Научная статья на тему 'Нравственное самоопределение будущего специалиста как условие инновационного стиля профессиональной деятельности: социально-психологический аспект'

Нравственное самоопределение будущего специалиста как условие инновационного стиля профессиональной деятельности: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МАЛАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ГРУППЫ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремина А. Н., Исаева Н. И.

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты нравственного самоопределения будущих специалистов, как субъектов инновационного стиля профессиональной деятельности. Установлена роль социально-психологической зрелости учебной группы в нравственном самоопределении будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Еремина А. Н., Исаева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное самоопределение будущего специалиста как условие инновационного стиля профессиональной деятельности: социально-психологический аспект»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923:316.6

НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты нравственного самоопределения будущих специалистов, как субъектов инновационного стиля профессиональной деятельности. Установлена роль социально-психологической зрелости учебной группы в нравственном самоопределении будущего специалиста.

Ключевые слова: нравственное самоопределение, малая группа, социально-психологическая зрелость группы, организованность, направленность, психологический климат, инновационный стиль профессиональной деятельности.

e-ma.il:

[email protected] [email protected]

А. Н. Еремина1 Н. И. Исаева2

'> Курский государственный университет

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Проблема. В последние десятилетия в российском обществе происходят социальные изменения, в ходе которых трансформируется система идеалов и ценностей в индивидуальном и групповом сознании. В связи с этим формируются новые требования к специалистам различных профессий. Будущие специалисты должны владеть не только профессиональными компетенциями, но и обладать инновационным стилем деятельности. Однако процесс создания, внедрения и распространения инноваций в профессиональной сфере должен координироваться не только юридическими законами, но также и нравственными нормами.

В сложных социально-экономических условиях моральная деградация общества рассматривается как «междисциплинарный» факт [23]. Знание закономерностей нравственного самоопределения личности становится общественно значимым для формирования направленности и устойчивости нравственной позиции профессионала, от которой зависит линия самореализации субъекта на рынке труда: позитивная самоактуализация личностных ресурсов или негативное самоутверждение, профессиональная маргинализация [7].

Теоретические основания решения проблемы. В психологии самоопределение личности понимается как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [15, с. 351]. Нравственное самоопределение - как «выбор человеком для себя системы моральных норм и соответствующих им форм нравственного поведения» [44, с. 200].

* Статья подготовлена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. в рамках проекта «Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза», соглашение № 14.А18.21.0098.

По утверждению А. Б. Купрейченко, структура нравственного самоопределения имеет уровневое строение, представленное в виде «ценностно-нравственного стержня» (идеалы, эталоны, нравственное мировоззрение и т. д.) и «оболочки» (нравственные принципы, этические стратегии, нормы и правила поведения в различных ситуациях и с различными категориями людей и т. д.) [12]. В достаточный минимум элементов самоопределения входят представления о нравственности, морали, нравственные ориентации, нравственные стратегии и оценка явлений окружающего мира [5].

Исследователями выделяются внутренние и внешние детерминанты самоопределения субъекта. К внутренним детерминантам относятся такие субъектные свойства как ответственность, активность, оптимизм, устойчивая положительная самооценка, стойкость и др. [1; 2; 9; и др.]. К внешним детерминантам относятся социально-экономические факторы, жизненные события, групповые факторы и прочее [9; 22 и др.].

В настоящее время с целью развития отдельных компонентов нравственного самоопределения применяются технологии включения личности в социальную среду с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности («развивающую социальную среду») [22], в совместную деятельность поисковых групп [3], в добровольческую деятельность [17], тренинго-вые технологии [6], анализ этически сложных ситуаций, групповые дискуссии и др.

Реализация психологической поддержки будущих специалистов в умении сделать правильный выбор представляется наиболее эффективной через учебную группу, в которой студенты находятся в постоянном контактном взаимодействии друг с другом. Однако возможность воздействия группы на индивида определяется уровнем ее социально-психологической зрелости. Критерии зрелости различаются в зависимости от используемой авторами теоретической психологической модели групп.

Макаренко А. С. считал, что уровень социально-психологической зрелости, единство во всех сферах жизнедеятельности и самосознание этой социально-психологической зрелости являются основополагающими характеристиками первичного коллектива [13].

Согласно параметрической концепции, разработанной Л. И. Уманским, А. С. Чернышевым и их учениками, уровень социально-психологической зрелости группы определяется по состоянию параметров, составляющих ее психологическую структуру, и группы в целом [18; 21; 22]. Важным для нашей работы являются выделенные авторами три блока психологической структуры группы: 1) «общественный» блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности; 2) «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы; 3) блок общих качеств (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность). Это положение сохраняется и в настоящее время в концепции Л. И. Уманского и А. С. Чернышева.

