МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
творческого подхода к их осмыслению, высокого профессионализма при их практической реализации, а так же учета, обобщения и всестороннего анализа. Список использованной литературы:
1. Барабанщиков А.В., Дерюгин Н.И. Военно-педагогическая диагностика. М., 2005. С.37.
2. Колесников С.Б. Управление социальной адаптацией молодых офицеров: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Колесников Сергей Борисович. М.: 2006. - 203 с.
3. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. педагог.наук: 13.00.08 / Круглова Ирина Викторовна - М: 2007. C. 43.
4. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В. Байбородовой. -Ярославль; ЯГПУ, 2012. - 311 с.
© Ковалёв А.А., Мироненко А.П., Сороколет Д.А., 2016
УДК 371.3
Ковалева Елена Юрьевна
стар. преподаватель Омского филиала Финуниверситета, г.Омск, РФ E-mail: kovalyova81@mail. ru
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В данной статье рассматривается все возрастающая роль самостоятельной работы студентов как одной из ведущих форм организации процесса обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и необходимой профессиональной составляющей современного специалиста. Особое внимание уделяется факторам, повышающим эффективность самостоятельной работы, как со стороны студентов так и со стороны преподавателей. В статье приведены примерные задания для самостоятельной работы студентов, способствующие формированию знаний, их закреплению и систематизации на различных этапах изучения иностранного языка, а также критерии оценки самостоятельной работы.
Ключевые слова
Самостоятельная работа, самообучение, организация учебного процесса, иностранные языки, факторы эффективности, классификация заданий, критерии оценки.
В современном образовательном процессе самостоятельная работа приобретает новую роль: можно сказать, что она постепенно превращается в одну из ведущих форм организации учебного процесса. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет высокие требования к овладению навыками самообучения. В настоящее время профессиональный рост специалиста, его востребованность на рынке труда прежде всего зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности самостоятельно планировать свои действия. Именно поэтому самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, поскольку способствует формированию навыков, умений и знаний, в дальнейшем обеспечивает усвоение студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и способность решать технические, экономические и научные задачи. Сейчас роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы[1,с.127].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе является особой формой самообразования. Она помогает овладеть иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста, способствует формированию навыков самостоятельного приобретения знаний[2,с.68].
Эффективность самостоятельной работы студента обусловливается рядом факторов, среди которых важнейшими являются:
- готовность обучаемого к самостоятельной работе;
- оптимальная организация самостоятельной работы и коррекция ее педагогом.
Готовность студентов к самостоятельной работе определяется:
- наличием оптимальной мотивации к овладению иностранным языком;
- сформировавшимися навыками самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма;
- владением навыками эффективной работы со справочной литературой, словарями и умением работать с техническими средствами обучения (ТСО).
Эффективная организация самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя подразумевает соответственно:
- исследование, индивидуальный учет, формирование мотивации изучения студентом иностранного языка;
-развитие у студентов навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма;
-развитие у обучаемых навыков эффективной работы со справочной литературой и словарями;
- обучение студентов работе с техническими средствами обучения [2,с.69].
Основной формой процесса овладения иностранным языком является практическое занятие, на котором осуществляется непосредственная организация самостоятельной работы студента, контроль со стороны преподавателя, а также взаимоконтроль и самоконтроль.
Существует несколько классификаций заданий по самостоятельной работе студентов:
- обучающие задания, при которых преподаватель предъявляет студентам задание и показывает, как его делать;
- тренировочные задания - выполнение задания по образцу;
- поисковые задания - самостоятельно выполненные студентами.
Задания для самостоятельной работы студента должны быть четко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе. Результаты самостоятельной работы студента должны контролироваться преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в рубежной и итоговой аттестации по изучаемой дисциплине [2,с.69].
Самостоятельная работа студентов на различных этапах освоения иностранного языка может включать в себя:
• для овладения знаниями: заучивание лексических единиц, овладение правилами словообразования и грамматики, чтение текстов вслух в соответствии с правилами чтения, построение вопросов и ответов к текстам, перевод на русский язык (устный и письменный); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
• для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов и др.;
• для формирования умений: выполнение упражнений по образцу; решение ситуативных задач; подготовка к ролевым и деловым играм; выполнение проектов; подготовка творческих работ (эссе).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы могут быть использованы тестирование, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы являются:
• уровень освоения учебного материала,
• умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
• полнота знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
• обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по самостоятельной работе вопрос,
• оформление отчетного материала в соответствии с заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к таким материалам.
Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что самостоятельная работа является важнейшей составляющей освоения иностранного языка, подготовки к практическим занятиям и к экзамену, обеспечивающей углубленное изучение тем дисциплины, являясь неотъемлемой частью всего образовательного процесса по иностранному языку в целом[3].Организация самостоятельной работы по иностранному языку у студентов складывается из самостоятельной работы студента на практических занятиях, выполнения домашних заданий, организации автономного изучения иностранных языков, планируемого самим студентом, а также подготовки презентаций, рефератов, сообщений, проектных заданий с использованием мультимедийных средств и внеаудиторного чтения. Список использованной литературы:
1. Ковалева Е.Ю. Организация самостоятельной работы студентов современных вузов. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов международной заочной конференции.-Липецк: Изд.центр «Де-факто»,2009
2. Можевская А.Е., Жиргалова Я.А. Самостоятельная работа по иностранному языку студентов неязыковых вузов.Наука ЮУрГУ. Секции экономики, управления и права: материалы 63-й науч.конф./отв. С.Д. Ваулин; Юж.-Урал.гос.ун-т.-Челябинск: Издат.центр ЮУрГУ, 2011
3. Потапова О.В., Степанова О.С. Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов бакалавриата неязыковых вузов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.paxgrid.ru/proceedings_pedagogy2012 (дата обращения 13.02.2016)
© Ковалева Е.Ю., 2016
УДК 881.161.1
Коренева Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент БГИИК, г. Белгород, РФ Е-mail: korenevaen@yandexru Киреева Нина Васильевна канд. пед. наук, профессор БГИИК, г. Белгород, РФ Е-mail: korenevaen@yandexru Киреев Михаил Николаевич канд. пед. наук, доцент БГИИК, г. Белгород, РФ Е-mail: korenevaen@yandexru
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В настоящей статье раскрываются методологические подходы к организации обучения иностранных