Научная статья на тему 'Новые подходы к организации самостоятельной учебной деятельности студента и ее информационно-методического обеспечения при обучении иностранным языкам'

Новые подходы к организации самостоятельной учебной деятельности студента и ее информационно-методического обеспечения при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / SYSTEM OF STUDENTS' SELF-STUDY / BASIC COMPETENCES / INFORMATIONAL AND METHODIC PROVISION / VIRTUAL SPACE / COMPUTER-ASSISTED MEANS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обдалова Ольга Андреевна

Рассматриваются специфика и проблемы организации самостоятельной учебной деятельности студентов (СУДС) при обучении ИЯ с учетом современных требований и условий. Обосновывается необходимость воспитания личности специалиста, обладающего как иноязычной, так и информационно-коммуникационной компетенцией, способного саморазвиваться. Исследуются условия эффективной организации СУДС как целостной системы на основе продуманной и методически организованной информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to organization of students' self-study activity and its informational and methodic provision when teaching foreign languages

Specificity and challenges of organization of students' self-study system in the modern environment when teaching foreign languages are examined. The necessity of upbringing the personality of a modern specialist having both linguistic and information and communication competences, capable of self-development is substantiated. The integrity of a self-study system on the basis of methodically well-organized informational and educational environment is granted as an important condition of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к организации самостоятельной учебной деятельности студента и ее информационно-методического обеспечения при обучении иностранным языкам»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА И ЕЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

О.А. Обдалова

Аннотация. Рассматриваются специфика и проблемы организации самостоятельной учебной деятельности студентов (СУДС) при обучении ИЯ с учетом современных требований и условий. Обосновывается необходимость воспитания личности специалиста, обладающего как иноязычной, так и информационно-коммуникационной компетенцией, способного са-моразвиваться. Исследуются условия эффективной организации СУДС как целостной системы на основе продуманной и методически организованной информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: система организации самостоятельной учебной деятельности, базовые компетенции, информационно-методическое обеспечение, виртуальное пространство, компьютерные средства обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционного обучения к инновационному. Концепция модернизации образовательной системы на период до 2010 г. особую роль отводит самостоятельной деятельности обучаемых. Она предусматривает повышение ее роли и усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального и личностного роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы [16, 21]. В связи с этим в настоящее время многими учеными исследуется проблема организации СУДС, отвечающей современным задачам высшего образования [2, 5-8, 11, 18, 20, 31, 32].

Особенно значима проблема организации СУДС при изучении иностранных языков. В последнее время сокращаются учебные часы, которые отводились на аудиторное изучение иностранного языка. При этом цели обучения требуют подготовки специалистов, владеющих иностранными языками на уровне, позволяющем осуществлять эффективную межкультурную коммуникацию. Иноязычная коммуникативная компетентность сегодня представляет собой определённый уровень владения иноязычной коммуникацией, позволяющий обучаемым коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать своё речевое поведение в зависимости от функциональных факторов. Проблема повышения качества преподавания иностранного языка как средства межкультурно-го общения поднимается многими учеными [4, 9, 19, 29, 30]. Важность умения осуществлять коммуникацию на профессионально значимом уровне подчеркивает С.Г. Тер-Минасова [29].

Для реализации современной цели языкового образования преподавателю необходимо чётко представлять условия и средства формиро-

вания иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам. Г.В. Елизарова отмечает, что для овладения межкуль-турным общением необходимо обладать межкультурной компетенцией (МКК), характеризующейся особой природой. Она указывает на необходимость развития «такого качества языковой личности, которое позволяет ей выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности» [9. С. 236].

Следует добавить, что одним из доминирующих факторов общественного развития стала информатизация, которая активно внедряется не только в научную и производственную деятельность, но и в повседневную жизнь [17]. Условия информационного общества требуют от специалистов любого профиля умения полноценно использовать новые информационные технологии, глобальные компьютерные сети и компьютерные телекоммуникации в профессиональной деятельности [8, 13-16, 23-27, 31]. А непрерывный характер современного образования подталкивает его субъектов к постоянному самостоятельному повышению уровня владения умениями межкультурного общения. Следовательно, обучение ИЯ в современных условиях должно быть направлено на развитие личности специалиста, обладающего как иноязычной, так и информационно-коммуникационной компетенцией, способного саморазвиваться.

