УДК 374:37.013.8 Т.П.Аргунова
функциональная модель центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи в сельском социуме
Показано, что создание Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМСП) способствовало организации социально-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в социум. Выявлены и обоснованы формы услуг детям-инвалидам: социально-педагогические, психолого-педагогические, развивающие.
Установлено социальное партнерство межведомственных структур в решении проблем детей-инвалидов.
Ключевые слова: социальная поддержка, дополнительное образование, социально- педагогическое, психолого-педагогическое, интегрированное образование и воспитание.
Несмотря на приоритетность и актуальность социальной поддержки детей-инвалидов, сложившаяся в стране ситуация в этой сфере остается проблемной. Увеличение численности детей-инвалидов, недостаточность финансирования программ социально-педагогической поддержки, форм и методов обучения, воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, дают основание сделать вывод о несовершенстве социально-педагогической поддержки в стране. Существует противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и практическим внедрением их в жизнь.
Изменения в социально-экономических отношениях в стране способствовали поиску новых подходов в оздоровлении, образовании, воспитании детей в образовательных учреждениях и в семье. О необходимости создания новых моделей, обеспечивающих разработку и внедрение в практику различных форм и подходов интеграции детей-инвалидов, а также индивидуализации их обучения, высказываются исследователи В.Е. Летунова [1], Н.Н. Малофеев [2], Е.И. Казакова [3], Л.М. Шипи-цына [4] и др.
В Мегино-Кангаласском улусе в органах социальной защиты населения состояло на учете в 1997 году 296 детей-инвалидов, в т.ч. в селах Майе - 125, Павловске -23, Тюнгюлю - 19, Нижнем-Бестяхе - 8, Хаптагае - 7.
Идея создания межведомственного Центра связана с ухудшением состояния здоровья детей и увеличением количества детей-инвалидов [5]. В сельской местности отсутствуют специальные учреждения, занимающиеся детьми с нарушениями в развитии [6]. Такие дети не получали педагогической, психологической помощи, не проводилась коррекционно-реабилитационная работа с детьми-инвалидами, дети, обучающиеся на дому, были
АРГУНОВА Тамара Прокопьевна - руководитель Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (сопровождение), аспирант заочной формы обучения ЯГУ E-mail: unir@sitc.ru
изолированы от общества сверстников. Следует отметить, что традиционные центры помощи семье и детям, существующие при управлении образования или социальной защиты, направлены только на социальную защиту малоимущих семей и их детей. Они способствуют реализации прав семьи, детей на защиту и помощь со стороны государства, содействуют развитию и укреплению семьи как социального института. Проблемами детей-инвалидов занимались в основном работники здравоохранения, предоставляя медицинскую реабилитацию. Поэтому возникла необходимость создания новой вариативной модели дополнительного образовательного учреждения, которая предоставит ребенку и родителям возможность выбора доступных и качественных услуг
В Мегино-Кангаласском районе в 1996 году был открыт Центр развития и реабилитации (РиР) с целью создания педагогических условий совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми сверстниками (рис. 1).
Педагогический коллектив Центра приступил к апробации проекта «Создание новой модели дополнительного образовательного учреждения для оказания спектра услуг в оздоровлении, развитии ребенка в условиях сельского социума Республики Саха (Якутия)». Проект является экспериментальной площадкой Министерства
Рис. 1. Новая модель Центра развития и реабилитации «Кэскил»
бо
образования Республики Саха (Якутия). Основная идея эксперимента - объединение усилий семьи, педагогов, медиков, социальных работников в оздоровлении и образовании детей, в том числе детей-инвалидов.
Особенностью нашего исследования является то, что в нем приняли участие 185 детей-инвалидов от рождения до 18 лет (с различными диагнозами) из 25 наслегов улуса, и их родители, 110 детей (с отклонениями в развитии, с ослабленным здоровьем, здоровые дети), педагоги, медицинские, социальные работники. В качестве социального партнера привлечены семьи детей-инвалидов, межведомственные, государственные структуры, общественные организации улуса.
Задачи Центра:
- обеспечить соединение на практике системы образования с системой здравоохранения и социальной защиты с тем, чтобы комплексно решать проблемы оздоровления и образования детей, в том числе детей-инвалидов в сельском социуме (на уровне улуса);
- расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка;
- обеспечить детям-инвалидам возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников, организацию развивающей среды для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми детьми;
- обеспечить родителям и педагогам консультативную и методическую помощь.
Основные функции Центра заключались в коррекции физического и психического развития детей по назначению медицинских работников; в выявлении детей с нарушениями речи, в проведении консультаций, занятий логопеда. Также проводились психокоррекционные занятия с детьми и родителями; лечебно-педагогическая работа с детьми-инвалидами на дому и в Центре; уход, присмотр, оздоровление и развитие неорганизованных детей; включение семьи в процесс развития и реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Особенностью нового Центра является то, что он межведомственный. Основным учредителем является управление образования, а с управлениями здравоохранения и социальной защиты заключается договор о совместной деятельности. Центр работает в тесном контакте с общественными и государственными структурами.
