более приближены к реальным профессиональным практикам и, соответственно, способствуют эффективному формированию компетенций местного самоуправления.
Следующим направлением формирования компетенций местного самоуправления мы определяем закрепление деятельностного и формирование рефлексивно-оценочного компонента кластера компетенций местного самоуправления через внедрение в учебный процесс элементов коучинга - обучение на рабочем месте. Рассматриваем данный вид образования в дея-тельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено не только на приобретение знаний, умений, навыков, но и опыта практической деятельности, в том числе с целью формирования компетенций местного самоуправления, что подразумевает вовлечение студентов в активную работу.
Пока практика проводится в соответствии с ГОСами второго поколения по специальности «Государственное и муниципальное управление». Но уже вступили в силу и реализуются новые федеральные государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми конкретные виды практик, их цели, задачи, программы, формы отчетности определяются каждым
Библиографический список
вузом самостоятельно. Вопросы прохождения практики чаще всего регулируются путем заключения двухсторонних договоров или соглашений между вузами и органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими организациями, в которых оговариваются права и обязанности направляющей и принимающей на практику сторон [4].
В плане трудоустройства и закрепления выпускников хорошо зарекомендовала себя следующая схема: студент проходит все практики в одной организации, на основе полученных на практике материалов выполняет контрольные, курсовые и дипломную работы, а по окончании обучения принимается в эту организацию на работу.
Взаимодействие и координация работы в области подготовки кадров для органов муниципальной власти приобретает сегодня характер политического влияния, гибкого партнерства, взаимной заинтересованности и формирования ответственности участников за принимаемые решения в вопросах обучения персонала. Конечной целью этой работы является формирование высокопрофессионального аппарата, способного эффективно осуществлять задачи и функции органов государственной власти и местного самоуправления.
1. Конституции РФ. Пункт 2. Статья 3.
2. Горожанам о местном самоуправлении. - СПб., 2005. - Вып. 2.
3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы 15 Всероссийской научно-методологической конф. - М., 2005. - Кн. 2.
4. Кривых, С.В. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО / С.В. Кривых, А.Н. Строганова. - СПб., 2011.
Bibliography
1. Konstitucii RF. Punkt 2. Statjya 3.
2. Gorozhanam o mestnom samoupravlenii. - SPb., 2005. - Vihp. 2.
3. Zimnyaya, I.A. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii (metodologo-teoreticheskiyj aspekt) // Problemih kachestva obrazovaniya: materialih
15 Vserossiyjskoyj nauchno-metodologicheskoyj konf. - M., 2005. - Kn. 2.
4. Krivihkh, S.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnihkh planov po FGOS VPO / S.V. Krivihkh, A.N. Stroganova. - SPb., 2011.
Статья поступила в редакцию 24.11.13
УДК 378.1 + 159.9:745/749 Shcherbakova M.V. PEDAGOGICAL SUPPORT FUTURE DESIGNERS FORMATION OF CREATIVITY. Presented article reflects some aspects of pedagogical support training of future designers in high school. Describes the basic components of creativity design students in the educational process.
Key words: creativity, future designers, educational process, pedagogical support future.
М.В. Щербакова, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Представленная статья отражает отдельные аспекты педагогического сопровождения подготовки будущих дизайнеров в высшей школе. Описаны основных компоненты креативности студентов-дизайнеров в образовательном процессе.
Ключевые слова: креативность, будущие дизайнеры, образовательный процесс, педагогическое сопровождение.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». В современных условиях профессионально востребованным и успешным становится тот дизайнер, который способен казуально воспринимать, действительность и креативно в ней действовать - на имеющемся оборудовании и материалах создавать, модные и стильные вещи, демонстрируя высокий эстетический вкус, тонкое чувство меры, глубокую, оригинальность замысла и приверженность региональным культурно-историческим традициям [1].
