Некоторые особенности современной архитектуры
Г.Н.Черкасов, МАРХИ (государственная академия), Москва
Some Features of Contemporary Architecture
G.N.Cherkasov, Moscow Architectural Institute (MArchI), Moscow
Реновация объектов индустриального наследия и бывшей индустриальной застройки как фактор появления новых архитектурных идей и новых векторов социокультурного развития города1
В Европе интенсивное развитие промышленности происходит примерно в период с 1830-х до 1980-х годов. В России и СССР этот процесс развивается с 1860-х и до примерно 1985 года. На окраинах городов появляются массивы индустриальной застройки, зданий и сооружений заводов и фабрик, в которых работают до 50% трудоспособного населения. Промышленность определяет образ жизни населения и каждого отдельного индивида, она является основным источником формирования внутреннего валового продукта и благополучия населения.
Между тем в консервативном общественном сознании и культурном пространстве, внутри которого существует и архитектура, эстетические, архитектурные, культурологические характеристики индустриальной застройки в течение длительного времени негласно считались не заслуживающими внимания. В СССР изменение отношения к этой проблеме наметилось в начале 1980-х годов.
1 Продолжение. Начало - см. № 2 за 2017 год.
За последние несколько десятилетий процесс реконструкции и реновации индустриальных объектов развивается как в количественном, так и в качественном отношениях. Развитие происходит от реновации единичных объектов и распространяется на реновацию групп объектов, зданий и сооружений, расположенных на одной территории, вплоть до реновации промышленных районов или промышленно-селитебных районов; реновации объектов, объединённых по какому либо признаку, например, принадлежащих к определённой отрасли, авторству известного архитектора или инженера (например, Р. Клейна, В. Шухова, А.В. Кузнецова и др.).
Процесс идёт в меняющемся культурном пространстве, которое влияет на формирование возможностей архитектуры в данной сфере (реконструкции и реновации):
- на возможные пути использования объектов, включая новые функции, которые раньше казались немыслимыми;
- на формообразование, например, на приёмы соотнесения старых и новых элементов застройки;
- на пути взаимодействия исторической застройки с традиционной городской средой.
На то, какой результат мы хотим получить, влияет характер отношений к тем или иным периодам истории, в том числе к периоду индустриализации и связанных с ней общественных отношений [1].
В 2000 году в реконстрованном здании Лондонской тепловой электростанции открывается музей современного
Рис. 1. Дипломный проект «Реконструкция и реновация бывшего московского газового завода (завода "Арма")». Автор - Д. Антюшин. Руководители проекта Г. Черкасов, Д. Чайко. МАРХИ. 2007 год
искусства «Тейт Модерн» (архитекторы Герцог и де Мерон). Громадный большепролётный, 35-метровой высоты турбинный зал был оставлен практически в своём естественном состоянии и предстал как экспонат современного искусства. Это был прорыв сознания. Зал для турбин, вырабатывающих электроэнергию, - объект искусства. Это было явлением,
Рис. 2. Станция метро «Курская». 2016 год. Фото автора2
Рис. 3. Завод «Арма». Реконструкция и реновация бывшего московского газового завода. 2016 год. Фото автора
которое нашло понимание и одобрение в интеллектуальной среде, хотя и само по себе было отражением подобных общественных представлений. Всего через двенадцать лет на одной из своих лекций автор статьи говорил, что в данный момент (то есть в 2012 году) уже можно применить и более смелое решение, оставить в турбинном зале и мостовой кран, и несколько турбин. В наше время общественные представления меняются быстрее, чем это было ранее.
В 2007 году в дипломном проекте реконструкции газового завода в Москве (автор Д. Антюшин, руководители: Г. Черкасов, Д. Чайко) на основе четырёх краснокирпичных газгольдеров запроектирован театр: ряды кресел, расположенных амфитеатром, обращены к сцене, а сцену представляют объёмы газгольдеров [2], выступающие как «актёры» в этом архитектурном спектакле. И зал, и газгольдеры перекрыты единой конструкционной плитой (рис. 1), закрепляющей единство замысла. Эстетический и культурный уровень представлений московских заказчиков, строителей и представителей администрации не позволил бы тогда реализовать данную идею. Но реконструкция бывшего газового завода состоялась.
