ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 364.1: 376
И.А.Свиридова
Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, директор Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово E-mail: opvc@mail.ru Irina A. Sviridova Dr.Sc. (Medical Sciences), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Director, Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development", Kemerovo, Russia
Ю. И. Барсукова
Методист, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово E-mail: jib2007@mail.ru Yuliya I. Barsukova Educational Supervisor, Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development", Kemerovo, Russia
КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлен опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Кемеровской области. Обозначены основные меры, направленные на развитие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Кемеровской области, включающие развитие межведомственного взаимодействия, совершенствование материально-технического обеспечения психологической службы, совершенствование технологий оказания помощи и профессиональную подготовку специалистов сопровождения по обозначенным направлениям.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В Кемеровской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2017 года проживало 620 239 детей. Ежегодно признается инвалидами впервые более 400 детей школьного возраста, более 2 000 школьников подтверждают статус инвалида повторно [3].
Каждый год численность детей, нуждающихся в медицинской, психолого-педагогической коррекции, растет.
По данным Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Кемеровской области, 14 888 детей относятся к категории детей с ограничен-
Как цитировать статью: Свиридова И. А., Барсукова Ю. И., Скоморина О. В., Працун Э. В. Комплекс мер, направленный на развитие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в в системе образования Кемеровской области // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.144-158.
ными возможностям здоровья. Из них 58,93% учатсяв 53 специальных коррекционных школах, 29,23% детей получают образование в отдельных (коррекционных) классах при обычных школах и 11,84% обучающихся инклюзивно — осваивают адаптированные образовательные программы в классах общеобразовательных организаций [3].
За период с 2014 года число детей с ОВЗ и инвалидностью увеличилось на 17,89%. Количество коррекционных классов при общеобразовательных школах за три года выросло на 3,5%.
В настоящее время наблюдается уменьшение числа коррекционных школ: за три года на 10,16% - с 59 организаций в 2015 учебном году до 53 в 2017 году.
В структуре школ, реализующих адаптированные образовательные программы по направленности ОВЗ, преобладают общеобразовательные организации для детей с интеллектуальными нарушениями (75,47%), в равных долях (по 5,7%) представлены общеобразовательные организации для детей с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, по1,9% — общеобразовательные организации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложными дефектами [3].
Остро стоит вопрос о количестве специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС), работающих в образовательных организациях.
Укомплектованность специалистами, осуществляющими ППМС-сопровождение в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, составляет:
- Учитель-дефектолог (в соответствии с профилем ОО) — 80,7%;
- Учитель-логопед — 66,86%;
- Педагог-психолог — 47,9%;
- Социальный педагог — 78,13%;
- Учитель адаптивной физкультуры — 66,9%;
- Инструктор ЛФК — 62,43%.
Общая укомплектованность образовательных организаций медицинскими работниками составляет80,11% [3].
- 9,43% общеобразовательных организаций, реализующих АОП (коррекционные школы), были
О. А. Скоморина
Кандидат медицинских наук, заместитель директора Кузбасского регионального центрапсихолого-педагогиче-ской, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово E-mail: skomorov@yandex.ru Olga V. Skomorina PhD (Medical Sciences), Deputy Director, Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development", Kemerovo, Russia
Э. В. Працун
Кандидат педагогических наук, заместитель директора Кузбасского регионального центрапсихолого-педагогиче-ской, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово E-mail: opvc-valeo@mail.ru Elina V. Pratsun
PhD (PedagogY), Deputy Director, Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development", Kemerovo, Russia
включены в государственную программу «Доступная образовательная среда».
- Общая укомплектованность кадрами ППМС-сопровождения составляет:
- Педагоги-психологи — 41,01% (наиболее низкая в дошкольных образовательных организациях);
- Социальные педагоги — 50,12% (недостаточная в общеобразовательных организациях);
- Учителя-логопеды — 86,3%;
- Учителя-дефектологи — 62,5% [3].
Современные требования реализации ФГОС диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в каждой образовательной организации, вне зависимости от контингента и структуры. Это определяет необходимость введения штатных единиц педагогов-психологов, дефектологов в штат каждой образовательной организации [1].
