УДК 371.0
А. В. Бедарева, Г. С. Саволайнен
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Статья содержит теоретико-методологические основы процесса развития гуманитарной компетентности будущего специалиста по связям с общественностью в образовательном процессе вуза. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы развития гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью.
Ключевые слова: гуманитарная компетентность, интерактивные методы обучения, среда самообразовательной деятельности, психолого-педагогические тренинги.
Социокультурная ситуация в нашей стране за последние десятилетия значительно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс.
В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый тип студента как «человека культуры», обладающего гуманитарной компетентностью наряду с профессиональными знаниями и умениями.
Качество подготовки будущего специалиста, как социальный заказ высшей школе, определяется через требования к выпускнику, когда традиционная характеристика качества - уровень полученных знаний
- трансформируется в иной результат образования -компетентность в различных сферах жизнедеятельности студента (не только в собственно познавательной или учебной), устойчивую мотивацию к обучению в течение всей жизни. Данный результат соответствует основным ориентирам стратегических документов, определяющих развитие образования в Российской Федерации, а также параметрам международных стандартов измерения качества образования.
В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. одной из стратегических целей государственной политики в области образования обозначается обеспечение компетентно-стного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений [1, с. 20]. Требования общества касаются качества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляют характеристику современного культурного типа личности.
В этой связи перед педагогической наукой и практикой встала задача научного обоснования, разработки и реализации педагогического обеспечения разви-
тия гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью.
В настоящее время в науке заложены теоретические основы развития гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов. Вместе с тем теоретико-методологический анализ состояния подготовки специалистов говорит о том, что современный образовательный процесс вуза, где закладываются основы гуманитарной компетентности студентов, все еще остается традиционным и не обладает достаточным потенциалом для решения данной проблемы. Существующие педагогические технологии обучения и научно-теоретические основы обучения данной специальности не способствуют развитию гуманитарной компетентности студентов. Практика свидетельствует о том, что недостаточное внимание к гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью тормозит личностный рост студентов и становление у них профессиональной компетентности. Поэтому развитие гуманитарной компетентности студентов как интегративного качества личности, способствующего использованию своего потенциала и решения задач для успешной деятельности в социальной, личностной и профессиональной областях, приобретает особую значимость.
Противоречие между объективной необходимостью развития гуманитарной компетентности будущих РЯ-специалистов и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к данной проблеме актуализирует решение задач педагогического обеспечения процесса развития гуманитарной компетентности будущих специалистов.
Анализ современных философских и психологопедагогических подходов к определению сущности понятий «компетентность» и «гуманитарный», дает нам основание трактовать гуманитарную компетентность как интегративное, личностное качество, развивающееся у личности в процессе овладения аксиологической, языковой и медиакомпетенциями и включающее личностное отношение к ним, а также готовность использовать свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в социальной, личностной и професси-
ональной областях и решения возникающих нестандартных задач.
Исходя из целей и задач исследования мы провели анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО-3) по специальности «Реклама и связи с общественностью». В документе подчеркивается, что деятельность РЯ-специалиста является специфическим видом деятельности, связанным с особым видом человеческих взаимоотношений. РЯ-специалист в соответствии с общей и профессиональной подготовкой способен осуществлять следующие виды деятельности: организационно-управленческую, проектную, коммуникационную, рекламно-информационную, рыночноисследовательскую и прогнозно-аналитическую [2]. Таким образом, прослеживается явная взаимосвязь между общекультурной и гуманитарной компетентностями специалистов в области пиарологии, следовательно, в образовательном процессе вуза необходимо создать педагогическое обеспечение становления и развития профессиональной и общекультурной компетентностей.
На основе изучения структуры профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью нами были выделены основные компетенции, которые входят в структуру гуманитарной компетентности и определяют степень готовности будущих специалистов по связям с общественностью к самостоятельной работе в условиях профессиональной деятельности: медиакомпетенция, языковая и аксиологическая компетенция. Рассмотрим их содержательное наполнение. Аксиологическая компетенция представляет собой интегративную целостность знаний в сфере мировоззрения, связанную с ценностными представлениями студента, его способностью осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире, уметь выбирать гуманистически целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Языковая-интегративная целостность знаний родного и иностранных языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, владение различными социальными ролями в коллективе, умение устанавливать и развивать деловое общение, вести конструктивный диалог. Медиакомпетенция - интегративная целостность умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с помощью современных медиатехнологий, организовать, преобразовать, сохранять, передавать ее и использовать с целью самообразования и профессионального совершенствования.
Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций в структуре гуманитарной компетентности будущего специалиста по РЯ послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что: человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Г. Ананьев); человек проявляется в системе отношений к обществу, себе,
другим, деятельности (В. Н. Мясищев); компетентность человека имеет вектор культурологического развития (Е. В. Бондаревская); основу профессионализма составляет целостная социально-профессиональная компетентность [3]. Безусловно, в структуре гуманитарной компетентности будущего РЯ-специали-ста можно выделить и другие более частные виды компетенций, но в данном контексте это представляется нецелесообразным, так как выделенные компетенции представляют собой систему и соответствуют логике образовательного процесса по данной специальности. Таким образом, процесс развития гуманитарной компетентности осуществляется через процесс развития медиакомпетенции, языковой и аксиологической компетенций.
Все вышесказанное, программные документы и поле мнений специалистов позволили разработать модель развития гуманитарной компетентности студентов (см. рисунок).
Структурный компонент модели развития гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью соотносим с целесообразностью использования данной модели с учетом: специфичности объекта изучения, сферы применения (гуманитарные факультеты технических вузов), достигнутого результата - развития гуманитарной компетентности студентов - будущих РЯ-специа-листов. Содержательный компонент представлен ведущими составляющими процесса развития гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью: медиа, языковой, аксиологической компетенциями. Он разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в соответствии с требованиями к подготовке выпускников специальности «Реклама и связи с общественностью». Результативный компонент содержит результат процесса развития гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью, возникающий при последовательном продвижении студентов от одного уровня развития к другому, при переходе от ознакомительного через достаточный к креативному уровню данного процесса посредством оценки на основе единых критериев: мотивационно-аналитического, информационно-ориетационного и деятельностно-рефлексивного.
Моделируя процесс развития гуманитарной компетентности студентов - будущих РЯ-специалистов, мы исходили из концепции В. А. Штоффа, в которой под моделью понимается «такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [4, с. 19].
Мы считаем, что исследование природы и определение структуры профессиональной подготовки
Модель развития гуманитарной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью.
будущего специалиста и его гуманитарной компетентности должны вестись, с одной стороны, с использованием самого передового научного инструментария (в частности доминирующего компетентностного подхода в области профессионального образования), а с другой - посредством максимально возможного привлечения реального опыта проживания в условиях современного сложного общества. Такую возможность предоставляет, по нашему мнению, реализация в образовательном процессе вуза следующего педагогического обеспечения развития гуманитарной компетентности:
- организация самообразовательной деятельности, направленная на развитие медиакомпетенции будущих специалистов (медиатехнологии);
- применение интерактивных методов обучения, ориентированных на развитие языковой компетенции будущих специалистов (деятельностно-рефлексивная технология профессионального образования);
- проведение психолого-педагогического тренинга, стимулирующего развитие аксиологической компетенции будущих специалистов (личностно-ориенти-
рованная технология профессионального образования).
Под педагогическим обеспечением, в свою очередь, мы понимаем педагогическую систему, включающую совокупность условий и средств организации того или иного процесса и их реализацию посредством соответствующих форм, методов и приемов с учетом критериев эффективности их реализации.
Опытно-экспериментальной базой научного исследования явился Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решет-нева г. Красноярска (СибГАУ). В экспериментальную группу входили студенты Ш-1У курсов гуманитарного факультета, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью», всего 65 человек. В контрольную группу - студенты Ш-1У курсов аналогичной специальности, всего 60 человек.
Реализации первого условия педагогического обеспечения развития гуманитарной компетентности студентов - будущих РЯ-специалистов способствует, на наш взгляд, организация медиасреды самообразо-
вательной деятельности студентов на основе использования медиатехнологий. Важным для нашего исследования явилось определение самообразования в официальном документе «Модель образования 2020»: «готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность, является базовой компетентностью современного человека» [5].
Медиасреда самообразовательной деятельности студентов может представлять собой совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий. В нашем исследовании основной формой работы выступает Креативная медиалаборатория. Основной задачей данной лаборатории является подготовка участников к работе с различными ресурсами образовательной направленности.
