экономические науки
Васильева Светлана Евгеньевна, Крайнева Раиса Канафиевна МЕТОДИКА МНОГОУРОВНЕВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ...
УДК 658.5
МЕТОДИКА МНОГОУРОВНЕВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
© 2016
Васильева Светлана Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации» Тольяттинский государственный университет (445056, Россия, Тольятти, улица Белорусская 14, e-mail: [email protected]) Крайнева Раиса Канафиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Поволжский государственный университет сервиса (445012, Россия, Тольятти, ул. Гагарина 4, e-mail: [email protected])
Аннотация. Организация и функционирование промышленного предприятия всегда являлось долгосрочным, затратным и сложным процессом. В отличие от плановой экономики, где остро стоял вопрос выполнения плана, в рыночных условиях актуальными стали вопросы реализации продукции/услуг. Поэтому в современных экономических реалиях качество продукции/услуг по сравнению с конкурентами становится основным и неотъемлемым фактором успешной деятельности и на этой основе формирования конкурентоспособности предприятия. В рыночных отношениях производитель для постоянной реализации произведенной продукции старается достичь стабильного качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг), используя все методы и инструменты, выработанные мировой и отечественной практикой. Фундаментальным из них является система обеспечения качества (система качества). Одновременно с проблемой качества продукции изучаются и вопросы качества производственных процессов, т.к. постоянно повышающаяся производительность обеспечивает определенные преимущества в производственных затратах в отличие от конкурентов. Промышленные предприятия должны создавать систему производства, гибко и оперативно реагирующую на изменения рынка и способную победить в жесткой конкурентной борьбе. Сегодня качество перестало быть лишь фактором имиджа, а трансформировалось в необходимое условие выживания на рынке. В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности аудита качества на машиностроительных предприятиях на основе проведения проверки технологических решений по обеспечению производственных процессов.
Ключевые слова: машиностроительные предприятия, производство, менеджмент, система менеджмента качества, конкурентоспособность предприятия, технологический аудит, стандарт качества
THE METHOD OF MULTI-LEVEL OF TECHNOLOGICAL QUALITY AUDIT AT AN ENGINEERING COMPANY
© 2016
Vasilyeva Svetlana Evgenievna, PhD, Associate Professor of, Department «Management of organization»
Togliatti State University (445056, Russia, Togliatti, st Belorusskaya 14, e-mail: [email protected]) Kraineva Raisa Kanafievna, PhD, Associate Professor of, Department «Management»
Volga Region State University (445012, Russia, Togliatti, Gagarin st 4, e-mail: [email protected])
Abstract. The organization and functioning of industrial enterprises all are long-term, costly and complicated process. In contrast to the planned economy, where the question was badly implementation plan, market conditions have become urgent issues of product / service implementation. Therefore, in the current economic realities of the quality products / services compared to competitors becomes the primary and indispensable factor in the success, and on this basis the formation of competitiveness the enterprise. In the market-maker for the permanent implementation of output tries to achieve consistent quality products (services provided) using all methods and tools developed world and domestic practice. The fundamental of these is the quality assurance system (quality system). Along with product quality problems are studied and issues of quality production processes, as continually improve performance provides certain advantages in production costs, unlike competitors. Industrial enterprises should establish a system of production, flexibly and quickly respond to market changes and the ability to win in the fierce competition. Today, quality is no longer a factor in the image and transformed into a necessary condition for survival in the market. The article deals with questions of increasing the efficiency audit quality in the machinebuilding enterprises on the basis of the audit technological solutions to ensure production processes.
