УДК 681.5
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
© 2017
Васильева Светлана Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации» Тольяттинский государственный университет (445056, Россия, Тольятти, ул. Белорусская 14, e-mail: [email protected]) Крайнева Раиса Канафиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул Гагарина,4,e-mail: [email protected])
Аннотация. В рыночных условиях характеристика «качество продукции» (товара\услуги) имеет двойственную природу и может рассматриваться с позиции экономической категории: влияние качества продукции на конкурентоспособность и успешность предприятия, а также как техническая категория, свидетельствующая об уровне научно-технического оснащения предприятия и величинеимеющегося потенциала для инновационных решений. Поэтомунаиболее актуальными и злободневными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с повышением качества продукции, снижением издержек.Одним из возможных решений этих вопросов является - управление поставщиками, в этой связи следует отметить большее влияние деятельности поставщиков на производительность, качество и конкурентоспособность конечных производителей. Характерной чертой большинства современных предприятий является отказ (замена) от собственного производства комплектующих и активизация деятельности по осуществлению закупок, т.е. интеграция производственных систем производителей и поставщиков, которая «вынуждает» предприятие заниматься постоянным контролем эффективности деятельности поставщика. По данным проведенных исследований среди 200 крупных и средних российских компаний было выявлено недостаточное системное управление базой поставщиков для повышения эффективности закупочной деятельности (фразеологизм «база поставщиков» предполагает совокупность всех отношений одного предприятия с поставщиками). В рамках обозначенной проблематики следует выделить актуальность изучения происходящих на предприятии и в окружающей среде изменений с целью развития и совершенствования системы управления поставщиками. Совершенствование системы управления поставщиками на предприятии способствует снижению затрат, повышению степени адаптации предприятия к изменяющимся рыночным условиям и, следовательно, укрепит положение предприятия на рынке.
Ключевые слова: поставка, поставщики, КП - 2, многоуровневый аудит, технологический аудит, потребитель, предприятие, методика 8 D.
NEW APPROACHES TO IMPROVE PROCUREMENT ACTIVITIES IN THE COMPANIES
© 2017
Vasilyeva Svetlana Evgenievna, PhD, Associate Professor of, Department «Management of organization»
Togliatti State University (445056, Russia, Togliatti, Belorusskaya st.14, e-mail: [email protected]) Krayneva Raisa Kanafievna, PhD, Associate Professor of, Department «Management» Volga Region State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarin st. 4, e-mail: [email protected])
Abstract. The characteristic of "product quality" (goods / service) has a dual nature in the market conditions and can be considered with the position of two categories: economic and technical. The economic category is the impact of product quality on the competitiveness and success of enterprises. The technical category indicates the level of scientific and technical equipment of the enterprise and the value of the existing potential for innovative solutions. Therefore, the most relevant, topical and current questions are those, which are related to improving product quality and reducing costs. One of the possible solutions to these questions is the supplier management. Meanwhile, it will be remarked that the activity of suppliers has the great impact on productivity, quality and competitiveness of the final producers. The characteristic feature of the most modern businesses is a rejection (replacement) of its own production of components and stepping up of procurement, i.e. integration of production systems of manufacturers and suppliers, which "forces" the company to control the efficiency of suppliers activity. According to conducted research among 200 large and medium Russian companies there was an insufficient system management of the supplier base to improve the efficiency of procurement activities (the idiom "supplier base" suggests the set of all relations between a company and suppliers). Within this problem there is the further note to be made, the relevance of studying the changes taking place in the enterprise and in the environment with the purpose of development and improvement of supplier management. Improvement of supplier management at the enterprise contributes to cost reduction, increasing the degree of adaptation of enterprises to changing market conditions and, therefore, will strengthen the company's position on the market.
Keywords: supply, suppliers, CP-2, multi-level audit, technology audit, consumer, enterprise, methods 8D.