Современная высшая школа призвана удовлетворить потребности общества, находящегося на данном этапе в постоянном поиске и обновлении всех сторон своей деятельности, и основой для этого совершенствования является развитие личности, обладающей творческой индивидуальностью и особым креативным мышлением. Приобретенные научные и специальные знания не являются достаточными для того, чтобы считать-
ся хорошим специалистом, необходимо учитывать развитие таких сторон личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу личности. Для успешного профессионального становления личности, педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в вузе. В связи с этим необходимая позитивная социализация выпускника к профессиональной деятельности, готовность выпускника к инновационной, самостоятельной проектной деятельности формируется в процессе педагогического сопровождения.
Необходимость организации педагогического сопровождения (как особой деятельности всех субъектов образовательного процесса) возрастает в связи с инновационными преобразованиями в секторе экономики и образования. В частности, перс-
пективным исторически обоснованным направлением развития профессионального образования в сложившихся экономических условиях является создание консорциумов образовательных учреждений [2], формирование научно-образовательных центров, корпоративных университетов и др.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена наличием противоречий между:
- объективной потребностью общества в дизайнерах, способных создавать эстетически выразительную продукцию, удовлетворяющую утилитарные и духовные потребности человека, и недостаточным уровнем готовности будущих выпускников вузов к современной дизайн-деятельности;
- расширяющимися инновационными возможностями образовательного процесса вуза и их ограниченным использованием в развитии креативного потенциала будущего дизайнера.
- потребностью в разработке теоретических основ и технологий педагогического сопровождения студента-дизайнера в процессе его личностно-профессионального становления в образовательном пространстве вуза и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике общей и профессиональной педагогики, в частности, недостаточным количеством исследований, посвященных педагогической деятельности, обеспечивающих такое сопровождение.
Согласно определению Международного Совета обществ промышленного дизайна (ICSID) дизайн является креативной деятельностью, чья основная задача заключается в приведении многогранных качеств объектов, процессов по их производству и дальнейшему обслуживанию в единый жизненный цикл. В связи с этим, дизайн является центральным фактором инновационной гуманизации технологий и критическим фактором культурного и экономического обмена. Дизайнерская деятельность предполагает высокий уровень креативности, так как направлена на создание объектов, обладающих индивидуальным своеобразием и требующих особого восприятия [3].
Креативность будущего дизайнера — интегративная способность личности, характеризующееся готовностью к высокохудожественному конструкторско-технологическому решению задач проектирования промышленных изделий, полиграфической и рекламной продукции, имиджа, удовлетворяющих социокультурные и утилитарные запросы заказчиков и потребителей [4; 5; 6].
В отечественной психологии и педагогике интерес к содержанию и формам педагогического сопровождения развития креативности у студентов растет. В психолого-педагогическом аспекте данной проблеме посвящены работы Б.Т. Ананьева,
A.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, A.M. Матюшкина, Г.А. Мелекесова, П.И. Пидкасистого, К.К. Платонова, Е.М. Разинкиной, И.Э. Яр-макеева. Психологическим аспектам творчества и креативности уделено внимание в трудах В.Д. Богоявленской, JI.C. Выготского, В.Д. Дружинина, O.K. Тихомирова, Н.Я. Хрящевой, М.А. Холодной, а также зарубежных исследователей Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Е. Торренса. Творческий потенциал в целостной структуре личности рассмотрен в исследованиях В.И. Андреева, Г.С. Альтшуллера, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина, С.Е. Матушкина, В.Г. Рындак, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, Н.М. Яковлевой.
В исследованиях И.Д. Демаковой, В.А. Караковского, Л.М. Новикова, Н.Л. Селивановой, Л.Н. Левина и др. представлена теория гуманизации образовательного и воспитательного процесса. Обучающийся рассматривается как субъект жизнедеятельности (а не только субъект обучения) и индивидуум, реализующий свою «самость» в образовательных процессах (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Горшкова,
B.А. Петровский, 3.И. Рябикина, В.И. Слободчиков и др.) [7].