Keywords: engineering enterprises, production management, quality management system, the competitiveness of enterprises, technological audit, quality standard
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Наличие постоянно развивающейся системы менеджмента качества является одним из механизмов, позволяющих обеспечить конкурентоспособность предприятия. Центральным аспектом при этом является управление процессами как основными, так и вспомогательными. Особо следует учитывать важную роль ключевого процесса, результаты которого в наибольшей степени оказывают влияние на удовлетворенность потребителя, клиента, заказчика.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Для машиностроительного предприятия, занимающего определенную рыночную нишу и выпускающего стабильно пользующуюся спросом продукцию, в роли ключевого процесса выступает производство в целом или его отдельные технологические процессы. Требования стандарта ИСО 9001-2015 обязывают создать управляе-
мые условия на производстве (п.8,3, 8.5, 8.7, 9), включая наличие рабочих инструкций, соответствующего оборудования и т.д. Учитывая, что технологические процессы являются, как правило, взаимосвязанными, наиболее документированными и контролируемыми на предприятии, они в наибольшей степени подготовлены для создания СМК и ее сертификации [1, 6-13].
Для внедрения и последующего улучшения системы и, прежде всего, процесса производства, обязательный внутренний аудит можно дополнить оценкой действующих технологических решений. Разработка и внедрение рекомендаций по улучшению в этом случае будут проходить эффективнее, если для такого технологического аудита будут дополнительно разработаны критерии качества. Они позволят не только иметь объективное подтверждение выполнения требований стандарта ИСО9001-2015, но и получить более полную информацию о технологических процессах, проводить сравнительный анализ, демонстрировать необходимость предупреждающих действий, устанавливать новые цели и повышать собственные технологические возможности.
Васильева Светлана Евгеньевна, Крайнева Раиса Канафиевна жономические
МЕТОДИКА МНОГОУРОВНЕВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ... науки
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью настоящего исследования является выработка методических рекомендаций по проведению многоуров-него технологического аудита качества. Задачами исследования является:
- анализ различных исследований в данной области;
- обобщение характерных особенностей многоуровневого технологического аудита;
- выделение уровней управления в многоуровневом технологическом аудите;
- выработка контрольного списка аудитов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Технологический аудит может быть использован и для проведения аудита предприятия-поставщика [1,2,3]. Наличие сертифицированной СМК, направленной на обеспечение стабильности выпускаемой продукции, дает высокую степень гарантии удовлетворения запросов и ожиданий потребителя, беспроблемного и эффективного взаимодействия между заказчиком и поставщиком. В случае отсутствия сертифицированной СМК для определения надежности предприятия-поставщика, оценки его возможностей по обеспечению заказчика продукцией требуемого качества следует применить «аудит второй стороны». Для этого необходимо иметь процедуру и, главное, критерии, позволяющие в сжатые сроки и с необходимой достоверностью подтвердить целесообразность проведения закупок с низким уровнем риска получения несоответствующей продукции. Проведение технологического аудита позволит решить задачу оценки поставщика до момента внедрения у него полноценной СМК. Таким образом, правомерно заключить, что рассматриваемая методика многоуровневого технологического аудита является актуальной и практически востребованной. Цель многоуровневого технологического аудита - выполнение постоянных простых контрольных проверок, которые посредством наблюдения, оценивания и корректировки должны обеспечить надлежащее выполнение ключевых процессов.
Ниже перечислены, на наш взгляд, наиболее характерные особенности многоуровневого технологического аудита:
1. Представляет собой подтверждение, что определенные процессы и процедуры выполняются;
2. Регулируется той оперативной группой, в которой проводится аудит (Manufacturing);
3. Проводится несколькими управленческими уровнями персонала на конкретном предприятии;
4. Состоит из коротких вопросов, обычно с ответами «да/нет»;
5. Представляет собой краткий список ключевых процессов и процессов с высокой степенью риска, этапов процессов и процедур;
6. Выполняется регулярно, с заранее определенной периодичностью;
7. Выполняется лицом, определенным в плане аудитов на каждом уровне организации;
8. Выполняется на объекте, «где осуществляется работа»;
9. Представляет собой метод проверки и поддержания корректирующих действий, связанных с процессом;
10. Представляет собой метод проверки, что документация по управлению качеством (инструкции, планы управления и др.) реализуется;
11. Предоставляет результаты, которые регулярно рассматриваются руководством предприятия;
12. Выявленные в процессе аудита несоответствия немедленно рассматриваются;
13. Аудит обычно планируется для процессов и процедур, которые проводятся людьми;
14. Представляет собой метод содействия коммуникации между операторами и руководством;
15. Представляет собой метод для подчеркивания важности выполнения определенных процессов и про-84
цедур;
16. Представляет собой аудит выбранных процессов и процедур/этапов.
