Научная статья на тему 'Новые тенденции в развитии промышленной архитектуры: предприятие - человек - город - общество'

Новые тенденции в развитии промышленной архитектуры: предприятие - человек - город - общество Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1409
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ / TRENDS IN THE FORMATION OF INDUSTRIAL ARCHITECTURE / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА / INDUSTRIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Черкасов Георгий Николаевич, Кабаева Мария Михайловна

В статье рассмотрены основные закономерности развития промышленной архитектуры за последние тридцать лет. Обозначены четыре тенденции формирования промышленных предприятий и реконструкции исторических памятников промышленной архитектуры в контексте гуманизации производственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Trends in the Development of Industrial Architecture: Enterprise-Person-City-Society

The article looks of the interrelation of the main modern directions in architecture with the new public ideas of urban environment and the search of more complex vital concepts. The authors defined the main trends in the development of architectural design of production facilities and their relation to the modern understanding of the urban environment. The article formulates four basic trends of the formation of industrial enterprises and the reconstruction of historical monuments of industrial architecture in the context of humanization of the industrial environment. It is assumed that the formulated directions in the formation of industrial architecture are a reflection of formation of a new interaction in system: «the industrial object-the person-the city-the society».

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в развитии промышленной архитектуры: предприятие - человек - город - общество»

Новые тенденции в развитии промышленной архитектуры: предприятие - человек - город - общество

Г.Н.Черкасов, М.М.Кабаева

Во взаимосвязи понятий «промышленное предприятие - человек - город - общество» постоянно происходят изменения. В результате совокупного действия таких факторов, как образ жизни, степень индустриального развития, уровень общественных представлений о труде, формируются новые тенденции в развитии промышленной архитектуры.

За последние 20-30 лет в индустриальных странах Европы, Америки и Азии было построено несколько тысяч новых промышленных предприятий. Продолжают реконструироваться исторические промышленные объекты, меняются их прежние функции, идет активное их включение в социальную и культурную жизнь города.

Архитектурные решения многих построенных и реконструированных промышленных объектов своим новаторством привлекают внимание общества и специалистов. Информация о таких объектах публикуется в специализированных изданиях («Проект International», «The Japan Architect», «The Architectural Review», «Вести СА России» и др.), СМИ и Интернете.

Наш выбор 90 объектов, построенных после 1970-х годов1, определялся фактом публикации информации о них в авторитетных изданиях, наличием значительного количества ссылок и откликов, известностью архитекторов, зарекомендовавших себя использованием инновационных подходов как к формообразованию, так и к содержанию объектов, к их взаимодействию с городом. Среди авторов объектов

1 Автосборочный завод «Вольво» в Кальмаре (Швеция); Белорусский металлургический завод в городе Жлобин; Костомукшинский горно-металлургический комбинат в Карелии; промышленно-селитебный комплекс Пярнуской межколхозной строительной организации (ЭССР); трубоэлек-тросварочный цех «Высота 239» (Челябинский трубопрокатный завод); завод «Кристалл» в Москве; автозаводы в Дрездене фирмы «Фольксваген» и в Лейпциге - фирмы «БМВ»; социально-промышленный комплекс фирмы «БМВ» в Мюнхене; винодельни «Доминус винерс», «Бодегас Протос», «Хойя де Каденас» в Испании; электростанция FECSA в Барселоне; теплоэлектроцентраль «Мюнхен-Север» в Мюнхене; центр медикобиологических исследований (технопарк «Рецерга») в Барселоне; мусоросжигательные заводы (МСЗ) в Хиросиме и Копенгагене; МСЗ в Вене в концепции Ф.Хундертвассера; станция по утилизации бытовых отходов в Барселоне; солнечная батарея в порту Форум в Барселоне; промышленный комплекс по очистке воды в Мюнхене; технопарк «Сименс-Перлах» в Мюнхене; индустриальный парк и бизнес-парк в Экзетере (Англия); бизнес-парк «Стокли» под Лондоном; группа технопарков в Гельсинборге (Швеция); реконструкция портового района Генуи; реконструкция района доков в Лондоне и Кардиффе; реконструкция тепловой электростанции под музей современного искусства «Тейт модерн» в Лондоне; реконструкция газометров в Вене и Дублине; реконструкция винного завода в Москве; реконструкция Шпайхерштадта (Амбарного города) и императорского склада под филармонию в Гамбурге и др.

