Научная статья на тему 'Нравственно-этические проблемы в публицистике Гаджи Арипова'

Нравственно-этические проблемы в публицистике Гаджи Арипова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПУБЛИЦИСТИКА / ОЧЕРК / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / MORALLY-ETHICAL ISSUES / JOURNALISM / A SKETCH / AN ARTISTIC ELEMENT / AND FICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анабилова Б. М.

В статье освещаются нравственно-этические проблемы в публицистике известного дагестанского писателя-публициста Гаджи Арипова. Изучение данных проблем продиктовано их социальной значимостью и востребованностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORALLY-ETHICAL ISSUES IN JOURNALISM HAJI ARIPOVA

The article highlights the moral and ethical issues in journalism, the well-known Dagestani publicist Haji said. A study of these problems is dictated by their social significance and relevance.

Текст научной работы на тему «Нравственно-этические проблемы в публицистике Гаджи Арипова»

Раздел З ФИЛОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и переводоведениия Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза) ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)

УДК 821.161.1 Аnabilova B.M. MORALLY-ETHICAL ISSUES IN JOURNALISM HAJI ARIPOVA. The article highlights the moral and ethical issues in journalism, the well-known Dagestani publicist Haji said. A study of these problems is dictated by their social significance and relevance.

Key words: morally-ethical issues, journalism, a sketch, an artistic element, and fiction.

Б.М. Анабилова, соискатель каф. литератур Дагестана и Востока ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ГАДЖИ АРИПОВА

В статье освещаются нравственно-этические проблемы в публицистике известного дагестанского писателя-публициста Гаджи Арипова. Изучение данных проблем продиктовано их социальной значимостью и востребованностью.

Ключевые слова: нравственно-этические проблемы, публицистика, очерк, художественный элемент, художественная литература.

Проблему сохранения культурной идентичности и национального самосознания дагестанцев усиливает поиск новых форм выражения культурных и социальных традиций. Писатели-публицисты смогли создать оригинальные этические концепции, в которых содержались программы нравственных действий. Публицистический текст, приобретший статус литературного факта, строится теперь по законам художественности, которая может опираться на литературный подтекст. Лучшие образцы современной публицистики занимают место, которое прежде было занято художественной литературой.

Исследователи отмечают, что «по своим особенностям очерк близок к малым формам художественной литературы рассказу или короткой повести, но отличается тем, что конкретен, построен на фактическом материале... Очерк призван дать образное представление о людях, показать их в действии» [1, с. 83].

Книги публицистических статей, очерков Г.Г. Арипова сегодня занимают одну из крупнейших ниш в фонде национальной дагестанской публицистики. Они занимают особое место как в плане стилистическом, так и семантическом и художественном. Творчество Г. Арипова является порождением определенного исторического этапа, которая объединена процессом выработки моральных, нравственных и эстетических норм дагестанского общества. Столь повышенный интерес к творчеству писате-ля-публициста объясняется, прежде всего, мощью его литературного таланта и актуальностью проблем, поднимаемых им в своих очерках. Очерки и статьи Г. Арипова насыщены раздумьями, актуальны для всего российского общества.

Публицистика Г. Арипова развивается в русле дагестанской литературы как новый эстетический феномен. Она имеет все основания для вхождения в мировой культурный контекст. Данный род литературы затребован в обществе, имеет большую социальную значимость, чем приобретает еще большую актуальность. Говоря об актуальности изучения национальной

публицистики, мы подчеркиваем необходимость более детального исследования творчества таких известных публицистов Дагестана, как Гаджи Арипов.

Гаджи Арипов является одним из известных дагестанских писателей-публицистов XX века. С 1981 по 1991 годы Г.Г. Ари-пов был Председателем Союза журналистов Дагестана, членом правления Союза журналистов СССР. Именно в эти годы оттачивается, совершенствуется его мастерство как журналиста, как писателя. Основными жанрами его публицистики становятся очерк и статья. Они более эффективны, дают простор для художественного осмысливания событий. Талант Гаджи Арипова обогатил дагестанскую публицистическую прозу. В 1984 году в Дагестанском книжном издательстве на русском языке выходит книга Гаджи Арипова «Золотые звезды Дагестана». Эпиграфом автор взял слова народного писателя Расула Гамзатова «Люди, люди высокие звезды, долететь бы мне только до вас». Его герои - живые люди, события в его очерках воспроизводятся документально. Очерк рисует высокие нравственно-этические качества дагестанцев. Герои этой книги - представители разных национальностей. У каждого из них свой характер, свои мысли и чувства. Но всех их объединяет главное - высокая нравственность, беззаветная преданность Родине, чувство причастности к единой семье народов - братьев. За эту книгу Арипову Гаджи Гаджиевичу была присуждена республиканская премия имени Сулеймана Стальского. Книга получила широкое общественное признание. Многие его очерки были переведены и на другие дагестанские языки.

Нравственно-этические проблемы, поднятые в публицистике Гаджи Арипова, их созвучие с реалиями нашего времени придают особую окраску его творчеству. Через сложную систему созданных им образов он оказывал последовательно активное влияние на формирование общественного мнения не только в Дагестане, но и за ее пределами. Оно существенно сказалось

на развитии дагестанской публицистической прозы, в том числе наиболее ярко обнаружилось в аварской литературе.

Особое внимание в его творчестве уделяется нравственноэтическим проблемам, военно-патриотическому воспитанию молодежи, укреплению дружбы народов. Его наследие получает продуктивный отклик в работах многих писателей, что является свидетельством таланта писателя.