При недостаточной кадровой обеспеченности образовательной организации ППМС-сопровождение обеспечивается на основе договоров сетевого взаимодействия специалистов.
В настоящее время необходим единый подход к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья детей, основанный на научной организации образовательного процесса с учетом психофизиологических, индивидуально-типологических, возрастных особенностей обучающихся образовательных организаций, что обусловило необходимость разработки региональной Стратегии ППМС-сопровождения на среднесрочный период — 2017-2022 годы [3].
Востребованность в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении обучающихся в регионе с каждым годом увеличивается.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития);
2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [1, 2].
Мы рассматриваем психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.
Основными направлениями ППМС-сопровождения в Кемеровской области являются:
- ППМС-сопровождение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- ППМС-сопровождение детей от рождения до трех лет с ограничениями жизнедеятельности (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска) для их оптимального развития и социальной адаптации;
- ППМС-сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;
- использование восстановительных медиативных технологий, составляющих методическую основу деятельности школьных служб примирения в организациях образованияКемеровской области и направленных на профилактику и разрешение конфликтов в образовательной среде;
- реализация дифференцированного подхода к решению проблем социальной адаптации подростков с учетом показателей их социального и психосоматического здоровья;
- ППМС-сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления; разработка программ ресоциализации несовершеннолетнего и его законных представителей и снижение рисков повторных правонарушений;
- развитие детских, подростковых и молодежных инициатив, волонтерских движений, направленных на пропаганду здорового образа жизни и профилактическую работу среди сверстников на принципах «равный обучает равного»;
- развитие олимпиадного движения, конкурсов, конференций среди обучающихся, направленное на формирование мотивации здорового и безопасного образа жизни, здоровьесберегающей деятельности в системе образования;
- развитие конкурсного движения среди образовательных организаций, специалистов ППМС-сопровождения, методистов, учителей-предметников, руководителей образовательных организаций по формированию мотивации здорового и безопасного образа жизни, здоровьесбе-регающей деятельности в системе образования.
- организация и проведение научных, научно-методических исследований, информационно-аналитических работ, сопровождение деятельности инновационных, стажировочных и ресурсных площадок, опорных школ [1].
Для реализации обозначенных проектов созданы службы по направлениям психолого-педагогического сопровождения:
- Служба ППМС-сопровождения Кемеровской области;
- Служба ранней помощи;
- Служба судебных психологов (обеспечение досудебного и судебного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом);
- Развитие социальных практик и школьных служб примирения [1, 3].
В Кемеровской области сложилась централизованная модель организации ППМС-сопровождения в системе образования, накоплен большой опыт работы, создана научно-методическая база, организована непрерывная профессиональная подготовка кадров, подготовлены квалифицированные специалисты.
Централизованная модель организации ППМС-сопровождения в системе образования Кемеровской области представляет собой трехуровневую инфраструктуру.
Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях Кемеровской области посредством реализации всех процессов управления единым центральным органом управления — ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Здоровье и развитие личности"» во взаимодействии с муниципальными образовательными организациями, образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования и науки Кемеровской области, организациями дополнительного профессионального образования [1].
Целевыми показателями деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения являются: доля обучающихся, получающих ППМС-сопровождение, в общей численности обучающихся в дошкольных образовательных организациях Кемеровской области; доля обучающихся, получающих ППМС-сопровождение, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области; доля обучающихся, получающих ППМС-сопровождение, в общей численности обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования Кемеровской области; доля лиц, удовлетворенных качеством ППМС-сопровождения, от общего числа получавших услуги ППМС-сопровождения (по данным опроса); доля детей, которым оказана психолого-педагогическая и медико-социальная помощь в общем количестве обратившихся; удовлетворенность потребителей, которым оказана психологическая (психолого-педагогическая) помощь, качеством предоставляемых услуг; доля физических лиц, получивших положительные результаты (восстановление или компенсацию) нарушенных функций после проведенных психолого-педагогических и прочих коррекционных воздействий, от общего количества обратившихся; доля детей (от 0 до 18 лет), прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в общем количестве обратившихся; удовлетворенность потребителей, прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, качеством предоставляемых услуг; доля потребителей, которым оказано психолого-педагогическое
консультирование, в общем количестве обратившихся; удовлетворенность потребителей, которым оказано психолого-педагогическое консультирование, качеством предоставляемых услуг; доля детей, которым оказана коррекци-онно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь, в общем количестве обратившихся за этим видом помощи; удовлетворенность потребителей, которым оказана коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь, качеством предоставляемых услуг; доля граждан, получивших услуги по профориентации, в общем количестве обратившихся за этим видом помощи; удовлетворенность потребителей, получивших услуги по профориентации, качеством предоставляемых услуг [1, 3].