Основываясь на работах отечественных и зарубежных психологов, А. Л. Журавлев выделяет общие и специфические признаки социально-психологической зрелости. К общим признакам относятся: относительная автономность, социальная ответственность за свои поступки и способность к самостоятельному принятию решений, активная социальная позиция и овладение социальными ролями и в целом социальной средой. Все эти признаки имеют позитивную, гуманистическую направленность. Специфическими признаками являются процессы и состояния соотнесения субъектом себя с другими индивидуальными и групповыми субъектами: способности к саморегуляции своего поведение, характеристики процессов самоопределения, рефлексивные процессы и способности, эмпатические способности, способности к децен-трации и др. [10].

В связи с этим общей гипотезой исследования является утверждение о том, что нравственное самоопределение будущих специалистов в учебной группе опосредуется уровнем развития ее социально-психологической зрелости.

Частные гипотезы:

• высокий уровень развития социально-психологической зрелости учебной группы обеспечивает оптимальные условия для эффективного нравственного самоопределения будущих специалистов при ведущей роли групповых параметров «направленность активности», актуализирующей гуманистические цели, ценности и мотивы, а также «организованности», обеспечивающей согласованность мнений и форм инициативного поведения;

• актуализация (формирование) нравственного самоопределения личности обеспечивается степенью включенности индивидов в совместную деятельность на основе принятия и реализации норм и ценностей группы.

Организация исследования. Опираясь на изложенные ранее теоретические подходы, было организовано и проведено исследование, в котором приняли участие студенты вуза (ФГБОУ ВПО «Курский государственный университете»), а также учащиеся средних специальных учебных заведений («ГОУ НПО ПЛ №1», «ОГОУ НПО КПЛ № 27» г. Курска). Всего исследованы двадцать молодежных групп (девушки и юноши 18-20 лет) общей численностью 400 человек.

В исследовании применялись опросники «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» [22], «Нравственное самоопределение личности» [9], а также лабораторный эксперимент с использованием аппаратурных методик «Арка», «Беседка», «Групповой электронный сенсомоторный интегратор» [21, с. 8]. Кроме того, испытуемым предлагалось написать мини сочинение на тему: «Каким я себя вижу через 10 лет». В исследуемых группах проводились диспуты на тему «Успех и нравственность», а также психологическая маршрутная игра.

Обсуждение результатов. В результате исследования выявлена дифференциация учебных групп по уровню социально-психологической зрелости. Среди них преобладают кооперации (75 %). Значительно реже встречаются коллективы (15 %) и ассоциации (10 %) (по терминологии Л. И. Уманского).

Соотношение лиц с различной нравственной позицией различается в группах разного уровня социально-психологической зрелости, что подтверждаются с помощью критерия Кру-скала-Уоллиса (Нэмп. = 7,01; Нкрит. = 5,99; р < 0,05). Наибольшее влияние на ее формирование оказывают группы, в которых высоко выражены параметры «организованность» (4,2), «направленность активности» (4,2), «психологический климат» (4,3) и «интеллектуальная коммуникативность» (4), т.е. группы, которые являются коллективами.

В таких группах в качестве идеала большинство испытуемых выбирают общественных, политических, государственных деятелей (маршал Г. К. Жуков, В. В. Путин, Петр I, Александр Невский и др.), видных ученых (Д. И. Менделеев, Л. И. Уманский и др.), писателей и поэтов (А. С. Пушкин и др.). Часть юношей считает собственным идеалом родителей.

Представления о нравственности как общественном явлении у большей части членов коллективов (около 40 %) характеризуются согласием с существованием воздаяния за добро и зло, признанием нравственности признаком силы личности и ее ответственности за собственный нравственный облик. Вместе с тем, ими не осознано, насколько абсолютными являются моральные нормы, необходимо ли пересматривать их в зависимости от ситуации. В этическом поведении эти юноши считают необходимым придерживаться стратегии обязательности соблюдения нравственных норм и проявления активности, что особенно важно для будущих специалистов с инновационным стилем профессиональной деятельности. У них преобладает миросозидательная и гуманистическая ориентация личности, им не свойственна эгоцентрическая ориентация. В целом юноши признают значимость морали для общества как основы сосуществования и сотрудничества людей.

