Научная статья на тему 'Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации'

Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кальней Максим Геннадьевич

Рассмотрена новая система правового регулирования валютных отношений, которая сложилась после 1 января 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 3 (12). С. 125-128. © М.Г. Кальней, 2007

УДК 347.73

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Г. КАЛЬНЕЙ (M.G. KALNEY)

Рассмотрена новая система правового регулирования валютных отношений, которая сложилась после 1 января 2007 г.

New system of legal regulation of currency relations formed after 1st of January, 2007, is described.

С 1 января 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О регулировании и валютном контроле» (далее - закон) в Российской Федерации были отменены основные ограничения на совершение валютных операций.

Надо сказать, что вопрос об отсутствии необходимости сохранения валютных ограничений был решен уже давно по целому ряду причин.

Само содержание валютных ограничений заключается в основном в административном воздействии на регулируемые отношения с целью воспрепятствовать оттоку иностранной валюты, обязать экспортеров зачислять выручку на счета в национальных банках для наполнения внутреннего рынка иностранной валютой. Такие меры были актуальны на первоначальном этапе становления валютного рынка в России и особенно в период острого финансового кризиса - с 1998 г. и несколько лет позже. В то время, действительно, внутренний валютный рынок Российской Федерации испытывал острую нехватку предложения валюты.

Как только сальдо платежного баланса Российской Федерации стало положительным, т. е. экспорт превысил импорт, то необходимость применения таких мер отпала. В условиях роста цен на российский экспорт, основными элементами которого является сырье, в первую очередь нефть и газ, в ближайшей перспективе прогнозируется значительное поступление экспортной выручки на внутренний валютный рынок. То есть пред-

полагается, что в обозримой перспективе предложение валюты будет превышать спрос, и соответственно не понадобится проведения мер, направленных на привлечение валюты или ее удержание на внутреннем рынке.

Указанный выше тезис подтверждают и некоторые статистические данные. Например, показатель валютных резервов Банка России. Их объем растет за счет покупки иностранной валюты, которые проводит Центральный банк, подавляя излишнее ее предложение. По состоянию на конец февраля 2007 г. золотовалютные резервы Банка России составили примерно 311 млрд долл. США. Для сравнения: весной 2006 г. этот показатель составлял около 200 млрд долл. США. То есть в течение года золотовалютные резервы Банка России выросли в 1,5 раза [1].

Если говорить об Омской области, то за

2006 г. объем экспорта области составил сумму, эквивалентную почти 5,6 млрд долл. США Экспорт области по сравнению с 2005 г. вырос в 1,5 раза, в основном за счет роста цен. Для сравнения: импорт за 2006 г. составил примерно 372 млн долл. США и вырос на 34 % в сравнении с 2005 г. Как и ранее основной объем экспорта приходится на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом [2].

Указанные показатели свидетельствуют

об отсутствии необходимости применять в настоящее время административные методы регулирования валютного рынка. Под валютным регулированием сейчас следует понимать иные, в первую очередь экономиче-

ские, методы воздействия на рынок. Основным таким методом являются валютные интервенции Банка России, которые заключаются в покупке или продаже валюты с целью воздействия на валютный курс.

Можно указать и косвенную причину отмены валютных ограничений - это необходимость присоединения России к Всемирной торговой организации. Как отмечают эксперты, для Российской Федерации, получающей около трети своего ВВП посредством внешнеэкономических связей, чрезвычайно важно быть полноправным участником международной торговли [3]. Присоединение России к ВТО предполагает изменения не только в валютном законодательстве, но и в других сферах правового регулирования общественных отношений, особенно в сфере таможенного дела. Так, в последние годы принят новый Таможенный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», происходит пересмотр мер таможенно-тарифной политики. Отчасти в целях присоединения к ВТО была небывало быстро проведена организация системы контроля в целях противодействия легализации преступных доходов.

Таким образом, необходимость «либерализации» валютного регулирования продиктована объективными причинами, в основном экономического характера.

