УДК 316. 344. 34: 004 ББК 74. 3 + 73
Девтерова Зурета Руслановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра иностранных языков Майкопский государственный технологический университет
г. Майкоп Devterova Zureta Ruslanovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Foreign Languages Maikop State Technological University Maikop [email protected]
Новые информационные технологии в формировании познавательной деятельности лиц с ограниченными возможностями
New Information Technology in Informative Activity Formation of People
With the Limited Possibilities
В статье рассматриваются вопросы использования новых информационных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. С наступлением информационной эпохи меняется как сама схема передачи знаний, так и модель процесса обучения.
The questions of using the new information technologies in the training of people with the limited possibilities of health are considered in the article. With the approach of the information epoch both the scheme of the knowledge transfer and the model of training process are changing.
Ключевые слова: Интернет, лица с ограниченными возможностями, новые информационные технологии, социальная адаптация, учебный проект.
Key words: the Internet, people with the limited possibilities, new information technology, social adaptation, educational project.
На пороге ХХ! века развитие Интернет превратилось в фактор глобального значения, открывающий новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресур-
сам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся.
Использование новых информационных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлено не только стремлением к новизне, обучение на базе инфокоммуникационных технологий позволяет реализовать личностно ориентированный подход к личности учащегося, что является основным концептуальным направлением образования нового века.
В настоящее время важной задачей в области образования является создание условий, обеспечивающих доступность и качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Комплексное использование специальных информационных и дистанционных образовательных технологий - эффективное решение проблемы образования и социализации детей с особенностями психофизического развития.
Основная задача образования лиц с ограниченными возможностями здоровья заключается в формировании личности, способного к саморазвитию, самообразованию, к творческому применению знаний, инновационной деятельности. Вряд ли возможно, решить эту задачу только, передавая знания в готовом виде от преподавателя к учащемуся. Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении качества обучения лиц с ограниченными возможностями. Обучение должно сводиться к организации активной учебнопознавательной деятельности обучающихся, т.е. к развитию способности самостоятельно приобретать знания, умения сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
В настоящее время педагогические приемы, использующие в основном речь, мел и доску в образовательном процессе, отходят на второй план. Новые информационные технологии разрушают рамки традиционного образовательного процесса.
Глобальная компьютерная сеть Интернет - чрезвычайно ценный ресурс для реализации самых разнообразных моделей обучения лиц с ограниченными возможностями. По своей природе Интернет - один из самых лучших источников текущей информации, часто представляемой в интерактивном формате и практически не присутствующей в традиционном учебнике или учебном пособии [1].
Организация самостоятельной деятельности обучаемых, с использованием Интернет предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого учащегося и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). В первую очередь, речь при этом идет о широком применении метода проектов.
Современный образовательный проект рассматривается как дидактическое средство активизации успешной самостоятельной деятельности, социализации личности. Метод проектов всегда требует обязательного наличия задачи, которую необходимо решить. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую выполняют в течение определенного времени. Данная технология позволяет объединить в группу учащихся с разным уровнем подготовки и включить их в активную, посильную для них работу.
Учебный проект с использованием Интернет - технологий является сложным заданием и предполагает не только наличия знания определенного материала и применение конкретного навыка, но и владение компьютерной грамотностью. По определению Е.С. Полат, метод проектов - это «совокупность
приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решение определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути [3, с. 65].
Активное взаимодействие учащихся при создании проектов, совместная деятельность, при которой обсуждаются и координируются различные точки зрения на изучаемую проблему, вырабатывается решение, ведут к развитию их социальных компетенций. В то же время учителю необходимо обеспечить психологическую безопасность работы группы за счет включения наряду с рефлексивными, дискуссионными процедурами, упражнения на развитие чувства общности, доверия, поддержки.
Основная идея организации проектной деятельности обучающихся состоит в том, что лишь та деятельность выполняется с большим увлечением, которая выбрана самостоятельно. Самостоятельная работа предполагает выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль их выполнения и
др. [2].
Организуя проектную деятельность, преподавателю необходимо обратить внимание на тот факт, что самостоятельность обучаемого не может быть без воспитания ответственности, т.е. осознания учеником необходимости отвечать за свои действия и результаты. Ценность проектной деятельности заключается в том, чтобы научиться действовать в условиях множества существующих мнений и вариантов. Тот, кто уже в условиях школы развил в себе умение свободно осуществлять выбор, беря на себя ответственность, быстрее адаптируется к изменениям условий окружающей среды.
В то же время самостоятельная деятельность требует от обучаемого высокого уровня самодисциплины, предметной и личностной саморегуляции. Важным проявлением предметной саморегуляци является умение моделировать собственную деятельность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели. Личностный уровень саморегуляции предполагает формирование и развитие представлений о нормах взаимоотношений, высокий уровень самосознания, рефлексию, сформированность волевых качеств. Таким образом, основной идеей самостоятельной работы учащихся при создании коллективных проектов является активизация внутренних саморегулирующихся механизмов психического и личностного развития, а задача педагога - помочь ученику овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, а главное содействовать развитию способностей, творческого потенциала каждого ребенка [4].
Учебный проект базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика. При учебном проекте создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.
Работа над проектом выполняется в несколько последовательных этапов.
Первый этап - подготовительный. Определение целей, содержания проекта, формирование групп:
- группы формируются преподавателем до начала работы с учетом их психологической совместимости, с разным уровнем знаний;
- преподаватель определяет образовательные цели, которые он предполагает решить в ходе исследовательской деятельности учащихся в проекте;
- преподаватель продумывает стратегию поиска необходимых информационных материалов;
- преподаватель согласовывает предполагаемые источники информации, способы доступа к ним, способы обработки, чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки не только во время поиска нужной информации, но и работы с ней;
- выполняется общее задание, причем каждый участник выполняет свою часть;
- получив задание, учащийся анализирует его, консультируется с преподавателем.
