Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 378.147.322
Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры
М. Г. Голубчикова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
А. И. Коробченко
Иркутский государственный университет путей сообщения,
г. Иркутск
Г. М. Голубчиков
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье сформулированы основные методологические аспекты решения проблемы развития учебной самостоятельности студентов, при формулировке которых авторы опираются на теорию деятельности, компетент-ностный и компетентностно-деятельностный подходы. В качестве основных инструментов достижения целей используются схемы ориентировочной основы деятельности. В работе выявлены особенности построения и применения данных дидактических средств, способствующих развитию самостоятельности студентов. Показана роль преподавателя в организации деятельности обучающихся, раскрыты виды деятельности обучающихся в процессе развития учебной самостоятельности. Предложены дидактические средства в логике схем ориентировочной основы деятельности, которые можно использовать в работе со студентами на занятиях по физической культуре, прописана логика их построения.
учебная самостоятельность личности, физическая культура, учебно-исследовательская деятельность, учебно-практическая деятельность, самостоятельная практическая деятельность, ключевые компетенции, схемы ориентировочной основы деятельности.
Для цитирования: Голубчикова М. Г., Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 76-87. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-76-87
Аннотация.
Ключевые слова:
Дата поступления
статьи в редакцию: Вступление
8 ноября 2018 г. Какие качества личности позволят человеку быть
успешным, востребованным и конкурентоспособным в современном обществе? Какую личность нужно воспитать, чтобы она не только двигала прогресс, но и была способна к собственному совершенствованию? Эти вопросы сегодня остро встают перед системой образования не только отдельно взятой страны, но и мирового сообщества. При всём разнообразии взглядов и подходов тем не менее есть точки соприкосновения в ответах на эти вопросы у представителей разных стран, разных образовательных систем. И одним из вариантов такого единства в понимании проблемы является формулировка ключевых компетенций.
Ещё в 1996 году на симпозиуме в Бёрне поставлен вопрос об определении ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования. При этом определяя ключевые компетенции как надпредметные, необходимые для любой профессиональной деятельности, связанные с успехом личности в быстро меняющемся мире, были выделены следующие группы:
- изучать
- искать
- думать
- сотрудничать
- приниматься за дело
- адаптироваться [6].
Интерес представляет также доклад по этому вопросу Жака Делора, в котором он формулирует четыре глобальные компетенции:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить [12].
И. А. Зимняя, выделяя ключевые компетенции, делит их на три группы:
- относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех его типах и формах [5].
Обобщая различные подходы к этим вопросам, проиллюстрированные вышеприведёнными примерами, мы приходим к выводу, что для большинства ключевых компетенций основой является такое качество личности,
как самостоятельность. И именно учебная самостоятельность, закладываемая в процессе обучения, является необходимым фундаментом формирования не только ключевых компетенций, но и профессиональной компетентности.
В психологических работах (Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер) сформулировано определение понятия «учебная самостоятельность» применительно к школьникам как «способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостаёт для решаемой задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения». [14, с. 10]. На наш взгляд, данное определение можно взять за основу и применительно к студентам. Отсутствие самостоятельности, к сожалению, становится характерной чертой современной молодёжи.
Решение проблемы развития учебной самостоятельности сегодня, по нашему мнению, должно встраиваться в целостный процесс самосовершенствования личности. А это невозможно рассматривать в отрыве от таких составляющих, как саморегулирование, саморазвитие, личностная и предметная рефлексия, смысл жизни. Кроме того, опираясь на классификацию ключевых компетенций И. А. Зимней [5], которая относит компетенцию самосовершенствования к группе компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения, мы считаем, что компетенции здоровьесбережения должны быть основой всего остального. Невозможно воспитать и вырастить самостоятельную личность, если она не будет физически и психически здоровой. При этом компетенция здоровьесбережения включает в себя не только знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, но и физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Мы считаем, что физическая культура, культура сохранения своего здоровья наряду с другими составляющими является основой формирования и развития учебной самостоятельности личности.
Целью нашего исследования стала разработка методологических аспектов развития учебной самостоятельности студентов с использованием содержания предмета «Физическая культура и спорт».