Основная группа фабрично-заводских краснокирпичных зданий и сооружений была сохранена, реконструирована, адаптирована для современного использования. Уже в конце 2015 года данный торгово-офисный комплекс состоялся под названием «Завод Арма» (по последнему названию бывшего газового завода). Основу застройки составляют бывшие промышленные здания, некоторые из них модернизированы или надстроены с применением новых строительных элементов. В застройку включены и новые современные постройки, которые по архитектуре, в том числе материалу и цвету, сознательно играют подчинённую роль по отношению к уже существующим объектам. Весь комплекс выглядит достаточно органично. Его своеобразие в художественном и типологическом аспектах становится особенно очевидным при выходе из тоннеля под железнодорожными путями Курского вокзала. Сюда из станции метро «Курская» (всего в одной остановке по линии метрополитена от Красной площади) выходит масса людей в направлении улицы Казакова, театра Гоголя и ряда университетов, и здесь при выходе из мрачного туннеля перед ними предстаёт панорама «Завода Арма». При этом надо иметь в виду, что интерьеры станции «Курская» -очень хороший образец богатого послевоенного (примерно 1951 года) сталинского ампира (архитекторы Г. Захаров и 3. Чернышева, получившие за этот объект Сталинскую премию по архитектуре).
И вот перед зрителем после торжества классики, мрамора различных цветов, красиво нарисованных капителей и канне-люрованных колонн предстаёт эстетика XXI века, основанная в данном случае и на преставлениях эпохи индустриализации конца XIX столетия, и всё в целом создаёт многослойную картину современного города.
2 Здесь и далее - фото автора публикуются впервые
В европейских странах индустриальные районы становятся не только территориальным ресурсом развития города, но и содержательным в контексте обогащения застройки и жизни города, развития эстетических и культурных представлений, изменения парадигмы консервативного развития [1].
Центры ряда европейских городов постепенно смещаются в бывшие промышленные районы. По наблюдениям автора, это происходит в Гамбурге - смещение в Шпайхер-штадт (амбарный город), в Генуе, где вектор перемещения направлен в сторону портового района, реконструированного Р. Пиано к 500-летию открытия генуэзцем Колумбом Америки, и в Марселе [3]. В Марселе элеватор, построенный в 1922 году и реконструированный в 2011-м под концертный зал - оперный театр под названием «SILO», представлен на сайте города как культурное пространство Марселя (архитектор Р. Карта). Характер индустриальной стилистики, как в интерьере, так и в экстерьере оставлен без изменения и даже акцентируется. Оперный театр, почти сакральная институция европейского города, неизменный атрибут его главной площади - в здании зернохранилища, - настоящая революция в развитии общественных представлений (рис. 4).
Трансформация облика здания
Трансформация облика здания - переформатирование привычного облика и образа объекта, здания или сооружения на иной, не ассоциирующийся с уже привычным и устоявшимся образом, свойственным данному типу объектов и зачастую с его назначением. Можно рассмотреть эту проблему на примере мусоросжигательных заводов.
Как только в Москве намечается строительство мусоросжигательного завода (МСЗ), жители близлежащего района тут же начинают сбор подписей против его строительства или за перенос в более отдалённое место.
В мировой практике сжигание признано основным способом утилизации отходов. В РФ сжигается 2% твёрдых бытовых отходов, в Бельгии - 50%, в Дании - 80% [1], в Германии - 100% [4].
По всей видимости, визуальный образ мусоросжигательного завода имеет определённое значение для возможности его строительства в том или ином месте.
В Дании в 2008 году был проведён архитектурный конкурс на проект мусоросжигательного завода. Факт проведения конкурса на подобный объект говорит не только о внимании к проблеме утилизации отходов как социальной проблеме, но также о стремлении получить в результате качественно новые архитектурные решения (рис. 6, 7).