Организация медиасреды самообразовательной деятельности студентов в креативной медиалаборатории включала в себя несколько этапов: подготовительный, основной, обучающий, тренировочный, творческий и продуктивный. На каждом из этапов студенты развивали такие умения, как операциональные, информационные, умения идентификации основной мысли в медиатексте, синтеза информации, креативные умения на материале медиатекстов на иностранном языке и др. На продвинутом этапе опытно-экспериментальной работы студенты были включены в работу международного E-Mail проекта «Одиссея».
Осуществление взаимодействия с помощью современных медиатехнологий в креативной медиалаборатории позволяет вывести поликультурную и профессиональную подготовку студентов на уровень активного, познавательного личностно значимого творчества, что, с одной стороны, расширяет потенциальные возможности их развития, а с другой - способствует интеграции знаний и переработке информации по исследуемой проблеме, а следовательно, и эффективному развитию медиакомпетенции.
Целостный анализ свидетельствует о положительных результатах опытно-экспериментальной работы по развитию медиакомпетенции студентов - будущих специалистов по связям с общественностью в процессе организации самостоятельной работы студентов на основе использования современных медиатехнологий.
Реализация второго условия проводилась с использованием интерактивных методов обучения, направленных на развитие языковой компетенции студентов. Наиболее существенной предпосылкой выдвижения интерактивных методов на передовые позиции в развитии языковой компетенции студентов, на наш взгляд, является их ориентация на обеспечение активной позиции студентов в процессе познания, возможности рефлексии, отражение в учебном процессе различных видов профессионального контекста и овладение профессионального опыта в условиях квазипро-фессиональной деятельности.
В данном исследовании мы использовали такие интерактивные методы обучения, как имитационное моделирование, деловая игра, речевое взаимодействие (упражнения с элементами социального тренинга; «информационное неравенство» участников, спонтанное иноязычное общение).
Анализ изменений в уровне развития языковой компетенции в процессе использования интерактивных методов обучения способствовал тому, что студенты экспериментальной группы стали превосходить студентов контрольной группы по беглости речи, степени сформированности всех видов речевой деятельности, культурологических умений, культуры деловой речи. Перечисленные умения являются составляющими языковой компетенции, поэтому есть основание говорить о динамике развития данного вида компетенции у студентов экспериментальной группы. Некоторые студенты из экспериментальной группы по окончании обучения в вузе успешно сдали экзамен Те81БаР (немецкий как иностранный) и получили международный языковой сертификат, который позволил студентам подать заявку и получить место на обучение в магистратуре в Постдаме и Дайсбурге (Германия).
Для проведения третьего этапа опытно-экспериментальной работы по развитию аксиологической компетенции студентов мы использовали психолого-педаго-гический тренинг как форму организации внеаудиторной деятельности студентов, состоящий из двух этапов: «Тренинг общения» и «Тренинг креативности».
На основании полученных данных в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы была составлена программа психолого-педагогичес-кого тренинга по развитию аксиологической компетенции будущих специалистов.
В ходе тренинговых занятий студенты знакомились с техниками общения, первого контакта, ориентации в ситуациях общения, аргументации, вербализации, невербальными формами общения. Студентам предлагались разного рода головоломки, логические задачи, для решения которых необходимо было представить как можно больше разнообразных и оригинальных вариантов. Основные методические техники, используемые в тренингах, - имитационные - ролевые и деловые игры, психогимнастические упражнения, групповые дискуссии. В процессе различных имитационных техник и упражнений тренировались качества творческого мышления, улучшалось взаимопонимание участников, появлялись возможности для самовыражения.
В соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями развития аксиологической компетенции при использовании методики М. Рокича на констатирующем этапе работы нами было определено исходное состояние сформированности аксиологической компетенции студентов; на формирующем этапе работы, в ходе реализации программы психо-
лого-педагогического тренинга развития аксиологической компетенции будущих специалистов, отслеживались промежуточные результаты по отдельным компонентам аксиологической компетенции; на заключительном - сформированность аксиологической компетенции будущих специалистов.
Сравнительный анализ результатов развития трех структурных компонентов гуманитарной компетентности студентов на начало и окончание опытно-экспериментальной работы, направленной на реализацию педагогического обеспечения развития гуманитарной компетентности, указывает на ее эффективность и позволяет сделать выводы по итогам организованного исследования. В таблице представлены результаты развития гуманитарной компетентности студентов -будущих специалистов по связям с общественностью по завершении опытно-экспериментальной работы в целом.