В Кемеровской области в системе образования реализуется Стратегия психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, заключено соглашение о межведомственном взаимодействии между системами образования, здравоохранения и социальной защиты.
В регионе для реализации намеченной стратегии в части психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях Кемеровской области осуществляются:
- Комплекс мер по развитию системы ранней помощи детям, план мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Кемеровской области на период до 2020года, утвержденныераспоря-жением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 сентября 2017 года № 401-р;
- Комплекс мер «Комплексная помощь детям с расстройствами аутисти-ческого спектра», утвержденный приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 07 июля 2017 года № 1295, поддержанный Фондом поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию;
- «Комплекс мер, направленных на внедрение в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, системы мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе отечественной технологической платформы», утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2017 № 562;
- Комплекс мер Кемеровской области «Психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образования».
Все направленные меры имеют общие черты:
- обязательное межведомственное и внутриведомственное взаимодействие при оказании комплексной помощи детям;
- образование ресурсного центра, деятельность которого направлена на организацию психолого-педагогического сопровождения целевых групп, организацию консультативной и методической помощи, реализацию практико-ориентированных программ дополнительного профессионального образования, координацию работы служб, фор-
мирование банков эффективных технологий и методик работы по организации ППМС-помощи, профилактике инвалидности, абилитации и реабилитации, интеграции детей-инвалидов, детей с ОВЗ и семей, воспитывающих таких детей, в общество; подготовку, издание и распространение информационных материалов для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ [3].
Этапность реализации:
- подготовительный этап,
- этап реализации,
- этап подведения итогов.
Подготовительный этап включает: анализ данных о выявлении детей с отклонениями в развитии в организациях здравоохранения и образования; создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи детям и воспитывающим их семьям; изучение опыта регионов дляопределения модели оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи целевым группам комплекса мер в Кемеровской области
Этап реализациивключает следующие обязательные мероприятия:
- доработка / внесение изменений и утверждение нормативных документов, локальных актов организаций;
- создание новых и развитие ранее созданных служб в качестве отдельных самостоятельных подразделений на базе организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования;
- обеспечение своевременного выявления детей с ОВЗ, детей с риском развития инвалидности;
- разработка и внедрение технологий комплексной диагностики;
- организация помощи и поддержки детей и семей целевых групп на основе индивидуальных программ;
- организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- формирование и поддержка групп родительской взаимопомощи, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- реализация программ обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения и сопровождения родителей;
- создание регионального ресурсного центра;
- повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов разной ведомственной принадлежности;
- привлечение некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса к созданию условий для развития деятельности служб ППМС-помощи;
- мероприятие по итогам реализации комплекса мер и распространению эффективных результатов (региональное / межрегиональное) [3].
Этап подведения итогов заключается в оценке степени влияния комплекса мер на улучшение положения детей целевой группы, достижение целей и задач комплекса мер и ожидаемых конечных результатов.
Кратко охарактеризуем обозначенные комплексные меры:
Комплекс мер по развитию системы ранней помощи детями план по его реализации.
В Кемеровской области Служба ранней помощи организована с сентября 2015 года по централизованному типу с определением единого информационно-методического центра, функцию которого осуществляет ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Здоровье и развитие личности"» (далее — Центр), который обеспечивает максимальный объем организационной, координирующей, практической и методической деятельности системы. Необходимо отметить, что Кемеровская область реализует раннюю помощь с 1996 года, когда было создано и сохранено уникальное в системе образования учреждение, реализующее психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, включая программы реабилитации и абилитации детей, а также помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ОВЗ.