лауреаты Притцкеровской премии Р.Пиано, Р.Роджерс, Н.Фостер, Ф.Гери, З.Хадид, Ж.Герцог и П. де Мерон, Р.Колхаас, К.Портзампарк, С.Калатрава, а также лауреаты национальных и международных премий, в частности Госпремий СССР и РФ, премии Стерлинга, обладатели золотой медали RIBA, лауреаты императорской премии Японской академии искусств.

Мы лично посетили 31 объект из этого списка и оценили особенности архитектурных решений промышленных объектов по следующим показателям: 1) положение предприятий в структуре городской застройки; 2) организация генерального плана, включая элементы ландшафтного дизайна; 3) виды формообразования зданий и сооружений; 4) формы организации внутреннего пространства.

Все составляющие архитектурного проекта и его реализации рассматривались в контексте проблемы «промышленное предприятие - человек - город - общество».

Попытки решения этой проблемы активизировались после появления в начале 1970-х годов автосборочного завода шведской фирмы «Вольво» в Кальмаре, где вместо конвейера была применена система сборки автомобилей, которые перемещались на платформах, отдельными рабочими бригадами. Идея заключалась в том, чтобы существующее положение, при котором человек (рабочий) является придатком к машине и технологии, сменилось обратной картиной приспособления технологии к возможностям и способностям человека. Произошел в известном смысле цивилизационный переворот.

В 1990 году, когда по экономическим соображениям завод в Кальмаре хотели закрыть, интеллектуальная элита шведского общества, выступившая в его защиту, аргументировала свою позицию именно тем, что в центре организации производственного процесса там впервые оказался человек.

Промышленно-селитебный комплекс (ПСК) Пярнуской МСО (межколхозной строительной организации) также был построен в 1970-х годах как промышленно-социальный комплекс, где по тогдашней советской традиции производственные и общественные объекты (жилье, объекты быта и культуры) территориально и содержательно находились в одном пространстве. В Пярнуском ПСК промышленные и жилые сооружения и объекты социальной инфраструктуры (столовая, спортивные объекты, детский сад и пр.) были интегрированы в единое качественно новое архитектурное образование. В промышленно-социальном комплексе «БМВ» тенденция к объединению проявилась в сочетании производственных, офисных и выходящих за рамки одного

предприятия социальных объектов - музея и центра по связи предприятия с потребителем «БМВ-Вельт».

Европейская традиция расстановки приоритетов в системе «человек - производство» развивалась с времен промышленной революции XVII-XIX веков. Идеи Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Р.Оуэна, Ф.Энгельса, К.Маркса, Ш.А.Ле Корбюзье и др. о необходимости решать данную проблему в направлении создания среды, где бы человек не только чувствовал себя на производстве комфортно, но и испытывал удовлетворение от работы, стали получать реализацию в конкретных проектах. Среди них можно назвать фаланстер (фабрика + жилье) по идее Ш.Фурье, организованный его учеником В.Консидераном, фабрику Р.Оуэна в Нью-Ланарке, проект «идеального завода» Ле Корбюзье, Новоткацкую фабрику Богородско-Глуховской мануфактуры А.Кузнецова.

В конце XX - начале XXI столетия в индустриальных странах повышаются производительность труда, уровень жизни, уровень образования, степень мобильности населения и глобализация. Возможности современной техники и технологии могут обеспечить появление и функционирование самых сложных социально-инженерных систем.

В обществе потребительская психология развивается параллельно с альтернативными представлениями, связанными с реализацией более сложных жизненных концепций.