В нашем исследовании под педагогическим сопровождением мы понимаем разработку и последующую реализацию педагогической модели педагогического сопровождения развития творческого потенциала будущего дизайнера, обеспеченной совокупностью условий ее продуктивной интеграции в образовательный процесс вуза с помощью педагогической технологии. Педагогическое сопровождение - это сложная, системная деятельность всех субъектов образовательного процесса, направленная на актуализацию творческого потенциала будущего профессионала в сфере дизайна. Педагогическое сопровождение включает в себя педагогическую поддержку как особую сферу деятельности, сферу деятельности педагога вуза, ориентированную на взаимодействие со студентом-дизайнером при оказании
ему конкретной помощи в личностном росте, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, самоутверждении. Педагогическое сопровождение выступает не только как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно ориентированного образования, но и как проявление инновационных процессов в высшем учебном заведении.
В проводимом нами исследовании ведущей стратегической задачей педагогического сопровождения развития креативности обозначена помощь будущему дизайнеру в его становлении как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.
Результатом педагогического сопровождения развития креативности студента-дизайнера становится развитие основных компонентов креативности: мотивоционно-целевого, включающего согласованные мотивы, ценности, цели будущего специалиста, отражающие понимание социальной значимости продуктов профессиональной деятельности и осознание индивидуальных целей и возможностей саморазвития; когнитивно-содержательного, предполагающего наличие профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих успешной профессиональной деятельности; рефлексивно-творческого, обусловливающего саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности, самоопределение и самовыражение будущего дизайнера в результатах индивидуального творчества.
Как известно ведущими факторами развития личности являются наследственность (задатки), среда, специально-организованное воспитание и обучение, собственная активность личности (С.Я. Батышев, Е.А. Климов, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, В. Ядов и др.). В связи с этим в нашем исследовании определены ведущие факторы развития креативности будущих дизайнеров: организация творческой среды, непрерывное образование взрослых как стадийный, целостный пожизненный процесс, обеспечение непрерывности образования. Основываясь на данном положении, были разработаны и внедряются принципы и условия организации профессиональной подготовки будущих дизайнеров.
В проводимом нами исследовании педагогическое сопровождение развития креативности будущих дизайнеров осуществляется на основе ведущих принципов организации образовательного процесса:
- метапредметная интеграция содержания образовательных блоков и модулей обучения;
- принцип мотивационно-творческой активности студентов то есть формирование позитивных мотивационных структур и мотивационных установок на выполнение учебной и творческой деятельности; высокого уровня проектной культуры, погружение обучающихся в проблемную ситуацию (по Н.А. Новикову);
- принцип субъектной интеграции;
- принцип креативности, ориентированный на развитие интегративных качеств лисноти, влияющий на творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально-новых подходов к решению учебных и профессиональных задач;
- принцип развития эмоционального творчества, направленного на развитие способности слышать и понимать других и т.д. [8].
Эффективность педагогического сопровождения развития креативности студентов-дизайнеров обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:
- формирование и совершенствование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров, достигается при условии организации учебно-воспитательного процесса на основе ком-петентностного подхода [9];
- обеспечение вхождения студента в профессию дизайнера через развитие общих и специальных способностей в процесс непрерывного образования (профильные классы - художественное училище - вуз);
- наличие творческих педагогов, имеющих гуманистическую позицию и владеющих индивидуальными и групповыми формами и методами педагогической поддержки [10].
- блочно-модульное построение учебного процесса и бально-рейтинговая система мониторинга успеваемости студентов;
- внедрены инновационные технологии образования, ведущей из которых является;
- создание условий для самообразования студентов (обеспечен доступ к образовательным ресурсам в процессе обучения).
