Новый Примирительный регламент Международной торговой палаты: в ожидании спроса на медиацию
ГАЙДАЕНКО ШЕР Наталья Ивановна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела гражданского законодательства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
С 1 января 2014 года вступил в силу Примирительный регламент Международной торговой палаты. Этот документ заменяет Регламент дружественного разрешения споров, действовавший с 2001 года. Автор анализирует положения нового документа с точки зрения перспектив его применения для разрешения международных коммерческих споров.
Ключевые слова: Примирительный регламент Международной торговой палаты, дружественное разрешение споров, медиация.
New Rules of Conciliation of the International Chamber of Commerce: Awaiting Demand for Mediation
N. I. Gaidaenko Schaer, PhD in Law
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia
E-mail: [email protected]
Russian businessmen are used to include arbitration clauses in their foreign trade agreements. Some of these clauses refer the disputes for settlement under the rules of the foreign arbitration centers, including Rules of Arbitration of the International Chamber of Commerce. While arbitration is one of the best known and widely applicable dispute resolution method, recent trend consists in the growing use of conciliation and mediation procedures for settlement of complex disputes arising between the participants of international commercial turnover. Mediation clauses together with multilayer and combined dispute resolution clauses become part of commercial reality where success and economy depends on the ability of the party to a commercial contract to quickly and correctly analyze the available solutions, consciously chose, correctly formulate and apply the dispute resolution method suitable for the particular dispute. In many cases mediation procedure allows the parties to settle their commercial dispute in the most efficient way. From this prospective awareness of the recent practices and new rules of the leading ADR centers becomes one of the key factors for successful activities on the field of international commercial relations. The ICC Mediation Rules are in force since January 1, 2014. This document replaces the ADR Rules which were in force from 2001. Author analyses the provisions of the new document from the prospective of its use for settlement of international commercial conflicts.
Keywords: ICC Mediation Rules 2014, ADR, mediation.
DOI: 10.12737/5507
Для отечественных предпринимателей давно стало привычным включать в свои внешнеторговые договоры арбитражные оговорки (в том числе отсылающие к арбитражу по регламентам зарубежных арбитражных центров, например Международного арбитражного суда при Международной торговой палате (МТП))1, международный коммер-
1 Редакция, действующая с 1 января 2014 г. Публикация ICC 865-0-RUS. Текст
ческий арбитраж стал привычным механизмом разрешения споров. Но в последние годы наблюдается тенденция к использованию примирительных процедур, включая медиа-
на русском языке доступен на сайте МТП. URL: http://www.iccwbo.org/Products-and-Services/Arbitration-and-ADR/Arbitration/ Rules-of-arbitration/Download-ICC-Rules-of-Arbitration/ICC-Rules-of-Arbitration-in-several-languages/ (дата обращения: 20.01.2014).
цию, для урегулирования трансграничных коммерческих споров, и не исключено, что в проекте договора, предложенного контрагентом, российский предприниматель может увидеть медиативную оговорку или многоуровневую оговорку о последовательном проведении процедур медиации и арбитража по Примирительному регламенту МТП. Цель данной статьи — дать представление о том, как регулируются примирительные процедуры по Регламенту, с тем чтобы читатель мог определить, когда целесообразно предусмотреть такой порядок разрешения спора.
На конференции 4 декабря 2013 г. в Париже Международная торговая палата представила новые правила дружественного урегулирования экономических споров — Примирительный регламент МТП2 (в английской версии ICC Mediation Rules, далее — Регламент 2014 г). С 1 января 2014 г. он заменил Регламент дружественного разрешения споров (далее — Регламент ДРС), действовавший с 2001 г.
Краткий текст Регламента 2014 г. сопровождается довольно пространным Руководством по его примене-нию3 (ICC Mediation Guidance Notes, далее — Руководство) и явно отражает тенденцию роста практического интереса международного бизнеса к альтернативным способам разрешения споров и к медиации в частности.
