УДК 159.9:316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ СУБЪЕКТОМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ (на материале изучения групп средних профессиональных учебных
заведений города Курска)
© 2013 Н. А. Котелевцев
аспирант каф. психологии e-mail APV- 78@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье установлены изменения в уровне социально-психологической зрелости групп в обогащенных социальных средах на фоне внедрения социального обучения и элементов совместной деятельности в жизнедеятельность групп. Выделены типы групп по состоянию субъектности.
Ключевые слова: уровень социально-психологической зрелости, группа как субъект совместной деятельности, развивающие социальные среды, социальное обучение.
Проблема. В современном мире, который изменил человек и в котором кардинально изменился он сам, особую актуальность приобретает проблема становления и функционирования индивидуального и группового субъектов, поставленная и методологически обоснованная С. Л. Рубинштейном и его учениками А.В. Брушлинским, Л.И. Анцыферовой и К.А. Абульхановой. В настоящее время проблемы определения параметров (критериев) и типов группового и коллективного субъектов разрабатывают А.Л. Журавлев, А.С. Чернышев, К.М. Гайдар и др.
В этой связи представляется методологически, теоретически и практически важным решение комплекса задач по выявлению детерминант становления и эффективного функционирования большого массива социально значимых объединений - учебных молодежных групп как одного из резервов подготовки специалистов высокого качества и формирования нравственно зрелых граждан.
В современной России значительно повысилась роль малых групп в разных сферах жизнедеятельности молодежи, в том числе в учебной. Наблюдается тенденция дифференциации групп, порождающая их разнообразие по социальному статусу и особенно по направленности активности: от патриотически активной, созидательной до бездуховно-разрушительной. У определенной части подрастающего поколения в силу его психической синзетивности к социальным влияниям под воздействием средств массовой информации, расширения коллективов, активизации миграционных процессов формируются преимущественно негативные или амбивалентные установки в отношении ближайшего социального окружения [Журавлев, Купрейченко 2010].
Выявление социально-психологических условий приобретения группами статуса субъектов совместной деятельности, общения и отношения позволит направить потенциальные возможности групп как наиболее значимых опосредующих звеньев взаимодействия личности и общества на позитивное мироощущение, социальное самоопределение и социальную активность как индивидов, так и групп в целом.
Конкретная задача сводится к выявлению благоприятных воспитательных возможностей определенного типа социальных сред и на этой основе к разработке
теории и технологии проектирования социально-психологической помощи группам в приобретении статуса группового субъекта.
В исследовании психологии жизнедеятельности малых групп (в том числе и учебных молодежных групп) используется довольно широкий спектр психологических характеристик, отражающих разные сферы групповой активности без соотнесения определенного набора (комплекса) характеристик с соответствующим статусом группы или как субъекта совместной деятельности, или как субъекта эмоциональных связей и т.д [Петровский 2000]. Как показали исследования А.Л. Журавлева и кафедры психологии Курского госуниверситета под руководством А. С. Чернышева, рядоположенное, а не системное понимание сущности традиционно принятых в эмпирических исследованиях характеристик группы создает серьезные трудности для объяснения поведения и отношений как внутри группы, так и с другими группами [Чернышев Сарычев 2000].
Методологически и теоретически обоснованная, экспериментально подтвержденная система субъективных характеристик учебной группы сможет обеспечить возможность адекватной диагностики состояния группы как субъекта на различных стадиях его становления и выявить социально-психологические условия становления учебной группы как субъекта совместной деятельности, общения и отношения [Чернышев 2006].
Методологические и теоретические основы исследования. В качестве методологической основы определения группового субъекта важными представляются идеи А. Л. Журавлева о параметрах и типах группового и коллективного субъектов [Журавлев 2009]. В рамках нашего подхода мы опираемся на параметрическую концепцию групп и коллективов, разработанную Л.И. Уманским, А. С. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и др., в которой субъектные признаки группы представлены в системе параметров, среди которых ведущую роль играют организованность, направленность, социально-психологическая подготовленность, а также выделенные в последнее время параметры - надежность группы [Сарычев 2000] и структура мотивации включенности учебных групп в основную социальную организацию [Елизаров 2011].
