Научная статья на тему 'Некоторые особенности современной архитектуры'

Некоторые особенности современной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
529
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛИК ЗДАНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ / ОБЩЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СОХРАНЕНИЕ И РЕНОВАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ / ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД / ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ / ОПЕРНЫЙ ТЕАТР / BUILDING APPEARANCE / GLOBAL INDUSTRIAL TOURISM / SOCIAL AND INDUSTRIAL COMPLEXES / PRESERVATION AND RENOVATION OBJECTS OF THE INDUSTRIAL HERITAGE / BREWERY / WINERIES / OPERA HOUSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черкасов Георгий Николаевич

В работе рассматриваются такая особенность развития современной архитектуры, как: формирование общественно-промышленных комплексов, являющихся территориальными, функциональными и архитектурными образованиями, привлекающими самые широкие круги потребителей и становящиеся частью социальной жизни города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Features of Contemporary Architecture

This work presents such feature of modern architecture development as formation of public industrial complexes as territorial, functional and architectural objects that attract the widest range of customers and become the part of social citylife.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности современной архитектуры»

Некоторые особенности современной архитектуры

Г.Н.Черкасов

В работе рассматриваются такая особенность развития современной архитектуры, как: формирование общественно-промышленных комплексов, являющихся территориальными, функциональными и архитектурными образованиями, привлекающими самые широкие круги потребителей и становящиеся частью социальной жизни города.

Ключевые слова: облик здания, глобальный производственный туризм, общественно-промышленные комплексы, сохранение и реновация объектов индустриального наследия, пивоваренный завод, винодельческие заводы, оперный театр.

Some Features of Contemporary Architecture.

By G.N.Cherkasov

This work presents such feature of modern architecture development as formation of public industrial complexes as territorial, functional and architectural objects that attract the widest range of customers and become the part of social citylife.

Keywords: building appearance, global industrial tourism, social and industrial complexes, preservation and renovation objects of the industrial heritage, brewery, wineries, opera house.

Упомянутые в заглавии статьи особенности появились в результате функционального развития промышленных предприятий и социокультурной эволюции промышленной архитектуры и в дальнейшем распространились на другие сферы современной архитектуры.

Общественно-промышленные комплексы

Общественно-промышленный комплекс (ОПК) - градостроительное образование, где производственные и общественные объекты (предназначенные для привлечения широкого круга посетителей и клиентов) предприятия интегрированы между собой функционально, территориально, визуально и психологически. Весь комплекс интегрирован также в городскую среду.

Данный процесс можно проследить на примере ряда автомобильных заводов ФРГ, процесс преобразования которых в ОПК начался примерно с 2000 года. Исторически промышленные предприятия всегда строили рядом с жилым и обслуживающими жителей и одновременно рабочих общественными зданиями, и все вместе они и составляли завод, фабрику или мануфактуру. Данная ситуация особенно характерна была для России.

Большая Тверская мануфактура (БТМ), принадлежавшая потомкам Абрама Морозова, на которой работало около 10

тысяч человек, в конце XIX - начале XX века представляла, помимо целого ряда промышленных зданий, несколько групп многоэтажных краснокирпичных зданий для жилья служащих и рабочих. Там были главная улица и площадь с магазинами, кабаками и даже театром. Эта промышленно-селитебная градостроительная единица была обнесена забором, ограждающим работающих и членов их семей от посторонних.

На Прохоровской Трёхгорной мануфактуре в Москве, примерно таком же по мощности и числу работающих предприятии, как БТМ, после революции 1905 года (когда владельцы стали уделять больше внимания нуждам рабочих) в составе социальной группы мануфактуры функционируют, помимо многочисленных жилых казарм, больница, амбулатория, родильный приют, баня, прачечная, мануфактурно-техническое училище с общежитием для детей служащих и рабочих, детский сад, библиотека, классы оркестровой музыки и пр. Такая же ситуация наблюдается и на других крупных предприятиях Российской Империи.

Между предприятием и рабочими действовала патерналистская система отношений, которая определяла образ жизни и рабочих, и членов их семей. Такая же патерналистская система отношений продолжала существовать и в СССР, когда руководство предприятий пыталось обеспечить бытовые и культурные потребности работающих, жилье, медицинское обслуживание и др.