Другая особенность заключается в создании благоприятных организационно-методических условий для одновременного функционирования социальнопедагогических, медико-психологических форм обслуживания детей.
Следующая особенность состоит в доступности и открытости работы Центра: его услугами пользуются все желающие. Отдельные услуги для здоровых детей и взрослого населения платные. Вместе с тем льготным
правом пользуются дети-инвалиды и дети из малообеспеченных семей.
Организационно-методический аспект решения педагогических задач, во-первых, состоит в создании оптимальных условий развития и оздоровления ребенка в семье и социуме. Вторым важным условием решения педагогических задач является деятельностный подход в организации работы Центра [1]. Он предполагает активное включение родителей с детьми в педагогический процесс, когда дети из объекта развития становятся его субъектом. Осуществляется данный процесс не столько коррекцией, сколько самокоррекцией [3].
Деятельностный подход основывается на интересе личности к тому или иному роду занятий, добровольном, свободном характере ее участия в этих занятиях и в возможности совместного участия в них других членов семьи. Для того, чтобы у человека появилась потребность в том или ином виде деятельности, необходима фиксация, что в нем участвуют такие же, как он, люди; также важна возможность беспрепятственного участия в этой деятельности [4]. Создание возможности совместной деятельности детей и членов семьи независимо от их возраста выгодно отличает Центр развития и реабилитации от других социальных институтов. В Центре в случаях, когда родителям необходимо оставить детей, организуются группы кратковременного пребывания и адаптированные группы.
Третье условие решения педагогических задач - систематичность и непрерывность функционирования Центра. Суть этого условия состоит в формировании положительных стереотипов поведения, способствующих развитию потребности в психической и физической коррекции и социально-педагогической помощи. Работа планируется не только на год, месяц, неделю, но и рационально распределяется на день.
Экспериментальная работа организована в три этапа.
1 этап - организационно-подготовительный. Задачами этого этапа были: изучение спроса населения на услуги; изменение психологии родителей по отношению к своему ребенку, привлечение их внимания к проблемам, связанным со здоровьем, развитием детей; объединение усилий семьи, общественности, межведомственных структур в оздоровлении и развитии детей-инвалидов; создание организационно-педагогических условий Центра.
Основными принципами при организации Центра были: гуманизация, демократизация, субъект-субъектные отношения.
Содержание деятельности Центра направлено:
- на создание организационно-педагогических, нормативно-правовых, финансово-экономических условий;
- на выявление и апробирование новой формы обслуживания и оказание разносторонней помощи детям с нарушениями в развитии;
- на объединение усилий, семьи, общественности, государственных структур в оздоровлении, развитии детей-инвалидов.
Важнейшим условием функционирования модели является ее своевременное обновление. Под обновлением мы понимаем частичное изменение или замену некоторых ее элементов. Реализация этого процесса предполагает, прежде всего, наличие целевой установки на каждом из этапов развития модели. Поэтому в ходе поэтапного создания модели Центра проводятся прогнозирование и корректировка целей и принципов, задач и содержания, комплекса методов воздействия на ребенка, деятельности и общения как педагогического процесса работы с детьми.
В результате первого этапа было выяснено, что дети-инвалиды изолированы от общества, не имеют возможности получить социально-педагогическую, психологическую помощь. Для решения этих проблем экспериментальная деятельность была направлена на создание условий, обеспечивающих социально-педагогическую коррекцию и медико-психологическую реабилитацию детей с нарушениями в развитии, в том числе детей-инвалидов.
Следующий этап опытной работы был направлен на создание Центра психолого-педагогической и медикосоциальной помощи (сопровождение), ориентированной на работу с детьми-инвалидами (рис. 2).
Задачами этого этапа были: анализ состояния здоровья новорожденных детей по улусу, раннее выявление и сопровождение детей с ограниченными возможностями, разработка и осуществление индивидуального маршрута развития ребенка, информирование населения о проблемах детей-инвалидов и их семей, научно-методическая работа.
В ходе экспериментальной работы адаптировано «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.07.98 г. № 867 [7]. Это потребовало определения, обоснования и экспериментальной проверки набора вариантов организации для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми детьми, позволяющих подобрать каждому ребенку с ограниченными возможностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психологопедагогическую и медико-социальную помощь.