Рассмотрим основные черты Регламента 2014 г.
I. Единый Центр для организации и администрирования примирительных процедур. В составе МТП
2 Публикация ICC 865-0-RUS. Текст на русском языке доступен на сайте МТП. URL: http://www.iccwbo.org/Products-and-Services/Arbitration-and-ADR/Mediation/ Rules/ICC-Mediation-Rules-and-Guidance-Notes-in-several-languages/ (дата обращения: 20.01.2014).
3 Текст на английском языке доступен на сайте МТП. URL: http://www.iccwbo.org/ Products-and-Services/Arbitration-and-ADR/Mediation/Rules/Mediation-Guidance-Notes/ (дата обращения: 20.01.2014).
выделен Международный центр для АРС (Международный центр ICC для ADR, далее — Центр), который будет единственным органом, занимающимся организацией и администрированием примирительных процедур (к исключительной компетенции Центра относится в том числе определение размеров вознаграждения и величины расходов назначаемого или утверждаемого им медиатора).
II. Медиатор как третье нейтральное лицо. Из текста исчез термин «Нейтральное лицо». Третье нейтральное лицо, назначаемое для оказания помощи сторонам в урегулирования спора, теперь называется медиатором (п. 2 ст. 1 Регламента 2014 г).
III. Медиация как общий термин. Вместо термина «посредничество», применявшегося в Регламенте ДРС, в новой редакции Регламента МТП используется термин «медиация». Он обозначает также любую отличную от медиации процедуру (процедуры) урегулирования спора. Процедура медиации применяется по умолчанию, если стороны не договорились об ином.
Согласно п. 1 Руководства под медиацией в Примирительном регламенте понимается гибкая техника урегулирования спора (достижения мирового соглашения), проводимая в частном и конфиденциальном порядке, в которой медиатор действует в качестве нейтрального лица (фа-силитатора — содействующего лица), с тем чтобы помочь сторонам попытаться прийти к урегулированию своего спора на согласованных условиях. Стороны контролируют как само решение об урегулировании спора, так и условия любого мирового соглашения. Термин «медиация» используется для обозначения всей процедуры.
В Руководстве подчеркивается, что, поскольку медиация является гибкой процедурой, она может быть адаптирована к потребностям сторон, в том числе к особенностям их культуры и права и специфике спора.
В предисловии к Регламенту 2014 г. отмечается, что он отражает современную практику и устанавливает четкие параметры ведения разбирательства, признавая и учитывая при этом потребность в гибкости регулирования. Заменяя Регламент ДРС и по аналогии с ним, Регламент 2014 г. может использоваться для ведения разбирательства по иным процедурам или комбинациям этих процедур, сходным образом направленным на дружественное разрешение споров, таким как примирительная процедура или независимая оценка.
Среди преимуществ медиации перед судебным и третейским разбирательством в Руководстве упоминаются экономия времени и затрат (п. 7), достижение соглашений по вопросам, по которым не могут быть вынесены решения в результате судебного или третейского разбирательства (п. 8), возможность учета коммерческих и других интересов сторон (п. 9), способствование поддержанию существующих отношений между сторонами (п. 10), отсутствие необходимости обмена большим количеством документов (п. 25).
Руководство дает ответы на вопросы о том, почему целесообразно применять медиацию, разъясняет порядок проведения совместных заседаний и раздельных встреч со сторонами (п. 11—18), содержит практические рекомендации по подготовке к ним. Так, в п. 20 Руководства содержится перечень вопросов, на которые должен ответить медиатор и стороны при подготовке процедуры, в том числе о составе и полномочиях участников, необходимости участия в процедуре юристов (п. 38) или экспертов (п. 37), требованиях применимого права к наличию, форме и содержанию соглашения о порядке проведения процедуры медиации. В Руководстве также затрагиваются такие моменты, как полномочия участников процедуры, соотношение медиации и арбитражного разбирательства и особенности сочетания этих процедур.