Существовавшая с 2004 г. система валютных ограничений включала в себя следующие основные элементы: обязательная продажа части валютной выручки, резервирование, специальные счета, предварительная регистрация счетов за рубежом. Фактически мероприятия по отмене валютных ограничений были проведены в России еще до 1 января 2007 года, т. е. до того срока, который был установлен законом.

Обязательная продажа части валютной выручки была отменена еще в мае 2006 г. с момента вступления в силу Указания Банка России от 29 марта 2006 г. № 1676-У о внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И [4]. В соответствии с этими изменениями обязательная продажа части валютной выручки резиден-

тов осуществляется в размере 0 % суммы валютной выручки. Само положение закона (ст. 21) об обязательной продаже валютной выручки формально действовало до 1 января

2007 г. Требование о репатриации валютной выручки (ст. 20 закона) сохраняется и после 1 января 2007 г. Остается в силе и вышеуказанная Инструкция Банка России № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке», положения которой предусматривают обязательное открытие резидентам (юридическим лицам и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями) транзитных счетов для зачисления на них всех поступлений в их пользу в иностранной валюте, требование о представлении резидентом распоряжения на перечисление средств с транзитного счета на текущий валютный счет в течение 7 рабочих дней с даты зачисления. По непонятным причинам остаются в силе положения п. 3 ст. 15.25 «Нарушения валютного законодательства» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся невыполнения обязанности по обязательной продаже части валютной выручки.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» уже с 27 июля 2006 г. из закона исключили требование о резервировании [5]. А с 1 июля 2006 г. вступили в силу Указания Банка России от 29 мая 2006 г. № 1688-У «Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России» и № 1689-У «О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России» [6]. В соответствии с данными нормативными актами Банк России отменил требование об обязательном использовании специальных счетов резидентами в иностранной валюте и нерезидентами в валюте Российской Федерации. Одновременно отменено требование об обязательном резервировании при зачислении/списании средств по специальным счетам, которое было установлено в отношении

отдельных видов валютных операций, совершаемым по данным счетам.

Правительство Российской Федерации также издало следующие нормативные акты:

- Постановление от 29 июня 2006 г. № 399 «О признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 204 “О порядке осуществления расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами”»;

- Постановление от 29 июня 2006 г. № 400 «О признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 302 “О порядке осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности”» [7].

Таким образом, начиная с 1 июля 2006 г., резиденты могут без ограничений осуществлять перечисленные виды валютных операций, а также получают право на досрочный возврат полной суммы резервирования по ранее проведенным валютным операциям.

Последней с 1 января 2007 г. была отменена обязанность предварительной регистрации счетов за рубежом.

По-прежнему сохраняются ограничения на валютные операции между резидентами. Довольно большой список разрешенных операций приведен в ст. 9 закона. Подобные ограничения обусловлены применением принципа приоритетного использования национальной валюты для расчетов внутри страны.

Не отменяются ограничения на вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации -не более суммы, равной в эквиваленте 10 000 долл. США (ст. 15 закона).

Остается в силе и ст. 20 «Паспорт сделки», в соответствии с которой Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать

единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Таким образом, основной концепцией валютного законодательства с 1 января 2007 г. становится осуществление валютного контроля в целях обеспечения репатриации экспортной выручки и положительного сальдо платежного баланса, а также ведения учета проводимых в Российской Федерации валютных операций, в том числе для составления достоверной отчетности и бюджетного планирования.

Надо сказать, что работа по совершенствованию норм закона будет продолжена и в последующем. Так, в настоящее время подготовлен проект изменений в закон в рамках деятельности рабочей группы из представителей ведущих уполномоченных банков, созданной при Ассоциации российских банков [8].

