Научная статья на тему 'О деятельности органа дознания при расследовании преступлений против военной службы'

О деятельности органа дознания при расследовании преступлений против военной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
943
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
орган дознания / административное расследование / уставные правила взаимо­ отношений / место происшествия / неотложные следственные действия. / body of inquiry / administrative investigation / statutory rules of relations / the scene / urgent investigative actions.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олеся Васильевна Кругликова, Александр Владимирович Шебалин

В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности командира воинской час­ ти как органа дознания при производстве неотложных следственных действий в ходе расследовании преступлений против военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the activities of the body of inquiry in the investigation of crimes against military service

the article deals with some aspects of the commander of the military unit as a body of inquiry in the production of urgent investigative actions during the investigation of crimes against military service.

Текст научной работы на тему «О деятельности органа дознания при расследовании преступлений против военной службы»

УДК 343.98.067:343.144 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10294

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Олеся Васильевна КРУГЛИКОВА, начальник кафедры криминалистики Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Александр Владимирович ШЕБАЛИН, заместитель начальника кафедры криминалистики Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности командира воинской части как органа дознания при производстве неотложных следственных действий в ходе расследовании преступлений против военной службы.

Ключевые слова: орган дознания, административное расследование, уставные правила взаимоотношений, место происшествия, неотложные следственные действия.

Annotation. the article deals with some aspects of the commander of the military unit as a body of inquiry in the production of urgent investigative actions during the investigation of crimes against military service.

Keywords: body of inquiry, administrative investigation, statutory rules of relations, the scene, urgent investigative actions.

Проблема производства дознания при совершении преступлений военнослужащими не является новой, данному направлению посвящены работы С.А. Степанова, И.Д. Хомякова, Н.Ю. Лебедева и др.1.

В то же время имеется достаточно много вопросов, требующих разрешения.

Процессуальный порядок действий командира воинской части как органа дознания различается в зависимости от характера правонарушения, признаки которого обнаружены либо о котором поступило сообщение.

Во-первых, по событию с признаками происшествия в день поступления информации назначается административное расследование, которое должно производиться в письменной форме одним из заместителей командира воинской части.

Во-вторых, при установлении признаков преступления до прибытия на место происшествия следователя военно-следственного органа орга-

ну дознания (дознавателю) необходимо незамедлительно уведомить военного прокурора о совершенном преступлении (п. «г» ст. 39 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов).

При этом требуется:

■ сообщить все известные обстоятельства происшедшего;

■ доложить об обстановке на месте происше-

ствия, согласовать порядок допуска на него лиц из числа командования, иных правоохранительных органов; проведение каких-либо действий, связанных с необходимостью незамедлительной ликвидации последствий происшедшего, сохранения обстановки, следов преступления и др.;

■ согласовать порядок возбуждения уголовного дела или проведения проверки сообщения о преступлении;

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

■ получить указания военного прокурора и согласовать дальнейшие действия, в том числе об оповещении и вызове на место происшествия представителей иных правоохранительных органов, о выделении транспорта, вызове специалистов, преследовании преступников, об опросе военнослужащих и иных лиц, организации розыскных мероприятий и др., принять меры к их исполнению.

В-третьих, при необходимости осмотра места происшествия необходимо:

■ принять меры по охране места происшествия: выставить оцепление, организовать патрулирование, установить ограждения и предупредительные надписи и т.д. (меры по охране места происшествия должны обеспечить предотвращение проникновения на него посторонних лиц, сохранение обстановки, а также отдельных объектов — носителей следов совершенного преступления);

■ в случае невозможного прибытия или существенной задержки прибытия следователя военно-следственного органа, при угрозе существенного изменения обстановки или уничтожения следов преступления дознаватель производит осмотр места происшествия. При осмотре принимаются меры для сохранения обстановки и следов преступления с целью обеспечения возможности проведения, при необходимости, повторного или дополнительного осмотра места происшествия следственными работниками военно-следственного органа.