Методы
При подготовке данной работы мы использовали разнообразный арсенал теоретических методов, среди которых изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; а также сопоставительный анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Из истории вопроса
Анализируя психолого-педагогическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме использования средств физической культуры в развитии учебной самостоятельности личности, мы обнаружили множество точек соприкосновения в данных понятиях.
Так, определяя физическую культуру как составную часть общечеловеческой культуры, учёные и практики отмечают и её специфическую направленность как средство и способ физического совершенствования личности.
Физическая культура личности проявляется в трёх направлениях:
- определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию;
- является основой самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявлением творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда;
- отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т. е. «на других» [15].
Таким образом, с одной стороны, физическая культура не только способствует и ориентирует человека на самосовершенствование, саморазвитие, самореализацию, основой чего является такое качество личности, как её самостоятельность, но и обеспечивает эти процессы ресурсами и средствами. На наш взгляд, очевидно, что для реализации себя в жизни, в профессии, в творчестве нужны силы и здоровье, которые необходимо сохранять и восполнять. А это, в свою очередь, является следствием самостоятельной деятельности, но изначально инициируемой извне. В этой инициации, безусловно, важную роль играет значимый для данного индивида человек, которым может стать учитель, преподаватель, тренер.
Организуя систему работы по формированию физической культуры личности в образовательном процессе учебного заведения, первостепенная роль отводится педагогу, специалисту в данной предметной области. И, соответственно, учебные предметы «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», входящие в основную образовательную программу школ, колледжей, вузов, могут рассматриваться как основа для развития самостоятельности личности и её дальнейшего самосовершенствования.
Выстраивая логику определения образовательных результатов обучающихся применительно к студентам вузов, мы продумываем, какие умения и знания будут свидетельствовать об их способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, то есть в самостоятельной жизни, когда рядом уже не будет преподавателя, наставника. Для примера возьмём универсальное умение, позволяющее в любом возрасте сохранять здоровье, а именно - бег. Оздоровительный бег, или бег в аэробном режиме, является очень популярным средством среди студенческой молодёжи и взрослого населения. Бег приемлем практически для всех, независимо от возраста, пола и физической подготовленности человека, обладает широкими возможностями для укрепления здоровья, стимулирует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает психическое напряжение. При тренировке в беге на выносливость решаются также задачи закаливания организма, повышения его иммунной устойчивости и развития волевых качеств. В настоящее время особый интерес вызывает разработка эффективной методики развития общей выносливости у студентов вузов средствами бега, повышения качества и эффективности учебной работы с обучающимися [11; 13]. Следовательно, необходимо разработать содержание преподавательской деятельности по обучению студентов способам развития выносливости посредством бега в аэробном режиме, чтобы они впоследствии могли самостоятельно продолжать эту деятельность.
В данном процессе в качестве методологической основы мы опираемся на теорию деятельности, компетентностный и компетентностно-деятельностный подходы. Особый интерес для нас в развитии этих идей представляют работы
О. М. Коломиец [7; 8; 16]. Формируя самостоятельность наряду с продолжением развития у студентов разнообразных физических качеств, необходимо целенаправленно обучать их способам деятельности при освоении оздоровительного бега. Перед тем, как учить студентов тому или иному виду деятельности, педагогу следует построить модель учебной деятельности, раскрыв её структурные этапы и компоненты содержания как систему, и сделать предметом целенаправленного овладения обучающимися.
Представители теории деятельности отмечали, что усвоение того или иного знания или умения включает в себя два процесса: интериоризацию и экстери-оризацию. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека [2]. В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу теории поэтапного формирования умственных действий и понятий [4].
Принципиальное значение понятию «экстериоризация» впервые было придано также Л. С. Выготским в его культурно-исторической теории поведения, одно из основных положений которой состояло в том, что человек овладевает собой как одной из сил природы извне - при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой. Иначе говоря, овладение тем или иным внутренним психологическим процессом предполагает, по Выготскому, предварительную его экстериоризацию в особых знаковых средствах. С понятием «экстериори-зация» связывалась также и идея объективного метода психологического исследования высших форм поведения. Дальнейшую разработку проблема эк-стериоризации получила в работах советских психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. [2; 3; 10].