В качестве факторов, влияющих на становление группы субъектом совместной деятельности, общения и отношения, нами были выделены включенность как социально-психологический механизм актуализации субъектных качеств индивидов и группы, совместность как показатель определяющий становление коллективного субъекта, а также состояние индивидуального и группового сознания как критерий определения развития субъектности индивидов на фоне становления группы субъектом совместной деятельности, общения и отношения.
Основными условиями, оказывающими значительное влияние на становление групповой и индивидуальной субъектности, мы определили социальное обучение и развивающие социальные среды [Чернышев 2006].
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто гипотетическое предположение о том, что становление группы субъектом совместной деятельности и общения обеспечивается уровнем включенности индивидов в совместную деятельность и общение и оптимальным соотношением индивидуального и группового сознания и опосредуется оптимальным условием включенности группы в развивающую социальную среду.
Эмпирическая база и методы исследования. Исследование проводилось в сентябре 2012 года, на базе Спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпиец» (пос. Моква Курской области) в рамках профессиональной профильной смены «Лидер», организованной Областным центром творческого развития и гуманитарного
Котелевцев Н. А. Социально-психологические факторы и условия становления учебной группы субъектом совместной деятельности и общения (на материале изучения групп средних
профессиональных учебных заведения города Курска)
образования детей и учащейся молодежи Курской области, где автор работал в качестве практического психолога-методиста. В профильном лагере были собраны активисты средних учебных заведений Курска и Курской области, всего 128 юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет, образовавших 6 отрядов.
В соответствии с гипотезой был использован комплекс методик: наблюдение, контент-анализ, элементы естественного формирующего эксперимента, «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы» [Уманский 2001], а также аппаратурная методика - прибор-модель совместной деятельности «Арка» [Чернышев 2006].
Для обработки эмпирических данных применялись методы математической статистики - средние величины, критерий Стьюдента и корреляционный анализ.
Развивающая социальная среда - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп.
Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся. Последнее достигается введением социального обучения, реализующегося педагогическим коллективом лагеря в виде практических занятий по практическому освоению навыков успешной совместной деятельности, правил организаторской работы, «уроков лидерства». Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие [Уманский 2001; Чернышев 2006].
Социальное обучение - это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей.
В социальном обучении А. С. Чернышевым выделяется три основных направления
развития субъектности личности:
• рефлексивное - осознание положительного образа «Я» и своей социальной позиции. Личностная рефлексия является формой саморегуляции на высшем ценностно-смысловом уровне развития личности;
• поведенческое - расширение арсенала практических умений жить в гармонии с другими людьми;
• деятельностное - созидание материальных и духовных ценностей, основанное на соморегуляции. Именно деятельность обеспечивает переход от статики размышлений и переживаний к процессу реализации «Я», к реальным действиям.
В рамках педагогической работы с отрядами в лагере актуализировались следующие формы воздействия:
• многоплановая содержательная совместная деятельность («веер» деятельности - учебная, трудовая, игровая, художественная, политическая), ориентированная на высокие социальные ценности;
• значительная автономия личности и групп, стимулирование их субъектности;
• взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемой в едином физическом и психологическом пространстве;
• стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия.
Для создания условий развивающей социальной среды мы включали в жизнедеятельность отрядов такие виды совместной деятельности, как совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимозависимая, которые реализовывались в виде групповых дискуссий на социально и личностно значимые темы, подготовки театрализованных представлений, спортивных состязаний и интеллектуальных конкурсов, в песенных и танцевальных фестивалях. Согласно специфическим свойствам развивающей социальной среды, такие виды активности сочетали в себе высокую социально-психологическую защищенность ребенка с необходимостью проявления большогофизического и психического напряжения, что научало индивидов рационально использовать время в связи с включением в разнообразную социально значимую деятельность.
Результаты и их обсуждение. Выявлены социально-психологические механизмы состояния взаимозависимости и взаимосвязанности индивидов в группе как фактор развития индивидуальной и групповой субъектности
Изучение взаимосвязанности и взаимозависимости как фактора субъектности через определение уровня социально-психологической зрелости групп по таким параметрам, как направленность активности, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, выявило некоторые специфические особенности развития данного феномена, в зависимости от социальной среды в молодежных обществах:
• во всех изученных группах сложилась социально-психологическая структура разного уровня (которую в дальнейшем удалось изменить в зависимости от «удельного веса», значимости параметров в общей структуре);
• выявлены заметные различия в уровне субъектности групп до включения в развивающую среду и после;
• произошла позитивная динамика уровня состояния всех параметров, но степень изменения состояния параметров оказалась разная (табл. 1).