ной компетентности студентов будущих РЯ-специали-стов в целом. Важным показателем эффективности предложенного нами педагогического обеспечения формирования ГК студентов является их востребованность на региональном и в целом на российском рынке труда. В настоящее время 27 человек из экспериментальной группы (из 65 от общего числа ЭГ) работают по специальности не только в Красноярском крае, но и за его пределами в таких предприятиях как, «Промышленное снабжение» (специалист по связям с общественностью), «Почта России» (РЯ-менед-жер), ООО НПК «Спецэлектромаш» (РЯ-специалист), компания «Высший сорт» (РЯ-менеджер, г. Москва),
Использование методов математической статистики позволило доказать эффективность опытно-экспериментальной работы по созданию совокупности условий педагогического обеспечения развития гуманитарной компетентности студентов - будущих РЯ-спе-циалистов. Опрос студентов, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка проводимой работы и другие методы исследования позволили сделать вывод, что каждое из условий обеспечивало развитие гуманитарной компетентности. В целом эффективность проводимой работы обеспечивалась последовательным созданием названных педагогических условий и педагогической обеспеченностью их реализации в образовательном процессе вуза.
Динамика развития медиа, языковой и аксиологической компетенций студентов объясняется положительным влиянием реализованного педагогического обеспечения, направленного на развитие гуманитар-
администрация Краснодарского края (пресс-секретарь), инвестиционная компания «СМ Арт» (главный специалист по РЯ), КГТРК (корреспондент), ВЦ «Сибирь» (специалист по РЯ). Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
В нашем исследовании представлены не все аспекты развития гуманитарной компетентности будущего специалиста по связям с общественностью в образовательном процессе вуза, а выявленные положения предполагают дальнейшее их экспериментальное обоснование и развитие.
Результаты сформированности ГК студентов - будущих PR-специалистов
КОМПЕТЕНЦИЯ ГРУППА НАЧАЛО ОЭР, % КОНЕЦ ОЭР, %
К Д О К Д О
МЕДИА ЭГ 4.61 41.54 53.85 12.30 64.62 23.08
КГ 3.33 40.00 56.67 5.00 45.00 50.00
ЯЗЫКОВАЯ ЭГ 3.00 11.80 86.20 9.23 60.00 30.77
КГ 5.00 11.70 83.30 6.70 33.30 60.00
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭГ 3.10 13.80 83.10 9.23 49.23 41.54
КГ 5.00 15.00 80.00 6.67 20.00 73.30
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru/ wps/wcm/myconnect/economylib/mert/resources/3879cd804ab8615ab426fc4234375027/kdr_011008_posle_vneseniq.doc
2. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Реклама и связи с общественностью - 2009. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/pr_fgos_2009_pv_25b_02.pdf
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
4. Штофф, В.А. Моделирование и философия. Л .: Наука, 19б6.
5. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. URL: http: mon.gov.ru/ dok/akt/4674
Бедарева А. В., ст. преподаватель.
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева.
Пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 31, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660014.
E-mail: [email protected]
Саволайнен Г. С., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики высшей школы, андрагогики и акмеоло-гии.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.10.2009
A. V Bedareva, G. S. Savolainen
REALIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPLYING OF A HUMANITARIAN COMPETENCE’S DEVELOPMENT OF FUTURE
PR-SPECIALIST’S PROFESSIONAL TRAINING
The article contains the theoretical and methodological approaches to the bases of a humanitarian competence development in the educational process of a future specialist’s professional training. The stages of the humanitarian competence development of a future specialist in the educational process are given in this article.
Key words: humanitarian competence, interactive training methods, media sphere of self education, psychological-pedagogical training.
Bedareva A. V
Siberian State Aerospace University named after acad. M. F. Reshetnev.
Pr. Krasnoyarskii rabochii, 31, Krasnoyarsk, Krasnoyarskii krai, Russia, 660014. E-mail: [email protected]
Savolainen G. S.
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev.
Ul. A. Lebedevoi, 89, Krasnoyarsk, Krasnoyarskii krai, Russia, 660049.
E-mail: [email protected]