Э. ван Эгераат, победитель конкурса, уловил эти ожидания общества и новые тенденции, которые уже проявились в Европе в последние годы, и создал проект, отличный от построенных ранее, где построение фасадов происходило при соблюдении определённых тектонических закономерностей. Эгераат взял за основу привычную типологию МСЗ, где
в разрезе видно высокую трубу и ниже по высоте - основные технологические помещения, в том числе печное и бункерное отделения. Затем он почти произвольно соединил объёмы
б)
Рис. 4. Концертный зал «Сило» («SILO») - бывший марсель-ский элеватор: а) внешний вид. 2016 год. Фото автора; б) интерьер концертного зала
Рис. 5. «Марсельские доки» - грандиозное здание бывших складов, реконструированное под многофункциональный центр. Находится напротив концертного зала «SILO» и вместе с ним образует ядро нового городского центра. Марсель. 2016 год. Фото автора
Рис. 6. Мусоросжигательный завод в Роскилде: план, разрез. Дания
а) б)
Рис. 7. Мусоросжигательный завод в Роскилде: а) схема
решения фасадов; б) общий вид
Рис. 8. Мусоросжигательный завод в Вене. Схема технологии
этих отделений диагональными пластинами, то есть создал форму, внутри которой находятся пустоты, не имеющие функционального назначения, и которая в результате никак не ассоциируется с промышленными зданиями вообще - ни с мусоросжигательным заводом, ни с каким-либо другим.
Появилась новая оболочка здания - второй фасад, закрывший и выхлопную трубу и разновысокие объёмы, которые ранее, без второго фасада, можно было отождествлять как промышленный объект. Получившаяся скульптурообразная форма никак не похожа ни на МСЗ, ни на что-либо иное. Гипотетическая визуальная опасность для жителей отпала. Более того, эта форма стала интригующей, вызывающей неподдельный интерес. Интригу придаёт не только фасад здания, но и свет, проникающий через круглые отверстия второго фасада. Использовано несколько источников освещения, расположенных между первым и вторым фасадами и выполняющих заданную программу цветодинамичного освещения.
Эгераат так изложил эту идею: «Ночью перфорированный и подсвеченный фасад превращает завод в ... сияющий маяк, символически изображающий процесс производства энергии (в процессе сжигания отходов завод вырабатывает электроэнергию - Г.Ч.).Несколько раз в час искра света медленно превращается в горящее пламя, освещающее все здание [5].
Завод поставлен в городе Роскилде, в части города, противоположной той, где возвышается собор, построенный тысячу лет назад. В результате в городе образовались два вертикальных акцента - краснокирпичные башни собора и не менее впечатляющая почти стометровая металлическая башня МСЗ - символы религии и индустрии. Завод изменил свой облик и вместе с тем приобрёл статус градостроительной доминанты. Можно полагать, автор (Эгераат) считал такую ситуацию весьма символичной: «Они (башни - Г.Ч.) с двух сторон будут защищать город и впечатлять путешественников» [5].
Подобная трансформация промышленного здания произошла в результате эволюции архитектуры МСЗ.
В 1992 году был введён в эксплуатацию необычный мусоросжигательный завод в Вене, в районе Шпиттелау. По инициативе бургомистра Вены, с целью изменить отношение общественности к подобного рода объектам, к разработке проекта был приглашён художник и интеллектуал Ф. Хун-дертвассер, имевший репутацию гения, бунтаря и борца за экологию. Технология сжигания обеспечивала выполнение жёстких требований в отношении производственных выбросов и охраны окружающей среды в целом (рис. 8).
Участие в проекте Хундертвассера вызывало доверие к объекту и предвещало появление новых идей и художественных находок (рис. 9). Хундертвассер создал образ сказочного замка с высокой башней (трубой) с тюрбаном наверху, с полукруглыми балкончиками, со стенами в виде художественных панно и прочими замысловатыми деталями. Позднее Хундертвассер участвовал в подобном же проекте
создания МСЗ в Осаке (Япония), принятом к эксплуатации уже после его смерти.
Можно полагать, что с этого времени начинаются поиски новых подходов к архитектуре МСЗ. Дальнейшее (после Хун-дертвассера) развитие структуры МСЗ можно наблюдать в проекте реконструкции мусоросжигательного завода в Копенгагене (архитектурная студия BIG). Авторы закрывают выхлопную трубу наклонной кровлей и получают аморфный силуэт и форму, ничем не напоминающие промышленный объект. Наклонная кровля используется как горнолыжная трасса, и каждый желающий может воспользоваться этой возможностью, внутри завода предусмотрено проведение экскурсий. В своих проектных изображениях авторы декларируют задачу интегрировать завод в контекст социальной жизни района и города (рис. 10).