В-четвертых, при получении данных о вероятном направлении движения военнослужащих, совершивших преступление, во взаимодействии с другими правоохранительными органами принять меры к немедленному их преследованию и задержанию.

В-пятых, с целью выяснения обстоятельств происшедшего дознавателю до возбуждения уголовного дела следует опросить путем получения письменных объяснений, а после возбуждения уголовного дела по поручению следователя о производстве отдельных следственных действий (если дело не принято дознавателем к своему производству) допросить: очевидцев преступления, командира подразделения, военнослужащих и лиц, выполнявших хозяйственные и иные работы, медицинских работников, других воен-

нослужащих части, местное население, чьи пояснения могут иметь значение для установления обстоятельств происшедшего.

Недопустимо проведение дознавателем допросов после возбуждения уголовного дела без поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (если дело не принято дознавателем к своему производству).

В-шестых, после прибытия на место происшествия следователя военно-следственного органа следственные и розыскные мероприятия органом дознания (дознавателем) осуществляются по его поручению.

При установлении факта нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо органу дознания незамедлительно уведомить военного прокурора о случившемся.

В случае возбуждения уголовного дела следователем военно-следственного органа орган дознания (дознаватель) до прибытия на место происшествия следственной группы осуществляет следующие мероприятия:

■ принимает меры по охране места происшествия и следов преступления;

■ принимает меры по наведению уставного порядка в подразделении, ликвидации последствий происшествия, оказанию помощи пострадавшим;

■ изолирует лиц, совершивших противо-

правные действия, от потерпевших, а также от очевидцев происшедшего, а при необходимости и от других военнослужащих;

■ обеспечивает прибытие на место происшествия судебно-медицинских экспертов и иных специалистов (при необходимости);

■ проводит опрос по обстоятельствам происшедшего участников события, очевидцев, командиров, сослуживцев и других лиц;

■ по прибытии следователя военно-следственного органа на место происшествия докладывает ему о выясненных обстоятельствах преступления, количестве пострадавших, характере причиненного им вреда здоровью и их местонахождении, принятых мерах и др.;

■ дальнейшие действия и мероприятия осуществляются органом дознания (дознавателем) по указанию следователя.

В некоторых случаях признаки противоправных действий в первоначальный период не яв-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

ляются очевидными (например, когда военнослужащий скрывает факт причинения вреда его здоровью другими военнослужащими, объясняя имеющиеся у него телесные повреждения личной неосторожностью)2.

Командиром воинской части может быть назначено административное расследование в порядке, установленном Дисциплинарным уставом ВС РФ, по результатам которого в деянии военнослужащего могут быть выявлены признаки преступления. В данном случае дознаватель обязан составить рапорт об обнаружении признаков преступления3.

В ходе производства проверки сообщения о преступлении органом дознания производятся следующие мероприятия:

■ при выявлении факта нарушения правил уставных взаимоотношений (по результатам служебного разбирательства, при освидетельствовании и опросе военнослужащего, при обращении пострадавшего и т.д.) начальник органа дознания (командир части) поручает одному из дознавателей незамедлительно оформить сообщение о преступлении по установленной УПК РФ форме. В зависимости от конкретной ситуации сообщение о преступлении оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) или протокола принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК РФ);

■ получив рапорт об обнаружении признаков преступления (протокол принятия устного заявления о преступлении), начальник органа дознания (командир части) в тот же день дает поручение рассмотреть данное сообщение о преступлении. Указание органа дознания может содержать требование возбудить уголовное дело (если обстоятельства происшедшего и признаки преступления очевидны) или провести проверку сообщения о преступлении.

Субъект расследования обязан собрать документы, характеризующие подозреваемого военнослужащего: документ, удостоверяющий личность (военный билет, удостоверение личности офицера), служебную характеристику, служебную карточку, учетно-послужную карточку, медицинскую книжку, медицинскую характеристику, выписку из приказа о зачислении в спис-

ки воинской части и назначении на воинскую должность, другие документы, характеризующие личность подозреваемого военнослужащего.

