ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ
ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА BULLETIN OF OSH STATE UNIVERSITY
ISSN: 1694-7452 e-ISSN: 1694-8610
№4/2024, 72-88
МЕДИЦИНА
УДК: 37.09
DOI: 10.52754/16948610 2024 4 8
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
МЕДИЦИНАЛЫК ЖОГОРКУ ОКУУ ЖАЙДЫН ОКУТУУЧУСУНУН ИШМЕРДYYЛYГYНДeГY БИЛИМ БЕРYY ПРОЦЕССИН УЮШТУРУУНУН ЖАЦЫ
ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
NEW TECHNOLOGIES FOR THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ACTIVITIES OF A MEDICAL UNIVERSITY TEACHER
Сакибаев Кыялбек Шерикбаевич
Сакибаев Кыялбек Шерикбаевич Sakibaev Kyialbek Sherikbaevich
к.м.н., доцент, Ошский государственный университет
м.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университеты Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Osh State University
_ORCID: 0000-0001-7303-1252_
Коломиец Ольга Михайловна
Коломиец Ольга Михайловна Kolomiets Olga Mikhailovna
д.п.н., профессор, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
п.и.д., профессор, И.М.Сеченов атындагы биринчи Москва мамлекеттикмедициналыкуниверситети Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Sechenov First Moscow State Medical University
_ORCID: 0000-0003-3212-9792_
Беркмаматов Шамирбек Токтосунович
Беркмаматов Шамирбек Токтосунович Berkmamatov Shamirbek Toktosunovich
к.м.н., доцент, Ошский государственный университет
м.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Osh State University
_ORCID: 0009-0008-1427-1270_
Джумаева Лазокатхан Мадаминовна
Джумаева Лазокатхан Мадаминовна Dzhumaeva Lazokatkhan Madaminovna
PhD, старший преподаватель, Ошский государственный университет
PhD, улук окутуучу, Ош мамлекеттик университети PhD, Senior Lecturer, Osh State University [email protected] ORCID: 0000-0002-5465-2528
Момунова Айгул Абдыкеримовна
Момунова Айгул Абдыкеримовна Momunova Aigul Abdykerimovna
к.б.н., доцент, Ошский государственный университет
б.и.к., доцент, Ошмамлекеттикуниверситеты Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Osh State University [email protected]
_ORCID: 0000-0003-1917-0504_
Ташматова Назгул Маматумаровна Ташматова Назгул Маматумаровна Tashmatova Nazgul Mamatumarovna
к.б.н., доцент, Ошский государственный университет
б.и.к., доцент, Ош мамлекеттикуниверситети Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Osh State University [email protected]
_ORCID: 0000-0002-3068-1922_
Пакыров Женишбек Каракозуевич Пакыров Женишбек Каракозуевич Pakyrov Zhenishbek Karakozuevich
к.м.н., доцент, Ошский государственный университет
м.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Osh State University jpakyrov [email protected]
_ORCID: 0009-0006-5593-4338-7468_
Аргынбаева Акмарал Турдалыевна Аргынбаева Акмарал Турдалыевна Argynbaeva Akmaral Turdalyevna
к.б.н., доцент, Ошский государственный университет
б.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Osh State University [email protected] ORCID: 0000-0003-3835-2282
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
Целью исследования является обосновать и подтвердить эффективность разработанных новых образовательных технологий для организации преподавательской деятельности педагогов и учебной деятельности студентов высших медицинских учебных заведений, дидактических средств и форм их организации. Методологической основой изучения данной проблемы является компетентностно-деятельностный подход, позволяющий проектировать функции, характеристики, структуру и содержание разных видов педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза в соответствии с требованиями к качеству планируемых образовательных результатов его выпускников. В статье представлена структура образовательного процесса на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации. Описаны новые дидактические средства для преподавателя и обучающегося, которые помогают управлять учебно-профессиональной деятельностью каждого студента в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией, как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной внеаудиторной работе на едином образовательном портале медицинского вуза. Практическая ценность заключается в раскрытии преподавателю сути процесса "психологизации" его профессиональной деятельности, а также в разработке учебно-методических материалов для психолого-педагогического сопровождения деятельности преподавателя и студента в образовательном процессе.