Многоуровневый технологический аудит должен планироваться в соответствии с процедурой внутреннего аудита и клиентскими требованиями (периодичность, ответственность и другие факторы).
Следует определить сферы проведения аудита; обязательные сферы включают как минимум все производственные процессы, необязательные включают склад, техобслуживание, лабораторию и др.
Авторами предлагается выделить три уровня управления в многоуровневом технологическом аудите:
- уровень 1: управляется руководителями/руководителями групп;
- уровень 2: управляется функциональными менеджерами предприятия;
- уровень 3: управляется директором предприятия.
В течение финансового года необходимо разработать и выполнять график аудирования для всех запланированных аудитов. Этот график является доказательством того, что все производственные зоны полностью проходят аудит каждый месяц.
Выделяют следующую периодичность аудирования:
- уровень 1 - ежедневно, каждую смену (количество рабочих станций зависит от сложности линии/общей суммы рабочих станций);
- уровень 2 - еженедельно на одной производственной линии (произвольно выбранные рабочие станции);
- уровень 3 - ежемесячно на одной производственной линии (произвольно выбранная рабочая станция).
Следует создать контрольный список аудитов; включающий следующее минимальное содержание:
- вопросы в разделе A-F для всех уровней;
- вопросы в разделе G-I дополнительно для уровней 2 + 3;
- вопросы в разделе J-L дополнительно для уровня 3.
A. Идентификация материалов/материалы, не соответствующие техническим требованиям.
1. Маркированы ли все стеллажи и контейнеры?
2. Находятся ли все детали в правильном месте?
3. Отделены ли все отбракованные детали, ненадёжные детали и детали, ожидающие переработки, в зону или контейнер для материалов, не соответствующих техническим требованиям?
B. Соблюдение системы качества и предупреждений о качестве.
1. Выполняются ли операционные этапы/стандартные операции? (Если нет, перечислите наблюдаемые этапы в столбце «Проблема/комментарии»)
2. Сертифицированы ли операторы для работы на соответствующих станциях?
3. Если выдано предупреждение о качестве: Актуально ли оно? Одобрено? Четко ли его видно оператору? Есть ли записи об обучении? Следуют ли ему?
C. Мониторинг процессов/продукции
1. Были ли первые/средние/последние/переходные детали одобрены, а также промаркированы и сохранены?
2. Выполняются ли проверки качества, согласно требованиям?
3. Были ли проверки SPC или проверки по принципу «годен/не годен» выполнены и зафиксированы в соответствии с инструкциями?
D. Метод «защиты от ошибок»/формирование заданий
1. Были ли формирования заданий выполнены согласно требованиям?
2. Были ли проверки методом «защиты от ошибок» выполнены в соответствии с инструкциями?
3. Выполняются ли требования в отношении обхода/ сброса метода «защиты от ошибок»?
E. Безопасность труда
1. Все ли защитные ограждения механизмов и сред-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
экономические науки
Васильева Светлана Евгеньевна, Крайнева Раиса Канафиевна МЕТОДИКА МНОГОУРОВНЕВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ...
ства обеспечения безопасности находятся на месте и исправно функционируют?
2. Используются ли необходимые СИЗ всеми операторами?
F. Калибровка
1. Все ли необходимые измерительные приборы, приспособления и другие устройства доступны на линии, обновлены для калибровки и находятся в хорошем состоянии?
G. Профилактическое обслуживание
1. Все ли требования к комплексному техническому обслуживанию внесены в график и выполняются в соответствии с планом, и доступны ли записи?
2. Достигнуты ли цели комплексного технического обслуживания? (Например, время простоя, последнее профилактическое обслуживание, запланированное на рабочей станции).
3. Доступен ли на оборудовании инвентарный номер и другие необходимые ярлыки?
H. Прослеживаемость
I. «Хранятся ли записи о прослеживаемости (в электронном виде или в местной форме)?»
2. «Сохраняется ли информация на ярлыке оригинального контейнера, если материал/детали вынимаются из своего оригинального контейнера и помещаются во вторичный контейнер (туба, емкость меньшего размера и др.)?»