Все это находит отражение в архитектуре промышленных объектов, появлении новых архитектурно-планировочных приемов и методов, направленных на гармоничное функционирование системы «промышленное предприятие - человек - город - общество». Установление степени взаимосвязи компонентов данной системы требует приложения значительных усилий для повышения роли в ней человека. Прежде всего это относится к организации производственного процесса с учетом как количественных показателей условий труда (физических и психологических нагрузок, условий среды и пр.), так и качественных (содержательности труда, удовлетворенности трудом, соответствия эстетического образа предприятия представлениям человека и общества). Усиливается тенденция к широкой интеграции промышленного предприятия в планировочную структуру, социальную и культурную жизнь города. На основании складывающейся архитектурной практики общество старается придать фактору труда в противовес потребительству позитивную окраску, представить промышленные предприятия не только местами приложения труда, но и объектами интеллектуального, познавательного и культурного потенциала города.

На основе анализа выбранных нами объектов выделим новые тенденции в развитии промышленной архитектуры, а именно:

- Apertionem (от лат. apertionem - открытость);

- Laborocentrum (от лат. laboro - работать, трудиться и centrum - центр, то есть рабочий - центр производства);

- Signum (от лат. signum - знак);

- Nova-in-veteri (от лат. nova in veteri - новое в старом).

Рассмотрим выделенные тенденции, обозначив каждую начальной буквой ее названия, цифрой - порядковый номер.

Тенденция Арег^опет означает открытость промышленного предприятия или объекта городу и общественной жизни - как буквальную (посещаемость, доступность), так и визуальную.

А1. Размещение предприятия в центральной части города в случае, если город считает такое размещение полезным с социальной точки зрения, а также позволяющим решить важную городскую проблему.

Примерами могут служить мусоросжигательный завод (МСЗ) в Хиросиме и сборочный завод «Фольксваген» в Дрездене.

В первом случае здание завода построено поперек магистрали, ведущей из центральной части города в парк и на пляж с тем, чтобы все проходящие через здание могли оценить степень безопасности, а также красоту технологического процесса и социальную значимость проблемы утилизации бытовых отходов.

Во втором случае завод, так называемая Стеклянная мануфактура, построен в центральной части Дрездена как социально значимый объект, открытый для жителей, то есть объект не только производственный, но и культурный.

Забор у этих двух объектов отсутствует, генеральный план решен, как у обычного гражданского здания в городской среде.

Наличие градостроительной тенденции А1 не исключает функционирования других градостроительных тенденций, связанных с размещением предприятий на окраине города в соответствии с действием целого ряда экономических, экологических, транспортных и многих других факторов.

А2. Визуальная открытость территории предприятия обеспечивается отсутствием сплошных ограждений, заборов, а у самого промышленного здания - глухих фасадных конструкций и материалов.

Ограды из металлической сетки, штакетника или вертикально поставленных штырей позволяют хорошо просматривать территорию предприятия, ее благоустройство и состояние зданий (рис.1).

А3. Промышленное предприятие, выполняющее свою основную функцию, является также и экскурсионным объектом, а часто еще и объектом социокультурным.

В Мюнхене рядом с заводом «БМВ» размещены открытые для посетителей музей «БМВ» и здание «БМВ-Вельт». На посещение завода необходимо записаться заранее, оплатить экскурсию и знать немецкий или английский язык, чтобы инженер-экскурсовод мог общаться с экскурсантом.

В том же Мюнхене на пивоваренном заводе «Пауланер» указаны часы для свободного доступа посетителей на предприятие.

На многих предприятиях организация экскурсий стала привычным делом. На Стеклянной мануфактуре в Дрездене устраиваются концерты и презентации. Винодельня «Перегрин

Рис. 1

винери» в Новой Зеландии на загрузочной площадке организует праздники, свадебные церемонии и другие культурные мероприятия.

Мусоросжигательный завод в Копенгагене был спроектирован таким образом, чтобы его наклонная кровля использовалась как горнолыжная трасса, а из трубы при сжигании каждой тонны отходов выбрасывался дым, подсвеченный лазером в разные цвета, как напоминание о все еще не решенных проблемах с утилизацией отходов.

А4. Обеспечение условий для взаимосвязи сотрудников предприятия - рабочих, инженеров и управляющего персонала. Создание рекреационных пространств для общения и отдыха.

