Раздел 4
ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
УДК 658.7
SRM-СИСТЕМА как инструмент повышения эффективности МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Е. С. Морозевич*, М. В. Пименова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Усиление на рынке конкурентной борьбы, приобретающей глобальный характер, порождает необходимость не только эффективной организации оперативного управления материально-техническим обеспечением, но и применения стратегического подхода в управлении взаимоотношениями с поставщиками промышленного предприятия. Предметом исследования в статье выступает система управления взаимоотношениями с поставщиками промышленного предприятия (SRM-система), а целью исследования является разработка SRM-системы в целях повышения эффективности материально-технического обеспечения промышленного предприятия.
Проанализировано состояние материально-технического обеспечения промышленных предприятий, отражены направления его совершенствования. Рассмотрены сущность и структура SRM-системы в рамках материально-технического обеспечения, сформирован её контур для промышленного предприятия. Также, раскрыта структура работы модуля «Определение источников поставок», описаны базы данных для обеспечения его функционирования, в частности, рассмотрено формирование базы данных критериев отбора поставщиков. Кроме того, в статье определены основные преимущества использования системы сбалансированных показателей при проведении мониторинга деятельности поставщиков, а также представлены основные эффекты от внедрения SRM-системы в деятельность промышленного предприятия.
Основными результатами работы являются формирование контура SRM-системы промышленного предприятия, а также баз данных для её функционирования, которые необходимы при написании «исходного кода» SRM-системы в рамках повышения эффективности управления взаимоотношениями с поставщиками и, как следствие, закупочной деятельности в целом.
Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, SRM-система, определение источников поставок, база данных, система сбалансированных показателей (ССП), ключевые показатели деятельности поставщиков (KPI).
SRM-SISTEM AS INSTRUMENT OF INCREASE EFFICIENCY OF MATERIAL SUPPORT INDUSTRIAL ENTERPRISE
E. S. Morozevich*, M. V. Pimenova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Strengthening of the competition in the market on the global scale makes it necessary to organize the efficient material logistics management as well as to implement the strategic approach in managing the relationship with the suppliers of the industrial enterprise. The subject of the research in article is the supplier relationship management system (SRM-system), and the purpose of the study is to develop a SRM-system in order to improve the material logistics of an industrial enterprise.
The article analyzes the material logistics of the industrial enterprises and reflects the direction of its development. The essence and structure of SRM-system within material logistics are examined, its shape for industrial enterprise is outlined. Also, the structure of operation of the Determination of supply sources module is revealed, databases for ensuring its functioning are described. In particular, the organization of the database of
the suppliers selection criteria is provided as an example. In addition, the article identifies the main benefits of using the balanced scorecard in monitoring suppliers' performance and presents the main effects of the SRM-system implementation in the activity of the industrial enterprise.
As a result the outline of the SRM-system of an industrial enterprise is given and the databases for its operation are described, the latter are necessary when writing a "source code " of the SRM-system in order to make management of the relationship with suppliers more efficient, resulting in improvement of the procurement in general.
Keywords: material support, SRM-system, definition sources of supply, database, balanced scorecard (BSC), key performance indicators of suppliers (KPI).
Введение. В сложившейся экономической ситуации в целях обеспечения эффективности производственной деятельности и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке промышленные предприятия большую роль отводят процессам материально-технического обеспечения (МТО). На сегодняшний день стоимость закупаемых ресурсов доходит до 80 % в структуре себестоимости продукции большинства промышленных предприятий в зависимости от их производственной специфики [1]. К тому же, потери, вызванные неэффективным управлением МТО могут достигать 30-40 % от общих затрат на снабжение [2]. В связи с этим возникает потребность в поиске новых способов сокращения затрат на МТО, так как на каждый процент сокращения затрат на закупки приходятся 12 % роста прибыли предприятия [3]. Современная бизнес-практика показывает, что сокращение затрат на закупку материально-технических ресурсов (МТР) можно осуществить, работая с поставщиками, запасами, бизнес-процессами снабжения, персоналом материально-технического управления.
8КМ-шстема как инструмент повышения эффективности закупочной деятельности.
