Общественные и гуманитарные науки
• ••
113
УДК 82
ОБРАЗ ПРОРОКА МУХАММАДА В «МАВЛИДЕ»
АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО
PROPHET MUHAMMAD’S CHARACTER IN THE "MAWLID" BY ALI HAJI OF INKHO
© 2015 Тажудинова С. Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Tazhudinova S. Sh.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Автор статьи обращается к одному из жанров духовной поэзии аварского поэта и ученого-арабиста Али-Гаджи из Инхо, чье творчество не нашло всестороннего исследования в современном дагестанском литературоведении. В статье исследованы жанровое своеобразие мавлида и средства создания образа Пророка Мухаммада в произведении «Мавлид» Али-Гаджи.
Abstract: The author of the article refers to one of the spiritual poetry genres of the Avar poet and Arabic scholar Ali-Haji of Inkho whose literature activity has not_ found a detailed study in modern Dagestan literary criticism. She analyzes the mawlid genre originality and means of creating the Prophet Muhammad’s character in the work "Mawlid" by Ali-Haji.
Rezjume. Avtor stat'i obrashhaetsja k odnomu iz zhanrov duhovnoj pojeziiavarskogo pojeta i uchjonogo-arabista Ali-Gadzhi iz Inho, chjo tvorchestvo ne nashlo vsestoronnego issledovanija v sovremennom dagestanskom literaturovedenii. V stat’e issledovany zhanrovoe svoeobrazie mavlida i sredstva sozdanija obraza Proroka Mu-hammada v proizvedenii «Mavlid» Ali-Gadzhi.
Ключевые слова: мавлид, Али-Гаджи, духовная поэзия, жанр, образ, Пророк Мухаммад, художественные средства создания образа.
Keywords: mawlid, Ali-Haji, spiritual poetry, genre, character, Prophet Muhammad, artistic means of character creating.
Kljuchevye slova: mavlid, Ali-Gadzhi, duhovnaja pojezija, zhanr, obraz, Prorok Muhammad, hudozhestvennye sredstva sozdanija obraza.
Духовная поэзия является наиболее древней областью аварской художественной литературы. Зародилась она в XVII в. и продолжает развиваться по сегодняшний день. Творцами этой литературы являлись мусульманские ученые, наделенные поэтическим талантом. Произведения духовной литературы призваны просвещать мусульман в вопросах первооснов ислама, призывать их следовать по праведному пути, ибо вся скоротечная человеческая жизнь является подготовкой к жизни загробной. Но из огромного многообразия духовной поэзии, наше внимание привлек «Мавлид» разносторонне одарённого и талантливого аварского поэта XIX в., учёного-арабиста Али-Гаджи из Инхо (1845-1888), чьё творчество пронизано религиозной тематикой, богато жанровыми формами духовной поэзии, яркой образностью и афористичностью. Духовная поэзия Али-Гаджи по вполне понятным объективным причинам до недавнего времени не находила своего исследовате-
ля. Конечно, мы можем назвать труды ряда дагестанских литературоведов и историков, которые не обошли вниманием творчество Али-Гаджи из Инхо, например, исследования Магомедова Б. М. «Очерки аварской дореволюционной литературы» (1971), Усахова М.-Р. У. «К1удияв шаг1ирва Иалимчи» («Великий поэт и учёный») (2005), Юсуповой Ч. С. «Али-Гаджи из Инхо. Жизнь и творчество» (2005). Однако жанры духовной религиозной поэзии аварского поэта не получили в них должного освещения.
Али-Гаджи из Инхо - один из ярких представителей блистательной плеяды дагестанских поэтов второй половины XIX в. Наряду с даргинцем Омарла Батыраем, кумыком Ирчи Казаком, лезгином Етим Эмином, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры Дагестана, сменив традиции арабоязычной литературы на художественные традиции своего народа и положив начало
114
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
развитию аварской литературы на родной языковой основе.
При создании религиозных произведений авторы духовной литературы руководствовались Кораном, сунной Пророка, его хадисами, изречениями, так как они даны раз и навсегда, на все времена, не могут быть подвергнуты изменению и дополнению, ибо ислам требует фундаментальности. Это обстоятельство приводило к тому, что духовная литература многих мусульманских народов разрабатывала одни и те же мотивы, темы, сюжеты, образы, и значительная часть духовной литературы является переводом или близким переложением текста первоначальных арабских источников. В область мусульманской духовной литературы входят поэтические и прозаические произведения об истории возникновения ислама, о путях его распространения, о джихадах и газа-ватах, предпринятых для укрепления религии. К ней также можно отнести жизнеописания пророков, жития святых, халифов, имамов, шейхов, мюридов. Основными жанрами духовной литературы являются проповеди, назидания, наставления, поучения, объединенные под общим названием «турки». К духовной поэзии также относятся мавлиды, повести, предания, сборники мусульманских ритуалов, переводы сур Корана, хадисов Пророка, сборники дуа и молитв.
