УДК 378.016 : 51
© В.Б. Цыренова, Е.П. Миронова
О ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
В статье предложены критерии уровней развития гуманитарной культуры будущего учителя математики,
рассматриваются уровни развития гуманитарной культуры студентов.
Ключевые слова: гуманитарная культура, критерии уровней развития гуманитарной культуры.
V.B. Tsyrenova, E.P. Mironova ON DIAGNOSIS OF THE LEVEL OF HUMANITARIAN CULTURE DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS
In the article the criteria of the levels of humanitarian culture development of the future teachers of mathematics have been proposed. The levels of students ’ humanitarian culture development are considered.
Keywords: humanitarian culture, criteria of the levels of humanitarian culture development.
В работе [1] была представлена модель развития гуманитарной культуры будущего учителя математики, включающая в себя следующие компоненты: 1) целевой (цель, задачи); 2) содержательный;
3) процессуальный; 4) технологический (принципы, функции, формы и методы, педагогические условия, подходы); 5) диагностика; 6) результат. Главной целью разработанной нами модели является развитие компонентов гуманитарной культуры студентов в процессе изучения математики.
Диагностика результатов реализации модели предполагает выбор методик измерения уровня гуманитарной культуры студента, разработку адекватного целям и задачам диагностического инструментария, а также выработку оценочных критериев развития гуманитарной культуры студентов. В качестве критериев развития гуманитарной культуры нами выбираются: 1) информационный (уровень общекультурных знаний); 2) рефлексивный (уровень сформированности рефлексивного отношения к общекультурным знаниям, своей деятельности, к себе как субъекту деятельности); 3) деятельностный (уровень использования общекультурных знаний в самообразовательной деятельности);
4) коммуникативный (уровень развития коммуникативного компонента гуманитарной культуры); 5) конативный (уровень стремления студента к самосовершенствованию).
Раскроем каждый критерий через показатели, характеризующие его.
Показателем сформированности информационного критерия является объем знаний об определенных терминах и понятиях, именах и фактах, связанных с математикой, культурой, предметных знаний.
Коммуникативный критерий может быть охарактеризован следующими показателями:
- умение выслушать партнера по коммуникации, воспринять другую точку зрения, выработать совместно новый подход к решению проблемы;
- умение взаимодействовать в группе, терпимость, готовность к компромиссу;
- умение ясно, логично и последовательно выражать свои мысли, выразительность и грамотность речи;
- владение диалогической формой общения и культура речи.
Показателями сформированности деятельностного компонента являются:
- способность самостоятельно определить и осуществить разные виды деятельности;
- осмысление полученных знаний и умение применить их на практике.
Рефлексивный критерий может быть описан следующими показателями:
- умение интерпретировать, оценивать общекультурные знания;
- умение выявлять собственные проблемы, связанные с недостатком общекультурных знаний, умений, навыков, личностных качеств;
- умение фиксировать «знание о незнании и неумении»;
- умение запрашивать недостающую информацию с помощью вопросов.
Показателями проявления конативного критерия являются:
- стремление к познанию окружающего мира и себя в нем;
- способность к самопознанию и самоанализу, раскрытию в себе новых черт;
- развитие индивидуальных способностей.
Мы выделяем три уровня развития гуманитарной культуры студентов. Уровни развития компонентов гуманитарной культуры студентов представлены в следующей таблице.
Таблица
Таблица уровней развития гуманитарной культуры студентов
Низкий уровень
Критерии Показатели
Коммуникативный Студент может установить и поддержать контакт с собеседником, но не способен воспринять другую точку зрения и выработать совместно новый подход к решению проблемы. Не умеет взаимодействовать в группе, нетерпим, не готов к компромиссу. Не способен ясно, логично и последовательно выражать свои мысли. Речь студента невыразительна и неграмотна. Частично владеет диалогической формой общения.
Информационный Минимальный количественный объем знаний об определенных терминах и понятиях, именах и фактах, связанных с математикой, культурой, предметных знаний.
Деятельностный Самостоятельно не определяет содержание своей деятельности. Отсутствует сознательное управление самообразовательной деятельностью. Ставит цели самообразовательной деятельности только с помощью преподавателя. Самоконтроль осуществляется редко, чаще всего на стадии констатации результатов своей деятельности, сам же процесс деятельности контролируется слабо. Активность стимулируется внешним побуждением.
Рефлексивный Характеризуется отсутствием рефлексивного отношения к общекультурным знаниям, своей деятельности, к себе как субъекту деятельности. В суждении студента наблюдается внешнее, описательное изложение, слабая констатация фактов культуры (обсуждаемого материала, текста), собственных проблем, связанных с недостатком знаний, умений, навыков, личностных качеств, не используются вводные слова и словосочетания, указывающие на себя как на источник информации, а также выражающие уверенность и сомнения. В суждении не наблюдается формулирование, обоснование цели, способов деятельности.
Конативный Студент не стремится к познанию окружающего мира и себя в нем. Не способен к самопознанию и самоанализу, не раскрывает в себе новых черт. Не развивает индивидуальные способности.
Средний уровень
Коммуникативный Студент может установить и поддержать контакт с собеседником, способен воспринять другую точку зрения, но не способен выработать совместно новый подход к решению проблемы. Умеет взаимодействовать в группе, терпим, готов к компромиссу. Достаточно ясно, логично и последовательно выражает свои мысли. Речь студента достаточно выразительна и грамотна. Частично владеет диалогической формой общения.
Информационный Достаточный количественный объем знаний об определенных терминах и понятиях, именах и фактах, связанных с математикой, предметных знаний.