Успешность овладения учащимися заданной деятельностью определяется уровнем организации педагогом преподавательской деятельности, которая бы обеспечила каждому обучающемуся достижение качественных результатов. Это справедливо и по отношению к формированию физических, двигательных навыков.
Как утверждает О. М. Коломиец, преподавателю следует сначала самому спроектировать предстоящий процесс в материализованной форме (на бумаге) в дидактическом средстве - Опорной карте (ОК). В ней необходимо раскрыть структурные этапы деятельности (мотивационный, ориентировочный, планирующий, исполнительский, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия) и компоненты её содержания на каждом из них (цель, предмет, технологии, методики, методы, способы, средства), также должны быть включены и необходимые для её осуществления предметные знания, которые преподаватель может систематизировать процедурами метода системного синтеза в другом виде дидактических средств - Опорных таблицах [7].
Предлагаемые дидактические средства являются вариантом реализации на практике теоретических идей представителей деятельностного подхода научной школы педагогической психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский) и раскрывают логику поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина [1; 3; 10].
Результаты исследования
При разработке дидактических средств, реализующих идею развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры, мы используем кейс-технологию. А именно работу над формированием умения предлагаем студентам начать с ситуационной задачи, являющейся типичной для многих обучающихся и педагогов. В контексте описываемого умения ситуационная задача может быть сформулирована следующим образом: «Студенты I курса, будущие специалисты, должны обладать общей выносливостью, как и другими качествами. Самым простым и доступным средством развития общей выносливости является равномерный бег в аэробном режиме. Необходимо овладеть методикой равномерного бега для повышения показателей общей выносливости» [9]. Решая данную задачу, следует на учебных занятиях организовать совместно с преподавателем построение каждым обучающимся опорной карты. Для реализации этой задачи преподаватель использует лекции по дисциплине «Физическая культура и спорт».
Организация преподавателем процесса обучения студентов методике развития выносливости посредством бега в аэробном режиме, направленного на развитие учебной самостоятельности, должна соответствовать психологической природе процесса усвоения, состоящего из двух последовательных психологических процессов: интериоризации и экстериоризации [7]. Их реализация предполагает включение каждого учащегося в учебно-исследовательскую деятельность на первом этапе, в процессе лекционного занятия, в которой обучающийся в совместной деятельности с преподавателем усваивает новые для себя знания о предстоящей деятельности. Эти знания обобщаются и систематизируются в материализованной форме (на бумаге) в индивидуальных «схемах ориентировки» - Опорных картах. Логика построения данного дидактического средства включает в себя семь этапов деятельности.
На первом этапе - ориентировки - преподаватель совместно со студентами выясняет, что является искомым (методика равномерного бега), известными данными (общая выносливость, равномерный бег в аэробном режиме) и скрытыми условиями (погода, рельеф, физические параметры).
На втором этапе - планирования - планируем методы, средства, форму, процедуры и операции выполнения каждого действия.
На третьем этапе - исполнения - студенты исполняют намеченный план.
На четвёртом этапе - самоконтроля - обучающиеся проводят самоконтроль выполненных этапов деятельности с помощью опорной карты и опорных таблиц.
На пятом этапе - самооценки - студенты проводят оценку допущенных ошибок, используя разработанные преподавателем дидактические средства.
На шестом этапе - самокоррекции - студенты осуществляют тренировку с учётом предыдущих ошибок.
На седьмом этапе - рефлексии - идёт процесс выяснения самими обучающимися соответствия продукта деятельности - цели её субъекта (овладел методикой равномерного бега в аэробном режиме); соответствия результата деятельности - мотиву её субъекта (удовлетворена потребность в повышении работоспособности и общего уровня здоровья).