Московский автомобильный завод им. Ленинского комсомола возводит рядом со своим производственным корпусом

Схема генерального плана ОПК БМВ. Мюнхен, Германия

ОПК«БМВ». Завод (справа) и «БМВ-вельт» (слева). Мюнхен. Фото Г.Н. Черкасова. 2013 год

Дворец культуры АЗЛК, Дворец спорта АЗЛК, музей АЗЛК и многоэтажное здание заводоуправления. Все эти объекты предназначены в основном для обслуживания сотрудников завода. С крушением СССР вся патерналистская система рушится, общественные здания переходят в муниципальную собственность, а заводы и фабрики пытаются приспособиться к условиям рыночной экономики.

В европейских странах, а конкретно - в Германии, процесс формирования ОПК (начавшийся, по мнению автора,

Главный офис корпорации «БМВ». Фото Г.Н. Черкасова. 2013 год

примерно в 1970-х годах) в условиях полииндустриального общества прошёл известную эволюцию.

В Мюнхене фирма «БМВ» в 1920-х годах построила автомобильный завод на окраине города, в шести километрах от центра. Постепенно фирма становится успешной как в производственном (автомобили, моторы, мотоциклы) отношении, так и в экономическом. В 1972 году рядом с заводом возводятся амбициознный по архитектуре генеральный офис и музей «БМВ». Венский архитектор К. Шванцер строит многоэтажное здание в виде клеверного листа в плане, ассоциирующееся с четырёхцилиндровым двигателем. Здание музея по форме выглядит как перевёрнутая чаша, его круглая крыша представляет эмблему фирмы. В 2006 году завершилось строительство ещё одного амбициозного в архитектурном отношении сооружения - здания «БМВ-вельт» («БМВ-мир»), запроектированного Венской группой Химмель(б)лау. «БМВ-вельт» расположен напротив завода, генерального офиса и музея. По галерее, проходящей над улицей Лерхенауэрш-трассе и ведущей от музея и завода, посетители попадают в «БМВ-вельт», который является по существу центром связи завода и корпорации в целом с потребителем.

В «БМВ-вельт» на разных уровнях расположены выпускаемые машины и мотоциклы, пункт выдачи заказанных ранее автомобилей, различные выставки, детская зона, магазин сувенирной продукции, бизнес-центр, сервис-службы, рестораны, бары и пр. Сюда приходят посетители, заранее записавшиеся на экскурсию по заводу, оплачивают экскурсию (в 2013 году - 8,5 евро), формируются в группы, которые сразу идут на завод. «БМВ-вельт» работает ежедневно с утра и до ночи, вход свободный. Посетителей всегда много - и связанных с автомобилями, и просто любопытных, и они с удовольствием проводят здесь время, садятся на мотоциклы, крутят ручки, фотографируются около машин, покупают брелочки для ключей, на которых небольшой станочек тут же автоматически гравирует имя владельца, сидят в кафе на втором уровне и сверху любуются на панораму завода, с одной стороны, и на Олимпийский стадион - с другой.

Группа зданий, размещённых вдоль двух противоположных сторон Лерхенауэрштрассе - завод, офис, музей, «БМВ-вельт» - представляют общественно-промышленный комплекс как в социальном, так и в архитектурном контексте, работающий как на престиж и продвижение своей продукции, так и на город. Данный ОПК, как и подобные другие общественно-промышленные комплексы, служит привлекательным рекреационным объектом как для жителей города, так и для туристов из других городов и стран, в итоге он работает на экономику всей страны. И в этом качестве промышленный объект (в данном случае автозавод), уже не может выйти из состава этого комплекса, так как он является частью ОПК, иначе он мог бы быть перемещён в другие регионы, где его функционирование было бы более рентабельным: дешевле рабочая сила, меньше стоимость земли, транспортные расходы и пр. В случае с фор-

мированием общественно-промышленного комплекса завод в социокультурном аспекте (в том числе и с учётом всех экономических факторов) является структурным элементом комплекса, определяющим его новое урбанистическое качество.

Подобные общественно-промышленные комплексы формируются в Германии и на основе других автомобильных заводов. ОПК возникли на базе заводов «АУДИ» в Инголь-дштадте, в Вольфсбурге на основе заводов «Фольксваген», в Штуттгарте на основе заводов «Порше». В Ингольдштдте общественная группа ОПК «АУДИ-Форум» включает в себя музей, экскурсионную службу, рестораны и кафе, сервисный и информационный центры, помещение, где желающий может самостоятельно собрать купленный автомобиль.