Несоответствие между целями обучения ИЯ, с одной стороны, и отводимым для этого аудиторным временем, а также отсутствие языковой среды, наличие значительной разницы в уровне владения иноязычной компетенцией, степени мотивации и сформированности учебных умений, психофизиологических особенностей у студентов одной учебной группы - с другой, заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной учебной деятельности студентов для овладения базовыми компетенциями.

Для решения данной проблемы необходимо изменить подход к организации самостоятельной работы студентов по изучению ИЯ и разработать такую систему СУДС, которая бы гибко откликалась на требования времени и способствовала бы воспитанию современного специалиста.

Становление дидактической системы обучения с доминантой на самостоятельной деятельности обучаемого предопределяется ее организацией и управлением. Активизация и эффективность СУДС будут во многом зависеть от умения преподавателя оптимально организовывать эту деятельность и управлять ею, что находится в непосредственной связи с тем, что включается в содержание самостоятельной учебной деятельности, какие условия и средства реализуются при ее организации.

Необходимо учесть, что при обучении иностранному языку СУДС обладает определенной спецификой, заключающейся в том, что её предметом является речевая деятельность, которая есть и цель СУДС, и средство её реализации. В теории и на практике также широко применяется понятие «самостоятельная работа» (СР). В ходе анализа и синтеза существующих в отечественной и зарубежной науке определений самостоя-

тельной работы установлено, что СР понимается как вид учебной деятельности студентов без помощи, но под наблюдением преподавателя; как метод обучения, успех которого возможен и без руководства обучающего; как форма организации познавательной деятельности без чьей-либо помощи и как дидактическое средство высшей школы [2, 3, 5, 8]. При этом мы приходим к выводу, что «работа» носит операциональный, т.е. тренировочный, характер, в то время как «деятельность», в отличие от «работы», обязательно предполагает творческий аспект.

В.В. Бурлаков [4], Н.И. Говорова [6], Н.Ф. Коряковцева [11], Н.П. Никитина [20], Е.К. Осильянц [22], Л.Н. Раинкина [24], О.Н. Щеголева [32] отмечают необходимость постоянной интеллектуальной активности обучаемого в значимых для него сферах деятельности при изучении ИЯ.

Очевидно, что СР по иностранному языку является фундаментом для активизации самостоятельной деятельности и представляет собой процесс овладения обучающимися операциями и действиями с языковыми единицами, а также основой для выработки навыков совершать языковые поступки на иностранном языке. В нашей системе самостоятельная работа выступает как средство организации и реализации СУДС.

Понимание самостоятельной учебной деятельности как сложной динамической системы, а обучаемого - как субъекта этой системы требует от преподавателя как другого субъекта этой системы создания такой педагогической обучающей среды, которая бы развивала приемы познавательной деятельности студента, способствовала эффективной реализации целей и задач обучения ИЯ по развитию базовых компетенций в современных условиях. Такая система должна использовать адекватное этой деятельности информационно-методическое обеспечение. Адекватность достигается посредством привлечения разнообразных средств реальной и виртуальной образовательной среды в соответствии с конкретными целями и задачами обучения, уровнем подготовленности обучаемых и их интересами. Это позволяет создавать такие внешние условия и факторы воздействия, которые развивают не только нужный вид деятельности, но также и необходимое для этой деятельности внутреннее состояние обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и психическую готовность.

Обращение к междисциплинарным исследованиям, учитывающим не только когнитивные процессы и лингвистическую составляющую обучения ИЯ, но и личность обучающегося, позволяет провести анализ и определить характеристики, способствующие эффективной организации и управлению СУДС. Для достижения поставленных коммуникативных целей, осуществления эффективной коммуникации представителей разных культур необходимы специфические знания, навыки и умения, составляющие его базовые компетенции. Развитие этих компетенций во многом определяется личной активностью и самостоятельностью учащихся, уровнем их самосознания, адекватностью самооценки, рефлексивностью мышления, умением планировать свои действия для дости-

жения поставленной цели, способностью к самокоррекции, в проявлении инициативности и готовностью к творческой деятельности.

Современные требования к усилению степени автономии обучаемых неразрывно связаны также с новыми требованиями к информационно-методическому обеспечению процесса обучения. На пути достижения готовности к автономии в образовании, как отмечает Е.Н. Соло-вова, необходимо решить ряд задач. Они связаны с развитием у обучаемых определенных способностей, которые в недавнем педагогическом процессе не были востребованы в полной мере. Автор отмечает важность умения самостоятельно ставить перед собой конкретные для всего процесса обучения или его отдельного этапа цель и задачи обучения и концентрировать на них внимание; умения самому управлять процессом собственного образования; способности контролировать и оценивать динамику своего развития; соблюдать определённые сроки контроля; а также важность партнерского характера взаимоотношений между обучаемым и обучающим [28. С. 129].

