Научная статья на тему 'Нравственное воспитание в структуре целостного воспитательного процесса'

Нравственное воспитание в структуре целостного воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание в структуре целостного воспитательного процесса»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 37.017.93

М.Н.Киреев

канд. пед. наук, доцент БГИИК, г. Белгород, РФ Е-mail: korenevaen@yandexru Е.Н.Коренева канд. пед. наук, доцент БГИИК, г. Белгород, РФ Е-mail: korenevaen@yandexru Н.В.Киреева канд. пед. наук, профессор БГИИК г. Белгород, РФ Е-mail: korenevaen@yandexru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В настоящей статье нравственное воспитание рассматривается нами с точки зрения системного подхода к воспитанию, в рамках которого оно интерпретируется как основное направление в целостной системе воспитания, пронизывающее все остальные.

Ключевые слова: обучение, нравственное воспитание, формирование личности, воспитательная система, традиции.

Основным качественным показателем личности является уровень сформированности ее нравственных качеств. Именно они наполняют соответствующим содержанием культурный феномен человека, его патриотические, экологические, физические, эстетические составляющие. В теории системного подхода к воспитанию и к педагогической действительности в целом ведущее место отводится воспитанию, которое рассматривается как «великое дело: им решается участь человека» [1, с. 42].

Меняются времена, устои государства, политические, экономические и социальные условия. Вместе с тем, проблема нравственного воспитания остается вечной. Более того, она во многом определяется этими изменениями. Нравственное воспитание всегда было средством формирования личности. А периоды ослабления внимания к формированию нравственных качеств граждан неминуемо вели к ослаблению позиций государства.

Специфика времени, его особенности на каждом этапе развития общества характеризуются и специфическими задачами. Мы прошли через этап крушения всех нравственных идеалов, когда нравственный вакуум обезличивал человека и целые нации. Особо подвластно духовно-нравственному опустошению молодое поколение, которому суждено определять будущее страны. Исходя их этого, необходимо последовательно формировать в сознании молодых людей те новообразования, которые способны не только вытеснить навязываемый негатив, но и заполнить образовавшуюся пустоту. Необходимо в условиях образовательных учреждений найти такие педагогические формы, такие методологические подходы, которые могли бы успешно противостоять разрушительной силе негативного влияния, осуществлять задачу духовно-нравственного воспитания молодежи, раскрывать ее духовные качества, развивать нравственные чувства, прививать им навыки борьбы со злом, формировать опыт самоопределения.

На наш взгляд, духовно-нравственное воспитание должно осуществляться на основе гармоничного синтеза светских народных и православных традиций. Это обосновано тем, что издревле традиции определяли нормы поведения в социуме, моделировали взаимоотношения разных поколений, помогали формировать ценности и идеалы личности, несли в себе «селективные и нормативно-эврестические функции». Нравственное начало, заложенное в историческом прошлом нашей страны, является основой духовно-нравственного воспитания современной педагогики.

Говоря о воспитании нравственности и духовности человека, мы имеем в виду его личную траекторию

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

развития на доступном уровне с учетом возрастных особенностей воспитанников, их социального опыта.

Общество формирует ту культуру, которая является приоритетной в данный период. С точки зрения системного подхода к педагогической действительности, ослабление последовательного воспитательного воздействия на личность воспитанников делает образовательную систему несостоятельной, а уровень общей культуры личности низким и нестабильным. На состояние духовно-нравственной культуры нашего народа, бесспорно оказало влияние и длительное устранение церкви от процесса духовного воспитания подрастающих поколений, от формирования сопричастности к православной культуре россиян, к традициям российского народа и культуре наших предков.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется динамизмом и глобальным характером изменений во всех областях, резкой сменой приоритетов и культурных ценностей, внедрением новых образовательных, воспитательных и культурно-досуговых технологий. Мы понимаем, что положительного результата в области духовно-нравственного воспитания можно достичь лишь в процессе всепроникающей системной воспитательной деятельности, направленной на изменение социокультурной ситуации и возрождение достоинства и духовного потенциала нации.

Однако не секрет, что как научить можно только тому, что знаешь сам, так и воспитать можно только себе подобного. Далеко не каждый может и имеет право касаться детской души, формировать ее, настраивать ее струны на правильное звучание. «Никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий собою примеров честности, добродетели, непорочности нравов и благополучия, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым...» [2 , с305-309].

«Судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы, гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях, поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой собственности» [3, с. 196]. Каждый педагог должен исходить из того, что образовательный процесс не заключается в передаче знаний изложенных в учебном пособии, а, прежде всего - в возбуждении внутреннего мира человека с помощью этого знания.

Особое место в культуре, педагогике, социологии, философии отводится семье, как важнейшей этнической единице, формирующим центром общечеловеческих традиций милосердия, добра и взаимопомощи, сосредоточения любви, взаимной заботы и духовного общения ее членов. Традиции семьи на всех этапах развития формировались на религиозных основах и богатейших традициях православной педагогики. Сохранение определенных норм и требований является основной задачей семейных традиций. Как и социальные нормы, традиции и обычаи предполагают подчинение действий людей определенным общественным требованиям, обеспечивают определенную стандартность и нормированность поведения. Именно в семье происходит утверждение общественных идеалов и нравственных ценностей, передача моральных норм, трудовых умений и навыков. Родители имеют неоценимую силу воздействия на личность своего ребенка. Нравственная ориентация человека зависит от того, на каких формах воспитания и семейных традициях основывалось воспитание в детстве, становление в юности. Формирование семьянина, патриота, труженика - возможно лишь в семье, где родители не только являются полноценными носителями этих качеств, но и обладают определенными навыками семейного воспитания.

Очень важным средством духовно-нравственного воспитания в семье являются традиции, опыт прошлых поколений. Но сегодняшние молодые родители как раз и являются продуктом того времени, когда успешно реализовывалась «установка» на «вытравливание» нравственности и духовности в содержании личности российского человека. Эта реально существующая объективность выдвигает и реальные задачи воспитания самих родителей.

Современный этап характеризуется медленным выздоровлением общества. Вместе с тем, решая сегодня многие проблемы, которые достались нам в наследство от прошлого, не могут и не решаются многие важные проблемы воспитания молодежи и в целом, нового поколения страны. Для молодых людей трудно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

воспринять мир без глубокого осознания противостояния добра и зла, любви и ненависти, мира и войны. Осмысление основ этого противостояния даст возможность сделать молодежи правильный выбор. Отсюда основная педагогическая задача: воспитать достойное молодое поколение страны, «сильное духом и непримиримое ко всему тому, что противно человеческой натуре, традициям и культуре России».

Возрождение России возможно лишь при условии развития культуры, восстановления нравственных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.

Сегодня не только Россия, но и мир в целом переживает кризис. Многие ученые, политики, деятели культуры говорят о том, что XXI век может просто-напросто не состояться, если приоритетами его не станут гуманизация и гармонизация как личности, так и социума. И процесс этот может идти только через возврат к нравственным ценностям, через одухотворение личности. Список использованной литературы:

1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. — М.; Л.: Изд. Академии педагогических наук, 1948. 280 с.

2. Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московского университета. - М., 1955. 309 с.

3. Ильин И.А. Русский учитель // Опыты православной педагогики. М., 1993. 196 с.

© Киреев, Коренева, Киреева, 2016

УДК37

А.И.Коваленко

Преподаватель национального минерально-сырьевого университета «Горный»

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ В ВУЗЕ

Анализ публикаций последних лет свидетельствует о том, что проблема здоровья студентов в настоящее время является одной из актуальных в системе образования. На фоне научно-технического прогресса, ощутимо снижается уровень здоровья детей и молодежи. Увеличивается число детей с ограниченными возможностями, перед которыми остро стоит проблема социальной адаптации и реабилитации. По данным публикаций, многие ВУЗы страны отмечают, что за последние 5 лет число студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, увеличилось до 40%, выявлена отрицательная тенденция в физическом развитии студентов. Еще более тревожен тот факт, что среди молодежи наблюдается девальвация духовных, нравственных ценностей, в том числе и отношения к физической культуре и спорту.

Исследования (педагогические наблюдения), проведенные нами были направлены на выявление динамики физического развития студентов в процессе занятия аэробикой по программе физического воспитания в ВУЗах. В работе были поставлены следующие задачи:

1. Выявить эффективные варианты организации учебно-тренировочного процесса студентов специализации аэробика;

2. Определить динамику показателей физического развития студентов 1 -4 курсов по специализации «аэробика».

3. Разработать практические рекомендации по оптимизации процесса физической подготовки студентов специализации «аэробика».

В исследовании принимали участие студентки 1-4 курсов по специализации «аэробика». Тренировочные занятия проводились согласно учебной программе два раза в неделю по два академических часа. В годичном цикле выделены два макроцикла (семестры) по 4 месяца каждый. Согласно учебной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.