Постановка проблемы. В странах с эффективной и развитой промышленностью категории «качество», «цена» и «сроки» составляют одно целое. В России у многих руководителей эти понятия не связаны между собой, а иногда существуют параллельно. На промышленных предприятиях «производственная цепочка» представляет собой взаимодействие и взаимозависимость «звеньев»: поставщики сырья, материалов, деталей, узлов и комплектующих; непосредственно производитель; сервис продаж и послепродажное обслуживание. Покупая «вещь» и оценивая качество, считается, что в низком качестве «виноват» завод-производитель, хотя любой производственник скажет, что «из хороших комплектующих качественный автомобиль и обезьяна собрать сможет». Поэтому актуальными и по сей день остаются
вопросы качества продукции, поставляемой поставщиками. Зачастую выбор отношений с поставщиками определяется следующими обстоятельствами:чутье, «шестое чувство» («мне так кажется»); психотип и темперамент руководителя; расположение рыночных сил («я слабый - под всех прогибаюсь»; «сильный - все должны прогибаться под меня»);личная симпатия/ антипатия к руководителю или представителю поставщика.Перечисленные причины не являются наукометрическими параметрами анализа среды внутри и вне предприятия. Управления по снабжениюсмогут реально добиться экономии ресурсов, роста качества закупаемыхкомплектующих, сокращения сроков поставки и т.д. только на основе аналитической и последовательной деятельности с поставщиками, без использования традиционных «всегда с ними заключали
договор».
Опыт реализации различных проектов доказательно демонстрирует, что предприятия и их поставщики в рамках концепции управления поставщиками должны концентрироваться на следующих направлениях деятельности, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Направления взаимодействия предприятий и поставщиков
Направления деятельности Характеристика
управление оазои поставщиков сешентацияоазы поставщиков, выоор поставщиков, а также проведение регулярной оценки эффективности их работы
«воспитание» поставщиков раоота с уже имеющимся поставщиком с тем, что оы он еще эффективнее осуществлял свою деятельность, раоота с потенциальнымпоставщиком)
интеграция поставщиков создание тесного союза потреоителяи поставщика на этапе разработкиипроизводства продукта
Формирование целей статьи. Целью настоящего исследования является выработка методических рекомендаций по проведению контролируемой поставки в отношении поставщиков. В соответствии с целью определены задачами:
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время услуги по независимому 100% контролю продукции поставщиков 3-ей стороной применяется многими сборочными заводами, как наиболее эффективная мера по улучшению качества продукции поставщиков. Следует также отметить, что контролируемая поставка второго уровня является действенным стимулом для предприятия-поставщика к тому, чтобы собственными силами и в оперативном порядке решать возникающие проблемы на предприятии, касающиеся качества выпускаемой продукции [1-7].
Режим контролируемых поставок второго уровня (далее «Режим КП-2») вводится с целью защиты предприятия от поставок продукции поставщика несоответствующего качества.Режим осуществляется силами 3-ей стороны (далее «Исполнителя»)является дополнительной мерой по отношению к любой существующей деятельности по контролю продукции и включает в себя:
Заключение договора с поставщиком на реализацию режима КП-2
Согласование с потребителем (ЗАО «ВИС») условий реализации режима КП-2 у поставщика
режим
Проведение вводного совещания с поставщиком по запуску режима КП-2
Назначение ответственного лица по реализации режима
Определение необходимого количества квалифицированных работников для осуществления режима у поставщика
Определение совместно с представителями поставщика номенклатуры изделий, подлежащих режиму; план контроля; контрольные посты
Реализация режима контролируемой поставки у поставщика
Осуществление проверки соответствия параметров проверяемой продукции и процесса производства требованиям технической документации (перед каждой отправкой потребителю)
ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ:
- заключить договор с поставщиком на реализацию режима;
- провести вводное совещание;
- назначить ответственное лицо по реализации режима у поставщика;
- предоставить необходимое количество квалифицированных работников;
- реализовывать режим в полном объеме, с надлежащим качеством и в установленные сроки;
- не передавать 3-им (третьим) лицам информацию;
- обеспечить каждого контролера, участвующего в реализации режима, спец. одеждой и индивидуальными средствами защиты;
- определить номенклатуру продукции поставщика, подлежащей режиму;
- совместно с представителями поставщика определить план контроля;
- совместно с представителями поставщика определить потребность в контролерах для реализации режима;
- совместно с представителями поставщика определить места расстановки контролеров;
- осуществлять ежедневный мониторинг уровня дефектности и дефектов комплектующих изделий
Сообщить о выявленном отклонении всем ответственным лицам
Клеймение сертификата качества на партию проверенной продукции
Проведение анализа причин возникновения несоответствия
Осуществление поставки годной продукции потребителю (ЗАО «ВИС»)
Осуществление ежедневного мониторинга уровня дефектности к/и поставщика на входном контроле и в цехах ЗАО «ВИС»
Предоставление результатов мониторинга ответственному лицу от поставщика
ш
КОНЕЦ
НАЧАЛО
Рисунок 1 - Алгоритм действий Исполнителя
1. Выполнить анализ и определить актуальные проблемы, возникающие в области управления поставщиками и определить основные направления их совершенствования.