Промышленные предприятия зачастую имеют широкий спектр закупаемых номенклатурных позиций, что, в свою очередь, предполагает построение взаимоотношений с десятками и даже сотнями поставщиков. Однако большинство предприятий до сих пор не имеет комплексных информационных баз по работе с контрагентами, что в условиях «нарастания» информационного потока затрудняет накопление информации о поставщиках, отслеживание эффективности их работы и т. д.
В связи с этим возникает потребность в комплексном подходе к управлению взаимоотношениями с поставщиками, для чего применяется актуальная современная система «Управление взаимоотношениями с поставщиками» (БИМ-система). БИМ-система позволяет качественно повысить уровень управления деятельностью в сфере закупок и значительно повысить эффективность работы предприятия.
БИМ-система представляет собой прикладное программное обеспечение, позволяющее оптимизировать бизнес-процессы МТО путём их автоматизации и интеграции в единое информационное пространство [4].
Современные БИМ-системы охватывают полный цикл снабжения, помогают оптимизировать процессы выбора контрагентов, расширяя сотрудничество с ними и сокращая временной интервал от определения потребности до регистрации счетов-фактур отгруженной продукции. Немаловажным является и то, что 1Т-решения должны рационально вписываться в уже существующий информационный ландшафт предприятия, то есть иметь взаимосвязь с различными внедрёнными информационными системами в целях объединения информационных потоков и различных процессов в единое целое на организационном и технологическом уровнях.
Сегодня 1Т-компании предлагают множество программных продуктов для автоматизации процессов закупок, однако для промышленных предприятий наиболее адекватным решением является разработка и внедрение собственной БЯМ-системы. При разработке БИМ-системы необходимо учитывать специфику работы предприятия. Так, основными модулями, входящими в контур БИМ-системы промышленного предприятия, могут являться:
- определение источников поставок (анализ рынка поставщиков; расчёт рейтинга поставщиков; выбор поставщиков);
- оперативное снабжение (планирование закупок; размещение заказа; управление закупочными операциями; управление счетами);
- сотрудничество с поставщиками (регистрация поставщиков; реестр поставщиков; проектирование продукта; интеграция поставщиков в систему предприятия);
- стратегическое снабжение (анализ эффективности закупок; аттестация поставщиков; управление контрактами);
- управление данными (базы данных (БД) поставщиков, закупаемых МТР (услуг), критериев отбора поставщиков, ключевых показателей деятельности поставщиков; прочие данные);
- интеграция и бизнес-аналитика.
Комплексное внедрение БИМ-системы в текущей экономической ситуации для многих промышленных предприятий весьма проблематично, поэтому наиболее рациональным подходом является её поэтапная реализация, которую следует начать с исполнения модуля «Определение источников поставок». Основными этапами реализации данного
модуля являются: формирование баз данных (БД), необходимых для работы модуля, а именно: БД поставщиков, БД критериев отбора, БД ключевых показателей деятельности (КР1) поставщиков; формулирование методики отбора поставщиков; разработка алгоритма работы модуля; написание «исходного кода»; апробация и корректировка недочётов; обучение персонала по работе с модулем; мониторинг работы модуля системы и её поддержание.
В основе работы БИМ-системы лежит заложенный в неё алгоритм. Так, алгоритм модуля «Определение источников поставок» состоит из 22 этапов [5], посредством прохождения которых производится автоматизированный выбор поставщиков, на основе сформированных БД, а также мониторинг их деятельности.
На первом этапе пользователь выбирает из базы данных МТР и услуг необходимую закупаемую позицию, в соответствии с которой в дальнейшем будут автоматически введены перечни поставщиков, критериев их отбора и показателей мониторинга их деятельности из соответствующих БД. После этого пользователю необходимо определить является ли закупка МТР или услуги первичной либо же нет. Если закупка - первичная, то происходит выбор новых поставщиков, если же нет - то производится анализ внешней и внутренней среды предприятия в целях выявления изменений, которые оказывают непосредственное влияние на оценку деятельности текущих поставщиков, которая в последствии производится либо по заданным показателям, либо по вновь сформированным.
Результаты мониторинга работы поставщиков выводятся в виде результата сравнения фактических показателей с нормативными и имеют цветовую индикацию, что позволяет оперативно принимать решение: продолжать работу с поставщиками либо произвести их смену.