Мавлид является одним из самых популярных и почитаемых праздников мусульман. Отмечается он 12 числа рабиуль-авала как праздник рождения Пророка. Скорее всего, данным обстоятельством и обусловлено то, что мавлид является одним из самых популярных жанров духовной поэзии. Мавлиды - это поэтическое произведение о Мухаммеде, заключающее в себе целую систему художественных памятников, в которых преобладают лирические жанры, ибо поэтическое слово ввиду своей эмоциональности и экспрессивности действеннее прозаического рассказа, что способствует значительно большей силе его воздействия на слушателя. На сегодняшний день известно огромное количество мавлидов. Возникший как праздник, посвященный рождению Пророка Мухаммада, он представляет собой панегирик ритуального назначения, гимн его деяниям, поступкам, его жизни. Мавлид стал настолько популярен, что стал проводиться в дни рождения халифов, имамов, шейхов, устазов и других святых, а в настоящее время и как праздник благодарения Аллаху за земные радости, избавление от бед и несчастий.
Как мы уже отметили, первоисточником мав-лида являются Коран и хадисы - изречения Пророка, предания о нём, о его деяниях и образе жизни. Создатели мавлидов опирались на жизнеописания Пророка, созданные разными авторами в различные эпохи. Свод мавлидов, по мнению
С. М. Хайбуллаева, состоит из произведений разного объема и художественного достоинства. Великие и большие мавлиды охватывают всю жизнь пророка Мухаммада от его зачатия до последнего
дня жизни, в них подробно описываются его детство, окружение, среда, в которой он рос, трудовая деятельность, обращение к религии, участие в боевых действиях и руководство ими, торжество ислама и его идей. В мавлидах показано также становление ислама как одной из основных мировых религий [4].
Мавлиды имеют своеобразную систему стихосложения. В них используются силлабические стихотворные размеры из шестнадцати, пятнадцати, четырнадцати слогов, разделённых цезурой на равнозначные части. Как правило, в аварском стихосложении такие размеры используются редко, в то время как в мавлидах они способствуют спокойному, речитативному исполнению. Все мавли-ды, независимо от их объёма, являются поэтическими произведениями эпического, лироэпического и лирического направления. Факты, положенные в их основу, могли бы стать основой для повествовательных жанров. В мавлидах освещаются такие глобальные вопросы, как сотворение мира, человека, взаимоотношения людей, их вера, поведение и нравственность.
В «Мавлиде» Али-Гаджи из Инхо наблюдаются развернутый сюжет, группировка образов, ярко выраженный конфликт, разлад между сторонниками ислама и приверженцами идолопоклонства и язычества. «Мавлид» Али-Гаджи можно отнести к «высокому» жанру-панегирику духовной поэзии, который отличается возвышенно-патетической лексикой и стилем, эмоциональной насыщенностью и ярким метафорическим языком, красочными сравнениями и эпитетами, гиперболой и богатой символикой. В своем «Мавлиде» Али-Гаджи из Инхо представляет Мухаммада в двух аспектах жизнедеятельности: человеческой и пророческой, нравственно-религиозной.
В экспозиции «Мавлида» Али-Гаджи воспеваются высокие человеческие качества Пророка, такие как великодушие, доброта, отзывчивость. Автор наделяет его мужеством, доблестью, силой. Герой «Мавлида» аварского поэта обладает всеми качествами эпического героя. Среди достоинств Пророка называется также основательное владение им науками и поразительная глубина его разносторонних познаний.
По мере авторского приближения к раскрытию возложенной на Пророка великой миссии, возрастает и идеализация образа Мухаммада. В этом случае возвышенный слог Али-Гаджи из Инхо достигает своей высшей точки, он изобилует отвлеченно-абстрактной религиозной образностью, риторикой и гиперболизированными художественно-изобразительными средствами. Поэт, создавая образ Пророка, неистощим в использовании сравнений и эпитетов, направленных на возвышение и возвеличивание героя:
Я, бичасулХ1абибулагь, х1ал кинхьелеб, вихьич1ого? Дунгогидирмамлакаталгидуе тела, дун х1елила, Дургьайбатабгьумералдебалагьидицагьарила,
Дурхабарун бадиг1алъухъ бадалдицагьарилало... (С. 84).
(Здесь и далее построчный перевод наш. - Т. С.).
О, любимец Аллаха, как найти покой, не видя тебя?
Себя и все, что я имею, тебе отдаю, и молитвы мои — тебе,
Общественные и гуманитарные науки
115
• ••
Мое желание - взирать на лик твой прекрасный,
Чудную речь твою ни на что не променяю...