2. Усовершенствовать работу отдельных элементов системы управления поставщиками, используя средства и методы управления качеством.
3. Разработать методику инициирования режима контролируемой поставки второго уровня в отношении поставщиков.
46
- непосредственный контроль параметров готовой продукции на соответствие требованиям конструкторской документации (чертежа, ТУ, ГОСТ и т.д.);
- анализ параметров производственного процесса, начиная с входного контроля и заканчивая упаковкой и обслуживанием;
- методическую помощь при определении корневых причин дефекта и разработке корректирующих действий по предотвращению его появления [11-15].
Потребитель имеет право применить КП-2, а поставщик комплектующих изделий обязан принять режим
КП-2 [11, 13]:_
- при наличии хотя бы одного месячного кризиса по качеству;
- при возникновении критического дефекта, влияющего на безопасность эксплуатации автомобиля;
- в случае нарушения процесса производства узлов на предприятии.
согласно номенклатуре делопроизводства для упрощения поиска требуемого документа [8-10].
Для выхода из режима КП-2 комплект документов включает:
- письмо-запрос на выход на бланке Поставщика (обязательно);
Заключение договора с одобренным сервис-провайдером (исполнителем) на реализацию _режима КП-2_
Проведение вводного совещания с исполнителем по запуску режима КП-2
Назначение ответственного лица по реализации режима
Организация доступа работникам исполнителя, участвующим в реализации режима, на территорию
Обеспечение работников исполнителя рабочими местами, соответствующей документацией и средствами измерений и контроля
Реализация режима контролируемой поставки у поставщика
ПОСТАВЩИК ОБЯЗАН:
- в течение 24 часов заключить договор на реализацию режима с исполнителем, одобренным предприятием;
- назначить ответственное лицо по реализации режима;
- обеспечить безопасные рабочие места работников исполнителя;
- при получении информации об отклонениях от требований технической документации на продукцию и/или процесс производства немедленно запустить процесс решения проблемы по методике 8D;
- нести полную и неделимую ответственность за обеспечение целевого уровня дефектности товара в состоянии поставки
Осуществление процесса решения проблемы согласно методологии 8Б
Осуществление поставки годной продукции потребителю (ЗАО «ВИС»)
Проведение анализа результатов мониторинга по уровню дефектности у потребителя
(ЗАО «ВИС»)
_Т_
КОНЕЦ
Рисунок 2- Алгоритм действий поставщика
Режим КП-2 реализуется на постоянной основе в соответствии с графиком работы поставщика комплектующих изделий во все рабочие смены, в ходе которых одной группой контролеров осуществляется приемка товара по качеству.
Цена, объем и стоимость услуг по реализации режима КП-2, а также порядок расчетов между поставщиком и исполнителем за оказанные услуги по реализации режима определяются договором на оказание услуг между поставщиком и исполнителем.
Порядок действий Исполнителя при инициировании режима КП-2 представлен на рисунке 1 в виде алгоритма.
Порядок действий Поставщика при инициировании режима КП-2 представлен на рисунке 2.
После устранения всех несоответствий режим КП- 2 отменяется. Критериями выхода поставщика из режима КП-2 являются:
- при достижении поставщиком нулевого уровня дефектности дефекту за период 20 дней реализации режима КП-2;
- все документы (протоколы FMEA, План управления, Диаграмма потока процесса, Рабочие инструкции для операторов, записи о подготовке персонала, т.д.) должны быть обновлены и одобрены в процессе РРАР;
- в процессе внедрены подходящие меры по предотвращению ошибок (ErrorPшofing) в отношении указанных дефектов.
Для выхода из режима контролируемой поставки второго уровня поставщик должен предоставить контактному лицу от предприятия пакет документов. Всю документациюследует помещать в подшивку или папку
- обновленные протоколы РFМЕА, План управления производством, карты процессов, карта потока;
- свидетельства деятельности по предотвращению ошибок, включая внедрение, подтверждение и периодическую проверку (при наличии);
- документация по корректирующим действиям;
- документация РРАР, если она связана с корректирующими действиями (обязательно);
- факты проведения аудита (обязательно);
- свидетельства внедрения планов действий, разработанных в определенных цехах (при наличии);
- статистические данные (обязательно).
Отметим, что представленная методика описывает
базовые моменты реализации режима КП-2, а именно:
- цель инициирования режима КП-2;
- основные составляющие режима;
- условия, при которых вводится режим КП-2;
- зона контролируемой поставки;
- требования к исполнителю (сервис-провайдеру) и поставщику при реализации режима КП-2;
- критерии выхода поставщика из режима контролируемой поставки.
