywords: person and professional competence; pedagogical conditions; self-actualization and self-development; facilitation.

В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, традиционный знаниевый подход, ориентированный на передачу образцов по-предметно разбросанных знаний, умений и навыков, перестал отвечать вызовам времени. Современному постиндустриальному (информационному) обществу сегодня необходим «социально активный, творческий педагог...» [9, с. 255], ориентированный на непрерывное самообразование. В образовательном процессе вуза существенную помощь в решении данной проблемы может оказать развитие лично-стно-профессиональной компетентности будущих педагогов на основе личностно-центрированного подхода. При данном подходе человек рассматривается в качестве субъекта собственного развития, ответственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.