Ключевые слова: компетентностно-деятельностный подход, интериоризация, экстериоризация, преподавательская деятельность, психологическая структура и содержание деятельности, опорная таблица, опорная карта
МЕДИЦИНАЛЫК ЖОГОРКУ ОКУУ ЖАЙДЫН ОКУТУУЧУСУНУН ИШМЕРДУУЛУГУНДвГУ БИЛИМ БЕРУУ ПРОЦЕССИН УЮШТУРУУНУН ЖАЦЫ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
Аннотация
Изилдеенун максаты жогорку медициналык окуу жайларынын педагогдорунун окутуу ишин жана студенттердин окуу ишмердуулугун уюштуруу ^^н иштелип чыккан жацы билим беруу технологияларын, дидактикалык каражаттарды жана аларды уюштуруу формаларын негиздее жана тастыктоо болуп саналат. Бул проблеманы изилдеенун методологиялык негизи болуп, анын бутуруучулерунун пландаштырылган билим беруу жыйынтыктарынын сапатына карата талаптарга ылайык медициналык окуу жайдын окутуучусунун педагогикалык ишмердYYЛYГYHYн ар кандай турлерунун функцияларын, мYнездемелерYн, тYЗYMYн жана мазмунун долбоорлоого мумкYндук берген компетенттYYлук жана иш-аракет ыкмасы саналат. Макалада интериоризация жана экстериоризация психологиялык процесстеринин негизинде билим берYY процессинин тYЗYму келтирилген. Окутуучу жана окуучу Yчун жацы дидактикалык каражаттар CYреттелген, алар ар бир студенттин окуу-кесиптик ишмердYYлугYн анын жеке билим берYY траекториясына ылайык, класстык сабактарда да, медициналык окуу жайдын бирдиктYY билим берYY порталында ез алдынча аудиториядан тышкаркы иште да башкарууга жардам берет. ИзилдеенYн практикалык мааниси болуп, "психологиялаштыруу" жараянынын маанисин
NEW TECHNOLOGIES FOR THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ACTIVITIES OF A MEDICAL UNIVERSITY TEACHER
Abstract
The purpose of the study is to substantiate and confirm the effectiveness of the developed new educational technologies for the organization of teaching activities of teachers and educational activities of students of higher medical educational institutions, didactic means and forms of their organization. The methodological basis for studying this problem is a competence-based approach that allows you to design the functions, characteristics, structure and content of various types of pedagogical activity of a medical university teacher in accordance with the requirements for the quality of the planned educational results of its graduates. The article presents the structure of the educational process based on the psychological processes of internalization and exteriorization. New didactic tools for teachers and students are described, which help to manage the educational and professional activities of each student in accordance with his individual educational trajectory, both in classroom classes and in independent extracurricular work on the unified educational portal of a medical university. The practical value lies in revealing to the teacher the essence of the process of "psychologization" of his professional activity, as well as in the development of educational and methodological materials for psychological and pedagogical support of the activities of the teacher and the student in the educational process.
OKyTyynyra npo^eccnoHa^gtiK HmMepgyY^rYHge anbm 6epYY, omoHgou OKyTyy ^apaaHbrna bmaftbiK OKyTyynyHy ®aHa CTygeHTTH ncnxo^ornrabiK-negarornKanbiK Koggoo y^YH OKyy-MeTognKanbiK MaTepnangapgbi umTen Hbiryy 6o^yn caHanaT.
Ahkmh coidop: KOMneTeHTTYY^YK-Hm-apaKeT biKMacbi, Keywords: competence-activity approach, interiorization, HHTepHopH3aana, экcтepнopнзaцнa, OKyTyy umu, exteriorization, teaching activities, psychological structure HmTHH ncnxo^ornanbiK TY3Y^YmY ®aHa Ma3MyHy, and contents of activity, reference table, reference map 636KTYY Ta6^^a, 636KTYY KapTa
Введение
Появление в 2021 году в Кыргызской Республике новых государственных образовательных стандартов в образовательном процессе в высшей медицинской школе определило новые требования к качеству подготовки студентов - будущих специалистов. Основное внимание должно уделяться формированию компетенций, обеспечивающих не механическую, а осознанную самоорганизацию специалистом различных видов профессиональной деятельности в соответствии с постоянно изменяющимся социально-профессиональным контекстом (Сакибаев и Жороева, 2023а, с. 48), (Сакибаев К.Ш. и др., 2023б, с. 70). Достижение этой цели требует серьезных изменений в области профессиональной деятельности педагога высшей школы, а именно, его преподавательской деятельности, разработка новых, психолого-педагогических подходов к организации которой приобретает сегодня актуальность.
Анализ образовательного процесса по медицинским специальностям, педагогической и методической литературы показывает, что преподаватель рассказывает студентам новый материал, предлагает образцы, модели, алгоритмы, схемы, объясняет методы решения учебно-профессиональных практических задач; он осуществляет свою деятельность по мониторингу и оценке образовательных результатов, обучающихся (Леонтьев А.Н., 2004, с. 211; Коломиец О.М., 2013, с. 185). Для усвоения знаний, развития навыков студентам приходится все чаще полагаться на свою механическую память, запоминать модели и алгоритмы решения практических задач, проявлять большую силу воли, испытывать психофизиологические перегрузки и т.д. Это, несомненно, влияет на качество образовательных результатов обучающихся, уровень их учебной мотивации, психосоматическое здоровье и т.д. Акцент в большей степени на наследственные и индивидуальные возможности субъектов образовательного процесса, нежели на универсальные психологические механизмы процесса усвоения студентом учебного материала, приводит к низким результатам предпринимаемых попыток оптимизировать образовательный процесс - число студентов, имеющих низкий уровень образовательных результатов, остается высоким (Грино Дж.Г., 2010, с. 13).
Справедливости ради, следует отметить, что преподаватель высшей школы испытывает трудности в формировании у каждого студента умения самоорганизовать свою учебную деятельность в соответствии с ее функциями, характеристиками, структурой и содержанием, поскольку эта категория относится к психологической области научного знания, которой преподаватель вуза не владеет. Об этом говорят многие современные исследователи (Киршнер П., 2007, с. 151; Коломиец О.М., 2014, с. 71), которые большое внимание уделяют вопросам именно психолого-педагогической подготовки преподавателя вуза к преподавательской деятельности, без которой невозможно достижение высоких образовательных результатов студентов, определенных в нормативных документах как государственный заказ к системе высшего образования (Ильясов и Галатенко, 1994, с. 156).