В Фольфсбурге, столице корпорации «Фольксваген», рядом с заводами появился автоград с целой гаммой объектов по привлечению и обслуживанию посетителей. Здесь находятся музей автомобилестроения (цейтхаус), семь павильонов различных фирм («Фаэтон и др.), павильон «Форум» с кинозалами; трек для испытания автомобилей, где посетители могут провести обкатку машины самостоятельно или с помощью инструктора или проверить свои навыки вождения. Для детей работает школа вождения, проводятся мастер-классы, устраиваются различные аттракционы. Проводятся экскурсии по цехам и культурные мероприятия как для детей, так и для взрослых, в частности фестиваль современного танца в здании бывшей ТЭЦ «Фольксвагенверк». Симптоматично, что развивается тренд на личное участие посетителей в тех или иных мероприятиях, особенно связанных с изготовлением продукта или его испытанием.

В Штутгарте построены два автомобильных музея разных фирм, что явилось событием в архитектурной жизни Европы последних лет (так же, как и «БМВ-вельт» в Мюнхене). Все они привлекают множество посетителей.

Музей «Мерседес-Бенц» функционирует как единичный объект, возможность включить его как составную часть в общественно-промышленный комплекс, даже если бы такая задача ставилась, отсутствует, так как основной завод корпорации (Даймлер АГ) «Синдельфинген» был перенесён в предместье Штутгарта. На этот завод, находящийся недалеко от станции городского трамвая «Боблинген», и проводятся экскурсии.

Музей «Порше» территориально, по отношению к музею «Мерседес-Бенц», находится в другом районе Штутгарта. Планировочно здание музея увязано с заводскими постройками корпорации «Порше». Основные объекты фирмы, здание музея, коммерческий центр «Порше» и некоторые заводские постройки формируют площадь Поршеплатц. Удобную транспортную доступность для посетителей ОПК обеспечивает городской трамвай, остановка которого находится всего в нескольких метрах за зданием музея. Заводские и промышленные общественные постройки «Порше» сложились в полноценный общественно-промышленный комплекс.

Данные комплексы (ОПК) создают новые возможности существования социальной, производственной и культурной жизни города.

«БМВ-вельт». Интерьер. Сверху - галерея, проходящая с противо-положной стороны улицы. Фото Г.Н. Черкасова. 2013 год

«БМВ-вельт». Интерьер. За окном просматриваются фасады завода. Фото Г.Н. Черкасова. 2013 год

«БМВ-вельт». Фасад со стороны завода. Фото Г.Н. Черкасова. 2013 год

Включение объектов промышленности в глобальный туристический процесс

Включение объектов промышленности в глобальный туристический процесс означает, что это явление - посещение экскурсантами заводов и фабрик - становится составной частью национальной и межнациональной туристической индустрии.

В целом ряде стран сфера туризма в стоимостном выражении составляет от 25 до 50% ВВП (внутреннего валового

Поршеплатц и музей «Порше». Фото Г.Н. Черкасова. 2016 год

Интерьер музея. Фото Г.Н. Черкасова. 2016 год

ОПК«Порше». Завод (справа) и коммерческий центр (слева). Штутгарт, Германия. Фото Г.Н. Черкасова 2016 год

продукта), и неотъемлемой её частью является промышленный туризм. В 2013 году автор в составе небольшой группы российских туристов приехал в Валенсию. Представитель принимающей стороны предоставил список объектов для возможного посещения: несколько усадеб, дворец и винодельческие заводы. Все выбрали последний вариант (стоимость посещения - 70 евро с человека). За один день мы посетили два завода примерно в 40 км от Валенсии, в том числе и завод «Хойя де Каденас».

Первые статьи, касающиеся необходимости проектирования промышленных зданий с учётом потребностей производственного туризма, были опубликованы ещё в конце 1960-х годов [1-3]. Такая постановка вопроса, учитывая атмосферу тех лет, казалась совершенно немыслимой. Однако в редакции журналов, опубликовавших статьи, пришли письма от ряда предприятий (в том числе от предприятия по добыче алмазов в Якутии), где эта идея называлась вполне возможной и полезной. И в 1970-е годы по распоряжению Госстроя СССР в ЦНИИ-промзданий были разработаны рекомендации (с участием автора статьи), направленные на реализацию этой концепции.