Второй этап- разработка проекта. На этом этапе учащиеся работают с сетевыми материалами по выбранной теме.
В ходе исследования участники проекта усваивают методы поиска тематической информации в Интернете. Учащимися осваиваются способы навигации по сетям с использованием различных протоколов, они знакомятся с основными поисковыми системами, принципами сбора и классификации информации. Большое значение имеет приобретение навыков ориентироваться в информационном пространстве. Учащийся должен уметь «отсекать» косвенную информацию, то есть использовать лишь те данные, которые непосредственно связаны с его темой. В этом случае обучаемый максимально ясно понимает поставленную задачу, так как самостоятельно характеризует ее ключевыми словами и анализирует с точки зрения мировых достижений и результатов, полученных в данной области исследований. Учащиеся знакомятся с возможностями использования Интернет в целях самообразования, при этом, расширяется их кругозор и повышается интерес к обучению.
Третий этап - раскрытие темы на основе анализа и классификации собранного материала. Здесь творческий элемент проявляется в синтезе полученной и переработанной информации. Участники проекта заходят в Интернет, просматривают различные разделы при помощи поисковых систем, находят
нужную информацию и подробно ее изучают. Полученную информацию сохраняют на дискете, а затем выводят на принтер. Учащийся не только использует информацию ресурсов Интернет, он учится представлять ее в виде максимально удобной для восприятия, классифицировать ее, снабжать краткими аннотациями и т.д. На этом этапе особенно ярко проявляется взаимообратное влияние Интернета и личности, а результат выливается в творчество.
Четвертый этап - заключительный. Презентация полученной и обработанной информации в учебном процессе, предполагающая коллективное обсуждение.
На данном этапе сотрудничество учащегося и преподавателя становится более тесным. Преподаватель знакомится с полученной информацией, отвечает на возникающие вопросы, тогда как на втором и третьем этапах в решении поставленной задачи предполагается «отпустить» учащегося в свободное творчество, контролируя его работу лишь изредка и издалека.
Взаимодействие учащихся друг с другом, работа с материалом носят учебно-познавательный характер. Выполнение проекта проходит в исследова-тельско - познавательном сообществе учащихся и преподавателя, повышающем мотивацию, интерес и работоспособность его участников. Педагог выступает лишь в качестве одного из многих источников информации, организуя самостоятельную деятельность обучающихся.
Согласно К. Роджерсу, задача преподавателя не диктовать готовое и, возможно, не нужное учащемуся знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе содержания, целей, методов работы, и поведения. Педагог, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает самостоятельную деятельность ученика [5].
Организация обучения на основе использования Интернет - достаточно сложный процесс, требующий определенной подготовки и творческого подхода со стороны всех участников этого процесса. Она заключается в выявлении, определении и обработке способов организации взаимодействия компонентов
данной системы обучения и способов укрепления связей между этими компонентами.
Необходимо отметить, что современный урок не тот, где используются технические средства обучения, а где применяют их методически обоснованно. Хороший преподаватель не тот, который применяет современные средства обучения или отсылает учащихся в Интернет, а тот, для кого использование этих средств является не самоцелью, а помощью в обучении, «...на занятиях технические средства должны применяться только в том случае, если они не подменяют преподавателя, а помогают ему» [6, с. 42].
Таким образом, использование Интернет в обучении лиц с ограниченными возможностями активизирует мотивацию обучения, внося в работу учащихся исследовательский аспект, позволяет оценить интеграционный характер новых информационных технологий с конкретными учебными дисциплинами, с темой учебного проекта, способствует преодолению психологического барьера в освоении компьютерных технологий, повышается интерес к изучаемому предмету. И, что особенно важно, процесс обучения для лиц с ограниченными возможностями с использованием Интернет - технологий становится увлекательным, развивается творческое начало, заложенное в каждой личности.
Библиографический список
1. Андреев, А.А. Введение в Интернет-образование [Текст]: учеб. пособие / А.А. Андреев. - М.: Логос, 2003. - 76 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие [Текст]/ И.А.Зимняя. - Р. н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский цент «Академия», 2008. - 272 с.
4. Орлова, Л. В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы: учеб.-метод. пособие [Текст]/ Л.В. Орлова. - Минск: УП «Технопринт», 2002. - 120 с.
5. Роджерс, К. К науке о личности. История зарубежной психологии [Текст]/ К. Роджерс. - М., 1995.
6. Шадрин, А.В. О комплексном использовании технических средств при обучении дискуссии и беседе [Текст]/ А.В. Шадрин // Русский язык за рубежом.
- 1991. -№ 3.
Bibliography
1. Andreev, A.A. Introduction Into the Internet Education [Text]: Manual. -M: Logos, 2003. - 76 p.
2. New Pedagogical and Information Technology in the Educational System [Text]: Manual for Higher School Students / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseyev, A.E. Petrov/ Under the Editorship of E.S. Polat. - 3rd Edition Stereot. - М: “Academy” Publishing Centre 2008. - 272 p.
3. Orlova, L.V. The Educational Project in the Pedagogical Process of School [Text]: Manual / L.V. Orlova. - Minsk: “Technoprint”, 2002. - 120 p.
4. Rogers, K. To the Science About the Personality. History of Foreign Psychology [Text]: Manual / K. Rogers. - М., 1995.
5. Shadrin, А.В. About Complex Using of Means for Training Discussion and Conversation [Text]: Manual / A.V. Shadrin // The Russian Language Abroad. -1991. - № 3.
6. Zimnyaya, I.A. Pedagogical Psychology [Text]: Manual / I.A. Zimnyaya. -Rostov-on-Don: “Phoenix” Publishing Centre, 1997. - 480 p.