Складывает Али-Гаджи из Инхо панегирик и внешней красоте Мухаммада, давая его портретную характеристику, в которой живописные пластические образы перемежаются с отвлеченными понятиями. Важнейшими средствами создания портрета в «Мавлиде» становятся сравнения, одни из которых строятся на отвлеченных смысловых связях, другие же взяты из конкретного предметного мира:
Квананилан, гьекъонилан, нур гуребжаниблъунарев. Халалъи—къокълъиялдалъун сипат гьабун бегьуларев, Ункъбок1онаб мат1у г1адав Х1абиб МухЪаммад авараг. Бакъудаса хъах1аб сипат, моц1родаса ц1ураб гьумер.
Жиндир хирияб гьурмадул михъгин, мегеж лах1 ч1ег1ераб.
Ц1акъ гургинал, гулла г1адал, г1ат1идал бералрукйарал. Г1ат1идаб к1ал, пасих1абмац1, маргъал гйадал хъах1ал цаби...
(С. 82 - 83).
Вода, пища не оставляют следа в теле, одно сияние.
Высокий или низкий он, невозможно описать.
Как четырехгранное зеркало, любимый Мухаммад Пророк. Светлее солнца облик, белее, чем снег, лицо.
На дорогом лице усы, борода черные, как сажа,
Острые, как пули, большие глаза.
Улыбчивый рот, красноречивый язык, как жемчуг, белые зубы.
Али-Гаджи подчеркивает, что земному человеку не под силу описать внешность Пророка, силу его обаяния, привлекательность натуры. И то, что описано им, является лишь капелькой воды, почерпнутой клювом птички из засушливых мест:
Х1абибасул сипат гьабун, раг1алде щолев г1адан щив?
Шаг1ирзабаз х1исаб гьабун, Х1абибасде ах1араб рецц,
Сабг1ату Абх1аралдаса х1анч1ид босараб дагьаблъим.
(С. 82).
Создавая образ Хабиба, кто сможет дойти до предела?
Сказанное всеми поэтами мира, это всего лишь
Из семи морей птичкой принесенная капля воды.
При этом средства художественного преувеличения в «Мавлиде» не воспринимаются как волшебство или магия. Народ воспринимает как само собой разумеющееся то, что Пророк, посланник Аллаха, должен быть всемогущим человеком, наделенным сверхъестественной силой. Он должен стоять выше обычных людей, быть необыкновенно умным, сильным, могущественным, образованным, красивым. Возвышенная, исключительная поэтика создается при помощи ёмких сравнений, соответствующих горскому представлению об идеальной личности, его мировоззрению, мышлению, отражающих тем самым ментальную особенность дагестанского народа.
Таким образом, в течение столетий мавлид как один из самых распространённых и высокочтимых жанров духовной поэзии удовлетворял этические, эстетические и художественные запросы мусульман. Для создания образа Пророка Мухаммада в «Мавлиде» Али-Гаджи из Инхо использует возвышенно-патетический стиль, эмоционально насыщенную лексику, яркую метафоричность, гиперболу, символику. Автор «Мавлида» едва ли не первым в аварской литературе даёт не только морально-нравственную, но и портретную характеристику Пророка Мухаммада.
Литература
1. Инхоса Г1алих1ажияв. Асарал / Али-Гаджи из Инхо. Сочинения. Махачкала, 2001. 2. Магомедова
Б. М. Очерки аварской дореволюционной литературы. Махачкала, 1971. 3. Усахова М.-Р. У. Мудияв
шаг1ир ва г1алимчи (Великий поэт и учёный) // Гьудулъи, № 6 (Дружба, № 6). Махачкала, 2005. С. 4656. На ав. яз. 4. Хайбуллаев С. М. О дореволюционной аварской литературе. Махачкала, 1974.
5. Юсуповой Ч. С. Али-Гаджи из Инхо. Жизнь и творчество. Махачкала, 2005.
References
1. Ali-Haji of Inkho. Works. Makhachkala, 2001. 2. Magomedova B. M. Essays of the Avar pre-revolutionary Literature. Makhachkala, 1971. 3. Usakhov M.-R. U. The Great Poet and Scientist //Guduli, # 6. Mak-
hachkala, 2005. P. 46-56. In the Avar Language. 4. Khaybulaev S. M. The pre-revolutionary Avar Literature. Makhachkala, 1974. 5. Yusupova Ch. S. Ali-Haji of Inkho: Life and literature activity. Makhachkala,
2005.
Literatura
1. Inhosa GIalihIazhijav. Asaral / Ali-Gadzhi iz Inho. Sochinenija. Mahachkala, 2001. 2. Magomedova B. M. Ocherki avarskoj dorevoljucionnoj literatury. Mahachkala, 1971. 3. Usahova M.-R. U. Kiudijav shagIir va glalimchi (Velikij pojet i uchjonyj) // G'udul#i, № 6 (Druzhba, № 6). Mahachkala, 2005. S. 46-56. Na av. jaz. 4. Hajbullaev S. M. O dorevoljucionnoj avarskoj literature. Mahachkala, 1974. 5. Jusupovoj Ch. S. Ali-Gadzhi iz Inho. Zhizn' i tvorchestvo. Mahachkala, 2005.
Статья поступила в редакцию 24.12.2014 г.