Деятельностный Иногда испытывает трудности в сознательном управлении самообразовательной деятельностью. Цели самообразовательной деятельности выдвигает с преподавателем, безотлагательно включается в дело. Осмысленно, своими словами излагает суть работы. Способен объяснить, обосновать свои способы действия, отказаться от прежних, привычных способов действия. Проявляет настойчивость в достижении целей саморазвития и самообразования.
Рефлексивный Характеризуется рефлексивным отношением к общекультурным знаниям, своей деятельности, к себе как субъекту деятельности. В суждении студента наблюдается постоянный анализ, систематизация, оценивание, интерпретация фактов, связанных с математикой (обсуждаемого материала, текста), видение противоречий в себе, обоснование, аргументация своего состояния, своей точки зрения, позиции, анализ собственных проблем, ошибок, используются вводные слова и словосочетания, указывающие на себя как на источник информации, а также выражающие уверенность и сомнения, формулирование, обоснование цели деятельности, обозначение собственного смысла деятельности.
Конативный Студент характеризуется стремлением к познанию окружающего мира и себя в нем. Способен к самопознанию и самоанализу, не раскрывает в себе новые черты. Развивает индивидуальные способности.
Высокий уровень
Коммуникативный Студент способен установить и эффективно поддержать контакт с собеседником, способен воспринять другую точку зрения, способен выработать совместно новый подход к решению проблемы. Умеет взаимодействовать в группе, терпим, готов к компромиссу. Ясно, логично и последовательно выражает свои мысли. Речь студента выразительна и грамотна. Владеет диалогической формой общения. Обладает высокой культурой общения.
Информационный Значительный количественный объем знаний об определенных терминах и понятиях, именах и фактах, связанных с математикой, предметных знаний.
Деятельностный Сознательно управляет самообразовательной деятельностью. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности (самостоятельно определяет содержание самообразовательной деятельности, сам ставит цель, планирует этапы реализации). Характерна высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой осуществляется самоконтроль. Осознает собственную роль и принимает личную ответственность за самообразование.
Рефлексивный Характеризуется наличием рефлексивного отношения к общекультурным знаниям, своей деятельности, к себе как субъекту деятельности. В суждении студента наблюдается глубокий анализ, систематизация, оценивание, интерпретация фактов, связанных с математикой (обсуждаемого материала, текста) с точки зрения их общественной и личной значимости, анализ и переоценка собственного мнения, противоречий, точки зрения, позиции, имеются выводы о правомерности или несостоятельности своего суждения, анализ и переоценка собственной деятельности, привычных способов деятельности (формулирование проблем, противоречий), прогнозирования собственной деятельности (формулирование цели, этапов решения проблем).
Конативный Студент характеризуется стремлением к познанию окружающего мира и себя в нем. Способен к самопознанию и самоанализу, раскрывает в себе новые черты. Активно развивает индивидуальные способности.
Для оценки эффективности предложенной модели на базе Бурятского государственного университета была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли участие 43 студента.
Эксперимент проводился в два этапа: констатирующий и формирующий. Формирующий эксперимент предполагает экспериментальное обучение, проведение повторной диагностики уровня сформи-рованности гуманитарной культуры. Констатирующий этап эксперимента проводился у студентов с использованием результатов анализа учебной документации, рабочей учебной программы, контрольных срезов и тестирования студентов по дисциплине «Проективная геометрия», анкетирования и собеседования с участниками эксперимента. Констатирующий эксперимент был направлен на диагностику у студентов исходного уровня гуманитарной культуры. По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что высокий уровень гуманитарной культуры имеется у 7% участников эксперимента (3 чел.), средний уровень у 28% участников (12 чел.), низкий уровень у 65% участников (28 чел.). Таким образом, необходимость проведения второго - формирующего - этапа опытно-экспериментальной работы подтверждена.
Задачами формирующего этапа являются проверка и подтверждение гипотезы исследования, апробация модели развития гуманитарной культуры студентов и проверка достаточности условий, обеспечивающих эффективную реализацию данной модели в учебно-воспитательном процессе вуза,
построение целостной концепции развития гуманитарной культуры студентов в процессе математического образования в вузе. Основные методы исследования - опытная работа, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, самооценка.
Результаты экспериментального обучения позволяют сделать вывод, что у его участников произошли положительные изменения, связанные с развитием каждого компонента гуманитарной культуры. По итогам проведенной работы у многих студентов наметилась тенденция к самосовершенствованию и саморазвитию умений и навыков.
Литература
1. Миронова Е.П. Модель формирования и развития гуманитарной культуры будущего учителя математики [Текст]//Вестник БГУ. Вып.15. Теория и методика обучения. - 2010. - С. 40-44.
2. Полякова Т.Н. Системный подход к изучению гуманитарной культуры личности // Гуманитарная культура личности - основа и цель современного образования: монография. - СПб.: Союз, 2008. - 114 с.
3. Савельева Н.Н. Развитие гуманитарной культуры студентов университета [Текст]: дис. ... канд. пед. наук.-/Н.Н. Савельева. - Омск, 2005.- 177 с.
4. Сикорская Н.Г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа // http://science.ncstu.ru/articles/hs/06/ped/24.pdf
Цыренова Валентина Бабасановна, доктор педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет; г. Улан-Удэ, е-mail: [email protected], [email protected].
Tsyrenova Valentina Babasanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University, Ulan-Ude: е-mail: [email protected], [email protected].
Миронова Екатерина Пурбуевна, преподавателькафедры геометрии Бурятского государственного университета, е-mail: [email protected].
Mironova Ekaterina Purbuevna, lecturer in the geometry of the Buryat State University.