Архитектор Заха Хадид на заводе «Фольксваген» в Дрездене соединила несколько цехов надземными ленточными пространствами для офисных работников и над ними демонстративно открыла конвейерные линии с деталями автомобилей для обеспечения визуальной связи между работниками -белыми и синими воротничками - и акцентирования единства всего коллектива предприятия.

При строительстве новой киностудии PIXAR, занимающейся анимационными проектами (фильмами), ее основной акционер С.Джобс предложил запроектировать все цеха и офисы в едином моноблоке, чтобы все сотрудники - рабочие, служащие, режиссеры - могли в процессе перемещений по студии пересекаться, общаться, обмениваться новостями бытового и производственного характера. По мысли Джобса, такое общение способствует появлению новых концепций и идей (рис. 2).

Laborocentrum связан со стремлением поставить интересы работающего человека в центр проектирования производственного процесса.

L1. Изменение парадигмы взаимосвязи человека и технологии, обеспечение функционирования производственного процесса таким образом, чтобы проектирование технологических систем приспосабливалось к возможностям человека (физическим, психологическим и пр.), как это сделано на заводе «Вольво».

L2. Разработка новых приемов и способов для обеспечения благоприятных условий труда и соответствующего социально-психологического климата. Это сады непосредственно в интерьере производственных цехов, новые способы очистки воздуха путем озеленения интерьеров и фасадов зданий, нестандартные цветовые и формообразующие решения, применение инновационных разработок в области инженерных сетей для создания комфортного микроклимата в помещениях и т.д.

Например, в трубоэлектросварочном цехе «Высота 239» (Челябинский трубопрокатный завод) рабочие ходят в белой одежде, меняющейся ежедневно (два комплекта в смену), что говорит о статусе рабочего, сопоставимом с научным сотрудником лаборатории, а для реализации личностных потребностей человека статус имеет большое значение.

На этом объекте используются новые, не традиционные для прежних производственных помещений приемы введения природных элементов: на свободной территории цеха разбит сад камней. В минуты отдыха здесь можно заниматься медитацией, что положительно отражается на качестве работы.

На заводе «Фольксваген» в Дрездене полы, выполненные из деревянного паркета, снижают уровень шума, к тому же изделия при падении не ломаются. У рабочих создается впечатление домашнего уюта и тепла. Все это детали, влияющие на самочувствие человека (рис.3).

L3. Развитие социальной сферы промышленного предприятия и объектов социальной активности.

На промышленных предприятиях СССР, особенно крупных, социальная сфера была хорошо развита. В состав многих из них входили Дом (или Дворец) культуры, спортивные сооружения, профилактории, медицинские учреждения, санатории и т.д. На территории Автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК) работал музей.

В промышленно-селитебном комплексе Пярнуской межколхозной строительной организации (МКСО) подобные объекты в свое время эксплуатировались весьма эффективно. В спортивном зале в рабочее время тренировались дети сотрудников, проживавших в жилой зоне МКСО, а вечером сами сотрудники. В помещении столовой в выходной день - день нашего посещения предприятия, - когда цеха не работали, все столы использовались сотрудниками для соревнований по висту.

В Мюнхене в состав технопарка «Сименс» входят крупный торговый центр, библиотека (в отдельном здании), детский сад, рестораны. Таким образом, молодой исследователь фирмы «Сименс» может сдать своих детей в детский сад и отправиться на работу в соседнее здание лаборатории.

На проходной мюнхенского завода «БМВ» висит расписание занятий спортивного заводского общества. Когда же около завода появились здание главного офиса корпорации и музей «БМВ», а впоследствии и здание «БМВ-Вельт», свободное для посещения жителями Мюнхена, а также других городов и стран, - по существу, центр связи с потребителем, то есть с городом и миром, - образовался социально-промышленный комплекс. Можно считать, что в этом случае действие фактора социальной активности (в функционировании принципов Apertionem и Laborocentrum) выходит за рамки предприятия во внешний мир (рис. 4).

Signum - определение статусного значения архитектуры промышленного объекта как символа какого-либо события, явления, города, корпорации.