Таблица 1
Состояние компонентов социально-психологической структуры групп
Компоненты социально- До изменения После изменения Показатель
психологической структуры группы условий условий динамики
уровень ранг уровень ранг уровень ранг
состояния состояния состояния
Психологический климат 45,26 4 48,42 2 3,16 1
Интеллектуальная 46,00 3 48,00 4 2,00 2
коммуникабельность
Направленность активности 46,28 2 48,08 3 1,80 3
Организованность 47,62 1 49,00 1 1,38 4
Как видно из таблицы, наиболее ярко заметна динамика развития психологического климата - на 3,16 балла, что отражает уровень эмоциональной удовлетворенности участников отрядов, на фоне включения их в высокоорганизованную общность, проявляется в уменьшении количества конфликтных ситуаций внутри отрядов, а в целом в раскрытии потенциальных возможностей.
Интеллектуальная коммуникативность основана на процессах восприятия и понимания человеком человека, что подтверждает развитие группы как субъекта, так как группа становится способной создавать оптимальные пути в определении общих позиций, суждений, принятия групповых решений, что крайне необходимо для планирования и исполнения совместной деятельности.
Котелевцев Н. А. Социально-психологические факторы и условия становления учебной группы субъектом совместной деятельности и общения (на материале изучения групп средних
профессиональных учебных заведения города Курска)
Положительная динамика направленности активности отражает развитие в группах системы мотивов, целей деятельности, ценностных ориентаций и норм, принятых группами, включенных в их сознание. Групповая направленность представляет идейную сплоченность группы, интегрируя направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу. В ходе групповой деятельности в молодежных группах происходит не механическое подстраивание личных целей к групповым, а сознательно осуществляемое сближение личности к групповому «идеалу», что является подлинной интеграцией целей и мотивов. Причем сознательное сближение индивидуальных целей наблюдается в зависимости от уровня развития вышестоящей организации (лагеря), качества организованной в нем совместной деятельности и созданных развивающих условий.
Как видно из таблицы 1, развитие параметра организованности идет не скачкообразно, что показывает динамику развития самоуправляемости отрядов, за счет правильной организации совместной деятельности в жизни отрядов как в начале смены, так и в ее конце. Заметим, что организованность является базовым качеством, определяющим уровень развития группы. В отличие от других выше представленных параметров, ее развитие идет достаточно медленно, но в процессе жизнедеятельности групп данный параметр является более устойчивым. При этом нами было отмечено, что уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от внешней среды, но сильнее влияние группы на саму среду. Особенно это заметно на 5-7 день смены, когда группа начинает осознавать себя как коллектив, включенный в высокоорганизованную общность. При этом нами было замечено уменьшение уровня конфликтности среди участников отрядов.
Отметим, что в данном исследовании нами выявилась разная чувствительность отдельных параметров к социально-психологическому воздействию на группу. Организованность и направленность в своей структуре имеют более сложное социально-психологическое содержание, так как включают в себя требования общества и зависят от личных параметров группы, поэтому они более инертны и консервативны [Сидоренков 2011]. Для их изменения требуется более динамичное и более насыщенное социально-психологическое воздействие.
Для уточнения данных об уровне социально-психологической зрелости групп был проведен эксперимент с помощью прибора-модели «Арка». При этом мы опирались на то, что эффективность совместной деятельности во многом зависит от уровня развития субъектности группы. Эксперимент проводился дважды: в начале смены и в конце. Если на первых пробах большинство групп не могли найти эффективных совместных действий (в основном собирали «Арку» за 80-100 секунд, при норме 30-45 сек.); то в конце смены, без предварительных тренировок, группы тем же составом собрали «Арку» за лучшее время (рекорд среди 6 отрядов 30 сек.). При этом отметим, что во время выполнения 1-го тура опытов участники группы не могли найти конструктивных путей решения проблемы эффективного взаимодействия друг с другом, проявлялась агрессия и высокая степень не собранности даже на 5-й попытке. Во время проведения 2-го тура опытов, уже ближе к концу смены, наблюдалась высокая степень командных действий, все вопросы решались быстро, с участием всех членов группы, после каждой пробы ребята старались находить оптимальные пути улучшения совместных действий. Это говорит о том, что в условиях «социального оазиса» идет заметное развитие группы как субъекта.
