Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧЕНОГО КАК НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧЕНОГО КАК НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная экспансия / трансгумманизм / нравственность / генная инженерия / scientific expansion / transhumanism / morality / genetic engineering

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лагерева О. Н.

Рассматривается проблема плодотворного сочетания научной деятельности и нравственной составляющей личности ученого. В связи с возросшим высокотехнологичным оснащением современной науки, и возможностью многоаспектно влиять на человеческую жизнедеятельность, становится актуальным нравственная составляющая личности учёного. В работе определились положения нравственной проблематики научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ORIENTATIONS OF SCIENTIST AS NECESSARY PRINCIPLES IN MODERN SCIENTIFIC ACTIVITIES

The problem of a fruitful combination of scientific activity and the moral component of a scientist's personality is considered. In connection with the increased high-tech equipment of modern science, and the possibility of multi-aspect influence on human life, the moral component of a scientist's personality becomes relevant. The paper defines the provisions of the moral issues of scientific activity.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧЕНОГО КАК НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 1

Лагерева О.Н.

к.ф.н., преподаватель Сибирский колледж транспорта и строительства (г. Иркутск, Россия)

НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧЕНОГО КАК НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: рассматривается проблема плодотворного сочетания научной деятельности и нравственной составляющей личности ученого. В связи с возросшим высокотехнологичным оснащением современной науки, и возможностью многоаспектно влиять на человеческую жизнедеятельность, становится актуальным нравственная составляющая личности учёного. В работе определились положения нравственной проблематики научной деятельности.

Ключевые слова: научная экспансия, трансгумманизм, нравственность, генная инженерия.

В современном научном сообществе большое значение уделяется вопросам, связанным с научной деятельностью в таких областях научного знания как генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.

Пристальное внимание обусловлено, прежде всего, всё возрастающим научным интересом применения к человеку методов генной инженерии. Совершенно очевидно, что генная инженерия имеет возможности с одной стороны, избавить человека от многих болезней, например, от болезней, передающихся по наследству, но есть и другая сторона генной инженерии: в результате различного рода экспериментов с генами, в основу которых положено только научное любопытство, которое не опирается на ответственность за новые

научные открытия, то, такая научная деятельность может представлять угрозу не только отдельному человеку, но и всему человечеству. Возникающие дискуссии, связанные с генной инженерией, биотехнологиями, нейросетями, нанотехнологиями, говорят о том, что нравственные ценности должны обуславливать направленность научных исследований в этих, безусловно удивительных, потрясающих своим возможностями и уже существующими достижениями научной деятельности.

Так, В. В. Косарев утверждает, что благодаря успехам исследований в области биотехнологий, нейросетей и суперинтеллекта, нанотехнологий, контактов микрочип/нейрон, методов сканирования мозга, продления жизни, и пр., изменения нашего вида становятся уже более чем вероятными. В результате может возникнуть новый биологический или даже надбиологический вид -Homo Sapientissimus. С точки зрения синергетики, трансгуманизм или постгуманизм, как считает Косарев, также является закономерным этапом развития гуманизма, но уже применительно к более продвинутому в развитии детищу человечества - постчеловеческому или постгуманистическому обществу, его праву на самостоятельную жизнь и творчество [4].

Однако стоит отметить, что стремление науки изменить человеческую природу приводит к пониманию того, что возникает возможность изменения такой бытийной категории, как человек. Природа человека не отделима от био-социо-духовной его сущности, и не может, и не должна быть заменена на роботоподобную сущность человека. Возникшая научная экспансия стала направлять свои силы не только на преобразование окружающей природы, но и на изменение самой сущности человека. Возникшая научная тенденция влечет за собой необходимость актуализации определенных сторон нравственности.

Как считает Н. К. Трубникова, внедрение опасного научного любопытства в практику, должно привести к борьбе с безответственным вмешательством науко-техники в человеческую природу, что представляет собой защиту ценностей жизни и проявление современного гуманизма [8].

Стоит отметить, что на всем протяжении исторического развития человечества шло его естественное становление. Процесс антропогенеза представлял собой прежде всего приспособление человека к окружающей среде. Приспособление человека проходило благодаря развитию совместной трудовой деятельности, речи, абстрактного мышления и далее - процесса совершенствования техники, технологии, энергетики, товаров и услуг, в целях использования ресурсов внешней среды, для удовлетворения своих потребностей и комфортного существования. Еще в 16 веке английский философ Ф. Бэкон предупреждал о необходимости бережного отношения к природе, говорил о том, что природа побеждается, только подчинением ей. Бэкон был убежден, что к природе должно быть разумное и правильное отношение [1].