IV. Сфера применения Регламента 2014 г. Интересно, что в Регламенте 2014 г не определена сфера его применения. Напомним, что ст. 1 Регламента ДРС предусматривала возможность передачи любых экономических споров, будь то внутренних или международных, на урегулирование в соответствии с Регламен-том4. В Руководстве по ДРС МТП 2001 г.5 было прямо сказано, что Регламент применяется только к экономическим спорам, возникающим в сфере международных деловых отношений и из внутреннего оборота (п. 1 ст. 1). Во вступлении к Руководству к Регламенту 2014 г. говорится, что все чаще медиация рассматривается в качестве полезного и в ряде случаев необходимого шага в ситуациях, когда стороны склоняются к достижению решения, поддерживающего их взаимные деловые или договорные интересы. Таким образом, логично предположить, что и Регламент 2014 г. также допускается применять к любым экономическим спорам — как из международного, так и из внутреннего оборота.
V. Начало процедуры. Начало процедуры медиации в Регламенте 2014 г. урегулировано в двух статьях (в одной регулируется начало процедуры при наличии соглашения о передаче спора на урегулирование, в другой — в отсутствие такого соглашения), а не в одной, как было в Регламенте ДРС. В обоих случаях процедура начинается с пода-
4 Согласительный Регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г. во вступлении определял ее прежде всего как метод мирного урегулирования споров, возникающих в контексте международных коммерческих отношений. См. текст на русском языке на сайте Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИ-ТРАЛ). URL: http://www.uncitral.org/pdf/ russian/texts/arbitration/conc-rules/conc-rules-r.pdf (дата обращения: 20.01.2014).
5 Текст на русском языке доступен на сайте Ресурсного центра медиации. URL: http://www.mediators.ru/about_mediation/ samples/icc?print (дата обращения: 20.01.2014).
чи в Центр письменного заявления о медиации.
Такое заявление может подать одна или все стороны спора. В заявлении помимо контактных данных сторон и их представителей, а также характеристик спора должно содержаться соглашение о применении отличной от медиации процедуры разрешения спора с указанием желаемых сроков и языка такой процедуры или, если заявление подает одна сторона, она может предложить применить другую процедуру урегулирования и указать желательные сроки ее проведения и языки. Как и в Регламенте ДРС, в заявлении должно быть либо указано имя медиатора, либо описаны требования к качествам медиатора, которого назначит Центр.
Существенным дополнением является положение п. 5 и 6 ст. 2 Регламента 2014 г., определяющее момент начала процедуры: когда имеется соглашение о передаче спора на урегулирование в соответствии с Регламентом, то датой начала процедуры считается дата получения заявления Центром. Если стороны определили, что она начинается с даты подачи заявления, то заявление считается поданным в дату подтверждения Центром получения им заявления или регистрационного сбора, в зависимости от того, что произошло позже.
В статье 3 Регламента 2014 г. урегулированы вопросы начала процедуры в отсутствие предшествовавшего соглашения сторон. Процедура может быть начата по заявлению любой стороны. Центр, получив заявление, оповещает все остальные стороны и может посодействовать им в рассмотрении этого предложения. Можно предположить, что под содействием понимается следующее: Центр разъяснит сторонам содержание и принципы примирительных процедур. Получив заявление, Центр направляет его сторонам, и, если в течение 15 дней (или дополнительного времени, разумно определенного Центром) с даты его получения Центром сто-
роны не договорились, процедура не будет начата.
Если стороны пришли к соглашению о передаче своего спора на рассмотрение в соответствии с Регламентом, процедура начинается с даты, когда Центр отправил сторонам письменное подтверждение того, что соглашение было достигнуто.
VI. Языки и место проведения процедуры. В Регламенте 2014 г. ст. 4 посвящена выбору языков и места проведения процедуры медиации в отсутствие выбора сторон. Вполне логично, что, учитывая международную составляющую споров, которые, как можно предположить, будут рассматриваться в соответствии с данным Регламентом, место и языки выбирают либо Центр, либо медиатор.