От преподавателя сегодня ждут не передачи научной информации в монологической форме, не понятного и доходчивого объяснения обучающимся нового материала, а организации педагогом системы психолого-педагогических условий, благодаря которой каждый студент, аспирант, магистрант и любой другой обучающийся сможет качественно
усваивать учебный материал, успешно овладевать компетенциями и без ошибок реализовывать их в решении профессиональных задач (Сакибаев К.Ш. и др., 2023, с. 69). Профессиональная деятельность и используемые в ней дидактические материалы должны быть направлены на реализацию психологических закономерностей процесса усвоения и формирования у студента умственных действий и понятий, мыслительной деятельности; преподавательская деятельность педагогов и учебная деятельность обучающихся должны быть организованы в соответствии с психологической структурой и содержанием деятельности и понимания студентами универсальных основ деятельности: ее структурных этапов и компонентов содержания на каждом из них и ее организации без ошибок в любых профессиональных ситуациях (Сакибаев и Жороева, 2023, с. 48).
Цель исследования
Целью исследования является обосновать и подтвердить эффективность разработанных новых образовательных технологий для организации преподавательской деятельности педагогов и учебной деятельности студентов высших медицинских учебных заведений, дидактических средств и форм их организации на основе результатов анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме.
Материалы и методы.
Проведен анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме организации преподавательской деятельности педагогов, направленной на подготовку студентов медицинского вуза в соответствии с требованиями государственного стандарта. В исследованиях зарубежных авторов в области медицинского образования за последние 20 лет приоритетной задачей преподавателя является обеспечение качества образовательных результатов студентов в процессе обучения. Ученые напрямую связывают решение этой проблемы с развитием профессиональной деятельности преподавателя (Грино Дж.Г., 2010, с. 9; Леонтьев А.Н., 2004, с. 245), разработкой новых образовательных технологий (Киршнер П., 2007, с. 162) и учебно-методических комплексов в образовательном процессе (Коломиец О.М., 2014, с. 75).
Анализ зарубежной литературы показывает актуальность разработки таких понятий, как ментальные схемы, ментальные карты (Ганье Р.М., 2011, с.17; Грино Дж.Г., 2010, с. 16; Киршнер П., 2007, с. 167). В отечественных исследованиях их аналогами могут быть таблицы, структурно-логические схемы, модели и т.д. Изучение их функций, структуры и содержания позволяет сделать вывод, что они являются лишь наглядными примерами конкретных предметных знаний и некоторыми "методическими рекомендациями", разработанными педагогами. Научные знания для изучения представлены в обобщающей форме, которую автор выбирает по своему усмотрению. Поэтому они не отражают системных основ изучаемого объекта. Кроме того, деятельность, которой должен овладеть студент, представляет собой систему алгоритмов или перечень инструкций, конкретных шагов, что нужно делать и т.д. В процессе преподавания дисциплины, как правило, они передаются обучающемуся, требуют его усилий для их осознания и понимания; их использование вызывает определенные трудности и сбои в учебном процессе, они не обеспечивают каждому студенту безошибочной, быстрой, продуманной организации своей деятельности.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях на основе культурно-исторической теории усвоения социального опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, З.А. Решетова, Н.Н. Нечаев, А.И. Подольский, И.И. Ильясов, О.М. Коломиец и др.) определяется содержание преподавательской деятельности, реализующей в образовательном процессе принцип природосообразности - учебно-профессиональная деятельность студента должна соответствовать психологической природе процесса обучения (Коломиец О.М., 2014, с. 75; Коломиец О.М., 2016, с. 47; Литвинова Т., 2017, с. 29). Сформированность психики в ее ориентировочной функции определяет эффективность любой деятельности человека, которая опосредована психическим отражением, реальная функция которого заключается в том, что оно ориентирует субъекта в объективном мире (Коломиец и Литвинова, 2019, с. 651). Психический образ в сознании человека выступает субъективным образом объективного мира, который формируется в результате активной деятельности субъекта в отличие от пассивного восприятия им информации через объяснение или передачу информации. Мозг является естественной предпосылкой функционирования психики, осуществляя физиологические процессы отражения, но не обусловливая ее психологического содержания (Коломиец О.М., 2014, с. 74).
Понимание преподавателем психики как ориентировочной деятельности позволяет организовать усвоение студентом учебного материала, не полагаясь на его наследственные способности и текущий уровень развития. Это понимание позволяет преподавателю организовать обучение через целенаправленное развитие у студента способности строить ориентировочную деятельность, которая автоматизируется и превращается в мысленный образ. Такие образы ориентируют студента в его практической деятельности, которая характеризуется отсутствием ошибок, результативностью, осознанностью и самостоятельностью (Грино Дж.Г., 2010, с. 19; Коломиец О.М., 2014, с. 16].
