Психологические проблемы реализации инновационных технологий
в образовании
УДК 378.016
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Р.П. Мильруд, Н.А. Коваль
В статье рассматривается проблема использования информационно-педагогических технологий в обучении иностранным языкам. Автор прослеживает историю вопроса, обращается к методологическим и методическим аспектам внедрения технологий в обучение, анализирует дистанционное обучение и формулирует этические принципы применения информационных технологий в педагогических целях
Ключевые слова: информационно-педагогические технологии, обучение языку, дистанционное обучение, информационно-педагогическая компетенция учителя, этика применения технологий
1В педагогической деятельности все информационно-педагогические технологии
делятся на технологии обучающие, развивающие, образовательные. Обучающие технологии
рассчитаны на систематическое и регулярное их применение учителем в решении задач обучающей деятельности. Развивающие технологии разрабатываются для активного
совершенствования познавательных функций учащихся, пользующихся интернет ресурсами. Образовательные технологии предназначены для расширения познавательных ресурсов для всех пользователей и удовлетворения их интеллектуальных запросов.
Информационно-педагогические технологии, как показывают исследования, повышают мотивацию учения, расширяют обучающие возможности
педагогическую
раздвигают
пространства,
возможности
учителя, интенсифицируют и учебную деятельность, границы образовательного развивают познавательные участников, насыщают
педагогический процесс электронными ресурсами, уравнивают образовательные возможности представителей разных социальных групп [1]. Внедрение информационно-педагогических
технологий способствуют тому, что учебная деятельность учащихся становится более активной, конструктивной, интерактивной, диалоговой, рефлективной.
Использование информационно-
педагогических технологий в обучении английскому языку закономерно ставит проблему информационно-педагогической компетенции учителя иностранных языков, то есть, тех практических знаний современных возможностей компьютера и интернет, и связанных с этим
Мильруд Радислав Петрович - Центр развития и социальнопсихологической адаптации детей, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected] Коваль Нина Александровна - ТГУ им. Г.Р. Державина, д-рпсихол.наук, профессор, тел. 8(4752) 45-22-13, доб. 8521
умений, которые необходимы педагогу в его обучающей деятельности.
Информационно-педагогическая компетенция учителя включает, на наш взгляд, следующие компоненты: цифровой, ресурсный,
технологический.
Цифровой (digital) компонент объединяет знания учителя о возможностях компьютера и интернет, навыки компьютерного пользователя и умения в доступных пределах модифицировать материалы и программное обеспечение, приспосабливая их к своим профессиональным нуждам, а также устраняя некоторые сбои в работе. Цифровой компонент - это компетенция
«правильной кнопки».
Ресурсный компонент информационнопедагогической компетенции учителя означает не только представления учителя о бесконечных запасах информации всемирной компьютерной сети, но и умения найти нужную информацию, систематизировать ее, превратить в методической пособие и использовать в обучающих целях. Ресурсный компонент - это компетенция
«правильного адреса».
Технологический компонент
информационно-педагогической компетенции нужен учителю для того, чтобы умело пользоваться компьютером и интернет не только как источником информации, но и средством обработки
информации, глобальной коммуникации,
принимать педагогические решения, создавать электронные дидактические пособия, а также публиковать свои материалы и проекты во «всемирной паутине». Для этого учителю
необходимо владеть компьютерными редакторами различных типов, переводчиками, вики энциклопедиями, электронными таблицами, словарями, обучающими тренажерами и сайтами, социальными сервисами, программными
оболочками типа e-leaming и др. Технологический компонент - это компетенция «правильного решения», то есть, способность
целенаправленно построить взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе наиболее полной реализации имеющегося потенциала информационно-педагогических
технологий.