S1. Символ. Промышленный объект становится символом события или города. Яркие тому примеры: проект электростанции, использующей энергию воды и солнца, - башенный архитектурный объект, позиционируемый как символ будущих Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро; портовый

Рис. 4

район Генуи, реконструированный архитектором Р.Пиано к 1992 году по случаю 500-летия открытия генуэзцем Колумбом Америки, - выставочно-рекреационный комплекс, возвращающий смысловое значение портового района как символа города; Эльбская филармония в Гамбурге как продукт реконструкции бывшего императорского склада - основной символ некогда свободного Ганзейского города.

Б2. Образ. Здания и сооружения предприятия, корпорации становятся частью образа, узнаваемым элементом бренда или марки. Создание и укрепление бренда - важное направление торговой деятельности фирмы. Когда на рынке много изделий одинакового потребительского качества, в особенностях которых человеку сложно разобраться, он отдает предпочтение узнаваемому бренду. В формировании бренда архитектура играет не последнюю роль.

Примером могут служить заводы фирмы «Нестле» и многих других фирм. И рядовой обыватель, и более искушенный человек всегда переносят положительное впечатление от архитектуры здания на его владельца, предприятие или корпорацию (рис. 5).

Nova-in-veteгi - определение одного из направлений реконструкции исторических промышленных объектов, возможно, с привлечением элементов нового строительства.

Его смысл в восстановлении, реконструкции здания не только как материального объекта, памятника истории, культуры и архитектуры, науки и техники, но и в воссоздании исторического контекста, связанного с данным объектом, воссоздании духа места и смыслового значения объекта или комплекса. Есть примеры, когда подобная реконструкция приводит к возрождению хозяйственной деятельности и здоровой социальной среды определенного района или даже города.

Яркой иллюстрацией этой тенденции можно назвать пешеходную галерею Хай-Лайн в Нью-Йорке, воссоздающую дух старой транспортной артерии в бывшем индустриальном районе Манхэттена, романтику восприятия всего района, стимулирующую сохранение в нем исторических промышленных и гражданских зданий и сооружений.

Эту же тенденцию поддерживает реконструкция в Екатеринбурге (в то время Свердловске) зданий бывшего Екатеринбургского металлургического завода, проведенная под руководством доктора архитектуры Н.С.Алферова. Она воссоздает не только самое важное звено в градостроительной истории города, но и его духовную сущность.

Также можно отметить уже упоминавшуюся Эльбскую филармонию. Императорский склад, в настоящее время служащий основанием для верхней ее части, ранее имел башню с часами и был символом Гамбургского порта. Построенная филармония становится еще более активным символом не только порта, но и всего города, одновременно демонстрируя значение старого порта и его сохраняемых промышленных сооружений - Шпайхерштадта.

Реконструированный портовый район Генуи, сохраняющий все ценные промышленные объекты, также можно считать реализацией тенденции Nova-in-veteri, поскольку является основным историческим и в то же время современным комплексом города.

Таким образом, Nova-in-veteri способствует не только сохранению индустриального наследия как неотъемлемой части города, но и повышению значения сферы труда в настоящее время (рис. 6).

Рассмотренные тенденции отражают основные закономерности в развитии промышленной архитектуры. Их специфика и связь с меняющимися общественными представлениями о промышленном предприятии, феномене труда, функционировании городской среды свидетельствуют об изменении парадигмы формирования промышленных объектов и производственной среды в наше время.

Литература

1. Чайко Д.С. Современные инновационные подходы к сохранению и интеграции производственных объектов в дипломном проектировании МАрхИ // Academia. 2013. №1.

2. Черкасов Г.Н. Domo laboro: проблема и проект // Архитектура, строительство, дизайн. 1998. №3.

3. Кулиш В. Адлерсхоф - научный и деловой город // Архитектура, строительство, дизайн. 2001. №1.

4. Черкасов Г.Н. Привлекательность труда и промышленная архитектура // Архитектура, строительство, дизайн. 2001. №1.

5. Черкасов Г.Н., Кабаева М.М. Социокультурные аспекты развития промышленной архитектуры//Academia. 2011. №4.