В 2015 году автор побывал на пивоваренном заводе в Мытищах Московской пивоваренной компании (МПК). Компания приглашает всех желающих записаться на экскурсию, сообщают время, когда надо быть у определённой станции метро. Отсюда два автобуса МПК привозят записавшихся на завод, в продолжение полутора часов проводят экскурсию, в баре столовой угощают пивом и отвозят обратно, всё бесплатно. По сравнению с теми заводами в СССР и Европе, где автору довелось побывать ранее, впечатление от экскурсии на завод МПК более благоприятное по ряду, технологических, архитектурных, дизайнерских, психологических признаков.

Администрация МПК считает, что её завод в Мытищах является лучшим пивоваренным заводом в Европе. По всей видимости, это так и есть.

Входная зона завода устроена, как вестибюль гостиницы, на стойке книга регистрации, все записываются самостоятельно, снимают верхнюю одежду и проходят в зал приёмов, где с экскурсантами проводится ознакомительная беседа, касающаяся истории строительства, продукции завода, правилами поведения при прохождении экскурсии. Далее экскурсовод ведёт группу по маршруту, обозначенному на полу цветными линиями. Экскурсия проходит последовательно по технологической схеме производства и завершается в разливочном цехе, где группа проходит по специальной галерее, расположенной в верхней части вдоль всего цеха. С галереи отлично видны фантастически сложные автоматизированные системы, конвейеры, механизмы, производящие заполнение различных ёмкостей, банок, бутылок и пр. По ходу движения по коридорам можно видеть стильные фотографии, развешанные по стенам, над галереей установлены мониторы, транслируются видеоматериалы. В более широкой части галереи установлен макет завода. Рабочих почти не видно. Все автоматизировано. В рабочей столовой посетители мо-

гут пообедать вместе с сотрудниками, цвет рабочей одежды которых соответствует подразделению, где они работают. Организация производства и технологические системы не только декларируются как самые современные, но, кажется, что так и есть на самом деле; архитектурные решения, и в том числе интерьеры, выглядят вполне адекватными.

Посетители проходят через большие зальные помещения с перетекающими пространствами, различными по высоте уровнями, сложными комбинациями разнообразного оборудования, трубопроводов и ограждающих конструкций цехов. Все оборудование из нержавеющей стали с идеально гладкой поверхностью серебристого или синего цветов. Ритмически размещены шестиметровые в диаметре конусного вида аппараты; в поле зрения - композиции из вертикальных и горизонтальных аппаратов, из переплетений различного рода труб

и шлангов; семиметровые по высоте цилиндрические колонны поднимаются через проём в перекрытии и воспринимаются (вместе с рядами небольших цилиндрических аппаратов) уже в горизонтальной плоскости; здесь же пульты управления с мерцающими тумблерами и кнопками; иногда в этой картине появляется фигура человека. Всё это вызывает ощущения космического характера.

Примерно за полтора года до посещения пивоваренного завода в подмосковном городе Мытищи автор, будучи в Мюнхене, собирался осмотреть автозавод фирмы БМВ. Однако возможность посещения сопровождалась таким набором надуманных сложностей, что сделать это не удалось, и оставило очень неприятный осадок. Весь процесс ознакомления с ОПК формирует у посетителя гамму личных впечатлений и ощущений, которые сказываются как на отношении к корпорации, так и к её продукции.

Интерьер цеха. Фото Г.Н. Черкасова. 2015 год

Рабочая столовая. Фото Г.Н. Черкасова. 2015 год

Пивоваренный завод Московской пивоваренной компании (МПК). Входная зона. Город Мытищы. Фото Г.Н. Черкасова. 2015 год

Если говорить о превращении производственного туризма в глобальное явление и о его архитектурных и социокультурных аспектах, то хорошим примером здесь могут служить винодельческие предприятия. К примеру, при выезде из города Порту (Португалия) на противоположном берегу реки Лору вас встречает большой рекламный щит с перечнем заводов по производству портвейна, каждый из которых желал бы видеть вас на своём заводе.

Как правило, каждое предприятие имеет несколько групп объектов, зданий, помещений и устройств для приёма и обслуживания посетителей. Это группы приёма (регистрации посетителей, вводных пояснений, инструктажа и пр.), экспозиционная (ознакомление с историей, традициями, технологией и пр.), движения (обеспечение безопасности прохождения или проезда, опознавательные линии на полу, галереи, защитные

Винодельня О'Фурнье Ла Консулта-Мендоза. Архитекторы Бормида и Янзон. Аргентина

Винзавод Доминус. Напа Каунти. Архитекторы Ж. Герцот и Де Мерон. Калифорния, США

Винодельня Протос. Архитектор Р. Роджерс. Пеньяфиель, Испания

очки, каски, халаты и пр.), питания и продажи (дегустационные залы, кафе, рестораны, бары, магазины и пр.), проживания (апартаменты, отели и пр.), проведения специальных мероприятий (концерты, конкурсы, викторины, собрания жителей, торжественные акты вроде бракосочетаний и пр.). Данная номенклатура групп и объектов относится к предприятиям разных отраслей промышленности.