Отсюда следует, что при обучении ИЯ необходимо организовать самостоятельные действия каждого обучаемого. Опираясь на теорию деятельности, к наиболее эффективным способам формирования необходимого уровня ИКК мы относим организацию самостоятельной аудиторной и внеаудиторной деятельности с помощью методически разработанной информационной образовательной среды. Как отмечает М.Г. Евдокимова, информационно-образовательная среда является «средой моделирования иноязычного общения; источником иноязычных аутентичных учебных материалов разного уровня сложности, предоставляя доступ к иноязычным информационным ресурсам; средой создания и обновления профессионально значимых продуктов учебной деятельности в виде банков информации, таких как словари, энциклопедии, тексты и пр.» [7. С. 9].

Эффективной организации СУДС может способствовать оптимально организованная и управляемая со стороны преподавателя информационно-обучающая виртуальная среда. Интеграция виртуальной обучающей среды в самостоятельную учебную деятельность студента может значительно повысить мотивацию обучаемого и эффективность учения.

Эффективность учения обусловливается рядом объективных преимуществ информационного виртуального пространства. Фактом является то, что современное поколение - это поколение людей информационного общества. Они воспитались преимущественно не на текстовой, а на визуально представленной информации. Исследования физиологов показывают, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор [30. С. 15].

М. А. Кравец [12], Н.С. Попов, Р.П. Мильруд, Л.Н. Чуксина отмечают ряд преимуществ «сложившейся сегодня среды информационного обмена» [23. С. 7-9]. Современные мультимедийные программы комбинируют звук, видеоизображение и тексты, «что позволяет эффектив-

но использовать все известные способы представления знаний». С их помощью легко добиваться значительно большей информативности учебных материалов и концентрировать внимание на нужных фрагментах. Учебный процесс с использованием современных обучающих средств является «когнитивным инструментом», «усиливающим умственные способности учащихся на этапах обдумывания, решения задач и анализа результатов». Современная «информационно-инструментальная среда» обеспечивает самостоятельность обучаемого и контроль за ходом его работы с учебными материалами. Большие возможности для активизации СУДС представляются при использовании программы для создания мультимедийных презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

Другие интересные данные дает педагогическая физиология, распределяя эффективность различных режимов обучения следующим образом: при чтении текстового материала - 10%, при восприятии информации на слух - 20, при сочетании визуальной и аудиоинформации - 50, при обсуждении информации с другими - 70, получение знаний на основе собственного опыта - 80, объяснение материала другому - 90% [31]. Следовательно, визуально воспринятую информацию затем необходимо критически осмыслить и актуализировать посредством обсуждения с партнерами по общению. Мы поддерживаем мысль о том, что именно в «деятельности по обработке и усвоению» знаний учащимся заключается смысл обучения [25]. Поэтому система организации СУДС должна оптимально комбинировать внеаудиторные и аудиторные формы самостоятельной учебной деятельности.

Одним из важных инструментов информационного виртуального пространства служит всемирная сеть Интернет, предоставляющая широкие возможности для самостоятельной работы студентов [13, 14, 16]. Как правильно отмечает М.Г. Евдокимова, «...возникающая благодаря Интернету виртуальная реальность, становящаяся новым технологическим, психофизиологическим и социокультурным способом бытия человека в мире, формирует принципиально новый тип символического существования человека, культуры, социума и новый характер общения, в том числе и межкультурного, специфическими особенностями которого становятся виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность» [7. С. 17].