В частности, предлагается в ст. 9 закона расширить перечень валютных операций, разрешенных для проведения между резидентами и уполномоченными банками. Необходимость включения некоторых валютных операций в установленный перечень потребуется в целях дальнейшего развития схем торгового финансирования по импортным контрактам резидентов. Например, предлагается включить в разрешенный перечень такой вид валютной операции, как возмещение в иностранной валюте расходов уполномоченного банка, возникших в ходе реализации схем кредитования на основе привлечения фондирования иностранных банков, а также расходов, возникших у уполномоченного банка в связи с оплатой иностранным контрагентам валютных средств в счет аваля/акцепта векселя, выставленного в целях оформления коммерческого кредита, предоставленного клиенту иностранной стороной. Находятся в стадии согласования изменения, касающиеся практики осуществления валютного контроля за операциями по поручению транспортных организаций, в том числе предприятий авиационного транспорта, (например, при проведении расчетов между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, которые проводятся через специализированные

расчетные организации, созданные в области международных перевозок).

Хотелось бы сказать, что еще во время разработки проекта закона (в 2003 г.) и в ряде последующих публикаций высказывались предложения о создании двойной системы валютного регулирования [9]. Одна система, которую условно можно назвать «текущей», действует в условиях стабильного развития валютного рынка. В этом случае государство либо вообще не применяет валютных ограничений, либо применяет ограниченный круг мер. По сути такая система правового регулирования валютных отношений действует в настоящее время. Вторая система - чрезвычайная, которая применяется в определенных законом случаях. Так, в одном из проектов закона предусматривались нормы о так называемых защитных мерах, под которыми подразумевалось введение ограничений или установление особого порядка осуществления валютных операций, когда движение валютных ценностей, в том числе движение капитала, между Российской Федерацией и другими странами создает угрозу национальной безопасности государства, состоянию платежного баланса Российской Федерации, препятствует выполнению международных обязательств Российской Федерации или применению экономических санкций, введенных Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов Российской Федерации в отношении государств, применяющих меры, нарушающие экономические интересы Российской Федерации. Среди таких мер, в частности, назывались: увеличение размера обязательной продажи валютной выручки; ограничение на открытие резидентами счетов в банках, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации, и на проведение операций по списанию средств с открытых счетов; ограничение на осуществление резидентами переводов иностранной валюты на счета нерезидентов; ограничение свободы проведения операций движения капитала т. д. Такие меры могли быть введены либо Президентом Российской Федерации, либо специальным федеральным законом. Однако принятая редак-

ция закона специальных положений о введении защитных мер не предусматривает.

И в заключение хотелось бы сказать, что проведенная либерализация валютного законодательства в полной мере отвечает основным принципам валютного регулирования, которые предусмотрены в законе - приоритет экономических мер и исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. В этих принципах находит отражение переход в правовой сфере от не приносящих эффекта предписаний и запретов к регулятивному способу воздействия на отношения, связанные с использованием валютных ценностей в гражданском обороте. Отмеченная тенденция находит отражение также в принципе обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

И все же полного упразднения валютного контроля, осуществляемого как в банковской, так и в небанковской сфере, не происходит. Более того, прогнозируется рост объемов валютных операций вследствие отмены валютных ограничений, что, в свою очередь, приведет к росту контролируемых и учитываемых банками операций.

1. Вестник Банка России. - 2007. - № 13. -

7 июля.

2. По данным аналитических материалов Главного управления Банка России по Омской области.

3. Медведков М.Ю. Россия на пути в ВТО // Деньги и кредит. - 2006. - № 12.

4. Вестник Банка России. - 2006. - № 24. - 26 апр.

5. СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3430.

6. Вестник Банка России. - 2006. - № 34. -15 июня.

7. СЗ РФ. - 2006. - № 27. - Ст. 2945, 2946.

8. По материалам доклада заместителя начальника Управления документационного обеспечения и валютного контроля ОАО «Внешторгбанк» Е.А. Третьюхиной, семинар на тему «Совершенствование обслуживания клиентов банка в связи с либерализацией валютного законодательства РФ», г. Москва, декабрь 2006 г.

9. Батанов Е.Г. Чрезвычайные меры валютного регулирования: правовая процедура и принципы применения // Финансовое право. -2006. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.