Однако, человечество, ориентированное на удовлетворение своих потребностей, совершенно не интересовало какие могут быть последствия от освоения окружающей среды. Поэтому, возросшая, ориентированная на прагматизм, на обогащение любой ценой человеческая экспансия привела к проблеме качественного изменения окружающей среды, и как известно, не в лучшую сторону. Совершенно очевидно, что изменения, происходящие в природе, оказывают влияние не только на человека, но и на весь окружающий живой мир. Все труднее человечеству становится приспосабливаться к окружающей среде. Загрязнённая природа приводит к трансформации человеческого общества, она формирует больное общество. Для избавления от различных болезней строятся множество различных диагностических центров, больниц. Но они пытаются убрать последствия возникшей проблемы, но не коем образом не решают саму проблему. Да и не должны, такая функция не относится к их компетенции. И пока не будет решена задача очищения окружающей среды обитания человека, пока не решится вопрос качества продуктов питания, воды, пока не будет запрета на различные рода курительные смеси, напитки, дурманящие сознание и которыми так охотно пользуется наша молодежь, пока не будет запрета на различные компьютерные и телевизионные программы и фильмы, развращающие и убивающие душу нашей молодежи, мультики, со

страшными персонажами, которые пугают малышей, изначально ломая психику ребенку, человечеству будет все труднее сохранять себя для жизни, любви, нравственности, человечности, честного труда, сострадания.

В связи с тем, что экологические проблемы усиливаются, не удивительно, что на Западе возникло философское направление под названием трансгуманизм. Задачей представителей трансгуманизма стала попытка доказать необходимость видоизменения самого человека, его не только телесной, но и биологической составляющей, используя для этого достижения в области генной инженерии, биотехнологий, нейросетей, нанотехнологий. В последнее время стало особенно заметна тенденция науки на техническое дорегулирование человека, что приводит к формированию человека-киборга. Объяснение такого рода действиям находятся. Такая модификация человека необходима для «улучшения» и избавления его от «ненужных» функций. Дорегулирование тела человека происходит в результате внедрения электронных чипов-имплантов. Избавление от ненужных человеческих функций происходит путем введения в организм генетических и химических инновационных медицинских наработок. Данная инновационная деятельность объясняется, как необходимая деятельность, которая позволит человеку адаптироваться к перманентно изменяющейся окружающей среде. И если ранее человек приспосабливал природу под себя, то теперь пришло время самому человеку подстраиваться под природу, которую он так бездумно изменял.

Как отмечает отечественный исследователь Л. Завальский, для науки нет запретных тем, и предела любопытству не существует. Замена дефектных или отсутствующих органов у людей-инвалидов на искусственные органы становится обычной медицинской практикой. Клеточная трансплантология с применением методов генной терапии позволяет излечивать нейродегенеративные заболевания, ранее казавшиеся неизлечимыми [3].

Совершенно очевидно, что объединение человеческого тела и нанотехники, могут решать множественные жизненно важные проблемы. Данные инновационные научные достижения позволяют человеку не просто

существовать, а жить. Совсем недавно события такого рода считались фантастическими, сегодня же это реалии современного мира.

Профессор института кибернетики из английского города Рэдинг К. Варвик имплантировал себе в руку компьютерный чип - кремниевую матрицу размером около 3 мм. Он может при контакте со многими предметами не пользоваться тактильным каналом связи, поскольку мышцы его руки непосредственно взаимодействуют с компьютером. В дальнейшем он считает реальным связать мозг человека с машинами через чипы. Не отстают от британских коллег и немецкие ученые, разработавшие биосенсорный чип «Neuro-Chip», считывающий электрические сигналы с нервных клеток мозга. Микрочип содержит 16 тысяч сенсоров и передает данные на компьютер, которые затем преобразовываются в цветное изображение для анализа. Изобретатели считают, что «Neuro-Chip» может помочь в лечении неврологических заболеваний типа болезни Альцгеймера и проследить за реакцией нервных клеток на психотропные лекарственные препараты [3].

Но не все так просто. По природе своей научная деятельность становится ценностью только в том случае, когда итогом ее деятельности становится положительный результат, несущий благо. Однако, некоторые ученые и правозащитники выступают против безответственного, основанного на научном любопытстве, слияния человека и техники, внедрения «хороших генов», позволяющих человеку стать бесстрашным, применения лекарственных препаратов, которые на биохимическом уровне способны изменять настроение человека. Такая имманентность приводит к вопросу. А зачем тогда человеку нужно работать над собой? Когда есть возможность все изменить, не прикладывая при этом никаких усилий.