VII. Назначение медиатора. В статье 5 Регламента 2014 г. подробно по сравнению с Регламентом ДРС прописана процедура назначения медиатора. Если стороны не предложили кандидатуру медиатора совместно, Центр после консультаций со сторонами либо сам назначает медиатора, либо предлагает сторонам список. Стороны могут выбрать кандидатуру из списка и представить ее на утверждение Центру. Если они это не сделали, медиатора назначает Центр. Центр стремится максимально учесть пожелания сторон в отношении качеств медиатора. При утверждении или назначении медиатора Центр в том числе принимает во внимание гражданство, владение языками, подготовку, квалификацию и опыт, а также занятость медиатора и его способность вести процедуру медиации в соответствии с Регламентом. Центр назначает медиатора на основании предложения Национального комитета6 или Группы МПТ ли-
6 С 6 мая 2000 г. в России действует Некоммерческое партнерство «Российский национальный комитет Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса» (ICC Russia). URL. http://www.iccwbo. ru/about/about_icc_russia/ (дата обращения: 20.01.2014).
бо иным образом. Как и прежде, стороны могут просить, а Центр — предложить сторонам назначить нескольких медиаторов.
Если по Регламенту ДРС кандидат в медиаторы должен был представить надлежащим образом подписанные и датированные автобиографию и заявление о своей независимости, то согласно п. 3 ст. 5 Регламента 2014 г. автобиография от медиатора более не требуется, однако он должен подписать заявление о согласии выполнять функции медиатора, наличии у него времени, беспристрастности и независимости. В этом заявлении он должен сообщить Центру о любых фактах или обстоятельствах, которые могут вызвать у сторон сомнение в его независимости и беспристрастности. Центр в письменном виде направляет эту информацию сторонам и устанавливает срок для представления возможных замечаний.
Порядок и сроки заявления возражений против кандидатуры медиатора остались прежними: получив сообщение о назначении медиатора, любая сторона может в течение 15 дней заявить медиатору отвод. Письменное мотивированное возражение направляется Центру и другой стороне, и Центр незамедлительно назначает другого медиатора.
VIII. Гонорары и расходы. Статья 6 Регламента 2014 г., а также Приложение к нему более подробно и четко по сравнению с Регламентом ДРС регулируют вопрос гонораров и расходов. По получении заявления Центр вправе просить сторону-заявителя внести в депозит суммы на покрытие административных расходов Центра; уже после начала процедуры Центр просит сторону внести в депозит одну или несколько сумм на покрытие административных расходов Центра и гонораров медиато-ра7. Предусмотрено право Центра приостановить процедуру до упла-
7 Схожее положение содержится в ст. 18
Согласительного Регламента ЮНСИТРАЛ.
ты запрошенных сумм депозита. Как и прежде, окончательный расчет в отношении процедуры производится по ее прекращении: Центр либо возмещает сторонам излишне уплаченные средства, либо выставляет им счет на доплату.
Если стороны письменно не согласовали иное, все депозиты и расходы они несут в равных долях, однако любая сторона вправе оплатить не внесенную другой стороной часть таких депозитов и расходов.
Все прочие расходы, связанные с процедурой, каждая сторона несет самостоятельно, однако теперь в Регламенте 2014 г. четко прописано их право договориться об ином. Примеры практических рекомендаций сторонам по урегулированию вопроса о расходах и сборах приводятся в п. 39 Руководства.
Расценки на проведение процедуры медиации, администрируемой Центром МТП, с 1 января 2014 г. составляют: регистрационный сбор 2000 долл. США (увеличен на 500 долл. США по сравнению с регистрационным сбором, предусмотренным Регламентом ДРС); административные расходы МТП определяются по усмотрению Центра АРС в зависимости от задач, выполняемых Центром, и колеблются от 5000 (сумма спора до 200 000 долл. США включительно) до 30 000 долл. США (сумма спора свыше 100 000 000 долл. США). Если сумма спора не определена, административные расходы составят 20 000 долл. США. За приостановление процедуры Центр АРС авансом взимает до 1000 долл. США с одной стороны в год.