Выбор нового поставщика основывается на анализе рынка, формировании сводной таблицы по потенциальным поставщикам, проверке значений критериев отбора по ограничениям, расчёту количественных, качественных и интегральных оценок по методике [6]. Как только поставщик определён, с ним заключается контракт и начинается работа по выполнению заявок предприятия.
Формирование БД для модуля 8КМ-шстемы «Определение источников поставок». Формируемые базы данных являются залогом эффективности не только работы БИМ-системы, но и управления МТО в целом. Сегодня проблема выбора поставщика в закупочной логистике является одной из наиболее важных, так как правильный выбор поставщика - это залог успешного функционирования предприятия, всей цепи поставок в целом, а также создания долгосрочных партнёрских отношений с контрагентами [7]. Успех предприятия в обеспечении конечных потребителей готовой продукцией непосредственно зависит от того, насколь-
ко хорошо поставщики выполняют свои функции. Практика показывает, что около 50 % проблем, связанных с качеством производимой продукции, возникают из-за закупаемых МТР и услуг у поставщиков [8]. Выбор поставщика определяется целой системой критериев, которая в условиях нестабильного экономического развития является динамичной. К тому же, каждая номенклатурная позиция должна иметь свою систему критериев в силу специфических особенностей применения в производственном процессе.
Анализ научно-аналитической литературы позволил выделить ряд наиболее часто встречаемых критериев отбора поставщиков на промышленных предприятиях: количественные (цена, срок поставки, срок выполнения заказа, надежность поставки, гибкость, ритмичность поставки, отсрочка оплаты, финансовое положение и др.), качественные (качество МТР или услуг, качество обслуживания, репутация поставщика, удалённость от поставщика, производственные мощности и др.), релейные (отслеживание выполнения заказа или перевозки, наличие собственного автопарка, наличие собственной лаборатории качества, наличие сертификатов соответствия международным требованиям, наличие необходимых лицензий, разрешений, соответствие услуг требованиям договора, использование системы FIFO, возможность внеплановых поставок, своевременное предоставление отчётности и др.) [9-11].
Предположим, что для оценки поставщиков номенклатурной позиции № 1 промышленного предприятия А был составлен перечень оцениваемых показателей, в который вошли: цена комплектующего; срок выполнения заказа; отсрочка оплаты; степень удалённости поставщика; надёжность поставки; гибкость; финансовое положение поставщика; качество комплектующих; качество обслуживания; репутация поставщика; наличие необходимых сертификатов; возможность выполнения комплектующего «под заказ».
Для определения числовых значений критериев отбора предлагается использовать пятибалльную шкалу оценок. Критерии «цена комплектующего», «срок исполнения заказа», «отсрочка оплаты» имеют числовое выражение, поэтому для них содержание оценки не разрабатывается. В основе шкалы должна быть заложена способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями.
Любой выбор поставщика основывается на анализе групп данных. Так, значения критериев для отбора поставщиков должны быть получены путём проведения экспертного анализа на основании прайс-листов поставщиков, непосредственных переговоров с ними, доступных материалов в сети Интернет, отзывов партнёров поставщиков. В состав экспертной комиссии обычно входят: менеджер по работе с номенклатурной позицией, начальник управления материально-технических ресур-
сов, начальник управления сбыта готовой продукции, начальник планово-экономического отдела, начальник отдела технического контроля.
Кроме того, важным этапом в формировании взаимоотношений с поставщиками является не только их правильный выбор, но и постоянный мониторинг их деятельности. Оценку работы текущих поставщиков с предприятием можно произвести с использованием системы сбалансированных показателей (ССП), которые являются количественно измеримыми индикаторами фактически достигнутых результатов. Для этого формируется соответствующая БД КР1 поставщиков [5].
ССП разрабатывается на основе принятой стратегии по закупкам и включает четыре перспективы: финансы, клиенты, процессы, развитие. Стоит учитывать, что КР1 должны быть разработаны согласно поставленным целям по стратегии закупок, а также учитывать процесс внедрения БИМ-системы [12-13]. Так, формируется массив данных, на основе которых осуществляется дальнейшая процедура выбора поставщиков для МТО предприятия.