Специфика образного мышления публициста заключается в сочетании понятия и образа, где образ выступает чисто художественным элементом, а понятие - рациональным. Взаимодействие этих двух элементов в публицистическом произведении обуславливает своеобразие композиции, что нагляднее всего проявляется в очерке, где образность находится в логической связи с понятийностью [2].

Способность воссоздания многоплановой картины окружающего мира является ценным качеством публицистических произведений Гаджи Арипова, в которых переплетаются нравственные и эстетические характеристики и оценки.

В произведениях Гаджи Арипова прослеживаются представления автора о нравственно-этических ценностях, на которых должно ориентироваться общество. А утрата этих ценностей ведет общество к бездуховности и деградации.

Гаджи Арипов самым активным образом выступает против духовной пустоты и равнодушия. Герои его произведений силой обстоятельств оказываются в ситуациях, когда от них требуется нравственный выбор. Их победа обусловлена силой духа человека, который в критические минуты жизни сознательно выбирает добро.

«Журналист, писатель, ученый» - так характеризует Г.Г. Арипова дагестанская поэтесса, прозаик, драматург Майса-рат Магомедова. В своей работе, посвященный его жизни и творчеству [3, с. 297], она высоко отзывается о его журналистском

Библиографический список

мастерстве, совершенстве языка, лаконичности слова, речи как писателя, особо подчеркивает, что он днем и ночью работает над изучением истории Дагестана, исследованием судеб и подвигов мужественных сынов Отечества, чтобы сохранить их имена для новых и новых поколений людей.

«Мы поражались его удивительной работоспособности и выносливости. Он не любил, чтобы говорили о нем, но сам в своих очерках находил как никто другой самые сокровенные слова, чтобы сказать о добрых людях. Редко кто может, так как он заглянуть в глубину сердца человека. Твердо, уверенно могу сказать, что таких писателей-публицистов у нас немного.» [4, с. 144].

Его очерки, написанные эмоционально, с болью в душе, глубокие по содержанию имели широкий общественный резонанс. В центре его произведений стоит проблема нравственного выбора, которая раскрывается им через систему отрицательных и положительных образов.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что обозначаемая Г. Ариповым в очерках жизнь дагестанского общества, сопровождаемая в своем изображении жизнью духовно-нравственной и индивидуальной, становится во второй половине 80-х гг. объектом изображения и других дагестанских писателей, в частности в повестях народного поэта Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара. Главной темой его произведений является вера в настоящего человека, способного изменить существующую действительность к лучшему. Автор ищет настоящего человека и находит его среди самых разных людей.

Гаджи Арипов писатель-публицист, открывший жизнь своего народа с его духовными устремлениями и неиссякаемым трудолюбием. Сегодня исследование нравственно-этических проблем в публицистике Гаджи Арипова привлекает внимание широкого круга исследователей.

1. Богданов, Н. Г. Справочник журналистов / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. - Л., 1971.

2. Магомедова, З.К. Дагестанская публицистика XX века: формирование, развитие, тенденции. - Махачкала, 2010.

3. Магомедова, М.М. Аваразул бихьиназ ц1ар раг1араб Дагъистан. - Махачкала, 1999.

4. Шахтаманов, М-С. Баг1араб байрахъ. - Махачкала, 1991.

Bibliography

1. Bogdanov, N. G. Spravochnik zhurnalistov / N.G. Bogdanov, B.A. Vyazemskiyj. - L., 1971.

2. Magomedova, Z.K. Dagestanskaya publicistika XX veka: formirovanie, razvitie, tendencii. - Makhachkala, 2010.

3. Magomedova, M.M. Avarazul bikhjinaz clar raglarab Dagjhistan. - Makhachkala, 1999.

4. Shakhtamanov, M-S. Baglarab bayjrakhjh. - Makhachkala, 1991.

Статья поступила в редакцию 21.10.13

УДК 81

Getman A.A. CONCEPT «WEALTH» IN ENGLISH LINGUACULTURE IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY.

The article touches upon the concept «wealth». The concept is represented by nouns, verbs and adjectives which are classified into several groups. The number of words represented by corresponding parts of speech and percentage are highlighted. A philosophical base in perception of wealth is revealed.

Key words: concept, linguaculture, wealth.

А.А. Гетман, аспирант каф. английского языка факультета иностранных языков Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТ «БОГАТСТВО» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматривается концепт «богатство». Приводятся классификации имен существительных, прилагательных, глаголов, через которые концепт репрезентируется. Определяются число и процентное соотношение употребления выше указанных частей речи. Выявляется философская база в восприятии богатства. Ключевые слова: концепт, лингвокультура, богатство.

В лингвистике наблюдалось такое явление как смена парадигм. Общеизвестным является факт существования трех лингвистических парадигм, к которым относятся: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая парадигмы. Для каждой парадигмы характерным было свое направление в исследованиях. Сравнительно-историческая парадигма, в рамках которой ученые занимались реконструкцией языков, установлением родства языков, сменилась

системно-структурной, характерной чертой, которой явился акцент на слово. Весомый вклад в утверждение этой парадигмы в лингвистике внес Ф. де Соссюр. В настоящее время отмечается, что системно-структурная парадигма уступила место антропоцентрической, где центром познания является человек, а язык характеризует человека. В рамках этого подхода не следует рассматривать язык вне человека и человеческой деятельности. Основы последней парадигмы были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.