Основываясь на описанных научных концептах психологической теории деятельности, мы провели исследование, направленное на организацию преподавательской деятельности на медицинском факультете в Ошском государственном университете (г. Ош., Кыргызстан). Под руководством автора компетентностно-деятельностного подхода в высшем профессиональном образовании О.М. Коломиец на основе системно-деятельностного метода и методов системного анализа и системного синтеза были разработаны три образовательные технологии, реализующие в системе образования психологические процессы интериоризации и экстериоризации: деятельность по проектированию содержания образовательных результатов в системе опорных таблиц и опорных карт, организация учебно-исследовательской деятельности обучающегося и организация учебно-практической деятельности обучающегося (Леонтьев А.Н., 2004, с. 113). Для организации преподавателем учебно-профессиональной деятельности каждого студента были разработаны психолого-дидактические средства:
- Сборник индивидуальных схем ориентировки студента "Мои образовательные результаты";
- Учебная тетрадь студента;
- Сборник учебно-профессиональных заданий;
- Сборник дидактических схем ориентировки для преподавателя "Образовательные результаты студента;
- Методическое пособие для преподавателя по организации учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности студента;
- Учебное пособие для организации самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студента (Коломиец О.М., 2014, с. 72).
Перечисленные средства представляли собой эффективный психолого-дидактический инструмент (Коломиец и Литвинова, 2019, с. 651; Леонтьев А.Н., 2004, с. 145) для управления преподавателем образовательной деятельностью каждого студента, обеспечивая достижение им запланированных образовательных результатов.
Основные результаты исследования.
Включение преподавателей-медиков в разработку новых образовательных технологий и дидактических средств для их реализации в образовательном процессе привело к эффективным результатам профессионального роста педагогов (Коломиец О.М. 2018, с. 127).
Преподаватель включался в деятельность по самообразованию - на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлять новые знания и восполнять «белые пятна» в своей профессиональной компетентности. Он приобретал навыки организации учебного материала, учебно-профессиональной деятельности студентов и своей преподавательской деятельности на учебном занятии исходя из реальных психолого-педагогических особенностей учебной деятельности. Преподаватель овладевал способностью подбирать методологические основы организации своей профессиональной деятельности. Он перестал допускать методологические ошибки, понимая их психологическую природу и пути профилактики. Менялся понятийный аппарат педагога. Формировалось его теоретическое и системно-деятельностное мышление, которое помогало выстраивать системные интегративные связи между психологическим и педагогическим компонентами содержания образовательного процесса. Преподаватель овладевал способностью организовать систему психолого-педагогических условий, которая не только обеспечивала, но и заставляла любого студента действовать правильно и осознанно, в требуемой форме и с заданными показателями (Киршнер П., 2007, с. 153).
Повысился уровень качества усвоения образовательных результатов студентом-медиком. Количество ошибок при решении практических профессиональных задач значительно снизилось по сравнению с предыдущим периодом обучения. Сократилось количество пересдач и сдачи задолженностей по дисциплине. Повысился уровень учебной самостоятельности студента. На основе индивидуальных схем ориентировки была сформирована зона "ближайшего профессионального развития" обучающегося (Коломиец О.М., 2016, с. 54). У студента повысилась мотивация к самоорганизации будущей профессиональной деятельности.
Как следствие, была достигнута высокая эффективность учебно-профессиональной деятельности каждого студента и высокий уровень его образовательных результатов, моральное удовлетворение преподавателя процессом и результатами своей профессиональной деятельности.
Обсуждение. В психолого-педагогических исследованиях описано, что качественные образовательные результаты естественным образом связаны с организацией преподавания учебных дисциплин (Киршнер П., 2007, с. 158), а именно с четырьмя видами деятельности преподавателя в составе преподавания, которые реализуют психологические процессы интериоризации и экстериоризации, следующие друг за другом в процессе обучения. обучения (Нечаев Н.Н., 2014, с. 184).
Первым видом профессиональной деятельности преподавателя является планирование будущих образовательных результатов учащихся в материализованной форме в дидактических схемах ориентировки системного типа, которые включают в себя содержание того учебного материала, которому преподаватель будет обучать своих студентов-медиков. Следует отметить, что традиционно педагог сначала подбирает знания для усвоения, а потом определяет, какими способностями и умениями должен овладеть студент. В нашем исследовании мы используем в качестве методологической основы разработанную в психологии образования модель проектирования образовательных результатов, которая предполагает экспертный анализ деятельности специалиста на его "рабочем месте", отбор и определение ее показателей по всем параметрам (Ильясов и Галатенко, 1994, с. 17].
Отличием системы высшего медицинского образования сегодня является проблема подготовки выпускников не только к итоговой аттестации, но и к первичной аккредитации в качестве специалиста для профессиональных целей, ориентированного на должностные функции и трудовые действия профессионального стандарта. Таким образом, сегодня преподаватель должен интегрировать содержание всех видов компетенций Федерального государственного стандарта и содержание должностных функций и трудовых действий специалиста профессионального стандарта и составить количественный состав образовательных результатов в виде "проявлений компетенций на языке трудовых функций и трудовых действий", используя экспертный подход. Таким образом, образовательный результат - это определенный вид профессиональной деятельности врача или фармацевта. Для проектирования ее модели в дидактической схеме ориентировки системного типа, называемой опорной картой (Сакибаев и Жороева, 2023. с. 52), педагог может использовать технологию системной организации структуры и содержания конкретной предметной деятельности (в соответствии с ее психологической структурой и содержанием). Эта модель детально раскрывает профессиональную деятельность, которую сегодняшний студент будет выполнять завтра в качестве врача, фармацевта, эпидемиолога и т.д. на своем рабочем месте.