Учитель с достаточным уровнем информационно-педагогической компетенции владеем ресурсами компьютера и интернет не только на пользовательском, но и авторизованном уровне. Покажем это в таблице:
Информационно-педагогическая компетенция Пользовательский уровень Авторизованный уровень
Цифровой компонент Обработка материала Создание материала
Ресурсный компонент Использование ресурсов Создание ресурсов
Технологический компонент Заполнение готовых «рамок» Расширение готовых трафаретов и создание собственных «рамок»
Авторизованный уровень информационнопедагогической компетенции учителя означает, что этот специалист может создавать с помощью компьютера собственные методические материалы и публиковать их в интернет. Например, учитель может опубликовать свои методические материалы на самостоятельно созданном интернет-сайте. Он может не только пользоваться готовыми электронными
пособиями, но и совершенствовать их в соответствии с потребностями своей профессиональной ситуации (customizesoftware). Учитель, работающий на «авторизованном» уровне, знает, как пользоваться «тестовым конструктором» для создания собственных контрольно-измерительных материалов. Учитель, обладающий информационно-педагогической компетенцией на авторизованном уровне, умеет не только создать собственный сайт в интернете с помощью шаблонов, но и предложить собственное решение. Он может не только импортировать необходимый учебный материал в обучающую среду e-learning, но и разместить там собственные дидактические материалы. Ему под силу не только участвовать в интернет-форуме, но и создать собственное интернет-сообщество.
Информационно-педагогическая компетенция учителя английского языка - это
один из главных признаков после-коммуникативного периода развития
лингводидактики и эпохи «после метода». Именно в этот период наиболее четко проявляется в педагогической деятельности «Я-концепция» учителя и его педагогическая индивидуальность [2].
Информационно-педагогические технологии оказались настолько
всепроникающими в обучении иностранным языкам, что обусловили существенные изменения не только в обучающей деятельности, но и языковом тестировании. Компетентный учитель владеет обучающими приемами языкового тестирования с применением информационных технологий и способен создать собственные контрольно-измерительные материалы в виртуальной среде.
Обучающие приемы
Внедрение информационно-педагогических технологий в обучение иностранным языкам сопровождалось как преобразованием существующих приемов обучения, так и появлением новых способов организации познавательной деятельности учащихся.
Приемы обучения, реализуемые с помощью современных технологий, представлены в матрице:
Технология Прием Функция
Электронный Словарь Поиск лексических значений Расширение запаса слов учащихся
Конкордеры Поиск примеров живого языка Формирование аутентичных языковых представлений
Языковые игры Классификация слов и структур, исключение «лишнего», восстановление логики рассказа в картинках и др. Непроизвольное запоминание материала, развитие критического мышления, тренировка речевой реакции, релаксация и смена видов деятельности.
Электронный переводчик Редактирование перевода Обучение переводческой деятельности
Электронные тренажеры Задания в формате языковых тестов, упражнения на запоминание материала Формирование тестовой компетенции учащихся, целенаправленная языковая тренировка, подготовка к языковому тестированию.
Компьютерные «шаблоны» (деловое письмо, факс и т.п.) Написание деловых писем, заполнение бланков и проч. Обучение деловой и личной переписке, работе с документами
Компьютерный редактор (Word и др.) Обучение письму в заданном формате Умение выдерживать объем слов, проверять орфографию, редактировать стиль
Графический редактор Изготовление учащимися своего графического материала и обучение с опорой на изображение Активизация изобразительного творчества, познавательной и речевой деятельности
Редакторы для презентаций Публично обращенная речь с опорой на наглядность Развитие коммуникативного умения публично обращенной речи
Видео- и аудио файлы Слушание с пониманием и восприятие фильмов Развитие умения слушать с пониманием, воспринимать содержание и культуру
Поисковые системы в интернет Поиск информации для учебных проектов Развитие познавательных умений, расширение общего и предметного кругозора
Шаблоны страниц в интернет Интернет проекты, создание собственных сайтов Развитие умений отбора, организации и публикации материалов в интернет, самоопределение и самоутверждение личности
Подкасты и «поточное» вещание Слушание с пониманием тематического и актуального материала Развитие умений слушания с пониманием аутентичных текстов тематического и актуального содержания, расширение культурных представлений