В Службу ранней помощи Кемеровской области включены организации, подведомственные органам управления образованием, осуществляющие комплексную психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, обеспечивающие взаимодействие дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности [3].
Цель: создание условий для эффективных изменений в системе ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению такими детьми максимально возможного уровня развития и социализации
Задачи:
- создание условий для развития системы своевременного выявления и оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и семьям, их воспитывающим;
- организация межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию ранней помощи;
- создание новых и/или развитие деятельности ранее созданных служб ранней помощи на базе организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования.
Целевые группы:
- дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ до 3 лет;
- семьи, воспитывающие таких детей;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети-инвалиды младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающих семьях, в домах ребенка, детских домах и детских домах-интернатах;
- дети из семей, где ребенок подвергается пренебрежению и/или насилию, родители страдают алкоголизмом и/или наркоманией, один из родителей которых имеет диагностированное психиатрическое заболевание;
- родители (законные представители), осуществляющие воспитание и уход за детьми младенческого, раннего, дошкольного возраста вышеперечисленных категорий [3].
Ожидаемые результаты:
- формирование механизма устойчивого межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, координация работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций (включая общественные), участвующих в оказании ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и воспитывающим их семьям;
- улучшение состояния здоровья детей раннего возраста, максимальное использование их реабилитационного потенциала, содействие их всестороннему развитию, повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей раннего возраста с ОВЗ;
- улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей раннего возраста с ОВЗ;
- повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов, оказывающих раннюю помощь детям и семьям, их воспитывающим;
- укрепление ресурсной базы, методических, кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных и других возможностей Службы ранней помощи.
Целевыми показателями проекта «Ранняя помощь» являются: доля неорганизованных детей от 0 до 7 лет, получающих ППМС-сопровождение в организациях образования Кемеровской области, в общей численности детей от 0 до 3 лет; количество родителей неорганизованных детей от 0 до 7 лет (в том числе от 0 до 3 лет), получивших ППМС-услуги в организациях образования Кемеровской области; доля лиц, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи (ППМС-сопровождения), от общего числа получавших услуги ППМС-сопровождения (по данным опроса); доля детей от 0 до 7 лет (в том числе от 0 до 3 лет), прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, обратившихся за этим видом помощи; удовлетворенность потребителей, прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, качеством предоставляемых услуг; доля детей, которым оказана коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обратившихся за этим видом помощи [1, 3].
Комплекс мер Кемеровской области «Комплексная помощь детям с расстройством аутистического спектра».
В Кемеровской области у 336 детей установлен диагноз «аутизм». 2% (по официальным данным) 32% (по результатам исследования КГОО «Инициатива») детей с диагностированным аутизмом нигде не обучаются.
Уровень знаний педиатров об аутизме в 50% случаев позволяют определить ребенка в группу риска, однако часто они не способны даже заподозрить аутизм. Таким образом, в регионе не проводится массовый ранний скрининг на выявление детей группы риска [3].
Уровень информированности об аутизме среди сотрудников дошкольных и школьных образовательных учреждений региона достаточно высок, однако практически полностью отсутствует опыт практической работы, как в части диагностики РАС, так и по работе с данным контингентом.
50% родителей детей с аутизмом не работают из-за необходимости находиться постоянно рядом с ребенком и везде сопровождать его, 6% работают неполный рабочий день. Доля неработающих родителей по сравнению с 2012 годом увеличилась на 12%, и, возможно, в связи с этим значительно снизилась потребность в социальном сопровождении детей: с 81% до 22%, еще 16% родителей в настоящее время не нуждаются в сопровождении, но в дальнейшем рассматривают такой вариант [3].
Необходима практическая подготовка специалистов для помощи детям с расстройством аутистического спектра.
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» является ресурсным центром по развитию ранней помощи и оказанию комплексной помощи детям с РАС.
Цель комплекса мер:
Создание условий для эффективных изменений в системе помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению детьми группы риска с признаками РАС и с РАС максимально возможного уровня развития и социализации.