На мотивационном этапе специалист должен определить свой мотив в предстоящей профессиональной деятельности. На ориентировочном этапе необходимо провести анализ социально-профессиональной ситуации, чтобы правильно спланировать и осуществлять профессиональную деятельность. Для этого субъекту деятельности нужно: 1) определить известные данные профессиональной ситуации; 2) выяснить, искомое, т.е. что необходимо найти или сделать в данной профессиональной ситуации, и определить цель своей деятельности; 3) выбрать дополнительные условия из имеющегося опыта; 4) построить предмет деятельности, устанавливая все связи (причинно-следственные, параллельные, последовательные и др.) между всеми данными. Подробное определение предмета будущей
профессиональной деятельности позволяет спланировать ее реализацию с учетом мельчайших элементов на этапе планирования, т.е. выбрать технологию, метод, способ, форму, средства, действия и операции. Исполнительский этап ориентирован на выполнение плана деятельности. Следующим этапом является самоконтроль, на котором субъект проводит различными способами самоконтроль своей деятельности с целью выявления возможных ошибок. На этапе самооценки он оценивает ошибки, а именно: 1) их характер (неточность, серьезная ошибка и т.д.); 2) причину ошибки (невнимательность, забывчивость, отсутствие необходимой индивидуальной схемы ориентирования или незнание элементов в ней, поспешность, пропуск действий и т.д.). Исправление ошибок производится на этапе самокоррекции. На этапе рефлексии субъект деятельности оценивает соответствие: а) полученного продукта его цели; б) полученного результата его мотиву, который отражается в удовлетворении его конкретных потребностей. Также на этом этапе определяется уровень качества выполненной деятельности в соответствии с нормативными критериями оценки.
В структуре опорной карты преподаватель указывает, что должен знать субъект деятельности (т.е. элементы знаний) и чем он должен владеть (т.е. методами, способами, средствами и т.д.) для выполнения деятельности. Все необходимые знания представлены в дидактической схеме ориентировки другого типа - опорной таблице системного типа. Таким образом, в опорной карте преподаватель подробно раскрывает профессиональную деятельность в развернутом виде с указанием способностей и умений специалиста на каждом структурном этапе деятельности, а также системные связи между действиями и под действиями, действиями и навыками, знаниями и действиями, умениями и действиями в структуре деятельности. Эта способность спроектировать максимально конкретизированную модель профессиональной деятельности врача, фармацевта, эпидемиолога и других специалистов на своем «рабочем месте», которой студенты овладевают в образовательном процессе при изучении конкретной дисциплины, и есть профессионализм педагога высшей медицинской школы.
Важным моментом в деятельности преподавателя при проектировании образовательных результатов является планирование их характеристик и разработка инструментов оценки.
Проектирование педагогом содержания образовательных результатов заканчивается созданием двух дидактических средств. Сначала разрабатывается Сборник дидактических схем ориентировки для преподавателя "Образовательные результаты студента», в котором схемы ориентировки, опорные карты и опорные таблицы системного типа располагаются в определенной последовательности, т. е. в логике проектирования образовательных результатов: от видов деятельности к умениям, от умений к знаниям, которые нужны субъекту для реализации умений в процессе выполнения деятельности. Далее преподаватель проектирует второе дидактическое средство для студента - Сборник индивидуальных схем ориентировки студента "Мои образовательные результаты", в котором схемы ориентировки, опорные карты и опорные таблицы системного типа располагаются в логике овладения студентом образовательными результатами: от знаний к умениям и от них к видам профессиональной деятельности или компетенциям. В этом сборнике представлены пустые
каркасы схем, карт и таблиц для обобщения и систематизации в них знаний и действий в структуре умений или построения модели деятельности самим студентом.
Разработав, «чему учить» студентов в рамках учебной дисциплины, преподаватель переходит к организации системы условий «как учить» студентов. Разъяснение им учебного материала малоэффективно, поэтому необходимо организовать учебно-исследовательскую деятельность каждого студента. Итак, вторым видом профессиональной деятельности преподавателя в структуре преподавания является организация учебно-исследовательской деятельности каждого студента. Изучение учебно-научной информации дает каждому обучающемуся возможность извлекать из нее элементы новых знаний, составляющих содержание образовательных результатов, и эффективно овладевать ими в данной деятельности. Функция данного вида профессиональной деятельности педагога заключается в реализации первой фазы психологического процесса интериоризации (в структуре психологического процесса усвоения), а именно в создании условий для построения каждым студентом индивидуальных схем ориентировки, которые представляют собой системный образ образовательных результатов в материализованном виде.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность каждого студента, педагог ориентируется на уже разработанные ранее опорные карты и опорные таблицы в его сборнике дидактических схем ориентировки для преподавателя «Образовательные результаты студента».
Исходя из психологической структуры и содержания деятельности, преподаватель начинает ее с формирования у студентов мотивации к учебно-исследовательской деятельности, т.е. потребности включиться в нее, а затем подводит обучающихся к постановке ими своей цели в исследовательской деятельности.
Далее преподаватель организует индивидуальную учебно-исследовательскую деятельность каждого студента с учебной литературой по теме с помощью специальных дидактических средств - Программы индивидуальной учебно-исследовательской деятельности студента в структуре другого дидактического средства - Учебной тетради студента. Программа разработана на основе трех методов: системного анализа, системного синтеза и системно-деятельностного метода (Коломиец и Литвинова, 2019, с. 655). Процедуры этих методов представляют собой систему учебно-исследовательских заданий, организующих познавательную мыслительную деятельность обучающегося; выполнение этих заданий обеспечивает «рождение» каждым обучающимся новых для него идей, закономерностей, рассуждений и т.д. Таким образом, учебно-научная медицинская информация обрабатывается на основе анализа, компрессии, построения определений понятий, обобщения, группировки, классификации, установления связей, классификации и становится системой субъектных знаний каждого студента. Систематизация знаний в опорных таблицах и опорных картах системного типа способствует развитию системного мышления студента как основы его профессионального мышления: клинического, фармацевтического, гистологического и т.д.