Содержание опытной работы направлено:
- на организацию социального партнерства с управлениями образования, здравоохранения, социального
Рис. 2. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (сопровождение)
развития при выявлении и сопровождении ребенка с отклонениями в развитии: на основе договора с этими управлениями установлена связь с вышестоящими министерствами, ведомствами Республики Саха (Якутия); организована помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям с привлечением этих ведомств;
- на организацию коррекционнно-развивающей помощи детям с психо- физическими нарушениями: составлены индивидуальные программы сопровождения детей-инвалидов, проводятся индивидуальные, групповые занятия, игры, кружковые, секционные занятия, спортивные развлечения, праздники, конкурсы;
- на подготовку общества к принятию детей-инвалидов средствами массовой информации. Информированность населения о проблемах детей-инвалидов побуждает людей к сочувствию и терпеливому отношению к таким детям.
Проведение семинаров-практикумов, совещаний, круглых столов для социальных педагогов, психологов, педагогов, медицинских работников дошкольных образовательных учреждений, школ способствует положительному отношению и организации помощи детям-инвалидам. Внимательное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми детьми ребенка с ограниченными возможностями оказывает положительное влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие.
Исходя из потребностей населения и запросов семьи, выявлены формы работы Центра ППМСП: социальнопедагогическая, психолого-педагогическая, развивающая.
1. Социально-педагогическая - оказание социальнопедагогической, социально-правовой помощи детям и семье. Задачами были: оказание квалифицированной помощи в подготовке к обучению в школе, адаптации и интеграции детей-инвалидов в образовательную среду; ознакомление родителей с правами и обязанностями в воспитании детей-инвалидов; содействие в выборе профессии выпускников-инвалидов.
Были организованы такие виды услуг, как обслуживание детей-инвалидов на дому; подготовка детей-инвалидов к обучению в школе; прогулочно- адаптационные группы для детей раннего возраста; гувернерство; репетиторство для учащихся старших классов; дополнительное образование для детей 1-4 классов.
Работа с детьми-инвалидами: социальная защита, коррекционно- реабилитационные занятия с детьми, социально-педагогическая работа с семьей. Проводилось обслуживание детей-инвалидов на дому: лечебнооздоровительные мероприятия, индивидуальные занятия, коррекционно-развивающие игры, развлечения, обучение родителей навыкам по уходу за своим ребенком. Это наиболее оптимальная форма сопровождения семьи, обеспечивающая помощь и поддержку родителям, усиление педагогической роли семьи в воспитании своего ребенка.
В ходе экспериментальной работы доказано, что раннее выявление и проведение систематической коррекционной помощи с первых месяцев жизни резко повышают вероятность достижения ребенком равного или близкого к норме уровня психического развития.
Опытная работа показала, что совместное пребывание со здоровыми сверстниками оказывает благоприятное влияние на детей-инвалидов, они становятся более открытыми и приобретают навыки взаимодействия со здоровым окружением. Дети свободны, общительны со сверстниками, взрослыми, легко адаптируются в детском коллективе и успешно обучаются. Систематическое проведение оздоровительных, физкультурных занятий (фитотерапия, физиолечение, массаж, ЛФК, занятия на тренажерах, физические упражнения) способствуют оздоровлению и восстановлению нарушенных функций организма детей-инвалидов.
В центре организованы услуги:
- прогулочной группы с целью ухода и присмотра за неорганизованными детьми 3-7 лет, с которыми занимаются воспитатель, психолог, логопед, медсестры, инструктор ЛФК.
- адаптационной группы с целью приспособления детей с раннего возраста к различным видам деятельности; родители вместе с детьми обучаются на занятиях логопеда, психолога, участвуют в развивающих играх-занятиях, занимаются в тренажерном зале «Кеттлер».
- гувернерства с целью оказания помощи работающим матерям.
- репетиторства для учащихся старших классов по математике, русскому, якутскому, иностранным языкам.
Дополнительное образование для учащихся 1-4 классов (рис. 3)
В основном, эту группу посещают дети коррекционных, компенсирующих классов по рекомендации родителей, учителей начальных классов; также учащиеся первого класса и дети, затрудняющиеся в обучении. Учителя занимаются с детьми углубленно по отдельным предметам с учетом подготовленности. Логопедами ведутся дополнительные занятия по устранению дисгра-фии, дислексии.
Оказывается медико-психологическая реабилитация, дети занимаются в тренажерном зале «Кеттлер», по направлениям медиков школ получают массаж, посещают кабинет лечебной физкультуры, занимаются в спортивных секциях и кружках. Ведется мониторинг успеваемости по отдельным предметам; анализ показывает, что улучшается состояние здоровья и учебы.
2. Психолого-педагогическая. Задачи: оказание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Организованы такие виды услуг, как логопедические, психологические.
Логопедическая работа проводилась с детьми, имеющими различные дефекты речи. По заявкам дошкольных образовательных учреждений и школ организован выезд
Рис. 3. Дополнительное образование Центра ППМСП сопровождения
с целью изучения детей с нарушениями в развитии, что способствовало выявлению детей с психофизическими нарушениями.