Заключение. Использование информационных систем стало необходимым условием для обеспечения гибкости и эффективности современной системы корпоративного управления. Ключевым направлением деятельности в управлении закупками на промышленном предприятии является управление взаимоотношениями с поставщиками. БИМ-система позволяет промышленному предприятию полностью контролировать весь цикл закупки по каждой номенклатурной позиции, при этом выстраивая стабильные и эффективные взаимоотношения с его поставщиками в долгосрочной перспективе.
Внедрение БИМ-системы обладает рядом преимуществ как для предприятия, так и для его поставщиков. Комплексная система управления взаимоотношениями с поставщиками позволит промышленному предприятию: стандартизировать базу поставщиков; оптимизировать трудозатраты на снабжение; повысить качество закупочной деятельности, сократить затраты на снабжение, сократить длительность цикла снабжения, обеспечить прозрачность и управляемость процессов снабжения; повысить свою конкурентоспособность на рынке [14-15].
Формирование электронной базы поставщиков и проведение автоматизированного мониторинга являются залогом выбора эффективного поставщика и построения долгосрочных партнёрских стабильных взаимоотношений. К тому же, внедрение ССП для оценки деятельности поставщиков имеет ряд преимуществ [16]: формирует полную картину эффективности работы поставщиков, позволяет предупредить возникновение критических ситуаций, облегчает взаимодействие на организационных уровнях; формирует понимание стратегических целей у участников процесса МТО, облегчает обратную связь и обучение, мотивирует поставщи-
ков к стратегическому партнёрству, помогает преобразовать информационный массив в доступный ряд данных.
Библиографические ссылки
1. Морозевич Е. С., Пименова М. В. Управление взаимоотношениями с поставщиками на промышленном предприятии // Логистические системы в глобальной экономике : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 марта. 2016 г., Красноярск) ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. С. 256-259.
2. Снабженческая революция [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnikmckinsey.ru/manager-toolkit/snabzhencheskaya-revolyuciya (дата обращения: 01.05.2016).
3. Сергеев В. И. Управление цепями поставок : учебник для бакалавров и магистров. М. : Юрайт, 2015. 479 с.
4. Корпоративные информационные системы (ERP, BI, SRM, ECM) [Электронный ресурс]. URL: http://itps.com/services/srm (дата обращения: 07.03.2016).
5. Морозевич Е. С., Пименова М. В. SRM-система как основа стратегического развития взаимоотношений с поставщиками // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5. С. 715-721.
6. Лукинский В. С. Модели и методы теории логистики : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2008. 448 с.
7. Морозевич Е. С., Пименова М. В. Совершенствование материально-технического обеспечения промышленного предприятия // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. творческой молодежи (11-15 апреля 2016 г., г. Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. С. 185-187.
8. Проблемы материально-технического обеспечения промышленных предприятий в России и пути их решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lobanov-logist.ru/library/344/60951/ (дата обращения: 11.05.2016).
9. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики : учебник / под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. М. : Проспект, 2013. 344 с.
10. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Плетнева Н. Г. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для академического бакалавриата. СПб. : Питер, 2016. 359 с.
11. Пименова М. В. Процедура выбора логистического посредника при транспортировке нестандартного груза // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (11-14 нояб. 2014, г. Красноярск) : в 3 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. Ч. 2. С. 443-445.
12. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон ; под ред. М. Павловой. М. : Олимп-Бизнес, 2014. 314 с.
13. Система KPI (Key Performance Indicator): разработка и применение показателей бизнес-процесса. Показатели эффективности [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessstudio.ru/ procedures/business/kpi (дата обращения: 27.03.2016).
14. Сергеев В. И., Эльяшевич И. П. Управление взаимоотношениями с поставщиками // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 3. С. 28-33.
15. Проценко И. И., Лайков Д. В. Технология SRM и её роль в системе централизованных закупок предприятия // Логистика. 2015. № 5. С. 44-47.
16. Лукинский В. В., Шульженко Т. Интегральная оценка эффективности логистической деятельности с использованием ключевых показателей // Логистика и управление цепями поставок. 2011. № 6. С. 61-68.