Реализация описанных условий и принципов возможна в процессе педагогического сопровождения, основанном на гуманистическом отношении обучающихся и преподавателей. Доказательством эффективности и результативности педагогического сопровождения развития креативности будущих дизайнеров в практике высшей школы позволила повысить уровень инновационного потенциала в творческой деятельности обучающихся и педагогов.
Библиографический список
Основой для формирования дизайнера нового поколения, обладающего высоким уровнем общекультурной и профессиональной компетентности, способного к функциональной адаптации в различных сферах дизайнерской деятельности, готового самостоятельно проектировать и реализовывать программы разного уровня и направленности, является изменение содержания дизайнерского образования в сторону его фундаментализации, гуманизации и дифференциации, а также разработка и реализация инновационных образовательных технологий, позволяющих организовать творческую деятельность обучающихся.
1. Сапугольцев, В.Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2011.
2. Мухина, Т.Г. История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России / Т.Г. Мухина, Е.В. Копосов, В.В. Бородачев // Приволжский научный журнал. - 2013. - № 3 (27).
3. Варлакова, Ю.Р Особенности развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 121.
4. Матвеева, С.Е. Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «Школа-ссуз-вуз»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2011.
5. Тарасова, О.П. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010.
6. Шлюбуль, Е.Ю. Педагогическая поддержка студента в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2005.
7. Яковенко, И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога в условиях вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2006.
8. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М., 2009.
9. Сорокоумова, С.Н. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов строительных специальностей // Приволжский научный журнал. - 2010. - № 1.
10. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор развития студентов в условиях профессиональной подготовки // Приволжский научный журнал. - Н. Новгород. - 2010. - № 4(16).
Bibliography
1. Sapugoljcev, V.Yu. Razvitie kreativnosti buduthikh dizayjnerov kostyuma: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2011.
2. Mukhina, T.G. Istoriya i perspektivih razvitiya dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya v Rossii / T.G. Mukhina, E.V. Koposov, V.V. Borodachev // Privolzhskiyj nauchnihyj zhurnal. - 2013. - № 3 (27).
3. Varlakova, Yu.R. Osobennosti razvitiya kreativnosti buduthikh dizayjnerov-pedagogov // Izvestiya rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2010. - № 121.
4. Matveeva, S.E. Pedagogicheskiyj monitoring innovacionnoyj deyateljnosti v sisteme «Shkola-ssuz-vuz»: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -Kazanj, 2011.
5. Tarasova, O.P. Razvitie kreativnogo potenciala buduthego dizayjnera: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2010.
6. Shlyubulj, E.Yu. Pedagogicheskaya podderzhka studenta v obrazovateljnom prostranstve vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnodar, 2005.
7. Yakovenko, I.M. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya tvorcheskogo potenciala buduthego pedagoga v usloviyakh vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Petropavlovsk-Kamchatskiyj, 2006.
8. Professionaljnaya pedagogika / pod red. S.Ya. Batihsheva, A.M. Novikova. - M., 2009.
9. Sorokoumova, S.N. Kompetentnostnihyj podkhod k professionaljnoyj podgotovke studentov stroiteljnihkh specialjnosteyj // Privolzhskiyj nauchnihyj zhurnal. - 2010. - № 1.
10. Therbakova, E.E. Pedagogicheskaya kreativnostj kak faktor razvitiya studentov v usloviyakh professionaljnoyj podgotovki // Privolzhskiyj nauchnihyj zhurnal. - N. Novgorod. - 2010. - № 4(16).
Статья поступила в редакцию 23.11.13
Раздел З ФИЛОЛОГИЯ
Редакторы раздела:
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и переводоведениия Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза) ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)
УДК 821.161.1 Anabilova B.M. MORALLY-ETHICAL ISSUES IN JOURNALISM HAJI ARIPOVA. The article highlights the moral and ethical issues in journalism, the well-known Dagestani publicist Haji said. A study of these problems is dictated by their social significance and relevance.
Key words: morally-ethical issues, journalism, a sketch, an artistic element, and fiction.