Результатом любой познавательной деятельности является осознание ее личностного смысла для учащегося. Поэтому преподаватель организует условия для проведения каждым студентом самоконтроля, самооценки и самокоррекции результатов индивидуальной учебно-
исследовательской деятельности, в ходе которых обучающийся сравнивает содержание своих опорных таблиц и опорных карт с предложенными педагогом «ключами», находит свои ошибки, определяет их характер и причины, проводит коррекцию индивидуальных схем ориентировки.
В конце познавательной деятельности студент проводит рефлексию выполненной деятельности - оценивает соответствие достигнутого продукта цели обучающегося, а результата - его мотиву. Преподаватель организует обсуждение соответствия построенных самими обучающимися индивидуальных схем ориентировки тем характеристикам, которые были запланированы: полные, обобщенные, системно-структурной формы, являющиеся продуктом исследовательской деятельности субъекта, осознанные, понимаемые, легко применимые на практике, выступающие в ориентировочной функции в деятельности, направленной на предотвращение ошибок и обеспечение точности выбора элементов знаний для выполнения действий в структуре деятельности.
Учебно-исследовательскую деятельность студента и создание им индивидуальных опорных таблиц и опорных карт с последующим самоконтролем, самооценкой и самокоррекцией их содержания преподаватель может организовать как на аудиторных занятиях, так и с помощью дистанционной формы, электронной почты, работы на едином образовательном портале. Для организации эффективного управления учебно-исследовательской деятельностью каждого обучающегося в аудиторной и дистанционной формах преподавателю необходимо разработать специальные средства (Коломиец О.М., 2014, с. 65). Студенту может быть предложена Учебная тетрадь по дисциплине, в части I которой представлены структура и содержание познавательной деятельности, начиная с этапа мотивации и заканчивая рефлексией. Для организации деятельности каждого студента по самоконтролю, самооценке и самокоррекции выполненной учебно-исследовательской деятельности, преподавателю необходимо подготовить «ключи». Таким дидактическим средством может выступить Методическое пособие для преподавателя по организации учебно-исследовательской деятельности студента, в котором представлены нормативные варианты выполнения учебно-исследовательских заданий, предполагаемые ответы, выводы, умозаключения и т.д., которые студент должен сделать в своей познавательной деятельности, перерабатывая учебно-научную информацию.
По итогам учебно-исследовательской деятельности студент наполняет опорные таблицы и опорные карты в своем Сборнике индивидуальных схем ориентировки «Мои образовательные результаты». Следует отметить, что объем их содержания и количественный состав элементов знаний соответствует дидактическим схемам ориентировки, которые спроектировал преподаватель до начала учебного процесса. Психологическая значимость индивидуальных схем ориентировки заключается в том, что они выполняют ориентировочную функцию для студента в различных учебно-профессиональных ситуациях, обеспечивая ему учебную самостоятельность и сводя к минимуму количество вероятностных ошибок.
В соответствии с психологической структурой процесса интериоризации следующим видом деятельности преподавателя в структуре учебно-профессиональной деятельности студента является организация его учебно-практической деятельности, которая должна быть
направлена на овладение знаниями и развитие умений и способностей выполнять различные профессиональные действия и виды деятельности, обусловленные различными профессиональными ситуациями. Преподаватель организует интериоризацию содержания схем ориентировки в «умственный план» студента, в его сознание. Появление ментальных схем в сознании как «слепка» дидактических схем в материализованной форме определяется следующей системой условий. 1. Студентам предлагаются различные логические и практические учебно-профессиональные задачи и задания, которые они решает поэтапно, используя опорные карты и опорные таблицы. 2. Они выполняют задания в максимально развернутой форме, проговаривая вслух и аргументируя все его структурные этапы и содержание совместно с преподавателем и другими учащимися. 3. Далее студентам предлагаются групповые и парные занятия по решению практических заданий и задач в более свернутой форме, проговаривая в «речи про себя» структуру и содержание выполняемых действий. При этом они продолжают использовать свои индивидуальные схемы ориентировки. Деятельность преподавателя направлена на успешное овладение каждым студентом элементами знаний и развитие у него навыков решения практических задач и развитие его логического, понятийного, системного и деятельностного мышления как основы профессионального мышления.
В конце обучения студентам необходимо создать условия для осознания ими личностного смысла своей учебно-профессиональной деятельности, осуществляемой на занятиях. Преподаватель может предложить самостоятельную работу, состоящую из теста, логических и практических заданий и задач. Далее каждый студент осуществляет самоконтроль выполненной самостоятельной работы, сопоставляя ее с «ключом». Если обучающийся не находит расхождений между выполненной работой и «ключом», он переходит к рефлексивному этапу своей деятельности. А если появляются расхождения, преподаватель предлагает обучающимся провести самооценку характера и причин допущенных неточностей или ошибок с последующей их коррекцией в режиме само. Деятельность завершается рефлексивным этапом, на котором обучающийся определяет уровень ее выполнения на основе нормативных критериев оценивания.