В коллективах представления о нравственности реализуются на поведенческом уровне. В согласовании совместных действий и их нравственном аспекте важную роль выполняют лидеры. Кроме того, нравственность проявляется в доброжелательном и уважительном стиле взаимоотношения и взаимодействия членов группы. У них преобладает взаимозависимая форма совместной деятельности, что подтверждает преобладание гуманистической ориентации личности, по сравнению с эгоистической. Признание обязательности соблюдения нравственных норм проявляется в соблюдении правил работы, а именно честности при выполнении процедур в которых возможно улучшение результата за счет недобросовестного соблюдения условий. В целом, в поведении, в том числе и этическом, испытуемые проявляют активность.

В группах среднего уровня социально-психологической зрелости - кооперациях -значения групповых параметров ниже: «организованность» - 3,7; «психологический климат» - 3,6; «направленность активности» - 3,6; «интеллектуальная коммуникативность» - 3,5.

В кооперациях идеалом большинство опрошенных считают родственников: отца, дядю, мать, тетю, брата или сестру. Очевидно, что на формирование их идеалов большое влияние оказывает семья. Некоторые будущие специалисты проявляют негативное отношение к идеалу: «идеал мне не нужен», «я - сам идеал для себя», «идеал - это насилие над личностью».

Представления о нравственности как части общественного сознания у большинства членов таких групп, как и в коллективах, состоят в признании воздаяния за добро и зло. Нрав-

ственность рассматривается как признак силы личности. В этическом поведении необходимым признается обязательность соблюдения нравственных норм. Однако, проявлять в нем активность считают необходимым немногие (около 20 %). Юноши осознают важную роль миросозидательной ориентации личности для развития общества, но вместе с тем у них выражена группоцентрическая ориентация личности, что особенно характерно для групп средних специальных учебных заведений. В целом осознается значимость морали для общества, однако некоторыми членами таких групп (20 - 45 %) моральные требования оцениваются как относительные.

Как правило, стиль взаимодействия и взаимоотношений в кооперациях характеризуется сотрудничеством и доброжелательностью. Однако в напряженных ситуациях некоторые члены таких групп проявляют вербальную агрессию по отношению к «виновникам» происшествия. Стремясь показать лучший результат, представители групп-коопераций не всегда соблюдают правила работы. Лидеры групп в некоторых случаях занимают попустительскую позицию. Например, предвидя невысокий результат, лидер одной из групп, вместо внесения организационных изменений предлагал: «не парьтесь, задание не на миллион долларов». В целом поведение участников эксперимента подтверждает признание ими относительности морали, нежели проявление стратегии обязательности соблюдения нравственных норм.

В группах низкого уровня социально-психологической зрелости - ассоциациях - групповые параметры выражены слабо: организованность (3,2), направленность активности (3,1), психологический климат (3,9), интеллектуальная коммуникативность (3,0).

В ассоциациях идеалом большинства испытуемых являются родственники. Встречаются юноши, отвергающие для себя идеал, но таких меньше, чем в кооперациях. Также в качестве идеала для подражания выбираются звезды кино, шоу-бизнесса, спорта.

В ассоциациях отсутствует единство мнений по поводу нравственности. Только 6 - 10 % членов имеют представления о нравственности, характерные для большинства членов коллективов. При этом в ассоциациях около 30 % представителей плохо дифференцируют представлений о нравственности, но в целом считают нравственные нормы обязательными для соблюдения.

Неуверенность в необходимости активности в этическом поведении подтверждается слабым проявлением взаимопомощи в совместной деятельности. При этом ошибки членов группы приводят к временному или даже полному прекращению деятельности, сопровождаются не только вербальной, но и физической агрессией (толчки, затрещины). Члены таких групп мало пользуются речевым общением в процессе совместной деятельности, практически отсутствуют слова и невербальные реакции, выражающие подбадривание и поддержку - взаимность в этическом поведении.

Близость индивидуального и группового сознания как самый оптимальный вариант решения проблемы обеспечивается достаточно высоким состоянием параметра «организованность». В группах с высоким значением параметра «организованность» проявляется способность членов группы в условиях многообразия мнений к согласованным действиям, т. е. способность подчиняться требованиям групповых норм и при этом сохранять индивидуальность. Взаимная требовательность членов группы друг к другу проявляется в представлении ее членов о том, что соблюдение нравственных норм является обязательным. Наличие авторитетного актива, обеспечивающего организованность группы, стремление участников группы к сотрудничеству способствует укреплению их представлений о необходимости придерживаться стратегии активности в этическом поведении.

Кроме того, единство мнений, умение выработать и принять решение, информированность каждого участника группы о состоянии групповой жизни и деятельности обеспечивает интеллектуальная коммуникативность. Низкое значение этого параметра означает наличие различных мнений в группе, что не мешает группе сохранять единство действий, благодаря наличию высокой организованности.