I. Управление изменениями
1. Осведомлены ли операторы о последнем изменении продукции (если применимо)?
2. Осведомлены ли операторы о последнем изменении процессов (если применимо)?
3. Осведомлены ли операторы об утверждении отклонений, связанных с производимой деталью (если применимо)?
J. Мнение клиента
1. Размещены ли текущие отчеты по показателям PPM (внутренним и внешним) на досках объявлений?
2. Своевременно ли описываются и реализуются корректирующие действия?
3. Представлена ли последняя клиентская жалоба на доске для всех сотрудников?
4. Доступна ли запись об обучении относительно последней клиентской жалобы?
K. Реализация производственной цели
1. Соотносится ли количество произведенных деталей с производственным планом (включая допустимые погрешности)?
L. Вопросы, специфические для завода/клиента
1. Для выполнения аудитов на заводе должен выполняться установленный график и контрольный список.
Корректирующие действия должны приниматься непосредственно во время аудита и описываться в списке открытых вопросов (OIL) как кратковременное корректирующее действие (ST). Если корректирующие действия невозможно завершить во время аудита, необходимые дополнительные операции/сроки и ответственные лица должны быть описаны в OIL как долговременное корректирующее действие (LT). Нормативно-правовое соответствие аудитов определяется следующим образом:
- зеленый: > 85 % (удовлетворительно - процессста-билен);
- желтый: 75-84 % (неудовлетворительно - необхо-димопроверить эффективность корректирующих действий);
- красный: < 74 % (Неудовлетворительно - необхо-димореализовать эффективные корректирующие действия).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, в ходе рассмотрения методики были определены особенности применения ИСО 9001 при проведении технологического аудита, уровни управле-
ния в многоуровневом технологическом аудите, а также впервые представлен контрольный список аудитов. Предложенные методические рекомендации позволят более эффективно управлять процессами организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.
2. Машиностроение. Энциклопедия /Ред. совет: К.В.Фролов (пред.) и др. М.: Машиностроение. Технологическая подготовка производства. Проектирование и обеспечение деятельности предприятия. Т. III-I / А.В.Мухин и др.; Под общей редакцией А.В.Мухина.
3. Аксьонова, Л. I. Вимiрювання процеав системи управлшня яшстю з використанням методики «Шють сигм» [Текст] / Л. I. Аксьонова // Стандартиза^, сертифжащя, яшсть. - 2010. - № 6. - С. 51-54
4. Степина С.Е. Управление эффективностью деятельности организации // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 5-3. С. 145-150.
5. Щепакин М. Б. Управление качеством : учебник для студентов вузов, обуч. по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент» по дисциплине «Управление качеством» / М. Б. Щепакин, А. С. Басюк, В. В. Янова. - Гриф УМО. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : КубГТУ, 2014, 2014. - 256 с. : ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 249-256. - Глоссарий: с. 239-248. - ISBN 978-5-222-22674-2 (Феникс): 330-18
6. Международные стандарты аудита/Под ред. Ж.А. Кеворковой. - М.: Юрайт, 2014. — 464 с. - ISBN 978-59916-3086-3.
7. Чекалдин А.М. Процессный подход к управлению качеством на предприятиях // Вестник НГИЭИ. 2015. № 7 (50). С. 79-82.
8. Шаповалова О.В. Управление качеством в условиях развития образовательного мониторинга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 90-92.
9. Асанов А.Н. Концепция формирования инновационной системы управления организацией, ориентированной на качество продукции // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 88-93.
10. Петриченко Л.А. Методологические аспекты эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 52-56.
11. Третьякова Е.А., Рудакова М.А. Теоретические и практические аспекты управления рисками в области обеспечения качества выпускаемой продукции на промышленных предприятиях // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 151-156.
12. Юрченко В. А., Короткова Т. В. Опыт внедрения СМК = Experience of introducing quality management system
13. ISO/DIS 9001:2014(E). Quality management systems — Requirements.