Задачи комплекса мер:
- организация межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС;
- развитие системы своевременного выявления детей группы риска с признаками РАС и с РАС. Оказание ранней помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС;
- развитие эффективных практик работы с детьми с РАС;
- организация социального сопровождения семей с такими детьми;
- повышение профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих работу по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС, в том числе с обязательным проведением
их стажировки на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда;
- активная поддержка родителей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС;
- развитие социального партнерства;
- обобщение и распространение эффективных социальных практик комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС [3].
Целевые группы, на которые направлена деятельность по комплексу мер:
- дети группы риска с признаками РАС и с РАС, в том числе дети, проживающие и воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, и дети, воспитывающиеся в семьях;
- родители (лица, их заменяющие), воспитывающие детей группы риска с признаками РАС и с РАС;
- руководители и специалисты организаций разной ведомственной принадлежности, осуществляющие работу по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС.
Ожидаемые конечные результаты реализации комплекса мер, в том числе в части изменения положения целевых групп:
- формирование механизма устойчивого межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, координация работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций (включая общественные), участвующих в оказании помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС и воспитывающим их семьям;
- формирование и развитие региональной межведомственной системы выявления и помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС, сопровождения семей, воспитывающих таких детей, на различных возрастных этапах развития ребенка;
- улучшение состояния здоровья детей группы риска с признаками РАС и с РАС, повышение уровня их социализации и интеграции в общество;
- повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов, оказывающих комплексную помощь детям группы риска с признаками РАС и с РАС и семьям, их воспитывающим;
- укрепление ресурсной базы, методических, кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных и других возможностей, позволяющих тиражировать эффективные реабилитационные практики работы с семьями, воспитывающими детей группы риска с признаками РАС и с РАС;
- включение местных социальных ресурсов в систему поддержки семей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС, в том числе развитие добровольческих инициатив [3].
В 2017 году Кемеровская область стала участником государственной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.04.2014 № 305, в соответствии с чем был сформирован «Комплекс мер, направленных на внедрение в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, системы мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе отечественной технологической платформы», утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2017 № 562.
Целью Комплекса мер являетсясоздание условий для эффективных изменений в системе сохранения и укрепления здоровья обучающихся (в т.ч. детей-инвалидов, детей с ОВЗ), способствующих достижению максимально возможного уровня адаптации, развития и социализации.
Для достижения поставленной цели последовательно решается ряд задач:
- создаются условия для развития системы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения мотивации здорового образа жизни;
- организуется межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие, обеспечивающее деятельность по мониторингу состояния здоровья обучающихся;
- создаются новые и/или совершенствуется деятельность ранее созданных кабинетов здоровья (медицинских кабинетов) на базе образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы и их оснащение;
- проводятся мероприятия по кадровому обеспечению системы мониторинга здоровья обучающихся;
- создан региональный центр — оператор организационно-методического обеспечения и сопровождения школ, в которых внедряются системы мониторинга здоровья обучающихся на базе ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [3].
Комплекс мер предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода последовательных мероприятий, включающих, в том числе, следующие обязательные мероприятия:
- утверждение нормативных документов, локальных актов организаций, регламентирующих деятельность по мониторингу состояния здоровья обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- создание новых и развитие ранее созданных кабинетов здоровья в качестве отдельных самостоятельных подразделений на базе организаций образования;
- обеспечение своевременного выявления детей с риском развития патологий или отклонений в здоровье;
- внедрение технологий комплексной диагностики состояния здоровья обучающихся (соматическое, психологическое, социальное);
- разработка и реализация программ перехода детей в систему школьного образования;
- создание регионального ресурсного центра, обеспечивающего, в том
числе:
- координацию работы по организационно-методическому сопровождению школ, включенных в программу мониторинга;
- формирование банков эффективных технологий и методик работы по организации формирования здоровьесберегающей среды в образовательных организациях;
- повышение профессиональных компетенций специалистов образовательных организаций;
- методическое обеспечение специалистов посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов;
- подготовку, издание и распространение информационных материалов для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций разной ведомственной принадлежности, в эффективных технологиях и методиках оказания комплексной помощи детям и семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии и здоровье;
- проведение обучающих мероприятий для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих комплексную помощь детям с отклонениями в развитии и здоровье и семьям, их воспитывающим;
- мероприятие по итогам реализации комплекса мер и распространению эффективных результатов (региональное) — областная конференция «Образование и здоровье» [1, 3].
Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия.
Именно на это — построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих трудности в обучении и социальной адаптации,— направлен комплекс мер Кемеровской области «Психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образования» [1, 3].
Основными целевыми группами комплекса мер являются:
- дети с ОВЗ;
- дети-инвалиды;
- родители (законные представители) детей;
- педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных учреждений: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи,
социальные педагоги;
- учителя-предметники;
- администрация образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование.
В процессе реализации данного комплекса мер планируется:
- формирование механизма устойчивого внутриотраслевого взаимодействия, координация работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций (включая общественные), участвующих в психолого-педагогическом сопровождении участников инклюзивного образования Кемеровской области;
- ППМС-сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидов, на различных возрастных этапах развития ребенка;
- повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов, осуществляющих ППМС-сопровождение, обучение детей с ОВЗ и инвалидностью и оказывающих комплексную помощь семьям, их воспитывающим;
- укрепление ресурсной базы, методических, кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных и других возможностей, позволяющих тиражировать эффективные практики инклюзивного образования [3].
Реализация Стратегии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в системе образования Кемеровской области обеспечит доступную и качественную и эффективную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с особыми образовательными потребностями, создаст единое нормативно-правовое поле деятельности ППМС-службы области, позволит сформировать типовое организационно-методическое и материально-техническое обеспечение; обеспечит полноту спектра психологической, педагогической, логопедической, медико-социальной помощи для всех категорий детей (от детей «группы риска» до одаренных детей) независимо от места их проживания; обеспечит создание системы непрерывного профессионального образования и оценки квалификации специалистов системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения; сформирует и позволит реализовать механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия при реализации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения; обеспечит качество психолого-педагогического, логопедического, коррекци-онного и пр. инструментария (диагностика, программы психологического воздействия и коррекции, реабилитации, логопедической помощи и т.д.) в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения [1, 3].
Литература
1. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: учеб. пособие. 4-е изд., доп., и перераб. М.: Омега-Л, 2016. 443 с.
2. Романова Е. С., Бершедова Л. И., Макшанцева Л. В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования / Е. С. Романова, Л. И. Бершедова,
Л. В. Макшанцева // Системная психология и социология. 2013. № 7 (1). С. 26-34.
3. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография.— Кн. 1.Психолого-педагогические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков / ред. кол.: Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. и др.; под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГПУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. 363 с.
Complex of measures aimed at development of psychological and pedagogical assistance of children with disabilities in the education system of Kemerovo Region
The authors of the paper present the experience of psychological and pedagogical assistance of children with disabilities in the education system of the Kemerovo Region. The authors determine the main measures aimed at the development of psychological and pedagogical assistance for children with disabilities in the education system of the Kemerovo Region that include the development of interdepartmental interaction, the improvement of the material and technical support of the psychological service, the improvement of technologies for rendering assistance and the professional training of assistance specialists in these areas.
Keywords: psychological and pedagogical assistance, children with disabilities.
References
• Kazin Je. M., Kasatkina N. Je., Krasnoshlykova O. G. i dr. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' v sisteme obra-zovanija: ucheb. posobie. 4-e izd., dop., i pererab. M.: Omega-L, 2016. 443 s.
• RomanovaE. S., Bershedova L. I., Makshanceva L. V. Osnovnye aspekty psihologo-pedagogicheskogo sopro-vozhdenija FGOS v sisteme srednego i vysshego obrazovanija / E. S. Romanova, // Sistemnaja psihologija i so-ciologija. 2013. № 7 (1). S. 26-34.
• Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovanija zdorov'esberegajushhego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva: monografija. Kn. 1. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-social'nye pod-hody k probleme zdorov'ja, adaptacii i razvitija detej i podrostkov / red. kol.: Kazin Je. M., Kasatkina N. Je., Krasnoshlykova O. G. i dr.; pod nauch. red. Je. M. Kazina. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO; M.: Izd-vo FGPU DPO «UMC ZhDT», 2017. 363 s.