Вместе с тем одной организованности и интеллектуальной коммуникативности недостаточно для обеспечения нравственных отношений и поступков в группе. Необходимо наличие социально и морально одобряемого содержания деятельности группы, которое выражается в параметре «направленность активности». Этот параметр отражает те предметы и явления, которые являются наиболее ценными для группы, основные групповые цели и значимость деятельности группы для общества, что напрямую отражает ее духовность (ориентацию на других).

Позитивный психологический климат, проявляется в доброжелательных взаимоотношениях членов группы друг с другом, взаимной поддержке, совместном переживании успеха и

сопереживании при неудачах, что способствует взаимности нравственного поведения. Однако наиболее значимым является психологический настрой на деятельность.

Выводы:

а) социальные представления будущих специалистов о нравственности носят достаточно выраженный вариативный характер и опосредуются воспитательными возможностями социальной среды в образовательных учреждениях. Оптимальной для профессионалов с инновационным стилем деятельности является позитивная нравственная позиция, которая проявляется в миросозидательной и гуманистической ориентации личности, дифференцированных представлениях о морали и нравственности, активности в этическом поведении и обязательности соблюдения нравственных норм;

б) Нравственное самоопределение студентов, как условие инновационной деятельности, детерминировано уровнем развития социально-психологической зрелости учебной группы (внешняя детерминанта), степенью включенности индивидов в совместную деятельность группы (внутренняя детерминанта);

в) Ведущую роль в нравственном самоопределении членов учебных групп играют групповые параметры «направленность активности», актуализирующая нравственные эталоны поведения, и «организованность», обеспечивающая согласованность стратегий самореализации индивидов в условиях совместной деятельности;

г) Необходимым условием формирования нравственного самоопределения является оптимальное включение студентов в разнообразные виды совместной деятельности, предполагающее проявление субъектной активности индивида, пристрастность к активности других, знание и предвидение форм поведения членов группы;

д) Практическое использование технологий формирования социально-психологической зрелости учебной группы выступает одним из направлений опосредованного воздействия на нравственное самоопределение будущих специалистов с инновационным стилем профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2006. - С. 355 - 381.

3. Аскоченская Л. И. Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009. - 23 с.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН, 2003. - 272 с.

5. Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: автореферат дис. канд. псих. наук. М.: Изд-во «Ин-та психологии РАН», 2010. - 26 с.

6. Голубева О. Ю. Развитие духовных характеристик личности в условиях специально организованной деятельности : автореферат дис. канд. психол. наук, Казань, 2005.

7. Дикая Л. Г., Ермолаева Е. П. Нравственные проблемы профессиональной деятельности // Психология нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 361 - 380.

8. Еремина А. Н. Влияние социально-психологической зрелости учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников: автореферат дис. канд. психол. наук, Курск, 2011.

9. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. - 480 с.

10. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость: понимание и возможности исследования // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты : Мат-лы III Нац. науч.-практ. конф. М., 2006. Т.1 - С. 178 - 180.

11. Компьютерная экспресс психодиагностика личности и коллектива школьников / Под ред. А. С. Чернышева. М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 89 - 108.

12. Купрейченко А. Б. Концептуальные основы изучения нравственного самоопределения личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Материалы второй Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 30 июня - 1 июля 2008 г. / Отв. ред. А. В. Капцов. Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. - С. 10 - 15.

13. Макаренко А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии. Соч.: В 7 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - Т. 5. - с. 558.

14. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛА-ДОС, 2003. - 688 с.

15. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - С. 375 - 377.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. II. - 328 с.

17. Сикорская Л. Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде: учеб.-метод. пособие / Под ред. В. А. Ситарова. - М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2008. - 212 с.

18. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

19. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень высшей аттестационной комиссии министерства образования Российской Федерации. 2005. - № 6. - С. 1 - 11.

20. Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности : автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. - 48 с.

21. Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1980. - 42 с.

22. Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социально-одаренные дети: путь к лидерству. Воронеж: Кварта, 2007. - 210 с.

23. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.04.2010).

MORAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE SPECIALIST AS THE INNOVATIVE STYLE OF PROFESSIONAL ACTIVITY: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS

A. N. Eremina1 N. I. Isaeva2

1)Kursk State University

2)Belgorod National Research University

e-mail:

[email protected] [email protected]

The article deals with the social and psychological aspects of moral self-determination of future professionals, as subjects of the innovative style of professional activities. The role of social and psychological maturity of the study group in the moral self-determination of the future specialist.

Keywords: moral self-determination, small group, social and psychological maturity group, organization, direction, psychological climate, innovative style of professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.