Размер вознаграждения медиатора, равно как и разумную величину его расходов, определяет Центр, частные договоренности сторон с медиатором не допускаются. Гонорары медиатора оплачиваются по разумной почасовой ставке, определенной Центром при его назначении или утверждении, либо по фиксированной цене за всю процедуру (по мотивированному запросу стороны или медиатора Центр, запросив мнение
сторон, может увеличить или уменьшить установленную таким образом величину вознаграждения).
За услуги по назначению медиатора Центр МТП взимает 2000 долл. США за назначение одного медиатора; за оказание других дополнительных услуг — до 10 000 долл. США.
Заметим, что если сравнить эти расценки со шкалой расходов и сборов, взимаемых за проведение процедуры медиации в Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, то окажется, что в России международную коммерческую медиацию провести намного дешевле (регистрационный сбор составляет 6000 руб, что примерно соответствует 179 долл. США, медиативный сбор, который, кстати, включает не только административные расходы, но и гонорары медиатора, — от 5000 (примерно 149 долл. США) до 300 000 руб. (примерно 8974 долл. США)8. И точно так же соглашение, достигнутое сторонами в результате медиации, можно закрепить в виде арбитражного решения на согласованных сторонами условиях, и решение будет исполнимо во всех странах, ратифицировавших Конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.)9. Есть повод задуматься для российских предпринимателей!
8 См. Положение о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утв. приказом ТПП РФ от 27 июня 2013 г. № 45. URL: http://www.tpprf-arb.ru/ ru/2010-01-14-20-05-59/kpsbras (дата обращения: 20.01.2014). Расчет приводится по курсу доллара США к рублю, установленному ЦБ РФ на 20 января 2014 г., 33,43 руб. за 1 долл. США. URL: http://www.cbr.ru/ currency_base/daily.aspx?C_month=01&C_ year=2014&date_req=20.01.2014.
9 URL: http://www.uncitral.org/uncitral/ ru/uncitral_texts/arbitration/NYConvention_ status.html.
IX. Порядок ведения процедуры медиации. Согласно ст. 7 Регламента 2014 г. медиатор обсуждает со сторонами порядок проведения процедуры медиации и направляет им об этом письменное уведомление. При этом любое из положений Регламента, как и прежде, может быть изменено по соглашению всех сторон (в том числе медиатора, если он уже избран или назначен на момент такого соглашения), и Центр будет администрировать процедуру по измененным правилам при условии, если измененное правило соответствует духу Регламента.
В Регламенте упоминается обязанность Центра и медиатора действовать в духе Регламента. Каких-либо пояснений или толкований относительно того, какие изменения правил, действия Центра и медиатора считаются не соответствующими этому духу, Регламент не содержит. В любом случае в отношении организации и проведения процедуры медиации медиатор руководствуется пожеланиями сторон и относится к ним справедливо и беспристрастно10.
Беспристрастность и независимость медиатора обеспечиваются тем, что в отсутствие письменной договоренности всех сторон медиатору запрещено как до, так и после процедуры медиации выступать в качестве судьи, арбитра, эксперта, представителя или консультанта любой из сторон в любом судебном, арбитражном или ином разбирательстве11, имеющем отношение к спору, который является или являлся предметом процедуры по Регламенту 2014 г.
В свою очередь, стороны обязаны добросовестно действовать в те-
10 Это правило перекликается с положениями ст. 7 Согласительного Регламента ЮНСИТРАЛ, предписывающими посреднику действовать независимо и беспристрастно (п. 1), руководствуясь принципами объективности, непредвзятости и справедливости (п. 2).
11 Схожее обязательство содержится в ст. 19 Согласительного регламента ЮНСИТРАЛ.