В результате того, что не существует четких границ науки, видимо, такое и невозможно, иначе не было бы развития науки, отсутствия методов и способов контроля вновь возникающих научных инноваций, данная парадигма приводит к многочисленным спекуляциям и, что особенно опасно, к безответственным внедрениям полученных инновационных результатов в практику. Остается

только уповать на нравственное содержание личности самого ученого. От личностных нравственных качеств ученого сегодня может зависит судьба многих миллионов людей!

В ходе исторического развития человеческого общества, нравственность так же имела тенденцию к своему изменению и развитию. Однако, на всем протяжении своего развития, нравственность ортодоксально оставалась ценностной ориентацией. Она являлась и является регулятором поведения, основой доброго отношения не только к людям, но и ко всему живому миру. Нравственности свойственно совмещаться со всеми мировоззрениями, такими как: научное мировоззрение, религиозное, экологическое, политическое, правовое, семейное, экономическое и т.д. Главное, что объединяет все мировоззрения, осознание того, что человек, это ценность.

Совершенно очевидно, что изменение тела человека, с использованием методов генной инженерии, или различного рода техники, для спасения жизни, или улучшения его здоровья, не приведут к изменению самой природы человека. Но, это только до того момента, пока не начнет действовать научное любопытство, и действия ученого начинают идти в обход нравственных принципов. Стоит отметить, что человек представляет собой триединую сущность. На языке систем это сверхсложная система. Человек есть био-социо-духовное существо. Произошедшее изменение в одной из составляющих, обязательно приведет к изменению в других составляющих.

Как отметил А. П. Назаретяна: «Кто возьмется предсказать, до какой поры разумный субъект, целенаправленно формирующий собственное тело, сохранит совокупность свойств, составляющих человеческое качество?» [7, с. 78].

Последователи трансгуманизма категорично уверены в силе знания, которое способно победить смерть и возвратить к жизни всех ушедших в небытие [5]. Весь этот «идеологический вздор», как считает В. А. Кутырев, нужен для самообмана и отождествления небелковых, то есть автотрофных систем с людьми [6]. Об этой же угрозе предупреждает Ф. Гиренок,

доказывающий, что «денатурализация человека равносильна его гибели как органической целостности» [2, с. 3].

Человечество не должна страшить научная экспансия, а должна страшить бесконтрольная, безответственная, трансгуманистическая деятельность современного ученого. Именно нравственная составляющая личности ученого становится особенно актуальной в современном научном мире и становится решающим фактором нравственного развития современной науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бэкон Ф. Вторая часть сочинения, называемая Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https: //nibiryukov.mgimo. ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_ classics/nbr_classics_bacon_novum_organum_book- 1.htm;

2. Гиренок, Ф. И. К умному безмолвию бытия // Человек, философия и природа. - М., 1992;

3. Завальский, Л. Космос освоят киборги // Известия. - 2004. - 28 июня. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //w. inauka. ru/analysis/article47710/print. html;

4. Косарев, В.В. От каннибализма к трансгуманизму через синергетическую философию: материалы 7-ого Философско-культурологического международного Конгресса, СПб.: 2005;

5. Беспредел совершенства: как трансгуманисты видят будущее человечества // https: //dzen. ru/a/Y_yv9yCGcVQwhgLQ;

6. Кутырев, В.А. Естественная и искусственная борьба миров / В.А. Кутырев. - Н. Новгород: Н. Новгород - 1994 - 200 с;

7. Назаретян, А.П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные науки и современность. - 1991. - №6. - С. 74-79;

8. Трубников, Н.К. Наука и нравственность. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания - М.: Политиздат, 1990. - 464 с

Lagereva O.N.

Siberian College of Transport and Construction (Irkutsk, Russia)

MORAL ORIENTATIONS OF SCIENTIST AS NECESSARY PRINCIPLES IN MODERN SCIENTIFIC ACTIVITIES

Abstract: the problem of a fruitful combination of scientific activity and the moral component of a scientist's personality is considered. In connection with the increased high-tech equipment of modern science, and the possibility of multi-aspect influence on human life, the moral component of a scientist's personality becomes relevant. The paper defines the provisions of the moral issues of scientific activity.

Keywords: scientific expansion, transhumanism, morality, genetic engineering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.