Б.М. Анабилова, соискатель каф. литератур Дагестана и Востока ФГБОУ ВПО ««Дагестанский гос. университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ГАДЖИ АРИПОВА
В статье освещаются нравственно-этические проблемы в публицистике известного дагестанского писателя-публициста Гаджи Арипова. Изучение данных проблем продиктовано их социальной значимостью и востребованностью.
Ключевые слова: нравственно-этические проблемы, публицистика, очерк, художественный элемент, художественная литература.
Проблему сохранения культурной идентичности и национального самосознания дагестанцев усиливает поиск новых форм выражения культурных и социальных традиций. Писатели-публицисты смогли создать оригинальные этические концепции, в которых содержались программы нравственных действий. Публицистический текст, приобретший статус литературного факта, строится теперь по законам художественности, которая может опираться на литературный подтекст. Лучшие образцы современной публицистики занимают место, которое прежде было занято художественной литературой.
Исследователи отмечают, что «по своим особенностям очерк близок к малым формам художественной литературы рассказу или короткой повести, но отличается тем, что конкретен, построен на фактическом материале. Очерк призван дать образное представление о людях, показать их в действии» [1, с. 83].
Книги публицистических статей, очерков Г.Г. Арипова сегодня занимают одну из крупнейших ниш в фонде национальной дагестанской публицистики. Они занимают особое место как в плане стилистическом, так и семантическом и художественном. Творчество Г. Арипова является порождением определенного исторического этапа, которая объединена процессом выработки моральных, нравственных и эстетических норм дагестанского общества. Столь повышенный интерес к творчеству писате-ля-публициста объясняется, прежде всего, мощью его литературного таланта и актуальностью проблем, поднимаемых им в своих очерках. Очерки и статьи Г. Арипова насыщены раздумьями, актуальны для всего российского общества.
Публицистика Г. Арипова развивается в русле дагестанской литературы как новый эстетический феномен. Она имеет все основания для вхождения в мировой культурный контекст. Данный род литературы затребован в обществе, имеет большую социальную значимость, чем приобретает еще большую актуальность. Говоря об актуальности изучения национальной
публицистики, мы подчеркиваем необходимость более детального исследования творчества таких известных публицистов Дагестана, как Гаджи Арипов.
Гаджи Арипов является одним из известных дагестанских писателей-публицистов XX века. С 1981 по 1991 годы Г.Г. Ари-пов был Председателем Союза журналистов Дагестана, членом правления Союза журналистов СССР. Именно в эти годы оттачивается, совершенствуется его мастерство как журналиста, как писателя. Основными жанрами его публицистики становятся очерк и статья. Они более эффективны, дают простор для художественного осмысливания событий. Талант Гаджи Арипова обогатил дагестанскую публицистическую прозу. В 1984 году в Дагестанском книжном издательстве на русском языке выходит книга Гаджи Арипова «Золотые звезды Дагестана». Эпиграфом автор взял слова народного писателя Расула Гамзатова «Люди, люди высокие звезды, долететь бы мне только до вас». Его герои - живые люди, события в его очерках воспроизводятся документально. Очерк рисует высокие нравственно-этические качества дагестанцев. Герои этой книги - представители разных национальностей. У каждого из них свой характер, свои мысли и чувства. Но всех их объединяет главное - высокая нравственность, беззаветная преданность Родине, чувство причастности к единой семье народов - братьев. За эту книгу Арипову Гаджи Гаджиевичу была присуждена республиканская премия имени Сулеймана Стальского. Книга получила широкое общественное признание. Многие его очерки были переведены и на другие дагестанские языки.
Нравственно-этические проблемы, поднятые в публицистике Гаджи Арипова, их созвучие с реалиями нашего времени придают особую окраску его творчеству. Через сложную систему созданных им образов он оказывал последовательно активное влияние на формирование общественного мнения не только в Дагестане, но и за ее пределами. Оно существенно сказалось