Новые подходы в системе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации
Тер-Григорьянц Р. Г.,
директор АНО НМЦ «СУВАГ», Москва, Россия
Андрианова Е. П.,
кандидат биологических наук, Москва, Россия
Коростелев Б. А.,
директор
НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУВПОМГГУ им. М.А. Шолохова
Москва, Россия
Аннотация. В статье предложены методические положения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, а также сформулированы новые подходы их практического применения.
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации является совершенствование условий организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Реализация деятельности такого рода имеет высокую социальную значимость, поскольку способствует успешной социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общество, выполнению ими гражданских ролей.
Актуальные нормативно-правовые документы в сфере образования регламентируют роль коррекционно-реабилитационной деятельности в процессе обучения, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В частности, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что образовательные организации должны осуществлять образовательную деятельность «с учетом особых потребностей обучающихся, дополнительно реализовывать функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка)» (ст. 23, п. 6).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» регламентирует, что «содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (п. 16).
В связи с вышесказанным появилась необходимость в переосмыслении содержания коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выработке новых подходов практического применения методических положений реабилитации обучающихся в условиях образовательной организации.
Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей».
Коррекционно-реабилитационная работа в образовательных организациях дошкольного образования представляет собой систему мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством применения специальных методов и средств (ДробахинаИ.В. 2009, С.129).
Конкретное содержание коррекционной образовательной работы и методики зависят от вида, структуры и степени выраженности дефекта (нарушения). Методы и приемы педагогического воздействия используются в практике специального дошкольного обучения и воспитания те же, что в общей и коррекционной педагогике. При этом данные методы, приемы преломляются с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, специфики ментального нарушения, его последствий, то есть вторичных, третичных и т.п. дефектов развития.
Коррекция и компенсация развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья не могут происходить стихийно. Необходимо создание для этого определенных благоприятных условий, продуктивное сотрудничество различных социальных институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного и социокультурного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных и коррекционных психолого-педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта или его последствий.
С учетом требований современной нормативно-правовой базы в рамках реализации проекта «Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с современными требованиями модернизации образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы нами были разработаны комплексные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
Цель комплексной программы реабилитации: обеспечение системного подхода к предоставлению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи программы:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья адаптированных образовательных программ дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательной организации.
Программы содержат: методические основания формирования индивидуальной образовательной траектории детей с ограниченными возможностями здоровья; отбор содержания обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; стратегии и модели использования ресурсов при реализации обучения на основе индивидуальных учебных планов.
Анализ диагностической информации о ребенке дошкольного возраста и оценка его реабилитационного потенциала включает четко обозначенные этапы психодиагностики нарушенного развития: скрининг-диагностику по факторам развития; тестирование; прогнозирование индивидуального образовательного маршрута ребенка, проводимое образовательной организацией дошкольного образования.
Принято выделять два этапа сбора и анализа диагностической информации о ребенке с ОВЗ и оценке его реабилитационного потенциала - это комплексная диагностика особенностей развития ребенка с ОВЗ; составление рекомендаций по коррекционно-развивающей работе с ребенком и заполнение карты реабилитации.
Опыт образовательных организаций и учреждений свидетельствует, что психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями целесообразно осуществлять в комплексе, включающем в себя три вида обследования: клиническое, психологическое и педагогическое, каждое из которых имеет свое направление, цели и задачи.
Медицинское или клиническое обследование, которое проводят специалисты медики, дает возможность представить картину онтогенеза и дизонтогенеза на основе клинических, медицинских данных. Педагогическое - помогает выявить уровень владения ребенком необходимыми на данном возрастном этапе учебными и ключевыми компетенциями, знаниями, умениями, навыками. Психологическое обследование позволяет определить уровень развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
Скрининг - это универсальное исследование с профилактической целью, предназначенное для выявления из всех осмотренных тех индивидуумов, кто с высокой степенью вероятности имеет нарушения, являющиеся предметом скрининга. В задачи скрининга входит: своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных организаций; примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка; оценка качества обучения и воспитания детей в образовательной организации, заключающаяся в выявлении недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретной образовательной организации и в выявлении недостатков программ обучения и воспитания детей.
В результате дифференциальной диагностики выявляют: физическое состояние и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья; особенности и уровень развития познавательной сферы.
Прогнозирование и разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР) на основе медико-социально-психолого-педагогического заключения состоит в оформлении комплексного медико-социально-психолого-педагогического заключения на отдельного
ребенка._Заключение составляется по определенной схеме и включает в себя
функциональные блоки: диагностико-прогностический блок; блок программирования индивидуальной реабилитационно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы; блок содержания реабилитационно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы; аналитический блок.
План реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя определенные позиции:
- консультация семьи, проведение индивидуальной диагностики уровня развития ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума;
- составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка в образовательной организации, воспитанию в условиях семьи;
- создание материально-технических условий безбарьерного посещения ребенком образовательной организации, составление планов коррекционной помощи и развития;
- реализация образовательной программы и коррекционного сопровождения ребенка;
- контроль эффективности реабилитационной стратегии, проводимый консилиумом на основе повторного обследования ребенка;
- изменение стратегии реабилитации, либо направление семьи на дополнительную консультацию, либо представление рекомендаций для перевода в другое учреждение.
Одним из важнейших условий реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является наличие специально организованного психолого-педагогического сопровождения.
В результате правильно организованного сопровождения происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготовка к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности (Семаго М. М. 2013, с. 48).
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательной организации должны являться:
- а) рекомендательный характер советов сопровождающего;
- б) приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
- в) непрерывность сопровождения;
- г) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
- д) стремление к автономизации.
Сопровождение включает в себя также организацию и реализацию психолого-педагогической поддержки и коррекционно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная комплексная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и этап собственной реабилитации, то есть набора мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.
Обязательным условием реализации программы является мониторинг качества оказанных воздействий (услуг) и оценка эффективности реабилитации.
Оценка эффективности реабилитации ребенка включает в себя выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретным воспитанником, в результате чего он получает рекомендации для следующего этапа обучения.
Показателями результативности и эффективности реабилитации являются: динамика индивидуальных достижений детей; создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей; увеличение доли педагогических работников образовательной организации, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми определенной категории; сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики на разных этапах обучения; количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми; другие соответствующие показатели.
Коррекционно-развивающие и восстановительно-реабилитационные программы направлены на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его семью, специалистов, образовательную организацию и общество.
Как показывает опыт реализации программ, важнейшим компонентом реабилитационной работы является работа с семьей. На основе данных комплексного диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в дошкольной организации и в семье.
В ходе семейной диагностики решаются задачи определения соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития, выявления внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье и путей оптимизации внутрисемейного климата.
Работа с семьей с помощью консультирования, проведения обучающих мероприятий, позволяет повысить педагогическую компетентность членов семей обучающихся, обучить родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, решая, таким образом, задачи просвещения родителей, обучения их основам дефектологических и педагогических знаний.
Внедрение комплексных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации дошкольного образования позволит успешно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, реализовать особые образовательные потребности обучающихся.
Литература
Дробахина И.К. 2009. Комплексный подход в разработке индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. Известия УрО РАО. Екатеринбург. № 6 (63). С.127-141.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. 2011. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.
Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г. 2014. Актуальные направления развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современных условиях перехода к социальной экономике. // Материалы IV Международной научно-практической конференции (26-27 июня 2014 г.) / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. М. С. 175-181.
Малофеев Н.Н. 2011. Особый ребенок - обычное детство // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 1. С. 3-7.
Семаго М.М. 2013. Методология психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в современной научной картине мира. // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. М. С. 48.