чение всей процедуры медиации. Эта формулировка шире, нежели предусмотренная Регламентом ДРС и Согласительным регламентом ЮНСИТРАЛ 1980 г.: в этих документах было предусмотрено только обязательство сторон добросовестно сотрудничать с посредником. В Регламенте ЮНСИТРАЛ уточнено, что это обязательство подразумевает, в частности, предоставление посреднику по его просьбе письменных материалов и доказательств и присутствие на встречах с ним.
Как правило, медиатор просит каждую из сторон в порядке подготовки к процедуре медиации представить ему и другой стороне краткое описание истоков и предмета спора, истории переговоров и позиций сторон. Ознакомившись с этими документами, медиатор может помочь сторонам выявить информацию и документы, которыми им стоило бы обменяться. Особо в Руководстве упомянуто право любой из сторон поделиться с медиатором конфиденциальной информацией до начала медиации и право медиатора предложить сторонам предоставить ему эту информацию до начала процесса, если он сочтет это полезным (п. 27).
Стороны могут совместно обратиться к медиатору с просьбой дать им рекомендацию относительно условий урегулирования спора либо дать не имеющую обязательной силы оценку обстоятельств спора, с тем чтобы помочь им прийти к соглашению (п. 40, 41 Руководства).
X. Конфиденциальность. Статья 9 Регламента 2014 г. воспроизводит положения ст. 7 Регламента ДРС, внесено лишь одно существенное дополнение в отношении конфиденциальности процедуры: строго конфиденциальной является процедура, но не факт ее проведения. Это логично, поскольку стороне, чей спор не был урегулирован в процедуре медиации, при наличии многоуровневой оговорки о разрешении споров в договоре сторон необходимо будет предъявить третейскому суду или
суду доказательство того, что была предпринята попытка медиации.
Медиатору запрещено давать свидетельские показания в любом судебном, арбитражном или ином разбирательстве, имеющем отношение к любому аспекту процедуры, если этого не требует применимое право или стороны не договорились об ином.
XI. Прекращение разбирательства. Основания прекращения процедуры, перечисленные в ст. 8 Регламента 2014 г., не изменились по сравнению с Регламентом ДРС. Как и прежде, медиация прекращается: подписанием сторонами мирового соглашения; по инициативе любой из сторон — письменным отказом продолжать процедуру, направленным медиатору после того, как сторона получила от него уведомление о порядке проведения процедуры; медиатора — письменным уведомлением об окончании процедуры, направленным сторонам; или, если медиатор считает продолжение процедуры бесперспективным, он уведомляет стороны письменно.
Медиатор обязан уведомить Центр о подписании мирового соглашения или о направлении сторонам уведомления о прекращении процедуры медиации.
Центр прекращает процедуру в следующих случаях: по истечении срока ее проведения, направив об этом письменное уведомление сторонам; если любая из сторон допустила просрочку оплаты любого платежа (запрошенных Центром сумм депозита) более чем на семь дней (по сравнению с Регламентом ДРС срок сокращен наполовину, что должно способствовать ускорению процедуры); если, по мнению Центра, стороны не смогли предложить кандидатуру медиатора или у Центра не было разумной возможности его назначить. Можно предположить, что речь идет о невозможности подобрать кандидатуру медиатора, отвечающую требованиям сторон.
XII. Освобождение от ответственности. Как и по Регламенту
ДРС, ни медиатор, ни МТП и ее работники, ни национальные комитеты МТП не несут ни перед кем ответственности за любые действия или упущения, имеющие отношение к процедуре.
Пункт 5 ст. 10 Регламента 2014 г. расширяет список лиц, освобожденных от ответственности за действия и бездействие в связи с процедурой медиации: теперь сюда относятся и Центр АРС, и помимо национальных комитетов также группы МТП (таковых на данный момент четыре), и их работники и представители. При этом освобождение от ответственности не является безоговорочным: оно действует лишь в той степени, в какой оно не запрещено применимым правом.