6. Кабаева М.М. Гуманистические принципы проектирования промышленных объектов // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАрхИ: тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. М.: МАрхИ, 2012.

7. Черкасов Г.Н., Чистяков Д.А. Технопарк типа «Compe-titorum» как путь развития инноваций // Academia. 2012. №3.

8. Черкасов Г.Н. Лондон, Гамбург. Неиспользованные возможности архитектуры // Academia. 2013. №3.

9. Штарева О.А., науч. рук. Черкасов Г.Н. Восемнадцать виноделен: демонстрация возможностей современной архитектуры // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАрхИ: тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. М.: МАрхИ, 2013.

10. Арутюнова С.К., науч. рук. Черкасов Г.Н. Архитектурная концепция создания промышленных зданий Guillermo Hevia // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАрхИ: тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. М.: МАрхИ, 2013.

11. Маслова К.Н., науч. рук. Черкасов Г.Н. В поисках

Рис. 5

4 2014 43

«идеального завода» (к вопросу о тенденциях развития промышленной архитектуры) // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАрхИ: тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. М.: МАрхИ, 2013.

Literatum

1. Chaiko D.S. Sovremennye innovacionnye podhody k sohraneniu i integracii proizvodstvennyh objektov v diplomnom proektirovanii MArhl // Academia. 2013. №1.

2. Cherkasov G.N. Domo laboro: problema i proekt // Arhitektura, stroitelstvo, dizajn. 1998. №3.

3. Kulish V. Adlershof - nauchnyj i delovoj gorod // Arhitektura, stroitelstvo, dizajn. 2001. №1.

4. Cherkasov G.N. Privlekatelnost truda i promyshlennaya arhitektura // Arhitektura, stroitelstvo, dizajn. 2001. №1.

5. Cherkasov G.N., Kabaeva M.M. Sociokulturnye aspekty razvitia promyshlennoj arhitektury // Academia. 2011. №4.

6. Kabaeva M.M. Gumanisticheskie principy proektirovania promyshlennyh objektov // Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie v MArhl: tezisy dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatelskogo sostava, molodyh uchenyh i studentov. M.: MArhl, 2012.

7. Cherkasov G.N., Chistyakov D.A. Tehnopark tipa «Com-petitorum» kak put razvitia innovacij // Academia. 2012. №3.

8. Cherkasov G.N. London, Gamburg. Neispolzovannye vozmozhnosti arhitektury // Academia. 2013. №3.

9. Shtareva O.A., nauch. ruk. Cherkasov G.N. Vosemnadcat vinodelen: demonstrada vozmozhnostej sovremennoj arhitektury // Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie v MArhl: tezisy dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatelskogo sostava, molodyh uchenyh i studentov. M.: MArhI, 2013.

10. Arutyunova S.K., nauch. ruk. Cherkasov G.N. Arhitek-turnaya koncepcia sozdania promyshlennyh zdanij Guillermo Hevia // Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie v MArhl: tezisy dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatelskogo sostava, molodyh uchenyh i studentov. M.: MArhI, 2013.

11. Maslova K.N., nauch. ruk. Cherkasov G.N. V poiskah «ide-alnogo zavoda» (k voprosu o tendenciyah razvitia promyshlennoj arhitektury) // Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie v MArhl: tezisy dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatelskogo sostava, molodyh uchenyh i studentov. M.: MArhl, 2013.

New Trends in the Development of Industrial Architecture:

Enterprise-Person-City-Society.

By G.N.Cherkasov, M.M.Kabayeva

The article looks of the interrelation of the main modern directions in architecture with the new public ideas of urban environment and the search of more complex vital concepts.

The authors defined the main trends in the development of architectural design of production facilities and their relation to the modern understanding of the urban environment.

The article formulates four basic trends of the formation of industrial enterprises and the reconstruction of historical monuments of industrial architecture in the context of humanization of the industrial environment. It is assumed that the formulated directions in the formation of industrial architecture are a reflection of formation of a new interaction in system: «the industrial object-the person-the city-the society».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: тенденции в формировании промышленной архитектуры, производственная среда.

Key words: trends in the formation of industrial architecture, industrial environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.