Таким образом, на каждое умение, которое нужно освоить, составляется отдельная опорная карта. Степень её полноты и детализации определяется
самим обучающимся. Главной характеристикой этой опорной карты является мера её наполнения - в ней должны быть записаны все необходимые условия для конкретного обучающегося, чтобы он правильно мог выполнить учебную деятельность и сформировать необходимое умение. В такой деятельности учащийся овладевает субъектными знаниями, которые по своим характеристикам являются полными, обобщёнными, имеющими системно-структурную форму выражения, составленными самим обучающимся. Как следствие, они становятся осознанными, легко применимыми и предупреждают появление ошибок [8]. Далее, организуя учебно-практическую деятельность, преподаватель обеспечивает усвоение содержания опорной карты обучающимся, т. е. формируется умственный образ учебной деятельности в его сознании, который затем выступает в ориентировочной функции к внешней практической материальной деятельности обучающегося на самостоятельном этапе тренировок.
Говоря о развитии учебной самостоятельности средствами физической культуры, мы понимаем в качестве средств физические упражнения, развивающие двигательные навыки, психический образ которых в материализованной форме создаётся на лекции совместно со студентами, а затем переносится в умственный план на практическом занятии. Рассматривая любой двигательный навык в логике деятельности, мы полагаем, что, обучая студентов конкретным физическим действиям через универсальные характеристики деятельности, преподаватель вырабатывает у студентов не только физические навыки, но и учебную самостоятельность, умения и навыки организации деятельности, которые они смогут переносить на любую область. При этом новые дидактические средства, то есть Опорные карты, выстроенные в логике структуры и содержания деятельности, являются основой и для проведения практического занятия. Тогда, какие бы формы, методы, приёмы ни использовал преподаватель на практическом занятии, этапность деятельности студентов, которую организует преподаватель, должна соответствовать универсальной структуре деятельности. Именно эта структура заложена в опорные карты. Таким образом, структура занятия включает в себя следующие этапы: ориентировочный, планирующий, исполнительский, контрольный, оценочный, корректирующий, рефлексивный. И на каждом этапе студент является активным субъектом. О высоком уровне развития учебной самостоятельности можно говорить тогда, когда студенты свою самостоятельную практическую деятельность организуют в данной логике. Это можно проверить в конкретной ситуации на практике, предложив студентам заполнить самостоятельно каркас опорной карты или устно проговорив структуру предстоящей деятельности. Демонстрация умения в письменной или в устной речи представить двигательный навык является свидетельством сформированного психического образа предстоящего действия. Таким образом, физические упражнения, являющиеся средствами физической культуры, становятся средствами развития учебной самостоятельности студентов.
Анализ полученных результатов
Организуя развитие учебной самостоятельности студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» с опорой на методологию компетент-ностно-деятельностного подхода, можно добиваться качественно иных результатов, гарантируя овладение навыками каждым студентом.
На данном этапе описания результатов работы мы ограничиваемся формули-
ровкой теоретических положений, выступающих в качестве методологических аспектов, которые могут использовать преподаватели физической культуры при разработке различных учебно-методических материалов, дидактических средств, методических рекомендаций для студентов.
Основные методологические аспекты можно сформулировать в следующих положениях:
- организация преподавателем процесса обучения студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» должна соответствовать психологической природе процесса усвоения, состоящего из двух последовательных психологических процессов: интериоризации и экстериоризации;
- самостоятельной практической деятельности студентов по развитию физических качеств, реализующей процесс экстериоризации, должны предшествовать два вида деятельности, реализующие процесс интериоризации -учебно-исследовательская и учебно-практическая;
- в процессе учебно-исследовательской деятельности студенты под руководством преподавателя составляют Опорные карты осваиваемого действия в материализованной форме (на бумаге, на электронном носителе);
- структура построения Опорной карты соответствует логике деятельности и включает в себя последовательное описание её этапов: ориентировки, планирования, исполнения, контроля, оценки, коррекции и рефлексии;
- в процессе учебно-практической деятельности с помощью различных упражнений преподаватель создаёт условия для формирования психического образа выполняемого действия в сознании студентов, который обеспечивает осуществление дальнейшей самостоятельной деятельности осознанно и без ошибок.
Учебная самостоятельность, развиваемая в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт», на основе представленных механизмов, становится основой для успешной организации студентами любой самостоятельной деятельности.
Практическое применение и результаты
Дополнительным результатом проведённой работы является разработка универсальных дидактических средств, которые можно использовать при обучении разным физическим умениям и навыкам. Кроме того, данные разработки являются технологичными и предполагают возможность их применения преподавателями физической культуры, работающими с разными обучающимися в разных учебных заведениях.