Новая версия Примирительного регламента МТП не содержит каких-либо революционных изменений по сравнению с Регламентом ДРС. Она призвана прежде всего прояснить вопросы администрирования примирительных процедур специально созданным в составе МТП Центром, в котором сосредоточено урегулирование финансовых аспектов процедуры, включая определение вознаграждения назначаемого Центром медиатора и расчеты с ним, установить шкалу административных расходов и сборов, повысить оперативность проведения примирительных процедур, сократив сроки для прекращения процедуры в случае просрочки оплаты любых платежей, причитающихся МТП от любой из сторон (с 15 до 7 дней).
В Регламенте 2014 г. особое место отведено порядку назначения медиатора. Этот вопрос урегулирован очень подробно таким образом, чтобы максимально обеспечить соответствие кандидата требованиям независимости и беспристрастности.
Специально упомянута возможность ведения процедур медиации параллельно с арбитражным разбирательством. При этом в п. 34 Руководства говорится также о рисках, связанных с чередованием исполне-
ния одним и тем же лицом функций арбитра и медиатора в процедуре арб-мед-арб, выражающихся прежде всего в невозможности принудительного исполнения арбитражного решения, вынесенного в результате этой комбинированной процедуры.
Таким образом, заслужив репутацию центра, предоставляющего высококачественные услуги по администрированию арбитража, и ожидая рост спроса на организацию других процедур разрешения споров, МТП стремится упрочить свои позиции как центра, предоставляющего услуги по организации и администрированию прочих процедур дружественного разрешения споров, включая медиацию.
По данным МТП, медиация составляет 90% общего числа процедур ДРС, проведенных по правилам МТП за 13 лет12. Несмотря на приблизительность статистических данных13 (в частности, не приводится ни общее число проведенных процедур, ни число процедур за каждый год), призванных продемонстрировать привлекательность этого способа урегулирования конфликтов с точки зрения высокого процента заключенных мировых соглашений (более 70%), быстроты (меньше четырех месяцев с момента передачи дела медиатору) и финансовых затрат (менее 1% от суммы спора), очевидно, что Международная торговая палата рассматривает это направление как весьма перспективное прежде всего в нынешних непростых условиях развития мировой экономики.
Представляется, что отечественному предпринимателю также стоило бы учитывать возможность внесу-
12 Rafal Morek, K&L Gates LLP. What's "new" in the new ICC Mediation Rules? URL: http://kluwermediationblog.com/2013/12/09/ whats-new-in-the-new-icc-mediation-rules/
13 URL: http://www.iccwbo.org/Products-and-Services/Arbitration-and-ADR/ Mediation/Introduction/Mediation-and-ADR-statistics/ (дата обращения: 20.01.2014).
дебного урегулирования своих споров с иностранными контрагентами путем медиации или последовательного применения медиации и международного арбитража. В России такую возможность предоставляет, в частности, Центр арбитража и посредничества ТПП РФ. Следует отметить, что новый Регламент Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации вступил в силу на полгода раньше Регламента МТП14.
14 URL: http://www.tpprf-arb.ru/ru/2010-01-14-20-05-59/kpregl (дата обращения: 20.01.2014).
Библиографический список
ICC Mediation Guidance Notes. URL: http:// www.iccwbo.org/Products-and-Services/ Arbitration-and-ADR/Mediation/Rules/ ICC-Mediation-Rules-and-Guidance-Notes-in-several-languages/(дата обращения: 20.01.2014).
Rafal Morek, K&L Gates LLP. What's "new" in the new ICC Mediation Rules? URL: http:// kluwermediationblog.com/2013/12/09/whats-new-in-the-new-icc-mediation-rules/.
Примирительный регламент Международной торговой палаты. URL: http:// www.iccwbo.org/Products-and-Services/ Arbitration-and-ADR/Mediation/Rules/ Mediation-Guidance-Notes/ (дата обращения: 20.01.2014).