Психолог участвует в педагогическом процессе в целом, организует взаимодействие взрослых и детей, ведет индивидуальную работу с детьми, направленную на коррекцию отклонений в развитии, с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. По итогам психодиагностики проводятся коррекционно-развивающие занятия через игротерапию, труд, музыкотерапию, настольные, интеллектуальные игры.
3. Развивающая. Задачами являются: развитие творческих способностей детей-инвалидов; организация взаимодействия их со здоровыми сверстниками в процессе совместной деятельности. Организуется кружковая работа: «Умелые руки» для мальчиков и девочек (работа по дереву, вышивание, шитье, работа с бисером); фольклор (хомус, национальные настольные игры, «Сонор»); секции по настольному теннису, боксу; ритмика, услуги тренажерного зала «Кеттлер».
Опытная работа показывает, что совместные занятия со здоровыми сверстниками развивают творчество и умственные способности, мелкую моторику, умение совместно трудиться и общаться с детьми. Организация совместных праздников, развлечений, спортивных соревнований способствует социальному общению, взаимодействию детей-инвалидов со сверстниками.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа по созданию модели интегрированного воспитания и развития детей-инвалидов показывает следующие результаты:
- создана динамическая система, обеспечивающая социально-педагогические условия совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми детьми;
- выявлены и обоснованы формы услуг по потребностям и интересам детей инвалидов и их семей с учётом сельских условий (социально-педагогическая, психолого-педагогическая, развивающая);
- установлено социальное партнерство межведомственных структур в решении проблемы оздоровления и развития детей-инвалидов.
Анализ состояния инвалидности детей по улусу показывает некоторое снижение численности детей-инвалидов по району (2000 г. - 316, в 2007 - 192), а по с. Майя (2000 г. - 119, в 2007 - 55). Центр ППМСП координирует работу с детьми-инвалидами по улусу, привлекая семьи, образовательные, медицинские, социальные, общественные организации [8].
При разработке авторской модели мы исходили из того, чтобы обеспечить каждому ребенку ту форму интеграции, которая доступна и полезна для его психического развития, образования и формирования жизненной компетенции, использовали модели интеграции, рекомендованные Н.Н. Малофеевым и Н.Д. Шматко [9]: постоянной полной, постоянной неполной, постоянной частичной, временной частичной и эпизодической. Экс-
тернальная и интернальная модели Л.М. Шипицыной [4] могут быть временного, частичного, комбинированного или полного вида в зависимости от формы интеграции.
Создание Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи позволяет подобрать каждому ребенку-инвалиду доступную и полезную для его развития модель интеграции при комплексном сопровождении.
Центр психолого-педагогической и медикосоциальной помощи является опорным структурным элементом государственной системы обслуживания детей с нарушениями в развитии и детей-инвалидов, ориентированным на семейное воспитание и организованным на междисциплинарном подходе. Создание Центра социокультурной реабилитации способствует соединению интереса специалистов и семьи, активизирует медицинские, социальные, образовательные институты в поиске новых форм и методов работы с детьми-инвалидами для создания условий полноценной жизни, обучения и развития.
Практическое значение полученных результатов заключается: в разработке механизма финансирования и нормативно-правового содержания новой модели дополнительного образования; в оказании практической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, у которых нет достаточного социального опыта и определённых знаний и умений для включения их в общество, в самостоятельную жизнь; в подготовке нормально развивающихся детей к безусловному принятию детей с особыми образовательными потребностями; в формировании толерантного отношения и уважения к различиям между людьми.
Л и т е р а т у р а
1. Летунова В.Е. Основные направления деятельности ППМСП - центра по индивидуальному сопровождению развития ребенка // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развитие ребенка. - СПб., 1998. - С. 21-25.
2. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 38-41.
3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 1998. - С. 4-6.
4. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение при интегрированном обучении детей с проблемами в развитии // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 1998. - С. 11-14.
5. Попов А.А. Первичная инвалидность детей в Республике Саха (Якутия): сб. тез. научн. конф. - Якутск, 1999. - С. 10-12.
6. Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами: уч. пособие / Авт.-сост. Спиридонова Г.И. -Якутск, 2003. - 46 с.
7. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998г. № 867 «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи».
8. Современные аспекты профилактики, оздоровления и реабилитации детей в условиях Крайнего Севера / Материалы респ. научно-практической конференции. - Якутск, 2004. -С. 23-25.
9. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 45-49.
T.P. Argunova
Functional simular of the psychological and educational, and medical and social aid in rural society centre
It is represented, that establishment of the psychological and educational, medical and social aid centre contributed to maintaining of social and educational conditions of disabled children integration to society. Social and educational, psychological and educational, developing forms of services for disabled children are educed and proved. Social partnership of inter-agency structures for solving the problems of disabled children is established.
Key-words: extended education, social and pedagogic, psychological and pedagogical, integrated education and training.