Заявленный вклад авторов:
Голубчикова М. Г.:
- формулировка проблематики статьи, оформление методологической основы исследования;
- анализ теоретических подходов к решению проблемы развития учебной самостоятельности студентов;
- определение структуры, объёма и содержания статьи, составление аннотации;
- оформление результатов и выводов; написание '/2 текста статьи;
- редактирование текста и оформление списка литературы.
Коробченко А. И.:
- анализ научных исследований, публикаций в периодических изданиях по пробле-
ме развития учебной самостоятельности обучающихся средствами физической культуры;
- определение средств физической культуры, способствующих развитию учебной самостоятельности студентов;
- написание % текста статьи.
Голубчиков Г. М.:
- анализ научных подходов к развитию метапредметных умений обучающихся, изучение работ по компетентностно-деятельностному подходу применительно к дисциплине «Физическая культура и спорт» и формулировка основных идей;
- написание % текста статьи, техническое оформление текста статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций : из неопубликованных трудов. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.
3. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов. М. : Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: hse.ru/ data/2012/08/15/1257205707/ Ключевые компетенции. (дата обращения: 05.03.2018).
7. Коломиец О. М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал. 2016. Т. 6. № 5а. С. 40-51.
8. Коломиец О. М. Деятельностная основа профессиональных компетенций преподавателя высшей школы // Вестник Московского университета. Серия 20. № 2. 2015. С. 11-25.
9. Коробченко А. И., Голубчикова М. Г. Разработка новых дидактических средств по развитию компетенций обучающихся в области физической культуры // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: мат-лы Второй все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2017. С. 248-252.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, Академия, 2005. 352 с.
11. Мартыненко В. С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Волгоград, 2009. 160 с.
12. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М. : Изд-во ЮНЕСКО, 1996. 31 с.
13. Симоненков В. С. Бег как средство повышения общей выносливости студентов вузов // Вестник Оренбургского государственного университета.
2015.№ 2(177). С. 151-155.
14. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М. : ОИРО, 2010. 432 с.
15. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. М. : Гардарики, 2000. 448 с.
16. Kolomiets O. M. The concept of teaching in the context of the competence-activity approach. M. : Publishing house "Education Development". 2018. 157 p.
Methodological Aspects of Students' Educational Independence Development by Means of Physical Education
M. G. Golubchikova
Irkutsk State University, Irkutsk
A. I. Korobchenko
Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk
G. M. Golubchikov
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article deals with the main methodological aspects of developing students' educational independence, which are described with the help of activity theory, competence-based and competence and activity approaches. The main tools to achieve goals are the schemes of the indicative framework of activities. The paper describes the peculiarities of working out and using them for developing students' independence. The teacher's role in the organization of students' activities and the types of student's activities for the developing their educational independence are given. The offered didactic means can be used on physical education classes.
Keywords: Individual educational independence, physical education, educational and research work, educational and practical activities, independent activity, key competencies, the schemes of the indicative framework of activities.
Голубчикова Марина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1
тел.: +7(3952)201904 e-mail: mg2@bk.ru
Golubchikova Marina Gennadievna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Pedagogy Department
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
1 K. Marx St, Irkutsk, 664003
tel.: +7(3952)201904 e-mail: mg2@bk.ru
Коробченко Андрей Иванович
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Физическая культура и спорт»
Иркутский государственный университет путей сообщения
664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15
тел.: +7(3952)638310 e-mail: mail@irgups.ru
Голубчиков
Геннадий Михайлович
аспирант кафедры педагогики
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1
тел.: +7(3952)201904 e-mail: mail@vsgao.com
Korobchenko Andrey Ivanovich
Candidate of Sciences (History), Associate Professor of the Department "Physical Education and Sport"
Irkutsk State University of Railway Transport
15 Chernyshevsky St, Irkutsk, 664074
tel.: +7(3952)638310 e-mail: mail@irgups.ru
Golubchikov Gennadiy Mikhailovich
Graduate Student of the Pedagogy Department
Irkutsk State University
1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003
tel.: +7(3952)201904 e-mail: mail@vsgao.com