References
1. Morozevich E. S., Pimenova M. V. [Supplier relationship management in industrial enterprises]. VI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferen-ciya "Logisticheskie sistemy v globalnoj ehkonomike" [VI International scientific and practical conference "Logistic Systems in Global Economy"]. Krasnoyarsk, 2016, P. 256-259. (In Russ.)
2. Snabzhencheskaya revolyuciya [Supplying revolution] Available at: http://www.vestnikmckinsey. ru/manager-toolkit/snabzhencheskaya-revolyuciya (accessed: 01.05.2016). (In Russ.)
3. Sergeev V. I. Upravlenie cepyami postavok [Supply chain management]. Moscow, Yurajt Publ., 2015,479 p.
4. Korporativnye informacionnye sistemy (ERP, BI, SRM, ECM) [Corporate information systems (ERP, BI, SRM, ECM)] Available at: http://itps.com/services/srm (accessed: 07.03.2016). (In Russ.)
5. Morozevich E. S., Pimenova M. V. [SRM-system as the basis of strategic development of relationship with suppliers]. Ehkonomika i predprinimatelstvo. 2016, No. 5, Р. 715-721 (In Russ.)
6. Lukinskij V. S. Modeli i metody teorii logistiki [Models and methods of logistics theory] /V. S. Lukinskij. St.Petersburg, Piter Publ,, 2008. 448 р.
7. Morozevich E. S., Pimenova M. V. [Improvement of material support of the industrial enterprise]. XII Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya tvorcheskoj molodezhi "Aktualnye problem aviacii I kosmonavtiki" [XII All-Russian scientific and practical conference of creative youth "Actual problems of aircraft and astronautics"]. Krasnoyarsk, 2016, p. 185-187. (In Russ.)
8. Problemy materialno-tekhnicheskogo obespecheniya promyshlennyh predpriyatij v Rossii I puti ih resheniya [Problems of material support of industrial enterprises in Russia and a way of its decision]. Available at: http://www.lobanov-logist.ru/ library/344/60951/ (accessed 11.05.2016). (In Russ.)
9. Anikin B. A. Rodkina T. A. Logistika i upravlenie cepyami postavok. Teoriya i praktika. Osnovy logistiki [Logistics and management of chains of deliveries. Theory and practice. Fundamentals of logistics]. Moscow, Prospekt Publ., 2013, 344 p.
10. Lukinskij V. S. Logistika i upravlenie cepyami postavok [Logistics and management of chains of deliveries]. St. Petersburg, Piter Publ., 2016, 359 p.
11. Pimenova M. V. [Procedure of logistic intermediary selection for nonstandard freight transportation]. XVIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya "Reshetnevskie chteniya" [XVIII International scientific conference "Reshetnevsky Readings"]. Krasnoyarsk, 2014, P. 443-445. (In Russ.)
12. Kaplan R. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej. Ot strategii k dejstviyu [Balanced system of indicators. From strategy to action]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2014, 314 p.
13. Sistema KPI (Key Performance Indicator) [KPI system (Key Performance Indicator)] Available at: http://www.businessstudio.ru/procedures/business/kpi (accessed 27.03.2016). (In Russ.)
14. Sergeev V. I., Ehlyashevich I. P. [Supplier relationship management]. Logistika i upravlenie cepyami postavok. 2012, No. 3, р. 28-33 (In Russ.)
15. Procenko I. I., Lajkov D. V. [Supplier relationship management]. Logistika. 2015, No. 5, р. 44-47 (In Russ.)
16. Lukinskij V. V., Shulzhenko T. [Integrated assessment of efficiency of logistic activity with use of key performance indicators]. Logistika i upravlenie cepyami postavok. 2011, No. 6, Р. 61-68 (In Russ.)
© Mopo3eBm E. C., n«MeHOBa M. B., 2016
Для цитирования: Морозевич Е. С., Пименова М. В. SRM-система как инструмент повышения эффективности материально-технического обеспечения промышленного предприятия // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С. 60-64.
For citations: Morozevich E. S., Pimenova M. V . SRM-sistem as instrument of increase efficiency of material support industrial enterprise // Social and economic systems management. 2016. № 3. Р. 60-64. (In Russ., abstr. in Engl.)