Возможности новых информационных технологий позволяют преподавателю организовать учебно-практическую (тренинговую) деятельность в два этапа. Сначала, в совместной деятельности с преподавателем под его руководством студент развивает свои способности к самоорганизации деятельности для решения практических задач на основе соответствующей технологии и индивидуальных схем ориентировки самостоятельно, без ошибок, с одновременным усвоением системы знаний. Дальнейшее развитие учебно-практической деятельности обучающегося организуется как внеаудиторная самостоятельная работа дистанционно: на едином образовательном портале, с использованием ресурсов электронной почты и т.д., с самоконтролем, самооценкой и самокоррекцией выполняемых действий в структуре деятельности.
В конце учебно-практической (тренинговой) деятельности студент проводит рефлексию - оценивает соответствие полученного продукта его цели, а результата - его мотиву. Обучающийся определяет, чем он овладел, и оценивает, на каком уровне, по
отношению к: а) конкретным предметным знаниям и понятиям; б) развитым у себя действиям и умениям; в) умениям, автоматизированным до уровня навыков; г) конкретным видам профессиональной деятельности. Обучающийся определяет свой собственный уровень овладения образовательными результатами, осознает для себя личностный смысл выполненной учебно-практической деятельности, выявляет свои индивидуальные резервы для развития своей учебной самостоятельности и т.д.
Для организации эффективного управления учебно-практической деятельностью каждого студента на аудиторных занятиях и в дистанционной форме во внеаудиторной деятельности преподавателю помогают специальные дидактические средства (Коломиец О.М., 2014, с. 67). Студенту может быть предложена Учебная тетрадь по дисциплине (часть II) с программой учебно-практической деятельности, содержание которой включает: а) логические задания, способствующие усвоению элементов знаний, систематизированных в индивидуальных опорных таблицах студента; б) практические задания, направленные на отработку отдельных действий и умений; в) практические задачи, способствующие усвоению структуры и содержания разных видов профессиональной деятельности; при этом практические задания и задачи решаются на основе моделей всех видов профессиональной деятельности в индивидуальных опорных картах обучающегося, которыми он должен овладеть. Логические и практические задания направлены на развитие логического, концептуального, системного и деятельностного мышления как основы профессионального мышления. Следует отметить, что количество разноплановых заданий и задач в учебной тетради соответствует количеству элементов знаний в опорных картах и опорных таблицах Сборника индивидуальных схем ориентировки студента «Мои образовательные результаты».
Для организации деятельности каждого студента по самоконтролю, самооценке и самокоррекции выполненной учебно-практической деятельности, преподавателю необходимо подготовить «ключи». Таким дидактическим средством может выступить Методическое пособие для преподавателя по организации учебно-практической деятельности студента, в котором представлены нормативные варианты выполнения учебно-практической заданий и решения ситуационных / клинических задач, а также нормативные критерии оценки деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке (на электронных носителях). Данное дидактическое средство предназначено для контроля аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы каждого обучающегося, осуществляемой удаленно на едином образовательном портале или с использованием ресурсов электронной почты.
Завершающим видом профессиональной деятельности преподавателя в структуре преподавания является организация самостоятельной практической деятельности студента, обеспечивающая автоматизацию выполнения его профессиональной деятельности и формирование практических навыков на основе мысленного образа образовательных результатов в его сознании (Гальперин П.Я., 2006, с. 113). Сегодня это направление особенно актуально для учебного процесса в медицинском вузе в условиях резкого сокращения количества аудиторных занятий и увеличения количества часов, отведенных на самостоятельную работу студентов. Преподавательская деятельность направлена на организацию на основе процесса экстериоризации самостоятельной учебно-
профессиональной деятельности каждого студента на основе системы ментальных образов в «умственном плане», в сознании, которые обеспечивают автоматизацию выполняемой деятельности и развитие навыков.
Самостоятельную практическую деятельность каждого студента целесообразно организовать в три этапа. На вводном этапе преподаватель помогает студентам самостоятельно сориентироваться в поэтапных действиях, методах, способах, формах и средствах осуществления будущей деятельности. На основном этапе преподаватель организует самостоятельную деятельность каждого студента в условиях, имитирующих реальную социально-профессиональную ситуацию: в форме деловых игр, тренажерного зала, симуляционного центра, на едином образовательном портале и т.д. Затем студенты осуществляют свою самостоятельную деятельность в реальных социально-профессиональных ситуациях, например, проходя различные виды практик. Преподаватель привлекает их к самоконтролю, самооценке и самокоррекции выполняемых самостоятельных действий в структуре целостной деятельности. Для организации педагогического взаимодействия со студентами он может использовать индивидуальное консультирование в устной и письменной формах речи.
Эффективное управление самостоятельной практической деятельностью каждого студента может быть организовано преподавателем на основе Сборника материалов для самостоятельной профессиональной практики студента - будущего специалиста. Данное дидактическое средство включает практические задания, моделирующие различные социально-профессиональные ситуации и ориентированные на проявление компетенций на языке должностных функций и трудовых действий и разных видов профессиональной деятельности врача, фармацевта, стоматолога и др. Функция этого дидактического средства состоит в том, чтобы выступать инструментом управления самим студентом процессом поэтапной автоматизации своей профессиональной деятельности. Такое пособие необходимо самому преподавателю для организации самостоятельной профессиональной практики каждого студента в режиме самоконтроля, самооценки, самокоррекции и рефлексии. Разработанное на электронном носителе, оно содержит нормативные варианты выполнения специалистом профессиональной деятельности и нормативные критерии оценивания.