Метаморфозы в отношении облика здания, одновременно или под влиянием индустриальной архитектуры, происходят и в архитектуре гражданских зданий. В качестве примера можно привести Дворец искусств, построенный в 2005 году в Городе искусств и наук в Валенсии, и павильон Италии на
международной выставке «ЭКСП0-2015» в Милане, где второй фасад здания, наложенный на первый, создаёт новый облик и новый образ здания (рис. 11).
а)
Рис. 9. Мусоросжигательный завод в Вене
б)
Рис. 10. Мусоросжигательный завод в Копенгагене
в)
Рис. 11. Павильон Италии на «ЭКСП0-2015»: а - внешний вид; б, в - фрагмент фасада со стороны внутреннего дворика. Фото автора 2015 года
Литература
1. Черкасов, Г.Н. Сохранение и реновация объектов индустриального наследия, эволюция представлений //Сб.тез. докладов научн. конф. МАРХИ «Наука, образование и экспер. проектирование».! 2. - М.:МАРХИ, 2016. - С. 253-254.
2. Чайко, Д.С. Интеграция исторических промышленных объектов в городскую среду / Д.С. Чайко // Архитектура и строительство России. - 2007. - № 12. - С. 2-7.
3. Черкасов, Г.Н. Смещение центра города в районы индустриального наследия: Генуя, Гамбург, Марсель / Г.Н. Черкасов // Сб.тезисов докладов Межд.научн.конф. МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование», апрель 2017. В 2 т. Т. 2. - М.: МАРХИ, 2017. - С. 470-471.
4. Алексашина, В.В. Экология города. Мусоросжигательные заводы / В.В. Алексашина //Academia. Архитектура и строительство. - 2014. - № 4. - С. 77-86.
5. Incineration Line in RoskiLde / Erick van Egeraat // archdaiLy. - Режим доступа: www.archdaiLy.com/544175/ incineration-Line-in-roskiLde-erik-van-egeraat/ (дата обращения 05.10.2017).
Literatura
1. Cherkasov G.N. Sohranenie i renovatsiya ob"ektov industrial'nogo naslediya, evolyutsiya predstavlenij // Sb.tez. dokladov nauchn. konf. MARHI «Nauka, obrazovanie i eksper. proektirovanie». T. 2. - M.: MARHI, 2016. - S. 253-254.
2. Chajko D.S. Integratsiya istoricheskih promyshlennyh ob"ektov v gorodskuyu sredu / D.S. Chajko // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. - 2007. - № 12. - S. 2-7.
3. Cherkasov G.N. Smeshhenie tsentra goroda v rajony industrial'nogo naslediya: Genuya, Gamburg, Marsel' / G.N. Cherkasov // Sb.tezisov dokladov Mezhd.nauchn.konf. MARHI «Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie», aprel' 2017. V 2 t T. 2. - M.: MARHI, 2017. - S. 470-471.
4. Aleksashina V.V. Ekologiya goroda. Musoroszhigatel'nye zavody / V.V. Aleksashina // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. - 2014. - № 4. - S. 77-86.
Черкасов Георгий Николаевич, 1934 г.р. (Москва). Доктор архитектуры, профессор. Профессор кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Сфера научных интересов: современная архитектура, сохранение и реновация памятников индустриального наследия, промышленная архитектура, социальные аспекты развития архитектуры. Автор более 150 научных публикаций. Тел.: +7 (926) 111-56-41.
Cherkasov George Nikolaevich, born in 1934. Moscow. Doctor of architecture, professor. Professor of the Department of history of architecture and urban planning of the Moscow Architectural Institute (MArchI). Scientific interests: modern architecture, preservation and renovation of monuments of industrial heritage, industrial architecture, social aspects of architectural development. Author of more than 150 scientific publications. Tel.: +7 (926) 111-56-41.