После возбуждения уголовного дела и принятия его к производству дознаватель осуществляет производство неотложных следственных действий; при необходимости организует розыскные мероприятия, выполняет иные необходимые действия4.

Неотложные следственные действия, розыскные и иные мероприятия включают: производство освидетельствования; допросы командиров и сослуживцев военнослужащего, подозреваемого в совершении преступления; допросы (направление отдельных поручений) родителей, иных родственников, друзей, знакомых по месту жительства лица; установление и допросы знакомых из числа гражданского населения по месту дислокации части; назначение различных судебных экспертиз; продолжение розыскных мероприятий по месту дислокации части, по месту жительства или иному месту, где может находиться разыскиваемый; сбор характеризующего материала и др.

После завершения неотложных следственных действий орган дознания в соответствии с п. 3 ст. 149, ч. 3 ст. 157 УПК РФ направляет материалы уголовного дела руководителю военно-следственного органа.

Орган дознания при этом может продолжать осуществление следственных мероприятий только по поручению следователя военно-следственного органа, а также самостоятельно в пределах своей компетенции (направляет запросы, ведет переписку с родителями, иными родственниками и знакомыми, командирует офицеров к местам возможного пребывания подозреваемого для их проверки и т.д.).

В случае появления какой-либо уголовно-релевантной информации, имеющей значение для расследования уголовного дела, она незамедлительно передается следователю военно-следственного органа.

1 См.: Степанов С.А. Некоторые аспекты способов совершения преступлений насильственного характера, не связанных с причинением смерти потерпевшему, совершаемых военнослужащими внутренних войск // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: Матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РСФСР, д-ра юрид. наук, проф. Николая Павловича Яблокова. 2015. С. 442—445; Хомяков И.Д. Процессуальная деятельность начальника военной организации как органа дознания // Уголовно-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

процессуальные и криминалистические чтения на Алтае. 2016. С. 119-121;

Лебедев Н.Ю. К вопросу о правомерности производства неотложных следственных действий военными дознавателями // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. ст. / Ред. колл. О. И. Андреева, С. А. Елисеев, Л. М. Прозументов, М. К. Свиридов,

B. А. Уткин, Н. С. Дергач; Том. гос. ун-т. Томск, 2011.

C. 113-114.

2 Лебедева Ю.В. Некоторые аспекты формирования преступного поведения несовершеннолетних // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: Сб. ст. по матер. ежегод. междунар. науч.-практ. конф.: В 3-х т. / Колл. авт. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С. 252-256.

3 Лебедев Н.Ю, Хомяков И.Д. Особенности расследования преступлений, совершенных военнослужащими внутренних войск МВД России // Закон и право. 2015. № 7. С. 124-128.

4 См.: Стукалин В.Б., Лебедев Н.Ю. Криминалистические и следственные ситуации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. ст. / Под ред. С.А. Елисеева, Л.М. Прозументова, М.К. Свиридова, В.А. Уткина, О.И. Андреевой, Н.С. Дергача. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. Ч. 58. С. 163-164; Степанов С.А. К вопросу о последующих следственных действиях при расследовании преступлений насильственного характера, совершенных военнослужащими // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-1. С. 142-143.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Лелеков В.А. Ювенальная криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 343 с.

Раскрываются понятие, сущность и назначение ювенальной криминологии как самостоятельной науки о преступности несовершеннолетних. В Общей части дано определение ювенальной криминологии, обозначены ее цели, задачи, связь с другими науками. Изложены история и источники формирования науки. Освещены методы исследований и прогнозирования в ювенальной криминологии. Рассмотрены вопросы ювенальной виктимологии — защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и предостережения от несчастных случаев.

Для студентов, курсантов, слушателей юридических и педагогических вузов, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, практических работников, занятых в сфере воспитания и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

В .А. Лелеков Е.В. Кошелева

Учебник

Третье издание

Ювенальная криминология

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.