Таким образом, описанные четыре вида профессиональной деятельности преподавателя, следующие в определенной последовательности, составляют целостную систему профессионального обучения на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации в системе образования.
Важным аспектом успешных образовательных отношений является гармонизация отношений между субъектами образования, предотвращение и коррекция стрессов во взаимоотношениях, в том числе стресса, связанного с инновациями: реакции на изменения и нововведения в образовательной среде, включая процессы цифровизации и глобализации образования и культуры в целом. Преподаватели сами должны быть готовы к инновациям, а также уметь готовить и проводить инновации в образовании в практике взаимодействия с обучаю щимися.
Вывод. Материалы статьи представляют научную ценность для исследований в области
повышения эффективности образовательного процесса, раскрывая методологические основы его организации на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации как важного ресурса системы профессионального образования. Практическая ценность заключается в раскрытии преподавателям университетов, институтов и колледжей, всем, кто занимается организацией системы образования, сути процесса «психологизации» профессиональной преподавательской деятельности и учебно-профессиональной деятельности студентов, а также системы психолого-дидактических средств, которые обеспечивают достижение каждым обучающимся запланированного уровня качества образовательных результатов, осознанность и самостоятельность его учебной деятельности, а также в разработке учебно-методических материалов для психолого-педагогического сопровождения деятельности преподавателя и студента в образовательном процессе. Представленные учебные материалы могут быть использованы преподавателем для разработки собственных эффективных средств обучения.
Литература
1. Ганье Р.М. Условия обучения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. - 2011. - С. 1729.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и исследования постепенного формирования мыслительных действий и понятий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Изд-во РАН, 2006. - 249 с.
3. Грино Дж.Г. Тенденции в теории познания для решения проблем // Решение проблем и образование. - 2010. - С. 9-23.
4. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Составление учебного плана по предмету: пособие для учителей. - М.: Изд-во "Логос", 1994. - 208 с.
5. Киршнер П., Вильстерен П., Хаммель Х. Проектирование учебной среды для приобретения академических и профессиональных компетенций // Исследования в сфере высшего образования. - 2007. - №22 (2). - С. 151-171.
6. Коломиец О.М. Технология самоорганизации педагогической деятельности преподавателем медицинского вуза // Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Медицинское информационное агентство». - 2014. - 176 с.
7. Коломиец О.М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в процессе обучения на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал. - 2016. - № 5. - С. 47-58.
8. Коломиец О.М. Инновационные технологии в педагогической деятельности преподавателя, гарантирующие достижение обучающимися образовательных результатов // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология / Ялта: RIO GPA 58(4). - 2018. - С. 127-131.
9. Коломиец О.М., Фокина М.А., Бутыльченко О.В., Селифанова Ю.И., Афанасьев М.А. Система методической подготовки преподавателя высшей медицинской школы // Технологии построения образовательных систем с заданными свойствами: материалы
III Международной научно-практической конференции. - М.: НИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 184-186.
10. Коломиец О.М., Фокина М.А., Егорова Е.С. Психолого-педагогические условия повышения уровня подготовки студентов медицинского вуза // Сеченовский Вестник.
- 2014. - №3 (9), - С. 64-69.
11. Коломиец О.М., Макацария Н.А., Хамани И.В. Освоение новых видов дидактических средств преподавателем медицинского учреждения как фактор развития его профессионально-педагогической компетентности // Акушерство, гинекология и репродукция. - 2014. - №8 (3). С. 71-75.
12. Коломиец О., Литвинова Т. Преподавательская деятельность в высшей медицинской школе: инновации и особенности управления // Международный журнал образовательного менеджмента. - 2019. - №33 (4). - С. 651-662.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательский центр "Академия". - 2004. - 352 с.
14. Литвинова Т., Глазкова И., Коломиец О., Смыслова О., Денисова М. Использование кейс-метода в организации учебной деятельности студентов // Профессиональная деятельность как часть образовательного процесса. Журнал Espacios. - 2017. - №38 (65). - С. 29-35.
15. Нечаев Н.Н. Деятельность преподавателя вуза как эволюционирующий процесс / Н. Н. Нечаев // Психология: сб. психол. тр. / М.: НГОУ ВПО "МПГУ", Воронеж, 2014. - С. 184-205.
16. Решетова З. А. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению / Формирование системного мышления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.10-57.
17. Сакибаев К.Ш., Жороева А.К. Роль современных дидактических схем в организации преподавательской деятельности педагога // В сборнике: Образование в XXI веке. Материалы VI Международной научно-практической конференции / Редколлегия: С.А. Харченко [и др.]. - Иркутск, 2023. - С. 48-55.
18. Сакибаев К.Ш., Коломиец О.М., Ташматова Н.М. и соавт. Организация системно-деятельностного подхода в обучении (первое сообщение) // В сборнике: Клинико-морфологические аспекты фундаментальных и прикладных медицинских исследований / материалы IV Международной научной конференции. - Воронеж, 2023.
- С. 68-70.