На уже упоминавшемся заводе «Хойя де Каденас» (предприятии семьи Гандия) под Валенсией экскурсии проходят постоянно. Автомобиль, стилизованный под паровозик, с вагончиками привозит посетителей к зданиям современных цехов и расположенной рядом старинной усадьбе, в которой раньше производилось вино, жили рабочие и хозяева. Сохранено старинное оборудование, дубовые бочки, повозки, различные приспособления, показывается помещение в подвале,

Винодельня Петра Азиенда Агрикола. Архитектор М. Ботта. Тоскана, Италия

Винодельня Шато Шеваль-Блан. Архитектор К. Портзампарк. Сент-Эмильон, Франция

Винодельня Маркус де Рискал. Архитектор Ф. Гери. Эльсъего, Испания

Старая усадьба, где производилось вино и жили хозяева и рабочие. Фото Г.Н. Черкасова

куда сбрасывался виноград и где потом происходил отжим и последующие операции. Некоторые помещения в усадьбе приспособлены под апартаменты, жилые помещения владельцев, банкетный зал и зал приёма гостей. Также восстановлены две комнаты, где жили рабочие, и камин, около которого они согревались в холодные зимы. Название «Каденас» (Саdе NS) в переводе с испанского означает кандалы, цепи и напоминает о том времени, когда рабочими были заключённые, арендованные хозяином на время из тюрем.

И тут же рядом находится несколько цехов, где на современном оборудовании из нержавеющей стали, эффектном по форме, необычном по силуэту и в основном огромных размеров производится вино. Интерьеры цехов напоминают подобные на пивоваренном заводе МПК, только поменьше масштабом. Если в этих цехах под Валенсией окажется случайный посетитель, не знающий, что здесь происходит, он вполне может принять всё увиденное за лабораторию будущего, производящую препараты, неизвестные в природе, и очень удивится, что этим препаратом является обычное вино, навыки изготовления которого в Средиземноморье зародились десять тысяч лет назад.

Владельцы промышленных предприятий, в том числе и винодельческих, стараются привлечь к проектированию своих заводов известных архитекторов, так как их имя и репутация обеспечивают не только высокий уровень архитектурных решений заводов, но и способствуют повышению престижа фирмы и продвижению продукции. Среди авторов

Винодельня Протос. Интерьеры. Архитектор Р. Роджерс. Пеньяфиель, Испания. Фото Г.Н. Черкасова

винодельческих заводов 12 лауреатов Притцкеровской премии - Р. Роджерс, Н. Фостер, С. Калатрава, Ф. Гери, З. Хадид, Герцог и де Мерон, К. Портзампарк, М. Ботта и др. - и много лауреатов других премий.

Архитекторы и руководство предприятий совместно ищут возможности развития как их производственных, так и социальных функций, интеграции предприятии в социальную и культурную города или поселения, новые формообразующие ресурсы архитектуры.

Литература

1. Черкасов, Г.Н. Промышленные предприятия и туризм. / Г.Н. Черкасов // Техническая эстетика. - 1968. - № 8. - С. 24-27.

2. Черкасов, Г.Н. Экскурсовод ведёт в цех / Г.Н. Черкасов // Турист. -1968. - № 6. - С. 14-15.

3. Черкасов, Г.Н. О проектировании предприятий с учётом потребностей производственного туризма / Черкасов Г.Н. // Промышленное строительство. -1970. - № 8. - С. 31-34.

Literatura

1. Cherkasov G.N. Promyshlennye predpriyatiya i turizm. / G.N. Cherkasov // Tehnicheskaya estetika. - 1968. - № 8. - S. 24-27.

2. Cherkasov G.N. Ekskursovod vedet v tseh / G.N. Cher-kasov // Turist -1968. - № 6. - S. 14-15.

3. Cherkasov G.N. O proektirovanii predpriyatij s uchetom potrebnostej proizvodstvennogo turizma / Cherkasov G.N. // Promyshlennoe stroitel'stvo. -1970. - № 8. S. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.