С дидактической точки зрения преимущество сети Интернет перед традиционными средствами обучения заключается в ряде ее достоинств. Этот информационный образовательный ресурс обладает неисчерпаемым запасом материалов, отвечающих принципам аутентичности, коммуникативной направленности обучения и его индивидуализации. Ресурсы Интернета являются отличной визуальной опорой при восприятии и усвоении как новой информации, так и информации для повторения. Важное достоинство ресурсов сети Интернет в том, что они предстают на момент пользования уже в готовом виде, что значительно сокращает время преподавателя на предварительную дидактическую и методическую разработку. Материалы сети Интернет способствуют овладению

иностранным языком на коммуникативном уровне, расширяют знания о культуре страны изучаемого языка. Различные Интернет-сайты могут быть применены для развития соответствующих компетенций. Пользование Интернетом развивает межкультурную компетенцию, т.к. обеспечивает возможность участвовать в реальной коммуникации с представителем другого социума. Помимо этого, В.А. Коломиец отмечает специфику «пространственно-временных характеристик виртуального пространства», заключающуюся в снятии ограничения, связанного с местом и временем получения образовательных услуг [10. С. 86]. Благодаря этому пользователь может обучаться дистанционно в любое удобное для него время, находясь в любой точке пространства. Самой популярной на данный момент является всемирная сеть World Wide Web. Её несомненные достоинства - доступность и богатство ресурсов.

Но наряду с достоинствами имеются и серьезные недостатки. Во-первых, это ее ничем не ограниченный объем; во-вторых - неструктури-рованность информации. Все это существенно затрудняет поиск необходимого материала. В-третьих, отсутствие контроля над качеством и содержанием размещенных в виртуальном пространстве материалов ведет к появлению материалов низкого качества. Поэтому преподаватель обязательно должен ознакомиться с содержанием сайтов и материалов, выявив их образовательный потенциал и оценив с точки зрения соответствия целям обучения, прежде чем рекомендовать их студентам для самостоятельного пользования.

Помимо Интернета существует огромное количество различных компьютерных программ и курсов учебного назначения. Такие программы основываются на максимальном использовании наглядности, которая с помощью компьютера реализуется чрезвычайно эффективно. Многие компьютерные учебные курсы используют новые возможности презентации учебного материала на компьютерном диске. Специфическими особенностями компьютерных средств обучения, по мнению М.А. Бовтенко, являются интерактивность; использование комплекса средств для представления информации: текста, графики, звука, видео; индивидуализация обучения; адаптивность; немедленное предоставление обратной связи [1. С. 17]. К преимуществам компьютерных программ Н.С. Попов, Р.П. Мильруд, Л.Н. Чуксина относят также «оперативные возможности управления учебным процессом» и их особую роль в дидактическом плане, поскольку они обеспечивают «введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяя использовать все виды наглядности» [23. С. 6].

Компьютерные программы особенно хорошо подходят для самостоятельной работы по закреплению материала, изученного на занятии, а также для подготовки к аудиторному занятию [1. С. 51]. Они обеспечивают формирование языковых навыков и речевых умений на основе как жесткого опосредованного программой управления, так и гибкого управления со стороны преподавателя [7]. Компьютерные словари и эн-

циклопедии являются ценным источником лингвистической и страноведческой информации, замечательным материалом для практики в аудировании, для подготовки докладов, рефератов на иностранном языке.

Особенность информационно-коммуникационной среды состоит в том, что она создает принципиально новые средства обучения, которые постепенно берут на себя функции других средств обучения. В этом процессе компьютер «приобретает статус комплексного, интегративного и универсального технического средства обучения» [7. С. 13]. Интегрирование компьютерных средств обучения в СУДС позволяет посредством варьирования программами и ресурсами использовать эффективные средства обучения и приемы работы в соответствии с интересами самого обучаемого, уровнем его подготовки и временем, выделенным для работы. Именно возможность максимально индивидуализировать обучение отмечается как важное качество новой «информационно-инструментальной учебной среды» [23. С. 7].

Таким образом, новая педагогическая информационно-образовательная среда обучения создается совокупностью программно-аппаратных и традиционных средств обучения и подразумевает более независимую и самоуправляемую учебную деятельность студента. Как показывает наше исследование, способность студентов к осуществлению самостоятельной деятельности будет развиваться при условии организации СУДС как целостной системы на основе продуманной и методически организованной информационно-образовательной среды.

Литература

1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. 91 с.

2. Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранному языку. Кишинёв: Штиинца, 1988. 136 с.

3. Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранному языку взрослых: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993.

4. Бурлаков В.В. Использование средств визуализации в деловом общении // Научно-лингвистические и психолого-педагогические проблемы преподавания иностранного языка: Матер. межвуз. науч.-практ. конф. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. 216 с.

5. Гарунов М.Г., Пидкасистый Г.И. Самостоятельная работа студентов. М., 1978. 84 с.

6. Говорова Н.И. Система самостоятельной работы над лексикой. Методика обучения ИЯ в системе непрерывного образования: Сб. науч. тр. Минск: Вышейш. шк., 1991. 144 с.

7. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 49 с.

8. Елизаров А. С. Информационно-технологическая поддержка деятельности при организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. СПб., 2005. 172 с.

9. ЕлизароваГ.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.

10. Коломиец В.А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка // ИЯШ. 2003. № 3. С. 86-90.

11. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы для изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.

12. Кравец М. А. Сравнительный анализ неидеальных каналов // Организационная коммуникация (Оргком - 2005). Organizational communication (Orgcom - 2005): Матер. 1-й Междунар. конф. / Под общ. ред. И.Н. Розиной. Ростов на/Д.: Изд-во ИУБиП, 2005. 112 с.

13. Кревский И.Г. Информационные технологии в учебном процессе. 2003. Ч. 3. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r36864/stup090.pdf

14. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования / Сб. науч. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии». Вып. 1. ГНИИ ИТТ «Информатика». М.: Просвещение, 2003. С. 182-218. Режим доступа: http://ict.edu.ru/ft/001б83/Soldatkin/pdf

15. Матвеева Н.В. Использование компьютерных технологий для работы с профессионально-ориентированным текстом (английский язык, среднее специальное учебное заведение) // Образование: исследовано в мире М.: OIMRU, 2000. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=517

16. Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 г. № 4452).

17. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н. Манеева, Р.П. Мильруд. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. 1б0 с.

18. Миллер Д. А. Умственная самостоятельность студентов как критерий успешности новых образховательных технологий, реализуемых в процессе обучения // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-08.htm

19. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. М.: Дрофа, 2005. 253 с.

20. Никитина Н. П. Самостоятельная учебная деятельность как целостный процесс нри изучении иностранных языков: Матер. межвуз. науч.-нракт. конф. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. С. 139-144.

21. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Письмо Минобразования РФ № 14-55-99бин/15 от 27.11.2002 г. Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_80204.html

22. Осильянц Е. К. Самостоятельная работа студента как средство активизации интеллектуальной деятельности: Автореф. дис. ... канд. нед. наук. Душанбе, 1975. 32 с.

23. Попов Н.С., Мильруд Р.П., Чуксина Л.Н. Методика разработки мультимедийных учебных пособий. М.: Машиностроение-1, 2002. 128 с.

24. Раинкина Л.Н. Виртуальный преподаватель «ИнформГидро» // Educational Technology and Society. 2005. № 8 (2). Р. 298-312. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/v8_i2/html/8.html

25. Раинкина Л.Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/exhibit/portal/2007/02-21/doc2.doc

26. Розина И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999. Режим доступа: http://oim.ru/reader.asp?nomer=448

27. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. М.: Логос, 2005.

28. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа современной модели образования и развития личности // Сб. науч. ст. Таганрог, 2004. 247 с.

29. Тер-Минасова С. Г. Что мешает повышению качества преподавания иностранных языков как средства общения между профессионалами // Вестн. МГУ. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 200б. № 3. С. 7-13.

30. Титова С.В. Проблема адекватной визуализации в преподавании иностранного языка // Вестник МГУ. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 200б. № 3. С. 14-23.

31. Чучалин А.И., Данилова Е.А. Организация самостоятельной работы студентов но профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью Интернет-ресурсов, сервисов и LMS сред. Режим доступа: http://it2005.petrsu.ru/papers/0081.doc

32. Щеголева О.Н. Реализация индивидуальных учебных стратегий в рамках самостоятельно контролируемой работы студентов // Организационная коммуникация (Орг-ком -2005). Organizational communication (Orgcom - 2005): Матер. 1-й Междунар. конф. / Под общ. ред. И.Н. Розиной. Ростов н/Д.: Изд-во ИУБиП, 2005.

NEW APPROACHES TO ORGANIZATION OF STUDENTS’ SELF-STUDY ACTIVITY AND ITS INFORMATIONAL AND METHODIC PROVISION WHEN TEACHING FOREIGN LANGUAGES Obdalova O.A.

Summary. Specificity and challenges of organization of students’ self-study system in the modern environment when teaching foreign languages are examined. The necessity of upbringing the personality of a modern specialist having both linguistic and information and communication competences, capable of self-development is substantiated. The integrity of a self-study system on the basis of methodically well-organized informational and educational environment is granted as an important condition of its effectiveness.

Key words: system of students’ self-study, basic competences, informational and methodic provision, virtual space, computer-assisted means of teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.