УДК 378.146
П.А. Егармин, А.П. Мохирев
КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЛЕСОСИБИРСКОГО ФИЛИАЛА СибГТУ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен опыт создания системы комплексной подготовки к интернет-экзамену, применяемой в Лесосибирском филиале СибГТУ.
Ключевые слова: образовательный стандарт, знания, компьютерное тестирование, интернет-экзамен, система, создание.
P.A. Egarmin, A.P. Mokhirev COMPLEX PREPARATION OF THE STUDENTS OF LESOSIBIRSK BRANCH OF SIBSTU FOR FEDERAL EXAMINATION IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
The experience of complex preparation system creation for the Internet examination, applied in Lesosibirsk branch of SibSTU is given in the article.
Key words: educational standard, knowledge, computer testing, Internet examination, system, creation.
Оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач в современном образовательном пространстве. Объективной основой для создания различных технологий оценки качества подготовки студентов выступают требования, зафиксированные в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профессионального образования. Разработанная Национальным аккредитационным агентством (Росаккре-дагентство) технология интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) является важнейшим элементом системы обеспечения качества подготовки студентов в вузе, позволяющим диагностировать и отслеживать уровень подготовки студентов на соответствие требованиям гОс [1].
При проведении интернет-экзамена в Лесосибирском филиале Сибирского государственного технологического университета (Лф СибГТУ) руководство ставит следующие задачи.
1. Текущий контроль знаний. Оперативное получение результатов экзамена позволяет использовать их в модульно-рейтинговой системе оценки знаний, что повышает заинтересованность студентов и дает возможность проведения интернет-тестирования в рамках текущего учебного процесса.
2. Внутривузовская система менеджмента качества. Интернет-тестирование студентов филиала является необходимым звеном в структуре внутривузовской системы качества образования, позволяет проводить процедуру мониторинга качества подготовки студентов и учебных программ на соответствие выполнения ГОС, а также обеспечивает сравнение результатов тестирования с результатами других вузов. Ранняя диагностика (каждые полгода) позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения.
3. Самообследование вуза. Ежегодно результаты интернет-тестирования используются при подготовке отчета по самообследованию.
4. Подготовка к комплексной оценке вуза. При регулярном участии вуза в интернет-тестировании результаты могут быть зачтены в качестве официальных в рамках комплексной оценки деятельности образовательного учреждения.
Лф СибГТУ участвует в проекте ФЭПО с 2006 года. Интернет-экзамен проходит два раза в год во время зимней и летней сессии. В экзамене задействованы студенты 1-4 курсов очной формы обучения. Тестирование проходит по всем дисциплинам цикла ГСЭ, ЕН и ОПД. За годы участия филиала в интернет-экзамене была выстроена система подготовки студентов, включающая следующие основные этапы.
1. Диагностическое компьютерное тестирование студентов-первокурсников, проводимое в начале семестра, позволяющее определить, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой [5].
2. Использование преподавателями в учебном процессе системы “Интернет-тренажеры в сфере образования”, разработанной специалистами НИИ Мониторинга качества образования [3]. Интернет-тренажеры - это программный комплекс, в основу которого положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Использование интернет-тренажеров позволяет самостоятельно подготовить студентов не только к интернет-экзамену, но и к тестированию, организуемому преподавателями для промежуточного и итогового контроля знаний.
3. Прохождение демонстрационного тестирования в режиме on-line на сайте Национального аккредитационного агентства в сфере образования [2]. По результатам тестирования преподаватель может оценить уровень подготовки студентов, внести коррективы в ход подготовки к интернет-экзамену.
4. Проведение репетиционного экзамена, на котором студенты знакомятся с вопросами и заданиями, включенными в интернет-экзамен. Оценка знаний преподавателем на репетиционном экзамене не предусмотрена. Педагог выступает в роли консультанта, отвечая на вопросы студентов. Как правило, репетиционный экзамен проводится не более двух раз перед итоговым экзаменом, его продолжительность не превышает полутора часов.
5. Проведение итогового интернет-экзамена в режиме OFF-LINE. После завершения экзамена администратор сети отправляет файлы результатов на сайт ФЭПО и получает итоги тестирования. При OFFLINE режиме сохраняется высокая скорость работы с тестовой оболочкой, не зависящая от наличия соединения и скорости работы в сети Интернет (рис. 1). Итоговые результаты интернет-экзамена помещаются в локальную сеть филиала, где могут быть изучены преподавателями и студентами.
Рис. 1. Алгоритм проведения интернет-экзамена в OFF-LINE режиме
По итогам проведения интернет-экзамена Росаккредагентство высылает Лф СибГТУ информационноаналитическую карту с подробным статистическим анализом результатов тестирования, которые обсуждаются на заседаниях кафедр и заседании ученого совета.
Результаты, показанные студентами филиала, принимавшими участие в проекте ФЭПО-10 по специальностям 250401.65, 250403.65, 080502.65 (рис. 2), свидетельствуют о том, что созданная система подготовки приносит положительный результат. Вместе с тем стоит обратить внимание, что остаются дисциплины с низким процентом студентов, освоивших все дидактические единицы.
100% 94% 100%
Рис. 2. Результаты интернет-экзамена (специальность 080502.65, январь 2010 г.)
Практика участия студентов и преподавателей филиала в интернет-экзамене будет продолжена, и, как следствие, будет совершенствоваться система подготовки к ФЭПО. Так, уже в этом учебном году студенты филиала, показавшие высокие результаты в интернет-экзамене, приняли участие в Международных открытых студенческих интернет-олимпиадах по математике, информатике, сопротивлению материалов [4]. Одним из важнейших требований к системе гарантии качества вуза является постоянная демонстрация качества подготовки студентов, как для органов управления образованием, так и для потенциальных работодателей. Комплексная система подготовки студентов к интернет-экзамену позволяет решить эту задачу.
Литература
1. Киселева В.П., Масленников А.С., Тикина Г.П. Оценка качества подготовки студентов по результатам интернет-экзамена в сфере профессионального образования // Развитие тестовых технологий в России: тез. докл. IX Всерос. науч.-метод. конф. — М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. URL: http://www.fepo.ru/index.php?menu=about_press_ro (дата обращения 17.09.2010).
2. О проекте // Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования. 2010. URL: http://www.fepo.ru/index.php?menu=about_idea (дата обращения 17.09.2010).
3. О проекте // Интернет-тестирование: тренажеры, методика, аналитика. 2010. URL: http://www.i-exam.ru/i-tren/testmodes (дата обращения 17.09.2010).
4. Всероссийская междисциплинарная интернет-олимпиада // Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования. 2010. URL: http://www.i-olymp.ru (дата обращения 17.09.2010).
5. О проекте // Диагностическое тестирование. 2010. URL: http://www.i-exam.ru/diagnostic-test/about (дата обращения 17.09.2010).