Следует также указать, что разработка дополнительной формы отчетности на предприятии не требуется, так как сбор статистических данных, а также мониторинг результативности проведенных поставщиком действий осуществляется в утвержденной исполнителем форме и уже после предоставляется на предприятие.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе анализа эффективности системызакупочной деятельности на пред-приятиии управления поставщиками были разработаны шаги, позволяющие внедрить механизм инициирования режима контролируемой поставки 2-го уровня в отно-
НАЧАЛО
шении поставщиков, в следствии чего у предприятия-появляется возможность применять реальные меры воздействия в случае, если предоставленные ими корректирующие мероприятия на устранение выявленных дефектов и последующий аудит производства не принесли желаемых результатов.В ходе анализа существующей системыуправления поставщиками были выявлены следующие недостатки:
- значительное влияние человеческого фактора на процесс управления поставщиками;
- отсутствие или недостаточные меры влияния на поставщика в случае, если тот не способен обеспечить эффективное сдерживание дефектов;
- отсутствие мониторингу со стороны предприятияза деятельностью поставщика, направленная на обеспечение качества в отношении процессов и результатов.
В качестве путей решения выявленных проблем были предложены следующие мероприятия: разработка методики инициирования режима контролируемой поставки 2-го уровня (КП-2) в отношении поставщиков.
В результате анализа предлагаемой усовершенствованной системы управления поставщиками можно сделать вывод, что все недостатки, отмеченные, устранены, а именно:
1. Человеческий фактор не оказывает столь сильное влияние на процесс управления поставщиками как раньше, так как решение вопросов: кому и когда направить запрос на решение проблемы принимает уже не инженер по качеству, а автоматизированная информационная система, что в свою очередь, означает высвобождение человеческих ресурсов на 589 человек.
2. В результате внедрения КП-2 появилась возможность осуществлять мониторинг деятельности поставщика по обеспечению качества в отношении процессов и результатов. Вместе с этим, при планировании и проведении аудита у специалистов предприятия имеется возможность быстро собрать первичную информацию о проверяемом предприятии.
3. При разработке и утверждении механизма инициирования режима контролируемой поставки 2-го уровня в отношении поставщиков, у предприятия появились реальные меры воздействия в случае, если предоставленные ими корректирующие мероприятия на устранение выявленных дефектов и последующий аудит производства не принесли желаемых результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГОСТ Р 51814.7-2005. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества - Введ. 2005-09-01. - М. : Изд-во стандартов, 2005. - 45 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основы и словарь - Введ. 2008-12-18. - М. :Стандартинформ, 2008. - 35 с.
3. ГОСТ Р 51814.1-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части - Введ. 2009-06-30. - М. :Стандартинформ, 2009. - 41 с.
4. GP-5. Процесс обеспечения качества поставщика и процедура его оценки. - 2006-06-01. - 2006. - 46 с.
5. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М. :Вильема, 2001. - 256 с.
6. Дятлов А.Н. Управление организационными изменениями как фактор, стабилизирующий поведение фирмы. Тезисы докладов межвузовской научно-теоретической конференции: «Россия сегодня: общество, культура, государство, человек». - М.:МГИЭМ, 1998.
7. Калигин Н.А. Принципы организационного управления. М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.
8. Момот А.И. Менеджмент качества и элементы системы качества. - Д. : Норд-Пресс, 2005. - 320 с.
9. Контролируемые поставки Режим доступа: www. buscons.com/serv/kontrol_postavka/.
10. Круглый стол: Простая методика 8D и пробле-
мы ее внедрения Режим доступа: http://ria-stk.ru/mmq/ adetail.php?ID=44636.
11. Методика оценки систем менеджмента качества поставщиков Режим доступа: www.cfin.ru/management/ iso9000/supplier_qs.shtml.
12. Управление поставщиками Режим доступа: http:// www.eav.ru/publ1.php?publid=2009-08a11.
13. Управление качеством Режим доступа^йр:// www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook.shtml.
14. Хороший менеджмент поставщиков помогает освоить выпуск новой продукции Режим доступа: http:// ria-stk.ш/stq/adetail.php?ГО=5433.
15. Штефан М.Вагнер Управление поставщиками. Пер. с нем. под ред. А.Г. Ахметзянова. - М. : КИА центр, 2006. - 128 с.