Электронная почта Деловая и личная переписка в интернет Развитие коммуникативных умений общения в электронной почте
СМС в мобильном телефоне Личная неформальная переписка Развитие коммуникативных умений неформального общения с помощью СМС
Чат технологии Неформальное общение в виртуальной группе Развитие коммуникативных умений устнописьменной речи в чате
Социальные сервисы (БЛОГ, вики-энциклопедии, и др.) Неформальное общение в виртуальном сообществе Развитие коммуникативных умений межличностного/межкультурного взаимодействия и лидирования в создании виртуальных ресурсов
Интерактивные возможности интернет Реализация предпочтений и удовлетворение познавательных потребностей пользователя Формирование и развитие познавательных целей, умений «приспосабливать» интернет к собственным нуждам, пользоваться «закладками», регулировать поступление информации, обеспечивать информационную безопасность
Материалы, представленные в матрице, показывают, что информационно-педагогические технологии не только значительно расширяют возможности обучения иностранным языкам, но и делают учащихся полноправными членами современного высокотехнологичного мира, интегрируя их в реальном и виртуальном межкультурном сообществе. Эти технологии прошли несколько этапов, включая доступ к информации на жестком диске, редактирование информации на жестком диске, поиск информации во «всемирной паутине», создание информации в интернет, мгновенную коммуникацию между участниками
информационных процессов, создание виртуальных сообществ, самореализация
личности во всемирной коммуникационной сети.
Такое преобразование существенно повлияло на приемы обучения иностранным языкам, проникая не только на уроки в компьютерных классах, но и в самостоятельную работу учащихся, а также в современные учебники [3]. Так, например, все больше учебных пособий по иностранным языкам, предлагают учащимся задания типа образовательных
проектов с поиском информации в интернет (webquest), интернет-проектов, чатов, блогов,
видеоконференций и проч. Усиливается интерес учителей и учащихся к поиску примеров «живого языка» в интернет-ресурсах и, особенно, в языковых корпусах с их безграничными иллюстративными возможностями. Такой поиск существенно облегчается с помощью особых программ, типа concordancers (конкордеры).
Этика применения информационнопедагогических технологий
Применение информационно-
педагогических технологий в обучении иностранным языкам связано с соблюдением ряда этических правил. В обобщенном виде, эти правила сводятся к тому, что необходимо:
- соблюдать авторские права при использовании в учебных целях материалов, размещенных в интернет и на электронных носителях,
- ограничивать учащимся доступ к информационным ресурсам аморального, агрессивного и асоциального содержания,
- публиковать в интернет только тщательно проверенную и правдивую информацию,
- проявлять скромность и уважение к достоинству других членов интернет сообществ в материалах публикаций о себе или представляемой группе/организации,
- следовать правилам информационной безопасности, прекращая посещение сайтов, содержащих угрозу заражения вирусами, распространяющих лживую информацию, вовлекающих в сомнительную активность и сообщать о подобных случаях администраторам сети.
Необходимость соблюдения подобных правил объясняется тем, что информационнопедагогические технологии принесли с собой не только неоспоримые преимущества, но и некоторые социальные угрозы, включая новые виды агрессивного поведения, преступлений в виртуальной сети и, даже, экстремизма.
Центр развития и социально-психологической адаптации детей (г. Тамбов) Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
INFORMATIOONAL AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL
PROCESS
R.P. Milrud, N.A. Koval
The paper deals with the problem of using informational and educational technologies in teaching foreign languages. The author traces back the history of this issue, addresses methodological (philosophical and practical) aspects of introducing technology in education, analyzes learning by distance and formulates ethical principles of applying information technologies for pedagogic purposes
Key words: Informational and educational technologies, teaching language, teaching and learning by distance, informational and educational competence of the teacher, ethics of using technologies
Литература
1. Коваль Н.А., Королев Д.С. Использование мультимедийных средств в работе школьного психолога, учителя // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы III междунар. науч.-практ. конф. 10 октября 2008 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - С. 252-257.
2. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. М. Дрофа. 2007.
3. Мильруд Р.П. Теория обучения языку. Т.2. Лингвистическая дидактика. Монография. Тамбов. 2003.
i49