Такие заметные различия наблюдались не во всех изученных группах, что позволило нам выделить группы трех типов: «А», «Б» и «В» (табл. 2).
Группы типа «А» - это группы-субъекты, находящиеся на высоком уровне своего развития, отличающиеся положительной динамикой изменения показателей уровня социально-психологической зрелости в ходе всего экспериментального исследования.
Группы типа «Б» тоже относятся к группам, которые можно охарактеризовать как субъекты совместной деятельности, но динамика изменения уровня социально-психологической зрелости в данных группах идет скачкообразно; постоянно меняется модуль с положительной динамики на отрицательную, но в целом принципиально не мешает развитию группы.
В группах типа «В» изначально высокий уровень развития, но наблюдается отрицательная динамика изменения уровня социально-психологической зрелости.
Таблица 2
Состояние эффективности деятельности трех типов групп на приборе-модели «Арка»
Тип № Коэффициент эффективности деятельности групп Ь, где
группы отряда «Ь» принимает значение в интервале: 0<Ь<1
до развития группы после развития группы
А 2 0,36 0,91
6 0,37 0,81
Б 3 0,33 0,75
4 0,32 0,70
5 0,29 0,76
В 1 0,87 0,63
Известно, что эффективность совместной деятельности группы зависит от того, насколько каждый член коллектива принимает групповые нормы и ценности в конкретных делах, то есть от включенности личности в группу. Установлено, что включенность воспитанников в активную деятельность до создания развивающих условий и становления группы как субъекта деятельности в группах «А» и «Б» составила 45-60 %; после обогащения деятельности и развития в этих группах качества субъектности - 76,7-83 %.
Взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе способствует формированию группового состояния предготовности. Только наличие этого критерия характеризует группу как коллективного субъекта [Журавлев 2010]. Отметим, что взаимозависимость индивидов в группе может не совпадать с взаимосвязанностью, это проявляется в том, что от индивидуального вклада каждого участника группы зависит конкретный результат ее деятельности. Этим определяем взаимозависимость индивидов друг от друга как форму предактивности к предстоящей деятельности. Таким образом, взаимосвязанность проявляется в ориентации индивидов на единую цель, за счет согласования внутренних мотивов и направленности данных индивидов.
Выводы
1. Включение группы в многообразие форм совместной деятельности и введение социального обучения в условиях развивающих социальных сред на фоне приоритетного развития таких параметров, как направленность и организованность, способствует значительному развитию интеллектуальной коммуникабельности и психологического климата как параметров малой группы. Данные параметры развиваются быстро и импульсивно, в то время как развитие направленности и
Котелевцев Н. А. Социально-психологические факторы и условия становления учебной группы субъектом совместной деятельности и общения (на материале изучения групп средних
профессиональных учебных заведения города Курска) организованности идет медленней, но с большим коэффициентом стабильности и устойчивости.
2. Развитие параметров направленности и организованности определяет уровень развития группы как коллективного субъекта. Направленность выступает «своеобразным» идеологическим потенциалом группы, фиксируя социальную ценность принятых группой идей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм. А организованность определяет степень зависимости группы от среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от влияния среды, зато повышается влияние группы на среду.
3. В высокоорганизованных группах актуализируется полнота отражения возможностей индивидов и адекватность оценки ими друг друга, что во многом определяет характер их взаимодействия и эффективность совместной деятельности.
4. Комплекс программ социально-психологической и педагогической помощи молодежи способствует развитию всех типов субъектности групп, обеспечивая психическую защищенность, личностный комфорт и высшее качество принимаемых решений.
Библиографический список
Абульханова-Славская К.А. Субъект - символ российской самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 10-27.
Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
Акатов Л.И. Групповое волевое усилие и личность лидера-организатора // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск, 1972. С. 48-52.
Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 6-19.
Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственная элита в российском обществе: концептуальные основы психологического исследования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 28-35.
Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000. 312 с.
Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Персе, 2002. С. 270310
Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск, 2000.
Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избр. труды. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2001. 208 с.
Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избр. тр. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 244 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Психологическая школа молодежных лидеров. М., 2005.